УДК 159.922
Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития
Кондакова Кристина Артемовна
магистрант кафедры психологии развития
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7 (342) 239-64-35 e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Svetlana U. Zhdanova
D. Sc. In Psychology, Head of the Chair of Developmental Psychology
Kristina A. Kondakova
Master of the Chair of Developmental Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
DIAGNOSTICS PROBLEM OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AMONG PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN
Аннотация. Рассматривается проблема диагностики межличностных отношений в контексте явлений буллинга и кибербуллинга. Предложена модель диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста, направленная на выявление тенденций отклоняющегося поведения и прогнозирование изменений структуры внутригрупповых отношений.
Ключевые слова: диагностика, межличностные отношения, буллинг.
Abstract. The article deals with the problem of diagnostics interpersonal relationships in the bulling and cyberbulling contexts. A model of interpersonal attitudes diagnostic among primary school age children for deviant behavior trends searching and intragroup structure changes predicting is proposed.
Key words: diagnostics, interpersonal relationships, bulling.
© Жданова С.Ю., Кондакова К.А., 2019
В контексте изучения межличностных отношений особый интерес представляет проблема диагностики межличностных отношений детей в обстоятельствах современной образовательной среды. Вследствие изменений социокультурных условий происходит формирование и развитие искаженных форм индивидуализма, что в свою очередь негативно влияет на межличностные отношения [7]. В среде детей и подростков сегодня это проявляется в возникновении конфликтов различных форм, в особенности это касается сравнительно новых для психологической науки явлений - буллинга и кибербуллинга [1-9].
Феномен буллинга представляет собой форму межличностных отношений, характеризуется продолжительностью, дисбалансом сил участников, а также наличием определенной ролевой структуры: обидчик, жертва, свидетель, помощник булли, защитник жертвы [7]. Сегодня исследователи объясняют возникновение буллинга, опираясь на теории «Экологических систем» Ури Брофенбреннера; «Эффекта пульсации» Кейт Салливан; концепцию «Запланированного социального поведения» Айзена и Маддена [5].
Исследователями отмечается высокий уровень проявления этой формы межличностных отношений в условиях школьного образования. По данным исследований учеников школ Москвы, Астрахани и Московской области (758 человек), 19 % школьников становились жертвами школьной травли; при этом сообщается, что 27 % мальчиков и 10 % девочек предпочли бы не разглашать информацию о факте буллинга даже самым близким родственникам. Лишь 3,7 % девочек и 0,9 % мальчиков обратились бы за помощью к школьному психологу [5]. В рамках другого исследования была проведена оценка распространенности буллинга и кибербуллинга на выборке учеников Нижегородских школ (717 человек). Авторы отмечают, что 68,6 % детей являются участниками буллинга в школе, среди них 31,2 % - свидетели, 22,2 % -жертвы, 6,3 % - обидчики [2].
Исследования показывают, что подвергающиеся школьной травле дети не демонстрируют готовности делиться своими проблемами со взрослыми, это относится как к родителям, так и к учителям, а также школьным психологам; при этом испытывают обиду, «желание исчезнуть», ненависть и тоску [ 5]. Попавший в сложную ситуацию ребенок стремится дать социально желаемые ответы во время диагностики, что предъявляет особые требования к организации и методико-диагностическому обеспечению психологов сферы образования.
Буллинг может создавать негативные последствия для ребенка как психологического плана (нарушения самоопределения, психического развития, психоэмоциональная нестабильность, суицидальные тенденции), так и физического (психосоматические и соматические расстройства). Подчеркивается, что буллинг оказывает разрушительное влияние на включенного в данную структуру ребенка, вне зависимости от занимаемой им позиции [2]. Таким образом, в условиях современности особую значимость
приобретает создание безопасной среды образовательного пространства как базиса формирования здоровой личности.
Появление буллинга в школьной среде рассматривается как широкое социально-психологическое явление и связано с такими факторами, как личностный (индивидуальный), средовой (групповой) и семейный. А именно: проблемы семейных взаимоотношений, жестокость со стороны родителей и сиблингов, физические меры наказаний; равнодушие или агрессивное поведение педагогов. Данные факторы формируют предрасположенность к агрессивному, виктимному и конформному видам девиантного поведения [7]. В связи с чем предикторами школьной травли среди учеников младшего школьного возраста могут стать нарушения когнитивного, эмоционального, деятельностного компонентов.
Сегодня в условиях развития информационных технологий сферы деятельности ребенка частично смещаются в виртуальное пространство [3]. В соответствии с данными наблюдениями, необходимо новое понимание межличностных отношений, выходящих за пределы учебного класса, имеющих существенные различия моделей поведения при очных и онлайн-коммуникациях. В атмосфере анонимности, вседозволенности интернет-пространства могут проявляться дисфункциональные межличностные отношения, скрываемые в условиях соблюдения социальных норм и правил.
