Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009
Криминалистика, криминология, ОРД
УДК 351. 759 А.А. Бакин*
Взаимодействие органов внутренних дел с общественностью в вопросах профилактики насильственной преступности
Статья посвящена чрезвычайно актуальной проблеме - особенностям взаимодействия органов внутренних дел с различными социальными институтами, организациями, рядовыми гражданами при осуществлении мер превентивного характера в борьбе с насильственной преступностью.
Ключевые слова: органы внутренних дел, насильственная преступность, криминологическая профилактика, общественность, взаимодействие.
A.A. Bakin*. Interaction of the law-enforcement bodies with public concerning questions of prevention of violent crime.
Article is devoted to extremely actual problem - features of interaction of the law-enforcement bodies With different social institutes, organizations, citizens, during implementation of preventive measures In struggle with violent crime.
Keywords: law-enforcement bodies, violent crime, criminological prevention, public, Interaction.
Криминологическая профилактика является наиболее действенным и приоритетным направлением в борьбе с насильственной преступностью. Предупреждение общественно опасных деяний предполагает консолидацию государственных структур и общественных организаций, инициативных групп и рядовых граждан, представителей традиционных религиозных конфессий и творческой интеллигенции. Конституция Российской Федерации указывает на два правовых основания участия граждан в охране общественного порядка:
1) она предоставляет права и закрепляет общие обязанности должностных лиц и граждан, в т.ч. и в сфере охраны общественного порядка;
2) провозглашает основополагающие начала (принципы), составляющие правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка.
Общие права и обязанности граждан Российской Федерации устанавливаются конституционными и иными нормами, регулирующими и отношения в сфере охраны общественного порядка. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, как гласит ст. 3 Конституции РФ, является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть «непосредственно»1.
Следует особо подчеркнуть, что международным сообществом накоплен значительный опыт социального контроля криминальной агрессии, выработаны достаточно эффективные меры борьбы с насилием. Практически все ведущие отечественные и зарубежные криминологи указывают, что ужесточение уголовного законодательства, расширение штатов и увеличение расходов на содержание правоохранительных органов не приносит ожидаемых результатов2. На протяжении последних 20 лет в развитых зарубежных странах максимально активизируются меры по формированию общественных структур воздействия на преступность.
В Австрии успешно действует федеральная консультативная служба по предупреждению преступности, которая опирается на помощь многочисленных правозащитных организаций и рядовых граждан. В Дании функционирует Высший совет по профилактике преступности, который составляют 46 организаций, из них более половины - общественные (профсоюзы, молодежные ассоциации, культурные и
* Бакин, Анатолий Анатольевич. Кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. І. Тел.
8 (8І2) 495-22-55
* Bakin, А.А. Candidate of judicial science, associate professor of department of extra-professional education of staff OVD Saint-Petersburg university MIA Russia.
исследовательские центры). В Бельгии Высший профилактический совет пользуется огромной поддержкой населения, т.к. объединяет государственные, неправительственные организации, волонтеров. В Японии вся система охраны правопорядка традиционно построена и успешно функционирует благодаря гармоничной взаимосвязи правоохранительных органов и населения (криминологическая превенция учитывает религиозные и культурные особенности этноса). В США в рамках Национального совета создана профилактическая служба, которая объединила свыше 100 общественных и государственных учреждений, а также муниципальных формирований. В Совет вошли видные политики и финансисты, деятели науки и искусства, представители конфессиональных общин. Идеей объединения усилий государства и общества пронизаны федеральные и региональные программы борьбы с преступностью в США. Так, в полицейских программах «Преграды преступности» главным содержанием является взаимодействие полиции, населения и средств информации; благотворительными фондами создаются особые приюты и кризисные центры, поощряется активность населения в сотрудничестве с органами правопорядка3.
Стремясь кардинально переломить устойчивый рост насильственной преступности, правоохранительные органы Англии и общественность сосредоточили максимальное внимание на истоки формирования девиантных тенденций, на болевые точки, связанные с воспитанием подрастающего поколения, - на семью и школу.
