УДК 159.922.736.3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Н.В. АКУЛИНИНА - ФГБОУ ВПО УГПУ, г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются внутрисемейные межличностные отношения, эмоциональные отношения ребенка к семье, отношения между сиблингами. Проведено исследование по изучению межличностных отношений между взрослыми и детьми младшего школьного возраста в семье. Рассмотрены механизмы взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста в системе личных отношений.
Ключевые слова: межличностные отношения, детско-родительские отношения, сиблинги, младший школьный возраст.
Введение. Формирование и развитие личности младшего школьника проявляется в его общении с окружающими его людьми. В первую очередь, относится к обращению родителей, и особенно матери с ребенком. Важным для становления характера ребенка является стиль взаимодействия взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком, разное отношение сиблингов друг к другу, различающееся родительское отношение, разный круг общения (со сверстниками и взрослыми). Младшие школьники в свойственных поступках и формах поведения подражают своим близким и усваивают формы поведения взрослых.
Теоретические основания исследования. Изучению взаимодействия взрослого с ребенком занимались отечественные исследователи (Т.В. Андреева, А.Я. Варги, В.В. Захаров,
0.А.Карабанова, Т. М. Мишина, В.К. Мягер, А.С.Спиваковская, В.В.Юстицкий, Э. Г.Эйдемиллер), так и зарубежные ученые (А.Адлер, Т.Адорно, Дж.Боулби, Э.Эриксон, В. Шутц, З.Фрейд).
В результате анализа психологической литературы (Алексеева О. С. [1, С. 25], Андреева Т. В. [2, С. 179], Ильин Е. П. [4, С. 366,], Карабанова О. А. [5, С. 237], И М. Марковская [7, С. 8]) важным в системе семейных отношений является поведенческие образцы (В.Шутц), отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка (А.Адлер), установление «помогающих отношений» родителю с ребенком (К.Роджерс), диалогическая природа человеческого общения, человеческой личности (М.М. Бахтин), привитие социальных навыков родителям (Я. Хямяляйне).
Организация и методы исследования. Целью проведенного нами эмпирического исследования стало: изучить межличностные отношения между взрослыми и детьми младшего школьного возраста в семье.
В проведенном исследовании принимали участие 1 - 4 классов в количестве 480 учащихся в возрасте 7-11 лет.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №93 города Челябинска имени Александра Фомича Гелича. Поставлены следующие задачи:
1. Исследование внутрисемейных межличностных отношений;
2. Исследование эмоционального отношения ребенка к семье;
3. Исследование отношений между сиблингами;
Гипотеза исследования: родительские отношения влияют на взаимодействие младших школьников.
Для решения поставленной цели в исследовании использовалась: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С.Кауфмана. Р.Ф. Беляускайте в проективной методике «Кинетический рисунок семьи» выделяет следующие симптомы: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности в семейной ситуации, враждебность в семейной ситуации. В исследовании рассмотрим еще один показатель различающегося родительского отношения к младшим школьниками - отношения между сиблингами.
Результаты исследования. Анализируя полученные по проективной методике «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С.Кауфмана, обратим внимание, прежде всего на то, что чувство неполноценности в семейной ситуации у детей младшего школьного возраста отсутствует. Дети в семьях в основном ощущают комфорт, психологическую безопасность и благоприятную семейную ситуацию. По наблюдению и обращению к педагогу-психологу на индивидуальную консультацию родителей младшего школьного возраста отмечено, что в первом классе младшие школьники в основном старшие дети в семье. Учащиеся второго и третьих классов в семье имеют социальный статус старших и младших детей, в четвертом классе дети либо одни в семье, либо между сиблингами разница в возрасте большая от восьми до двенадцати лет.
По результатам исследования эмоционального отношения ребенка к семье, родительских установок уровень тревожности и конфликтности изменяется по мере взросления и перехода младшего школьника из класса в класс. Тревожность обучающихся выше в первом классе, так как дети адаптируются к условиям образовательного процесса, привыкают к учителю и коллективу, также влияние оказывает взаимоотношения между родителями, восприятие ребенка родителями и способы обращения взрослого к ребенку.
Во втором и третьем классах наблюдается высокий уровень ожиданий родителей от детей, но дети младшего школьного возраста не могут выполнить требования родителей, так как у них не сформировано на достаточном уровне самостоятельность, контроль своих действий. В детско-родительских отношениях у младших школьников высокая тревожность и появляется конфликтность в семье.
Высокая занятость родителей учащихся во втором и третьих классах воспитанием и выполнением домашнего задания занимаются бабушки и дедушки, то есть второстепенные члены семьи. Многие дети живут у бабушек и дедушек большее время, чем с родителями. В семьях происходит барьер воспитательных традиций. У детей младшего школьного возраста возникает к четвертому классу конфликтные ситуации с родителями и враждебность в семейной ситуации (см. Таблица 1).
