Взаимодействие международных организаций в процессе формирования торговой политики
Т.М. Исаченко
После Второй мировой войны стала ощущаться потребность в выработке системы механизмов регулирования и создании многосторонней правовой базы их применения. Активные действия были направлены на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая должна была стать, наряду с МВФ и Всемирным банком, третьим "китом" в создавшейся системе международных организаций. Подписание ГАТТ, а впоследствии и создание ВТО, способствовало дальнейшему развитию как многосторонней, так и национальной торговой политики. В данной статье основной акцент делается на проблеме взаимодействия международных организаций в области формирования торговой политики как инструмента реализации национальных интересов.
Регулирование международной торговой политики в рамках международных организаций имеет долгую историю. Основы современной системы международных организаций были заложены еще до появления серьезной проблемы преодоления последствий Второй мировой войны. Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования торговых отношений предпринимались и раньше. В качестве примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей (Женева, 1923 г.), о Международном Торговом Арбитраже (1924 г.), об охране промышленной собственности и другие. Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.
Уже в конце Второй мировой войны стало очевидно, что для восстановления экономики и достижения политической стабилизации потребуется объединение и координация действий всех стран, прежде всего тех, которые в большей степени были вовлечены в военные действия. В 1944 г. для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы так называемые Бреттон-Вудские
институты — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Сразу же после Второй мировой войны стала ощущаться потребность в выработке единых механизмов регулирования и создании многосторонней правовой базы их применения. Единственной страной, вышедшей из войны без экономических потерь, были США. Их лидерство на мировом рынке обусловило заинтересованность в создании универсальной многосторонней системы, которая не только позволила бы закрепить имеющиеся преимущества, но и расширить возможности продвижения своих товаров и капиталов на международные рынки в будущем. Первые послевоенные годы были отмечены активными действиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО).
Дальнейшее развитие идеи координации политики получила в 1947 г., когда 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Целью ГАТТ стала выработка базовых принципов развития международной торговли и правил ее регулирования. С точки зрения либерализации мировой торговли ГАТТ стал основным инструментом и
Исаченко Татьяна Михайловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России
форумом для решения спорных вопросов и поиска компромисса по существующим проблемам. Под его эгидой было проведено семь раундов переговоров по снижению торговых барьеров, а впоследствии и по выработке общих правил применения более сложных, нетарифных ограничений.
1 января 1995 г. на основе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО). Для ее членов стало обязательным является ли соблюдение всех, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947 — 1993 гг. договоренностей. ВТО была призвана регулировать торговополитические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает также создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом, также как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых является Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние соглашения по торговле товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.
Учитывая тот факт, что международное экономическое взаимодействие охватывает широкий спектр областей и проблем, формирование торговой политики каждой страны, а также деятельность РТС, связаны с регулированием в рамках ряда других международных организаций. В этой связи следует остановиться на проблеме взаимодействия ВТО с этими организациями. В экономической литературе проблема взаимодействия получила название «coherence», что в переводе означает согласованность или логическая связанность. Самое простое объяснение этого термина сводится к проведению согласованной политики, направленной на достижение одинаковых целей.
ВТО, МВФ и Всемирный банк
Прежде всего, следует отметить роль Бреттон-Вудс-ких институтов — Международного Валютного фонда и Всемирного банка. Уже на первом этапе интернационализации, сразу же после окончания Второй мировой войны деятельность ГАТТ и Бреттон-Вудских институтов была направлена на регулирование главных сфер мировой экономики — торговли, финансов и развития.
Международный валютный фонд изначально закрепил основные направления своей деятельности, к которым относится, в частности, мониторинг экономического и финансового развития стран и консультирование в сфере макроэкономической политики с целью недопущения или предотвращения экономических и валютных кризисов. В рамках реализации этой задачи МВФ оказывает странам финансовую поддержку с целью преодоления проблем платежного баланса. Для реализации своих задач МВФ использует два механизма:
— анализ и консультирование по вопросам макроэкономической политики для стран, испытывающих трудности экономического развития;
— предоставление финансирования для ликвидации серьезного дефицита платежного баланса. В то же время в статье 1 Договора о создании МВФ
говорится, что одной из целей МВФ является «..содействие расширению ... международной торговли и, таким образом, способствование и поддержание высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных сил всех членов.»1.
