Т. В. Седлецкая
Взаимодействие науки, образования и производства в процессе подготовки кадров в региональном вузе
В статье раскрываются основные концептуальные положения взаимодействия науки, образования и производственной сферы в процессе подготовки кадров для региона на примере регионального высшего учебного заведения. Дается описание основных педагогических подходов, закономерностей и технологии построения единой образовательной среды учебно-познавательно-профессиональной деятельности студентов.
The article describes the main conceptual provisions of interaction between science, education and production sector in the process of training in the region on the example of the regional higher educational institution. A description of the basic pedagogical approaches, patterns and technologies of creation of the unified educational environment educational and informative professional activity of students.
Ключевые слова: наука, образование, профессиональная подготовка, кадры, единая образовательная среда, инновации, интеллект, нравственность.
Key words: science, education, training, human resources, the educational environment, innovation, intelligence, morals.
Модернизация экономики на основе ее инновационного развития ставит перед обществом в целом и перед системой образования проблему формирования инновационного поведения человека, ориентированного на производство инноваций, а вслед за этим и создания качественно новой системы образования с качественно новой системой внутренних и внешних отношений и основанных на этих отношениях взаимодействий.
В силу выхода на первый план человеческого фактора первичными становятся не материальные или иные взаимодействия, а тонко организованные чувствительные отношения между людьми и организациями, созданными с их участием, представляющие собой, в конечном итоге, живые организмы.
Чтобы решать такую многоуровневую проблему посредством образования, само образование должно развиваться как инновационный процесс, подчиняться логике инновационного развития и строиться на методологии, технологии и практике взаимодействия и проявления ин-
© Седлецкая Т.В., 2013
новационной сущности внутренних и внешних отношений, влияющих на систему образования.
Ключевым звеном, обеспечивающим возникновение качественно новой модели такой образовательной системы, является разработка методологической концепции, основанной на организации отношений и взаимодействий, в первую очередь, с базовыми субъектами жизни социальной структуры. При этом мы придерживаемся основного принципа диалектики: «... каждая новая концепция возникает и развивается в среде, созданной ее предшественниками».
К таким базовым субъектам жизни профессионального образовательного комплекса относятся система науки, система образования, сфера профессиональной деятельности. При этом обучающийся рассматривается как целостная духовно-нравственная, материальная и историко-генетическая сущность, развивающаяся и формирующаяся в определенных сферах жизнедеятельности.
А развитие обучающегося происходит по мере перехода из одной сферы жизнедеятельности в другую. Поэтому, чтобы обеспечить непрерывность развития человека, необходимо создать единую образовательную среду, включающую науку, образование и профессиональную деятельность. Кроме того, с позиций регионального вуза, такого как Луж-ский филиал ЛГУ им. А.С.Пушкина, необходимо расширить образовательное пространство до пространства общественной жизни на основе учета объективных социально-экономических потребностей в сочетании с социально-демографическими особенностями населения региона и его потребностью в кадрах.
С учетом сказанного нетрудно определить объект, предмет и цель моделирования. Объектом является единая организация жизни человека, образования и социально-экономической сферы региона, предметом - образовательная среда, сформированная на основе науки, образования и сферы профессиональной деятельности выпускников филиала.
Целью является разработка модели внутри и межведомственного взаимодействия в единой образовательной среде науки, образовательного учреждения и сферы профессиональной деятельности. Для достижения этой цели необходима адекватная методологическая база, которая не может основываться на каком-либо одном подходе или нескольких известных методологических и научно-педагогических концепциях. В соответствии с логикой организации процесса подготовки кадров в интегрированной среде науки, образования и производства обе эти связи нами были взяты за основу.
Сначала нами была исследована структурированная последовательность, объединяющая такие подходы, как организационногенетический, личностно ориентированный, ценностно-смысловой, предметно-профессионально-деятельностный, обеспечивающие взаимодействие процессуально-компетентностный, профессионально-
культурологический (метод) и, наконец, сам культурный человек-профессионал.
В системе данных подходов единая образовательная среда подготовки профессиональных кадров рассматривается как организованная совокупность внутри- и межведомственных отношений, формирования качественно нового, способного к инновациям человека, и подготовки кадров, способных к модернизации экономики.
Современным инструментом управления качеством образования служат системы менеджмента качества, соответствующие требованиям международных стандартов ISO серии 9000 третьего и четвертого поколений (2000, 2008), которые внедрены в вузах и включены в состав аккредитационных показателей. В основе этих стандартов лежат восемь принципов идеологии TQM (Total Quality Management) - всеобщего управления качеством: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход, решения, основанные на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками, постоянное улучшение.
