УДК 316.44
DOI 10.18522/2227-8656.2020.6.10
МИССИЯ СОЦИОЛОГА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
THE SOCIOLOGIST'S MISSION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY
Чикарова Галина Игоревна
Стажер-исследователь, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: galia201292@gmail.com
Galina I. Chikarova
Intern Researcher, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: galia201292@gmail.com
Современное российское общество характеризуется стремительным развитием социологической отрасли. Цель данной статьи - рассмотреть развитие академической социологии, становление публичной социологии и внедрение комплексной подготовки нового поколения социологов-исследователей через призму профессиональной деятельности академика М.К. Горшкова. Автор приходит к выводу, что благодаря весомому вкладу ученого в развитие социологической мысли в Российской Федерации, а также созданию научной школы и уникальной площадки для подготовки нового поколения социологов (Школа молодого социолога) в ближайшем будущем для российского общества будут характерны не только высокие количественные показатели развития отечественной социологии, но и ее глубокая содержательная составляющая.
Modern Russian society is characterized by rapid development of the sociological industry. The purpose of this article is to examine the development of academic sociology, the formation of public sociology and the introduction of a comprehensive training of a new generation of sociologists-researchers through the prism of the professional activity of academician M. K. Gorshkov. The author comes to the conclusion that due to the valuable contribution of the scientist to the development of sociological thought in the Russian Federation, and the establishment of scientific schools and unique platform for training a new generation of sociologists (School of young sociologist), in the nearest future Russian society will be characterized not only by high quantitative indicators of development of domestic sociology, but also her deep meaningful component.
Ключевые слова: академическая социология; Keywords: academic sociology; public sociology; публичная социология; социологическая диа- sociological diagnostics; sociological expertise; гностика; социологическая экспертиза; соци- social forecasting; young scientists; Russian альное прогнозирование; молодые ученые; society. российское общество.
Введение
Актуальность поднимаемой в рамках статьи темы обусловлена нарастающей волной открытия и распространения по всей России компаний, проводящих социологические и маркетинговые исследования. Сегодня большая часть контента новостных лент ведущих интернет-ресурсов, а также полос аналитических газет представлена различными цифрами, процентными соотношениями, инфографикой, отражающей общественное мнение населения страны по тому или иному вопросу. Однако очень часто публикуемые данные представлены в отрыве от основополагающих информативных базисов представления результатов любого социологического исследования: времени и места сбора эмпирической информации, цели проводимого социологического исследования, организации, собравшей социологический материал и подготовившей аналитическую справку.
В этой связи особое место в широком ряду социологических служб отводится институту академической социологии - Федеральному научно-исследовательскому социологическому центру РАН, проводящему аналитические исследования, отличительные особенности которых заключаются в том, что помимо зондирования и описания социальной проблемы, изучению которой посвящено исследование, ученым очень важно понять природу, сущность данной проблемы и обязательно выйти на причинно-следственные связи: почему эта проблема возникла, как грамотно подойти к ее решению, что подсказать органам управления, уполномоченным решать данные вопросы.
Обозначенные характеристики не только отличают академическую социологию от мелких игроков рынка социологических исследований, но и позволяют разграничивать сферы профессиональной деятельности с другими ведущими социологическими службами Российской Федерации, такими как ВЦИОМ, «Левада-центр» и некоторые другие, занимающиеся оперативными и описательными опросами общественного мнения с использованием широкой репрезентативной общероссийской выборки.
Цель данной работы - рассмотреть развитие академической социологии, становление публичной социологии и внедрение комплексной
подготовки нового поколения социологов-исследователей через призму профессиональной деятельности академика М.К. Горшкова.
Развитие академической социологии и становление публичной социологии
С фигурой академика М.К. Горшков, возглавляющего на протяжении 15 лет ведущее социологическое научно-исследовательское учреждение Российской академии наук, связана особая страница в истории развития академической социологии в нашей стране.
Разработав теорию и методологию социологического изучения состояний массового сознания, ученому удалось собрать удивительную команду единомышленников, которая проводит социальную диагностику и экспертизу социоструктурных изменений российского общества.
Важно подчеркнуть, что созданная школа изучает не только мнение, а ценностные ориентации, смысложизненные установки, интересы, потребности людей, мировоззренческие ориентации. То есть то внутреннее богатство социума, только с учетом и на основе которого можно делать обобщающие глубинные выводы.
Большое внимание данная социологическая школа уделяет формированию новых социальных групп российского общества, отмечая, что именно дифференцированность, разнообразность современного общества обусловливают трудность его управления. Подчеркивается, что происходит дробление общества на малые группы по уровню материальной обеспеченности, группам интересам, доступу к материальным и нематериальным ресурсам, мировоззренческим ориентациям, культурным предпочтениям и еще целому ряду показателей (Горшков, 2016).
