данным требованиям и предполагает значительное увеличение ассортимента, а также высокое качество продукции. Модели, серии и размеры изделий будут разрабатываться с учетом индивидуальных размеров и расширенной цветовой гаммы.
Цель проекта: строительство мебельного цеха и организация мебельного производства для нужд детского дома.
Задачи проекта:
1)разработать и реализовать план мероприятий по созданию мебельного цеха и организации мебельного производства в детском доме-школе;
2)открыть производственную линию мебельного цеха в 2017-2018 гг.;
3) организовать профессиональные пробы для обучающихся 8-10-х классов детского дома-школы;
4)в рамках творческого объединения и участников бригад общественно полезного труда обучить воспитанников и выпускников детского дома основам современного мебельного производства;
5) обеспечить мебелью детский дом-школу и загородные оздоровительные центры учреждения.
Дальнейшие возможности расширения проекта
Первоначально производство будет основываться на прямых заказах от образова-
тельного учреждения и его структурных подразделений — загородных оздоровительных центров, что обеспечит стопроцентную реализацию произведенной продукции. В дальнейшем с ростом производительности труда предполагается обучение и трудоустройство наших выпускников, а также распространение изготовленной мебели в другие образовательные учреждения города и частным лицам с целью развития материально-технической базы детского дома-школы.
Для юридических и частных лиц, оказавших посильную финансовую помощь в осуществлении данного проекта, организаторы проекта предлагают свои услуги по изготовлению и сборке мебели.
Наличие собственного производства позволит самостоятельно определять ценовую политику на целую группу товаров независимо от рынка и при сохранении качества продукции, что повысит производительность труда, сэкономит бюджетные средства, а главное — даст возможность воспитанникам и выпускникам научиться своими руками изготавливать необходимую мебель для своего дома, приобрести профессию, стать мастером своего дела.
1. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997. 92 с.
2. 2. Реан Л. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник. 2001. № 3. С. 24-29.
УДК/UDC 377:331.5(571.17) Е. С. Молчанова
E. Molchanova
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОВОКУЗНЕЦКОГО ГОРНОТРАНСПОРТНОГО КОЛЛЕДЖА И ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
INTERACTION BETWEEN NOVOKUZNETSK MINING AND TRANSPORT COLLEGE AND REGION'S ENTERPRISES IN TRAINING RAILWAY SECTOR SPECIALISTS AND GRADUATES' PROFESSIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE
В статье представлен опыт работы колледжа по профессиональному самоопределению и развитию профессиональной карьеры выпускников в условиях регионального рынка труда.
The article presents the college's experience in professional self-determination and development of the professional careers of graduates in conditions of the regional labor market.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, рынок труда, региональные особенности.
Keywords: professional self-determination, labor market, regional peculiarities.
Основная цель образования — формирование компетенций, то есть определенных качеств личности и способностей к активной деятельности, в том числе к творческому профессиональному труду, к которому и относится железнодорожная сфера.
Центральное место в планах развития Новокузнецкого горнотранспортного колледжа занимают вопросы изучения рынка труда и взаимодействия со стратегическими партнерами. Стратегическое партнерство можно определить как добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения, способствующие эффективной деятельности партнеров, объединяющей стратегические возможности (материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также знания, компетенции и способности).
Специальность 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» готовит специалистов для путевого хозяйства железнодорожного транспорта. ГК ПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж» — единственное в Кемеровской области учебное заведение, которое готовит таких специалистов по очной форме обучения. Так, социальными партнерами ГК ПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж» являются следующие предприятия железнодорожного транспорта: ОАО «Кузнецкпогрузтранс», Путевая машинная станция № 2 Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути, Новокузнецкая, Полосухинская и Прокопьевская дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги, ОАО «Талдинское погрузочно-транспортное управление», ОАО «Железнодорожник», ОАО «Междуречье», АО «Завод Универсал», Чуль-жанская дистанция пути Красноярской железной дороги ОАО «РЖД».
