Научная статья на тему 'Взаимодействие с цифровыми ресурсами: продуктивность образовательной деятельности'

Взаимодействие с цифровыми ресурсами: продуктивность образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT / DIGITAL LEARNING RESOURCES / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX / PRODUCTIVITY OF LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна, Павлова Татьяна Борисовна

В статье рассмотрены продуктивные способы взаимодействия обучающихся с ресурсами цифровой информационной среды, обеспечивающие формирование открытой образовательной позиции и повышение уровня информационной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна, Павлова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH DIGITAL RESOURCES:PRODUCTIVITY OF LEARNING ACTIVITY

The article deals with the problem of learners' productive interaction with the resources of the digital information environment to ensure the open educational position and increase students' information culture.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с цифровыми ресурсами: продуктивность образовательной деятельности»

Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова

(Санкт-Петербург)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЦИФРОВЫМИ РЕСУРСАМИ: ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

INTERACTION WITH DIGITAL RESOURCES: PRODUCTIVITY OF LEARNING ACTIVITY

В статье рассмотрены продуктивные способы взаимодействия обучающихся с ресурсами цифровой информационной среды, обеспечивающие формирование открытой образовательной позиции и повышение уровня информационной культуры студентов.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровые образовательные ресурсы, электронный учебно-методический комплекс, продуктивность образовательной деятельности.

The article deals with the problem of learners' productive interaction with the resources of the digital information environment to ensure the open educational position and increase students' information culture.

Key words: : digital learning environment, digital learning resources, electronic educational and methodological complex, productivity of learning activities.

Современное образование готовит обучающихся к эффективной деятельности в обществе знаний, деятельности, основанной на «обладании знаниями и умении их использовать». П. Друкер подчеркивал необходимость формирования «универсальных умений, состоящих в использовании знаний и их систематическом приобретении как основы для эффективности, квалификации и достижений...» [1, с. 298]. В меняющейся образовательной среде проявляются новые способы представления накопленного социального опыта, научных знаний, предметных областей. В связи с этим формируется заказ на расширенный состав компетенций и повышение уровня информационной культуры выпускников. Методы и ресурсы традиционного обучения должны стремиться к инновационным преобразованиям, включающим продуктивную деятельность в сложноорганизованном информационном цифровом пространстве.

Одной из важнейших образовательных целей становится формирование активной

деятельностной позиции обучающихся по отношению к доступным им информационным ресурсам. Такая позиция предполагает восприятие образовательных, общекультурных, профессиональных источников информации не только как предмета потребления для решения частных учебных задач, но и как средства развития, обеспечения успешности, конкурентоспособности в современном мире. В этом контексте особое значение приобретают навыки самостоятельного поиска и извлечения необходимых знаний, освоение перспективных способов применения их в различных ситуациях, навыков творческой и исследовательской деятельности в опоре на ресурсы обширной информационной среды. Таким образом, необходим постепенный целенаправленный переход от традиционных, в значительной степени репродуктивных способов взаимодействия обучающихся с образовательными ресурсами к продуктивным, обеспечивающим способность самостоятельно конструировать свои знания в индивидуальной

или совместной деятельности, эффективно перерабатывать информацию из доступных источников, производить новые информационные продукты.

Сегодня информационное образовательное пространство строится путем интеграции традиционных и цифровых образовательных ресурсов (см. рис. 1).

Рекомендации преподавателя, собственная активность и инициатива обучающегося выводят его в глобальное информационное пространство, позволяют расширить

информационное окружение для самообразования и саморазвития. Это иноязычные ресурсы, массовые онлайн-курсы, научные базы знаний, профессиональные порталы, сообщества и пр. Могут ли такие ресурсы быть вовлечены в учебный процесс или их роль значима только для особо инициативных субъектов, самостоятельно формирующих свой информационный образовательный запрос?

Рассмотрим три условных способа взаимодействия субъекта учебно-познаватель-

Дидактически не преобразованная информация

Дидактически-преобразованная информация

Вариативные дидактические преобразования цифровой информация

Рис. 1. Ресурсное окружение современного обучающегося.

ной деятельности (УПД) с цифровыми образовательными ресурсами, к которым мы относим перцептивно-воспринимающий, интерактивно-инструментальный и интеллектуально-преобразующий (рис. 2).