Другой важной отличительной особенностью современного этапа развития академической социологии является ее переход от статуса «кабинетной науки» в статус науки для общества - публичной социологии.
Коллектив ФНИСЦ РАН под руководством академика М.К. Горшкова не просто анализирует структурно-деятельностный пласт повседневной социальной жизни россиян, а рассматривает ее в контексте различных социально-экономических вызовов: как устойчивого (Российское общество и вызовы времени, 2017), так и ситуационного характера (вызванного распространением новой коронавирусной инфекции) (Четверикова, 2020). Важным при этом является не просто качественное проведение глубокой социологической диагностики и экспертизы той или иной социальной проблемы, которые априори характерны для любого исследовательского проекта, выполненного академическими со-
циологами, а дальнейшее использование полученных результатов и разработанных рекомендаций.
В этой связи созданным научно-исследовательским коллективом ведется активная работа, во-первых, по линии трансляции результатов труда в доступном формате широким слоям населения через средства массовой информации: результаты проведенных ФНИСЦ РАН социологических исследований публикуются как в издании Правительства Российской Федерации, так и в газетах регионального уровня, сотрудники центра принимают участие в телевизионных аналитических передачах. На официальном сайте ФНИСЦ РАН публикуется специальное издание, где ведущие ученые доступным языком рассказывают о своих разработках, о значимости и сфере применения результатов их деятельности, о том, почему и в каких точках их научные интересы пересекаются с интересами общества (Обществу важно знать). Во-вторых, по линии выстраивания коммуникации между представителями управленческого корпуса и академическими социологами. Так как потенциал академического социолога, по мнению академика М.К. Горшкова, заключается в его возможности дать информацию, способную переналадить систему управления, с учетом специфических интересов малых групп, которые составляют структуру современного российского общества (Гость Михаил Горшков, 2019).
Новое поколение ученых-исследователей
Особое внимание в рамках данной работы хотелось бы уделить освещению того огромного вклада, который академик делает в отношении подготовки нового поколения ученых-исследователей. Ведь, как очень точно отметила И.А. Халий в одном из своих видеоинтервью, неоспоримая роль в формировании и развитии любой научной школы отводится «порождающей среде», в которой происходит становление и дальнейшее развитие научных школ. Так как, кроме того, сами ученые должны быть талантливыми, трудолюбивыми, активными, также должны быть внешние условия - научная среда. В ней вырастают ученые, способные сформировать научные школы, в ней вырастают ученые, которые являются участниками этих научных школ. Ни один талантливейший учений, по мнению И.А. Халий, ничего бы не создал, если бы он в такой среде не находился (И.А. Халий о социологических школах, 2014).
Благодаря профессиональной дальнозоркости и неиссякаемому запасу творческой энергии М.К. Горшкову удалось не только создать плодотворную научную среду в рамках ФНИСЦ РАН и социологического факультета ГАУГН, но и дать возможность выйти на качественно новый уро-
вень представителям региональных социологических школ, а также студентам вузов, в которых ведется подготовка будущих социологов.
Так, в 2007 г. академиком М.К. Горшковым совместно с заслуженным деятелем науки РФ, д.ф.н., проф. Ю.Г. Волковым был создан уникальный образовательный проект - Школа молодого социолога, которая уже на протяжении 13 лет объединяет социологов из разных регионов Российской Федерации и создает все условия для становления и развития начинающих исследователей.
Отметим, что каждая школа посвящена отдельной научно-исследовательской проблематике, наиболее актуальной в момент ее проведения, а также имеет всегда новую географическую локацию, позволяя, с одной стороны, обсудить некоторые аспекты общероссийских социальных проблем в контексте региональной специфики, а с другой -привлечь внимание представителей регионального научного социологического сообщества к вопросу качественного развития социологической отрасли в их субъекте РФ.
Уникальность данной образовательной площадки заключается в грамотно подобранных форматах взаимодействия ведущих российских ученых-социологов и студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых. Работающие в рамках школы площадки дают возможность диалога на равных, что позволяет начинающим исследователям совершенно по-новому взглянуть на социологию.
Ставший уже традиционным ежегодный мастер-класс академика М.К. Горшкова - это событие, которого ждут не только юные социологи, но и состоявшиеся ученые, так как это уникальная возможность не просто в интерактивной форме прослушать доклад лидера современной отечественной социологии, познакомиться с очень интересными данными, порой еще даже не нашедшими своего отражения в научных публикациях, а прикоснуться к этосу профессии, проявляющему во всем: в проведении социологического исследования, в аналитической экспертизе собранного материала, презентации результатов исследовательского труда.
