УДК 008:747
Евгений Юрьевич Темборовский
магистрант
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
ведущий специалист-эксперт
Управление по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска, Челябинск, Россия
E-mail: [email protected] Алексей Григорьевич Лешуков
кандидат культурологии, доцент, декан факультета
декоративно-прикладного творчества
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОСТРАНСТВ СРЕДЫ И КУЛЬТУРЫ С ПОЗИЦИЙ ДИЗАЙНА
Исследуется взаимодействие пространств среды и культуры с точки зрения дизайна, что позволяет понять, как эти области влияют друг на друга и каким образом их взаимосвязь может быть оптимизирована с помощью дизайнерских решений. В контексте отечественной методологии рассматривается терминология, связанная с понятиями «среда», «пространство», «культурное пространство», «культурная среда», «средовое пространство» и «пространственная среда». Анализируются общие представления, аспекты культурологии и дизайна, чтобы определить их взаимосвязь. Описана роль дизайна во взаимодействии пространства окружающей среды и культуры. Согласно дизайнерскому подходу определяется степень участия культуры в системе «человек — объект — среда». Подчеркивается важность учета культурных особенностей, культурологических моделей и концептов при создании дизайнерских и архитектурных проектов, чтобы эффективно воздействовать на окружающую среду. На конкретных примерах, реализованных в г. Челябинске, рассматривается дизайн как деятельность, которая художественными средствами выразительности воздействует на среду и тем самым способствует повышению уровня культуры в городе. Сделан вывод о том, что точкой соприкосновения пространств среды и культуры является дизайн, а систему «человек — объект — среда» в современном мире нельзя рассматривать в отрыве от понятия «культура».
Ключевые слова: среда, пространство, культура, дизайн, культурное пространство, средовое пространство
Для цитирования: Темборовский, Е. Ю. Взаимодействие пространств среды и культуры с позиций дизайна /Е. Ю. Темборовский, А. Г. Лешуков //Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 2 (78). — С. 91-99.
По своему определению культура играет ровоззрение человека. На это также оказывает важнейшую роль в формировании личности, значительное влияние окружающая среда, со-определяя ценности, нормы поведения и ми- стоящая из природных объектов и объектов,
91
внедренных в природу человеком. Связь человека с окружающим предметным миром формирует его характер, совокупность взглядов, убеждений и образ действий. Следовательно, культура и среда, как комплекс природы и культуры, формируют личность человека, но необходимо выяснить, как эти явления взаимосвязаны и что является точкой их взаимодействия.
Для этого нужно начать с уточнения определений. Понятия «культурное пространство», «культурная среда», «средовое пространство» и «пространственная среда» имеют разные значения, но иногда выступают синонимами, поэтому следует их разграничить. Также важно различать термины «среда» и «пространство» точки зрения общих представлений в культурологии и в теории и практике дизайна.
Так, «пространство» связывают с взаимным расположением объектов, которые существуют одновременно, оно понимается как «набор связанных между собой условий, оказывающих влияние на человека», отмечается, что пространство может существовать независимо от субъекта, а «среда», отражающая ту же взаимосвязь условий, все же предполагает присутствие человека [7, с. 17].
В теории дизайна термин «среда» понимается как «совокупность (целостность) всех компонентов и характеристик материально-пространственных и эмоционально-художественных условий существования человечества» [11, с. 46]. Понятие имеет ключевое значение в дизайне, так как формирует восприятие людьми окружающего пространства. Среда может быть физической, культурной или социальной, и каждый из этих аспектов оказывает влияние на практику дизайна и архитектуры.
Физическая среда включает в себя природные элементы, такие как ландшафт, климат и природные ресурсы, а также искусственные структуры, такие как здания, улицы и инфраструктура. Эти составляющие играют решающую роль в создании удобного и функционального пространства, а также в формировании эстетического восприятия окружения. Социальная среда отражает взаимодействие людей друг с другом и с физической средой, и подра-
зумевает создание комфортного и безопасного пространства для жизни. Таким образом, дизайн и архитектура способствуют социальной интеграции и развитию общества.
В дизайне различают и определяют различные структуры окружающей среды (предметная или предметно-пространственная среда), каждая из которых имеет собственные области проектной деятельности. С «пространством» в дизайне связаны два термина — «пространственная среда» и «средовое пространство».
