Научная статья на тему 'Взаимодействие подразделений Госавтоинспекции МВД России и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при исполнении административных наказаний в виде лишения права управления'

Взаимодействие подразделений Госавтоинспекции МВД России и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при исполнении административных наказаний в виде лишения права управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
831
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / САМОХОДНАЯ МАШИНА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДЬИ / УДОСТОВЕРЕНИЕ ТРАКТОРИСТА-МАШИНИСТА / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ГОСТЕХНАДЗОР / КООРДИНАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / DEPRIVATION OF DRIVER''S LICENSE / VEHICLE / SELF-PROPELLED VEHICLE / JUDGE''S DECREE / DRIVER''S LICENSE OF TRACTOR OPERATOR-DRIVER / STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE / STATE TECHNICAL SUPERVISION / COORDINATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корыц Сергей Иванович

В статье изложены проблемы, возникающие при исполнении административных наказаний в виде лишения права управления транспортными средствами. Автором предложены эффективные способы решения вопросов, возникающих в рамках взаимодействия судов (судей), органов Госавтоинспекции МВД России и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при реализации их полномочий в ходе осуществления указанной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the State Traffic Safety Inspectorate and State Technical Supervision in the Execution of Administrative Punishment in the Form of the Deprivation of Driver''s License

The problems arising in the performance of administrative punishments in the form of deprivation of the driver''s license to drive vehicles are described. Effective ways of solving the problems arising in the framework of interaction of courts (judges), bodies of the State Traffic Safety Inspectorate and State Technical Supervision are suggested, in the exercise of their powers in the course of carrying out this activity.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие подразделений Госавтоинспекции МВД России и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при исполнении административных наказаний в виде лишения права управления»

УДК 342.92+351.811.12

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-70-75

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ МВД РОССИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ

КОРЫЦ Сергей Иванович*

И kail1@list.ru

Пр. Комарова, 7, Омск, 644092, Россия

Аннотация. В статье изложены проблемы, возникающие при исполнении административных наказаний в виде лишения права управления транспортными средствами. Автором предложены эффективные способы решения вопросов, возникающих в рамках взаимодействия судов (судей), органов Госавтоинспекции МВД России и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при реализации их полномочий в ходе осуществления указанной деятельности.

Ключевые слова: лишение права управления, транспортное средство, самоходная машина, постановление судьи, удостоверение тракториста-машиниста, Госавтоинспекция, Гостехнадзор, координация, информация.

Interaction of the State Traffic Safety Inspectorate and State Technical Supervision in the Execution of Administrative Punishment in the Form of the Deprivation of Driver's License

Koryts Sergei I.**

kail1@list.ru

7 Komarovapr., Omsk, 644092, Russia

Abstract. The problems arising in the performance of administrative punishments in the form of deprivation of the driver's license to drive vehicles are described. Effective ways of solving the problems arising in the framework of interaction of courts (judges), bodies of the State Traffic Safety Inspectorate and State Technical Supervision are suggested, in the exercise of their powers in the course of carrying out this activity.

Keywords: deprivation of driver's license, vehicle, self-propelled vehicle, judge's decree, driver's license of tractor operator-driver, State Traffic Safety Inspectorate, State Technical Supervision, coordination, information.

Проблемные вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях неоднократно становились предметом внимания ученых-административистов [1-6]. В данной статье на примере анализа админи-

стративно-правовых действий должностных лиц Госавтоинспекции МВД России (далее -Госавтоинспекция) и органов Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники

* Преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России.

** Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

(далее - Гостехнадзор) по исполнению постановлений судей о лишении права управления транспортным средством покажем, что исполнение административного наказания в виде лишения специального права имеет ряд пробелов правового регулирования, влекущих конфликты и риски правоприменения.

Правовую основу исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством (самоходными машинами) составляют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Правила дорожного движения1 (далее - ПДД), распространяющиеся на все транспортные средства. Лишение права управления транспортным средством определенного вида, по нашему мнению, означает, что субъект административной ответственности одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, т. е. и права управления трактором, самоходной машиной -всеми видами транспортных средств, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Статьей 32.5 КоАП РФ определены органы, исполняющие постановления о лишении специального права. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1). Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (ч. 2).

Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техниче-

ским состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации»2, определена система органов Гостехнадзора. В нее входят государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственные инспекции городов и районов. Непосредственное осуществление государственного надзора возложено на государственных инженеров - инспекторов указанных государственных инспекций.

