УДК 339.727.244 ББК 65.9(2Рос)-98
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫВОЗЕ КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА ЛАПИНА
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
(экономическая безопасность) E-mail: [email protected], ЛАПИН ВЯЧЕСЛАВ ОЛЕГОВИЧ кандидат юридических наук, доцент, научный сотрудник научного центра Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения экономической безопасности при вывозе капитала из России. Отражена особая опасность несанкционированного вывоза капитала. Дан краткий анализ эффективности взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, противодействующих несанкционированному вывозу капитала из России. Предложены основные направления его совершенствования.
Ключевые слова: экономическая безопасность, вывоз капитала, несанкционированный вывоз капитала, контролирующие органы, правоохранительные органы, уровни взаимодействия.
Annotation. The article is devoted to an actual problem of providing economic safety when exporting the capital from Russia. Special danger of unauthorized export of the capital is reflected. The short analysis of efficiency of interaction of the controlling and law enforcement agencies counteracting unauthorized export of the capital from Russia is given. The main directions of its improvement are offered.
Keywords: economic safety, export of capital, unauthorized export of capital, controlling agencies, law enforcement agencies, levels of interaction.
В условиях глобализации мировой экономики международная миграция капитала приобрела колоссальные масштабы, оказывая заметное влияние на состояние экономической системы каждого государства. Последствия такого влияния не всегда очевидны и поддаются оценке. С одной стороны, создаются предпосылки для экономического роста страны, а с другой — возникает угроза снижения уровня экономической безопасности государства, в следствие роста несанкционированного вывоз капитала из России.
Сложные геополитические условия требуют от российского государства структурной перестройки экономики и технологического обновления производства России, в том числе принятия мер по импор-тозамещению, модернизации агропромышленного комплекса, становлению национального финансового
рынка. Однако реализация указанных мер ограничена нехваткой внутренних инвестиций, в то время как существенная часть капитала вывозится из страны в поисках быстрой прибыли и надежных способов его сбережения.
В настоящее время вывоз капитала из России приобрел устойчивый характер. По данным Минэкономразвития России и Центрального банка России, отток капитала из России в 2011 году составил 82,3 млрд. долларов США, в 2012 году — 56,2, в 2013 году — 62,7, а в 2014 году стал масштабным, достигнув 154,1 млрд. долларов США [1].
Несанкционированный вывоз капитала за рубеж, осуществляемый юридическими и физическими лицами в нарушение законодательства Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности,
представляет серьезную угрозу экономической безопасности страны [2]. Так, по данным Федеральной службы по финансовому мониторингу России за период с 2011 года по 2014 год по сомнительным операциям [3] было выведено порядка 6,9 трлн рублей [4]. До 90% объема сомнительного потока сформировано операциями, произведенными в Центральном и Северо-западном федеральных округах.
Основные маршруты движения «теневых» потоков пролегают через страны Прибалтики, Кипр, Гонконг, Швейцарию, а также США, Германию, Бельгию, офшоры Великобритании и Голландии.
Вывоз из России значительных объемов денежных средств, в том числе похищенных из бюджетов различных уровней, полученных в виде так называемых «откатов» в сфере госзаказа, и иных криминальных средств обусловлен не только стремлением более выгодного их вложения, но в выводом их из-под контроля, который наименее применим в офшорных юрис-дикциях.
Для целей настоящей статьи под экономической безопасностью при вывозе капитала из России следует понимать состояние защищенности национальной экономики, при котором обеспечивается экспорт капитала за рубеж в масштабах и темпах, исключающих возникновение угрозы экономической безопасности государства, и своевременное выявление и пресечение несанкционированного вывоза капитала [5].
По данным платежного баланса Центрального банка Российской Федерации за период с 2012 года по 2014 год, вывоз капитала из России в 50% случаев осуществляется несанкционированными способами [6].
Таким образом, проблема обеспечения экономической безопасности при вывозе капитала из России достаточно остро стоит перед правоохранительными и контролирующими органами.
Правоохранительными органами за период с 2010 года по 2014 год выявлено около 15 тыс. преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, в результате совершения которых причинен ущерб в размере 24,6 млрд рублей, а доля его возмещения — 10,8 млрд рублей, т.е. чуть более 40% [7]. В качестве наиболее квалифицированных способов несанкционированного вывоза капитала следует выделить уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ), доля которых в общем количестве зарегистрированных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности не превышает 10%, в то время как причиняемый ими ущерб превышает 60%.