Так, Г. Б. Минервин определяет пространственную среду как отправную точку любого взаимодействия с окружающей средой. Это «наиболее общее представление о средовой ситуации, база последующих средовых решений, обладающих размерами, формой, пластикой образующего среду пространства и составляющих его объемов» [4, с. 126].
Термин «средовое пространство» используется достаточно редко и в большинстве случаев тождественен «пространственной среде». Однако И. В. Смекалов под «средовым пространством» понимает «частный случай пространства — протяженное неоднородное материализованное начало, где целостность первична и доминирует над расчлененностью, а составляющие элементы не поддаются обособляющему, изолирующему рассмотрению» [12, с. 26]. Средовое пространство представляет собой сочетание физического пространства и его содержания, а также «систему духовных смыслов», в которой эмоциональное начало главенствует над рациональным [Там же]. Таким образом, пространственная среда отражает то, что существует в конкретном времени и месте, а средовое пространство можно наполнять помимо физических объемов новыми «смыслами» и идеями. За счет эмоционального начала именно в нем возможно взаимодействие с культурой.
В культурологии «культурная среда» — это исторически развивающаяся система культурных предпочтений жителей определенной территории, отчасти без регулирующего воздействия со стороны общества, но, с другой стороны, имеющая определенные идеологические и другие особенности [14]. Культурная среда определяется историческими, традици-
92
онными и социокультурными аспектами общества и влияет на стиль, форму и содержание окружения и дизайна в целом. Культурные ценности и обычаи должны быть учтены при разработке дизайн-концепций, чтобы обеспечить адаптацию культурного наследия к современным требованиям.
В свою очередь «культурное пространство», как отмечает В. С. Цукерман, «есть срез культуры на данном этапе ее функционирования и развития, т. е. статическая, а не динамическая характеристика культуры; время здесь дано как результат, а не процесс» [15, с. 47]. Этим культурное пространство сближается с дизайном, который в современном мире во многих случаях является мерой и выражением уровня развития культуры [5, с. 56]. Исходя из вышесказанного, точками взаимодействия пространств среды и культуры можно назвать реализованные дизайн проекты.
Дизайн играет важную роль во взаимодействии пространства окружающей среды и культуры. Он не только олицетворяет это взаимодействие, но также является платформой, на которой происходит активное взаимовлияние. Дизайн определяет физическое пространство, которое влияет на культурные процессы и восприятие мира, а культура создает предпосылки для разработки того или иного проектного решения. Таким образом, дизайн является своеобразным «перекрестком», где встречаются и сливаются пространства среды и культуры.
Дизайн влияет на культурные процессы включением в процесс проектирования средового подхода, который, согласно А. В. Иконникову, смещает акцент с предметного проектирования дизайна на проектирование с доминирующим положением среды, благодаря этому дизайн ориентирован «в сторону ценностей культуры» [6, с. 17].
И. В. Смекалов выделяет культурологическую тенденцию в средовом подходе, которая рассматривает дизайн «как деятельность, связывающую утилитарную и художественную составляющие культуры, как закономерный продукт развития человечества, наследующего культурные традиции» [12, с. 13].
О. И. Генисаретский называет образ среды, создаваемый дизайнерами и архитекто-
рами, — «средовым», с помощью которого происходит отображение действительности в образах, это «художественно обустраивает» и «упорядочивает» среду [2, с. 24]. Начинает звучать главная тема средового дизайна — «образ жизни». После того как дизайнеры начали исследовать взаимосвязь между «предметной средой — образом жизни» и «предметной средой — культурой», им пришлось дополнить представление о «творческом пространстве проектного воображения», в результате чего была разработана концепция проектной культуры, которая изучает дизайн с культурологической точки зрения [3]. Проектная культура включает в себя реальность проектируемой окружающей среды, концепцию, задающую направление для проектных работ и систему ценностей, которые вдохновляют дизайнеров на творческий подход к проектированию [2, с. 2].
Обнаружение связи между «образом жизни», ценностными установками человека, окружающей средой и проектной культурой рассматривается как комплексная проблема, исследуемая на уровне взаимодействия междисциплинарных подходов в теории архитектуры, дизайна, культурологии, социологии. Использование в проектировании таких категорий, как «образ жизни», «поведенческая ситуация», проводит параллель между кругом проблем среды и философии культуры, так как дизайн среды, окружающей человека, задается характером смыслов, преобладающих на различных этапах развития культуры [8, с. 403].
