Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2018. 7 (196)
УДК 374
00! 10.23951/1609-624Х-2018-7-130-135
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С. В. Шматько
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается процесс личностного самоопределения детей, подростков и молодежи в свете идей В. А. Сухомлинского, предполагая расширение пространства возможностей личностной реализации обучающихся для их успешного поиска себя и своего места в обществе. Также предлагается вариант организации мероприятий в рамках учреждений дополнительного образования, нацеленных на знакомство детей с различными видами деятельности, что обеспечивает большие возможности для личностного самоопределения обучающихся.
Ключевые слова: личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, дополнительное образование детей, учреждение дополнительного образования, педагогика.
Известно, что любая система образования призвана воспитывать личность, способную обрести свое место в социуме и собственным трудом повышать уровень качества жизни общества. При этом социальное процветание невозможно без достаточно высокой степени личностной реализации индивидов в юном возрасте и последующего успешного профессионального самоопределения. Несомненно, что для успешного личностного самоопределения детей и подростков в период принятия решения о выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути ресурсов общеобразовательной школы недостаточно и обойтись без дополнительного образования невозможно [1, с. 10].
Следует заметить, что некоторые исследователи рассматривают связь современного общего и дополнительного образования как две сферы единого образовательного пространства в личностном самоопределении школьников, для которого необходимо формировать оптимальные и эффективные формы и методы их взаимодействия [2, с. 20]. Однако именно в дополнительном образовании самореализация личности в большей степени происходит с учетом ее задатков, интересов и способностей [3, с. 5]. В широком смысле можно говорить о личностном самоопределении ребенка как о процессе осмысления своего выбора и принятия решений на основе смысла жизни, ее стратегии и рефлексивно-ценностного осмысления переживаемых событий [4, с. 5]. И поскольку принятые детьми и подростками решения непосредственно зависят от осмысления действительности, необходим достаточно широкий объем опыта для успешного поиска себя, который способны предоставить разнообразные внешкольные образовательные направления.
В современном дополнительном образовании можно наблюдать тенденцию ориентации много-
профильных образовательных учреждений на сохранность контингента обучающихся в течение конкретных многолетних программ подготовки. Можно считать такой подход верным в отношении музыкальных и художественных школ, если рассматривать их как учреждения предпрофессио-нального образования. Но для дополнительного образования в целом многолетняя закрепленность детей за одним направлением подготовки, как показывает опыт проведения детских конференций, сужает поле личностного самоопределения и снижает их возможности знакомства с иными видами деятельности.
Некоторые исследователи считают стопроцентный выпуск детей по определенному направлению обязательным, что ориентирует дополнительное образование на «завершенный, целостный результат и практическую самореализацию каждого учащегося» [3, с. 17]. С точки зрения автора данной статьи для осознанного личностного самоопределения гораздо благоприятнее ситуация, в которой обучающийся какой-то промежуток времени знакомится с различными видами деятельности, чтобы со временем из них «выделились личностные интересы и профессиональная предрасположенность» [5, с. 3]. Однако данная позиция ни в коем случае не является причиной для отказа от сохранения наборов детей до этапа завершения обучения. Решение проблемы видится автору исследования, скорее, в выстраивании связей между различными направлениями в рамках учреждения дополнительного образования и в создании условий для добровольных проб детьми многих видов деятельности.
Справедливо правило известного педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского, согласно которому необходимо дать человеку возможность опробо-
вать многое, чтобы найти то, что подходит именно ему [6, с. 10]. Важно заметить, что в контексте идей В. А. Сухомлинского значимость дополнительного образования раскрывается скорее не в планомерном прохождении образовательных программ, а в предоставлении личности максимальных возможностей для самореализации. Можно привести аналогию с фундаментальным высшим образованием, при его получении человек осваивает множество теоретических и практических курсов, определенная часть которых несет общеобразовательную значимость. С точки зрения личностного самоопределения такой подход вполне применим, учитывая необходимость формировать свой багаж познаний, впечатлений и навыков, которые со временем созреют в определенное внутреннее мироощущение и позволят найти себя в плане профессионального самоопределения и внешней общественной позиции.