Примерно также формулируется компетенция Всемирного банка в сфере торговой политики. В соответствующем Договоре о создании Всемирного Банка в качестве одной из целей Банка определяется «... содействие долгосрочному сбалансированному развитию международной торговли. путем стимулирования зарубежного инвестирования..»2. Деятельность Бреттон-Вудских институтов в целом намного шире деятельности ВТО. В то время как в центре внимания МВФ находится вся макроэкономическая политика и стабильность мировой финансовой системы, а основной функцией Всемирного банка является обеспечение долгосрочного финансирования экономического развития, ГАТТ/ВТО концентрируется на специфических аспектах политики развития. Взаимное сотрудничество осложнено еще и из-за различных масштабов деятельности этих организаций. Противопоставление сфер деятельности ВТО и Бреттон-Вудских институтов, однако, не имеет смысла. Под вопросом остается только то, насколько МВФ может консультировать страны по вопросам применения инструментов торговой политики, а МБРР или группа Всемирного банка — использовать свои ресурсы для стимулирования процессов в сфере торговой политики.
В целом, деятельность ВТО и Бреттон-Вудских институтов в настоящее время полностью согласованна. Эти институты являются глобальными инструментами регулирования мировой экономики, защищают принципы транспарентности, справедливости и рассматривают международную торговлю и инвестиции в качестве основного пути повышения благосостояния каждой страны и всего мира в целом. Более того, во многих случаях действия этих организаций являются взаимодополняющими. Тем не менее, реальные и потенциальные конфликты и противоречия между этими организациями в последнее время все больше
привлекают внимания экономистов. Это обусловлено тем, что с одной стороны, ВТО окончательно утвердилось в качестве глобального института, регулирующего все сферы международного экономического сотрудничества, а, с другой стороны, активизировалась роль МВФ в регулировании финансовых кризисов конца девяностых годов. Для лучшего понимания роли глобальных институтов в формировании торговой и внешнеэкономической политики стран и мира в целом следует остановиться на рассмотрении некоторых деталей во взаимодействии этих двух организаций.
История взаимоотношений между ГАТТ и МВФ берет свое начало с первых лет существования ГАТТ. В 1948 г. в процессе переговоров по созданию МТО было подготовлено Соглашение об основных направлениях сотрудничества между МТО и МВФ, в котором были закреплены: а) взаимный статус наблюдателей, б) принцип консультаций и координации политики, а также институциональный механизм, необходимый для координации. Однако в силу того, что создание МТО не состоялось, соглашение не приобрело юридической силы. Тем не менее, усилия по координации взаимодействия продолжались. В 1979 г. Консультативная группа из 18 стран в составе 8 промышленно развитых и 10 развивающихся стран включила в план формирования нового международного экономического порядка взаимодействие с ГАТТ.
Еще в большей степени эта взаимосвязь укрепилась в процессе Уругвайского раунда, на котором была учреждена Рабочая группа по проблемам функционирования системы ГАТТ. В сущности, одной из целей проведения раунда являлось усиление роли ГАТТ в регулировании мировых экономических процессов. Основой для постановки такой цели послужил тот факт, что существенные колебания доллара США в предшествующие раунду пять лет оказали серьезное влияние на торговые отношения между Европой, США и Японией. Это усилило протекционистские тенденции по обе стороны Атлантического океана, а также ощущение того, что мировая экономика должна приспосабливаться к американской политике.
Рабочая группа пришла к выводу, что для большей эффективности глобального регулирования мирохозяйственных связей необходимо усиление координации деятельности с международными организациями, занимающимися вопросами валютного и финансового регулирования. Кроме того, Рабочая группа выработала и внесла на обсуждение вопросы взаимодействия, определив направления расхождений в торговой, макроэкономической и финансовой политиках, а также предложила ряд конкретных сфер сотрудничества между ГАТТ и Бреттон-Вудскими институтами. В 1989 г. на встрече руководства ГАТТ, МВФ и МБРР было признано, что колебания обменных курсов создают основу для проявления протекционизма, однако это не является основанием для изменения приоритетов деятельности международных организаций.
