Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
подготовка студентов к выходу на рынок вызывает сопутствующую данному процессу проблему переквалификации и повышения квалификации, решение которой требует дополнительных временных и финансовых затрат [4].
Таким образом, подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. И дело здесь не только в актуальности предмета или его прикладной направленности, но и в его значимости. Результат такой подготовки — постепенное формирование рацио-
нального образа мышления у студентов как основа получения навыков ориентации в информационных потоках, в принятии решений как в условиях стандартного выбора, так и в условиях неопределенности.
1. Резник С. Д., Игошина И. А., Сочилова А. А. Карьерный менеджмент : учеб. пособие для вузов. Пенза : ПГУАС, 2012.
2. Галкин С. Е. Бизнес в Интернет. М. : Центр, 2010.
3. Закарян И., Филатов И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. СПб. : СПб.: БХВ, 2011.
4. Баженова С. Легко ли быть молодым предпринимателем? // Технология дела. 2012. № 7-8.
УДК/UDC 331.5:377-057.87
Н. И. Марко N. Marco
КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКОВ
COMPLEX TECHNOLOGIES OF EMPLOYMENT AND GRADUATES' PROFESSIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE
Статья представляет комплекс мероприятий, направленных на качество трудоустройства выпускников. Кадровая политика является одним из ключевых приоритетов государственного управления. Уровень профессиональной подготовки кадров определяет эффективность программ структурной перестройки экономики, расширения производства товаров и услуг, обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
The article presents a set of measures aimed at the quality of employment of graduates. Personnel policy is one of the government's key priorities. The level of professional training determines the effectiveness of structural adjustment programs, the expansion of production of goods and services, ensuring their competitiveness in the domestic and foreign markets.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, конкурентоспособный выпускник, карьера.
Keywords: professional self-determination, a competitive graduate, career.
Если мы спросим у работодателей: «Что Вы хотите от профессионального образования?», то получим, как правило, один и тот же ответ:
«Нам нужны грамотные, квалифицированные специалисты». Поэтому современный выпускник колледжа должен обладать определенными качествами:
— гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям;
— самостоятельно мыслить;
— грамотно работать с информацией;
— быть коммуникабельным и мобильным.
Новые стандарты профессионального образования определили ориентацию на формирование компетенций как на цель и результаты образовательного процесса. В них компетенции представлены как способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области [4]. Многие выпускники, покинув стены образовательного учреждения, пребывают в растерянности. Получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, а главное как, искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателей к красному диплому. Если в анкете напротив графы «стаж» стоит жирный прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного образовательно-
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
го учреждения не являются панацеей от безработицы. Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром маркетинговых и социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб», показало, что в целом по стране только 50 % выпускников СПО трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе второе, образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.
У работодателей свои претензии. Их раздражает настроение выпускников и их завышенные требования. Такие претензии, как комфортное рабочее место, зарплата не ниже 20000 рублей, четко прописанные должностные инструкции, соблюдение ТК РФ и т. п., — «Слишком большая роскошь для людей с нулевым опытом работы», — считают некоторые работодатели. Ведь брать на работу приходится «кота в мешке». Неизвестно, что за знания на самом деле получил выпускник в процессе обучения и сможет ли применить их на практике. После всех вышеперечисленных требований молодого специалиста, скорее всего, последует отказ. В столь завышенной самооценке работодатели обвиняют образовательные учреждения, многие из которых формируют у студентов мнение, что они получают блестящее образование и очень востребованы [2].
Трудоустройство выпускников по специальности в настоящее время — удел энтузиастов. Опыт показывает, что там, где организация учебного процесса ориентирована на практическое применение полученных выпускниками навыков и знаний в отрасли для решения проблем конкретных предприятий, проводится соответствующая организационно-воспитательная работа, проблемы трудоустройства выпускников вполне решаемы [3].
В ГКПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж» специальность 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» существует с 1969 г, причем таких специалистов по очной форме обучения готовит в Кузбассе только наше учебное заведение [1]. Это дает нам возможность активно сотрудничать с предприятиями, организациями, учреждениями железнодорожного транспорта, на которые востребованы выпускники специ-
альности. Учебные занятия для студентов этой специальности приближены к производству и проводятся с использованием макетов, моделей, стендов, компьютерных программ. Часть учебных занятий проводится на производстве, в дальнейшем выпускники проходят практику по профилю специальности и трудоустраиваются на предприятия железнодорожного транспорта. Выпускники на курсах дополнительного профессионального образования получают рабочую профессию, что способствует трудоустройству и профессиональному самоопределению выпускника. Все это создает взаимную заинтересованность в качественном и эффективном сотрудничестве при проведении занятий на производстве. Профессионально-технологический подход к обучению позволяет обеспечить целостное профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста.
Работодатели о выпускниках ГКПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж» дают положительные отзывы, отмечая в студентах следующие качества: дисциплинированность, желание познать новое оборудование и технологии, стремление к карьерному росту, хорошую мотивацию на освоение профессии, продолжение учиться дальше. Примером сказанному является трудоустройство наших выпускников не только в регионе, но и за его пределами. Можно назвать это счастливой случайностью, но уже в течение последних лет наши выпускники трудоустраиваются в службы пути Красноярской железной дороги. В частности, ОАО «РЖД» Красноярская железная дорога, в службы пути Красноярской железной дороги. На постоянное трудоустройство (на рабочую должность с перспективой карьерного роста) трудоустроены Анна Тимофеева — дежурная по станции Карай, Александр Белошкуренко, Александр Лобачев, Александр Воробьев — бригадиры пути, Трофи-менко Евгений старший диспетчер пути в Уяр-ской дистанции пути, Василий Пучков начинал трудовую деятельность в должности бригадира пути, а в настоящее время — дорожный мастер искусственных сооружений, Павел Попов — монтер пути в Чульжанской дистанции пути.
Высокий профессиональный уровень выпускников ГКПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж» достигается различными методами, применяемыми в процессе обучения, в том числе:
— формированием и поддержкой разнообразных форм взаимодействия с работодателями;
Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market
— включением в профессиональные образовательные программы факультативных дисциплин, ускоряющих адаптацию выпускника к реальным производственным условиям конкретного работодателя;
— выполнением дипломных и курсовых проектов (работ) по реальным техническим проблемам работодателя, прохождением всех видов практики на местах, учитывающих специализацию студентов;
— сотрудничеством с вузами в рамках непрерывного обучения с целью обеспечения взаимосвязи профессионально-технического, среднего специального и высшего образования по специальностям в регионе и за его пределами.
Кроме того, при выборе мест практики предпочтение отдается тем предприятиям, организациям, учреждениям различных форм собственности, которые планируют в перспективе трудоустройство выпускников по специальностям колледжа.
С целью координации деятельности по трудоустройству ГКПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж» активно сотрудничает с центром занятости населения, исполнительными органами управления, постоянно проводятся рекламные кампании в печатных органах СМИ.
Конференции с приглашением работодателей, на которых студенты демонстрируют свои умения, навыки, профессиональный уровень подготовки, представляют самопрезентации, способствуют трудоустройству выпускников на предприятиях г. Новокузнецка — ОАО «Органика», ОАО «Кузнецкпогрузтранс», Ев-разхолдинг «ЗСМК».
Участие в семинарах, Кузбасской ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» дает возможность лучше узнать условия на рынке труда, востребованность специалистов, требования работодателей. Сотрудничество со студентами ВПО КемГИУ (конкурс «Аукцион студентов») позволяет выпускникам понять, насколько важно быть грамотным профессионалом в своей сфере деятельности, быть востребованным работодателем.