Образовательные учреждения и предприятия сотрудничают по таким направлениям: научно-исследовательская работа, исполнение преподавателями образовательных учреждений функций консультантов на производстве, включение обучающихся в трудовой процесс на предприятии (от простого ознакомления с производством до подготовки дипломных проектов), профессиональное обу-
чение (включая профессиональную подготовку и повышение квалификации по профессиям: «монтер пути», «сигналист, дежурный по переезду»). В 2012/13-2015/16 учебных годах в нашем колледже повысили квалификацию 75 человек, работающих на ОАО «Кузнецкпогрузтранс» (15, 10, 23, 27 человек соответственно).
Предприятия железнодорожного транспорта безвозмездно передают оборудование образовательному учреждению (механизмы, гидравлические, электрические и ручные путевые инструменты) для проведения занятий на учебном полигоне.
Социальное партнерство для Новокузнецкого горнотранспортного колледжа открывает дополнительные возможности: постоянный доступ к информации о рынке труда, расширение сферы влияния колледжа на социальную среду, упрощение процедуры корректировки и разработки учебно-программных материалов, получение новых возможностей для организации производственной практики студентов и стажировки педагогов, расширение возможностей трудоустройства выпускников. При этом социальное партнерство должно быть направлено на реализацию требований, выдвигаемых работодателями и рынком труда к уровню подготовки специалистов, и обеспечение трудоустройства выпускников.
Главными социальными партнерами для нас являются работодатели. Новокузнецкий горнотранспортный колледж сотрудничает с ними по разным направлениям, среди которых:
• взаимодействие со службой занятости по уточнению структуры профессий и объема подготовки кадров;
• организация производственной практики и содействие трудоустройству выпускников;
• совместные разработки учебных программ по производственной практике;
• участие в работе государственной аттестационной комиссии при проведении итоговой государственной аттестации;
• участие работодателей в учебном процессе: организация уроков на рабочем месте — лабораторно-практические занятия (ОАО «Кузнецкпогрузтранс», ОАО «Российские железные дороги»), участие в организации воспитательно-образовательного процесса (встречи, экскурсии, конкурсы, конференции);
• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образовательных учреждений (программы стажировки);
• участие в конференциях по итогам практики, в работе проблемных групп по созданию модели готовности студентов к профессиональной деятельности.
В Новокузнецком горнотранспортном колледже, в частности на специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», сложилась система плодотворного сотрудничества с социальными партнерами:
— 1-й этап — профессиональная ориентация обучающихся на выбранную профессию;
— 2-й этап — взаимодействие с социальными партерами во время теоретического обучения (работа по содержанию ОПОП);
— 3-й этап — взаимодействие с социальными партнерами в организации производственной практики обучающихся специальности;
— 4-й этап — трудоустройство выпускников специальности во взаимодействии с социальными партнерами;
— 5-й этап — сопровождение в профессиональной карьере.
В ходе взаимодействия с социальными партнерами в колледже определяются новые компетенции, которыми должны обладать современные специалисты в своей профессиональной деятельности, связанной с освоением передовых производственных и информационных технологий в области железнодорожного транспорта. 11 ноября 2015 г состоялось заседание круглого стола по теме «Взаимодействие ГК ПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж» с предприятиями региона по развитию сотрудничества», где речь шла о переходе социального партнерства между образовательным учреждением и работодателями на новый, более эффективный уровень.
В целях развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в колледже проводится ряд дополнительных мероприятий, таких как профессиональные конкурсы, кружковая деятельность, факультативные занятия и др. Так, в Новокузнецком горнотранспортном колледже стало традицией проведение конкурса профессионального мастерства «Горжусь профессией путейца», основной задачей которого являются формирование и развитие профессиональных качеств и творческих способностей будущих специалистов. Студенты-конкурсанты выполняют практические задания в соответствии с профилем будущей профессии (сборка и разборка промежуточных скреплений). В состав жюри входят наши соци-
альные партнеры, потенциальные работодатели — представители базовых предприятий, где обучающиеся проходят практику.