Следует обратиться к проверенному временем и педагогической практикой опыту Павлышской средней школы В. А. Сухомлинского, которая, по сути, объединяла в себе учреждение дополнительного образования и общеобразовательную школу. Для данного исследования уместна установка В. А. Сухомлинского, создававшего условия своим воспитанникам, чтобы они могли углубиться в одну из областей человеческих знаний, правильно выбрать которую возможно только при наличии разносторонних интересов [6, с. 1]. Как указывал В. А. Сухомлинский, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования ребенок имеет право пробовать разные виды деятельности до тех пор, пока не найдет дело по душе. Сухомлинский считал, что ребенку важно заниматься поисками интересного лично ему дела на протяжении целого учебного года. Это бережное отношение к детям было завещано нам Сухомлинским. Но пока, к сожалению, не многие образовательные учреждения могут реализовать завет великого педагога.
Тем не менее следует заметить, что в некоторых современных учреждениях дополнительного образования практикуется подобный подход к работе с детьми. Интересен, например, опыт дворца детского творчества «У Белого озера» г. Томска, где в секции карате разработана программа для разных возрастов. Младшая группа не только совершенствует технику карате, но и, в поисках интересного увлечения, пробует свои силы в разных видах деятельности: хореографии, лепке, музыке.
Важно упомянуть опыт комплексных программ обучения, применяемых во Дворце творчества детей и молодежи г. Томска, который предполагает наличие не только профильных предметов, но и дополнительных видов деятельности, вспомогательных для основного направления. Так, напри-
мер, коллектив народных танцев «Русские забавы» занимается прикладным творчеством, хоровая студия «Мелодия» изучает актерское мастерство, а игровой клуб «Колобки» постигает сценическую речь, хореографию и организует массовые дела и праздники учреждения.
В целом мероприятия по обмену опытом - известный и эффективный метод также и для коллективов разных образовательных учреждений с пересекающимися видами деятельности. Так, например, томская студия артистического фехтования «БАВЕЫА» (Дворец творчества детей и молодежи г. Томска) и театральная студия Международного культурного центра Томского политехнического университета неоднократно проводили семинары для воспитанников по направлениям, в которых артистическая деятельность этих коллективов носит схожий характер. Следует заметить, что для детей, подростков и молодых людей порой не хватает обзорных мероприятий по направлениям дополнительного образования, на которые они не попадают в силу временных, финансовых или каких-то иных причин.
Позитивным моментом в обзорных мероприятиях (дни открытых дверей и тому подобные) с точки зрения личностного самоопределения является легкая игровая атмосфера, раскрывающая просторы для поиска себя. Полагаем, для групп младших школьников поиск своего предназначения в игровой форме своеобразного квеста сделал бы процесс проб гораздо увлекательнее [7, с. 104]. Возможно, двери следовало бы подольше держать открытыми, причем рассматривая их как пробы самоопределения на базе учреждений дополнительного образования для учащихся основной и старшей школы.
Очевидно, благодаря подобным площадкам самоопределения подростки и молодые люди могли бы найти увлечение по душе, которым не поздно заняться и на этапе приближения к совершеннолетию. При этом те дети и подростки, которые, занимаясь в каком-то коллективе, не дозрели до осознания своих личностных потребностей, со временем отыщут свой вид деятельности с большей долей вероятности, поскольку уже имеют возможность опираться на имеющийся опыт поисков себя.
Это же касается клубов и секций для коллективов с обучающимися разных возрастов в рамках дополнительного образования. Опираясь на собственный опыт помощника тренера в подготовке юных артистических фехтовальщиков, автор был свидетелем ситуаций, когда некоторые спортсмены в какой-то момент осознавали, что нуждаются в дополнительных и даже принципиально иных видах деятельности. Помимо людей, для которых спортивная нагрузка оказывалась чрезмерной, был
Вестник ТГПУ (ТБРББulletin). 2018. 7 (196)
и случай с одаренным спортсменом, призером региональных соревнований по артфехтованию (направление «саберфайтинг»), который, отдав приоритет более близкому по натуре виду спорта, в результате выбрал атлетику. Также опыт показывает, что немалое число успешных артфехтовальщи-ков занимались боевыми искусствами, актерским мастерством, спортивным фехтованием на шпагах и саблях, хореографией, танцами, футболом, плаванием и множеством других видов деятельности. Однако артистическое фехтование как сложноко-ординационный вид спорта для многих оставался одним из главных направлений самореализации, поскольку, несомненно, этот вид спорта закаляет дух и волевые качества, развивает тактическое мышление, а также позволяет развить отличную физическую форму.