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)»3 (далее - Правила).

Под самоходными машинами в Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Право на управление самоходными машинами подтверждается одним из двух документов: удостоверением тракториста-машиниста (тракториста), а также временным удостоверением на право управления самоходными машинами. Исследование практики исполнения административных наказаний в виде лишения права управления транспортным средством позволило выделить некоторые проблемные вопросы, к числу которых можно отнести следующие:

1 О Правилах дорожного движения (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) : постановление Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 47, ст. 4531.

2 Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 51, ст. 4943.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3759.

1) отсутствие необходимых нормативных правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия органов Госавтоинспекции с органами Гостехнадзора, судами (судьями), утвержденного формата (образца) медицинской справки и т. д.;

2) невыполнение многими судьями положений ч. 2 ст. 32.5 КоАП РФ в части направления в органы Гостехнадзора постановлений о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники для исполнения;

3) недостаточный уровень организации взаимодействия Госавтоинспекции с Гостехнадзором по исполнению административных наказаний в области дорожного движения; 4) отсутствие доступной единой федеральной информационной системы органов Гостехнадзора.

Указанные проблемные вопросы становятся все более актуальными в связи с продолжающимся увеличением количества находящейся у граждан в собственности самоходной техники и расширением перечня ее видов: тракторов, снегоходов, квадроциклов, мотовездеходов, сне-гоболотоходов, автовездеходов (трэколов), кара-катов, мини-болотоходов и т. д. Владелец указанной техники зачастую является одновременно и водителем автомобиля, т. е. помимо удостоверения тракториста имеет еще и водительское удостоверение. Кроме того, отсутствие информации в Гостехнадзоре о лишении права управления, о стадии исполнения постановления о лишении указанного права, о наличии водительского удостоверения, а в Госавтоинспекции - соответствующей аналогичной информации может привести к непривлечению водителя или тракториста к уголовной ответственности при наличии объективной стороны уголовно наказуемого деяния при повторном совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ.

Проиллюстрировать проблему можно на примере Омской области, входящей в состав Сибирского федерального округа, где исполнение постановлений о лишении права управления, предусмотренное ч. 2 ст. 32.5 КоАП РФ, осуществляется Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия области.

На регистрационном учете в Гостехнадзоре Омской области в 2016 г. состояло 54 937 единиц техники (тракторов, снегоходов, квадроциклов, снегоболотоходов, мотовездеходов, негабарит-

ной техники, не участвующей в дорожном движении, и т. д.). Гостехнадзором ежегодно выдается от 6 до 9 тысяч удостоверений на право управления.

В январе 2017 г. в одном из районов Омской области была осуществлена сверка постановлений, находящихся на исполнении в Госавтоинспекции, с базой данных удостоверений Гостехнадзора Омской области. Было проверено 396 постановлений о лишении права управления водителей. В ходе сверки установлено 49 фактов (12,4 %), когда водитель, лишенный права управления транспортным средством, имеет еще удостоверение тракториста-машиниста. Информация о лишении в Гостехнадзоре отсутствовала, из судов постановления о лишении права управления не поступали.

Необходимо отметить, что с октября 2016 г. Госавтоинспекцией Омской области автоматизированный учет правонарушений в области безопасности дорожного движения осуществляется с применением компьютерной базы данных ФИС ГИБДД-М на федеральном уровне. Информационный учет Гостехнадзором Омской области осуществляется с применением региональной базы, и указанная сверка проводилась, соответственно, только по региональной базе данных.

С целью решения актуальных проблем правоприменения при исполнении административного наказания в виде лишения права управления предлагается ряд мероприятий, которые условно можно разделить на две группы: срочные, не требующие внесения изменений в законодательство (организация трехстороннего взаимодействия на уровне субъекта Российской Федерации: суды, органы Гостехнадзора, органы внутренних дел); относительно долговременные, требующие изменения действующего законодательства.

Представляется, что на уровне субъекта Российской Федерации необходимо безотлагательно провести следующие мероприятия.

