УДК 37.01
https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 155 EDN: HBOLGO Научная статья
Взаимодействие поколений в условиях новых рисков мировой трансформации
О.Г. Грохольская И
Российская академия образования, г. Москва, Россия И oI-gleh ajvail.ru
Аннотация. Рассмотрен существующий разрыв между молодыми и зрелыми поколениями, связанный с ситуацией глубоких трансформаций, происходящих в мировом сообществе. Автором отмечены возникающие риски, приводящие к разрушению механизма передачи опыта поколений, связанные со сложностью поиска точек сближения молодого и старшего поколения. В статье приводятся размышления о том, как выстроить взаимодействие, обосновать пути и механизмы сближения жизненных интересов и стратегий развития поколений в условиях обновления образования сегодня. Обозначены направления научного поиска в рамках проблемы социального, психологического, цифрового противостояния поколений, в фокусе внимания которых преемственность и культурно-ценностная консолидация представителей разных социальных групп.
Ключевые слова: образование, развитие, мировое сообщество, поколение, противостояние, взаимодействие, механизм передачи опыта, образовательный процесс, сетевое пространство, коммуникация, информация, электронная зависимость, цифровое поколение, контент, личность.
Для цитирования: Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений в условиях новых рисков мировой трансформации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал 2022. Т. 3. № 3. С. 155-165. https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 155_
Original article
Interaction of generations in the context of new risks of global transformation
O.G. Grokholskaya И
Russian Academy of Education, Moscow, Russia El ol-gleb(a>,mail. ru
Abstract. The current gap between young and mature generations related to the situation of deep transformations taking place in the world community is considered. The author noted the emerging risks leading to the destruction of the mechanism for transferring the experience of generations, associated with the difficulty of finding points of convergence between the younger and older
generations._
© Грохольская О.Г., 2022
Attribution Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License, cc by The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
The article provides reflections on how to build interaction, justify the ways and mechanisms of convergence of life interests and generational development strategies in the context of the renewal of education today. The directions of scientific search within the framework of the problem of social, psychological, digital confrontation of generations are identified, the focus of which is continuity and cultural and value consolidation of representatives of different social groups. Keywords: education, development, world community, generation, confrontation, interaction, mechanism of experience transfer, educational process, network space, communication, information, electronic dependence, digital generation, content, personal.
For citation: Grokholskaya OG. Interaction of generations in the context of new risks of global transformation. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):155-165. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 3 155
Введение
Проблема взаимодействия поколений, отцов и детей, которая во все времена была достаточно острой и актуальной проблемой, приобретает новое звучание в условиях современных вызовов информационного общества и глобальных трансформаций мирового сообщества. Тревожные сущностные трансформации, связаны с геополитическим противостоянием двух ядерных держав - США и России, с осложнением и, похоже, завершением периода политико-экономического доминирования США и переходом к отношениям стран на основе многополярности мирового сообщества. Стимулирование развязывания войн недружественными странами, поддержка ими преступных режимов радикального толка, продвижение воинствующих сил в нарушение «красных линий» нашей страны, насаждение и поддержка сети спящих ячеек терроризма в соседних странах, поддержка и финансирование сети биолабораторий в странах, разрабатывающих смертоносное токсинное оружие и пр. явились главной причиной нынешнего глобального переустройства мира.
Материалы и методы
Анализ научной и методической литературы по проблеме, анализ социокультурного контекста и образовательной практики, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Непринятие факта успешности России усиления ее влияния на мировой арене и несогласие с ее возрастающей ролью на мировой арене, побуждает
156
коллективный Запад откровенно вредить нашей стране, оказывая санкционное давление на нее, направляя на страну потоки лжи и ложных обвинений и, предпринимая в соседних с Россией странах различного рода провокационные шаги экстремистского содержания, которые не способствуют становлению дружеских и партнерских отношений между странами Запада и Россией, способствуют установлению политического и военного их противостояния, а также обостряют обстановку в мире в целом.
Западные «партнеры» на пути сдерживания развития России, развернули глобальную войну в медиополе, понимая, что этим самым они работают и с населением страны сегодня, а главное - с нашим будущим, с нашей молодежью, пытаясь, в числе прочих воздействий, нанести удар по стране изнутри. В результате применения стратегий гибридной войны (информационные атаки, кибертехнологии, открытые акты лести, лжи, обмана, террора, открытого противостояния и угроз и пр.), реализуется главная задача западных служб по отношению к молодому поколению - сыграть на неопытности и тщеславии молодежи, вывести ее из-под влияния старшего поколения и сделать ее более безликой, разрозненной, уязвимой, а значит -более управляемой.
