УДК 336.71:334:336.02:336.6:339.9
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СОДЕЙСТВИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА*
И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация
М.С. КОРОБЕЙНИКОВА, аспирантка кафедры мировой экономики и менеджмента
E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация
Предмет/тема. В статье отмечается, что в связи с экономическими санкциями в отношении России со стороны Европейского союза и США финансовая и промышленная политика нашего государства стала предметом углубленного исследования для представителей научного сообщества, государства и бизнеса. Инновационные приоритеты развития экономики, стремление к долговременным внешнеторговым связям со странами Таможенного союза, СНГ и БРИКС приобрели в настоящее время особую актуальность.
Цели/задачи. В качестве цели исследования выступает определение резервов и инновационных перспектив совместной деятельности коммерческих банков и промышленных сфер экономики, в том числе на региональном уровне. Обозначена роль банков в содействии внешнеэкономической деятельности России. Сформулированы совместные задачи развития и реформирования финансовой и промышленной политики государства на примере Краснодарского
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Кубанском государственном университете.
края как одной из территорий, привлекательных для долгосрочного инвестирования.
Методология. С помощью методов анализа и синтеза, систематизации и сопоставления, экспертных оценок определены незадействованные резервы банков в финансировании региональной промышленности. Для усиления роли финансовых структур на региональном уровне предложено создать отраслевые промышленные банки. Разработаны модели концентрации слияния финансового и промышленного капиталов в целях интеграции с промышленными отраслями (с возможным участием НИОКР). Предложены четырехэтапная методология и функциональная структура инновационного менеджмента по внедрению новой интегрированной модели.
Результаты. Внесены предложения по созданию новых финансово-промышленных интегрированных структур (форм) «национальные холдинговые объединения» для подъема, расширения, модернизации промышленности регионов, внедрения инноваций и выпуска высокотехнологичной и качественной продукции, конкурентоспособной на международных рынках. Дано определение новой структуре. Отме-
чено, что регулирующим органам и организациям целесообразно использовать данную разработку для защиты от потери темпов производства, неэффективности и банкротства
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что использование предложенной модели (формы) позволит задействовать резервные мощности промышленного производства, даст дополнительный импульс российской экономике к инновационному обновлению промышленного сектора, обеспечит финансовую устойчивость, эффективность внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: инновации, коммерческие банки, финансовая система, финансовая политика, реформирование, промышленная политика, интеграция, национальные холдинговые объединения, внешнеэкономическая деятельность, инновационный менеджмент
Введение
В настоящее время мировая экономика переживает экономические и политические потрясения в связи с событиями на Украине. Темы инноваций и реформирования, совершенствования и регулирования экономики, внешнеэкономических связей, финансовых возможностей субъектов и требований со стороны населения и всемирного сообщества приобретают все большую актуальность.
Существующее положение дел в экономике и назревшая необходимость перехода к инновационному экономическому росту становятся основанием для новых требований к развитию банковской системы РФ как фундаменту финансовых возможностей по внедрению инноваций. Именно сейчас финансовая политика и промышленная политика государства настолько взаимозависимы и взаимосвязаны, что выдвигают ряд совместных приоритетных и первостепенных задач социально-экономического развития страны. Поэтому, по мнению авторов, следует рассматривать эти две темы синхронно.
На взгляд авторов, назрела необходимость исследования деятельности коммерческих банков как содействующих субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России. Интерес представляют как их место и роль в системе неправительственных организаций, структурное и количественное неравновесие на региональном уровне, участие в экономических процессах (в частности, в развитии промышленного производства как одной из составляющей экспортного потенциала страны), так и возможности удовлетворять потребности от-
дельных отраслей промышленности в финансовом обеспечении, взаимодействие и перспективы их совместной инновационной деятельности.
Итогом такого исследования стал вывод о необходимости формирования новых интегрированных форм в результате слияния финансовых и промышленных субъектов и внедрения их в российскую экономику с помощью инновационного менеджмента. Такой подход способен ускорить переход промышленности на новый высокотехнологичный уровень, что увеличит возможности по представлению высокотехнологичной продукции на международные рынки.
Следует отметить, что теоретически в задачи инновационного менеджмента входят:
- оценка перспектив реализации инновационных проектов;
- поиск источников финансирования инноваций;
- контроль денежных потоков;
- проверка параметров эффективности инновационной деятельности компании.
