УДК 371.8
Михайлова Валерия Евгеньевна
Mikhailova Valeria Evgenyevna
кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образования Сибирского института
непрерывного дополнительного образования
ВОЗМОЖНОСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Development Department, Siberian Institute of Continuing Additional Education
OPPORTUNITIES OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION IN DEVELOPMENT OF SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS AND YOUNG ADULTS
Аннотация:
В статье исследованы и систематизированы практические аспекты функционирования дополнительного образования детей как пространства возможностей самоопределения ребенка. Акцент сделан на процессах изменений особенностей самоопределения у подростков и молодежи, определены подходы к описанию процесса самоопределения, его видов, конструирующих единиц и механизмов. Анализируется суть основных технологий, используемых в образовательном процессе дополнительного образования детей, которые максимально фокусируются на проблеме развития способности самоопределения у подростков.
Ключевые слова:
дополнительное образование детей, самоопределение, механизмы самоопределения, результаты самоопределения.
Summary:
The article studies and systematizes the practical aspects of the additional education as a potential space for self-determination of a child. The author considers how the particularities of teenagers' and young adults' self-determination are changing, defines the approaches to description of self-determination process, its forms, elements and mechanisms. The paper analyses the essence of key technologies, which are used in the process of the children's additional education and which are strictly focused on the problem of development of the teenagers' self-determination ability.
Keywords:
children's additional education, self-determination, self-determination mechanisms, self-determination results.
Социальная детерминированность роста актуальности проблемы самоопределения детей и подростков обусловлена динамичностью жизни людей и в личном, и в профессиональном аспектах, сменой привычных образов, неустойчивостью норм и ценностей. Все это говорит о высокой степени деструктивных социальных процессов, которые диктуют необходимость самоопределения не только на уровне социальной дифференциации или национально-этнических интересов, но и в поведении человека, оценке своего потенциала, умении осознавать свои возможности, видеть собственные перспективы.
Понятие «самоопределение» перестает быть однозначным, с самоопределением человека начинают связывать «самость» человека - его способность к самореализации, саморазвитию. У самоопределения появляются признаки многомерности и видового многообразия ввиду изменившейся в обществе социальной структуры, где каждая страта вкладывает свой смысл в это понятие.
Специалисты справедливо отмечают, что методологической основой исследования проблемы самоопределения человека являются: концепция мыследеятельностного содержания образования (Ю.В. Громыко [1], Д.Б. Дмитриев), компоненты метапредметного содержания образования (Ю.В. Громыко, Л.Н. Алексеева [2], О.И. Глазунова), положения развития субъективной реальности в онтогенезе (В.И. Слободчиков [3]).
Рассмотрение данных концепций позволяет уточнить, что самоопределение - способность человека, обусловленная уровнем его осмысления жизни в целом или конкретной ситуации, степенью осознания собственной субъектности, благодаря чему осуществляется целеполагание и планирование дальнейшей жизнедеятельности. Ранее видами самоопределения выступали жизненное, профессиональное, личностное, семейное, потом список расширился за счет религиозного, этнического, социального самоопределения, что вызвано появлением новых социально-структурных образований, образованием групп «переходного периода». Кроме того, процесс видовых изменений самоопределения является основой построения новой структуры, связанной с изменением системы ценностей и потребностей индивидов.
Интересно, что социальное самоопределение имеет наиболее сложную структуру, так как, во-первых, содержит в себе комплекс социальных потребностей (когнитивных, коммуникативных, в труде, семье), реализующихся в совокупности разных форм активности; а во-вторых, менее других регламентировано и зависит от способов проявления индивидуальности человека, его мобильности, что позволяет сделать вывод о идущих трансформационных процессах, затрагивающих способы и стили жизни отдельных социальных групп и конкретных людей. Социальный уровень самоопределения изучался с позиции «жизненного пути» человека (М.М. Бахтин, М.М. Рубинштейн [4]), «жизненной позиции» (Л.Ф. Обухова [5], М.В. Попова), перспективных ситуаций развития ребенка (Д.И. Фельдштейн [6]).