Таблица 1. Взаимоотношения в системе внутрисемейных отношений
№ п/п симптомокомплек с 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Уровни/чел. Уровни/чел. Уровни/чел. Уровни/чел.
высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень
1. Благоприятная семейная ситуация 76 23 31 30 69 35 56 33 21 47 23 36
2. тревожность 25 29 54 31 37 68 26 48 74 19 18 69
3. конфликтность 14 86 30 11 88 35 17 67 26 21 53 32
4. Чувство - - 130 - - 13 - - 11 - - 106
неполноценности в семейной ситуации 4 0
5. Враждебность в семейной ситуации 14 52 64 20 70 44 14 62 34 11 65 54
По результатам исследования взаимодействий между сиблингами правильным межличностным отношениям мешают барьеры в возрастных особенностях, в общении, различиях мальчиков и девочек, а также в различающихся родительских отношениях. Анализируя проективную методику «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С.Кауфмана дети рисуют различные барьеры с братьями и сестрами, но и рисуют барьеры с отцами. Разговаривая в беседе, дети говорят, что отец отсутствует по причине командировке или частого отсутствия дома. Во взаимоотношениях с сиблингами на рисунке различные барьеры, так как отсутствует общая деятельность всех членов семьи, изоляция отдельных членов семьи, не совпадают интересы, увлечения и дружеские отношения. Механизмами взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста являются объективное влияние семейных отношений (родительский пример, психологический климат, стиль взаимодействия родителей и детей, бытовые условия) и целенаправленная воспитательная деятельность (родительская позиция, воспитательная активность, педагогическая культура взрослых, семейные ценности и традиции) (см. Рис. 1).
Рис. 1 Механизмы взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста
Важно подчеркнуть, что влияние порядка рождения опосредуется полом ребенка. Самоутверждение у мальчиков и девочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти сферы утверждения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества и избежать конкуренции в семье. Мальчики, имеющие старших сестер, менее маскулинны по своим интересам и поведению, а девочки, имеющие старших братьев, напротив, обнаруживают большую маскулинность [5, С. 137].
Выводы
1. В детско-родительских отношениях у младших школьников в первых и вторых классах высокая тревожность и появляется конфликтность в семье. Высокая занятость родителей учащихся во втором и третьих классах воспитанием и выполнением домашнего задания занимаются бабушки и дедушки. У детей младшего школьного возраста возникает к четвертому классу конфликтные ситуации с родителями и враждебность в семейной ситуации.
2. Межличностные отношения сиблингов влияют на социальную позицию младших школьников. Социальная позиция младших школьников формируется через социальное поведение и социальные ожидания окружающих. Большей популярностью среди сверстников пользуются учащиеся, которые не единственные дети в семье и в межличностных отношениях старшие между сиблингами.
3. Механизмами взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста являются объективное влияние семейных отношений и целенаправленная воспитательная деятельность.
Список литературы
1. Алексеева О. С. Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов/ О. С. Алексеева // Вопросы психологии. - 2010. - С. 25-32.
2. Андреева Т.В. Семейная психология.- СПб.: Речь, 2004. - 244с.
3. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2006.-440 с.
4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2013. -576 с.
5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.:Гардарики, 2004.-320 с.
6. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2006.150 с.
THE INTERACTION OF PARENTS AND CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
N. V. AKULININA - USPU, Ekaterinburg, E-mail: [email protected]
Abstract
The article examines the intra-interpersonal relations, emotional relations of the child to the family, the relationship between siblings. Conducted research on interpersonal relationships between adults and children of primary school age in the family. The mechanisms of interaction between parents and children of primary school age in the system of personal relationships.
Keywords : interpersonal relations, parenting, siblings, younger school age.
References
1. Alekseeva O. S. Parental attitude and its relationship with intelligence siblings/ O. S. Alekseeva // Questions of psychology. - 2010. - P. 25-32.
2. Andreeva T. V. Family psychology.- SPb.: Speech, 2004.- 244 p.
3. Badlev A. A., Stolin V.V. Century Century psychodiagnostics. - SPb.: Speech, 2006.- 440 p.
4. Ilyin E. P. Psychology of communication and interpersonal relations. - SPb.: Peter, 2013. - 576 p.
5. Karabanova O. A. Psychology of family relations and foundations family counseling. -M:Gardariki, 2004.-320 p.
6. Maklakov A.G. General psychology: Textbook for universities. - SPb.: Peter, 2013. - 583 p.
7. Markovsky I. M. Training of the interaction of parents with children. - SPb.: Speech, 2006.-150 p.