Инновационное развитие считается главным фактором конкретных преимуществ на внутреннем и внешних рынках высокой рентабельности капитала и роста рыночной стоимости компании [19]. Инновации с практической точки зрения можно рассматривать и как процесс внедрения новых видов продукции, оборудования, технологических и организационных процессов, способных приносить положительный и экономический эффект [7]. А с точки зрения стратегического управления инновации — это качественные изменения управления выбранной системы для достижения стратегических целей.
Коммерческие банки и внешнеэкономическая деятельность
Инновации могут осуществляться в любой сфере деятельности: промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, финансовом секторе. Например, ранее инновациями считалось «... введение кредитных карт в практику банковского обслуживания физических лиц» [3]. В настоящее время на национальном уровне появилась такая услуга, как автоматическая оплата карточкой одного банка кредитов, взятых в других банках, а в международной практике — клиринговые расчеты между странами и т.д.
Однако следует отметить, что, двигаясь вперед в технологиях, внедряя международные стандарты,
в стратегическом плане российская банковская система все еще остро нуждается в модификации, чтобы нормально функционировать в любых кризисных ситуациях.
Проанализируем положительные и проблемные стороны деятельности российских коммерческих банков и определим возможные перспективы.
Как институты, содействующие внешнеэкономической деятельности, коммерческие банки примыкают к неправительственным организациям и подчиняются Банку России. Рассмотрим систему институтов, содействующих внешнеэкономической деятельности (ВЭД) (рис. 1).
В сфере предоставления финансовых и кредит-но-банковских услуг (по данным статистики Банка России на 01.09.2014) работают 869 кредитных организаций, в том числе 236 кредитных организаций создано при участии нерезидентов.
Несмотря на то, что коммерческие банки в сфере содействия внешнеэкономической деятельности субъектов относятся к неправительственным организациям (вместе с Торгово-промышленной палатой РФ, Ассоциацией внешнеэкономического сотрудничества, отраслевыми союзами экспортеров-производителей), на международном уровне они представляют экономические структуры российского государства.
К положительным моментам деятельности коммерческих банков можно отнести то, что в послед-
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Классификация институтов содействия ВЭД
нее время они значительно усилили свои позиции в поддержке субъектов ВЭД. Обслуживание экспортеров и импортеров рассматривается в качестве приоритетного направления. Эта тенденция связана, прежде всего, с развитием и совершенствованием валютного законодательства и банковским обслуживанием российских экономических интересов в мировой экономике. Именно поэтому Правительство Российской Федерации и Банк России особое внимание уделяют концепции развития Российского экспортно-импортного банка, Банка Развития, ВТБ как специализированных банковских институтов, предназначенных для осуществления кредитно-финансовых операций между участниками ВЭД в России и их партнерами за рубежом. В перспективе со стороны Правительства РФ планируется значительная поддержка этих банков в целях сохранения масштабов участия в национальной экономике. Например, в уставный капитал Внешэкономбанка будет направлено не менее 30 млрд руб. [9].
Следует отметить, что реализация государственных программ «Развитие внешнеэкономической деятельности» и «Развитие науки и технологий» предусмотрена за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, соисполнителем реализации этих программ является Минфин России [8].
Основой функционирования механизма банковской поддержки участников ВЭД выступает система межбанковских корреспондентских отношений, при установлении которых на международном уровне банки открывают друг другу счета «НОСТРО» и «ЛОРО». К числу стандартных услуг, предоставляемых на регулярной основе, относят услуги по проведению международных расчетов, в том числе используя такие средства связи, как телекс и SWIFT — межбанковскую систему финансовых телекоммуникаций. Как отмечает Ю. Чеботарь: «В настоящее время SWIFT объединяет 4 800 банков и финансовых организаций, расположенных в 155 странах мира» [16]. Однако SWIFT не выполняет клиринговых функций. В этом плане есть немалые резервы для внедрения инноваций.
На основании российских разработок и технологий в настоящее время предпринимаются меры по созданию новой национальной платежной системы (НПС) по образцу международных платежных систем Visa, MasterCard. Сейчас в России в обращении — 217 млн банковских карт разных платежных систем, 95% из них приходится на международные платежные системы. При этом расчеты картами в 90% случаев происходят внутри страны и лишь 10% — это трансграничные транзакции [21]. Система платежных карт с единым оперативным центром и собственными платежными инструментами будет создана в нашей стране в течение 2015 г.
Таким образом, по мнению авторов, с учетом активизации нового партнерства российская национальная платежная система могла бы успешно действовать также в странах Таможенного союза и БРИКС. По предварительным расчетам, она должна быть дешевле, чем иностранные платежные системы в 2 раза. Что касается проблемных сторон банковской деятельности, то они просматриваются в большей степени в области кредитования.
