О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш
s
а H
120
Д.А. тРОФИМОВ,
адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)
D.A. TROFIMOV, Аdjunct2, Department of Command of Internal Affairs Agencies (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 351.81
обоснованность использования термина «территория оперативного обслуживания» в деятельности органов внутренних дел на транспорте
Justification of use of Term « Territory of operative service» in Activity of transport internal Affairs Agencies
В статье рассматривается содержание термина «территория оперативного обслуживания» и вопрос о его применимости в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел на транспорте.
Органы внутренних дел на транспорте, территория оперативного обслуживания, компетенция, организация деятельности.
The paper considers the term «Area of Operative Actions» and the issue of its relevance in regulatory legal acts stipulating the activity of internal affairs agencies for transport.
Transport internal affairs agencies, area of operational activity, competency, activity arrangement.
В системе МВД России насчитывается более двух тысяч территориальных органов различного уровня. С учетом характера, объема и специфики осуществляемых полномочий для каждого территориального органа МВД России определена территориальная подведомственность, которая может соответствовать территории существующих административно-территориальных единиц (субъектам РФ, городам, районам или нескольким муниципальным образованиям), а также может не соответствовать их территории (например, органы внутренних дел, реализующие полномочия на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, оперативные бюро, центры специального назначения).
В нормативных правовых актах МВД России (далее — НПА МВД России) для обозначения
территориальной подведомственности используется термин «территория оперативного обслуживания». В основном он используется при регулировании вопросов, связанных с местом совершения определенных действий. Например, учет преступлений (осуществляется информационным центром, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление [2]) или рассмотрение заявлений, сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (передача материалов в территориальный орган МВД России, на территории обслуживания которого было совершено преступление, административное правонарушение, происшествие [4]). При этом термин «территория оперативного обслуживания» используется также примени-
1 Ранее - заместитель начальника Сызранского линейного отдела МВД России на транспорте УТ МВД России по ПФО.
2 Early - Deputy Chief, Syzran Linear Department for Internal Affairs, Transport Directorate of the Ministry for Internal Affairs for Povolzhsky Federal District.
тельно к органам внутренних дел на транспорте (далее - ОВДТ).
Следует также отметить, что в НПА МВД России наряду с термином «территория оперативного обслуживания» используется термин «территория обслуживания», причем оба варианта могут встретиться в одном нормативном правовом акте. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эти термины не различаются по содержанию, тем более что в деятельности органов внутренних дел отсутствуют приоритеты в оперативности обслуживания каких-либо территорий.
Несмотря на то что в НПА МВД России отсутствует определение термина «территория оперативного обслуживания», он используется довольно широко и на протяжении длительного времени. Также указанный термин часто используется в научных трудах, но без обоснования его сущностного содержания.
Рассматривая сам термин, обратимся к положениям о территориальных органах МВД России. Так, в Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [1], в п. 13 первое из перечисленных полномочий территориального органа сформулировано следующим образом: «осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел на территории субъекта Российской Федерации». В Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденном приказом МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 [6], встречается термин «территория обслуживания», где он используется в качестве сокращения словосочетания, а именно: «территория муниципального образования (нескольких муниципальных образований)», на которых территориальный орган осуществляет свою деятельность.
Таким образом, термин «территория оперативного обслуживания» можно определить как участок местности в установленных границах, в пределах которых в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет свою деятельность территориальный орган МВД России. Вместе с тем в вопросах организации деятельности некоторых территориальных органов МВД России термин «территория оперативного обслуживания» не может быть применен, (в частности в деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте).
В Типовом положении о линейном отделе МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, утвержденном приказом МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 [7], определено, что линейный отдел осуществляет полномочия на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта (далее - объекты транспорта). В положениях об управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам первое из полномочий, которые осуществляют управления на транспорте, сформулировано как осуществление мер «по реализации государственной политики в сфере внутренних дел на объектах транспорта, находящихся в оперативном обслуживании» [5]. Более того, приказ МВД России от 28 марта 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России» [9] прямо закрепляет именно перечень объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании ОВДТ.
Следовательно, органы внутренних дел по субъектам РФ, районам, городам и иным муниципальным образованиям осуществляют оперативное облуживание соответствующих территорий, а ОВДТ - оперативное обслуживание не территорий, а определенных объектов транспорта, и термин «территория оперативного обслуживания» не может быть применим в организации их деятельности.
