УДК 331.108.2:37.014.54
Карасев Константин Иванович Konstantin Karasev
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
THE INTERACTION BETWEEN LABOUR MARKET AND EDUCATION SYSTEM ON THE TRANSBAIKAL TERRITORY(ZABAIKALSKY KRAY)
Статья посвящена исследованию регионального рынка труда и влиянию системы профессионального образования на его состояние в новых социально-экономических условиях. Отмечается особая роль образования в преодолении кризисных явлений и стабилизации ситуации на рынке труда, которая заключается в аккумулировании молодежи и неработающих граждан в образовательных учреждениях к повышению их профессиональных компетенций. Приведены данные по демографии и континген-там учащихся и студентов в Забайкальском крае за 1992-2014 гг., отражены тенденции и проблемы в профессиональном образовании. Снижение численности населения за этот период составило свыше 240 тыс. человек, что повлекло за собой уменьшение числа обучающихся в школах на 100 тыс. человек, а в НПО на 5 тыс. человек. К наиболее важным проблемам относятся дисбаланс спроса и предложения на рынке труда как по уровню образования, так и по направлениям подготовки рабочих кадров и специалистов; миграционный отток экономически активной части населения и снижение уровня подготовки специалистов. Преодолению негативных тенденций на рынке труда будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов на территории Забайкальского края и изменение экономической конъюнктуры в стране и регионе, а также активное участие работодателей в формировании регионального заказа на подготовку кадров
Ключевые слова: рынок труда, система образования, демография, контингенты учащихся и студентов, дисбаланс спроса и предложения на региональном рынке труда, миграционный отток населения, пути преодоления негативных тенденций
The article is devoted to the study of regional labour market and the impact of vocational education on its status in the new social and economic conditions. The special role of education in overcoming crisis and stabilization of situation at the labour market by accumulation of youth and unemployed citizens in educational institutions and increase of their professional competences is noted. Data on demography and contingent of students on the Transbaikal territory in 1992-2014 years, trends and issues in vocational education are reflected. The population decline during this period amounted to more than 240 thousand people, which resulted in a decrease of students' number at schools by 100 thousand and at primary vocational schools by 5 thousand people. The most important problems include: an imbalance of supply and demand on the labour market, both in the level of education, and in areas of workers and specialists training; migration outflow of economically active population and the decrease of specialists training level. The implementation of major investment projects on the Transbaikal territory, the changing of economic conditions in the country and in the region, as well as the active participation of employers in forming the regional order for specialists training will be conductive to overcome the negative trends at the labour market
Key words: labour market, education system, demography, contingents of students, imbalance of supply and demand at regional labour market, migration outflow of population, ways of overcoming the negative trends
Социально-экономическое развитие государства и общественное сознание в значительной степени определяются состоянием рынка труда и системы трудовых отношений, складывающихся в данный исторический период. Россия за последние десятилетия прошла через фундаментальную ломку действующих в Советском Союзе норм и принципов трудового права и становление новых взаимоотношений в системе «работник-работодатель-государство».
Смена социально-экономической модели общества, курс на развитие либерально-рыночных отношений в экономике привел к формированию рынка труда как необходимого элемента современного мирового хозяйства. В этом случае еще более формализовалась роль труда как товара с определенной стоимостью, выставляемого на рынок. В обществе проявились явления, нехарактерные для социалистического уклада, такие как безработица, неполная занятость, «серая зарплата», массовые увольнения, забастовки, рейдерские захваты базовых предприятий, глубокий уровень дифференциации доходов работников, топ менеджеров, собственников и ряд других. По сути дела, на повестку дня вновь встал вопрос о противоречии «труда и капитала» [1].
Разумеется, что, взяв курс на либерализацию политических и рыночных отношений, государство и общество осознавало неизбежность возникновения негативных явлений, но на данном историческом этапе возврат к социалистической системе хозяйствования нереалистичен. В связи с этим идет формирование новой системы социально-трудовых отношений, позволяющей снижать уровень напряженности в этой сфере и в обществе в целом через институциональные изменения [2].
Исходя из определения рынка труда как совокупности экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги и компетенции на заработную плату и другие выгоды, которые работодатели готовы представить работнику, вырабатываются и механизмы влияния на состояние трудовых отношений [3].
К важнейшим факторам воздействия на рынок труда следует отнести объективные, финансово-экономические и субъективные.
