2.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Радченко К.Н., адъюнкт. Место учебы: Владимирский юридический институт ФСИН России
Аннотация: Статья посвящена малоизученной стороне взаимодействия русской православной церкви и государства - в сфере реализации социальных функций этих организаций.
Ключевые слова: Русская православная церковь, государство, функции государства, функции церкви, социальные функции, взаимодействие при реализации социальных функций.
INTERACTION OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE
STATE IN THE SPHERE OF REALIZATION OF ITS SOCIAL FUNCTION
Radchenko, K.N., postgraduate student. Place of study: Vladimir law Institute of Federal penitentiary service of Russian Federation.
Annotation: The article is devoted to the poorly-studied party of interaction of Russian orthodox church and the state - in sphere of realization of social functions of these organizations.
Keywords: Russian Orthodox Church, the state, state functions, church functions, social functions, interaction at realization of social functions.
На всем протяжении истории России, Русская православная церковь (далее - РПЦ) заботилась о бедных, больных, сиротах и заключенных, устраивая различные больницы и приюты, а государственная власть оказывала существенную помощь духовенству в деле попечения, освобождая от государственных налогов имущество, принадлежащее различным благотворительным учреждениям, и наказывая тех чиновников, которые препятствовали их деятельности1.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Архиерейском Соборе 2000 г., отмечается, что в осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ РПЦ рассчитывает на помощь и содействие государства. Среди сфер наиболее тесного взаимодействия РПЦ и государства Основы называют: заботу о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; охрану, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры; диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в
1 Тонконогов А.В. История служения Церкви Христовой в тюрьмах // Тюремное служение русской православной церкви: Сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы. Сост. протоиерей Олег Скоморох, Пономарева Н. В. М., 2009. С. 24.
местах лишения свободы; наука, включая гуманитарные исследования; здравоохранение; культуру и творческую деятельность; деятельность по сохранению окружающей среды2.
Как мы видим, значительная часть направлений взаимодействия РПЦ и государства лежит именно в области реализации социальной функции российского государства.
РПЦ во все периоды ее существования была присуща чрезвычайно активная роль в осуществлении благотворительного социального служения гражданам российского государства. Еще в древнерусских княжеских Уставах (например, в Уставе Великого Князя Киевского Ярослава Мудрого) была отражена обязанность Церкви заботиться об увечных и вдовах, сиротах и бесприютных. Издревле монастыри были не только средоточием молитвы и монашеского служения, но и приютами для детей, больницами и богадельнями3.
В последнее двадцатилетие после более чем семидесятилетнего перерыва активно восстанавливается церковно-государственное сотрудничество в социальной и благотворительной сферах. Именно здесь интересы государства и РПЦ в наибольшей степени совпадают, так как Российская Федерация провозгласила интересы личности приоритетом государственной политики. За исключением политической составляющей данного приоритета, РПЦ со своей стороны заботится о том же. Отсюда вытекает потенциально высокая степень необходимости в тесном взаимодействии Церкви и государства при решении сходных задач4.
Социальные функции РПЦ в литературе определяются как «способы ее воздействия на общество в целом и его институты»5. К числу социальных функций РПЦ А.М. Капалин относит: интеграционную, идентификационную, адаптационную, социализирующую, культуротранслирующую, легитимирующую (нормативную), коммуникативную, регламентации и социального контроля. Автор отмечает, что вся совокупность функций РПЦ определяет ту социальную роль, которую играет данный институт по отношению к обществу. Эта роль состоит в том, что РПЦ несет в общество идеалы нравственности, гуманизма и толерантности; способствует укреплению в обществе законопослушности, патриотизма и уважения к закону и власти; способствует возрождению традиционной русской культуры, решению актуальных социальных проблем6.
Следует отметить, что современное взаимодействие церкви и государства имеет существенные отличия от дореволюционного. Главное из них - это отделение Церкви от государства, в результате чего РПЦ превращается в самоуправляемую корпорацию, элемент гражданского общества. Правовое положение РПЦ определяется законодательством России и подзаконными нормативными правовыми актами. При этом государство, определяя место Церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным контрагентом Церкви в реализации существующих правовых норм, определяющих правоспособность Церкви и церковно-государственные взаимоотношения. Взаимодействие
2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/141422.html.
3 Трайнин О.М. Взаимодействие государства и православных социальных служб на современном этапе. Режим доступа: http://www.rondtb.msk.ш/info/ш/Church&State_ш.htm.
Трайнин О.М. Указ. соч.
5 Капалин А. М. Социальные функции института Русской православной церкви: Автореф. ... дис. канд. социологич. наук. Тюмень, 2009. С. 4-5.
6 Капалин А. М. Указ. соч. С. 6.
1 '2011
Пробелы в российском законодательстве
Церкви и государства определяется в этом случае исключительно правовыми механизмами.
Кроме того, как отмечает О.М. Трайнин, отделение Церкви от государства означает, что РПЦ в своей повседневной деятельности не выполняет функций органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Такое «разграничение полномочий» предоставляет РПЦ обширные возможности для самостоятельного, свободного и ответственного выбора в пределах своей правоспособности действий от своего имени в негосударственной сфере общества7.
Существующее в настоящее время влияние Церкви в сфере науки, культуры, образования, медицины и молодежного движения является по-настоящему значительным. В начале 90-х гг. прошлого века в РПЦ были созданы общецерковный и епархиальные отделы по благотворительности и социальному служению. На основе полученного опыта в середине 1990-х гг. РПЦ заключила договоры с министерствами и ведомствами для организации совместной работы в больницах и медицинских учреждениях8.