Анализируя ведомственные НПА МВД России по указанной проблематике, можно отметить, что в них встречаются формулировки, которые не укладываются ни в один из рассмотренных примеров. Так, в приказе МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 [8] определен Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ): обследование помещений, зданий и т. д. Также определена их территориальная компетенция, с учетом которой издается распоряжение о проведении ОРМ. В частности, для руководителей ОВДТ такая компетенция сформулирована как «объекты транспорта, находящиеся в пределах обслуживаемой территории органа внутренних дел на транспорте». Исходя из смысла данной фразы, в обслуживании органа внутренних дел на транспорте имеется определенная территория, а проводить соответствующие ОРМ данный орган полномочен лишь на объектах транспорта, на этой территории располагающихся. Это противоречит статусным документам ОВДТ и ограничивает их полномочия несуществующей территорией обслуживания, которая нигде не установлена и способы ее определения отсутствуют.
о
и
О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
121
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
122
В статьях, связанных с деятельностью ОВДТ, помимо содержащихся в нормативных правовых актах формулировок, можно встретить такую формулировку, как «территория, относящаяся к зоне оперативного обслуживания» [10], что также представляется не корректным.
Все это свидетельствует об отсутствии единого понимания очевидного факта, связанного с тем, что в оперативное обслуживание ОВДТ отнесены объекты, а не территория.
Помимо рассмотренных терминов в НПА МВД России встречается такой термин, как «участок оперативного обслуживания». Так, в совместном приказе МВД России и Министерства транспорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1022/487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» [3] участком оперативного обслуживания фактически обозначаются железнодорожные пути сообщения, отнесенные в обслуживание линейного подразделения, в границах которого осуществляется сопровождение пассажирских поездов дальнего следования и пригородного сообщения.
Также к участкам оперативного обслуживания ОВДТ следует отнести главный судовой ход акватории рек и каналов, который в настоящее время отнесен к категории объектов, находящихся в оперативном обслуживании на речном транспорте. Являясь водным пространством, предназначенным для движения судов, судовой ход физически не может быть отделен от остального водного пути, являясь его частью, и гово-
Список литературы
1. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 // СПС Гарант.
2. О едином учете преступлений: приказ Генпрокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 // СПС Гарант.
3. Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопо-
рить о его самостоятельности и выделении в отдельный объект не корректно.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в оперативном обслуживании ОВДТ находятся объекты транспорта и участки путей сообщения. Говоря об отличии от территории оперативного обслуживания, на которой осуществляют деятельность органы внутренних дел по субъектам РФ, городам, районам и иным муниципальным образованиях, принципиальным является понимание того, что, например, станции, грузовые дворы и порты хоть и располагаются на определенных территориях, основанием нахождения их в оперативном обслуживании ОВДТ является принадлежность именно к объектам транспортной инфраструктуры.
Такая позиция в полной мере будет соответствовать и результатам научных исследований, посвященных ОВДТ. Так, например, профессор Ю.В. Степаненко, осуществивший глубокое изучение проблем теории и практики в деятельности ОВДТ, рассматривая концептуальные основы правоохранительной деятельности на транспорте, говорит именно о линейно-объектовом принципе организационного построения и оперативно-служебной деятельности ОВДТ, в основе которого лежит линейная дислокация объектов оперативного обслуживания и их подведомственность [11].
Таким образом, считаем возможным и необходимым внести соответствующие предложения в ГУТ МВД России (как профильное подразделение центрального аппарата) о нормативном закреплении термина «объекты транспорта и участки путей сообщения, находящиеся в оперативном обслуживании» вместо термина «территория оперативного обслуживания».
рядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения: приказ МВД России и Министерства транспорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1022/487 // СПС Гарант.
4. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 // СПС Гарант.
5. Об утверждении Положения об Управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу: приказ МВД России от 1 июля 2011 г. № 783 // СТРАС «Юрист».
6. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 // СПС Гарант.
7. Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте: приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 // СПС Гарант.
8. Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения в проведении гласного оперативно-розыскного
9.
мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 // СПС Гарант. Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России: приказ МВД России от 28 марта 2015 г. № 381 // СПС Гарант. Бондарь К.А., Орлов В.В. Отдельные вопросы производства первоначальной проверки сообщения и возбуждения уголовных дел по фактам хищений грузов на железнодорожном транспорте // Общество и право. 2010. № 3.
11. Степаненко Ю.В. Органы внутренних дел на транспорте: вопросы теории и практики. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
Email: dm. trofimov@bk.ru
10.
О u О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
123