Одним из приоритетных направлений социального партнерства является взаимодействие с работодателями по вопросам организации производственной практики и содействия трудоустройству выпускников. В 2015/16 учебном году студенты специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» прошли практику и успешно сдали экзамены (квалификационные) по профессиональным модулям. Следует отметить деловой настрой со стороны самих работодателей в содействии организации проведения производственной практики. Несмотря на экономические трудности, мы смогли сохранить сложившиеся традиции работы с базовыми предприятиями. Для наших обучающихся всегда находятся рабочие места для прохождения практики, оплата за которые производится по полученному разряду профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по профессии «монтер пути». Понятно, что если практика проводится на организованном рабочем месте и с адекватной оплатой труда, то и мотивация, и ответственность студентов на порядок выше. Наиболее успешные выпускники приглашаются работать на данное предприятие, а некоторые из них приступают к работе даже до окончания колледжа (у нас сложилась система свободного посещения занятий для работающих по будущей специальности студентов-старшекурсников). По результатам 2015/16 учебного года из 19 выпускников специальности 08.0210 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» продолжили работу 10 обучающихся.
В целях проведения анализа качества подготовки студентов на все виды квалификационных испытаний колледж приглашает представителей базовых предприятий. Вместе с ними в конце учебного года обсуждаются результаты подготовки специалистов, при необходимости в учебно-программную документацию вносятся коррективы с учетом пожеланий работодателей. Престиж специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» достаточно высок, и рост востребованности его выпускников является общепринятой тенденцией. Процент трудоустройства от общего числа выпускников (за исключением поступивших в вузы; находящихся в рядах Российской армии) за последние три года составляет от 71 до 85 %.
Таким образом, социальное партнерство в сфере среднего профессионального образования подтверждает свою необходимость: только в тесном единстве с работодателями становится возможным эффективно реализовать основную функцию образовательного учреждения — удовлетворение потребности рынка труда высококвалифицированными специалистами. Я горжусь своими выпускниками, которые востребованы на рынке труда Кузбасса и страны. Я вижу своих выпускников Россиянами с большой буквы, успешными, настойчивыми, инициативными, жизнерадостными. Этим молодым интеллектуалам все интересно. Им по плечу самые трудные дела, самые высокие цели. Они пытливо вглядыва-
ются в жизнь. Хотят для себя яркой судьбы, полной поисков и обретений. Они, в полном смысле слова, одни из тех, кто определяет лицо планеты XXI в.
1. Андриенко А. В. Профессиональная педагогика : учеб. пособие. Красноярск : СибГТУ, 2013. 168с.
2. Фахретдинова М. А. Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования: аспекты разработки : метод. рекомендации / авт.-разработчик М. А. Фахретдинова. Ульяновск : УИПКПРО, 2010. 26 с.
3. Мальчик А. Г., Павлючков Г. А., Панина Т. С. Адаптация выпускников учреждений среднего профессионального образования к условиям рынка труда : моногр. Томск : БТТ, 2006.
УДК/UDC 37.048.45 С. А. Пожидаева, И. В. Мальнева
S. Pozhidaeva, I. Malneva
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
USING THE ELEMENTS OF DESIGN TECHNOLOGY AS PROFESSIONAL SAMPLES AND STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Автор представляет региональный опыт содействия трудоустройству выпускников общеобразовательных школ.
In the article the author presents regional experience of employment promotion of secondary schools' graduates.
Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, рынок труда, рынок образовательных услуг.
Keywords: socio-professional self-determination, labor market, the market of educational services.
Одним из важных направлений развития современной школы является социализация личности. Часто возникает проблема невозможности для учащегося свободно и в полной степени использовать в повседневной жизни опыт, знания, приобретенные в школе. Одновременно требования к выпускникам школ предъявляются более высокие, так как воз-
растает потребность общества в личностях разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям.
Учителя географии нашей гимназии, учитывая все аспекты современного мира, видят выход в активной и разнообразной профори-ентационной деятельности. Работа ведется на уроках географии, спецкурсах и во внеурочной деятельности. Для выполнения данной задачи разработаны спецкурсы «Россия и мировой рынок», «В мире профессий», «Мой мир здоровья», «Индустриальный Кузбасс». На занятиях спецкурсов идет знакомство с профессиями данного профиля, а также рассматриваются общие сведения о профессии: содержание труда, необходимые знания и умения, профессиональные качества, медицинские противопоказания, возможности индивидуальной и предпринимательской деятельности, сферы занятости.