Основной упор в стратегии работы с молодежью изнутри делается на разрыв взаимосвязи молодого и старшего поколений нашей страны через забвение и переписывание истории народа, искажение исторических фактов, принижение чувства патриотизма, через глумление над гуманистическими традициями, верой и миссией русского народа и пр. Становится совершенно очевидным, что в такую стратегию коллективного Запада заложена глубинная «бомба» с далеко идущими последствиями для нашей страны, а именно: направленность на разрушение механизма передачи опыта от старших поколений страны к младшим, с чем напрямую связано образование и воспитание молодежи. Необходимо лишить молодое поколение позитивной картины опыта прошлой истории страны, лишить возможности размышлять
над этим опытом, анализировать и работать с позитивной информацией о стране. И в этом направлении главный удар рассчитан на уничтожение положительного опыта подготовки молодого поколения к жизни, который многие годы успешно развивался в учреждениях образования страны, обеспечивая возможность приоритетной конкуренции России в области образования и других сфер развития общества.
Молодежи во все века было присуще стремление ко всему новому, к ярким картинкам и преобразованиям. Ее во все времена интересовало то, что будоражит эмоции, воображение, что дает, как им кажется, веру в ситуацию успеха, в удачу, дает быстрое получение денег и прибыли. В силу того, что у подростков не хватает знаний и опыта, они принимают свою ложную веру красивым психологически подготовленным контентам за правду, за искреннее желание запада помочь им и, поэтому, с доверием реагируют на яркие картинки и образы, на ложь и «фейки». Этим наиболее широко и пользуются апологеты западных прагматических ценностей.
Кроме того, большинство подростков и молодых людей стремятся показать свою ложную солидарность с такими же, как они, выразить желание «потусоваться» и «похайповать» всем вместе. И большинству из них неважно, под какими лозунгами эти тусовки происходят.
Слабое знание и представление молодежи о некоторых периодах истории своей страны, победоносных фактах патриотизма русского народа, незнание и недооценка важнейших периодов научных открытий, успехов школы и образования страны, достижений развернутого строительства и др., способствует тому, что подростки и молодежь поколения Ъ, склонны давать в целом неадекватную оценку всего исторического прошлого России, делать ложные выводы и верить, что ничего хорошего и по-настоящему значимого в прошлом ее не было. И в этом вина нашего старшего поколения, поколения политиков и историков, управленцев и педагогов, деятелей культуры и СМИ, которые допустили и недооценили пагубность проникновения в массовое
сознание нашего подрастающего поколения западной идеологии прагматизма.
Почему же Запад достаточно успешен в работе с молодежью? А потому, что изначально они рассматривают нашу молодежь, равно как и молодежь стран бывшего Советского Союза, стран «оранжевых революций», не как важный ресурс, требующий внимания и уважения, а как покупаемый продукт. Обманывая молодых заранее отработанным и приготовленным для них специальным способом, а именно: покупая подростков на красивой упаковке, картинке, которая молодежи нравится, запад работает с поколением молодых как с перспективным потребителем. Наши западные «партнеры» находят, чем завоевать симпатии и лояльность молодежи: мнимая свобода самовыражения, всеобъемлющее братство и толерантность, нескончаемые обещания помощи в получении достойной работы и жилья, быстрого профессионального роста, дешевые продукты и потребительские товары, стильная, брендовая одежда и обувь и пр.
А главная их цель - противопоставить поколения страны, разорвать их взаимосвязь, насытить ложным контентом незрелое сознание молодых людей и, тем самым, «прикормить» их с прицелом на будущее предпочтение западного образа жизни. Когда же старшее поколение нашей страны делает попытки им что-то объяснить, молодые люди, вкусившие информацию медиапространства и доверяющие западным телеграмм-каналам, встречают это с протестом, при этом утверждая, что старшее поколение их на самом деле не понимает.
Как видим, проблема противостояния поколений и ее решение здесь высвечивается еще с одной стороны, со стороны необходимости поиска средств компенсации взаимного непонимания молодых и старших членов общества, поиска механизмов психологического сближения поколений.