Предлагается организационно обеспечить единообразие действий должностных лиц Госавтоинспекции и Гостехнадзора по исполнению административных наказаний в отношении лиц, лишенных права управления, в ходе производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо осуществить проведение рабочих встреч с участием судей, сотрудников Госавтоинспекции и Гостехнадзора с целью выработки единого алгоритма взаимодействия (по вопросам

получения копий постановлений судов, вступления постановлений в законную силу, изъятия удостоверений, определения начала исчисления срока и окончания срока лишения специального права, порядка возврата удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) по истечении срока лишения специального права).

Предлагается следующий алгоритм обеспечения такого взаимодействия.

1. При оформлении сотрудником полиции административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, предусматривающего административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством, представляется целесообразным:

- в случае управления водителем транспортным средством дополнительно устанавливать наличие у него удостоверения тракториста-машиниста и отражать этот факт в материалах дела (в ходе получения объяснения водителя непосредственно при оформлении административного правонарушения, путем получения информации в Гостехнадзоре до направления дела об административном правонарушении в суд);

- в случае управления водителем самоходной машиной и отсутствия у него при себе удостоверения тракториста-машиниста запрашивать информацию из территориального подразделения Гостехнадзора о наличии у тракториста права управления самоходными машинами; с учетом полученной информации возбуждать дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.3 либо ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

2. При направлении дела об административном правонарушении в суд сотруднику Госавтоинспекции необходимо указывать информацию о наличии у лица, совершившего административное правонарушение, водительского удостоверения, а также удостоверения тракториста-машиниста.

3. Сотруднику Госавтоинспекции необходимо при получении из суда постановления о лишении права управления транспортными средствами в отношении:

водителя транспортного средства:

- осуществлять исполнение наказания по вступившему в законную силу постановлению по делу об административном правонарушении в установленном порядке;

- при наличии информации об имеющемся у водителя транспортного средства дополни-

тельно удостоверении тракториста-машиниста копию постановления, вступившего в законную силу, направлять в территориальное подразделение Гостехнадзора;

- в случае прерывания срока лишения специального права в отношении лица, уклоняющегося от сдачи водительского удостоверения, информацию о начале течения срока лишения права управления транспортными средствами (в установленных ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ случаях) незамедлительно направлять в территориальный орган Гостехнадзора;

водителя самоходной машины:

- при получении копии постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу: в рамках взаимодействия с судом определить порядок получения вступивших в законную силу постановлений в отношении указанной категории водителей (в данном случае копия постановления должна направляться судьей в подразделение ГИБДД для сведения в рамках ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ (лицу, составившему протокол об административном правонарушении); в случае отсутствия по объективным причинам возможности получения из суда копии постановления, вступившего в законную силу, необходимо получать ее из территориального подразделения Гостехнадзора;

- при получении постановления судьи, вступившего в законную силу, информацию о лишении права управления вносить в федеральную информационную систему Госавтоинспекции;

- в рамках исполнения положений ст. 32.7 КоАП РФ определить порядок взаимодействия с территориальным подразделением Гостехнадзора в части незамедлительного информирования подразделения ГИБДД о дате сдачи лицом, лишенным права управления, удостоверения тракториста-машиниста; факте уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения; о начале течения прерванного срока лишения специального права (в случае сдачи либо изъятия соответствующего удостоверения, а равно получения Гостехнадзором заявления лица об утрате указанного документа);

- при получении указанной в п. 3.2.3 информации обеспечить корректировку в информационной системе Госавтоинспекции.

4. При организации исполнения постановления о лишении права управления сотруднику Госавтоинспекции необходимо:

- исключить факты хранения в подразделении Госавтоинспекции удостоверений трактористов-машинистов и возврат удостоверений водителям самоходных машин при их обращении;

- при получении копии постановления о лишении права управления, вступившего в законную силу, в отношении водителя самоходной машины обеспечить информирование о данном факте службу участковых уполномоченных полиции органа внутренних дел;

- в случае неясности способа и порядка исполнения постановления судьи о лишении права управления в отношении водителей транспортных средств, самоходных машин в рамках ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ обращаться в суд, вынесший постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

- в рамках исполнения нормы, установленной ч. 4 ст. 32.6 КоАП РФ, при обращении сотрудников Гостехнадзора представлять информацию о наличии наложенных на лиц, подвергнутых наказанию в виде лишения права управления, штрафов за правонарушения в области дорожного движения и состоянии их исполнения.