В своем интервью В.В. Познеру Михаил Константинович сказал, что его любимое занятие - анализировать, размышлять и писать (Гость Михаил Горшков, 2019), на развитие именно этих важнейших для исследователя компетенций и направлен каждый мастер-класс академика М.К. Горшкова.
В 2018 г. автору статьи выпала огромная честь лично принять участие в данном проекте: XI Школе молодого социолога «Изменяющаяся реальность и жизненные практики россиян в посткризисном
обществе», которая проходила в Республике Крым, и на собственном примере прочувствовать, как Школа молодого социолога меняет видение профессионального поля современного социолога.
Благодаря ежегодному участию в работе школ на протяжении всего периода обучения в аспирантуре ИСиР ЮФУ автору удалось качественно подготовить и успешно обсудить концепцию планируемого диссертационного исследования, спустя 2 года представить ведущим социологам - экспертам школы основные результаты диссертационного исследования. Автор убежден, что только благодаря возможности участия в уникальном проекте, позволяющем получить индивидуальные консультации у мэтров отечественной социологии, ему удалось четче определить предметное поле диссертационного исследования и не упустить важные поколенческие особенности объекта диссертационного исследования.
Есть и еще одна традиция, созданная академиком М.К. Горшковым, о которой нельзя не сказать, - это вручение памятных интеллектуальных подарков наиболее отличившимся участникам Школы молодого социолога. Ценный презент, который всегда сопровождается персональными профессиональными наставлениями, становится не просто наградой за продуктивную работу в рамках школы, а большим профессиональным авансом, который не позволяет останавливаться и ведет к новым профессиональным успехам. А значит, и к дальнейшему развитию отечественной социологии.
Резюме
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря высокому профессионализму академика М.К. Горшкова и его искренней любви к той науке, которой он уже многие десятилетия служит, во-первых, активно развивается академическая социология; во-вторых, происходит выход социологии за грани «кабинетной науки»: активно представляются результаты экспертного аналитического труда ученых широким массам населения, во благо которых и проводятся все социологические исследования, а также выстраиваются каналы коммуникации с органами власти и предпринимаются попытки преодоления дистанцирования представителей управленческого корпуса от научного сообщества; в-третьих, создаются все необходимые условия для формирования нового поколения социологов-исследователей, способных сохранить и приумножить опыт, накопленный отечественной академической социологией.
Литература
Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) : в 2 т. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Новый хронограф, 2016. Т. 2. 496 с.
Гость Михаил Горшков // Познер. 2019. 11 марта. Режим доступа: Ы^:// www.youtube.com/watch?v=eQAP7gdsWWU.
И.А. Халий о социологических школах. 10 янв. 2014 г. Режим доступа: Ы^:// www.youtube.com/watch?v=RUtnMsDcfoE.
Обществу важно знать // Официальный сайт ФНИСЦ РАН. Режим доступа: https://www.piar.isras.ru/? page_id=3096.
Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / М.К. Горшков [и др.]; под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. М.: Весь мир, 2017. 427 с.
Четверикова А. Окна с видом на COVID // Российская газета. 2020. № 250. Режим доступа: Ы^:// rg.ru/2020/11/05/ sociologi-uznali-mnenie-rossiian-o-posledstviiah-koronavirusa.html.
Поступила в редакцию
References
Gorshkov, M.K. (2016). Russian society as it is: (experience of sociological diagnostics). In 2 vols. 2nd ed., revised and add. M.: Novyy khronograf, 2. (in Russian).
Guest is Mikhail Gorshkov. (2019). Posner. March 11. Available at: https:// www. youtube. com/watch?v=eQAP7gdsWWU. (in Russian).
I.A. Khalii about the sociological schools. (2014). Available at: https:// www.youtube. com/watch?v=RUtnMsDcfoE. (in Russian).
It is important for Society to know. Official website of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, RAS. Available at: https:// www. piar.isras.ru/?page_id=3096. (in Russian).
Russian society and challenges of the time. (2017). Book five. M. K. Gorshkov [et al.]; M.K. Gorshkov, V.V. Petukhov (Eds.). M.: Ves' mir. (in Russian).
Chetverikova, A. (2020). Windows with a view of COVID. Rossiyskaya gazeta, 250. Available at: https:// rg.ru/2020/11/05/ sociolo-gi-uznali-mnenie-rossiian-o-posledstviiah-koronavirusa.html. (in Russian).
1 октября 2020 г.