УДК 745/749 ББК 85.12
Аксиологические аспекты проектной культуры и формирование проектно-компетентной культуры студентов в системе профессионального обучения (дизайн)
Т. В. Пойдина
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Axiological Aspects of Design Culture and Formation of Professional and Competent Culture of Students in System of Professional Education (Design)
T. V. Poydina
Altai State University (Barnaul, Russia)
В работе представлены взгляды современных ученых, исследующих понятие «проектная культура» с опорой на современные культурологические концепции. Автором выявлены основные свойства проектной культуры, обоснована роль культуросоставля-ющей основы дизайн-образования.
Показано, что современный тип проектной культуры актуализирует обращение к теме «регионализма», значимости региональных проблем, специфики развития проектной культуры регионов, следовательно, включенность проектной деятельности в конкретную культуру с ее традициями, гуманизация среды, концептуальность проектировочных решений, интеграция экологического, регионального и этнокультурного аспектов в дизайне архитектурной среды являются приоритетными направлениями в сфере практического и теоретического развития проектной культуры. Рассматривается значение культуротворче-ской среды в формировании проектно-художествен-ного мышления студентов, роль проектной культуры в сфере образования. Показано, что ценностные императивы проектной культуры детерминируют содержание профессионального мышления. Подчеркивается роль междисциплинарных связей, интеграции культурологического и искусствоведческого знания в профессиональное обучение (дизайн), освоение ценностей регионального культурного наследия. Выявлены актуальные векторы в формировании профессионально-компетентной культуры студентов-дизайнеров в дискурсе культурологической концепции проектной культуры.
Ключевые слова: проектная культура, дизайн-образование, культурологический подход, ценностные ориентации, культурные ценности.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.2-36
The paper produces the looks of modern scientists researching the concept «design culture» based on modern culturology. The author discloses main features of the design culture, shows the role of culture foundation in design-training. It is shown that the modern type of design culture actualizes an appeal to the theme of «regionalism», the importance of regional issues, the specifics of the design culture of the region, therefore, the inclusion of the project activities in a particular culture and its traditions, humanization of the environment, conceptual design solutions, the integration of environmental, regional and ethno-cultural aspects in the design of architectural environment are priorities in the field of practical and theoretical development of design culture. The author is concerned with the value of the culture forming environment in formation of design and art thinking of students, a role of design culture in education. It is shown that valuable imperatives of design culture determine the content of professional thinking. The role of interdisciplinary communications, integration of culturolog-ical and art criticism knowledge into vocational training (design), development of values of a regional cultural heritage is emphasized. The topical vectors in formation of professional and competent culture of students- designers in a discourse of the culturological concept of design culture are revealed.
Key words: design culture, design-training, cultural approach, value orientation, cultural values.
Понятие «проектная культура» стало одним из основных понятий научного междисциплинарного аппарата и получило распространение в современной науке в связи с усилением мировоззренческой, технологической стороны целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. В контексте различных наук этот термин наполняется тем или иным смыслом, соответствующим характеру исследований. Однако базовой основой выступает осмысление феномена проектной культуры как универсальной категории современного мышления, представление о проектировании как универсальном типе деятельности и важнейшем типологическом признаке современной культуры. В теории и методологии дизайна это понятие стало концептуальным ориентиром, что определяет рассмотрение дизайна в культурологическом измерении, с опорой на представление о культуре как знаковой системе, аккумулирующей систему ценностей (О.И. Генисаретский, В.Ф. Сидоренко).
Идеи культурологического подхода в дизайне и проектной культуре развиты в работах И.Н. Стор [1]. По мнению исследователя, обращение к культурологическому подходу включает методику художественного творчества, что выражается в поиске аналогов проектных образов, применении методов «сценарного моделирования», «реконструкции музея», заимствовании аналогий из других видов искусства и т. д. С точки зрения К. А. Кондратьевой, культурологический подход в дизайне выражается в максимально внимательном построении отношений с той накопленной традицией в соответствующей культуре, которая определяется этническим и национальным контекстом [2]. В свою очередь, аксиологический подход к теории средового дизайна выводит на понимание дизайна как целостного социально-культурного феномена, решающего глобальные проблемы с гуманитарной направленностью [3-5], что имеет важное методологическое значение. В контексте образовательной деятельности проектная культура выступает базовой характеристикой личности педагога, определяет его готовность к инновационной деятельности, разработке и внедрению новых образовательных технологий и рассматривается в качестве основы становления социально-личностной компетентности субъектов образовательного процесса.