Отметим еще важный момент. Под воздействием сетевой реальности высвечивается новая ситуация развития личности подростка, проявляющаяся в изменении высших психических функций (память, мышление, внимание), направленности и механизмов формирования личности, форм
взаимоотношений и коммуникации личности, способов поведения, стратегии деятельности и пр. Данные изменения порождают возникновение новых психологических феноменов: электронной зависимости, многозадачности, приватности и др. Мы наблюдаем тот факт, что подрастающее поколение становится все более электронно-, компьютерно-, Интернет- и мобильно-зависимым [1; 2].
Такая зависимость пугает многих родителей, учителей, общественность и вызывает закономерную тревогу в связи с возникающими дополнительными рисками, связанными с непониманием сути цифрового противостояния «отцов и детей», сложностью поиска точек сближения, нежеланиями и даже невозможностью такого сближения из-за растущей утраты доверия молодых к миру взрослых [3].
Вышеназванные вводные, их можно назвать рисками разрушения связи поколений, позволяют сделать вывод о том, что в результате существования этих рисков возникает реальная проблема социального, психологического, цифрового разрыва молодого и старшего поколений, приводящая к разрушению механизма передачи опыта, механизма преемственности поколений - главного скрепляющего механизма, обеспечивающего стабильное созидательное развитие общества.
Социально-психологическое противостояние молодого и старшего поколения как негативное явление общественной жизни приобретает в последние годы социально-опасные формы. Направлениями исследовательского поиска в рамках обозначенной проблемы социального, психологического, цифрового разрыва молодого и старшего поколений являются: разработка моделей решения задачи преодоления противостояния поколений; исследование гибридных стратегий воздействия на молодое поколение и определение возможностей образования в рамках противостояния последним; проектирование и изучение механизмов реализации перспективных моделей управления образованием с целью преодоления разрыва и
противостояния поколений через расширение сферы возможного для молодежи и старших поколений в соответствии с их потребностями; изучение особенностей и причин разнонаправленности в расстановке жизненных приоритетов младших и старших поколений сегодня, а также обоснование путей и механизмов сближения их жизненных интересов и стратегий; исследование ожиданий разных поколений от образования и возможностей развивающего образования в течение всей жизни человека и пр.
Сегодня, чтобы выстроить взаимодействие молодых и взрослых поколений с позиций созидания, на пути актуализации и восстановления механизма преемственности опыта поколений, нужно осмыслить и заново понять, под каким углом зрения должно идти обновление образования, какие важнейшие аспекты нужно учесть в процессе воспитания, как выстроить эту «педагогику сотрудничества». Важно осмыслить, что происходит в «зоне актуального развития», в «зоне ближайшего развития» обучающегося, как придать образованию характер развивающего и развивающегося [4].
Трансформация образования в направлении развивающего в течение всей жизни человека, а не «обрезающего» образования - это важнейшая стратегическая линия, ведущая к сближению, к пониманию ожиданий и возможностей разных поколений людей. Ведь мы столкнулись сегодня с несоответствием и даже противоречием, с одной стороны - ожиданий субъектов образовательного процесса от системы образования, с другой стороны - возможностей, которыми обладают подрастающие и старшие поколения, поколение Ъ и учителя, родители, взрослые. Разрешение противоречия видится нами в разработке ключевых методологических акцентов развития личности как высшей ценности, где свободно развертывается ее природа, ее самость [5; 6], а также в развитии образования и реализации воспитательного потенциала взаимодействующих семьи, школы и социальной среды.
Отличается российское общество в целом и, прежде всего, наше
образование ценностным подходом. Там где западные партнеры неправду сделали принципом жизни, ложь инструментом манипуляции с людьми, там русский человек, условно говоря, задумается над тем, принять это или не принять. У человека русской культуры вызывает отторжение то, что вроде по закону, но не по правде, не по-людски... И в большинстве своем этого не приемлет старшее поколение нашей страны, не верит двойным стандартам и ложно демократическим устоям, толерантным установкам западного общества, не принимает идею бездумного подражания «цивилизованному» Западу.
Заключение
Итак, среди важнейших методологических посылов, играющих важную роль в позитивном обновлении отечественного образования и придающих новый смысл процессу взаимодействия поколений, на наш взгляд, следует выделить с одной стороны - актуализацию и восстановление механизма преемственности опыта поколений, механизма передачи знаний и опыта через выстраивание взаимодействия молодых и взрослых поколений с позиций созидания нового общества; с другой - важность изменения расстановки приоритетов в образовательном процессе, а именно: уход от тезиса «ученик -главное лицо в образовательном процессе», и реализация посыла: «учитель -центральная и авторитетная фигура» в процессе образования личности; с третьей - обновление нравственно-ценностной направленности образовательного процесса как нормы организации окружающего пространства развития личности.
