Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ВЫВОЗУ СРЕДСТВ ИЗ РОССИИ И СПОСОБЫ их
ВОЗВРАТА
THE STATE COUNTERACTION ТО ILLEGAL EXPORT OF
means from Russia and ways of their return
УДК 330.147(470)
Э.А. БЕЗУГЛЫЙ,
кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
E.A. BEZUGLY,
сandidate of Economic Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы противодействия оттоку денежных средств за границу, как заставить капитал работать в нашей стране и развивать российскую экономику. При этом изучаются условия создания благоприятных факторов для инвестиций в экономику России. Указываются виды ответственности за нарушение валютного законодательства, связанные с незаконным вывозом капитала с территории Российской Федерации.
Ключевые слова: вывоз (отток) капитала, противодействие вывозу капитала, валютный контроль, экономическое сотрудничество, правила ведения валютных операций.
Abstract: In article the question is considered how to counteract outflow of money abroad how to force it to work in our country and to develop the Russian economy. Conditions of creation of favorable factors for investments into economy of Russia are thus considered. Types of responsibility for violation of the currency legislation, connected with illegal export of the capital from the territory of the Russian Federation are specified.
Keywords: export (outflow) of the capital, counteraction to capital export, currency control, economic cooperation, rules of conducting currency transactions.
Утечка капитала из страны - это основной признак низкой привлекательности страны для вложения средств. Она ведет к неполучению страной и ее гражданами части национального дохода. Это, в свою очередь, уменьшает не только платежеспособный потребительский спрос, но и возможности вложения денежных средств в экономику для ее развития и повышения «капиталопривлекательности».
Можно предположить, что для достижения внешнего и внутреннего равновесия экономической системы наиболее эффек-
тивна смешанная политика, которая подразумевает одновременное использование инструментов бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политики.
Около десяти лет назад масштабы нелегального вывоза капитала из России сократились на 5-6 млрд. долларов. Однако основная причина этого сокращения связана не с ростом инвестиционной привлекательности страны, а с принятием административных мер, совершенствованием законодательства о контроле над легализацией доходов, полу-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
45
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
ченных преступным путем. Вывоз капитала с территории России стал в некоторой степени затруднен.
В связи с этим требуется решить важные вопросы и задачи:
- как противодействовать вывозу денежных средств за границу;
- как вернуть отечественный капитал;
- как заставить его работать в собственной стране.
По мнению многих российских ученых, существуют следующие подходы к решению проблемы бегства капиталов за границу: либеральный и административный.
В соответствии с либеральным подходом проблема разрешается сама собой, по мере продвижения рыночных реформ и общего улучшения инвестиционного климата в стране.
Сторонники административного подхода считают целесообразным усиление государственного контроля над валютными и внешнеэкономическими операциями и принятие целенаправленных мер (в том числе законодательных) по борьбе с нарушениями и коррупцией в этой области.
Необходимо проводить эффективные мероприятия стабилизационной политики в рамках развития стратегии экономической безопасности. Одним из этих мероприятий является усиление контроля за проведением операций с иностранной валютой.
Правительство Российской Федерации пытается ограничить, взять под свой контроль процесс оттока капитала за рубеж, превратить его в контролируемый вывоз капитала. Контроль за движением валютных средств - это в первую очередь контроль над финансово-кредитными учреждениями, осуществляющими операции по их переводу.
Утечка капитала за пределы Российской Федерации может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной.
Наличная форма - это компетенция таможенных органов, а безналичная - преимущественно Банка России. Важно, чтобы средства отечественных (российских) предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов и будут выполнять свои функции на благо экономики иностранных государств.
Необходимо иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы
не создавать новых возможностей для утечки капитала.
В рамках создания комплексной единой системы по предотвращению или значительному сокращению бегства капитала из страны предлагается осуществить комплекс мер. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Целесообразность инвестирования российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.
Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению вывоза капитала за границу должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который был бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для иностранных капиталов, ищущих прибыльного применения (инвестирования) на территории Российской Федерации.
Правительство России определило комплекс мероприятий, предназначенных увеличить привлекательность российской экономики для инвестиций и способствовать созданию условий для возвращения капитала в Россию:
- создание соответствующей законодательной базы;
- формирование благоприятных условий для эффективной предпринимательской и инвестиционной деятельности, применения капитальных ресурсов;
- повышение финансовой прозрачности деятельности крупных корпораций;
- создание условий для мобильности финансового капитала.