Полицейская федерация, Союз учителей и Ассоциация родителей разработали совместную инструкцию по правовоспитательной работе сотрудников полиции в школах. Согласно положениям этой инструкции, главной задачей привлечения полиции к участию в обучении и воспитании школьников является разъяснение детям и подросткам своих прав и обязанностей, формирование у них уважительного отношения к закону, к установленному в государстве общественному порядку, к окружающим людям, к полиции. Выполнение такой задачи, по мнению педагогов Англии, невозможно без участия полиции на постоянной основе. Взаимодействия между полицией и школами в профилактической работе по правовому воспитанию учащихся осуществляется руководителями полиции на местах и руководителями отделов образования. Вопросы о закреплении конкретных сотрудников полиции за той или иной школой решаются службой территориального органа полиции, отвечающей за связь с населением, по согласованию с начальником полиции и директором школы. Сотрудники полиции, которым поручено заниматься правовым обучением и воспитанием школьников, в соответствии с правилами инструкции должны строго отграничивать эту работу от выполнения своих обязанностей по занимаемой в полиции должности. Запрещается совмещать проведение занятий с учениками с мероприятиями чисто служебного характера по конкретным фактам правонарушений в школе4.
За рубежом рядовые граждане уже давно осознали, что личная и общественная безопасность находится, в т.ч., и в их собственных руках, зависит от их социальной позиции. «Государство всячески способствует развитию общественной инициативы по противодействию преступности. Для помощи полиции стали формироваться общественные советы, ассоциации и другие территориальные и объектовые объединения граждан, подразделения «добровольной стражи», группы гражданского патрулирования. Значительные средства на государственном и региональном уровне выделяются на создание подростковых и молодежных клубов, кружков, спортивных секций и т.п. Развиваются виктимологические аспекты профилактики, создаются организации потерпевших от преступлений, движения отцов и старших братьев, налажен виктимологический всеобуч»5.
По данным С.В. Осипова, для обучения населения разнообразным формам участия в раскрытии и предупреждении преступлений, розыске преступников используются возможности средств массовой информации. Регулярно стартуют общенациональные программы по борьбе с насилием, наркоманией, алкоголизмом, другими асоциальными явлениями. Мотивы для взаимодействия с полицией у жителей могут быть самыми разнообразными - от высоконравственных до низменных или сугубо меркантильных, т.к. по сложным делам полиция стимулирует помощь граждан выплатой вознаграждений. Вызывает интерес взаимодействие полиции с лицами из числа криминализированной части населения на основе «деятельного раскаяния» и «сделки о признании вины». Для инициирования «деятельного раскаяния» полиция гарантирует преступникам минимизацию наказания, щедрую материальную поддержку и защиту от возможной мести. Многие из крупнейших судебных процессов в Италии, Франции, США были проведены на основе показаний раскаявшихся членов организованных преступных групп6.
Криминологическая профилактика в Российской Федерации еще очень далека от совершенства, многое в механизме превентивного воздействия на причинный комплекс насильственной преступности требует дальнейшего регулирования. Тем не менее ведущие отечественные криминологи подчеркивают, что сегодня «идет творческий поиск новых форм, средств и методов профилактической работы, соответствующих изменившимся условиям жизни страны. Возрастает активность здоровых сил общества, противостоящих преступности»7.
Доминирующая роль криминологической профилактики в борьбе с преступностью и различными социальными девиациями особенно ярко проявляется в процессе создания правового государства, в котором господство права надежно охраняет права человека, регулирует отношение собственности. Еще в 1906 г. известный русский юрист Л.М. Родионов писал: «Великий смысл развития демократических начал, за которые боролись и борются народы, заключается в том, что только таким путем - и никаким иным - может быть достигнуто обеспечение права, а стало быть, и интересов общества и отдельных личностей в государстве. Ведь интересы человеческой личности и ее достоинство составляют конечную цель всех политических движений и переворотов. А так как сознание современного человечества говорит о равном достоинстве каждой отдельной личности, то
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
справедливое государственное устройство должно обеспечить всем и каждому свободное развитие всех природных сил и способностей, удовлетворение всех разумных потребностей»8.
К сожалению, приходиться констатировать, что современные условия характеризуются ростом криминальной агрессии, обострением различных кризисных явлений, которые обусловлены не только социально-экономическими, но и социально-психологическими, мировоззренческими причинами. Органы внутренних дел, являясь зеркальным отражением общества, поражены теми же недугами, что и вся страна9.
