УДК 37.022
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ВУЗА В СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ
© Н.В. Малышева
Ключевые слова: метод проектов; проектная деятельность; предпрофессиональная подготовка школьников; информатика.
Рассмотрены педагогические условия и приведена модель использования методов проектов в предпрофессиональ-ной подготовке школьников в области информатики.
В связи с усилением роли знания и информации в современном обществе необходимо обеспечить выпускнику школы не только базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, но и развить инициативу, активную жизненную позицию, находчивость и умение ориентироваться в стремительном потоке информации. Указанные выше качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность. Одной из возможных форм организации учебного процесса может выступать проектная деятельность, в т. ч. информационная деятельность в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В рамках интеграции вуз - школа открываются новые пути помощи школьникам в их профессиональном и личностном самоопределении, организационной формой которого может стать совместная проектная деятельность. Благодаря организации взаимодействия вуз - школа происходит знакомство школьников с миром профессий и достигается связь теории с практикой.
В качестве примера будет рассмотрена работа учащихся МОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области над образовательным проектом «Создание информационной системы образования г. Котовска Тамбовской области». Реализация проекта стала возможна благодаря взаимодействию школы с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина и была направлена на развитие проектных компетенций школьников средствами информатики.
Реализация проекта потребовала выполнения определенных мероприятий: анализ социального заказа на создание информационного продукта, формирование целей проекта, базовое и детальное проектирование, изготовление программного продукта, выпуск программного продукта, сопровождение и поддержка программного продукта.
Заказ на разработку информационной системы был сформирован самими обучающимися; родительской общественностью; педагогами; образовательными учреждениями дошкольного, среднего и дополнительно-
го образования. Каждый из заказчиков видел свою социальную значимость информационного продукта, суть которой состояла в следующем:
- для обучающихся и родительской общественности - возможность получить полную информацию о любом образовательном учреждении города, педагогах школы, сравнить образовательные результаты разных образовательных учреждений;
- для педагогов - возможность презентовать профессиональную деятельность, обменяться опытом работы с коллегами из других образовательных учреждений;
- для образовательных учреждений - возможность презентовать профессиональную деятельность образовательного учреждения, установить взаимосвязи с другими образовательными учреждениями и социальными институтами.
Партнерами в реализации проекта являлись: администрация г. Котовска, администрация образовательных учреждений г. Котовска, педагоги образовательных учреждений г. Котовска, которые оказывали организационную, информационную и финансовую поддержку.
В ходе реализации проекта потребовалось решить проблему со сбором, обобщением, систематизацией и обработкой большого количества информации, а также грамотным распределением обязанностей между участниками проекта. Решение вопроса об осуществлении взаимодействия человеческих, организационных, технологических ресурсов потребовало применения новой педагогической практики. В ее основу был положен подход, позволяющий выработать оптимальный план действий участников проекта, эффективно работающий на достижение общей цели. Взаимовыгодное сотрудничество формировалось в условиях кластера, которым являлась организованная цепочка педагогического сотрудничества, объединившая участников по профессионально-значимым качествам, организаторским и коммуникативным умениям. Организованное взаимодействие позволило повысить эффективность работы участников проекта, их творческий потенциал и профессиональный уровень каждого из них.
Организационная модель взаимодействия вуз-школа в проектной деятельности изображена на рис. 1.
рынок рабочей силы
рынок образовательных услуг
общество
личность
Социальный заказ
Общеобразовательные учреждения
Центры инновационного развития академий, институтов, факультетов и других структур
Школа
1
МОУ «СОШ №3» г. Ко-товска
I
Кафед- Кафедра
ра 1 т
Инфор-
матики
и ин-
форм.
техно-
логии
Педагоги,
школьники,
проектные
группы
Проект
Научные
руководители,
студенты,
проектные
группы
школьников
П (4-
Группа
школьников
1
Ъ *■ Группа студентов 1
Задача 1 ... Задача к Задача 1 ... Задача к
* і * *
1 У Подгруппа Подгруппа Подгруппа Подгруппа
"г' школьников 1 школьников к студентов1 студентов к
^-----^1 Группа студентов И
------------г-----— -
Результат
і Г 1 Г
Оценка результативности Оценка результативности
Рис. 1. Схема взаимодействия вуз - школа в предпрофессиональной подготовке школьников в области «информатика»
семья
Для успешной реализации проекта была сформирована команда, состоящая из проектных групп, в которые вошли: научный руководитель проекта с кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина; студенты 5 курса по специальности «Информатика в гуманитарной области», выполняющие дипломную работу на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина; педагог-аспирант кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р.Державина; учащиеся 10-11 классов МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области.