Анализируя данные подходы, можно считать, что результатами процесса самоопределения выступают сфера самоутверждения человека в своих целях, выбор направления и способов активности через решение ситуации, ориентиры действия, избираемые способы самоорганизации. Далее, надо отметить, что с точки зрения развития субъективной реальности в онтогенезе самоопределение как процесс будет также связано с установлением границ «я», своего места в мире и жизни, обретением устойчивой системы ценностей, смыслов, установок.
Все вышесказанное позволяет утверждать следующее:
Во-первых, статичными единицами и основными механизмами самоопределения личности являются различные личностные образования: ценностно-смысловые, деятельностью (цели и планы), рефлексивные.
Во-вторых, результаты самоопределения, проявляющиеся в качествах личности, смыслах деятельности, становятся фактором, стимулирующим процесс идентификации и модифицирующим область культурного и образовательного опыта ребенка.
Таким образом, когда необходимость самоопределения подростков и молодежи существенно возросла, осознается потребность в оптимальных решениях. Самоопределение ребенка должно реализовываться в нормативных образовательных моделях и системах. Так, идею самоопределения и саморазвития детей уже считают стержнем современной образовательной политики в дополнительном образовании [7].
Общеизвестно, что система дополнительного образования детей - одна из эффективных сфер развития способностей и интересов детей, их социального и профессионального становления. Данные вопросы раскрываются в работах ведущих специалистов в области дополнительного образования детей: А.Г. Асмолова, В.А. Горского [8], Л.Н. Буйловой [9].
Среди современных тенденций развития дополнительного образования детей следует назвать следующие:
- интеграционные процессы, становление многосторонних горизонтальных связей с внешней средой, взаимодействие с другими социальными системами;
- появление мобильных структур дополнительного образования по принципу шаговой доступности;
- инвестиционная привлекательность и финансовая самостоятельность;
- формирование образовательного заказа к системе дополнительного образования детей, который зафиксирован в требованиях заказчиков (общества, родителей, учащихся школ): к обеспечению доступности; новому содержанию дополнительного образования, ориентированному на становление компетенций ребенка; внедрению инновационных технологий, направленных на самоопределение ребенка; реализации различных систем оценок достижений детей; созданию компетентностно-ориентированной среды, способствующей полноценной самореализации воспитанников;
- особенности образовательного процесса, проявляющиеся: в полиструктурности содержания, появлении разноуровневых модульных и альтернативных программ, форматов работы с воспитанниками разного возраста: младший возраст - учебное задание, подростки - проект, индивидуальные образовательные задачи; новых форм - тренингов, интенсивов, онлайн-консультаций, образовательных экспедиций, видеоэкскурсий; методов - компетентностно-ориен-тированных образовательных ситуаций;
- ориентация на ключевые компетенции подростка, которые имеют ясные и логичные характеристики, обладают интегративной природой, многофункциональностью, надпредмет-ностью, многомерностью; направлены на формирование действий ребенка в компетентностно-ориентированных ситуациях и становление социальных установок, удовлетворение потребности в самовыражении в различных творческих областях;
- наличие механизмов формирования ключевыхкомпетентностей: совместные образовательные программы как формат интеграции общего и дополнительного образования детей, в которых цели формулируются на языке компетентностей; содержание учебного курса выстраивается вокруг основных видов деятельности подростков, предметных задач и позволяет
увеличить разнообразие выбора индивидуальных путей движения; продуктивные способы включения субъектов в деятельность как методы гармонизации отношений в системе «подросток -взрослый», «подросток - подросток», «подросток - группа»;
- система оценки развития ключевых компетентностей, представленная как набор критериев, отражающих личностные результаты и результаты деятельностного характера (осуществление решения практических задач, аргументация результатов познавательных, цен-ностно-ориентационных, преобразовательных, проектных задач).
Таким образом, дополнительное образование детей можно характеризовать как эффективную структуру образования, которая развивает деятельностью и коммуникативные умения детей, способность делать выбор при решении познавательных, ценностно-ориентационных, преобразовательных, проектных задач, учит самоопределению, а также как зону перспективного развития каждого ребенка. В соответствии с этим основные образовательные программы ДОД должны быть максимально нацелены на использование ситуаций самоопределения в учебно-познавательной деятельности, задействование потенциалов открытых сред.