Как справедливо указывает Р.С. Байниязов, российская правовая ментальность представляет собой неоднозначный, сложный, противоречивый, а вместе с тем оригинальный, самобытный социальноправовой феномен. Юридический менталитет российского общества изначально отличался небрежным, отрицательным отношением к праву. Данная особенность в различные исторические периоды лишь незначительно трансформировалась. Однако в онтологическом аспекте это не изменило сущности правового менталитета населения, что наглядно проявилось в бурном «расцвете» юридического нигилизма граждан Российской Федерации. «Проявление нигилизма в отношении социальной ценности права, к сожалению, специфическая черта российской ментальности. Многовековая история нашего государства - тому очевидное подтверждение. Юридические ценности в российском обществе не воспринимались и не воспринимаются до сих пор в качестве необходимых для его существования. Напротив, повсеместное нарушение правовых предписаний, скрытое, а порой откровенное попирание права, непонимание (и нежелание понять) фундаментальных ценностей правового бытия - все это и многое другое есть проявление жесткого юридического нигилизма российского менталитета.. ..»10.
Статистика свидетельствует, что преступные проявления не такая уж редкость в деятельности правоохранительных органов. Однако они в первую очередь получают достойный отпор и негативную оценку со стороны самих же сотрудников. С целью предупреждения указанного вида преступлений государством реализуется весь превентивный потенциал уголовного закона, дисциплинарных, административных, гражданско-правовых средств. Ни у кого не вызывает сомнений, что в современных условиях важнейшей задачей, стоящей перед милицией является создание системы принципов с эффективным механизмом реализации, которые для каждого сотрудника были бы беспрекословными и обязательными. На основе конституционных положений и норм федеральных законов сформулирован правовой статус сотрудника органов внутренних дел. Закон «О милиции» определяет в качестве основных принципов деятельности сотрудника ОВД - законность, гуманизм, уважение прав человека. В Российской Федерации именно деятельность органов внутренних дел, наделенных властными полномочиями (направленных на защиту прав и интересов граждан), является показателем состояния законности и правопорядка в стране11. Ст. 3 Закона РФ «О милиции», закрепляющая принципы деятельности милиции, определяет, что «милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами». Конкретизация этого принципа осуществляется посредством других нормативных актов, регламентирующих формы и методы взаимодействия правоохранительных органов с населением.
В то же время нельзя не отметить крайне тревожную тенденцию - любые нарушения дисциплины и законности со стороны сотрудников милиции получают широкую огласку в СМИ (далеко не всегда объективную и достоверную), что крайне отрицательно сказывается на степени доверия населения к результатам деятельности правоохранительных органов12.
Данная проблема осложняется еще и тем, что ряд радикально настроенных представителей правозащитных организаций пытается дискредитировать правоохранительные органы, вбить клин между рядовыми гражданами и сотрудниками милиции, «сгустить краски», дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране.
Широкий резонанс получила история майора милиции Д. Евсюкова, убившего в апреле 2009 г. двоих и ранившего семерых граждан. Глава МВД Р. Нургалиев дал объективную оценку произошедшему и сделал соответствующие организационные выводы. «Это дерзкое преступление, особая жестокость которого заключается в том, что его совершил сотрудник милиции, человек, который должен помогать людям... Мы выражаем искренние слова соболезнования всем родным и близким погибших и пострадавшим в этой трагедии. Со своей стороны, МВД РФ готово оказать им всестороннюю помощь в организации лечения, а также приобретении необходимых медикаментов и последующей реабилитации. Особо хочу отметить грамотные профессиональные действия сотрудников милиции, которые, рискуя собственной жизнью, задержали вооруженного преступника... Эти сотрудники остановили возможные дальнейшие трагические события, ведь преступник мог посягнуть на жизни других людей. Мною подписан приказ, ужесточающий требования к организации кадровой работы в системе Министерства внутренних дел, к приему на службу сотрудников, поддержанию морального климата в коллективе. В органы внутренних дел по субъектам РФ направлено указание о повышении качества отбора кандидатов на службу в милицию и для назначения на руководящие должности, усилении требований к самим кандидатам. При этом необходимо повысить роль психологов в данном процессе и активизировать их работу в милицейских коллективах, проводить на постоянной основе широкую профилактическую работу с личным составом»13.
Развязанная журналистами и правозащитниками истерия крайне негативно сказалась на деятельности честных сотрудников, которые ежедневно рискуют своими жизнями и стоят на страже Закона. Их попытались поставить в один ряд с мерзавцем и психопатом, облить грязью. Но органы внутренних дел открыты для общества. Д. Евсюков - это страшное, трагическое исключение. Анализ публикаций, содержащихся в «Российской газете», свидетельствует, что на протяжении последних лет руководство МВД регулярно
освещает самые злободневные проблемы, связанные с реформированием органов внутренних дел, борьбой с коррупцией, очищением своих рядов от случайных людей, предателей, «оборотней в погонах».