Нашей стране необходима такая законодательная база, которая отражала бы национальные интересы и задачи государственного регулирования вывоза капитала, четко определяла государственные органы и их координацию в этом процессе, порядок оформления инвестиций за рубежом, систему налогообложения и т.д.
Утечка российского капитала осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О валютном регулировании и
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
46
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
валютном контроле», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Таможенным кодексом РФ, а также международными соглашениями о взаимной защите и поощрении капиталовложений и об избегании двойного налогообложения доходов и имущества, с соблюдением законодательства государства, принимающего российские инвестиции.
Законодательством о валютном регулировании и валютном контроле разрешен беспрепятственный вывоз из России до 10 тыс. долларов (до 3 тыс. без упоминания в таможенной декларации, свыше 3 тыс. долларов - с оформлением декларации).
С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» произошли существенные изменения в порядке государственного регулирования валютных операций в направлении его либерализации. В частности, отменен лицензионный порядок осуществления операций движения капитала. В соответствии с п. 3 ст. 5 указанного Закона не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Инструментами регулирования валютных операций движения капитала являются: введение обязанности использования специального счета, требование о резервировании резидентом средств на срок до исполнения обязательств нерезидентом; требование предварительной регистрации валютной операции.
Резиденты имеют право открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF - Financial Action Task Force).
Законодательством установлены случаи, когда резидентам необходимо репатриировать иностранную и российскую валюту. При осуществлении внешнеторговой деятельности они обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также выполненные работы и оказанные услуги;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию России (неполученные на таможенной территории) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Сделки, заключенные с нарушениями действующего российского законодательства, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут административную, уголовную и иную ответственность.
В соответствии со ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения валютного законодательства, связанные с незаконным вывозом капитала из России:
1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением, а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации (санкция - наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции).
2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств (санкция - наложение административного штрафа в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции).
3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (санкция
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
47
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
- наложение административного штрафа в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметом административного правонарушения).
4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов (санкция
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ).
Уголовным законодательством в целях борьбы с незаконным вывозом капитала предусмотрена ответственность за контрабанду (ст. 188 УК РФ) и невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
Повышению эффективности противодействия вывозу капитала криминального происхождения способствует принятие законодательных актов, направленных на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем. В частности, ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливает перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов:
- предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее, соответственно, регистрацию, место жительства или местонахождение в государстве, в котором не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве;
- перевод денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы с такого счета.
При этом организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам;
2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, необходимые сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю;
3) представлять в уполномоченный орган по его письменному запросу указанную информацию в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, вызывающих сомнение.
Существует ряд методов, обеспечивающих выявление подозрительных с точки зрения незаконного вывоза капитала операций. Основными служат последовательное применение кредитными организациями принципа «знай своего клиента», доведение до сведения всех сотрудников требований законодательства по борьбе с отмыванием денег и обязанность уведомлять о всех подозрительных операциях уполномоченный правоохранительный орган.
В настоящее время Россия придерживается принципов FATF и обязана соблюдать принцип внутреннего контроля и борьбы с легализацией незаконных доходов, которые являются общеприменимыми для всех банков. Сотрудники и руководство банков должны быть осведомлены об уголовной ответственности за содействие (даже неумышленное) и за несвоевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных операциях.
На основе объединенного опыта члены FATF определяют наиболее вероятные способы легализации доходов и с учетом этого вырабатывают конкретные рекомендации для законодательных органов стран-членов FATF. Страны принимают их за основу при подготовке внутренних законов. Выступая рекомендательным органом, FATF одновременно следит за соответствием национального законодательства общепринятым нормам и рекомендациям и проводит классификацию стран с учетом уровня развития и применения законодательства по борьбе с отмыванием незаконно полученных средств. В частности, FATF публикует списки стран, которые из-за отсутствия необходимого законодательства или его неприменимости
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
48
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
фактически потворствуют отмыванию денег. Среди прочих 15 стран в списке FATF наряду с Россией значится, например, Австрия, так как в ее банках со времен Второй мировой войны открыто значительное количество анонимных счетов, на которых находятся крупные суммы, конфискованные нацистами у репрессированных евреев.