Дизайнеры и архитекторы создают продукты и пространства, которые используются людьми ежедневно, поэтому должны принимать во внимание важность проектной деятельности в процессе формирования культуры. Одним из методов решения сложных и имеющих большое значение задач является моделирование ситуаций. Как отметил В. Ф. Рунге: «Наряду с визуально-графическими средствами дизайнер применяет пространственно-пластические средства, моделируя связи в системе "человек — объект — среда"» [10, с. 264-265]. Но в этой системе также большую роль играет культура, так методом прогнозирования социокультурных процессов разыгрываются
93
жизненные ситуации, на основе которых будет проектироваться среда. Культура формирует отношение людей к вещам и, соответственно, их поведение по отношению к тем или иным объектам. В данном случае проектирование предметно-пространственной среды представляет собой изучение взаимосвязи между человеком, окружающей средой и культурой. В современном мире это неотъемлемая часть процесса исследования и создания уникальных объектов и пространств, которые отражают ценности и идеи общества. Т. В. Пойдина и С. Б. Поморов отмечают, что система «человек — среда — культура» является «современной парадигмой» средового дизайна [9, с. 121].
Принимая во внимание то, что через форму, цвет, материалы и символы дизайн способен влиять на людей, формировать их взгляды и убеждения, а также создавать общие ценности и идеалы, важно учитывать культурное пространство и особенности проектируемой территории, моделируя связи в системе «человек-среда-культура». Продукты дизайна способствуют сохранению и продвижению культурного наследия и традиций. Дизайнеры и архитекторы, исходя из всех аспектов воздействия на человека и среду, должны стремиться к созданию устойчивых, этичных и социально-ответственных пространств, способствующих улучшению жизни людей, сохранению окружающей среды, формированию и поддержанию высокой культуры в обществе.
Таким образом, средовые пространства, проектируемые с целью сохранить и развить особенности места, должны опираться на культурологические идеи и концепты, то есть «базовые единицы культуры», играющие «значительную роль в трансляции ценностей и представлений этой культуры, а значит, и в культурной идентичности» [13, с. 116].
Использование культурологических концептов является мощным инструментом в процессе проектирования, поскольку они позволяют выражать одну и ту же идею различными способами, включая форму, текстуру и другие элементы, что способствует не только передаче смысла, но и созданию эстетически целостного проекта [1, с. 11]. Благодаря культурологическим идеям средовые пространства будут
являться носителями культурных ценностей и исторической памяти, следовательно, культурное пространство формирует используемые приемы дизайна и влияет на них. Они взаимодействуют друг с другом, создавая уникальную атмосферу и контекст для жизни и деятельности людей. Проявляясь в окружающей среде, культурные элементы влияют на взаимодействие людей с культурой.
Рассмотрим разные по направленности примеры последних лет проектирования в г. Челябинске, в которых культурное и средо-вое пространство тесно переплетаются средствами дизайна и архитектуры.
Например, проект современных природных цветников «На ромашковом поле» (2021 г.) ландшафтного архитектора В. В. Волкова, размещенных на Театральной площади и в сквере площади Революции. Такие композиции называют цветниками «новой волны», они пришли на смену классическим партерным (с яркими однолетними растениями, высаженными в виде узора). Так, у исторических зданий Оперного театра и Публичной библиотеки классические партерные цветники выглядят естественно, в то время как перед более современным зданием Театра драмы имени Наума Орлова хорошо смотрится цветник в естественном стиле.
Цветники, созданные В. В. Волковым, ознаменовали новый подход в создании цветочных композиций для нашего города. До этого ежегодно высаживали однолетние растения, поэтому у горожан, привыкших видеть цветники из тепличных красивоцветущих растений, несвойственных местной южно-уральской флоре, возникла масса негативных эмоций по поводу новых клумб. Такая ситуация может показать стереотипность мышления и довольно устаревший, несколько примитивный вкус рядового пользователя среды. Ключевую роль в реализации таких проектов должна сыграть подготовительная работа по «объяснению» замысла авторов, путем проведения информационной кампании. Также должен быть обеспечен хороший уход за растениями в процессе эксплуатации цветников.
Основная идея проекта — перенос природы Южного Урала в центр города путем создания естественного «малоуходного» биома из
94
растений местной фноры. В цветнике используется белый кварц, отсылающий здмтелр к ертитектйк>к здания театра,с;рамы,с фааадима тблацоваааыми тным белым мремором.