После 1989 г. контакты между этими организациями были спорадическими, но Рабочая группа продолжила свою работу и разработала положения Декларации о вкладе ВТО в достижение большего взаимодействия в формировании глобальной экономической политики. Кроме того, взаимодействие с Бреттон-Вудскими институтами было определено в качестве одной из первоочередных задач ВТО. МВФ и МБРР, в свою очередь, приняли Решение о мерах по устранению возможного негативного эффекта программы реформ в наименее развитых странах и странах-нетто импортерах продовольствия3.
В период после создания ВТО представители глобальных институтов провели переговоры по ряду соглашений, однако, принятые в результате договоренности носили процедурный характер. Причинами этого стали:
— различия в задачах и системах принятия решений;
— опасения того, что будет утрачена институциональная «автономия»;
боязнь усиления давления Бреттон-Вудских институтов и обязательств в рамках ВТО.
Следует, однако, признать, что в случае взаимодействия между ВТО и МБРР, реальное сотрудничество между сотрудниками Банка и Секретариатом было продуктивным и включало тесные контакты и обмен информацией. Но как только дело дошло до подписания соглашений о правилах и нормах взаимодействия, обе стороны начали обдумывать, в первую очередь, те области, в которых сотрудничество было бы нежелательным.
Примерно те же проблемы осложняли взаимодействие между ВТО и МВФ. Дискуссия развернулась по вопросу о том, могут ли сотрудники Фонда обращаться к аппеляционному органу или в орган по разрешению споров в случае вопросов регулирования платежных балансов и наоборот, Комитет по платежному балансу — консультироваться с МВФ. В принципе эти действия обоснованы, так как формально Фонд консультирует Комитет по платежным балансам, однако ревностная защита независимости арбитров (даже от Секретариата) не позволяет это делать.
Другой важной проблемой на пути взаимного сотрудничества стала различная природа ВТО и Бреттон-Вудских институтов. В случае ВТО при выработке оснований для принятия мер доминируют национальные делегации, в то время как в МВФ и МБРР его эксперты более автономны в принятии решений и имеют больше возможности влиять на формирование политики, даже при условии того, что все решения утверждаются Советом Директоров.
Новый этап взаимодействия начался в конце 90-х годов, когда в результате переговоров была достигнута договоренность о том, что соглашение о взаимодействии должно быть менее амбициозным. Для его принятия необходимо было, прежде всего, определить области взаимодействия на уровне аппаратов организаций. Дальнейшая работа по определению путей
совместного принятия решений по политическим вопросам становилась возможной лишь при условии, если аналитическое сотрудничество приведет к такой необходимости. Интересно, что первая же встреча, состоявшаяся в октябре 1998 г., была посвящена вопросам регулирования региональных интеграционных и торговых соглашений — проблеме, которая в значительной степени находится вне контроля какой-либо из организаций, а потому безопасна для обсуждения и не может вызвать серьезных разногласий.
По мере углубления процессов глобализации процессов роль финансовых инструментов в регулировании торговли постоянно возрастает. Их основные цели и задачи постоянно координируются, согласовываются и включают в себя: а) развитие свободной торговли; б) достижение финансовой стабильности; в) преодоление отсталости в развитии отдельных стран. Однако, налицо разница в идеологических основах формирования политических взглядов МВФ, Всемирного банка и ВТО. МВФ придерживается экономической, фискальной концепции, ВТО занимает ярко выраженные меркантилистские позиции. Именно эти причины обусловливают различия в подходе организаций к применению тех или иных инструментов регулирования торговой политики.