Для организации системной работы по перекрытию каналов ввоза и вывоза незаконного капитала в страну при МВД России в середине 1999 г. был сформирован Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. В состав Центра вошли сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможни, налоговой полиции, а также представители Минэкономики, Минфина и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации.
Межведомственный центр оказывает противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем, вывозу капитала за рубеж, а также занимается вопросами репатриации незаконно вывезенных средств. Межведомственным центром принимались активные меры по укреплению международного сотрудничества. Были проведены встречи с представителями других стран по названным проблемам. Одной из форм международного сотрудничества стало направление международных следственных поручений. Ежегодно в Россию поступает от полутора до двух сотен запросов от зарубежных правоохранительных органов, касающихся отмывания денег, и практически столько же международных следственных поручений направляется Россией в другие страны. Благодаря такому взаимодействию реально увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов.
Усилению контроля за вывозом капитала могут способствовать соглашения между Россией и иностранными государствами о сотрудничестве в области валютного и экспортного контроля, а также в области борьбы с нарушениями бухгалтерской отчетности и отмыванием денег.
Государственной Думой в мае 2001 г. по рекомендации Комитета по безопасности ратифицирована Европейская конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» [6]. Этой конвенцией предусмотрено право запрашиваемой стороны «распоряжаться
любым конфискованным имуществом в соответствии со своим внутренним законодательством, если только соответствующие стороны не договорятся об ином». Существует возможность проведения переговоров и достижения межгосударственных соглашений, выходящих за рамки этих правил.
В России создан «Комитет по финансовому мониторингу» (КФМ), который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в данном направлении иных федеральных органов исполнительной власти.
Основными задачами КФМ России является:
а) сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством России;
б) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
в) направление необходимой информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с отмыванием доходов;
г) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации доходов;
д) представление Российской Федерации в международных организациях по указанным вопросам.
Благодаря предпринятым мерам Россия стала полноправным членом «Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями».
Создание организационно-правовой основы противодействия легализации преступных доходов является важным условием повышения эффективности контроля за вывозом капитала. Вместе с тем необходимо разработать процедуры возвращения незаконно вывезенных средств. Решение данного вопроса возможно путем совершенствования законодательства и заключения соглашений о конфискации на территории других стран и возврате криминальных денежных средств.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
49
Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел
Очевидно, что необходимо повернуть поток финансовых ресурсов, устремленный за границу, в реальную российскую экономику. Главное на сегодняшний день для России - это создание благоприятного инвестиционного климата. Наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению оттока капитала за пределы страны не приобрела устойчивости. Это происходит из-за ряда причин и прежде всего высокого уровня инвестиционного риска. Для решения данной проблемы необходимо предпринять определенные экономические меры, например, ослабление спросовых ограничений; усиление налогового бремени и перестройку налоговой системы; обеспечение эффектив-
ной защиты прав собственности; создание условий для благоприятного развития рынка; стимулирование притока иностранных инвестиций и т. д.
В ходе реализации различных программ по возвращению капитала в Россию и противодействию утечке капитала за рубеж, необходимо создание такой законодательной базы, которая отражала бы национальные интересы и задачи государственного регулирования вывоза капитала, четко определяла государственные органы и их координацию в этом процессе, порядок оформления инвестиций за рубежом, систему налогообложения, меры защиты и гарантий для российского капитала за рубежом.
Литература —
1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
2. Федеральный закон от 7 июля 1995 г. № 3615-1 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон от 13 июля 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
4. Кодекс об административных правонарушениях.
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
6. Европейская конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».
References
1. The federal law of December 10, 2003 No. 173-FZ “On currency regulation and currency control”.
2. The federal law of July 7, 1995 No. 3615-1 “About state regulation of the foreign trade activity”.
3. The federal law of July 13, 2001 No. 115-FZ “About counteraction of legalization (laundering) of income gained by a criminal way”.
4. The code about administrative offenses.
5. The decree of the President of the Russian Federation of November 1, 2001 No. 1263 “About authorized body on counteraction of legalization (laundering) of income gained by a criminal way”.
6. The European convention “About washing, identification, withdrawal and confiscation of the income from criminal activity”.
(Статья сдана в редакцию 15.04.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
50