VI. ИННОВАЦИИ И ИННОВАТИКА
УДК 332.129.5
JI. А. Николаева1 О. В. Лайчук2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В
УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ
В статье представлены материалы научного исследования по проблеме инновационных преобразований в России. Наибольший акцент внимания смещён на региональные особенности использования инновационного потенциала научно-образовательных учреждений и системы взаимосвязи вузов с бизнес-средой. Представлены особенности развития региональной структуры и возможности роста экономики Дальневосточного региона в условиях осуществления процессов модернизации.
1 © Лидия Александровна Николаева, Доцент кафедры Мировой экономики и экономическая теория ИМБЭ Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].
2 © Ольга Владимировна Лайчук, Преподаватель отделения среднего профессионального образования ИДО Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: [email protected].
Ключевые слова: инновационный потенциал, вузовский сектор науки, модернизация экономики, структурные изменения экономики региона.
Одним из путей экономических преобразований российской экономики в условиях кризисных явлений является модернизация экономики страны, для обеспечения которой необходимо реализовать такое главнейшее условие инновационного цикла в научно-технической сфере, как развитие научно-образовательной сферы. Взаимосвязь науки и образования, становиться приоритетным направлением деятельности в высшей школе, особенно инженерного профиля. В условиях модернизационных процессов в современных вузах сложился отечественный опыт по формированию сетевых структур, которые обеспечивают высочайшую степень взаимодействия между участниками научного сообщества, устанавливая взаимосвязи между всеми элементами и институтами, предприятиями, вузами, обеспечивающими создание инновационного потенциала научного комплекса, нацеленного на решение народно-хозяйственных проблем в области развития реального сектора экономики.
Актуальность проводимых исследований определена необходимостью научного анализа системы взаимоотношений бизнес-структур и процессов мобилизации инновационного потенциала вузовского сектора науки развитие организационно-экономических и управленческих отношений между объектами инфраструктуры Дальневосточного региона, которые затрагивают вопросы исследования конъюнктуры рынка образовательной и научной продукции в условиях масштабных структурных изменений региональной экономики. Для разрешения проблемы модернизации экономики на уровне региона предполагается определить инструменты, посредством которых будет достигнуто соглашение между государственным и частным предпринимательством, а также сформировать механизм эффективного взаимодействия бизнес-сообщества с научно-образовательными учреждениями на региональном уровне. Создание условий, при которых инструменты регулирования начнут работать, предусматривает формирование комплекса взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационно-инвестиционных процессов, развитие механизмов частно-государственного партнёрства, совместное финансирование инвестиционных проектов и формирование оптимальной структуры экономики региона, обеспечивающей устойчивые темпы его развития.
Конечной целью проводимых исследований в рамках рассматриваемой темы является разработка концептуальных направлений развития и использования инновационного потенциала научно-
- 181 -
образовательной сферы деятельности для проектирования методов мобилизации инновационного потенциала в развитие и поддержание инновационной бизнес-среды, разработке экономической модели функционирования и взаимосвязи объектов инновационной инфраструктуры, способствующей достижению экономического роста региональной экономики. Реализацию данной цели предполагается обеспечить посредством функционирования таких элементов инновационной инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы и технологические парки. Это в свою очередь позволит решить задачу по эффективному мониторингу, производству и продвижению инновационных идей и технологий на внутренние и международные рынки, ускоренному переходу экономики региона и России на инновационный путь развития.
Формирование национальной инновационной системы для обеспечения процессов модернизации российской экономики сдерживается рядом факторов, среди которых можно выделить отсутствие комплексной инновационной инфраструктуры; отсутствие протекционизма в высокотехнологичных отраслях; отсутствие правильного продвижения в обществе значения, масштаба и логики инноваций и конкретных инновационных проектов.
Основой инновационной деятельности в мировой практике является малое инновационное предпринимательство, развивающее бизнес за счет реализации различных инноваций. Государственная политика РФ в области поддержки малого и среднего предпринимательства является частью государственной социальноэкономической политики, направленной на развитие инновационной экономики. В этих условиях наибольшую актуальность приобретают вопросы взаимосвязи и согласованности действий всех субъектов хозяйствования.
