АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Е.Ю. Усатая, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В статье проведен анализ состояния рынка труда Краснодарского края. Выявлены и рассмотрены важнейшие индикаторы состояния рынка труда, такие как демография, миграционные потоки, уровень качества жизни, а также проанализирована динамика занятости, даны рекомендации по сокращению численности безработного населения и показан экономический эффект от профессионального переобучения кадров.
Ключевые слова: занятость, рынок труда, Краснодарский край, политика занятости.
Краснодарский край является перспективным и динамично развивающимся регионом. Его привлекательность для инвесторов и трудовых ресурсов определяется геополитическим положением и климатом. Для обеспечения поступательного развития края 16 апреля 2008 года Законодательным собранием Краснодарского края был утвержден закон Краснодарского края «О Стратегии социально экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [1]. Одним из важных разделов данного закона является социальный, включающий вопросы регулирования занятости в регионе.
Внимание к состоянию рынка труда обусловлено рядом факторов: пограничное положение с миграционно-активными регионами, особенности системы расселения (высокая доля сельского населения), сезонный характер занятости в ряде отраслей хозяйственного комплекса.
В целом ситуацию на рынке труда Краснодарского края можно охарактеризовать как умеренно напряженную. Несмотря на экономический спад число предприятий сократилось несущественно, в некоторых отраслях даже увеличивается (особенно это заметно в сфере сельского хозяйства), положительная динамика наблюдается в сфере строительства, торгов-
ли и сфере услуг - все это основные факторы, которые позитивно влияют на состояние рынка труда региона.
В тоже время на состояние рынка труда оказывают влияние такие факторы как: демографическая ситуация, миграционные процессы и качество жизни населения (табл. 1).
Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Мигранты формируют потенциал для привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
2. Негативное воздействие числа мигрантов на численность местного населения, постепенное вытеснение собственных трудовых единиц (государства, расположенные рядом, отличаются более низким уровнем заработной платы, чем в крае, что является стимулом для движения низко квалифицированного персонала);
3. Не менее 25% от общей численности населения составляют пенсионеры, доходы которых близки к прожиточному минимуму, поэтому платежеспособный спрос у них достаточно низкий, а также отмечается дифференциация доходов, что приводит к формированию слоя бедных и богатых («средний класс» формируется крайне медленно).
Таблица 1. Влияние факторов на рынок труда Краснодарского края
Фактор Положительное влияние Отрицательное влияние
Демография Средняя продолжительность жизни выше, чем в целом по России. Положительный естественный прирост населения. Снижение численности лиц моложе трудоспособного возраста. Увеличение лиц старше трудоспособного возраста. Наличие потенциала роста численности населения.
Миграционные потоки Постоянное положительное сальдо. Рост числа мигрантов. Большинство мигрантов лица младше трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Мигранты в основном составляют низко квалифицированные кадры.
Уровень жизни населения [2] Показатели среднемесячной заработной платы выше прожиточного минимума. Доля населения с доходом меньше прожиточного минимума имеет тенденцию к снижению. Рост сбережений населения. Наличие более высоких показателей потребления по сравнению с общероссийскими показателями. Увеличение расходов населения на оплату услуг. Высокая доля занятого населения в малом предпринимательстве и семейном бизнесе. Низкая доля фонда оплаты труда в денежных доходах населения, что обусловливает снижение стимулов к труду, ведет к падению производительности труда. Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере ниже, чем в производственной сфере. Значительная дифференциация доходов и имущества населения. Неблагоприятное соотношение минимальной заработной платы и прожиточного минимума, средней и минимальной оплаты труда.
—
составлено автором
Считаем, что такие показатели, как уровень жизни населения, миграционные потоки и демографическая ситуация являются основными факторами, определяющими динамику рынка труда Краснодарского края.
Динамика рынка труда Краснодарского края характеризуется следующими положениями [3]:
- несмотря на затянувшийся кризис, наблюдаются незначительные изменения уровня безработицы;
- по сравнению со средним значением по стране уровень безработицы в крае остается стабильно низким;
- значительный вклад в безработицу осуществляют мигранты из Украины;
- рынок труда Краснодарского края дифференцирован по районам: низкий уровень безработицы в крупных городах края, особенно в Краснодаре, и очень высокий в предгорных районах;
- существует большое количество вакансий, однако спрос на них очень низкий, так как в основном требуются рабочие с низкой квалификацией.
