УДК 316
DOI 10.18522/2227-8656.2020.6.6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО общества КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ
Захарова Вера Александровна
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Крымский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Симферополь, Россия, e-mail: zakharova7vera@mail.ru
Используемые в данной статье результаты социологических исследований, прежде всего полученные коллективами ученых-социологов под руководством академика М.К. Горшкова, позволили открыть новые грани в понимании роли взаимодействия государственных институтов и гражданского общества в создании условий для формирования экологического поведения российской молодежи.
Ключевые слова: модернизация; экологическое поведение; молодёжь; гражданское общество; государство; власть.
THE INTERACTION OF GOVERNMENT INSTITUTIONS AND CIVIL SOCIETY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL BEHAVIOR OF YOUTH
Vera A. Zakharova
Candidate of Philosophical Sciences, Senior Researcher, Crimean Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Simferopol, Russia, e-mail: zakharova7vera@mail.ru
The results of sociological research used in this article, first of all, obtained by teams of sociological scientists under the leadership of academician M.K. Gorshkov, made it possible to open up new facets in understanding the role of interaction between state institutions and civil society in creating conditions for the formation of environmental behavior of Russian youth.
Keywords: modernization; environmental behavior; youth; civil society; state, power.
Динамика модернизационных изменений в современной России зависит от взаимодействия множества факторов: политических, экономических, социокультурных. В качестве важного аспекта модернизации можно рассматривать повышение эффективности функционирования гражданских институтов, способных обеспечить высокий уровень самоуправления и демократизации страны. Резкий разрыв между властью и обществом продолжает оказывать своё неоднозначное влияние на будущее гражданских институтов в России. Как справедливо отмечает М.К. Горшков, «"зависание" на пути развития процессов социокультурной модернизации связано с доминированием в сознании россиян особой модели взаимоотношения личности и государства, в качестве отправной точки в которой выступает общность, а не личность. Такая модель, с точки зрения оценки её через призму социокультурной модернизации, относится к числу архаичных» (Горшков, 2011. С. 298). Существенные трудности имеются и на пути модернизации сферы взаимодействия человека и природы, формирования экологической культуры и экологического поведения. Во многом это связано с недостаточной разработанностью гражданских механизмов воздействия на власть, правомерность которых при этом признавалась бы самим государством.
Отдельные мировые тенденции дают основания предполагать, что экологическая культура в целом должна строиться на взаимодействии государственных институтов и гражданского общества. При этом в рамках последнего огромное значение имеет использование творческого потенциала молодёжи, объединяющейся в разнообразные экофильные формирования. Именно молодёжь обладает высоким ресурсным потенциалом амортизации современных экологических рисков и вызовов техносферы, что также свидетельствует о необходимости включения молодёжного компонента в систему стратегического планирования и управления обществом. В данной связи очевидно, что именно на молодёжь, рассматриваемую в качестве особой социально-демографической группы, также ложится основная нагрузка в преодолении экологических рисков техногенного характера, многие из которых были заложены хозяйственной деятельностью предшествующих поколений (Попкова, 2014. С. 7-24).
Актуализирует разработку данного аспекта проблемы экологизации поведения молодёжи значимость становления глобальной зелёной экономики, распространения идеологии «зелёного консюмеризма» и внедрения социальных практик, ориентирующих современного человека в целом на здоровый образ жизни.
Постановка и дальнейшее решение данной проблемы предполагают научный анализ источников, посвященных социологическому изуче-
нию специфики и тенденций институционализации процессов экологизации социального поведения молодёжи в контексте внедрения и развития экологической культуры. Особое значение в этой связи имеют достижения отечественных социологов. В частности, речь идёт об исследованиях М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, опирающихся на обширную эмпирическую базу и данные длительного мониторинга предпочтений современной российской молодёжи и способствующих выявлению тенденций в отношении представителей молодёжи к государственной политике в сфере экологии.
Значимым компонентом вторичного анализа эмпирической базы представленных в данной статье элементов исследуемой темы выступают исходные материалы социологических исследований учёных ФНИСЦ РАН, в том числе общенациональных опросов молодёжи по экологической проблематике, проводившихся под руководством М.К. Горшкова («Российское общество в контексте новой реальности. К итогам и продолжению социологического мегапроекта», «Российское общество и вызовы времени», «Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований» и др.) (Горшков, 2015, 2017, 2020) Они позволили сформировать целостный взгляд на эту проблему. Масштабность, научная выверенность и профессионализм в выборе методологии исследований и анализа результатов делают их чрезвычайно ценным источником знаний о том, насколько серьезно институты власти воспринимаются представителями, в частности, молодого поколения как субъекты реального улучшении экологической ситуации в стране и отдельных регионах посредством создания необходимых условий для полноценного раскрытия потенциала организационных формирований гражданского общества, прежде всего тех, которые воплощают экоини-циативы молодежи.