Базовым законом активизации бизнес-деятельности является Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, в котором изложены общие цели и принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (как субъектов инновационного процесса). Согласно Федерального закона 217 от 02. 08. 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» были представлены рекомендации, позволяющие учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия. Это говорит о том, что использование
- 182 -
инновационного потенциала вузовского сектора науки должно быть направлено на реализацию цели осуществления модернизации Российской экономики и использование максимальных возможностей в системе обеспечения устойчивости экономического развития.
Поскольку инновационная деятельность имеет свой предмет и свою четко выраженную специфику как на уровне страны, так и её регионов, то отразить особенности системных зависимостей научнообразовательной сферы деятельности с бизнес-структурами для осуществления инновационных преобразований необходимо отражать в в специальных законах и других вытекающих из них подзаконных актах, регулирующих научно-техническую и предпринимательскую сферы. Они должны быть нацеленны на осуществление процессов модернизации экономики и для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики осуществляется на основе взаимовыгодного партнерства системы «наука-образование-
производство».
Для государства, важное значение имеет задача создания общих условий развития предпринимательства и инновационной деятельности, создание среды, которая стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного и иностранного капитала в создание наукоемкой продукции, стимулированию различных форм кооперации между государственным, образовательным и предпринимательским секторами научной и промышленной деятельности.
Обобщая изменения, происходящие как в отдельных странах, так и в мире в целом, ряд исследователей по проблемам теории инноваций подчеркивают, что в той или иной форме современные тенденции развития инноваций всё больше находят отражение во взаимодействии государства, науки и бизнеса. Данные взгляды чаще всего рассматриваются в виде концепции «тройной спирали», или модели стратегических инновационных сетей.
Партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности. Поэтому центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка переносится на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому. В этом контексте должны формироваться национальные инновационные системы. Активным и полноправным участником которых, должны стать институты, ответственные за создание нового знания. В системе по обеспечению
модернизации экономики одно из центральных мест занимает научнообразовательный потенциал, который способствует осуществлению инновационной деятельности и нацелен на установление согласованности действий между государственными и рыночными механизмами хозяйствования.
Региональная инновационная политика определяется как региональными, так и общеэкономическими условиями, политическими и законодательными ограничениями для продвижения инноваций в регионе. Приоритеты региональной инновационной политики определяются социально-экономическими потребностями и
многопрофильным научно-инновационным потенциалом любой территории. На уровне регионов, исходя из уникальной комбинацией сырьевых ресурсов и потенциальных возможностей, формируется структура промышленного продукта. Особенности и специфика регионов в условиях инновационных преобразований отражена в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025г. Данный документ предусматривает инновационный характер социально-экономического развития зон Дальнего Востока и Забайкалья. Перспективы российского государства, обеспечение национальной безопасности в значительной степени зависят от того, насколько комплексно и эффективно будут использованы природоресурсный, экономический, геополитический, и
интеллектуальный потенциалы этих территорий.
Важно учитывать особенности структурных преобразований в регионах и параметры развития отраслей по целевому варианту в рамках федеральных целевых программ (таблица 1).
Дальневосточный регион обладает значительными ресурсами минерального сырья, цветных и благородных металлов, железной руды, угля, нефти, природного газа, древесины, а также гидроэнергетическими ресурсами. Здесь добывается свыше 60 процентов рыбы и морепродуктов России. Инновационный потенциал научно-образовательной сферы деятельности может обеспечить условия инновационных преобразований и модернизации экономики при взаимодействии с бизнес-структурами.
Таблица 1
Параметры развития отраслей Дальневосточного региона
2006 2007 2008
Млрд. ^ руб. ^ Млрд. ^ руб. ^ Млрд. ^ руб. ^
Валовой выпуск товаров и услуг 357,6 412,3 468,3
Отрасли, в которых ожидается ускорение темпов роста
Платные услуги населению 45,2 106,4 53,0 106,3 62,1 107,3
Строительство 17,6 110,0 21,2 110,2 24,9 110,0
Сельское хозяйство 11,54 103,0 11,99 104,0 14,58 105, 7
Отрасли, которые сохранят динамику развития
Транспорт и связь 86,16 109,9 102,9 110,1 121 ,4 110,4
Общественное питание 4,04 105,0 4,72 105,0 5,41 105,0
Отрасли, в которых возможно замедление темпов роста
Промышленность 87,6 105,8 99,5 105,4 112,0 105,9
Розничная торговля 91 ,3 108,5 104,7 107,8 119,4 107,9
Источник: Инновационное развитие, как приоритет экономической политики в регионах Востока России. 2007. ИИТ:
http://dvforum.ru/2007/RoundTable6.aspx.