Самой простой иллюстрацией взаимодействия ВТО и МВФ являются исключения из ГАТТ, связанные с поддержанием стабильности платежных балансов. Сфера регулирования МВФ в контексте деятельности ГАТТ определена ст. XV ГАТТ, статьей XII об Ограничениях в целях обеспечения равновесия платежного баланса, а также Договоренностью в отношении положений о платежном балансе Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. В статье XV ГАТТ закреплено следующее положение: «Во всех случаях, когда Договаривающиеся Стороны призваны рассматривать или иметь дело с вопросами, касающимися валютных резервов, платежных балансов или мероприятий, касающихся иностранной валюты, они должны во всем консультироваться с Международным валютным фондом. При таких консультациях Договаривающиеся Стороны должны принимать все данные статистического характера и другие факты, представляемые Фондом, касательно иностранной валюты, валютных резервов и платежных балансов, и должны принимать определение Фонда относительно того, соответствует ли действие Договаривающейся Стороны по валютным вопросам Статьям Соглашения о Международном валютном фонде, или условиям специального валютного соглашения, заключенного между этой Договаривающейся Стороной и Договаривающимися Сторонами». Статья XII позволяет «. любой Договаривающейся Стороне в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса может ограничить количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту с соблюдением положений нижеследующих параграфов настоящей статьи.»4. В Договоренности
закрепляются исключения из статей XII и XVIII, параграфа В, ГАТТ 1994 г. и положения Декларации по торговым мерам, применяемым в связи с платежным балансом, принятой в 1979 г. В данной Декларации члены ВТО подтверждают свое обязательство отдавать предпочтение мерам, оказывающим наименее разрушительное воздействие на торговлю. Имеется в виду, что такие меры (указанные в настоящей Договоренности как "меры, основанные на цене") включают дополнительные импортные сборы, требования в отношении импортных депозитов, а также другие аналогичные торговые меры, оказывающие влияние на цены импортируемых товаров. Устанавливается, что, несмотря на положения статьи II, основанные на цене меры, принимаемые в связи с платежным балансом, могут применяться членом дополнительно к пошлинам, зафиксированным в его Списке уступок. Кроме того, такой член должен указать четко и отдельно сумму, на которую основанная на цене мера превышает связанную пошлину, в соответствии с процедурой уведомления, предусмотренной настоящей Договоренностью5.
Кроме того, члены стремятся избегать введения новых количественных ограничений в связи с платежным балансом, если только в силу критического состояния платежного баланса основанные на цене меры не смогут остановить резкого ухудшения положения с внешними расчетами. В тех случаях, когда один участник применяет количественные ограничения, он должен предоставить объяснения с указанием причин того, почему основанные на цене меры не являются достаточным средством для урегулирования платежного баланса. Член, сохраняющий количественные ограничения, сообщает в ходе последующих консультаций о прогрессе, достигнутом в существенном сокращении таких мер и их ограничительного воздействия. Имеется в виду, что к одному и тому же товару не может применяется более одной меры, ограничивающей импорт по соображениям платежного баланса.
В то же время между ВТО и МВФ нет согласованности и не выработаны критерии оценки проблем, связанных с нарушением платежного баланса, что представляет важную техническую проблему. МВФ предлагает использовать в качестве критерия показатели сокращения валютных резервов страны в течение определенного периода времени. Этот показатель может обосновывать ухудшение состояния платежного баланса. С другой стороны, по утверждению ВТО, рост резервов не всегда означает отсутствие проблем с платежным балансом, поэтому использование одного этого критерия недостаточно.
Другой сферой пересечения интересов ГАТТ/ ВТО и МВФ является политика последнего в отношении обменных курсов, которая неизбежно вытекает из взаимосвязи торговли и регулирования обменных курсов и оказывает влияние на методы расчета антидемпинговой маржи и субсидий, которые, в свою
очередь, являются сферами регулирования ВТО. Важность стабильности обменных курсов для осуществления справедливой торговли и для принятия решений в отношении правил регулирования торговли подчеркивалась еще в конце 1980-х гг. В конце 1990-х гг. снова проявились опасения нарушения условий справедливой торговли, когда страны, в наибольшей степени пострадавшие от валютного кризиса, стали осуществлять девальвацию национальной валюты. Это послужило причиной принятия ответных мер со стороны их торговых партнеров. Примером современных противоречий могут служить взаимоотношения США и Китая. США считают политику Китаю по девальвации национальной валюты необоснованной и стремятся защитить себя от расширения китайского экспорта на условиях «несправедливой» конкуренции. Серьезные опасения вызывают и намерения США «запустить печатный станок», что неизбежно приведет к девальвации доллара и может вызвать очередную волну кризиса, а следовательно и усиление протекционизма в мировой торговле.