Образовательная парадигма предопределяет культурные и ценностные смыслы образования как социокультурного явления, на который ориентируются субъекты образовательной деятельности. В связи с этим особую актуальность имеет культурологический подход к образованию (Г.С. Батищев, Л.П. Буева, А.П. Валицкая, О. С. Должгнко, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.). Изучение научных и исследовательских работ по истории и теории дизайн-образования свидетельствует о наличии теоретической базы, детерминирующей
содержание и методическую сторону формирования профессиональной культуры студентов-дизайнеров (А.В. Ефимов, В.Ф. Рунге, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов, В.Т. Шимко и др.).
В последние годы появились диссертационные исследования, посвященные различным проблемам про-ектно-художественного образования, развития творческих способностей и проектно-художественного мышления студентов (Т. О. Шулика, М. А. Соколова и др.); представлены методики проектного обучения. Тенденции развития дизайн-образования, педагогики дизайна стали объектом исследовательской мысли в трудах В. П. Климова, Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховской. Исследователем С.М. Мурзиной разработана технология формирования профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера [6]. В целом, нужно отметить, в современных исследованиях подчеркивается значение культуротворческой среды в формировании проектно-художественного мышления студентов, роль проектной культуры в сфере образования. Наш исследовательский интерес направлен на выявление актуальных векторов в формировании профессионально-компетентной культуры студентов-дизайнеров в дискурсе культурологической концепции проектной культуры.
Современные тенденции сближения средового проектирования и культуры определяют векторы практического и теоретического развития проектной культуры, направленности проектирования на культуросо-зидание. Отсюда объектом проектирования выступает материальное окружение, включающее в себя человека не как пассивного потребителя, но со всей присущей ему эмоциональной, эстетической, культурной осваивающей деятельностью и ценностными установками. Введение в проектирование смысловых дефиниций «образ жизни», «ценности жизни» сближает средовую проблематику с философией культуры и решается сегодня на уровне междисциплинарных связей теории архитектуры и дизайна, культурологии, социологии и психологии.
Концептуальное осмысление идеи проектной культуры и эстетики дизайнерского творчества привело к пониманию проектной культуры как «типа культуры», что легло в основу методологической базы исследования феномена дизайна. Дизайн своей содержательной частью вписан в культуру, при этом является выразителем определенного миропонимания, с особенностями которого он связан. Отсюда закономерным является обращение средового дизайна к предметному миру материальной культуры как отражению культурных традиций, его этнокультурного своеобразия. С позиции культурологического подхода, рассматривающего дизайн-деятельность как феномен историко-культурной преемственности, продукт интеграции материальной и художественной культуры, базовую основу проектной культуры составляет
выявление культурной идентичности современной предметно-пространственной среды, обращение сре-дового дизайна к предметному миру материальной культуры как отражению культурных традиций, его этнокультурного своеобразия. Современный тип проектной культуры актуализирует обращение к теме «регионализма», значимости региональных проблем, специфики развития проектной культуры регионов; активно проходит процесс формирования нового явления в проектной культуре, направленного на разрешение противоречий типа «интернациональное — национальное», «традиции — инновации», «специфическое — универсальное» [2].
Осмысление проектно-художественной практики с позиции средовой парадигмы постмодернизма как этапа художественно-проектной культуры развито в исследованиях Н.И. Барсуковой [4, 5]. На основе анализа философско-теоретической базы постмодернизма Н. И. Барсукова исследует аксиологические ориентиры постмодернистской проектной практики. Н.И. Барсуковой выявлены приоритеты постмодернистской проектной культуры: средовой менталитет, отражающий процесс интеграции науки, техники, гуманитарной культуры; одновременное существование различных культурных пластов; поиск понятности формального языка для художественно не подготовленного потребителя, поиск коммуникабельности; личностно-ориентированное проектирование; полистилистика как основа проектных поисков нового синтеза художественных форм; поиск оригинальной дизайн-концепции [4]. Таким образом, включенность проектной деятельности в конкретную культуру с ее традициями, гуманизация среды, концептуальность проектировочных решений, интеграция экологического, регионального и этнокультурного аспектов в дизайне архитектурной среды являются приоритетными направлениями в сфере практического и теоретического развития проектной культуры.