Обратимся к исследованиям по игровым технологиям, чтобы выявить целесообразность их использования в свете личностного самоопределения. В целом педагогические игры действуют как средство побуждения и стимулирования целенаправленной учебной деятельности воспитанников, а разбор игры и рефлексия ее участников на заключительном обсуждении несут «основную обучающую и воспитательную нагрузку» [7, с. 140]. В артистическом фехтовании игровые технологии позволяют поднимать мотивацию к тренировкам и увеличивать вовлеченность в образы для постановочных поединков за счет специальных упражнений, направленных на формирование навыка создания атмосферы настоящего боя, развернувшегося в вымышленной истории. Для нас ценен тот факт, что в играх дети имеют возможность попасть в соревновательную среду с широким набором ролей и образов, что становится материалом для поиска себя. Следует заметить, что это обстоятельство позволяет знакомить воспитанников учреждения дополнительного образования с разными его направлениями достаточно интенсивно в случае уместного и грамотного использования игровых технологий.
Воспитательная функция игры является, несомненно, позитивным моментом, позволяя через игровую роль неавторитетным детям укрепить статусную позицию, неактивным - проявить активность, а недисциплинированным - стать организованными [7, с. 142]. Дидактической частью игровых мероприятий для ознакомления обучающихся с разными видами деятельности можно считать знакомство с предметными основами тех или иных секций клубов и кружков, проводимых в рамках самоопределения в период ознакомительного посещения.
Поскольку с точки зрения личностного самоопределения для воспитанников важен момент ув-
лекательности, уместно рассмотреть организацию мероприятий для посещения разных направлений дополнительного образования в игровой форме. Детство, в известной мере, пора перемен и непостоянства в процессе личностных изменений, и игровая среда для знакомства с набором существующих видов деятельности в сознании детей, пожалуй, способна утолить искательскую жажду знаний подростков. Периоды ознакомительного посещения направлений в рамках учреждения дополнительного образования следует считать и средством профилактики от апатии, поскольку, как утверждают исследователи, немаловажно «сохранение максимально возможного контакта индивида со средой и создание условий для его адаптации и нормального развития» [8, с. 1].
В качестве эксперимента по проверке потенциала периода проб были проведены круглый стол и интервьюирование ряда педагогов структурных подразделений ДДТ «У Белого озера» - «Фрегат» и «Смена» г. Томска с целью выяснить, каким образом совмещение большого числа видов деятельности влияет на развитие детей.
Педагогам были заданы следующие вопросы:
1. Для поиска себя детям позитивнее углубленно заниматься одним видом деятельности или пробовать множество разных, чтобы найти действительно свое?
2. Есть ли у детей стремление заниматься несколькими направлениями дополнительного образования, не связанными друг с другом?
3. Существует ли практика периодов проб с уклоном к поддержке самоопределения, открытых дверей?
Нам близка единогласная позиция педагогов дополнительного образования клуба «Смена» М. В. Петровой и Т. А. Харламовой относительно успешного поиска себя детьми, для которого необходимо образовательное пространство, как минимум, всего учреждения. Такие условия позволяют накапливать опыт базовых представлений достаточно широкого диапазона видов деятельности, на основе которого, как подчеркнула руководитель клуба «Фрегат» М. В. Тайдонова, и происходит самоопределение, измеряемое конкретными решениями, выбором приоритетных направлений деятельности и их выпускным продуктом. Также можно считать весьма позитивными мероприятия, на которых встречаются воспитанники разных образовательных учреждений и объединений. Причем следует отметить, что тенденция к закреплению детей за конкретными педагогами, скорее, препятствует самоопределению детей и подростков, однако проблема в некоторой мере может решаться периодами проб, на протяжении которых воспитан-
ники все же имеют возможность обрести начальный опыт в разных секциях, кружках и клубах.