Огромный вклад в консолидацию общества вносит руководство страны. Президент Д. Медведев настаивает на конструктивном диалоге между государством и всеми заинтересованными структурами, институтами и т.д. Президент ввел в состав Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека целый ряд известных представителей науки, культуры, политических деятелей, отличающихся своей независимостью, высокой ответственностью и патриотической настроенностью. По словам Д. Медведева, «в России представление о правозащитной деятельности сильно искажено. у значительной части чиновников ... возникло ощущение, что любые неправительственные организации - это враги государства, с которыми нужно бороться, чтобы через них не просочилась какая-нибудь зараза, которая подорвет устои нашего строя»14.
Исторический опыт нашей страны свидетельствует о наличии длительных и крепких связей органов внутренних дел и населения в борьбе с преступностью. Причем в современных условиях эти связи с каждым годом приобретают все более выраженный системный и многоплановый характер. Важно напомнить, что еще в Судебнике 1497 г. указывалось, что «добрые люди» обязаны изобличать «злодеев» и «лихих людей». В 1775 г. Екатериной II было утверждено «Учреждение для управления губерниями», в котором предусматривалось создание сельской полиции и добровольных помощников из числа крестьян в уездном звене нижнего земского суда. Непосредственными помощниками земского суда в деревнях являлись сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян. Далее в Положении о земской полиции (1837 г.) предусматривалось создание в каждом уезде полицейских участков-станов. У станового пристава в подчинении находились сотские и десятские, выбираемые на эту должность из числа крестьян с каждых двадцати дворов. Начиная с конца XIX в., в дореволюционной России повсеместно создаются православные народные дружины. 29 июня 1915 г. указом Николая II было предписано использовать народные дружины для обеспечения порядка и охраны высочайших особ во время их перемещения по стране15.
Отечественный опыт участия граждан в охране общественного порядка в СССР оценивается различными авторами крайне неоднозначно и противоречиво. Однако, безусловно, он содержал много положительного и рационального, что активно использовали в своих разработках зарубежные коллеги из Западной Европы и США.
В целях обеспечения выполнения органами милиции своих задач СНК РСФСР 8 января 1926 г. принял декрет «Об оказании гражданами содействия милиции при задержании пьяных и хулиганов». Впоследствии на этой основе возникло Всероссийское общество борьбы с алкоголизмом. Положительные сдвиги наметились и после принятия в 1931 г. «Положения о рабоче-крестьянской милиции». В данном Положении декларировалось, что милиция привлекает трудящиеся массы «к непосредственному выполнению отдельных возложенных на нее задач. С этой целью она организует добровольные общества содействия милиции и руководит их деятельностью»16. Таким образом, общественные объединения правоохранительной направленности оказывались в непосредственном подчинении правоохранительных органов.
По мнению Ю.Е. Аврутина, А.З. Гливинского, Г.Г. Сидоровой, стабилизация политической и экономической ситуации в СССР способствовала упрочнению связи трудящихся с государственными органами, последние были обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе. Активно развивались и действовали общественные формирования, которые вместе с органами власти (включая и правоохранительные органы) создали целостную систему усиленного социального контроля за поведением граждан и должностных лиц на работе, по месту жительства, в общественных и других местах17. Из всех известных проявлений участия граждан в охране общественного порядка самыми массовыми явились добровольные народные дружины (ДНД). Впервые они были созданы в 1958 г. ленинградскими рабочими. В их распространении активно участвовали партийные организации различных уровней, трудовые коллективы и органы милиции. Правовая основа их деятельности была сформирована несколько позднее, лишь в 1959 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране», в 1960 г. -Положение о добровольных народных дружинах, утвержденное ЦК КПСС и Советом Министров СССР. В отличие от бригад содействия милиции, ДНД не были подчинены милиции, а действовали от имени общественности с целью воспитания граждан и профилактики правонарушений18.