Тткжв с^^а^т^^^са на Теитраньаой обыгрывает и дополняет бронзовую скуоьату-ру верблюда (автор Р. Д. Сайфуллинв с объемным орнаментом, символизирующим путь сьантииин ит а расватая гор ода. С имвол города аатиьложен вкиртааар впецаклеаа ^одоТ»р)£1ы-; иык тлактаых ротоааай,кои Chi акфоаь стеаи (рис. 1).
Рис. 1. Вид на Театральную площадь. Челябинск. 2021. Фото В. В. Волкова
Таким образом, средствами ландшафтной архитектуры и дизайна возможно создать запоминающийся образ региона, города, отдельных его районов и памятных мест, подчеркнуть уникальные черты, традиции и культуру. Через разработку функциональных и эстетически привлекательных ландшафтов можно способствовать улучшению общей атмосферы и комфорта проживания людей, а также привлечь туристов.
Другим примером может стать проект, созданный Центром развития городской среды г. Челябинска (2023 г.). В городе появилось новое общественное пространство, прилегающее к «Арт-скверу», с мощеными дорожками, зонами отдыха и площадкой для роллердрома (катка) на месте заброшенного пустыря. Мы считаем, что даже посредством обычного проектирования качественных благоустроенных общественных пространств можно значительно увеличить культурную привлекательность места.
Однако помамоблагоустройства архитектору И. А. ТаможниковоП и ее роменде было важно привлечь внимание к исторической архитектуре, находящейся неподалеку от зйны проентарования. мто башо сделана аерездазрваоакумаавгх адматектмот-ым форм в уаикальнаш ааттвааом,риадиок котопого включа ет упрощенные формы архитектурных элемнотов зданпй (являющнила объекваме кулктураого нвпеедаярегаайаллтьго йначен И1чк[)^ хкрижльощьаароеоанруемую оо-рито-рие Тоаь. 2).
11П
|1Я1М и I
Рис. 2. Уличная скамейка с паттерном и его отдельные элементы. Челябинск. 2023.
Материалы предоставлены И. А. Таможниковой
В узор вошли стилизованные формы окон с замковым камнем и перемычками нескольких зданий. Таких как, здание бывшей насосной водопровода железной дороги (ул. Свободы, 6). Здание первой теплоэлектростанции города (ул. Труда, 66а). Особняк Данцигера-Высоцко-го (ул. Пушкина, 1) и дом Колбина (ул. Труда, 66). Также был использован рисунок арки Троицкого моста и других архитектурных элементов (рустовка и карниз дома Колбина, геометрический орнамент и фигурная кладка из кирпича насосной станции). Таким образом в паттерне отразилась своеобразная айдентика места, связанная с его уникальной окружающей средой.
Этот пример хорошо показывает, что деятельность дизайнеров и архитекторов должна быть многоаспектной, направленной на обнаружение культурной идентичности современной предметно-пространственной среды и, согласно культурологическому подходу,
95
должна рассматриваться с точки зрения историко-культурной преемственности, объединяю-щейматериальную и художественную культуру. Из этого следует, что средовой дизайн обращается к объектам материальной культуры как к отражению культурных традиций [8, с. 404].
Последним пример, который мы рассмотрим, является реконструкция сквера «Сад камней» (2023 г.), который долгие годы был в заброшенном состоянии. Это пример работы проектировщиков с прошлым наполнением территории. Скверу сохранили историческое название и установили новые природные объекты — каменные валуны. Вновь зазвучала старая идея пространства — отражение уральской природы с ее горными массивами, камнями-самоцветами. Около каждого валуна находится информационная табличка с названием породы и OR-кодом переходом на интернет-ресурс с подробной информацией. Возможность расширения физического пространства имеющего пределы до практически бесконечного виртуального пространства, работа с предоставлением информации и донесением ее до зрителя — это то, чего недостает в двух предыдущих примерах. Очень важно, что такие таблички расположены непосредственно рядом с объектом проектирования. Для правильного понимания зрителем заложенных в проект идей и включения жителей и гостей города в систему взаимодействия с объектами или со средой, нужна современная информационная поддержка.
Помимо возвращения идеи сквера на его территории сохранили старую постройку, где раньше находилась насосная станция фонтана, а также чугунные фонарные столбы с рельефными узором — ящерицами — отсылающими к мотивам уральских сказов П. П. Бажова, еще одному из символов Урала (рис. 3).