Эти способы, безусловно, базируются на традиционных приемах освоения содержания образования, расширяя, обогащая и постепенно трансформируя их в целях раскрытия потенциала саморазвития и самореализации субъекта в современном информационном пространстве.

Каждый из способов взаимодействия обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами представим следующими аспектами: организацией содержания учеб-

ного материала, ролью педагога и реализуемых им педагогических приемов, ролью обучающегося и формируемыми у него умениями.

Перцептивный способ взаимодействия обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами нацелен на восприятие, субъективное отражение образовательной информации. Подчеркнем значение активной позиции обучающегося в процессе восприятия образовательной информации. Что содействует формированию такой позиции?

Содержание в данном случае организуется путем преобразования традиционных текстов в цифровой формат с сохранением линейной структуры, традиционными

Научные базы данных

Профессиональные базы данных

Интеллектуально-преобразующий способ

Интерактивно-

инструментальный

способ

Конкурсы, олимпиады Ресурсы

образовательных и

профессиональных

сообществ

Виртуальные лаборатории

Преобразование информационной базы учебного процесса

Инициативное продуктивное взаимодействие с образовательной информацией

Е-библиотеки, порталы, сайты

Интерактивные ЭОР

Компьютерные модели

Иноязычные ЭОР

Фрагменты МООС

Обагащение информационной базы учебного процесса

Перцентивно-воспринимающий способ_

Алгоритмизация взаимодействия образовательной информации с компьютерными программными средствами

Печатные и оцифрованные справочно-энцикпопедические издания

Печатные и оцифрованные учебные издания

Учебное видео, аудио

Расширение информационной базы учебного процесса

Ш

<

со О

СО £

ш о

ш о.

ш

<

т О Ч ш с;

о <

Традиционное взаимодействие с образовательной информацией

Рис. 2. Способы взаимодействия обучающегося с цифровыми образовательными ресурсами.

приемами организации его усвоения и обеспечения наглядности. В настоящее время значительные объемы учебной, научной литературы доступны в цифровых форматах для чтения на стационарных компьютерах и носимых устройствах с возможностью кастомизации отображения, функциями закладок и заметок. Ресурсная база учебного процесса существенно расширяется за счет цифрового образовательного медиаконтен-та, который может быть использован как полностью, так и в виде специально подготовленных фрагментов.

Роль педагога. При организации перцептивного способа взаимодействия обучающегося с цифровыми образовательными ресурсами требуются педагогическая ориентировка в расширенном информационном поле, методическое руководство по их применению в учебном процессе. Но при этом важны осознанная свобода выбора образовательных действий, умение формировать индивидуальный информационный запрос, выбирать надежные источники информации, эффективно их использовать в контексте решаемых задач. Педагог фактически играет роль проводника в расширенном ресурсном поле, опосредованно управляет процессом применения образовательного контента.

Учитывая актуальные, принятые пользователями глобальной информационной среды тренды информационного взаимодействия, педагог может играть новую роль - куратора контента в образовательном сообществе. Курирование контента позиционируется сегодня как активность субъекта-эксперта, обеспечивающая эффективное взаимодействие с информационными ресурсами широкого круга пользователей. Курирование контента становится неотъемлемой частью деятельности педагога [2, с. 1]. Преподаватель производит первоначальный отбор и определенную обработку контента, поскольку может квалифицированно и обоснованно рекомендовать ресурс, оценив его по определенным критериям. Важно транслировать эти критерии обучающимся, обозначить ключевые преимущества каждого источника информации.

Это могут быть краткие резюме, репосты на отзывы о ресурсах, цитаты, тематические подборки, ранжированные по степени значимости, обзоры, хронологическое упорядочивание и пр. Такая подготовка ресурсов педагогом важна не только с учетом обширности доступной информации, но и с точки зрения ее динамичного обновления.

Активная позиция преподавателя в отношении расширения информационной базы учебного процесса изменяет роль обучающегося, который следит за рекомендациями, сверяет свое восприятие ресурса с имеющимися критериями оценивания, на этой основе осуществляет обоснованный выбор ресурсов для решения поставленных задач. В процесс курирования образовательного контента могут быть вовлечены наиболее инициативные студенты, стремящиеся принести пользу образовательному сообществу, поделиться своим учебным опытом.