Современный уровень средового проектирования требует от студента-дизайнера, с одной стороны, развитого пластического мышления и грамотного владения методическим арсеналом современной дизайнерской деятельности, а с другой — мировоззренческих установок в целом, соответственно широкого культурного кругозора. Л. А. Филимонюк отмечает, что проектная культура основывается на проектной компетентности студента, эстетическом отношении к среде жизнедеятельности, предполагающем творческую активность в преобразовательной деятельности, направленной на ее эстетическую организацию, умении конструировать собственные технологические подходы к решению задач [7]. Следовательно, профессиональные компетенции дизайнера напрямую связаны с присвоением ценностей нравственной, эстетической культуры, что позволяет выявить ключевые линии сопряжения системного проектного мышления
и ценностного отношения к объекту профессиональной деятельности как составной части компетенции специалиста в сфере средового дизайна.
В формировании системного мышления студентов и развитии умения решать на практике сложные задачи, требующие интегральных знаний, большую роль играет установление междисциплинарных связей, интеграция культурологического и искусствоведческого знания в профессиональное обучение (дизайн), освоение ценностей регионального культурного наследия. Интеграция образования и науки напрямую связана с историческими традициями, в том числе региональными, задающими направленность и собственно саму специфичность развития и образования, и науки. В динамике современных образовательных технологий все более осознается значение регионального компонента в формировании профессионально значимых качеств будущего специалиста. Профессиональная культура выступает в качестве способа ценностного освоения пространства будущей профессиональной деятельности.
В построении модели формирования профессиональной культуры студентов в системе дизайн-образования мы исходим из следующих методологических предпосылок: принципа культуросообразности содержания образования (А. Дистервег, М. С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман), гуманитарно-диалогической концепции (М.М. Бахтин, В. С. Библер), аксиологического подхода к проектированию развития духовного и творческого начал личности студента (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган). Профессиональная культура — явление сложное и многоаспектное, интегративное по сути и выступает в качестве систематизирующего фактора становления будущего специалиста. Профессиональная культура дизайнера напрямую связана с присвоением ценностей, ориентацей специалиста в ценностях культуры. Сами же ценности выступают базой формирования профессиональных и социально-личностных компетенций будущего дизайнера. Следовательно, реализация модели формирования профессиональной культуры в системе дизайнерского образования должна основываться на культурологическом подходе.
Формирование профессиональных компетенций дизайнера-педагога напрямую связано с освоением культурно-исторических и эстетических ценностей. Поэтому одним из важнейших в формировании проектной культуры дизайнера-педагога будет являться культурологический подход, являющийся средством и принципом приобщения личности к культурно-историческим, нравственным и эстетическим ценностям и рассматривающий дизайн-деятельность как феномен историко-культурной преемственности. Через него регулируются все аспекты деятельностно-го постижения основополагающих принципов проек-тно-художественного синтеза в историко-культурном
контексте на основе знаний культурологических моделей, истории искусства и методов искусствоведческого анализа. Культурологические категории служат ориентиром для интерпретации современного искусства, истолкования сложных культурно-исторических образов и ассоциаций.
Дизайнерская деятельность немыслима без ценностной ориентации, без ценностей. Ценности являются системообразующим фактором культуры, ее ядром, выполняют интегративную функцию. Следовательно, культурологический подход имеет непосредственный выход на культурные ценности, т. е. аксиологический подход к процессу формирования профессионально значимых личностных качеств дизайнера. Рассмотренные выше базовые категории проектной культуры, а именно культуросозидание, духовно-нравственные ценности, аксиологические компоненты жизнедеятельности, интерпретация этнического феномена в современную проектную идею составляют основу интеграции культурологического знания в профессиональное обучение.
