Т. Н. Молева
(Санкт-Петербург)
Педагогическая направленность деятельности
ШКОЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО КЛУБА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
В статье раскрыты особенности педагогической организации семейного клуба. Построена модель формирования ценностных ориентаций детей и родителей в рамках семейного клуба
Сегодня семья, наряду с выполнением традиционных функций обеспечения своим членам экономической, социальной, психологической и физической безопасности, призвана помогать человеку адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современной жизни. Однако в последнее время социологи и психологи отмечают кризисные явления в институте семьи: рост разводов, рождение детей одинокими матерями, брошенные дети, значительное количество семей, нуждающихся в защите и помощи. Среди одиноких матерей, разведённых родителей, семей, взявших под опёку детей, многодетных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев значительное место занимают молодые семьи [10].
Для решения проблем семейной педагогики наиболее перспективным и эффективным считается интеграция деятельности социальных институтов: школы, учреждений дополнительного образования детей и семейных клубов. Такой подход предполагает чёткое определение целей и осуществление программы действий, направленной на создание условий для формирования ценностных ориентаций детей в школьном семейном клубе.
Важно отметить, что механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, потому что не хотят и не могут потратить время на то, чтобы быть вместе с детьми. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалистов, практически не-
возможно. Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также в связи с возникновением эмоциональных затруднений у детей [5].
Наше исследование показывает, что в науке и практике деятельности учреждений образования выделены различные технологии работы по совершенствованию взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Создаются и работают различные кружки, секции, а на основе исследований проблем семейной педагогики разработаны и успешно применяются концепции семейного клуба. Клуб - одна из устойчивых форм объединения людей, имеющих общее увлечение, и при этом имеет большую свободу по способу включённости людей в клубное сообщество. Семейный клуб - это специфическая форма детско-родительского образовательного объединения, обеспечивающего условия творческого развития личности в системе дополнительного образования на основе взаимодействия [6].
В школьном семейном клубе детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы в семьях с низкой психолого-педагоги-ческой культурой укрепить отношения между родителями и детьми: ребёнок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что у родителей появляется возможность понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребёнку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребёнок в атмосфере семейного клуба получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и од-
новременно испытать чувство ответственности. Дети получают от родителей поддержку, учатся правильно оценивать свои возможности, формировать адекватную самооценку, а также ценностные ориентации [4, 6].
В работе школьного клуба «Вдохновение» на базе гимназии г. Сертолово Ленинградской области мы принимаем модифицированную программу по коррекции взаимоотношений родителей и детей, что способствует эффективности деятельности школы, семейного клуба и влияет на успешность формирования ценностных ориентаций детей.
Охарактеризуем основные вопросы программы, которые были задействованы в эксперименте.
1. Коррекция отношений родителей и детей, установление и развитие отношений сотрудничества между ними (улучшение понимания родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов, выработки навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, устранение дезадаптивных форм поведения, реагирование в проблемных и стрессовых ситуациях].
2. Коррекция самооценки детей и родителей (формирование ценностных отношений детей, приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я», укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; обучение приёмам саморегуляции психического состояния].
3. Воспитание отношений к реальной жизни, направленных на приобретение навыков выбора и принятия решений (укрепление волевых качеств; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру].
Использование аксиологического подхода, разработанного в трудах А. Г. Здравомыслова, В. Б. Ольшанского, Е. Н. Шиянова и др., к анализу феномена «ценностные ориентации» позволило рассмотреть их связи с содержательной стороной направленности деятельности семейного клуба.
В исследованиях разных авторов ценностные ориентации рассматриваются как общая направленность личности, набор предпочтений, духовные и материальные ценности, ха-
рактеристика социальной зрелости, источник сознательной деятельности и поведения личности [2, 8, 9].
Большое внимание определению причин современного ценностного кризиса и поиску путей выхода из него в своих исследованиях уделяет В. Т. Лисовский. Одна из самых главных причин этого кризиса, по его мнению, -отлучение молодёжи от социальной жизни, переключение её энергии в сферу досуга [7].
Особая роль формированию ценностных ориентаций отведена в семейном клубе. Нами построена педагогическая система формирования ценностных ориентаций детей и их родителей в рамках семейного клуба, которая включает:
1. Научное обоснование педагогической направленности ресурсного сопровождения школьного семейного клуба как средства формирования ценностных ориентаций детей и родителей. Педагогическая организация ресурсного сопровождения школьного семейного клуба выражается в:
а] программно-целевом обеспечении семейного клуба, когда система воспитания в клубе связывается с разработкой социальнообразовательной и культурно-просветительской программы, смысловая направленность которой обеспечивает вооружение детей и родителей новыми смыслами и ценностями понимания природных явлений, среды взаимодействия людей;
б] развитии педагогической компетенции субъектов семейного клуба, умениями психо-лого-педагогической диагностики;
в] обеспечении организационно-содержательной деятельности клуба.
Деятельность семейного клуба направлена в содержательном аспекте на формирование:
- социально-культурных ценностей (общение, полнота и разнообразие в жизни, участие в диалоге];
- духовно-нравственных ценностей (развитие мировоззренческой, эмоционально-волевой, деятельностной сферы, воспитание гражданственности, приобщение к культуре];
- экологических ценностей (здоровый образ жизни, экологическая безопасность].