Расширение информационной базы учебного процесса позволяет привлекать разнообразную, разноплановую образовательную информацию, удовлетворять предпочтения обучающихся в плане модальности восприятия учебного контента, демонстрировать примеры эффективной деятельности в современном информационном пространстве.

Второй способ взаимодействия обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами условно обозначим как интерактивно-инструментальный.

Это в большей мере алгоритмизированное взаимодействие, задаваемое интерактивными программными средствами. Взаимодействие с контентом происходит в режиме диалога, постоянной обратной связи. Интерактивность взаимодействия с ресурсом понимается в широком смысле, включая в это понятие как человеко-машинный диалог, предопределенный компьютерной программой, так и применение различных программных средств, позволяющих обучающимся оперировать содержанием в процессе формирования компетенций.

Воспользуемся классификацией уровней интерактивности цифрового контен-

та, предложенной А.В. Осиным [3, с. 15-18]. Если для перцептивного способа взаимодействия обучающегося с электронным образовательным ресурсом характерны условно-пассивные формы интерактивности, то для интерактивно-инструментального способа необходимы ресурсы, обеспечивающие активные и деятельностные формы взаимодействия с цифровым контентом.

Интерактивные конструкторы и имитационные компьютерные модели изучаемых объектов позволяют сводить в единую систему различные факторы, которые традиционно описываются в учебных текстах в линейных последовательностях, тем самым укреплять междисциплинарные связи, приближая конструируемые обучающимся знания и умения к ситуациям реальной жизни. Повышение уровня интерактивности контента ведет к расширению свободы практических манипуляций с ним, поднимая функционал от иллюстративной модели до виртуальной лаборатории. Интерактивный цифровой образовательный ресурс может быть реализован в виде системы дополненной реальности, обучающей компьютерной игры. При работе с электронными текстами действенными являются инструменты, ориентированные на отображение онтологий (ontology mapping), поддерживающие деятельность по установлению множественных соответствий, семантических связей между понятиями, перекодирование информации.

Такая алгоритмизация взаимодействия изменяет роль педагога и позволяет усовершенствовать традиционные педагогические приемы: автоматизированный контроль и самоконтроль, интерактивная мультимедийная наглядность, интерактивные модели, контекстная помощь, классификация и систематизация с автоматизированной проверкой правильности предложенного варианта, решение расчетных задач и пр. Педагогическое сопровождение воплощается в цифровом продукте в виде инструктивного элемента (раздела, контекста) или в виде интеллектуального агента, анализирующего действия пользователя с целью выдачи рекомендаций или ответов на вопросы, возникающие при изучении со-

держания. В качественном интерактивном ресурсе реализуются алгоритмы, не только повышающие эффективность усвоения содержания, но и воздействующие на мотивации, способствующие повышению саморегуляции и ответственности за уровень достигаемого результата.

Основные преимущества, которые получает обучающийся, - это активизация и повышение продуктивности учебных действий, а также расширение их диапазона при взаимодействии с цифровым контентом. Основное смысловое значение интерактивности - предоставление возможности обучающемуся самому управлять процессом освоения предметного содержания. Взаимодействие с образовательными ресурсами приобретает индивидуализированный продуктивный характер благодаря использованию разнообразных цифровых инструментов. Например, работая с учебным текстом, обучающийся составляет опорный конспект в виде интерактивной интеллектуальной карты, выполняет вычисления и построение графических представлений. Иноязычные образовательные ресурсы становятся более доступными благодаря средствам автоматического перевода текстов и веб-страниц.

В сетевом образовательном пространстве интерактивно-инструментальный способ взаимодействия с образовательными ресурсами может реализоваться в режиме совместной деятельности, включая коллективную разработку информационных проектов, взаимопомощь и взаимооценивание.

Таким образом, в решении учебных и развивающих задач в цифровой среде обучающемуся важен не только набор доступных ресурсов, степень их интерактивности, но и понимание возможностей цифрового инструментария, позволяющего осваивать содержание, формировать различные аспекты компетенций.