В силу этого в дополнительном образовании уже внедряются новые технологии, которые должны наиболее эффективно обеспечивать личностное, социальное и профессиональное самоопределение детей:
- экранные технологии как средство создания и демонстрации собственного медиапро-дукта; разработка экранного продукта с новыми техническими параметрами, экранных технологий, таких как видео-арт, кино- и телетехнологии, веб-дизайн;
- технология проектирования, интегрирующая в себе познание, труд и общение, носящая творческий и исследовательский характер, предполагающая мыслительные процедуры (систематизация, анализ, классификация);
- инженерные технологии (теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), робототехника, технология спутникового слежения, когнитивные технологии, информационные технологии, микроэлектроника), которые способствуют решению технических задач разнообразных типов и различной степени сложности, формированию самоопределения подростков в процессе выполнения технических творческих проектов, а также созданию принципиально новых объектов;
- социокультурные технологии, ставящие организационно-деловые цели и цели личностного развития;
- кейсовые технологии, содержащие метод ситуационного анализа, фотокейсы, метод инцидента, развивающие у детей логику, способность вести собственное рассуждение, понятное другим детям;
- технология организации образовательного путешествия, которое позволяет за счет интернет-маршрутов накапливать исследовательский опыт, основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия;
- технологии эффективной коммуникации, формирующие коммуникативное поведение, умение нивелировать барьеры в общении. Все эти технологии содержат возможность создания индивидуальных программ саморазвития, ситуации проб, формируют потребность и возможность выхода за пределы изучаемого и умения самостоятельного построения пути своего развития и дальнейшего самоопределения.
Ссылки:
1. Громыко Ю.В. Мыследеятельность : курс лекций. М., 2005. 320 с.
2. Алексеева Л.Н. Деятельностный и метапредметный компоненты в подходе к обновлению содержания образования // Вестник НИИИСРО. М., 2011. С. 93-99.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие. М., 2013. 400 с.
4. Рубинштейн М.М. Жизнепонимание - центральная задача философии // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. М., 1990. С. 61-72.
5. Обухова Л.Ф., Попова М.В. Варианты жизненной позиции современных подростков // На пороге взросления : сб. науч. ст. М., 2011. С. 162-172.
6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. М., 2010. 16 с.
7. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 4 сент. 2014 г. № 1726-р. URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 27.07.2016).
8. Горский В.А. Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования : монография. Уфа, 2012. 308 с.
9. Буйлова Л.Н., Бакурадзе А.Б. Перспективные модели развития дополнительного образования детей и механизмы их реализации [Электронный ресурс] // Про ДОД : информ.-метод. журн. URL: http://www.journal.продод.рф/news/per-spektivnye_modeli_razvitija_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_i_mekhanizmy_ikh_realizacii/2016-06-06-24 (дата обращения: 27.07.2016).
References:
Alekseeva, LN 2011, 'The activity and metasubject components in the approach to updating the content of education', Vestnik NIIISRO, Moscow, pp. 93-99, (in Russian).
Buylova, LN & Bakuradze, AB 2016, 'Future models of development of additional education of children and mechanisms for their implementation', Pro DOD: inform.-metod. zhurn., viewed 27 July 2016, <http://wwwjournal.np0fl0fl.pi£/news/perspek-tivnye_modeli_razvitija_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_i_mekhanizmy_ikh_realizacii/2016-06-06-24>, (in Russian).
Feldstein, DI 2010, Priority directions of psychological and educational research in a significant change in the child's situation and its development, Moscow, 16 p., (in Russian).
Gorskiy, VA 2012, Scientific basis for interoperability and the continuity of formal, informal and non-formal education: a monograph, Ufa, 308 p., (in Russian).
Gromyko, YV 2005, Mental activity: a course of lectures, Moscow, 320 p., (in Russian).
Obukhova, LF & Popova, MV 2011, 'Options vital position of modern teenagers', Na poroge vzrosleniya: sb. nauch. st, Moscow, pp. 162-172, (in Russian).
Rubenstein, M 1990, 'Conception of life - a central task of philosophy', At the turn. Philosophical discussions 20s: philosophy and worldview, Moscow, pp. 61-72, (in Russian).
Slobodchikov, VI & Isaev, EI 2013, Psychology of human development: the development of subjective reality in ontogenesis, Moscow, 400 p., (in Russian).