Совершенствование способов несанкционированного вывоза капитала потребовали от законодателя дифференциации уголовной ответственности, в том числе криминализации новых способов несанкционированного вывоза капитала.
Так, в 2013 году введена в действие статья 1931 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» [8], включающая совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с предоставлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. С момента введения в действие статьи 1931 УК РФ правоохранительными органами выявлено 67 преступлений [9].
Правоохранительные и контролирующие органы занимают ключевое место в системе обеспечения экономической безопасности при несанкционированном вывозе капитала. Однако, по данным Следственного департамента МВД России, совместная деятельность следственных органов и оперативных подразделений органов внутренних дел, Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС России), Росфиннад-зора, Росфинмониторинга, банковских организаций имеет низкую результативность и характеризуется отсутствием целенаправленности.
На основании анализа практики выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст. 193 и 1931 УК РФ следует констатировать наличие ряда объективных трудностей. К последним можно отнести: низкое качество материалов доследственных проверок; длительность времени проходящее с момента несанкционированного вывоза капитала до момента принятия решения о возбуждении уголовного дела; трудности установления следственным путем лиц, осуществляющих фактическое руководство организациями, используемыми для несанкционированного вывоза капитала за рубеж; длительность исполнения международных следственных поручений и др.
В настоящее время органы внутренних дел практически не имеют возможности самостоятельно выявлять преступления указанной категории, так как не имеют права получать в кредитных организациях информацию о совершенных внешнеэкономических сделках, не явля-
ясь ни органом, ни агентом валютного контроля. Такая информация находится в распоряжении Банка России, Росфиннадзора и таможенных органов.
По нашему мнению, повышение эффективности противодействия несанкционированному вывозу капитала из России в сложившихся условиях невозможно без скоординированной деятельности правоохранительных и контролирующих органов.
Рассмотрим особенности организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов на различных уровнях (ведомственном, межведомственном и международном).
Так, на ведомственном уровне, предполагается взаимодействие, осуществляемое в рамках конкретного правоохранительного или контролирующего органа. Например, в рамках деятельности ФТС России отмечается необходимость совершенствования организации взаимодействия между оперативными подразделениями и подразделениями дознания.
Обосновывая необходимость совершенствования взаимодействия оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, А.Ю. Козловский указывает, что таможенные органы России сталкиваются с хорошо подготовленной криминальной системой, ориентированной на незаконный ввоз-вывоз товаров, максимальное снижение таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте с использованием десятков коммерческих структур, расположенных в различных регионах России и за рубежом [10].
Предлагая пути совершенствования взаимодействия между оперативными подразделениями и подразделениями дознания В.И. Козлов указал на недостаточный уровень взаимодействия его субъектов, неудовлетворительное состояние профессиональной подготовки ряда сотрудников, упущения в исполнительской дисциплине, ненадлежащие состоянием ведомственного контроля и необходимость внесения изменений и дополнений в имеющуюся нормативную правовую базу, регулирующую указанную сферу деятельности [11].
На межведомственном уровне, особо отметим взаимодействие подразделений органов внутренних дел и таможенных органов Российской Федерации в раскрытии и расследовании преступлений, которое обусловлено требованиями законодательства. В результате, с одной стороны, их общей задачей является борьба с преступностью, с другой — в целях выполнения данной задачи, они придерживаются различных направлений этой деятельности. Между тем, сотрудники подраз-
делений органов внутренних дел и таможенной службы осуществляют оперативно-разыскную деятельность, которая включает применение специальных приемов, средств и методов. Это предполагает их взаимную помощь, согласованность действий, обмен информацией о ходе и результатах проводимых ими мероприятий в процессе расследования уголовных дел, а, следовательно, общую ответственность за раскрытие преступлений.