С ростом масштабов деятельности дружин возникла их специализация. Указанное направление развития было закреплено Примерным положением о добровольных народных дружинах, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка». Создание оперативных комсомольских отрядов дружинников (ОКОД) явилось одной из наиболее эффективных и массовых форм участия комсомольских организаций в укреплении правопорядка, правовом воспитании молодежи, предупреждении антиобщественных проявлений. Впоследствии Положение о них было утверждено и постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ от 26 декабря 1983 г. Комсомольские дружины подчинялись городским (районным) комитетам ВЛКСМ и штабам комсомольских оперативных отрядов19.
Рассматривая советский период, А.И. Алексеев подчеркивает, что огромным вкладом возрожденной отечественной криминологической школы (работы Ю.М. Антоняна, В.Н. Кудрявцева,
Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева, Г.М. Миньковского, А.М. Яковлева и др.) явилась разработка правовой и нравственно-этической основы взаимодействия государства и структур гражданского общества в противодействии преступности. Именно на 1960-1970 гг. приходится возникновение и развертывание массового движения общественности по контролю за соблюдением законности, создание
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
товарищеских судов, народных дружин и постов контроля, молодежных штабов и опорных пунктов охраны правопорядка. Ощутимо и целенаправленно укреплялись связи населения с милицией, прокуратурой, другими правоохранительными органами. С ростом общественного влияния, по мнению ученого, гуманизировалось правосудие, усиливалось внимание правоохранительных служб к выявлению причин и условий, породивших преступления20.
Указанный период ознаменовался реальным «совершенствованием уголовного, уголовнопроцессуального, исполнительного законодательства, нормативным закреплением обязанностей следственных, прокурорских и судебных органов по выявлению причин и условий совершения преступлений и реагированию на них путем вынесения представлений следователей и прокуроров, частных определений судов в адрес руководителей организаций и должностных лиц с целью устранения недостатков в хозяйственной, управленческой и воспитательной сферах. Такого рода документы реагирования носили императивный характер и служили серьезным воспитательнопредупредительным подспорьем. Нередко частные определения судов были предметом острого обсуждения в коллективах трудящихся и влекли за собой серьезные организационные решения. Впечатляющей страницей в социально-правовой жизни страны осталась целенаправленная деятельность государства по повышению правовой культуры населения. С помощью науки в СССР была создана не имеющая аналогов в мире, стройная система правового просвещения и воспитания населения. Основы права в качестве обязательной ученой дисциплины были введены во всех звеньях общеобразовательной, профессионально-технической и высшей школы»21.
В первой половине 90-х гг. XX в. в стране отчетливо стали прогрессировать кризисные явления, которые крайне негативно сказались на состоянии криминологической профилактики. Тем не менее в стране был принят ряд важных законов, способствующих повышению эффективности деятельности государственных органов: Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992г. № 2487-1; Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.
Следует особо подчеркнуть, что закон РФ «О милиции» (п. 32 ст. 11) предоставил право сотрудникам милиции привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству. Важнейшей формой участия граждан в охране общественного порядка является институт внештатных сотрудников милиции, которая используется как в деятельности милиции общественной безопасности, так и в службе криминальной милиции. Привлечение отдельных лиц в добровольном порядке к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, которые в дальнейшем могут быть преданы гласности, а лица, участвовавшие в их проведении, стать свидетелями по уголовному делу. Мотивами сотрудничества могут являться:
1) добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга;
2) предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества;
3) стремление улучшить условия своего содержания в пенитенциарных учреждениях;
4) месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов, тяга к риску;
5) материальная заинтересованность22.
Ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ четко регулирует содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Начиная с 2000 г. в стране вновь начал доминировать целостный систематизированный подход к проблеме борьбы с преступностью, особое внимание правительством стало уделяться взаимодействию государственных структур и гражданского общества. Участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти, которые зафиксированы во многих конституционных положениях и распространяются в т.ч. и на участие граждан в управлении делами государства в сфере охраны общественного порядка. Во всех субъектах Российской Федерации приняты правовые акты (законы, положения и т.д.) различной юридической силы, которые регулируют деятельность нескольких десятков тысяч объединений граждан правоохранительной направленности.
Ответы на многие актуальные проблемы в сфере профилактики содержит приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 29 января 2009 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», однако связям с общественностью, на наш взгляд, в нем уделяется недостаточно внимания.