Существует большое количество диагностических материалов, позволяющих выявить негативные аспекты межличностных отношений в школьной среде, среди которых методики индивидуальной, групповой диагностики; проективные, анкетные методы; также широко используются для диагностики методы социометрии и психолого-педагогического наблюдения. Такие методы направлены на выявление нарушений поведенческой сферы (методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой); когнитивной («Человек под дождем» Е. Романовой, Т. Сытько); эмоциональной (опросник «Уровень агрессивности» А. Басса и А. Дарки, в адаптации А.К. Осницкого); а также структурной организации группы (социометрический тест Дж. Морено).
При всем обилии диагностического инструментария существует ряд проблем психологической диагностики межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Обращаясь к данным приведенных выше исследований, можно обнаружить высокий уровень определения себя в качестве жертвы буллинга, тогда как обидчиками себя ощущают в несколько раз меньший процент учащихся [2]. Это может говорить о широком применении методов, подверженных субъективному восприятию ребенком своей роли в коллективе.
Кроме того, немаловажное значение имеет возрастающий с каждым годом уровень загруженности школьных психологов, в связи с чем появляется проблема организационного характера у специалистов. Диагностические программы направлены в первую очередь на выявление, а не на профилактику деструктивных моделей поведения межличностных отношений школьников. По большей части работа проводится со школьниками средних и старших классов, тогда как ранней диагностике межличностных отношений учеников начальных классов не уделяется должного внимания.
В связи с вышесказанным актуальность приобретает создание нового психодиагностического инструментария, направленного на диагностику межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, удовлетворяющего таким требованиям, как простота проведения и обработки, объективность полученных данных, системный подход, высокий прогностический потенциал методики.
Для разработки такого психодиагностического инструментария нами была предложена модель диагностики межличностных отношений младших школьников (рисунок). Как видно из рисунка, основным аспектом диагностики является структура межличностных отношений младших школьников. При проведении анализа данной структуры мы опираемся на индивидуальные и групповые параметры. Индивидуальными критериями психодиагностики выступают психологические когнитивные, эмоциональные, поведенческие характеристики каждого члена группы: агрессия, виктимность, конформность, фрустрация, самооценка, самосознание личности. Групповые критерии содержат характеристики статусно-ролевой структуры группы; структур отношений, взаимного выбора и влияния; групповой деятельности; общий социально-психологический климат.
Модель диагностики межличностных отношений младших школьников
Предполагается, что для обеспечения диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в контексте профилактики буллинга необходимо рассматривать как уже сложившуюся структуру отношений, так и факторы, имеющие воздействие на эту структуру, а также тенденции ее развития как основные прогностические критерии дальнейших преобразований системы. В связи с этим мы также выделили компоненты внутренних и внешних условий, оказывающих влияние на динамику рассматриваемой структуры межличностных отношений.
Внутренние условия основаны на ситуативных эмоционально -поведенческих проявлениях членов учебной группы, таких как раздражение,
гнев, обидчивость. К внешним условиям относятся воспитательное воздействие учителя, а именно формирование отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта в рамках достижения общей цели [8]. Кроме того, к внешним факторам относится родительское влияние, играющее основную роль во всех сферах становления личности ребенка.
Проведение регулярного психологического анализа групповой структуры позволяет выявить тенденции межличностных отношений: продолжающихся некоторое время, устойчивых моделей поведения; эмоциональных проявлений, установок и паттернов. А внимание к условиям, влияющим на эту систему, в свою очередь обеспечивает возможность прогнозировать дальнейшие внутригрупповые процессы.
Предложенная модель диагностики межличностных отношений младших школьников требует эмпирического обоснования. На данном этапе необходимым является выявление предикторов иррациональных межличностных отношений. Можно предположить, что данный подход к диагностике межличностных отношений учащихся начальных классов позволит выявлять тенденции деструктивных моделей взаимоотношений учащихся на раннем этапе, что обеспечит возможность своевременного планирования и реализации коррекционных программ.
Список литературы
1. Буторин Г.Г., Бенько Л.А. Факторы социализации ребенка в онтогенезе // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (17 апр. 2016 г., г. Чебоксары) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. - С. 105-109.
2. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского ун-та. -2017. - № 3.
3. Жданова С.Ю., Доронина В.Ф. Психологическая безопасность детей в социальных сетях: возможность родительской поддержки // Психологические проблемы современной семьи: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2018. - С. 856-860.
4. Митин Г.В. Школьное насилие: роль учителя // Вестник Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 119-123.
5. Нестерова А.А., Гришина Т.Г. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник МГОУ. Сер.: Психологические науки. - 2018. - № 3. - С. 97-112.
6. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // Ярослав. пед. вестник. - 2011. - № 2. - С. 252-256.
7. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 3 (22). - С. 155.
8. Стрыгина М.Н. Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника // Наука и школа. -2011. - № 6. - С. 117-123.
9. Толстая C.В., Рошка М. Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте // Проблемы науки. - 2016. - № 19. -С.106-108.