Заметим, что для успешного личностного самоопределения важно формировать культуру мышления у детей, подростков и молодых людей. При этом, бесспорно, познание самого себя как таковое во многом заключается и в познании других. Следовательно, важно формировать у обучающихся культуру коммуникации и дискуссии для успешной социализации и диалога с обществом и для обретения своих личностных ценностей и смыслов [4, с. 2]. Опыт проведения детских конференций «Проектная деятельность школьников» в рамках конференции «Наука и образование» Томского государственного педагогического университета показал, что на пути к овладению культурой мышления и навыков выражения своих мыслей у детей и подростков возникают трудности. Так, например, участники конференций часто не укладываются в регламент, оглашая слабые в научном плане доклады [9, с. 3]. В контексте этой проблемы участие детей и подростков в научных конференциях позволяет сформировать основы научного мышления, что упрощает познание личностью окружающего мира и собственной идентичности в общении с другими индивидами и обществом в целом.
Значимым моментом в осознании себя и получении обратной связи можно считать рефлексию обучающихся, которую следовало бы проводить в завершение периода проб разных кружков, клубов и секций учреждения. Познакомившись с новыми направлениями, дети и подростки при поддержке кураторов и педагогов имеют право подвести итог своих поисков, выразить впечатления и ответить товарищам на вопросы. Подобное мероприятие может оказаться особенно непринужденным как обсуждение в форме круглого стола и чаепития [10, с. 6].
Помимо значимых для личностного самоопределения аспектов стоит отметить и отрицательные стороны использования игровых технологий для дидактической части мероприятий с периодами проб разных видов деятельности. Для педагога качественные игры сулят трудоемкий масштаб подготовки и контроля процесса, причем следует заметить, что не все педагоги владеют умением проводить игровые мероприятия. Игры, вызывая бурный интерес детей, предполагают непрерывный творческий процесс, но и большую напряженность для педагога, так как он должен быть одновременно и актером, т. е. обладать актерскими данными, и режиссером в течение всей игры. В конце концов, сами обучающиеся могут быть не готовы к работе с игровыми технологиями, поскольку игры требуют много времени и организация мероприя-
тий ознакомительного посещения потребует серьезной проработки расписания всех процессов проводящего их учреждения [7, с. 110].
Однако, на взгляд автора, значимость подобных периодов для личностного самоопределения при грамотной подготовке и проведении достаточно велика, что позволяет считать идею периодов ознакомительного посещения востребованной в данном контексте. С позиций организации самоопределения и самосознания идея реализуема путем взаимодействия и выстраивания связей между направлениями и программами обучения в рамках коллектива как минимум отдельно взятого учреждения дополнительного образования.
Таким образом, в течение определенного периода обучения детям можно предоставить возможность проб с целью нахождения собственных преимущественных интересов среди разных кружков и секций учреждения, чтобы по принципу, обозначенному Сухомлинским, найти свое любимое дело, попробовав множество других. Личный девятилетний опыт автора по изучению разных направлений фехтования позволяет утверждать, что полученная возможность добровольного перехода среди разных секций, кружков и клубов существенно расширяет поле личностного самоопределения. В данном контексте уместно обратиться и к понятию кризиса идентичности выдающегося исследователя Э. Эриксона, которое предполагало длительный поиск молодым человеком своей подлинной идентичности на протяжении определенного периода для изучения имеющихся возможностей, не подвергая себя настоящему риску и не возлагая на себя никаких обязательств [11, с. 112]. Даже если, определившись с секцией, подросток через несколько лет занятий вдруг поймет, что хочет заняться чем-то другим, это кризисный, но позитивный момент с точки зрения его самоопределения, который приближает к нахождению себя. Но следует заметить, что период проб множества направлений ограничен во времени. Спустя определенный срок времени детям предстоит расставить приоритеты и отказаться от лишних занятий, иначе они могут не успеть овладеть истинным делом своей жизни.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что для самоопределения детей и подростков их образовательная траектория на начальном этапе должна включать посещение детских образовательных коллективов разного профиля, что позволяет охарактеризовать данный период как время «образовательно-личностных проб». Однако такой период не должен быть слишком длительным, поскольку его предельная продолжительность задается возрастными границами целесообразного освоения образовательной программы наиболее интересного для
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 7 (196)
ребенка объединения. И, наконец, образовательны- ства, получает возможность оперативно приоб-
ми практиками, наиболее ценными и гуманистич- щаться к разным видам деятельности и к новым
ными в ракурсе самоопределения, следует считать ролевым позициям. не многопрофильные учреждения, а многопрофильные детские объединения таких учреждений, Автор благодарит за участие в опросе педаго-
в которых ребенок, оставаясь в границах привыч- гов: М. В. Петрову, Т. А. Харламову и М. В. Тайдо-
ного коммуникативного и социального простран- нову.