Существенные различия существуют в позициях ВТО и МВФ по вопросам регулирования рынков финансовых услуг. ВТО традиционно выступает за либерализацию рынка финансовых услуг, в то время как позиция МВФ является более консервативной. МВФ считает, что во избежание нарушения интегрированности финансовой системы страны либерализация и открытие этих рынков возможны только в случае проведения процессуальной реформы и благоразумного управления. Необходимо также выработать согласованную политику в оценке обстоятельств, которые могут позволять странам вводить ограничения на валютные операции в рамках специфических обязательств ГАТТ.
Определяя стратегию развития экономики развивающихся стран и стран с переходной экономикой, Всемирный банк стремится использовать инструменты торговой политики для стимулирования экспорта или реализации импортозамещения, что одновременно подпадает под действие Соглашения о субсидиях и компенсационных пошлинах ВТО. Эта проблема связана с глобальной задачей борьбы с бедностью. МВФ утверждает, что для решения этой задачи в рамках ВТО должна быть проведена либерализация рынков сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, одной лишь либерализации недостаточно. В странах третьего мира зачастую не существует налаженного масштабного производства на высоком качественном уровне, необходимом для расширения экспорта, что относится к компетенции Всемирного банка.
Еще одной сферой возникновения противоречий может служить осуществление плана по реализации мер технической помощи наименее развитым развивающимся странам, оказывающих влияние на торговлю. Эти вопросы были поставлены на повестку дня Министерской конференции в Сингапуре в декабре 1996 г. и заключались в определении более масштабных преференций для наименее развитых стран при экспор-
те в развитые страны с целью реализации целей Уругвайского раунда. Эти планы не получили реализации, в частности и потому, что развивающиеся страны не смогли сформулировать приоритеты своей политики. Кроме того, оказалось, что проблемы развивающихся стран, связанные с реализацией задач, поставленных в ходе Уругвайского раунда, гораздо сложнее и глубже и не сводятся лишь к дополнительным преференциям. МБРР мог бы оказать содействие в определении приоритетов, однако это бы девальвировало его роль как источника независимой и принципиальной экспертизы и консультирования по вопросам развития.
Безусловно, вопрос взаимодействия между глобальными институтами является очень сложным. История взаимоотношений ГАТТ/ВТО и Бреттон-Вудских институтов показывает, что оно возможно только в том случае, когда на политическом уровне строго определены сферы, в которых необходим обмен информацией и совместная аналитическая работа. Анализ большого числа документов позволяет сделать вывод о том, какие сферы могут стать и являются предметом общих интересов.
Прежде всего, необходима дальнейшая работа по всем обозначенным выше направлениям с целью выработки общих критериев оценки тех или иных проблем. Основными сферами будут являться финансовая стабильность и открытие финансовых рынков, применение ограничений по причинам, связанным с платежным балансом и поддержка развивающихся и наименее развитых стран.
Кроме того, существуют сферы, в которых сотрудничество между глобальными институтами до сих пор не развивалось. Так, например, очевидно, что на повестку дня следующего раунда переговоров будут вынесены вопросы о регулировании инвестиций. Этот вопрос входит в компетенции как ВТО, так и МВФ, поскольку возникает вопрос об учете операций, связанных с осуществлением ПЗИ и передаче услуг в форме учреждения зарубежных компаний.
Одной из наиболее очевидных сфер для совместной работы является техническая помощь и подготовка кадров. Безусловно, Всемирный банк имеет больше возможностей и опыта в этой области, что может служить хорошим дополнением к подготовке кадров непосредственно по специфическим вопросам деятельности ВТО.
Наибольшее значение для координации деятельности глобальных институтов может иметь обмен информацией и совместная аналитическая и исследовательская деятельность. Совместные исследования по проблемам, представляющим взаимный интерес, а также их распространение могут играть решающую роль в достижении договоренности о принятии совместных мер или выявлении разногласий.
МВФ и, особенно, Всемирный банк могли бы оказывать поддержку странам, вступающим в ВТО. До сих пор это действительно происходило, но только лишь в тех случаях, когда сами кандидаты на вступление обращались за такой помощью.