Уровень развития инновационного бизнеса в Дальневосточном регионе в динамике за представленные в таблице годы выглядит следующим образом (рисунок 1)
Хабаровский Приморский Республика Прочие
край край Саха (Якутия) регионы
ДВЭР
I I Число инновационно-активных организаций (в среднем)
I I Удельный вес инновационно-активных организаций (в среднем)
I I Объем отгруженной инновационной продукции (суммарно, млн.руб)
Рисунок.1 - Уровень развития инновационного бизнеса
По показателям, характеризующим число организаций и объём продукции, лидирует Хабаровский край, но несмотря на количество
инновационно-активных организаций и объём отгруженной продукции, в Приморском крае заметен устойчивый рост по другим показателям, в частности, по темпам роста фундаментальных и прикладных исследований, выдаче патентов и числу организаций, осуществляющих технологические инновации (таблица 2).
Таблица 2
Некоторые показатели научно-инновационной деятельности в Приморском крае____________________________________________________
Показатель 1995 2000 2005 2006 2007 2008
Число организаций, выполнявших исследования и разработки 52 45 42 52 53 49
Внутренние затраты на исследования и разработки (тысяч рублей, 1995 г. -млн.руб.) 8675 6 64554 2 21614 29 30149 78 3375 900 4233 100
Фундаментальные исследования (тысяч рублей; 1995 г. -млн.руб.) 41,5 265,3 1095,4 1677,7 1631 .8 2150 .0
Прикладные исследования 24,0 316,7 728,6 883,0 1156 .9 1324 .5
Разработки 17,9 25,3 42,1 105,6 115. 7 100. 3
Поступление патентных заявок - 216 207 232 н/д 272
Выдача патентов - 120 181 182 н/д 246
Число использованных передовых производственных технологий 211 1049 1104 н/д 2011
Число организаций, осуществлявших технологические инновации 38 20 14 19 34
Объем инновационных товаров (работ, услуг), млн.руб. 392,7 2108,5 404,5 н/д 2111 ,8
Инвестиции организаций «Научные исследования и разработки”, млн. рублей 433.8 746.1 1094 .8 897. 9
Доля инвестиций в науку в общем объеме инвестиций по краю, % 1,9 1,7 2,2 1,2
Объем исследований и разработок, млн. рублей 2416,1 3239,5 3674 ,6 4452 ,1
Фактические затраты на исследования и разработки, млн. рублей 2391,7 3286,3 3788 ,0 4645 ,5
Источник: Наука в Приморском крае. 2009: Сборник с
аналитической запиской / Приморскстат, 2009. - 61 с.
Несмотря на активизацию научной деятельности, следует отметить, что анализ функционирования экономики Приморского края свидетельствует о том, что его научный потенциал слабо реализован, используются в не надлежащих объемах. Поэтому подтверждается необходимость перехода к развитию экономики дальневосточного
региона на основе использования инноваций и новых технологий.
Без внедрения инновационных технологий Дальнего Востока и Забайкалья развитие регионов не возможно. В процессе дальнейшего социально-экономического развития этим регионам важно не только не потерять свой уникальный потенциал, но и приумножить его. На
сегодняшний период времени, одним из основных направлений в рамках инновационного характера развития данных регионов является
продолжение формирования и модернизации их инфраструктуры.
Ядром инновационной политики, нацеленной на процессы модернизации экономики с учетом региональной специфики по осуществлению прогрессивных структурно-технологические сдвигов в продвижении передового технологического уклада, являются технологии, развитие которых заслуживает государственной поддержки. Необходимо определить критерии, которые будут использоваться при таком выборе, которые можно объединить в три сферы: экономическую, собственно технологическую и социальную.
Для экономической сферы это в первую очередь возможность коммерциализации продуктов технологий и срок окупаемости проектов, который во многом зависит от капиталоемкости проектов по внедрению нового продукта и должен быть относительно небольшим. Кроме того, можно учитывать уже сложившиеся конкурентные преимущества государства в экономической сфере и возможное влияние внедрения
- 187 -
новых технологий на ключевые отрасли национальной экономики. Часто используемым критерием также является уровень конкуренции, как между новыми технологиями, так и новых технологий с уже существующими. Наконец, учитывается степень соответствия развития той или иной технологии общей стратегии развития государства.