Удовлетворенность молодёжи государственной политикой в области реализации экологических проектов является важным маркером эффективности аппарата управления страны, рассматриваемым в связи с глобальными индексами развития. Российская молодёжь также способна непосредственно влиять на политику государства в сфере экологических инициатив, ибо молодые люди, как показывает опыт изучения их социального поведения, могут воспринять и лучше усвоить более высокие стандарты экологического поведения, а также предоставить наиболее объективную экспертную оценку реализации экологических программ на местах.
В молодёжной среде, несомненно, имеется определенное число экологических диссидентов, полагающих, что именно государство несёт
ответственность за загрязнение окружающей среды, лесные пожары и т. д., поскольку непосредственно осуществляет или поддерживает несбалансированную экономическую деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов. При этом подобные оценки будут явно необъективными, поскольку значительный урон окружающей среде наносят сами граждане страны в частном порядке. Так, исследователи отмечают, что, например, «основной причиной возникновения лесных пожаров остается антропогенный фактор - весной по вине граждан возникают 65,1 % лесных пожаров. В летний период ситуация осложняется погодными условиями - грозы становятся причиной 50 % пожаров, и остальные 50 % возникают в результате антропогенного фактора» (Вы-товтов, 2017. С. 69).
Очевидно, что отсутствие развитой экологической культуры, в том числе связанное с поведением в природных условиях, также способствует разрушению природных локаций, но при этом формирует безответственность и порождает пассивность в отношении гражданского долга защиты собственной среды обитания.
Результаты социологических исследований, прежде всего полученные коллективами ученых-социологов под руководством академика М.К. Горшкова, позволяют открывать новые горизонты и грани в осмыслении роли взаимодействия государственных институтов и гражданского общества, в особенности в части создания условий для формирования экологического поведения российской молодежи.
К примеру, анализ результатов социологических исследований, подготовленных с опорой на арсенал научных достижений социологической школы, возглавляемой М.К. Горшковым, и проведенных в крымском регионе, позволяет говорить о том, что в созидаемых самой молодежью, в частности, студенчеством Республики Крым, экологически ориентированных самоуправляемых организационных структурах гражданского сообщества инициативная деятельность выявляет себя значимой социальной ценностью. При этом она понимается как способность решать социальные проблемы с минимальным привлечением государства, не отрицая в то же время сотрудничества с органами действующей власти.
В данном случае социальные практики взаимодействия молодёжи, объединяющейся в экологически ориентированные самоуправленческие структуры, и государства в лице прежде всего административных подразделений, наделенных полномочиями в сфере охраны природной среды, еще не столь гармонично скоординированы, чтобы дать желаемый эффект. Тем не менее их совместные усилия в данном направлении об-
ладают значительным потенциалом и, скорее всего, могут быть достойно реализованы в контексте использования ими в качестве инструмента взаимодействия программ развития и институциональной поддержки гражданских инициатив молодежи, предлагаемых такими авторитетными органами общественного самоуправления, как общественные палаты.
Литература
Велиева Д.С. Экологические интересы в системе национальной безопасности: конституционный аспект // Власть. 2010. № 10. С. 59.
Вытовтов А.В., Сметанкина Г.И., Шумилин В.В. Повышение экологической безопасности в лесах вследствие пресечения нарушений правил пожарной безопасности // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2017. № 3.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
Горшков М.К. Российское общество в контексте новой реальности. К итогам и продолжению социологического мегапроекта. М.: Весь мир, 2017. 104 с.
Горшков М.К. Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М.К. Горшков и др.; отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М.: Весь мир, 2015. 432 с.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. 672 с.
Попкова Н.В. Философия техносферы. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. С. 7-24.
Поступила в редакцию
References
Velieva, D.S. (2010). Environmental interests in the system of national security: constitutional aspect. Vlast', 10, 57-59. (in Russian).
Vytovtov, A.V., Smetankina, G.I., Shumil-in, V.V. (2017). Improving environmental safety in forests due to suppression of violations of fire safety rules. Pozhary i chrezvychaynyye situ-atsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya, 3. (in Russian).
Gorshkov, MX., Sheregi, F.E. (2020). Youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of long-term research. Moscow: FNISTS RAN. (in Russian).
Gorshkov, M.K. (2017). Russian society in the context of the new reality. Towards the results and continuation of the sociological megaproject. Moscow: Ves' Mir. (in Russian).
Gorshkov, M.K. (2015). Russian society and the challenges of the time. Book two. M.K. Gorshkov and others; M.K. Gorshkov, V.V. Petukhov (Ed. ). M.: Ves' Mir. (in Russian).
Gorshkov, M.K. (2011). Russian society as it is (experience of sociological diagnostics). M.: New Chronograph. (in Russian).
Popkova, N.V. (2014). Philosophy of the technosphere. M.: LIBROKOM, 7-24. (in Russian).
17 октября 2020 г.