Главная мысль, которая заложена в этих принципах: «Управлять надо не структурными подразделениями и людьми преимущественно на уровне субъектно-субъектных отношений, а реальными жизненными процессами, в частности, собственно процессом обучения (воспитания, повышения квалификации персонала, материально-технического обеспечения и т. д.) через содержание и технологии, создавая благоприятные организационные и иные условия для эффективности такой деятельности».
При такой организации подготовки процессы научной, учебной и профессиональной деятельности должны быть интегрированы в единый циклический процесс, включающий научную, учебно-познавательную и профессиональную деятельность в соответствии с известным циклом научного познания: «От живого созерцания - к абстрактному мышлению и от него - к практике».
Поэтому и внутренние, и внешние взаимодействия в этом пространстве и всех его подпространствах, а значит, и в системе образования должны строиться на основе одних и тех же законов развития жизни, обеспечивающих устойчивость каждого из них и всей совокупности.
К фундаментальным законам развития образования в современных условиях относятся закон обратных связей и закон оборачивания метода, образующие основу взаимодействия социально-экономической сферы и сферы образования.
Совокупность всех этих законов является сущностью, а теоретическое представление - описанием сущности развития и организации всех видов отношений и взаимодействий, а значит, внутри- и межведомственного взаимодействия, научной, образовательной и социальноэкономической сфер общественной жизни в ключевом звене развития единого общественного организма - системе подготовки кадров.
Интегральной сущностью, обеспечивающей развитие всех участников любого жизненного пространства, следовательно, и образовательного пространства, является человеческий интеллект как способность человека преобразовывать знания в продукты человеческой, в частности, профессиональной деятельности и затем, осмысливая и осознавая продукты труда, создавать новые теоретические модели. Завершенной и наиболее совершенной формой проявления интеллекта в общественной жизни является культура.
Поэтому, исходя из изложенного, отраженное и сущностное ядро подготовки кадров рассматривается в широком смысле как историкогенетически обусловленный процесс развития культуры, а в узком - процесс развития профессиональной культуры, формирующий компетентность будущего профессионала, способного реализовывать и развивать процессы пространства профессиональной сферы жизни.
В этой связи пространство процессов профессиональной деятельности среднего и низшего звена (техников, технологов, рабочих) может рассматриваться как организация - образ жизни, включающий производственный, технологический, технический (обслуживание техники), организационно-технологический, познавательно-мониторинговый, поисковоисследовательский, инновационный процессы.
В пространстве профессиональной деятельности инженеров в рамках третьего стандарта ФГОС можно выделить систему базовых процессов профессионально-технической деятельности, охватывающей все основные виды направлений профессионально-технической подготовки: общекультурный, проектно-конструкторский, производственнотехнологический, сервисно-эксплуатационный, организационно-
управленческий, научно-педагогический, научно-исследовательский, инновационно-конструкторский.
Выделенные направления определяют виды компетентности, формируемые: а) на уровне среднего звена профессионально-технической подготовки: производственную, технологическую, техническую (обслуживание техники), организационно-технологическую (коммуникативную), познавательно-мониторинговую, поисково-исследовательскую, инновационную и б) на уровне высшего звена профессиональной подготовки (М.П. Барболин, Г.П. Семенова): общекультурную, проектноконструкторскую, производственно-технологическую, сервисноэксплуатационную, организационно-управленческую, научнопедагогическую, научно-исследовательскую, инновационно-
конструкторскую.
Суммируя все изложенное, можно назвать приоритетные результаты образовательной деятельности и подготовки кадров развития образования - это развитие личностных качеств и интеллекта, профессиональной компетентности и профессиональной культуры, результативность социально-экономической деятельности.
В соответствии с принципом подобия Бауэра «что внизу - то и наверху», а также в силу тождества структур мышления познания и знания приведенная выше последовательность методологических подходов реализуется на практике в форме методов, образуя целостную технологию развития и формирования человека-профессионала. В соответствии со структурой технологии и с целью максимального использования внутреннего творческого потенциала субъектов внутри ведомственного и межведомственного взаимодействия управление процессами жизнедеятельности и способами деятельности должно строиться на основе смысла жизни в рамках ценностно-смыслового подхода.
С другой стороны, это исходная форма активизации жизненного потенциала субъекта и дальнейшего развития жизненного процесса и, значит, смысл жизни есть генетическое ядро образа жизни, ядро внутри и межведомственных взаимодействий на основных направлениях развития образования, которое, разворачиваясь, превращается в мотив, цель, образ жизни.
С позиций такого понимания смысл жизни и цель для всех видов внутриведомственных и межведомственных взаимодействий на выделенных основных направлениях развития образования должны быть едины.
