Научная статья на тему 'Взаимодействие органов власти и общества: история, законодательство, развитие обращений граждан'

Взаимодействие органов власти и общества: история, законодательство, развитие обращений граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
938
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ / ОБРАЩЕНИЯ / ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / APPEAL / APPEALS / CITIZEN APPEAL / CITIZENS'' APPEALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Ирина Валерьевна

В данной статье представлены обращения граждан, как одна из проблем взаимодействия органов власти и населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF AUTHORITIES AND SOCIETY: HISTORY, LEGISLATION, DEVELOPMENTOF APPEALS FROM CITIZENS

This article presents a citizens' appeals as one of the problems of interaction between government and the population

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов власти и общества: история, законодательство, развитие обращений граждан»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018

УДК: 342.7

Шевченко Ирина Валерьевна, студентка факультета Экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» email: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РАЗВИТИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Аннотация: в данной статье представлены обращения граждан, как одна из проблем взаимодействия органов власти и населения.

Ключевые слова: обращение, обращения, обращение гражданина, обращения граждан.

INTERACTION OF AUTHORITIES AND SOCIETY: HISTORY, LEGISLATION, DEVELOPMENTOF APPEALS FROM CITIZENS

Shevchenko Irina Valerievna, student of the Economics and management faculty, Kursk state University

email: [email protected]

Abstract: this article presents a citizens' appeals as one of the problems of interaction between government and the population.

Keywords: appeal, appeals, citizen appeal, citizens' appeals

Защита прав и свобод граждан - важнейшая социальная функция государства [1]. На протяжении всего существования российской государственности население обращалось к представителям власти с просьбами оказать содействие в решении проблем их существования: семейного, родового и бытового характера. До советской власти население в России именовали подданными его величества «Государя Всея Руси». Во времена княжеской

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 власти юридически свободные общинники обращались к главе княжества с «жалобницей» или «слезницей», где, в основном, отражались проблемы взаимодействия между субъектами общения, семейные и родовые проблемы. Со временем властные полномочия укреплялись, зависимость от князя крестьян и горожан увеличивалась, формировалось чиновничество высших, центральных и местных учреждений, росла значимость величия того, к кому обращаются. Обращение в то время назвали «челобитная», «челобитие». Разрешалось абсолютно всем подданным обращаться с челобитиемк власти, даже к Великому князю.

Со временем начала формироваться законодательная база по рассмотрению обращений (жалоб): Судебник Великого князя Ивана III (1497 г.) и Судебник Ивана IV (1550 г.). Данные документы устанавливали определенный порядок прохождения и рассмотрения обращений, а также обязывали должностных лиц, бояр рассматривать обращения по существу.

В 1786 году Екатерина II установила новые правила составления жалоб. Так, слово «челобитие» и речение «челом бъет» заменили на «прошение» и «жалобница». Также изменилось и понятие субъекта обращения, так «всеподданейший раб» заменили на «всеподданнейший» или «верный подданный». Таким образом, можно говорить о появлении нового вида обращения - «прошения». Прошения и жалобы просуществовали длительный период, вплоть до становления Советской власти в 1917 году, когда население государства получило статус граждан, а защита их интересов и прав была в приоритете. Большую роль в те времена играли отряды Красной гвардии, боевые дружины, рабочая милиция.

Вскоре В.И. Лениным была разработана технология рассмотрения прошений и жалоб граждан, о которой говорилось в статье «Наброски тезисов постановления о точном соблюдении законов». Согласно данной технологии жалобу в обязательном порядке регистрировали, составляли протокол, в котором указывали время, место, имя должностного лица или название учреждения, суть жалобы. Копия протокола немедленно выдавалась гражданину, а сама жалоба направлялась в соответствующее высшее учреждение.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018

Со временем в Советском государстве зародился новый вид обращения -заявление. В 1919 году было создано Центральное бюро жалоб и заявлений и утверждено Положение «О местных отделениях Центрального бюро жалоб и заявлений». Постановление VI Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов, а также Постановление Президиума ЦИК СССР 1933 года «О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер» установили права граждан на подачу заявления. Был определен объект законодательного акта - жалоба, субъектом являлись трудящиеся. И уже в 1935 году были утверждены правила приема, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений.

В 1968 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», где был отражен новый вид обращения - предложение. Появление данного вида вызвано формированием активной жизненной позиции, нового менталитета советского гражданина, который воспринимает проблемы государства как свое личное дело.

Считалось, что предложения граждан по вопросам политической, экономической и культурной жизни, совершенствования законодательства -одна из форм участия трудящихся в управлении государством, улучшения работы государственного аппарата и усиления контроля над его деятельностью, борьбы с бюрократизмом и волокитой, укрепления социалистической законности.

В 1991 году была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, согласно которой граждане имели право направлять индивидуальные и коллективные обращения в адрес должностного лица или государственного органа. В свою очередь, в пределах своей компетенции те, кому адресовано обращение, обязаны рассмотреть его, принять меры и дать ответ в установленный законом срок.

После прекращения существования Советского Союза образовалась суверенная Россия, начала формироваться иная правовая среда и иное отношение государства к обращениям граждан. Статьей 33 Конституции РФ определено право граждан обращаться лично в государственные органы и

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (22), 2018 органы местного самоуправления по всем интересующим их вопросам, а также направлять в эти органы письменные индивидуальные и коллективные обращения [2].

С тех пор мало что изменилось, и сегодня любой гражданин Российской Федерации имеет право на обращение. Данное право - способ доведения органов государственной власти интересов и потребностей общества, способ участия в управлении делами государства, а также это защита прав, свобод и законных интересов гражданина. Решение проблем и вопросов, поставленных в обращениях граждан, устраняет недостатки в работе органов власти. Обращения указывают на то, какие меры нужно предпринять, чтобы создать стабильные, динамично-развивающиеся условия для народа в регионе [4].

Таким образом, обращения - необходимый элемент обратной связи между народом и органами государственной власти и местного самоуправления.

Список источников:

1. Кабашов С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. С.58.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4. Филипенко А.В. Управление социальным развитием региона (социологический аспект): дис. канд. соц. наук. — Москва. 2002. 165 с. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/upravlenie-sotsialnym-razvitiem-regiona-sotsiologicheskii-aspekt (дата обращения: 20.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.