Новые возможности сотрудничества открываются и в рамках других Соглашений ВТО, прежде всего — Генерального Соглашения по торговле услугами (ГАТС). В ст. XI, параграф В, ГАТС говорится: «.Ничто в настоящем Соглашении не затрагивает прав и обязательств членов Международного валютного фонда в соответствии со статьями Соглашения о Фонде, включая проведение валютных операций, которые совместимы со статьями Соглашения, при условии, что член не устанавливает ограничений на какие-либо операции с капиталом, несовместимые с его специфическими обязательствами, касающимися таких операций, за исключением случаев, упомянутых в статье XII или по просьбе Фонда». В случае серьезных затруднений с платежным балансом и внешними финансовыми трудностями страны могут устанавливать или сохранять ограничения на торговлю услугами, в отношении которых они приняли специфические обязательства, включая платежи или переводы по операциям, относящимся к таким обязательствам.
В мае 2006 г. было объявлено о новом плане МВФ о выдаче ссуд под названием "Механизм торговой интеграции", что свидетельствует о сближении МВФ и ВТО и предполагаемом тесном сотрудничестве. Целью нового плана является ослабление обеспокоенности развивающихся стран по поводу либерализации торговли и повышение их способности противостоять сопутствующему ей негативному влиянию. Новый план МВФ может способствовать продвижению Доха раунда международных торговых переговоров и, в первую очередь, облегчению доступа на рынки.
ЮНКТАД и ВТО
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 г. для ускорения торгового и экономического развития, особенно развивающихся стран, однако она не является международной торговой организацией. ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра для интегрированного подхода к развитию и смежным проблемам в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.
В структуре ООН ЮНКТАД играет роль ключевого звена комплексного рассмотрения вопросов торговли и развития и взаимосвязанных проблем в области финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития. Как таковая, ЮНКТАД должна действовать в качестве организатора общения в интересах плодотворной и более полной интеграции развивающихся стран в многостороннюю и более широкую международную торговую систему. ЮНКТАД представляет собой форум, на котором развивающиеся и развитые страны проводят встречи и обсуждения и вырабатывают, на регулярной основе, комплексное и стратегическое видение проблем торговли и развития во всех их аспектах и в контексте более масштабной международной торговой системы — будь
то многосторонний, региональный или двусторонний. Резолюции, заявления ЮНКТАД имеют рекомендательный характер. В задачи ЮНКТАД входит:
— оказание помощи в подготовке кадров на различном уровне;
— содействие в формулировании целей национальной экономической политики с учетом внешнеэкономического фактора;
— практические стажировки государственных служащих, занимающихся вопросами торговой политики в рамках ЮНКТАД при присутствии на соответствующих заседаниях рабочих групп ВТО;
— техническая и консультационная деятельность;
— распространение информации и средств получения и обработки информации, необходимой для «переговорщиков», представителей бизнеса, академических кругов и гражданского общества. Взаимодействие между ЮНКТАД И ГАТТ/ВТО является менее противоречивым по сравнению с Бреттно-Вудскими институтами. Для развития взаимодействия в 1968 г. на базе существовавшей в рамках ГАТТ с 1964 г. одноименной организации и в соответствии с соглашением между ЮНКТАД и ГАТТ от 22 ноября 1967 г. был создан, Международный торговый центр (МТЦ). ЮНКТАД/ВТО, который является межправительственной организацией системы ООН, находящейся в двойном подчинении у ЮНКТАД и ВТО и занимающейся вопросами оказания технической помощи развивающимся странам в расширении и диверсификации внешней торговли.
С 1973 г. МТЦ, в соответствии с резолюцией ЭКОСОС, стал центральным органом в системе ООН по оказанию технической помощи в развитии торговли, в частности, экспорта развивающихся стран. Первоочередное внимание в его деятельности при этом уделяется программам подготовки кадров в вопросах: содействия экспорту, исследования рынков и маркетинга, экспортного ценообразования, упаковки и контроля качества экспортных товаров, методов закупок на международных рынках и систем управления поставками. Сочетание торгово-политических и коммерческих элементов в работе МТЦ, результативность его деятельности обуславливают серьезное отношение к этой организации со стороны деловых кругов как развитых, так и развивающихся стран. Это способствовало расширению сферы деятельности МТЦ и финансовой поддержки со стороны правительств западных стран и международных финансовых учреждений.