Список литературы
1. Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 362 с.
2. Дробот А. А. Педагогическое обеспечение личностного самоопределения подростков средствами дополнительного образования в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 24 с.
3. Жалсанова Т. Д. Педагогические условия личностного самоопределения старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. д-ра ... пед. наук. Улан-Удэ, 2003. 20 с.
4. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2010. 47 с.
5. Шматько С. В. Многопрофильность дополнительного образования как ресурс самореализации детей и подростков // Наука и образование: материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. Т. 3: Педагогика и психология. Ч. 1. Томск, 2017.
6. Лобанов В. В. Кружковая работа в учреждениях дополнительного образования в свете идей В. А. Сухомлинского // Образование в Сибири: журнал теоретических и прикладных исследований. 2009. № 16. С. 85-89.
7. Скибицкий Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г. Методика профессионального обучения. Новосибирск: НГАУ, 2008. 166 с.
8. Попова Е. М. Современный подход к организации дополнительного образования // Научные исследования в образовании. 2011. № 5. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/sovremennyy-podhod-k-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.06.2017).
9. Шматько С. В. Подготовка детей к участию в научных конференциях // Наука и образование: материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Т. 3: Педагогика и психология. Томск: ТГПУ, 2015. С. 133-137.
10. Шматько С. В. Детские научные конференции: история, современность, перспективы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1. С. 145-151.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М.: Флинта, 2006. 342 с. (Серия: Библиотека зарубежной психологии.)
Шматько Сергей Вадимович, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.03.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-130-135
INTERACTION OF ADDITIONAL EDUCATION DIRECTIONS IN THE CONTEXT OF CHILDREN'S AND TEENAGERS' PERSONAL SELF-DETERMINATION
S. V. Shmat'ko
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
According to the article a general level of social life depends on the success of personal self-determination of young generation. The author underlines that successful personal self-determination of teenagers and youth is one of the major achievements on the way to professional self-realization, which forms a specialist in a field. In modern additional education it is necessary for children to study one or several adjacent directions during years of preparations. As a result the most successful children are good at several kinds of activity, however they are in dark of existing great number of others. At the same time the problem of seasonal crisis of personal self-determination of children, because of which searches of true occupation to liking can drag on for the long period, is frequent. According to V.A. Sukhomlinsky's precepts children need periods for acquaintance with different types of activities, as a result personal and professional interests can be revealed. In our opinion creating conditions for children to experience a large number of activities, which they chose in institutions of additional education, solves that problem. According to the research, in the modern educational associations there is a practice of comprehensive programs, which involves not only the basic but also the additional direction of training and mutual training activities for the exchange of experience between collectives with related activities. However, in institutions of additional education there are not enough large-scale surveys which that can give students initial experience in many kinds of different activities, in the context of which the choice of the most interesting can be more conscious and obvious to children.
From the author's point of view, such methods as "open doors" promote personal self-determination only if they form the atmosphere of game in which children, teenagers and the youth are free to visit different clubs and elective courses with the feeling of an interesting adventure. In the article the author recommends to use game technologies in the format of "quest"; different directions help children find their field of interests. To sum it up, one may come to the conclusion that interaction of clubs and optional courses within the institution of additional education will allow to broaden the field for self-realization of students, that helps choose between the existing directions of training. However, in the article the author emphasizes that the choice of the directions by the children has to be voluntary, they should not have tests for a long period of time as among the variety of interesting kinds of activity children's unripe nature can be in self-determination crisis. The author believes that the success of the action depends on the professionalism of the organizers and the leading teachers.