2. Модель педагогических ресурсов семейного клуба по формированию ценностных ориентаций детей и родителей (рис., с. 160].
Эта модель определяет возможности использования педагогических ресурсов школь-
КОМПОНЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Формирование ценностных ориентаций детей в результате работы семейного клуба (социально-культурное развитие, духовно-нравственное развитие и экологическое развитие)
КОМПОНЕНТ НАУЧНЫХ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА
- педагогика семейного воспитания психологические теории ценностных ориентаций
- теории ролевых взаимодействий
- деятельностные и коммуникативные подходы
КОМПОНЕНТ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА
Дети и родители
Педагоги,
воспитатели
Представители
социально-культурной
сферы
КОМПОНЕНТ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА
Программно-целевое обеспечение семейного клуба
Организационно-
педагогическое
сопровождение
деятельности
Развитие педагогической компетенции субъектов семейного ________клуба_________
Освоение проектноигровых и досуговых педагогических технологий
ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Рост педагогической Качество Сформированность Авторитет и престиж
квалификации внеурочной мотивации семейного клуба
родителей деятельности к учебно-досуговой
деятельности
Рис. Модель педагогических ресурсов семейного клуба по формированию ценностных ориентаций детей и родителей.
ного семейного клуба, формирования ценностных ориентаций детей и обеспечения их включённости в систему внутрисемейных отношений. Модель состоит из следующих компонентов:
а) целеполагания педагогической организации семейного клуба, связанный с формированием ценностных ориентаций в области социально-культурной деятельности, духовно-нравственного восприятия действительности и экологической культуры;
б) субъектов деятельности семейного клуба (дети и родители, педагогии, воспитатели и представители социально-культурной сферы);
в) организационно-содержательной деятельности клуба: проектирование образовательно-культурных программ, развитие пси-холого-педагогической компетенции воспитателей, родителей и детей, освоение проектной технологии, цели деятельности (формирование ценностных ориентаций), психолого-
педагогические условия, организационнотехнические и социально-экономические условия, средовый, проектный, субъектный и интегративный подходы, методы и формы деятельности, субъекты деятельности (школа, дети, педагоги дополнительного образования детей), этапы организации, критерии сформированности и результаты работы.
Успешность реализации модели обеспечивается организационными факторами и требованиями: структурой и возрастными признаками различных типов семей; деятельностью детей и взрослых по усвоению социальных, культурных и образовательных ролей и способов взаимодействия; формированием социально-воспитательной среды и ориентаций на включённость во внутрисемейные отношения;
г) компонент оценочно-рефлексивный,
предусматривает совокупность динамически изменяющихся качеств деятельности семейного клуба, ориентированного на формирование ценностных ориентаций детей и родителей.
3. Критерии эффективности формирования ценностных ориентаций детей в различ-
ных видах культурно-досуговой деятельности, предусматривающие:
а) рост педагогической квалификации родительской общественности (педагогический кругозор, организация самообразования, коммуникативная культура, вовлечение в новые проекты, участие в семейных делах, пропаганда достижений в семейной педагогике) в нашем исследовании - школьном семейном клубе;
б) качество внеурочной деятельности (число участников; расширение тематики внеурочной деятельности; достижения в конкурсных мероприятиях; имидж учреждения в социуме);
в) сформированность мотивации к учебно-досуговой деятельности (участие в конкурсных мероприятиях; показатели успешной социализации; воспитанность; гражданственность; отношение к родителям и родственникам; честность);
г) авторитет и престиж семейного клуба (показатели участия в мероприятиях разного уровня; количество участников клуба; желание родителей записать детей в клуб; участие родителей в управлении клубом).
Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Боенко Н. И. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в условиях вхождения в рынок / / Молодёжь в условиях социальноэкономических реформ : материалы Международной научнопрактической конференции 16-18 сентября 1995 года. Вып. 1. -СПб., 1995.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл. Эксмо, 2003. - 113 с.
4. Галко Е. Н. Семейный клуб как средство социализации ребёнка : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Великий Новгород, 2003. - 154 с.
5. Григори Н. Связующая нить : программа коррекции детско-взрослых отношений // Школьный психолог : [сайт журнала]. -URL : http://psy.1september.ru/artide_extphp?dir=2000/28/&Шe= 5_12.htm
6. Краткий словарь по социологии / под общей ред. Д. М. Гви-ташиани, Н. И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.
7. Лисовский В. Т. Молодёжь и современность. - Л.: Знание, 1975. - 200 с.
8. Накохова Р. Р. Развитие ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии // Мир психологии. - 2000. - №4.
9. Создание условий для формирования жизненных ценностей учащихся через взаимодействие школы и семьи в современных условиях // Материалы научно-практической конференции 12 мая 2006 года. - Волгодонск. - 93 с.
10. Тугуз Ф. А. Формирование готовности будущих социальных педагогов к оказанию социально-педагогической поддержки молодой семье : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. -Майкоп, 2007.- 23 с.
11. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -836 с.