Основными направлениями деятельности МТЦ являются:
— разработка национальной стратегии развития внешней торговли развивающихся стран;
— создание и укрепление государственных учреждений, уполномоченных регулировать внешнюю торговлю;
— формирование национальной инфраструктуры, содействующей расширению экспорта;
— проведение рыночных исследований, направленных на выявление новых возможностей для развития экспорта, производства новых товаров и услуг;
— передача опыта в области специализированных услуг, связанных с осуществлением внешнеторговых операций;
— создание и совершенствование национальных систем регулирования импорта;
— развитие торгово-политических мер регулирования внешней торговли;
— подготовка кадров.
В 2003 г. ВТО и ЮНКТАД подписали Меморандум о взаимопонимании, направленный на активизацию взаимного сотрудничества.
ВТО и Всемирная Таможенная организация
Всемирная таможенная организация была создана в 1952 г. по решению Совета таможенного сотрудничества как независимая межправительственная организация, чья деятельность направлена на повышение эффективности работы таможенных органов. В настоящее время она насчитывает 169 членов и является самой представительной организацией, занимающейся вопросами таможенного сотрудничества. Для выполнения своих функций Всемирная таможенная организация осуществляет работу по разработке инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности повышения эффективности деятельности таможенных служб различных стран. В ее задачи входит оказание содействия участникам по адаптации к современной среде, ведения бизнеса путем развития и стимулирования сотрудничества между таможенными службами стран-участниц.
Таким образом, очевидно, что сфера деятельности Всемирной таможенной организации непосредственно связана со сферой регулирования ВТО. Во взаимном сотрудничестве Всемирной таможенной организации отводится более техническая роль. Так, в частности Всемирная таможенная организация отслеживает техническое исполнение Правил ВТО по оценке товаров для таможенных целей, а также сотрудничала ВТО в
------------ Ключевые слова ---------------------
Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Всемирная торговая организация, Бреттон-Вудские институты, торговая политика
разработке гармонизированных правил определения страны происхождения товара, которые должны быть приняты всеми членами ВТО. В процессе работы по унификации и координации деятельности таможенных служб Всемирная таможенная организация сотрудничает также с ЮНКТАД.
Можно утверждать, что Всемирная таможенная организация является техническим органом и дополняет систему принятия решений в рамках ВТО. Так, в рамках программы Доха раунда по содействию развитию торговли Всемирная таможенная организация определила свои непосредственные задачи по работе с таможенными службами. Эти задачи касаются работы над международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур, обеспечению безопасности в работе таможенных служб, а также по учреждению Стратегической группы на высшем уровне для осуществления консультаций с международными организациями и предпринимательским сектором. Можно утверждать, что многосторонняя торговая система не ограничивается лишь рамками ВТО. В это понятие следует включать все международные организации, так или иначе вовлеченные в формирование правил или обоснование применения тех или иных мер торговой политики.
Summary: After the World War II the lack of the concerted effort and the multilateral system of regulation as well as the legal base for their interaction became evident. Active efforts aimed at the creation of the International Trade Organization, that was supposed to be the third pillar of the international system with the IMF and World Bank, the GATT and later on the foundation of the WTO contributed to the wide competence of the multilateral regulation system. The contemporary multilateral regulation system covers a wide range of areas and problems of international and national development, including the trade policy formulation as an instrument of the promotion of national interests. The interaction and coherence of the international organizations in this particular area is one of the most actual topics.
------------- Keywords -------------
World Trade Organisation, General Agreement on Tarifs and Trade, Bretton-Woods Institutions, Trade Policy
Примечания
1. Duhgeun A. Linkages between International Financial and Trade Institutions: IMF, World Bank and WTO. Seoul, 2004, стр. 8
2. Там же, стр. 9
3. Winters A. Coherence with no "here”: WTO co-operation with the World Bank and the IMF. Centre for Economic Policy Research, London,
2001, стр. 9
4. http:// www.wto.org
5. http:// www.wto.org