Объективными являются политическая и социальная стабильность в обществе и в мире, численность экономически активного населения, численность занятых в экономике, основные фонды предприятий и их состояние, геополитическое положение территории, её вовлеченность в инвестиционные программы, уровень образования и профессиональных компетенций работников, состояние законодательства в сфере трудовых и экономических отношений, миграционная политика.
К финансово-экономическим факторам относятся фискальная и налоговая политика государства, инвестиции в средства производства и развитие инфраструктуры, активность работодателей, конкуренция, конъюнктура и др.
Субъективные факторы зависят от личности работника и могут характеризоваться его индивидуальными профессиональными компетенциями, активностью и настойчивостью в поиске работы, моральными и деловыми качествами, характером, внешностью, креативностью и др.
Каждый из них имеет свою значимость в формировании методологии определения интегрального критерия, позволяющего оценивать весовой вклад перечисленных факторов, что представляется важным при анализе рынка труда и его состояния на региональном и федеральном уровнях [4].
Отметим, что состояние рынка труда в Российской Федерации в определяющей степени зависит от состояния как отечественной, так и мировой экономики. При нарастании кризисных явлений, которые становятся обязательным атрибутом современной экономической и политической жизни России, рынок труда реагирует спадом спроса на рабочую силу. При этом существенно снижаются объемы производства, занятости населения, их доходы и, как следствие, уровень потребления и уровень жизни. Такие процессы в современной России происходили в 1991-1992, 1998,
2008 гг. и протекают в настоящее время (2014-2015) На наш взгляд, несмотря на предпринимаемые меры, в современной системе управления не созданы и не отработаны адекватные ситуации алгоритмы предотвращения кризисов и преодоления последствий кризисных явлений. В большинстве случаев за кризис расплачивается население страны снижением уровня и качества жизни. Это является одним из побудительных мотивов для нарастания в общественном сознании недоверия и негативного отношения к экономической политике государства, эмиграционных настроений, «бегства капиталов» [5].
Не затрагивая всех факторов воздействия на рынок труда, рассмотрим влияние системы образования на его состояние. В общем, образование является одним из главных институтом государства, роль которого трудно переоценить. При этом в образовании реализуются, с одной стороны, интересы государства и общества по воспроизводству высококвалифицированных кадров для решения важнейших социально-экономических задач, а с другой — интересы личности по самореализации и повышению своего социального статуса. Помимо этого в образовании решается ещё ряд важнейших задач, обеспечивающих стабильность государства и общества в целом. К их числу следует отнести:
— воспитание подрастающего поколения и населения в духе патриотизма, лояльности к действующей власти и сохранение культурно-исторического наследия, что позволяет решать многие идеологические и политические проблемы;
— аккумуляцию значительной части молодежи, обладающей высоким энергетическим, трудовым и политическим потенциалом в системе образования, что снижает давление на рынок труда и предотвращает нарастание социального недовольства;
— выход на рынок труда подготовленной квалифицированной рабочей силы, превносящей в общество и производственный процесс инновационные идеи, технологии и принципы организации управления.
Рассматривая состояние регионального рынка труда, необходимо учитывать миграционные процессы, являющиеся косвенным показателем социального самочувствия коренного населения. Отсутствие реальных перспектив улучшения условий и качества жизни, профессиональной и социальной востребованности приводит к значительному оттоку из депрессивных регионов наиболее квалифицированной, экономически активной части населения, которая замещается в неполном объёме внешними и внутренними мигрантами с низким уровнем профессиональных компетенций.
Сама по себе трудовая мобильность является положительным явлением, позволяющим рационально перераспределять трудовые ресурсы по территории страны, однако для малонаселенных восточных приграничных регионов это существенно влияет на геополитическую стабильность и снижает вероятность и эффективность освоения мощного природно-ресурсного потенциала.
Анализируя состояние рынка труда и влияние на него образования в Забайкальском крае, отметим, что численность населения за период 1992-2014 гг. снизилась с 1329,2 тыс. человек до 1090,3. Край потерял, таким образом, 240 тыс. человек за счет естественной смертности и миграционного оттока. При этом, если показатель естественного прироста (убыли) населения с 2007 г. имеет положительное значение, то ежегодная миграционная убыль населения за весь период устойчиво сохраняется на уровне 3...9 тыс. человек, причем до 57 % это наиболее активная и успешная часть населения (предприниматели, лучшие выпускники образовательных учреждений, молодежь). Это приводит к вымыванию с рынка труда наиболее квалифицированных, перспективных специалистов, снижению интеллектуального потенциала территории, что в дальнейшем отразится на социально-экономическом развитии края.