Осознание истинного смысла жизни и формирование истинных ценностей происходит на пути нравственного развития человека в процессе реализации нравственного направления развития системы образования, ее нравственного воспитательного потенциала. При этом ориентиром должна служить основанная на нравственности культура отношений и мораль, а результатом - этические нормы поведения в различных сферах общественной жизни и деятельности человека. Взаимодействие и консолидация ресурсов науки, образования и производства в сфере воспитания будет, с одной стороны, решать проблему профориентации, а с другой, - подбора наиболее эффективных кадров, и тем самым оптимизирует решение проблемы кадрового потенциала во всех взаимодействующих субъектах.
С целью достижения эффективности на этом направлении взаимодействие должно осуществляться в форме интеграции культурных форм организации общественной жизни науки, образования и сфер профессиональной деятельности. Необходимым условием успешного решения задачи нравственного воспитания является взаимопроникновение и интеграция кадровых ресурсов (лучше сказать личностного потенциала) образования и производства.
В плане финансирования здесь приоритет должен принадлежать государству. С целью проведения государственной политики в этой сфере, чтобы сохранить управленческий потенциал за собой, государство должно взять на себя не менее 68 % финансового обеспечения. В противном случае воспитание будет неуправляемо и подчинено интересам
других структурных организаций, которым принадлежит приоритет в финансировании.
В то же время материальная база и кадровый потенциал в процессе интеграции в процентном отношении может варьироваться произвольно. Но если профессиональная сфера заинтересована в высококвалифицированных кадрах, она должна в их подготовку вкладывать материальные и кадровые ресурсы.
Нравственное воспитание продолжается, развивается и достигает своего совершенства в результате осмысления и осознания поведения и деятельности, а значит, в процессе трудовой (по Рубинштейну), общественно полезной деятельности, в основе которой лежит интеллект и интеллектуальное развитие человека.
Содержанием образования в рамках процессуально-
компетентностного подхода в условиях взаимодействия образовательной и социально-экономической сфер будут служить процессы жизнедеятельности в интегрированной образовательной среде. А элементарными «клеточками» такого рода содержания образования являются способы учебно-познавательно-профессиональной деятельности.
Результатом профессиональной подготовки в личном плане должен стать нравственный профессиональный интеллект, а в общественном -профессиональная культура, профессиональная мораль, профессиональная этика. Интеллект, являющийся сущностью процесса развития системы образования, служит ключом к повышению качества подготовки кадров.
Критерием эффективности развития интеллекта является уровень развития преобразующей способности человека к познавательной и профессиональной деятельности, инновациям и модернизации личной и общественной жизни
Критерий эффективности развития профессиональной компетентности означает степень овладения человеком соответствующими процессами жизнедеятельности того пространства, которому принадлежит процесс, а также способность к инновационной деятельности и модернизации в сфере профессиональной жизни.
Структура и логика развития непрерывного образования, рассматриваемого как последовательность сменяющихся образовательных пространств, существует в едином цикле науки, образования и производства.
В наиболее адекватном виде такая структурная организация наиболее содержательно и полно может быть реализована в форме кластеров, которые образуют целостное пространство подготовки специалистов, отражающее целостную структуру и логику единого социальноэкономического и общественно-политического устройства России и взаимодействующих с ней государств. Рассмотренные выше формы взаимодействия образования с другими структурными организациями обще-
ства могут быть использованы как отдельные звенья для построения кластеров.
Результатом проживания в каждом образовательном пространстве является человек общественный. Сущностной характеристикой его выступает общая и профессиональная культура, понимаемая как совокупность генетически обусловленных и исторически сложившихся норм жизни (существования и развития): духовно-нравственных, интеллектуальных и материальных процессов жизнедеятельности в различных сферах экономики. Именно они обеспечивают устойчивость данного пространства в условиях общественной жизни человека, общества и природы как единого организма.
Предлагаемая концептуальная модель ориентирована не только на инновационное развитие и модернизацию системы образования, она предоставляет возможность осуществлять непосредственную связь с реальными экономическими и производственными процессами, а также непосредственно управлять кадровыми потоками, включая их в реальную практику в условиях общественно-государственно-частного партнерства образовательных, научно-исследовательских учреждений и производства.
Проведенный эксперимент реализации предлагаемой модели на базе Лужского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина, подтвердил эффективность и перспективность применения предлагаемой модели в качестве средства повышения качества управления подготовкой кадров для региона.
Список литературы
1. Материалистическая диалектика как общая теория развития. - М.: Наука, 1985. - Т. 3.- 482 с.
2. Новиков А.М. Методологические основы развивающего обучения. - М.: Высш. шк., 1991. - 262 с.
3. Чудновский В.Н. Нравственная устойчивость личности. - М.: Педагогика, 1981. - 206 с.