Сегодня важнейшими средствами компенсации негативного опыта являются образование, воспитание, культура. Возможности взаимодействия молодых и старших поколений тоже находятся в этом широком предметном поле - в развивающем личность и развивающемся образовании. Развивающееся образование - это пространство развития возможностей молодых и старших поколений, и нельзя не согласиться со сказанным о том, что «развитие образования, в том числе, за пределами образования - единственное, в чем оно
сегодня может сохраниться» [4].
Несомненно, в рамках реализации ожиданий субъектов образовательного процесса от системы образования и воспитания остается надежда, что слушая правду, а не ложь, видя истинные картины и зная реальную историю страны, политику и идеологию, реальную жизнь страны, определенная часть молодежи поймет, примет и «поумнеет». Воспитывая молодежь, им сегодня надо говорить правду, а не то, что им нравится. Задача старшего поколения - помочь им найти и понять эту правду.
Список литературы
1. Грохольская О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. № 8. С. 31-38. EDN: WYQTYV
2. Грохольская О.Г. Методологические особенности реализации смешанного обучения в обновленном пространстве школы // Педагогика. 2020. № 7. С. 61-66. EDN: OLGYJS
3. Кудрявцев В. Дети не хотят жить со взрослыми, за которыми нет будущего [Электронный ресурс] // Вести образования. 4 февраля, 2021. URL: https://vogazeta.rii/articles/2021/2/4/CHto _proiskhodit/l 6368-
deti ne hotyat zhit so vzroslymi za kototymi net buduschego (дата обращения: 08.04.2022).
4. Кудрявцев В. Архимед образования [Электронный ресурс] // Вести образования. 28 ноября, 2020. URL: https ://vogazeta.ru/articles/2020/11/28/edpolitics/l5794-arhimed obrazovaniya (дата обращения: 08.04.2022).
5. Грохольская О.Г. Инновационная траектория развития дидактической системы //Педагогика. 2021. Т. 85. № 4. С. 37-46. EDN: LPRRAI
6. Грохольская О.Г. Методологические акценты обновления дидактической системы гуманистической направленности // Сибирский учитель. 2019. № 1. С. 5-12. EDN: HVXXRZ
References
1. Grokholskaya O.G. Humanistic orientation of education's development strategy. Pedagogika. 2016;(8):31-38. (InRuss.). EDN: WYOTYV
2. Grokholskaya O.G. Methodological features of the implementation blended learning in the renovated space of the school. Pedagogika. 2020;(7):61-66. (In Russ.). EDN: OLGYJS
3. Kudryavtsev V. Deti ne khotyat zhit' so vzroslymi, za kotorymi net budushchego = Children do not want to live with adults who have no futur. Vesti obrazovaniya. February 4 2021. (In Russ.). https://vogazeta.ru/articles/202 l/2/4/CHto_proiskhodit/l 6368-
deti ne hotyat zhit so vzroslymiza kotorymijietJbuduscheg [Accessed 08th April 2022].
4. Kudryavtsev V. Arkhimed obrazovaniya = Archimedes education. Vesti obrazovaniya. November 28 2020. (In Russ.). https://vogazeta.rn/articles/2020/ll/28/edpolitics/15794-arhimed_obrazovaniya [Accessed 08th April 2022].
5. Grokholskaya O.G. The innovative path of development of the didactic system. Pedagogika. 2021;85(4):37-46. (InRuss.). EDN: LPRRAI
6. Grokholskaya O.G. The methodological focus of the teaching system humanistic orientation. Siberian Teacher. 2019;(1):5-12. (InRuss.). EDN: HVXXRZ
Информация об авторе:
Грохольская Ольга Глебовна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, член Отделения философии образования и теоретической педагогики, Российская академия образования (119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, SPIN-код: 3485-7227, AuthorlD: 304612, email: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Поступила в редакцию: 08.04.2022 Одобрена после рецензирования: 11.05.2022 Принята к публикации: 25.05.2022
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Information about the author'.
Olga G. Grokholskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of RAO, Member of the Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy, Russian Academy of Education (8 str. Pogodinskaya, Moscow, 119121, Russia), ORCJD ID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, SPIN-код: 3485-7227, AuthorlD: 304612, email: [email protected]
Conflict of interests: The author declares that there is no conflict of interest.
Received: 08.04.2022
Approved after reviewing: 11.05.2022
Acceptedfor publication: 25.05.2022
The author has read and approved the final manuscript.