Пропорционально численности населения изменялась и численность учащихся общеобразовательных школ с 240 до 141,4 тыс. человек [6]. При этом в начале 90-х
гг., после принятия закона «Об образовании» 1992 г., в профессиональном образовании Забайкалья, как и по всей России, начинают проявляться тенденции, которые приобрели к настоящему времени негативный характер.
С одной стороны, теряется интерес к начальному профессиональному образованию, что сопровождается сокращением сети учреждений и контингентов учащихся с 14,5 до 9,5 тыс. человек. Отсутствие гарантированного трудоустройства на базовых предприятиях, нестабильность экономической жизни, новые формы предприятий и организаций отчасти объясняют происходящие процессы в системе НПО. Всё это привело к снижению уровня квалификации рабочих кадров и в настоящее время требует, несмотря на кризис, существенных усилий для создания нового поколения высококвалифицированных рабочих, способных реально осуществить модернизацию отечественного производства.
С другой стороны, существенно повысился спрос на среднее профессиональное и высшее образование. Контингенты студентов, начиная с 1992 по 2013 гг., в крае увеличились с 15,3 до 18,0 тыс. человек в СПО и с 12,3 до 33,2 тыс. человек в ВПО, достигая максимума в период кризиса в 2008-2010 г. 19,5 и 41,5 тыс. человек соответственно. По Российской Федерации в системе высшего образования тенденции аналогичные. В 2008 г. численность студентов достигала 7,7 млн человек снизившись к 2015 г. до 5,6 млн человек, что позволило уменьшить давление на рынок труда в условиях нарастания численности безработных.
Подобный перекос в приоритетах выбора профессии глубоко связан с социально-экономическими изменениями в государстве и, как следствие, в общественных представлениях о ценности образования и его влияния на будущую успешность в самореализации. Важную роль в этом процессе сыграла либерализация законодательства, которая способствовала развитию негосударственного и коммерческого сектора в образовании и, как следствие, снижение качества подготовки специалистов. В на-
стоящее время доля студентов, обучающихся на платной основе в Забайкалье, превышает 50 %. При этом выбор профессии, в большинстве случаев, определяется не стратегией и программой развития территории и государства, а является отражением личных представлений гражданина о ценности специальности, что приводит к существенным перекосам в подготовке специалистов. По мнению экспертов, доля выпускников, работающих по специальности после окончания высших учебных заведений, не превышает 20...25 % [7].
В общественном сознании прочно укоренилось представление о высокой престижности и высоких доходах выпускников юридических, экономических, финансовых и управленческих профессий, доступность которых обеспечивается негосударственными образовательными организациями и коммерческим приемом в государственных вузах. Результатом этих процессов явилось снижение качества подготовки специалистов, потеря интереса к инженерным профессиям, составляющим интеллектуальную основу материального производства и его модернизации. Для преодоления этих негативных тенденций на уровне государства предпринимается ряд мер, направленных на оптимизацию сети и структуры подготовки кадров в учреждениях высшего образования, повышения престижности рабочих профессий.
За 2013-2014 г. Рособрнадзор РФ проверил 1856 вузов и их филиалов из 2250, в результате более 450 организаций отозвали свои лицензии [8].
Анализируя состояние регионального рынка труда и его изменение за последние годы, можно отметить его устойчивую корреляцию с социально-экономическими процессами, протекающими в стране, которая в силу интеграции в мировую хозяйственную систему, испытывает все негативные последствия глобальных экономических и политических кризисов. За последние два с лишним десятилетия на рынке труда Забайкалья происходили процессы, которые можно проиллюстрировать данными, представленными на рисунке.
а)
16%
28%
б)
и вис
■ело
и нп->
Н специалисты с В ПО Н спе циалисты с СПО и спе цнатисты с НПО
Структура численности студентов по уровню получаемого образования (а) и структура потребности в специалистах в Забайкальском крае (б) в 2013 г.
Из рабочих профессий, востребованных на рынке труда, наибольшим спросом пользуются специалисты строительного профиля, металлообработки, сельхозпро-изводства и пищевой промышленности, горного производства, транспорта и связи. Общая потребность в рабочих специалистах составляет 11 тыс. человек.