5. Во взаимодействии с территориальным подразделением Гостехнадзора сотруднику Госавтоинспекции необходимо определить порядок проведения рабочих встреч (не реже одной в месяц) по вопросам исполнения наказаний в виде лишения специального права, в ходе которых устанавливать наличие (в том числе индивидуально по каждому правонарушителю) постановлений в отношении водителей самоходных машин (с уточнением даты вступления в законную силу, определением даты начала исчисления срока лишения специального права, наличия неоплаченных административных штрафов и т. п.), при установлении отсутствия информации либо ее неактуальности незамедлительно устранять выявленные несоответствия.

При проведении указанных рабочих встреч рекомендуется дополнительно прорабатывать вопрос о возможности обмена информацией по наличию у водителей права управления транспортными средствами, самоходными машинами, назначенных административных наказаниях, этапах их исполнения и т. п. в электронном виде.

Необходимо отметить, что указанные пробелы административного законодательства зеркальным образом отражаются и в уголовном праве, а именно при исполнении наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Подведем итог. Совершенно понятно, что требуется дополнительное изучение целесообразности сохранения действующих норм административного законодательства, регламентирующих исполнение постановлений о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники, должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин.

С учетом темпов развития научно-технического прогресса, скоростью появления новых видов транспортных средств представляется необходимой выработка унифицированного подхода при применении мер ответственности с возможной передачей части полномочий от Гостехнадзора к Госавтоинспекции, а в длительной перспективе требуется организация единого федерального межведомственного информационного поля, совместное использование которого (судьями, сотрудниками Госавтоинспекции, Гостехнадзора, уголовно-исполнительной инспекции, судебными приставами - исполнителями и т. д.) сведет к минимуму правовые риски как в рассматриваемом вопросе, так и в целом при применении мер уголовной и административной ответственности.

Список литературы

1. Кинчене Л. В. Исполнение органами внутренних дел постановлений о наложении административных взысканий : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 159 с.

2. Парыгин Н. П. Исполнение постановлений об административных взысканиях : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1991. 23 с.

3. Семенистый А. В. Правовые и организационные основы исполнения органами внутренних дел постановлений о назначении административных наказаний : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 236 с.

4. Слышалов И. В. Исполнение административных наказаний, назначаемых за правонарушения в области дорожного движения : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2009. 178 с.

5. Тихомиров Ю. А. Правоприменение: от эпизодичности к целевой результативности // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 55-62.

6. Шергин А. П. Проблемы административной ответственности в трудах профессора Бориса Вульфовича Россинско-го // Административное право и процесс. 2016. № 5. С. 66-72.

Административная ответственность и ее применение References

1. Kinchene L. V. Ispolnenie organami vnutrennikh del postanovlenii o nalozhenii administrativnykh vzyskanii. Dis. kand. yurid. nauk [Enforcement By the Bodies of Internal Affairs of Decisions on Imposition of Administrative Penalties. Cand. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 1999. 159 p.

2. Parygin N. P. Ispolnenie postanovlenii ob administrativnykh vzyskaniyakh. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Execution of Decisions on Administrative Penalties. Ext. Abstr. Cand. Legal Sci. Dis.]. Sverdlovsk, 1991. 23 p.

3. Semenistyi A. V. Pravovye i organizatsionnye osnovy ispolneniya organami vnutrennikh del postanovlenii o naznachenii administrativnykh nakazanii. Dis. kand. yurid. nauk [Legal and Organizational Bases of Execution By Bodies of Internal Affairs of a Statement on Appointment of Administrative Punishments. Cand. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 2004. 236 p.

4. Slyshalov I. V. Ispolnenie administrativnykh nakazanii, naznachaemykh zapravonarusheniya v oblasti dorozhnogo dvizheni-ya. Dis. kand. yurid. nauk [Execution of Administrative Punishments Imposed For Offenses in the Field of Road Traffic. Cand. Legal Sci. Dis.]. Omsk, 2009. 178 p.

5. Tikhomirov Yu. A. Pravoprimenenie: ot epizodichnosti k tselevoi rezul'tativnosti [Law Enforcement: from Episodic to the Target Performance]. Zhurnal rossiiskogoprava - Journal of Russian Law, 2017, no. 1, pp. 55-62.

6. Shergin A. P. Problemy administrativnoi otvetstvennosti v trudakh professora Borisa Vul'fovicha Rossinskogo [Issues of Administrative Responsibility in Works of Professor Boris Vulfovich Rossinskiy]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2016, no. 5, pp. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.