Интерес культуры к проблемам организации среды требует понимания как закономерностей и особенностей языка искусства, так и знания символов культуры и истории предыдущих эпох, которые бы обеспечили его адекватное прочтение. Закономерно возникает вопрос о неких опорных точках, базисных понятиях, ориентируясь на которые, студент-дизайнер смоделирует характерный образ среды, со всеми индивидуальными оттенками и эмоциональными ощущениями. Процесс проектирования всегда протекает в контексте конкретной исторической культуры, что определяет и содержательные, и формальные взаимовлияния разных видов искусства [8, с. 47]. Отсюда стержневым вопросом в формировании дизайнерского мышления студентов становится понимание средового творчества как новой формы синтеза искусств. Поэтому при изучении дисциплины «История искусств» особая роль отводится изучению образцов архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства, анализу художественных поисков использования монументально-декоративных композиций. Вопросы, связанные с изучением взаимодействия монументально-декоративного искусства и архитектуры, предполагают углубленную самостоятельную подготовку по аналитической работе с текстами, изучению памятников, подготовку презентационных материалов, виртуальной экскурсии.
Современное средовое проектирование интегрирует разнообразные проявления творчества, что требует от автора широкого культурного и профессионального кругозора (образ, ансамбль, стиль, творческий почерк), развитой творческой интуиции, поэтому комплекты учебных и практических заданий дают студентам возможность анализировать проблемные вопросы в практическом контексте с учетом взаимовлияния искусств, закономерностей гармонизации предметных, пространственных и декоративных компонентов в средовом ансамбле. Продуктивной формой закрепления теоретических знаний является семинар-дискуссия, семинар с использованием метода интеллектуального марафона, метода портфолио, позволяющего определить уровень теоретических знаний и художественных обобщений студентов.
Виды дизайнерской деятельности реализуются через проектную практику, по сути, представляющую собой процесс поиска и нахождения новых форм. Отсюда формирование общекультурных компетенций как части профессиональной компетентности студентов-дизайнеров заключается в переводе опыта, накопленного культурологией, искусствознанием и теорией дизайна, в серию провоцирующих вопросов, создании поискового и информационного поля, открывающего новые формы смыслообразования, что дает возможность студентам анализировать проблемные вопросы в практическом контексте, развивает критическое мышление, столь необходимый компонент в дизайнерской практике.
Интерес культуры к проблемам организации среды требует понимания как закономерностей и особенностей языка искусства, так и знания символов культуры и истории предыдущих эпох, которые бы обеспечили его адекватное прочтение. Сформированные у студентов понятия о механизме трансляции традиций в современную жизнь, влиянии традиций на региональную культуру, представления о традиционных ценностях в условиях глобальной модернизации являются важным компонентом профессиональной культуры. Таким образом, ценностные императивы проектной культуры детерминируют содержание профессионального мышления. Поэтому одним из важнейших направлений про-ектно-художественного образования является создание культуротворческой среды, определяющей векторы в формировании профессионально-личностной культуры, развитии творческих способностей и проектно-художественного мышления студентов.
Библиографический список
1. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизай- 3. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и раз-не. — М., 2003. вития проектной культуры дизайна // Сайт Олега Игоре-
2. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. — вича Генисаретского [Электронный ресурс]. — URL : М., 2000. http:// www.procept.ru/publications/probl_issl_pro_kult.htm.
4. Барсукова Н.И. Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма. — М., 2007.
5. Барсукова Н.И. Аксиологические основы теории и методологии средового дизайна // Вестник ОГУ — 2011. — № 9 (128).
6. Мурзина С.М. Формирование профессионально-теоретических знаний в области художественного проектирования у студентов художественно-графического факультета (на примере специальности «Искусство интерьера», специ-
ализация — «Художественный текстиль») : монография. — Орел, 2009.
7. Филимонюк Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования // Наука и образование. — Белово, 2008. — Ч. 2.
8. Дизайн: основные положения, виды дизайна, особенности дизайн-проектирования, мастера и теоретики : ил. слов.-справ. — М., 2004.