По выпускникам СПО высока потребность в специалистах горного производства, строительства, оптовой и розничной торговли, образования, здравоохранения и предоставления коммунальных и социальных услуг. Ежегодная потребность около 3 тыс. человек.
Потребность в специалистах с высшим образованием составляет 2,5 тыс. человек. Наибольший спрос характерен для отраслей здравоохранения и образования, добычи полезных ископаемых, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства. Высоким остается спрос на ГГ-специалис-тов, высокопрофессиональных менеджеров и инженеров по базовым отраслям промышленности.
Исходя из численности выпускников учреждений образования и потребности рынка труда, мы видим кратное превышение предложения над потребностью для
некоторых специальностей и направлений (финансы и кредит, юриспруденция, управление, экономика).
В условиях нового экономического кризиса и снижения объема инвестиционных ресурсов подобные перекосы будут еще более усугубляться, создавая для выпускников образовательных учреждений серьезные трудности в трудоустройстве.
Для преодоления негативных тенденций на рынке труда необходима реализация крупных инвестиционных проектов на территории Забайкальского края и изменение экономической конъюнктуры в стране, а также активное участие работодателей в подготовке кадров и формировании реального регионального заказа государственным профессиональным образовательным учреждениям. К числу перспективных инвестиционных проектов следует отнести проекты, связанные с модернизацией Транссиба и БАМа, освоению ряда месторождений юго-востока Забайкалья, Чарского промышленного узла и др. Их реализация в современных экономических условиях, несмотря на все сложности, необходима для интенсификации развития Забайкальского края.
Литература_
1. Кохно П.А. Главное противоречие между трудом и капиталом в современной России. М.: Академия Тринитаризма. Эл. № 77-6567, публ. 16743, 11.08.2011. Режим доступа: http//www.trinitas. ng.ru/rus/doc/0009/001a/
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Гильманов А.З. Сущность и характеристика рынка труда современного общества. ЦПЭИ АН РТ. Режим доступа: http:// www.cpei.tatarstan.ru
4. Экономическая теория Режим доступа: http// www. grandars. ru.
5. Гуриев С. Экономика России — корабль без капитана. Режим доступа: http://www.fontanka.ru (дата обращения 26.01.2015).
6. Режим доступа: http://www.gks.chita.ru.
7. Шевченко Д.А. Современный рынок высшего профессионального образования России. Состояние и перспективы развития. Режим доступа: http://. www. shevchenko.rggu.ru.
8. Интервью с Д.В. Ливановым Е. Герасимовой. В рабочий класс или в офисный планктон // Независимая газета. Режим доступа: http//www. ng.ru (дата обращения 27.01.15).
_References
1. Kohno P.A. Glavnoe protivorechie mezhdu trudom i kapitalom v sovremennoy Rossii [The main contradiction between capital and labour in modern Russia]. Moscow: Academy of Trinitarizm. E-number 77-6567, publ. 16743, 11.08.2011. Available at: http // www.trinitas.ng.ru / rus / doc / 0009 / 001a /
2. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Labour Code of the Russian Federation]. Moscow: IN-FRA-M, 2005.
3. Gilmanov A.Z. Sushhnost i harakteristika rynka truda sovremennogo obshhestva. CPEI AN RT (The nature and characteristics of the labour market of modern society. TSPEI AN RT). Available at: http: // www.cpei.tatarstan.ru
4. Ekonomicheskaya teoriya (Economic theory) Available at: http // www.grandars.ru.
5. Guriev S. Ekonomika Rossii — korabl bez kap-itana (Russia's economy — a ship without a captain). Available at: http://www.fontanka.ru (accessed 01/26/2015).
6. Rezhim dostupa: http://www.gks.chita.ru (Available at: http://www.gks.chita.ru).
7. Shevchenko D.A. Sovremenny rynok vysshego professionalnogo obrazovaniya Rossii. Sostoyanie i perspektivy razvitiya (The modern market of higher education in Russia. Status and prospects of development). Available at: http: //.www. shevchenko.rggu. ru.
8. Interviyu s D.V. Livanovym E. Gerasimovoy. Vrabochiy klass ili v ofisny plankton (Interview with D.V. Livanov, E. Gerasimova. In the working class or in office plankton): Nezavisimaya Gazeta. Available at: http // www.ng.ru (accessed 1/27/15).
Коротко об авторе _
Карасев К.И., д-р техн. наук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия
Научные интересы: региональный рынок труда, система образования
_ Briefly about the author
K. Karasev, doctor of technical sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: regional labour market, education system