В контексте рассматриваемых нами вопросов следует отметить приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 15 мая 2008 г. № 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя следственного комитета при прокуратуре РФ». Согласно Положению, институт общественных помощников вводится в целях подготовки и воспитания будущих работников следственного управления, для оказания организационно-технической помощи следователям, руководителям следственных органов. Общественными помощниками могут быть граждане РФ, достигшее 18-летнего возраста, добровольно изъявившие желание участвовать в работе следственного управления на общественных началах и положительно зарекомендовавшие себя.
В современных условиях представляется чрезвычайно актуальным создание общегосударственной концепции неприятия насилия. Нуждается в совершенствовании и дальнейшей
разработке пакет нормативных правовых актов о взаимодействии органов внутренних дел и населения в вопросах профилактики насильственной преступности.
В этой связи нельзя не согласиться с профессором Д.А. Шестаковым, который выражает сожаление по поводу того, что вопрос о принятии Основ законодательства РФ «О предупреждении преступлений» слишком затянулся, хотя проекты данного законодательного акта были разработаны еще в советский период23. Заметным событием в общественной жизни стало подписание 15 июля 2009 г. соглашения о сотрудничестве между управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и тремя российскими вузами: МГИМО, РУДН, РГГУ. Сотрудничество предполагает реализацию уникальной магистерской программы подготовки специалистов в области защиты прав человека. Существенно, что финансовую поддержку программе оказывает именно Правительство Российской Федерации. По мнению юридической общественности, это событие действительно знаковое, т.к. правозащитной деятельностью должны заниматься профессионалы, а не случайные люди, живущие за счет сомнительных зарубежных денежных дотаций.
К сожалению, в рамках сжатой научной публикации не представляется возможным осветить весь круг проблем, связанных с профилактикой криминального насилия. В данном контексте представляется важным и актуальным наблюдение, сделанное Э.Ф. Побегайло: «Несмотря на значительное число исследований, далеко не все аспекты рассматриваемой темы должным образом изучены. В особенное это касается уголовно-политических проблем и управленческих вопросов борьбы с тяжкими насильственными преступлениями, прежде всего - анализа и оценки эффективности названной деятельности в свете сложившейся криминологической ситуации и тенденций насильственной преступности, разработки единой концепции борьбы с данными преступлениями, определения ее основных направлений, выработке рекомендаций по созданию целевых программ в этой области, определения конкретных форм и способов их осуществления»24.
Подводя итог, следует особо подчеркнуть, что задача борьбы с насильственной преступностью должны решаться с учетом социальных, экономических, демографических, психологических, мировоззренческих, а в ряде случаев и медико-биологических факторов. Причем эта задача стоит перед обществом в целом, затрагивает все звенья его социального организма. Совместные усилия органов внутренних дел и населения могут взаимодополнять друг друга на ранних этапах процесса нейтрализации дисгармоничных и девиантных условий нравственного формирования личности. Это особенно актуально при выработке обобщенных стратегий профилактики домашнего насилия, подростковой агрессии, парафилической активности, пьянства, наркоманий, проституции. В качестве эффективных методов следует признать психолого-педагогические программы виктимологической направленности, особенно рассчитанные на детей и женщин.
Необходимо учитывать и то, что преступник действует в конкретной неблагоприятной ситуации, непосредственно связанной с преступлением. Заранее предугадать эту ситуацию, возможный сценарий развития событий и устранить конфликт - значит предупредить преступление.
Объективно оценивая всю актуальность и остроту проблемы криминального насилия в Российской Федерации, необходимо:
- максимально активизировать реализацию общественно-политических инициатив, направленных на создание эффективной государственной системы противодействия насильственной преступности;
- принять Федеральный закон о « Предупреждении насилия в семье»;
- рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательной базы по защите материнства и детства в Российской Федерации;
- развивать государственные институты, общественные организации, призванные выполнять консолидирующие функции для формирования системы противодействия насилию в стране;
- «мобилизовать» институты гражданского общества, представителей интеллектуальной и научной элиты для создания проектов, обучающих программ, способствующих формированию у населения чувства социальной ответственности, сопричастности к судьбе собственного народа, борьбе за социальную справедливость;
- средствам массовой информации следует занять ответственную гражданскую позицию, способствующую формированию позитивного общественно-политического климата в стране.
Налаживанию взаимодействия органов внутренних дел с населением в определенной мере препятствует низкая степень организации и формализм в работе некоторых сотрудников. Из всего многообразия рекомендаций следует обратить внимание на необходимость обязательного, регулярного повышения общей и правовой культуры милиционеров, их компетентности и профессионализма.