В целях обсуждения наиболее острых и спорных медицинских вопросов врачами, священниками и представителями общественности был создан Совет по биоэтике. В частности, активно обсуждаемыми проблемами в настоящее время являются вопросы абортов, искусственного оплодотворения и клонирования.
Во многих епархиях при поддержке государства и общества проводятся совместные семинары и конференции для ознакомления с опытом социальной работы, издаются просветительские газеты и брошюры для больниц, готовятся программы, направленные на помощь детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, пожилым людям.
Одним из наиболее ярких примеров сотрудничества РПЦ, государства и общества в педагогической сфере стало проведение, начиная с 1992 г., ежегодных Общеобразовательных Рождественских чтений. В рамках пленарных заседаний и десятков секций они объединяют тысячи специалистов из разных научных областей и духовенство из большинства регионов России.
Просветительская деятельность Церкви активно ведется и в школах. Уже почти двадцать лет успешно работают православные гимназии, где создается гармоничное сочетание веры и знания. Первая такая гимназия создана обществом «Радонеж» в 1991 г. Ведется преподавание курса «Основы православной культуры».
Начиная с 2000 г. в вузах России проводятся просветительские научно-практические конференции и чтения - Знаменские, Кирилло-Мефодиевские, Покровские педагогические, Татьянинские и другие. Для более полной реализации просветительских и социальных программ в молодежной и студенческой среде была создана Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», Духовная академия и Совет ректоров. Во многих учебных заведениях страны открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары.
7 Трайнин О.М. Указ. соч.
8 Линченко А. Православная церковь и Государство в совре-
менной России. Режим доступа: http://www.lmi48.ru/index.php/ com-
ponent/content/article/122.
Потребность в более глубоком и постоянном сотрудничестве РПЦ и российской науки привела к созданию Объединенного научно-религиозного собрания.
Для более активной просветительской и социальной работы в молодежной среде было создано Всероссийское православное молодежное движение (ВПМД). Центральным направлением работы ВПМД стала поддержка детских организаций: скаутов, разведчиков и следопытов. Другим важным направлением деятельности ВПМД на федеральном уровне является противодействие экспансии сект и деструктивных культов в молодежной среде. При штаб-квартире ВПМД работает реабилитационный центр для помощи пострадавшим в тоталитарных сектах9.
Взаимодействие социальных служб РПЦ с государством имеет очень хорошие перспективы. Привлечение негосударственных организаций к решению общегосударственных социальных проблем в настоящее время является одним из основных пунктов программы развития различных органов государственной власти. При этом государство и РПЦ должны выработать договорные принципы сотрудничества. Такая работа уже начата и активно осуществляется путем заключения соглашений между РПЦ и различными министерствами и ведомствами10.
Результатом подобного взаимодействия должно стать комплексное решение социальных проблем конкретной территории с помощью православных социальных служб, действующих совместно с органами государственной власти и местного самоуправления.
Список литературы:
Капалин, А.М. Социальные функции института Русской православной церкви / А.М. Каплан. Автореф. ... дис. канд. социологич. наук. Тюмень, 2009. 24 с.
Линченко, А. Православная церковь и Государство в современной России / А. Линченко. Режим доступа: http://www.lmi48.ru/index.php/component/content/article/122
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/print/141422.html
Тонконогов, А.В. История служения Церкви Христовой в тюрьмах / А.В. Тонконогов // Тюремное служение русской православной церкви: Сборник материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы. Сост. протоиерей Олег Скоморох, Пономарева Н. В. М., 2009. 576 с.
Трайнин, О.М. Взаимодействие государства и православных социальных служб на современном этапе / О.М.. Трайнин Режим доступа: http://www.rondtb.msk.ru/ info/ru/Chu rch&State_ru. htm
Рецензия
на статью адъюнкта факультета подготовки научно-педагогических кадров ВЮИ ФСИН России К.Н. Рад-ченко «Взаимодействие Русской православной церкви и государства в сфере реализации его социальной функции»
Рецензируемая работа является актуальной, самостоятельной научной работой, посвященной изучению проблемных вопросов участия Русской православной церкви в реализации одной из важнейших функций государства - социальной функции.
Актуальность указанной работы и своевременность ее появления обусловлены недостатком специальных
9 Линченко А. Указ. соч.
10 Трайнин О.М. Указ. соч.
работ посвященных изучению различных аспектов участия церкви и ее социальных служб в деятельности государства в социальной сфере.
Автор справедливо отмечает, что именно в социальной сфере интересы государства и Русской православной церкви в наибольшей степени совпадают, так как Российская Федерация провозгласила интересы личности приоритетом государственной политики.
Содержание статьи соответствует заявленному автором названию. Работа носит проблемный характер, выполнена на должном научно-теоретическом уровне.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что рецензируемая работа актуальна, своевременна, отличается существенной научной новизной и будет интересна студентам и слушателям юридических вузов, адъюнктам и аспирантам, преподавателям высших юридических учебных заведений, юристам-практикам, а также ученым, исследующим данную проблематику.
Вывод: рецензируемая статья адъюнкта факультета подготовки научно-педагогических кадров ВЮИ ФСИН России К.Н. Радченко «Взаимодействие Русской православной церкви и государства в сфере реализации его социальной функции» соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию.
Рецензент:
Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России доктор юридических наук,
профессор Р.Б. Головкин