В технологической сфере один из наиболее популярных критериев
- уровень инноваций той или иной технологии, то есть масштаб привносимых ею изменений. Здесь необходимо отметить, что очень высокий уровень инноваций несет значительные риски и поэтому не всегда является положительным фактором. Наряду с уровнем инноваций также учитывается уже накопленный объем знаний и разработок по исследуемому направлению или, что бывает чаще, существующая кадровая база - наличие университетов, исследовательских центров и т.п. Еще один часто используемый критерий - наличие положительных синергетических эффектов при совместном развитии нескольких технологий (например, фармацевтика и нанотехнологии). Нередко также учитывается актуальность, «популярность» тех или иных разработок и технологий.
Критерии социальной сферы - это в первую очередь возможность повышения качества жизни людей в результате внедрения новой технологии, ее общественная востребованность. Также при определении технологий для господдержки учитываются географические (протяженность) и культурно-исторические (сложившийся уклад жизни) особенности региона, где такие технологии планируется развивать.
Отмеченные сдвиги по конкретным сферам деятельности, предполагают исследование процессов изменения потребностей бизнес-среды в специалистах, что вызовет необходимость реализации проектов по формированию кластеров на региональном уровне. В Приморском крае среди основных объектов функционирования бизнес-деятельности можно выделить следующие закономерности. Региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую
степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши. Реализация региональной кластерной политики нацелена на повышение эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формированию единого видения развития бизнеса и региона, развитию взаимодействия между поставщиками и производителями, образовательными учреждениями, финансовыми и государственными институтами. За счет развития специализации и оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие региональной инфраструктуры с учётом специфики региона.
Исследование основных направлений возможных изменений потребностей бизнес-среды в специалистах объективно ставит вопрос об анализе инвестиционных намерений с целью разработки концепции и научно-методического обеспечения эффективных экономических отношений образовательных учреждений и бизнес-среды.
Когда предлагается разработка региональной стратегии и действия по ее реализации, первоочередной задачей является повышение инвестиционной привлекательности региона и обеспечение притока инвестиций в те сектора экономики, которые определены в стратегии в качестве приоритетных и являются потенциальными точками экономического роста. Приток инвестиций и реализация инвестиционных проектов нуждаются в комплексе институциональных условий, создающих основу для устойчивого экономического роста региона. В числе этих условий - сохранение и развитие собственного промышленного комплекса региона, обеспечивающего инновационный характер и мультипликативные эффекты экономического роста.
Выпускники университетской системы образования являются немалой частью интеллектуального, научно-технического потенциала страны, который может сыграть значительную роль в реализации инновационных планов и прогнозов административных органов управления, тем самым обеспечить потребности бизнес-среды в специалистах. Но в настоящее время существует множество проблем, как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, вызванных кризисными явлениями в экономике страны. В этой связи важно выявить тенденции социально-экономического развития и инновационные намерения предпринимателей и властных структур.
В соответствии со стратегией развития Дальнего Востока России приоритетными функциями Приморского края станут представительские, транспортно-логистические, инновационно-образовательные и
туристические. В силу своего геополитического положения эта территория будет развиваться как зона тесного взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, деловой центр и площадка для международной коммуникации.
Согласно данным администрации Приморского края до 2020 года планируется реализовать более 30 приоритетных инвестиционных проектов общей стоимостью 3 031,6 млрд. руб., при этом будет создано около 73,9 тысяч новых рабочих мест.