Карьера наших выпускников
Костик Ирина Анатольевна (1977-1981 годы учебы в Новокузнецком горнотранспортном техникуме) начала трудовую деятельность на железнодорожном вокзале г. Новокузнецка учеником кассира, затем работала билетным кассиром. Стремление к овладению профессией, настойчивость и принципиальность
в решении вопросов производства, организаторские способности молодого работника не остались незамеченными руководством вокзала. В 1996 г. И. А. Костик назначена дежурным помощником начальника вокзала, в 2000 г. — заместителем начальника вокзала, а с 2002 г. — начальником вокзала г. Новокузнецка. Стать успешным руководителем Ирине Анатольевне помогли не только ее личностные качества, но и профессиональные знания, полученные в НГТТ и СГУПСе, который она окончила по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». В настоящее время И. А. Костик — депутат Областного законодательного собрания четвертого созыва.
Граборов Алексей Аркадьевич — 19931996 годы учебы в Новокузнецком горнотранспортном колледже. Алексей Аркадьевич прошел путь от составителя поездов до директора ОАО «Кузнецкпогрузтранс».
Трефелов Александр Иванович (19741979 годы учебы в Новокузнецком горнотранспортном техникуме, специальность «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») — главный механик автоколонны автотранспортного предприятия ООО АТП «Южкузбассуголь».
Гаврилов Николай Васильевич — 19711975 годы учебы в Новокузнецком горнотранспортном техникуме. После окончания техникума Николай Васильевич был направлен в «Южкузбассуголь», на Обнорскую автобазу мастером. Отслужив в армии, продолжил работать на этом же предприятии механиком, а через год — начальником колонны. Через 10 лет был назначен начальником автобазы. В настоящее время Н. В. Гаврилов — начальник управления по транспорту и связи, г. Новокузнецк.
Надеемся, что наш опыт и наработки будут полезны студентам, преподавателям образовательных организаций Кузбасса, занимающихся формированием одной из главных экономических категорий «качество человеческого капитала».
1. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М. ; Воронеж, 2002. 254 с.
2. Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. М. : Смысл, 2000. 236 с.
3. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов : моногр. Брянск : Брянский обл. центр профориентации и психол. поддержки населения, 2001. 42 с.
4. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. М. : Высшая школа, 2004. 120 с.
5. URL: https://yandex.nu/search/9text.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»
6. Акользина Е. Ю. Профессиональное самоопределение студентов колледжа [Электронный ресурс]. URL: http://cybenleninka.nu/anticle/n/pnofessionalnoe-samoopredelenie-studentov-kolledzha.
7. Автомонова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс]. URL: http://nefdb.ru/look/1226180.html
УДК/UDC 37.048.4
Л. В. Михайлова L. Mikhailova
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
EFFECTIVE METHODS OF WORKING ON PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION WITH ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Статья предлагает опыт использования психологически обоснованных эффективных методов профориентационной деятельности педагогами детского дома-школы в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (творческих объединениях, профессиональных пробах, проектах).
The article tells about the experience of the use of psychologically-based methods of effective career guidance activities (creative unions, professional samples, projects) with orphans and children left without parental care in a children's home-school.
Ключевые слова: детский дом-школа, профориентация, самоопределение, социализация, проект мебельного цеха.
Keywords: children's home-school, career guidance, self-determination, socialization, furniture workshop project.
Тенденцией последних лет, к сожалению, является выбор модной, престижной, высокооплачиваемой профессии часто без учета способностей человека. Эта тенденция культивируется в детях буквально с раннего детства родителями, средствами массовой информации, мнением окружающих. Все это привело к перенасыщению рынка труда узким кругом профессий (юрист, экономист, бухгалтер и др.) и, как следствие, породило молодежную безработицу.
Профориентационная работа в детском доме является важнейшим направлением подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, одной из форм их социальной защиты.
Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной
временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена, по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Основные желания, стремления, намерения подростков из детских домов связаны с сегодняшним днем. Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов — представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями. Отметим, что воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «... хорошую работу», «... устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений [1].
В ходе профессионального самоопределения у детей-сирот возникают следующие кризисы:
— неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация,
— случайные судьбоносные моменты жизни, влиянию которых особенно подвержены подростки.
Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, особенно внимательно необходимо относиться к профориентационной работе с этой категорией воспитанников.
Социальное становление и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливают их специфические личностные качества и поведенческие особенности, которые затрудняют социальную адаптацию выпускников детских домов и интернатов.