Key words: personal self-determination, professional self-determination, additional education of children, establishment of additional education, pedagogics.
References
1. Revyakina V. I. Teoriya i praktika doprofessional'noy podgotovki starsheklassnikov k pedagogicheskoy deyatel'nosti (Na materiale peda-gogicheskikh klassov). Dis. dokt. ped. nauk [The theory and practice of preprofessional training of seniors for pedagogical activity (On material of pedagogical classes). Diss. of doc. ped. sci.]. Barnaul, 2002. 362 p. (in Russian).
2. Drobot A. A. Pedagogicheskoye obespecheniye lichnostnogo samoopredeleniya podrostkov sredstvami dopolnitel'nogo obrazovaniya v shkole. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical support of personal self-determination of teenagers with means of additional education at school. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Karachayevsk, 2004. 24 p. (in Russian).
3. Zhalsanova T. D. Pedagogicheskiye usloviya lichnostnogo samoopredeleniya starsheklassnikov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Pedagogical conditions of personal self-determination of seniors in institutions of additional education of children. Abstract of thesis of doc. ped. sci.]. Ulan-Ude, 2003. 20 p. (in Russian).
4. Sapozhnikova T. N. Pedagogicheskoye soprovozhdeniye zhiznennogo samoopredeleniya starsheklassnikov. Dis. dokt. ped. nauk [Pedagogical attending of vital selfdetermination of seniors. Dis. doc. ped. sci.]. Kostroma, 2010. 47 p. (in Russian).
5. Shmat'ko S. V. Mnogoprofil'nost' dopolnitel'nogo obrazovaniya kak resurs samorealizatsii detey i podrostkov [Versatility of additional education as resource of self-realization of children and teenagers]. Nauka i obrazovaniye: materialy XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii. T. 3: Pedagogika i psikhologiya. Ch. 1 [Science and education: materials XXI of the International scientific and practical conference. Vol. 3: Pedagogics and psychology. P. 1]. Tomsk, 2017 (in Russian).
6. Lobanov V. V. Kruzhkovaya rabota v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya v svete idey V. A. Sukhomlinskogo [Circle work in institutions of supplementary education in the light of the ideas of V. A. Sukhomlinsky]. Obrazovaniye v Sibiri: zhurnal teoreticheskikh i prikladnykh issledovaniy - Education in Siberia: log of theoretical and applied researches, 2009, no. 16, pp. 85-89 (in Russian).
7. Skibitsky E. G., Tolstova I. E., Shefel' V. G. Metodika professional'nogo obucheniya [Technique of vocational education]. Novosibirsk, NGAU Publ., 2008. 166 p. (in Russian).
8. Popova E. M. Sovremennyy podkhod k organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Modern approach to the organization of additional education]. Nauchnyye issledovaniya v obrazovanii - Scientific research in education, 2011, vol. 5. (in Russian). URL: http://cyberleninka.ru/article7n/sovre-mennyy-podhod-k-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya (accessed 8 May 2017).
9. Shmat'ko S. V. Podgotovka detey k uchastiyu v nauchnykh konferentsiyakh [Training of children for involvement in scientific conferences]. Nauka i obrazovaniye: materialy XIX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. T. 3: Pedagogika i psikhologiya [Science and education: materials XIX of the International scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists. Vol. 3: Pedagogics and psychology]. Tomsk, TSPU Publ., 2015. Pp. 133-137 (in Russian).
10. Shmat'ko S. V. Detskiye nauchnyye konferentsii: istoriya, sovremennost', perspektivy [Children's scientific conferences: history, present, perspectives]. Nauchno-pedagogicheskoye obozrenii - Pedagogical review, 2016, no. 1, pp. 145-151 (in Russian).
11. Erikson E. Identity: youth and crisis. The lane with English (Series: Library of foreign psychology). 342 p. (Russ. ed.: Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. Per. s angl. Moscow, Flinta Publ., 2006 (Seriya: Biblioteka zarubezhnoy psikhologii). 342 p.).
Shmat'ko S. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]