УДК 94 (47)
ВАСИН Алексей Викторович Российский университет дружбы народов г. Москва, Россия [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСУ ОСВЕЩЕНИЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В СМИ В 1990- 2000-е ГОДЫ
В статье характеризуются основные направления взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций в связи с основными приоритетами и проблемами освещения в СМИ хода и результатов военных конфликтов в 1990-2000-е годы. Особое внимание уделено формам и итогам данного взаимодействия. В статье ключевое место занимает анализ некоммерческих организаций в области медиа. Рассматриваются основные группы творческих объединений работников СМИ. Особое внимание уделено степени и характеру их участия во взаимодействии с органами государственной власти по вопросу освещения военных конфликтов применительно к этапам активного формирования в России общественных организаций в сфере массовой информации. В статье анализируются сферы и аспекты деятельности СМИ, которые во многом определялись в рамках механизмов саморегулирования. Раскрыта роль общественных организаций и объединений, деятельность которых связана со СМИ, в разработке и обсуждении проектов основных законов о СМИ в Российской Федерации. Рассмотрены основные положения концепции межведомственной спецподготовки представителей информационных структур, работающих в экстремальных условиях, и аспекты системы практической специальной подготовки журналистов, работающих в «горячих точках». Освещены ключевые проблемы, которые были решены или находятся в стадии разрешения во взаимодействии органов государственной власти и общественных организаций в области медиа. Особое внимание уделено особенностям информационного поля и историческому опыту СМИ в его изменении в условиях военных конфликтов, а также стратегическим приоритетам взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций.
Ключевые слова: средства массовой информации, общественные организации, государственная политика, военные конфликты
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-38-41
Aleksey V. VASIN RUDN University Moscow, Russia [email protected]
INTERACTION OF GOVERNMENT AUTHORITIES AND PUBLIC ORGANIZATIONS ON THE LIGHTING OF MILITARY CONFLICTS IN THE MEDIA IN THE 1990- 2000-IES
The article describes the main directions of interaction between state authorities and public organizations in connection with the main priorities and problems of media coverage of the course and results of military conflicts in the 1990s and 2000s. Particular attention is paid to the forms and results of this interaction. In the article, the key place is occupied by the analysis of non-profit organizations in the field of media. The main groups of creative associations of media workers are considered. Particular attention is paid to the degree and nature of their participation in interaction with state authorities on the coverage of military conflicts in relation to the stages of the active formation of public organizations in the field of mass information in Russia. The article analyzes spheres and aspects of media activities, which were largely determined within the framework of self-regulation mechanisms. The role of public organizations and associations whose activities are connected with the media has been disclosed in the development and discussion of draft basic laws on the media in the Russian Federation. The main provisions of the concept of interdepartmental special training of representatives of information structures working in extreme conditions and aspects of the system of practical special training of journalists working in "hot spots" are considered. Key problems that have been resolved or are being resolved in the interaction of state authorities and public organizations in the field of media are highlighted. Particular attention is paid to the peculiarities of the information field and the historical experience of the media in changing it in the context of military conflicts, as well as to the strategic priorities of interaction between state authorities and public organizations.
Keywords: mass media, public organizations, state policy, military conflicts
В период с 1991 по 2008 г. в Российской Федерации сформировалось около 500 некоммерческих организаций в области медиа [6]. В большинстве регионов действуют собственные творческие объединения работников СМИ. В зависимости от приоритетов их условно можно разделить на несколько групп. В первую из них входят около 50 организаций, которые ставят своей целью продвижение преимущественно коммерческих интересов своих членов и развитие соответствующих отраслей медиа. К ним относятся Национальная ассоциация телерадиовещателей, Российская ассоциация электронных коммуникаций, Российская Академия Радио, Альянс распространителей печатной продукции, Ассоциация коммуникативных агентств России, Альянс независимых региональных из-
дателей, Объединение деловых региональных изданий, Гильдия издателей периодической печати, Ассоциация распространителей печатной продукции и др.