Анализ статистических данных анализируемых периодов, исследование показателей по проектам развития экономики Приморского края и г. Владивостока в рамках АТЭС, позволяют сделать вывод о том, что существует немалая диспропорциональность на рынке труда и в структуре производственно-хозяйственной деятельности. С одной
стороны, наблюдается заметное сокращение численности трудоспособного населения, что связано с сокращениями объемов производства и системы оказания услуг, с другой, с учетом рассматриваемых проектов развития экономики Приморского края, их реализация может обеспечить рост занятости населения. Миграционные процессы в Приморском крае активизируются, что может привести к угрозе роста безработицы со стороны выпускников. Вместе с тем, оптимистичным является вариант по осуществлению структурных сдвигов в экономике, что ставит вопрос об оценке факторов, оказывающих влияние на изменение потребностей в кадрах и подготовку специалистов для оптимизации структуры экономики Приморского края с учетом перспектив развития региона. С учетом специфики потребностей бизнеса и стратегическими приоритетами развития Приморского края становятся актуальными вопросы оценки основных противоречий и проблем на рынке труда и в системе университетского образования. В проектном направлении исследования анализ угроз и возможностей реализации проектов может быть проведен на основе сопоставления факторов внутренней и внешней среды системы взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды. Изменения в структуре отраслей требуют пересмотра структуры подготовки кадров и, следовательно, вынуждают отказываться от некоторых специальностей и направлений подготовки. Возможностью для образовательной деятельности является то, что появление новых отраслей народного хозяйства требует подготовки специалистов в новых областях знаний на высоком уровне, что вызывает необходимость расширения направлений высшего профессионального образования. Появляется возможность новых государственных и корпоративных заказов на специалистов, а значит, расширяет источники финансирования вузов. С учетом структурных изменений в экономике, можем отметить, что Приморский край является одним из регионов России, где туристический сектор признается приоритетным и может стать сектором специализации региональной экономики. При этом возрастут потребности в специалистах в области туристического и гостиничного бизнеса с хорошей языковой подготовкой.
Соотношение рыночных угроз и возможностей взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды затрагивает развитие таких сфер деятельности, как потребительская среда. Эффективность её развития, в свою очередь, зависит от функционирования технологической среды. При реально сложившейся системе социально-экономических отношений рассматриваются проблемы в области демографической ситуации в стране, что оказывает негативное воздействие на возможности удовлетворения потребностей предпринимательской среды в
специалистах, необходимых для сглаживания противоречий в условиях структурных изменений экономики.
Исследование закономерностей и динамики потребностей бизнес-среды в специалистах, научных разработках, изучение тенденций по внедрению научно-технических достижений в сфере материального производства и сферы услуг и роста производительности труда; уровня использования технологий и станочного парка выявляет проблему устойчивого сокращения ресурсного и производственного потенциала и сокращение численности населения ДВФО и РФ.
В заключение статьи следует отметить, что рассмотрение вопросов по системе взаимодействия научно-образовательной деятельности и бизнес структур позволяет сравнить период 90-х годов, когда была целенаправленная подготовка специалистов по различным направлениям и уровням хозяйствования. В настоящее время СУЗы и ВУЗы не имеет целевых заказов со стороны бизнеса, что сформировало новую проблему -методического обеспечения взаимосвязи с бизнес-структурами. Отсутствие наблюдений и исследований системы функционирования предпринимательских структур и их перехода к более высоким уровням и масштабам производственно-коммерческой деятельности, а также отсутствие координации процессов развития рынка труда и рынка образовательных услуг для обеспечения процессов модернизации является другим направлением исследования, что будет представлено в дальнейших публикациях.
Библиография
Гуртов В. А. Математическая модель прогнозирования спроса и предложения на рынке труда в российских регионах / В. А. Гуртов, Е.А. Питухин // Обозрение прикладной и промышленной математики: Пятый Всероссийский симпозиум по прикладной и промышленной математике (осенняя сессия). - Т. 11. - Вып. 3. - М. - 2004. - С. 539.
Дежина И., Киселёва В. «Тройная спираль» в инновационной системе России // http: //institutiones.com/innovations/265-q-q-.html.
Лайчук О.В., Николаева Л.А. Интеллектуально-информационный потенциал: вопросы теории и практики: монография / Л.А. Николаева, О.В. Лайчук. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.- 140с.
Наука в Приморском крае. 2009: Сборник с аналитической запиской / Приморскстат, 2009. - 61 с. //
http://www.statrus.info/catalog/readbook.jsp?issue=706506.
Социальное положение Приморского края: Тенденции и перспективы развития // Изд-во Примстат. - 2009. - 73 с.
Федеральный закон о внесении изменений в определенные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания
бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности N 217-ФЗ // http://fs2b.ru/fs2b/105.pdf.
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» //
http://www.government.ru/connent /2009/01/10/610316.HTM.
Цукерман В. А. Проблемы и перспективы инновационнотехнологического развития экономики Севера / В.А. Цукерман // Экономика и управление. -2007. - № 6. - С. 76-78.
Цукерман В.А. Инновационные аспекты развития регионов Севера России. Журнал «Региональная экономика: теория и практика», 2(95) -2009 январь.