Список литературы
1. Адигамова, Г.З. Вопросы соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел // Милиция общественной безопасности: состояние и актуальные проблемы деятельности: Материалы регионального семинара. Санкт-Петербург, 29 марта 2002 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2002. - С. 6-7.
2. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. I. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
3. Алексеев, А.И., Герасимов, С.И., Сухарев, А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.: Изд-во НОРМА, 2001.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
4. Алтухов, С.А. Преступления сотрудников милиции. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.
5. Базаров, Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. - Екатеринбург, 1996.
6. Байниязов, Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. -2000. - № 2 (229).
7. Вишневский, Б. Внутреннее горе // Новая газета. - 2009. - 27 июля. - № 54.
8. Демин, А. Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. -1997. - № 6.
9. Иншаков, С.М. Зарубежная криминология: Учебное пособие - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
10. Косоплечев, Н.П., Измайлова, Ф.Ш. Предупреждение преступлений в регионах: состояние, опыт. - М., 1997.
11. Красавица и чудовище (В деле майора Евсюкова нашли «стрелочницу») // «МК» в Питере».
- 2009. - 6-11 мая.
12. Кудрявцев, В.Н. Преступность и нравы переходного общества. - М.: Гардарики, 2002.
13. Лысенко, В.В., Сальников, В.П., Сизиков, М.И., Филиппова, С.Ф. Нравственноправовые проблемы деятельности полиции в дореволюционной России. - СПб., 1996.
14. Не открывайте - милиция! // Литературная газета. - 2009. - 6-12 мая. - № 19-20.
15. Осипов, С.В. Органы внутренних дел и население в профилактике преступности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1999.
16. Побегайло, Э.Ф. Избранные труды. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2008.
17. Родионов, Л.М. Правовое государство. - М., 1906.
18. Сахно, А.И. Правовые основы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2007.
19. Стрелецкий, В. Милиция должна быть неподкупной // Литературная газета. - 2007. -№ 47-48.
20. Шестаков, Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Учебник. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2006.
Literature
1. Adigamova G.Z. Law enforcement questions in activity of law-enforcement bodies // MOB: Status and Challenges: Proceedings of regional workshop. SPb, 29 March 2002. / By ed. V.P. Salnikov. -SPb., 2002.
2. Administrative activity of law-enforcement bodies / Ed. By V.P. Salnikov / In 2 ch. Ch. I -Moscow, 2005.
3. Alekseev A.I., Gerasimov S.I., Syharev A.J. Criminological Prevention: theory, experience, problems. - Moscow, 2001.
4. Altuhov S.A. Policeman’s crime. - SPb., 2001.
5. Bainijazov R.S. Legal consciousness and Russian legal mentality // Jurisprudence. - 2000. - № 2 (229).
6. BasarovR.A. Juvenile delinquency: criminal violence, countermeasures. - Ekaterinburg ,1996.
7. Beauty and the Beast // “MK” in Petersburg. - 6-11 May 2009.
8. Demin A. Contacts in sphere of operational-search activity // Russian Justice. - 1997. - № 5.
9. Do not Open - Police! // Literary magazine. - 6 -12 May 2009.
10. Inshakov S.M. Overseas Criminology. - Moscow, 2003.
11. Kosoplechev N.P., Izmaylova F.S. Regions prevention of crime: state ,experience . - M., 1997.
12. Kudrjavtsev V.N. Criminality and morality of society in transition. - Moscow, 2002.
13. Lysenko V.V., Salnikov V.P., Sizikov M.I., Filipova S.F. Moral and legal problems of the activities Police in Russian Empire - SPb., 1996.
14. OsipovS.V Law-enforcement bodies and population in prevention of crime. - SPb., 1999.
15. Pobegailo E.F. Selected Works. - SPb., 2008.
16. Rodionov L.M. Legal State. - Moscow, 1906.
17. Sahno A.I. Legal base of operational performance of law-enforcement bodies in state of emergency. - Moscow, 2007.
18. Shestakov D.A. Criminology: new approaches to crime and criminality. - SPb., 2006.
19. Strelezky V. Police must be incorruptible // Literary magazine. - 2007. - 347-48.
20. Vishnevsky B. Interior Mount // New Gazette. - 2009. - 27. July. - № 54.
1 См.: Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. I. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - С. 319; Сахно А.И. правовые основы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - С. 40-41.