Вторая группа представлена творческими объединениями работников СМИ, которые нацелены на защиту свободы слова, непременным условием которой является защита интересов, прав и свобод, гарантированных российским журналистам, в том числе военным журналистам, законодательством. В данную группу входят такие организации, как «Медиасоюз», «Медиакратия», Благотворительный фонд имени Артема Боровика, Фонд защиты гласности, Альянс руководителей региональных СМИ России, Институт развития прессы и др.
Общественные организации в области СМИ, входящие во вторую группу, как правило, участвуют во взаимодействии с органами государственной власти по вопросу освещения военных конфликтов при обсуждении и решении следующих проблем: разработка законопроектов о СМИ; безопасность журналиста при исполнении профессиональных обязанностей; защита трудовых прав свободных журналистов; поддержка молодого поколения журналистов; защита прав журналистов и др.
Необходимо отметить, что 1990-е годы, включая период первой чеченской кампании (1994-1996), это этап активного формирования в России общественных организаций, в том числе в сфере массовой информации. Так, параллельно происходило формирование Союза журналистов РФ (1992) [7] и Международной конфедерации журналистских союзов (МКЖС), призванной объединить журналистские союзы на постсоветском пространстве (1991) [3].
Многие сферы и аспекты деятельности СМИ в 1990-е годы определялись в рамках так называемых механизмов саморегулирования, Правил, Кодексов этики, за исполнением которых наблюдали издательские и редакторские союзы, попечительские советы и иные общественные организации и объединения.
В этот период активно развивалось еще одно направление взаимодействия власти и СМИ: общественные организации и объединения, деятельность которых была связана со СМИ, принимали участие в разработке и обсуждении проектов различных законов о СМИ в Российской Федерации [4; 5].
Одной из основных проблем, которая решалась во взаимодействии органов государственной власти и общественных организаций, было предотвращение потерь среди военнослужащих и военных журналистов.
С одной стороны, руководители СМИ законодательно не несли ответственности за подготовку своих сотрудников перед отправкой в «горячие точки» и обеспечением их комплектами индивидуальной защиты, что являлось основанием для претензий со стороны руководителей силовых ведомств к СМИ [2].
С другой стороны, неэффективные совместные действия представителей СМИ и временных пресс-центров в ходе проведения спецопераций приводили к созданию необъективных репортажей и телесюжетов, формирующих негативное отношение российской и зарубежной общественности к имиджу силовых структур в частности и России в целом, и в конечном итоге зачастую непрофессиональные действия представителей СМИ приводили к гибели военнослужащих, сопровождавших и охранявших их при освещении журналистами боевых действий и хода операций по обезвреживанию террористов. Таким образом, речь шла о проблеме неадекватного и непрофессионального взаимодействия.
Результатом взаимодействия Союза журналистов Москвы и Ассоциации военной прессы СЖМ совместно с пресс-службой МО РФ стала концепция межведомственной спецподготовки представителей информационных структур, работающих в экстремальных условиях, и система практической специальной подготовки журналистов, работающих в «горячих точках» (в 2001 г. авторское описание данного проекта было зарегистрировано в Российском авторском обществе).
Важно отметить, что при создании данной системы был учтен и обобщен опыт представителей ФСБ, МВД, МЧС, МИД, Международного Комитета Красного Креста, организаций ветеранов спецподразделений, ведущих российских и зарубежных СМИ, профильных НИИ и вузов, в связи с чем в ее разработке приняли участие профессионалы,
имеющие многолетний практический опыт работы в экстремальных условиях в различных регионах мира. Одним из главных принципов данной системы подготовки является ее универсальность и межведомственный характер проекта на государственном уровне.
При участии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям был сформирован межведомственный организационный комитет. Значимым был вклад Ассоциации военной прессы СЖМ, проводившей исследования работы фокус-групп для определения тематики, форм и методов занятий, а также определения кандидатур преподавателей и экспертов. На заседаниях оргкомитета были утверждены предложенные ведомствами списки преподавателей и экспертов от российских и иностранных СМИ, а также согласован план подготовки и проведения учебно-практических курсов, получивших условное название «Бастион».
Еще одним свидетельством тесного взаимодействия СМИ и органов государственной власти в решении данной проблемы была специфика реализации программы спецподготовки: занятия проводились на базе Учебного центра Общевойсковой академии ВС РФ «Выстрел» (г. Солнечногорск Московской области) - одного из лучших в мире учебных центров, в том числе для подготовки военных миротворцев различных стран для работы в «горячих точках».