Спасение старых аутентичных строений и малых архитектурных форм при проектировании новых городских пространств играет важную роль в сохранении исторической памяти и культурного наследия. Эти объекты могут сохранять уникальный архитектурный стиль, локальную идентичность и атмосферу, которая делает город особенным.
Заброшенная территория, создающая неблагополучную во всех смыслах атмосферу,
средствами благоустройства может привнести новую жизнь в городское пространство и обогатить культурную среду горожан.
Рис. 3. Элементы оформления сквера «Сад камней». Челябинск. 2023.
Фото из сети Интернет
Подводя итоги, необходимо отметить, что средовое проектирование и дизайн-деятельность в целом требует у дизайнеров и архитекторов творческого мышления, профессиональных навыков и широкого культурного опыта. Компетенции специалистов в области дизайна связаны с культурными и эстетическими ценностями, формирующимися благодаря культурологическому подходу к дизайн-проектированию. Дизайн играет ключевую роль в организации взаимодействия пространства окружающей среды и культуры. Проектные решения, основанные на культурологических моделях и концептах, позволяют создавать инновационные и уникальные объекты, которые способствуют развитию культуры и пространства в городе. Применение художественных средств в дизайне помогает сделать окружающую среду более выразительной и привлекательной для людей.
Изучая конкретные примеры проектов, реализованных в г. Челябинске, мы видим, что средствами дизайна действительно можно повысить культурный уровень горожан и сделать пространство города более гармоничным и удобным для них.
Таким образом, дизайн является инструментом обеспечивающим соединение пространств среды и культуры. Для создания успешных проектов в области архитектуры и дизайна необходимо учитывать культурные
96
особенности городского пространства и его век — объект — среда» нельзя рассматривать традиции. В современном мире систему «чело- без учета влияния культуры.
Список литературы
1. Быстрова, Т. Ю. Зачем дизайну культурология / Т. Ю. Быстрова // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — № 4 (25). — С. 5-15.
2. Генисаретский, О. И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / О. И. Генисаретский ; ВНИИ техн. эстет. Гос. ком. СССР по науке и тех. — Москва, 1990. — 36 с.
3. Генисаретский, О. И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / О. И. Генисаретский ; Всесоюз. н.-и. ин-т техн. эстетики. — Москва, 1988. — 22 с.
4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин [и др]. — Москва : Архитектура-С, 2004. — 288 с.
5. Дмитриева, Л. М. Дизайн культурных ориентиров / Л. М. Дмитриева, П. А. Балюта // Омский научный вестник. — 2015. — № 3 (139). — С. 56-58.
6. Иконников, А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве /
A. В. Иконников. — Москва : КомКнига, 2006. — 352 с.
7. Кривых, С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах / С. В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2 (27). — С. 106-111.
8. Пойдина, Т. В. Актуальные векторы архитектурно-дизайнерского творчества в дискурсе «человек — среда — культура» / Т. В. Пойдина, С. Д. Бортников // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 2 (33). — С. 402-405.
9. Пойдина, Т. В. Интеграционные процессы в современной проектно-художественной культуре / Т. В. Пойдина, С. Б. Поморов // Вестник славянских культур. — 2022. — № 66. — С. 120-133.
10. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2 /
B. Ф. Рунге. — Москва : Архитектура-С, 2007. — 432 с.
11. Сидоренко, В. Ф. Эстетика проектного творчества / В. Ф. Сидоренко. — Москва : ВНИ-ИТЭ, 2007. — 135 с.
12. Смекалов, И. В. Эстетические принципы живописи в проектной культуре средового дизайна : монография / И. В. Смекалов ; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург : ОГУ, 2013. — 161 с.
13. Тао, М. Методологический потенциал изучения концептов в культурологии / М. Тао, Т. Ю. Быстрова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2020. — Т. 26, № 2 (197). — С. 111-120.
14. Флиер, А. Я. Культурная среда и ее социальные черты // Знание. Понимание. Умение : информ. гуманитар. портал. — 2013. — № 2. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu/ (дата обращения: 01.04.2024).
15. Цукерман, В. С. Культурное пространство рубежа XX-XXI веков: сущность и тенденции развития / В. С. Цукерман // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — № 2 (26). — С. 46-51.