2 См.: Иншаков С.М. Зарубежная криминология: Учебное пособие - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2003. - С. 307-325; Побегайло Э.Ф. Избранные труды. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2008. - С. 93-111.
3 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - С. 337.
4 Базаров Р.А. Преступность несовершеннолетних: криминальное насилие, меры противодействия. - Екатеринбург, 1996. - С. 272-273.
5 Осипов С.В. Органы внутренних дел и население в профилактике преступности: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. -СПб., 1999. - С. 11-12.
6 Там же.
7 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: Теория, опыт, проблемы. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - С. 481.
8 Родионов Л.М. Правовое государство. - М., 1906. - С. 16.
9 См.: Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. - М.: Гардарики, 2002. - С. 101; С. 113; Стрелецкий В. Милиция должна быть не подкупной // Литературная газета. - 2007. - №47-48. - С. 13.
10 Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. - 2000. - №2 (229). - С. 37-38.
11 Адигамова Г.З. Вопросы соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел // Милиция общественной безопасности: состояние и актуальные проблемы деятельности: Материалы регионального семинара. Санкт-Петербург, 29 марта 2002г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2002. - С. 6-7.
12 Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. - С. 11.
13 См.: Красавица и чудовище (В деле майора Евсюкова нашли «стрелочницу») // «МК» в Питере». - 6-11 мая 2009. - С.
9; Не открывайте - милиция! // Литературная газета. - 6-12 мая 2009. - №19-20. - С. 2.
14 Вишневский Б. Внутреннее горе // «Новая газета». - 27.07.2009. - №54. - С. 4.
15 См.: Косоплечев Н.П., Измайлова Ф.Ш. Предупреждение преступлений в регионах: состояние, опыт. - М., 1997. - С. 42; Лысенко В.В., Сальников В.П., Сизиков М.И., Филиппова С.Ф. Нравственно-правовые проблемы деятельности полиции в дореволюционной России - СПб., 1996. - С. 41; Осипов С.В. Органы внутренних дел и население в профилактике преступности: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1999. - С. 10-11.
16 Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. I. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - С. 312-313.
17 Там же. С. 314.
18 Там же.
19 Там же. С. 315.
20 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - С. 334.
21 Там же. С. 335.
22 Демин А. Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция.- 1997. - №6. - С. 10.
23 Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Учебник.-2-е изд. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2006. - С. 318.
24 Побегайло Э.Ф. Избранные труды. - СПБ.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2008. - С. 938.
УДК 343.9 А.С. Харлов*
Значение анализа практики расследования преступлений для разработки частной криминалистической методики
Автором в статье излагается роль и значение анализа практики расследования преступлений для разработки частной криминалистической методики расследования отдельных видов и групп преступлений.
Ключевые слова: частная криминалистическая методика, криминалистическая характеристика преступлений, анализ практики расследования преступлений.
A.S. Kharlov*. Significance of investigative practice analysis of crimes for working out of private criminalistics methods.
The role and the significance of investigative practice analysis of crimes for working out of private criminalistics methods in the investigation of separate kinds and groups of crimes are being stated by the author in this article.
Keywords: private criminalistics methods, criminalistics description of crimes, analysis of practice of crime investigation.
Как показывает анализ научных исследований, практика расследования отдельных видов или групп преступлений, как правило, авторами различных частных криминалистических методик расследования не рассматривается.
Это объясняется прежде всего тем, что указанная категория не включается учеными в структуру частных методик, а также в структуру криминалистической характеристики преступления. Лишь отдельные исследователи в своих научных работах останавливались на необходимости рассмотрения отдельных элементов (признаков), которые можно включить в данное понятие.
Так, например, А.Н. Колесниченко, расширительно толкуя содержание криминалистической характеристики, считал необходимым при ее изложении освещать такие вопросы как состояние преступности, раскрываемость, качество расследования, задачи повышения эффективности следственной работы и т.д.1
* Харлов, Александр Сергеевич, соискатель кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России, преподаватель кафедры общепрофессиональных дисциплин Архангельского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, майор милиции. Архангельск, ул. 2-я линия д. 9. Тел (8182) 45-18-76. E-mail: asharlov@mail.ru.
* Kharlov, Alexander Sergejevich, the competitor of the faculty of criminalistics of the Saint- Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; a lecturer of the department of legal branches science of the Archangelsk branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, the major of militia. Arkhangelsk, the second line street house 9. Tel (8182) 45-18-76.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009