Интеллектуально-преобразующий способ взаимодействия обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами сводится к инициативной продуктивной интеллектуальной деятельности субъекта. Образовательный процесс в современном его

понимании ориентирован на достижение результатов высокого интеллектуального уровня, на актуализацию ценностей постоянного саморазвития и самообразования. Поэтому необходимы ситуации, когда учебные задачи ставятся с расчётом на образовательную инициативу, поисковую и исследовательскую активность, личностную заинтересованность обучающегося.

Ориентируя обучающихся на интеллектуально-преобразующий способ информационной деятельности, педагог организует интеграцию в учебный процесс научных ресурсов, информации из профессиональных баз данных, сетевых профессиональных сообществ, ресурсов неформального образования и пр., где функционируют новые дискуссионные знания, еще не оформленные в публикациях, осуществляется непосредственная передача передового профессионального опыта.

От педагога в этих условиях требуются умения продуктивной интеллектуальной переработки научной и профессиональной информации, применения перспективных информационных инструментов. К педагогическим приемам преобразования информации отнесем ее свертывание и развертывание, построение новых информационных структур, экспертное аннотирование, реферирование, обзорно-аналитическую деятельность, составление классификаций, коллективных гипертекстов и онтологий, построение смысловых и наглядных моделей, цифрового нарратива и пр.

Основная цель педагогического управления - не упорядочить, регламентировать информационное взаимодействие с цифровыми ресурсами, а усилить продуктивность такого взаимодействия, оптимизировать результаты для определенного сообщества обучающихся, организовать взаимообога-щающие обменные процессы.

Осуществляя такую деятельность, обучающийся формирует открытую познавательную позицию по отношению к ресурсам современной образовательной среды. По определению М.А. Холодной, такая познавательная позиция - это «особый тип отношения, при котором индивидуальное умозре-

ние отличается вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события, а также адекватной восприимчивостью по отношению к необычным аспектам происходящего» [4, с. 188]. Поэтому данный способ взаимодействия с образовательными ресурсами ориентирован на усиление способности обучающихся добывать знания самостоятельно, учитывать разные точки зрения, формировать собственное мнение и самостоятельно применять информацию для решения ком-петентностных, исследовательских и профессиональных задач. Ресурсы для решения таких задач всегда избыточны, требуют квалифицированного выбора и нахождения путей их применения.

Таким образом, цели и задачи взаимодействия обучающихся с информационными ресурсами открытой цифровой образовательной среды могут быть разными, диапазон доступных разноплановых ресурсов чрезвычайно широк, разнообразны и инструментальные средства взаимодействия с цифровым образовательным контентом.

Нуждаются в осмыслении проблемы готовности преподавателей эффективно использовать богатый ресурсный потенциал цифровой среды в учебном процессе с учетом возможностей, устремлений, интересов и инициатив обучающихся. Это комплексная проблема, решение которой приводит к новому педагогическому дизайну цифровой образовательной среды с идеологическим и технологическим преобразованием комплекса целей взаимодействия с информационными ресурсами, форм представления образовательного контента, оценивания результатов, достигаемых в процессе информационной образовательной деятельности, педагогического сопровождения и роли обучающегося в информационном взаимодействии. Открытая образовательная позиция обучающегося, освоение им перспективных способов продуктивного взаимодействия с информацией имеют особое значение, поскольку знания и технологии меняются настолько быстро, что среди основных образовательных результатов возрастает ценность способности учиться самостоятельно,

выбирать оптимальные ресурсы, стратегии и инструменты. Ресурсный потенциал современной образовательной среды в наибольшей степени проявляется для студентов, которые хотят свободы в образовательной деятельности: самостоятельно строят образовательный маршрут, выбирают раз-

нообразные способы действий в информационной среде, применяют эффективные цифровые инструменты самообразования и саморазвития.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 9-18-00108).

Литература

1. Друкер П. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего быстро меняющегося общества: пер. с англ. Б.Л. Глушакова. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. - 311 с.

2. Курирование контента: больше чем фильтр? / EduTech №5 (17) 2018 URL: https:// edutechclub.sberbank-school.ru/system/files/event/pdf/full/17_EduTech_web.pdf (дата обращения: 22.08.2019).

3. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Интернет-порталы: содержание и технологии: сборник научных статей. Вып. 4. - М.: Просвещение, 2007. - С. 15-21.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. -272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.