Однако следует учитывать ограничения некоторых направлений совместной деятельности, обусловленные особенностями российского законодательства. Так, при выявлении и раскрытии преступлений, предусмотренных ст.ст. 193 и 1931 УК РФ возникают определенные сложности. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» информация и соответствующие документы, свидетельствующие об открытии и ведении счетов, проведением валютных операций, кредитные организации обязаны предоставлять только органам валютного контроля, а также таможенным и налоговым органам, выполняющим функции агентов валютного контроля. Поскольку таможенные органы осуществляют только доследствен-ную проверку по рассматриваемым преступлениям и передают подобные уголовные дела для дальнейшего расследования в органы внутренних дел, не имеющие доступа к необходимой информации, требуется принять меры либо по активизации доступа правоохранительных органов при наличии соответствующих оснований к данной информации, либо по возложении на таможенные органы обязанности по оперативному сопровождению возбужденных уголовных дел, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Кроме того, в ходе расследования преступлений, предусмотренных статьями 193 и 193.1 УК РФ, и проведения доследственных проверок, в полной мере не используются возможности Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации по получению информации в отношении лиц, участвующих в незаконных финансовых операциях по вывозу денежных средств за рубеж, а также не истребуется информация из территориальных управлений Росфин-надзора в отношении юридических лиц, которые привлечены к административной ответственности за невозвращение денежных средств из-за границы.
Не менее значимым является международный уровень сотрудничества, что обусловлено использованием в преступных схемах территории иностранного государства.
В связи с увеличением количества преступлений,
предусмотренных статьями 193 и 1931 УК РФ, повысилось и количество запросов, направляемых сотрудниками органов внутренних дел для документальных и фактических подтверждений обстоятельств деятельности физических лиц, а также иных субъектов хозяйственной деятельности, находящихся или функционирующих за рубежом.
Весьма актуальной проблемой расследования рассматриваемых преступлений остается длительность и, в некоторых случаях, невозможность получения информации из других стран, что связано с отсутствием уголовного наказания за подобные деяния на территории некоторых иностранных государств.
Например, по уголовному делу, возбужденному в отношении директора ООО «Х», не обеспечивающего возвращение более 60 млн рублей по внешнеэкономической сделке, направлялся запрос в НЦБ Интерпола ГУ МВД России по Свердловской области об установлении всех обстоятельств исполнения договорных обязательств иностранной стороной. Полученный ответ не оказал положительного влияния на расследование, поскольку перевод денежных средств осуществлен в банковское учреждение Гонконга, в соответствии с законодательством которого факт невозвращения из-за границы денежных средств в иностранной валюте не является уголовно-наказуемым деянием, в связи с чем, правовая помощь не оказана [12].
Таким образом, выявление и расследование преступлений, предусмотренных статьями 193 и 1931 УК РФ, осуществляется недостаточно эффективно, что в целом свидетельствует о низком уровне межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества контролирующих и правоохранительных органов в борьбе с несанкционированным вывозом капитала из России.
Преодоление выявленных сложностей видится в совершенствовании российского законодательства в части обеспечения доступа органов внутренних дел к информации об открытии и ведении счетов, валютных операциях физических и юридических лиц при наличии соответствующих оснований о необходимости данной информации, либо возложении на таможенные органы обязанности по оперативному сопровождению возбужденных уголовных дел, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Кроме того, следует обеспечить координацию на всех уровнях (ведомственном, межведомственном и международном) деятельности правоохранительных и контролирующих органов при выявлении и расследовании невозврата и незаконного вывода денежных
средств за рубеж.
Это позволит, использовать правоохранительным органам возможности территориальных органов Федеральной службы по финансовому мониторингу России в части получения информации о движении денежных средств по счетам офшорных компаний и их представителей за рубежом.
Рост вывода денежных средств из Российской Федерации свидетельствует о недостаточности мер предпринимаемых правоохранительными и контролирующими органами. В этой связи, по нашему мнению, серьезно должны быть усилены меры банковского контроля, а также надзора на рынке ценных бумаг, особенно с учетом набирающей силу схемы вывода денежных средств, связанной с их биржевой куплей-продажей.
Таким образом, эффективность противодействия несанкционированному вывозу капитала и обеспечение экономической безопасности при вывозе капитала из России в целом может быть достигнута только при скоординированной деятельности правоохранительных и контролирующих органов, а также кредитных учреждений.