Эффективность данного проекта была подтверждена победой Союза журналистов Москвы в октябре 2005 г. в открытом лотовом конкурсе на выполнение работ по реализации комплекса мероприятий по информационному сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечения общественной безопасности [1].
Выпускниками курсов стали сотрудники газет, радио- и тележурналисты, а также представители различных пресс-служб Центральной России, Поволжья и Урала. В учебных классах и на военных полигонах они получили навыки по основам безопасности жизнедеятельности, медицинской подготовке, выживанию в условиях боевых действий, противодействия террористам.
В числе приоритетов взаимодействия органов государственной власти и общественных организаций остается и защита прав журналистов, в том числе военных. В связи с этим по-прежнему актуальным является взаимодействие органов государственной власти и СМИ в контексте общих интересов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ассоциация военной прессы будет готовить корреспондентов для работы в "горячих точках". URL: http://www.nedelya.ru/view
2. Курсы журналистики кризисных ситуаций. URL: http://ujmos.ru/bastion
3. Международная конфедерация журналистских союзов. URL: www.eurasia-media.ru
4. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации: ФЗ от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ. URL: http://gumfak.ru/izdat_shtml/bilet/bilet26.shtml
5. Об экономической поддержке районных (городских) газет: ФЗ от 24 ноября 1995 года. № 177-ФЗ. URL: http://www.zakonprost.ru/177-fz-ot-1995-11-24-ob-jekonomicheskoj
6. Обзор НКО в области медиа: материалы Общественной палаты Российской Федерации. URL: http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem
7. Устав союза журналистов России. URL: http://www.ruj.ru/ about_organization/charter
REFERENCES
1. Associacija voennoj pressy budet gotovit' korrespondentov dlja raboty v "gorjachih tochkah". [The Military Press Association will train correspondents for work in "hot spots"]. Available at: URL: http://www.nedelya.ru/view
2. Kursy zhurnalistiki krizisnyh situacij. [Courses of journalism of crisis situations]. Available at: URL: http://ujmos.ru/bastion
3. Mezhdunarodnaja konfederacija zhurnalistskih sojuzov. [Unions International Confederation of Journalist]. Available at: URL: www.eurasia-media.ru
• gosudarstvennoj podderzhke sredstv massovoj informacii i knigoizdanija Rossijskoj Federacii: FZ ot 1 dekabrja 1995 g. N 191-FZ. [On the state support of the mass media and book publishing of the
Russian Federation: FZ of December 1, 1995 N 191-FZ]. Available at: URL: http://gumfak.ru/izdat_shtml /bilet/ bilet26.shtml
4. Ob jekonomicheskoj podderzhke rajonnyh (gorodskih) gazet: FZ ot 24 nojabrja 1995 goda. № 177-FZ. [On the economic support of district newspapers: FZ of November 24, 1995. No. 177-FZ ]. Available at: URL: http://www.zakonprost.ru/177-fz-ot-1995-11-24-ob-jekonomicheskoj
5. Obzor NKO v oblasti media: materialy Obshhestvennoj palaty Rossijskoj Federacii. [Review of NGOs in the field of media: materials of the Public Chamber of the Russian Federation] Available at: URL: http:/ / www.oprf.ru/ en/about/ structure/structurenews/newsitem
6. Ustav sojuza zhurnalistov Rossii. [Charter of the Union of Journalists of Russia] Available at: URL: http:/ / www.ruj.ru/ about_organization/charter
Информация об авторе:
Васин Алексей Викторович, научный сотрудник, Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия [email protected]
Получена: 02.05.2017
Для цитирования: Васин А. В. Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций по вопросу освещения военных конфликтов в СМИ в 1990- 2000-е годы. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 3. Часть 1. с. 38-41. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-38-41.
Information about the author:
Aleksey V. Vasin, Researcher, RUDN University,
Moscow, Russia
Received: 02.05.2017
For citation: Vasin A. V. Interaction of government authorities and public organizations on the lighting of military conflicts in the media in the 1990- 2000-ies. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.3. Part. 1. Pp. 38-41.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-38-41. (in Russian)