Думаем, что необходимо обратить внимание на реализацию профилактических мер по содействию трудоустройству населения, своевременному обновлению базы вакансий (наблюдается, что зачастую есть расхождения между фактическими и поданными в базу вакансиями), проведению ярмарок вакансий, социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; оказание содействия самозанятости населения, особенно проживающего в сельской местности. Важно отметить, что в настоящее время в крае действует достаточно эффективная программа взаимодействия частного бизнеса и службы занятости (наблюдается положительная тенденция в увеличении случаев работы с краевой базой вакансий со стороны бизнеса) [4]. Также необходимо обратить внимание на
развитие системы социально-
профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Из сказанного выше следует, что политика содействия занятости в крае имеет положительную тенденцию. Политика партнерства предусматривает собой довольно тесное сотрудничество государственных органов и бизнеса. Именно это направление и является одним из самых перспективных в области кадрового дела и содействии в трудоустройстве всего экономически активного населения края. При поддержке администрации края и различных губернаторских программ, реализуются программы социальной поддержки безработных граждан и экономически неактивного населения.
В настоящее время достаточно скептически относятся к реализации программ переобучения безработных. Попытаемся доказать практическую значимость таких программ через определение затрат на переобучение одного безработного, состоящего на учёте в службе занятости [5].
Для расчета возьмем следующую формулу:
Рб = Оз / Чб, (1)
где Рб - расходы на переобучение одного безработного;
Оз - общий объём затрат на переобучение;
Чб - численность безработных за год, направленных на переобучение.
Для наглядности возьмем следующие данные: объём затрат на переобучение безработных составил 40,200 млн. рублей, а число безработных, направленных на обучение составило 10,5 тыс., человек. Таким
образом, расходы на переобучение одного безработного составили 3828,5 рублей. Рб = 40,200 /10,5 =3828,5 Заметим, что оценка общей экономической эффективности услуг по трудоустройству обеспечивается той суммой средств, которая поступает в бюджеты всех уровней от выплаты налогов с зарплаты трудоустроенных граждан. Важно, что в качестве показателя оплаты трудоустроенного гражданина берётся средняя оплата труда по вакансиям, на которые трудоустроены безработные [5]. Тогда экономическая эффективность от трудоустройства выражается формулой:
Эф1 = Чт • Зп Т (13 + 26 + 08) /100, (2) где Эф1 - экономическая эффективность от трудоустройства после переобучения;
Чт - численность трудоустроенных после прохождения курса обучения;
Зп - средняя оплата труда (по вакансиям) трудоустроенных;
Т - время работы трудоустроенного. Таким образом, экономическая эффективность от трудоустройства граждан после переобучения составляет 148,02 тыс. руб.
Сравнивая затраты и экономический эффект, приходим к выводу о безусловной необходимости проведения профессионального переобучения граждан и их активного трудоустройства.
В тоже время программы переобучения в ситуации современного кризиса существенно не могут улучшить ситуацию на рынке труда края. Подход должен быть комплексным и в обязательном порядке включать систему мер поддержки малого и среднего бизнеса, особенно в сельских районах края. Это тем более актуально, что в Краснодарском крае реализуется политика импорто-замещения и потенциал здесь весьма значи-
телен.
Библиографический список
1. Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».
2. Валькович О.Н. Социальная защита и качество жизни населения / О.Н. Валькович, Л.И. Сланченко, М.А. Ткаченко // Экономика устойчивого развития. - 2015. - №3(23). -С. 105-108.
3. Официальный сайт Краснодарского краевого комитета статистики http://krsdstat.gks.ru
4. Вукович Г.Г. Рынок труда в инвестиционно привлекательном регионе // Человек и труд. - 2011. - №7.
5. Шахов Д. Формы занятости в информационной сфере // Человек и труд. - 2009. - №9.
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE LABOR MARKET OF
KRASNODAR REGION
E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor E.U. Ysataya, student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article analyzes the state of the labor market of Krasnodar region. Identified and considered the most important status indicators of the labour market, such as demographics, migratory flows, level of quality of life, and also analyzed the dynamics of employment, the recommendations on the reduction of unemployment and shows the economic effect of professional retraining of personnel.
Keywords: employment, market of labour, Krasnodar region, employment policy.