Научный руководитель формулировал общую учебную цель, производил ее декомпозицию на отдельные задачи, составлял план работы, контролировал эффективность взаимодействия студентов внутри группы, их сотрудничество с педагогом-аспирантом. Таким образом, происходила декомпозиция минипроектов, разделение их на задачи, выделение студентов, ответственных за их решение.
Педагог-аспирант выступал для студентов в качестве консультанта. Он показывал студентам актуальность задачи, предоставлял необходимые информационные ресурсы, помогал в подборе материала и его организации. Им же были сформированы проектные группы школьников с учетом их интересов, поставлены перед ними задачи. Педагог-аспирант следил за тем, чтобы работа была максимально результативной и осуществлялась точно по графику, контролировал эффективность взаимодействия школьников внутри группы, их сотрудничество со студентами, координировал их самостоятельную работу, направлял ее в нужное русло.
Студенты работали над структурой программного продукта, выбирали совместно с научным руководителем комплекс инструментальных средств по его созданию, занимались непосредственно созданием профессионального программного продукта.
Школьники под руководством педагога занимались сбором, систематизацией, обобщением, переводом в электронный формат информации, включающей историю развития образовательных учреждений города, особенности организации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, персональную информацию о педагогическом коллективе в целом и о педагогах образовательных учреждений, результаты учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Совместно со студентами школьники создавали фото и видеоархив об образовательных учреждениях, принимали непосредственное участие в создании программного продукта.
Для школьников данный вид деятельности позволил расширить круг знаний и умений в области информатики и информационных технологий и сформировать на качественном уровне навыки работы с информацией. Прежде всего, школьники получали знания об информации и информационных процессах, о представлении информации, о формализации и моделировании, об алгоритмизации; формировали умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранению, передаче,
продуцированию информации. Кроме того, участие в реализации проекта позволило приобрести знания и умения в области создания и использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа; представления об автоматизации процессов информационного обеспечения профессиональной деятельности. Происходило формирование умений в области технологии обработки текста, графики и звука, технологии обработки числовой информации, технологии хранения, поиска и сортировки информации, технологии мультимедиа.
Рассмотрим педагогические условия использования методов проектов в предпрофессиональной подготовке школьников в области информатики.
Со стороны школьного образования решались следующие задачи:
- формирование у школьников готовности к проектной деятельности;
- развитие творческой активности школьников в проектной деятельности;
- формирование умения оценки результативности проектной деятельности;
- формирование информационной компетентности школьников в проектной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности школьников в проектной деятельности;
- формирование социальной компетентности школьников в проектной деятельности.
Для реализации поставленных задач были организованы специальные занятия для школьников, совместные занятия для школьников и студентов, целью которых являлось максимальное включение каждого участника в процесс проектной деятельности, выработка навыков работы в команде, навыков совместной разработки программного продукта. Прежде чем начать работу над проектом студентов и школьников знакомили с интересными проектами, выполненными в течение предшествующих лет, что служило подтверждением реальности осуществления предложенного проекта и стимулировало к решению не менее сложной задачи.
Система организации взаимодействия участников проекта осуществлялась с помощью применения исследовательских методов (метод моделирования, метод «черного ящика»), проблемных методов (проблемное изложение, дискуссия), логических методов (метод индукции, метод дедукции, метод пошаговой детализации), эвристических методов (метод эмпатии, метод ошибок, метод аналогии, метод рефлексии). При этом использовались как традиционные формы организации занятий (индивидуальная, групповая, самостоятельная), так и нетрадиционные (творческая, игровая) в урочной и внеурочной деятельности.
Результативность участия школьников в создании информационного продукта мы оценивали с помощью разработанной нами системы критериев, которая позволила с целью оценить уровень сформированности проектных компетенций школьников.
В ходе реализации проекта был создан программный продукт, который на сегодняшний день представляет собой образовательный сайт «Образование г. Ко-
товска Тамбовской области», размещенный в сети Интернет (http://www.kotovsk.edu.ru/).
Таким образом, нам представляется весьма полезным механизм предпрофессиональной подготовки школьников в предметной области «информатика», основанный на взаимодействии вуз - школа в проектной деятельности. Описанный механизм оказывает положительное влияние на ориентацию учащихся в сфере будущей профессиональной деятельности и способствует профессиональному самоопределению школьника еще до поступления в профессиональное заведение.
Поступила в редакцию 8 апреля 2009 г.
Malisheva N.V. School and high school interaction in joint project activity of students and schoolboys. Pedagogical conditions are considered and the model of usage of methods of projects in prevocational training of schoolboys in area computer science is cited.
Key words: method of projects; design activity; prevocational training of schoolboys; computer science.