Литература
1. Методический обзор практики расследования следственными органами МВД России преступлений, связанных с невозвратом и незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации за 2013-2014 гг. М.: Следственный департамент МВД России, 2015.
2. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Под науч. ред. Т.Р. Ореховой. — М.: ИНФРА-М, 2015, с. 25-44.
3. К сомнительным операциям отнесены операции, подпадающие под действие Федерального закона от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», а также операции, производимые субъектами финансово-хозяйственной деятельности, с момента регистрации которых прошло не более 3 месяцев.
4. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу России. URL: http://www. fedsfm.ru (дата обращения: 08.06.2015).
5. Лапина С.Б. Обеспечение экономической безопасности России при вывозе капитала: диссертация ... кандидата экономических наук. М., 2011, с. 7.
6. Расчет автора по данным Платежного баланса Центрального банка РФ и методике, представленной в источнике [5].
7. Статистические данные по форме «1А» ФКУ «ГИАЦ МВД России» за 2010-2014 годы.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации /СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.06.2015).
9. Статистические данные по форме «4ЕГС» ФКУ «ГИАЦ МВД России» за 2013 и 2014 годы.
10. Козловский А.Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования преступлений в сфере таможенного дела: монография. М., 2007. С. 76.
11. Козлов В.И. Совершенствование организации взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации в условиях функционирования евразийского экономического союза: диссертация ... кандидата юридических наук. Люберцы, 2015. С. 13.
12. Методический обзор практики расследования следственными органами МВД России преступлений, связанных с невозвратом и незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации за 2013-2014 гг. М.: Следственный департамент МВД России, 2015.
References
1. Metodicheskiy obzor praktiki rassledovaniya sledstvennymi organami MVD Rossii prestupleniy, svyazannykh s nevozvratom i nezakonnym vyvodom denezhnykh sredstv iz Rossiyskoy Federatsii za 2013-2014 gg. M.: Sledstvennyy departament MVD Rossii, 2015.
2. Ekonomicheskaya bezopasnost' sovremennoy Rossii v usloviyakh krizisa: Monografiya / Pod nauch. red. T.R. Orekhovoy. — M.: INFRA-M, 2015, s. 25-44.
3. K somnitel'nym operatsiyam otneseny operatsii, podpadayushchie pod deystvie Federal'nogo zakona ot 07.08.2011 № 115-FZ «O protivodeystvii legalizatsii
(otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem i finansirovaniyu terrorizma», a takzhe operatsii, proizvodimye sub»ektami finansovo-khozyaystvennoy deyatel'nosti, s momenta registratsii kotorykh proshlo ne bolee 3 mesyatsev.
4. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu Rossii. URL: http://www. fedsfm.ru (data obrashcheniya: 08.06.2015).
5. Lapina S.B. Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii pri vyvoze kapitala: dissertatsiya ... kandidata ekonomicheskikh nauk. M., 2011, s. 7.
6. Raschet avtora po dannym Platezhnogo balansa Tsentral'nogo banka RF i metodike, predstavlennoy v istochnike [5].
7. Statisticheskie dannye po forme «1A» FKU «GIATs MVD Rossii» za 2010-2014 gody.
8. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii /SPS Konsul'tant Plyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 08.06.2015).
9. Statisticheskie dannye po forme «4EGS» FKU «GIATs MVD Rossii» za 2013 i 2014 gody.
10. Kozlovskiy A.Yu. Ispol'zovanie rezul'tatov operativno-rozysknoy deyatel'nosti v protsesse rassledovaniya prestupleniy v sfere tamozhennogo dela: monografiya. M., 2007. S. 76.
11. Kozlov V.I. Sovershenstvovanie organizatsii vzaimodeystviya operativnykh podrazdeleniy i podrazdeleniy doznaniya tamozhennykh organov Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh funktsionirovaniya evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: dissertatsiya ... kandidata yuridicheskikh nauk. Lyubertsy, 2015. S. 13.
12. Metodicheskiy obzor praktiki rassledovaniya sledstvennymi organami MVD Rossii prestupleniy, svyazannykh s nevozvratom i nezakonnym vyvodom denezhnykh sredstv iz Rossiyskoy Federatsii za 2013-2014 gg. M.: Sledstvennyy departament MVD Rossii, 2015.