Получено 24.04.2024
97
Evgeny Yu. Temborovsky
Master s Degree Student
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia
Lead specialist, top expert
Chelyabinsk Architectural and Urban Building Design Administration, Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
Alexey G. Leshukov
Candidate of Culturology,
Associate Professor,
Dean of the Applied Arts Faculty
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia
E-mail: leshukov.chgaki@yandex. ru
Interaction of Culture and Space Environment from the Positions of Design
The authors of the article study interaction of culture and environment space from the position of design which allows to understand how these spheres influence each other and how their interaction can be optimized with help of the design solutions. In the context of national methodology, the article considers the terms connected with such notions as "environment", "space", "cultural space", "environmental space" and "3D environment". The article analyzes general ideas, aspects of culturology and design to determine their interaction. The authors describe the role of design in the interaction with the environmental space and culture. Due to the design approach, they determine the degree of involvement of culture in the "man — object — environment" system. The authors stress the importance of consideration of cultural peculiarities, culturological models and concepts while creating design and architectural projects in order to effectively influence the environment. The examples of their work in Chelyabinsk show that they consider design as an activity which with the help of artistic expressive means influences the environment and thus promotes the rise of culture level in the city. The article concludes by saying that design is the meeting point of environmental space and culture, and the "man — object — environment" system cannot be considered isolated from the "culture" notion.
Keywords: environment, space, culture, design, cultural space, environment space
For citing: Temborovsky E. Yu., Leshukov A. G. 2024. Interaction of Culture and Space Environment from the Positions of Design. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 91-99. (In Russ.).
References
1. Bystrova T. Yu. 2016. Why design needs cultural studies. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul'tury [International Journal of Cultural Research]. No 4 (25): 5-15. (In Russ.).
2 Genisaretsky O. I. 1990. Metodologicheskie i gumanitarno-khudozhestvennye problemy dizaina [Methodological and humanitarian and artistic problems of design]. Abstract of thesis. Moscow. 36 p. (In Russ.).
98
3. Genisaretsky O. I. 1988. ProbLemy issLedovaniya i razvitiya proektnoi kuL'tury dizaina [Problems of research and development of project design culture]. Moscow. 22 p. (In Russ.).
4. Dizain. ILLyustrirovannyi sLovar'-spravochnik [Design. Illustrated reference dictionary]. Moscow: Architecture-S, 2004. 288 p. (In Russ.).
5. Dmitrieva L. M., BaLyuta P. A. 2015. Design of cultural Landmarks. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. No 3 (139): 56-58. (In Russ.).
6. Ikonnikov A.V. 2006. Prostranstvo i forma v arkhitekture i gradostroiteL'stve [Space and form in architecture and urban planning]. Moscow: KomKniga. 352 p. (In Russ.).
7. Krivykh S. V. 2011. Correlation of the concepts "environment" and "space" in sociocuLturaL and educational aspects. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. No 2 (27): 106-111. (In Russ.).
8. Poydina T. V., Bortnikov S. D. 2012. Current vectors of architectural and design creativity in the discourse "man-environment-cuLture". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. No 2 (33): 402-405. (In Russ.).
9. Poydina, T. V., Pomorov S. B. 2022. Integration processes in modern design and artistic culture. Vestnik slavyanskikh kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures]. No 66: 120-133. (In Russ.).
10. Runge V. F. 2007. Istoriya dizaina, nauki i tekhniki: v 2 kn. Kn. 2 [History of design, science and technology: in 2 books. Book 2]. Moscow: Architecture-S. 432 p. (In Russ.).
11. Sidorenko V. F. 2007. Estetika proektnogo tvorchestva [Aesthetics of design creativity]. Moscow: VNIITE. 135 p. (In Russ.).
12. SmekaLov I. V. 2013. Esteticheskie printsipy zhivopisi v proektnoi kuL'ture sredovogo dizaina [Aesthetic principles of painting in the project culture of environmental design]. Orenburg: OSU. 161 p. (In Russ.).
13. Tao M., Bystrova T. Yu. 2020. Methodological potential of studying concepts in cultural studies. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [News of the Ural Federal University. Series 1: Problems of education, science and culture]. Vol. 26, No 2 (197): 111-120. (In Russ.).
15. FLier A. Ya. 2013. Cultural environment and its social features. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. No 2. Available from: http://www.zpu-journaL.ru/e-zpu/2013/27FLi-er_CuLturaL-MiLieu (accessed: 01.04.2024). (In Russ.).
16. Tsukerman V. S. 2011. Cultural space at the turn of the XX-XXI centuries: essence and development trends. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. No 2 (26): 46-51. (In Russ.).
Received 24.04.2024
99