Коммерческие банки на российском рынке финансовых услуг
Внешнеэкономическую деятельность государства осуществляют в основном крупные российские компании. Это, скажем, сырьевой экспорт нефтегазовых компаний, которые, кстати, начинают торговлю энергоресурсами за рубли. Например, осуществила поставку нефти за рубли российская компания «Газпромнефть» с помощью своих отраслевых банков. Вместе с тем компании, работающие в других экономических сферах, внешнеэкономическую деятельность рассматривают как перспективу. Поэтому у коммерческих банков есть немалые резервы в предоставлении кредитно-финансовых услуг. Это обязывает регулирующие органы финансовой отрасли задуматься о том, как обеспечить в полном объеме развитие экономики и внешнеэкономической деятельности России, начиная с микроуровня.
Какие банковские операции приносят прибыль банкам? Из всего перечня статей доходности многие банки занижают значение работы с ценными бумагами (из-за отсутствия квалифицированных кадров), зато гиперболизируют потребительское кредитование физических лиц в противовес недостаточному кредитованию юридических лиц (рис. 2).
■ Кр едиты н ефинансовым организациям Кредиты физическим лицам - Всего
рис. 2. Банковское кредитование в 2011-2014 гг., %
Анализ данных рис. 2 показывает замедляющие темпы роста потребительского кредитования (на неопределенный срок) и снижение темпов роста кредитования нефинансовых организаций в I и II кварталах 2014 г. Также очевиден значительный разрыв между кредитованием нефинансовых организаций и физических лиц. В то время как промышленные предприятия не получают кредиты на модернизацию из-за лишних условностей, физические лица с легкостью берут кредиты по одному документу — паспорту РФ. Закрепилась практика коммерческих банков открывать свои пункты в торговых центрах, павильонах, на рынках. Доступность получения кредитов физическими лицами достигла того уровня, когда организации соревнуются по скорости выдачи кредитов (например, за 15 мин). В то же время представители малого и среднего бизнеса для получения средств на развитие своей деятельности (с нуля) должны представить солидный пакет документов и прибыльный бухгалтерский баланс. Государственное регулирование деятельности кредитных организаций уже началось. Банк России принял решение ужесточить меры выдачи потребительских кредитов. Однако на рынке финансовых услуг появилось множество мелких финансовых организаций, выдающих ссуды под названием «микрозаймы». Эти организации взимают необоснованно высокие проценты. Такие предприятия нецелесообразны для всех категорий заемщиков.
Общие проблемы российской экономики и ее финансовой сферы известны:
- инфляция и неравномерное распределение финансовых возможностей между центром и регионами;
- слабый финансовый менеджмент банковских учреждений и их филиалов;
- несвоевременное внедрение инноваций в банковскую систему;
- недостаточное кредитование промышленности в целях внедрения нового оборудования и новых технологий, что также снижает доходность банков, не способствует развитию экономики регионов.
Поэтому, по мнению авторов, коммерческие банки должны искать прибыль в других категориях доходности: например, в инновационно-инвестиционной сфере.
Таким образом, систему кредитования для малого, среднего и крупного бизнеса целесообразно пересмотреть с позиций более лояльного отношения коммерческих банков к бизнес-структурам, так как это может быть не менее выгодным, чем кредитование физических лиц.
Структура и динамика снижения
количества кредитных организаций
Для подтверждения целесообразности модификации и регулирования финансовой системы на региональном уровне рассмотрим динамику постоянного снижения количества кредитных организаций, полученную в процессе исследования на основе открытых данных, годовых отчетов Банка России, в целом по РФ (табл. 1), по федеральным округам (табл. 2), по областям, краям, республикам и АО.
Всего по Российской Федерации за 20012014 гг. были закрыты 466 кредитных организаций и 1 643 филиала. Причины, вызвавшие снижение количества кредитных организаций, известны:
- финансовый кризис 2008 г. и связанные с ним подготовка и переход банковской деятельности на новые мировые стандарты Базель III [12]. При новом расчете достаточности по базовому, основному и совокупному капиталам не все банки, в том числе региональные, могут выдержать новые нормативы по резервированию определенных активов. В частности, минимально допустимое значение норматива достаточности базового капитала установлено в размере 5%, основного — 5,5% (с повышением до 6% с 01.01.2015). При этом показатель «совокупный капитал кредитных организаций» сохранился на уровне 10% [1];
- увеличение с 01.01.2015 минимального размера собственных средств (капитала) банка;
- уменьшение кредитной активности населения и несостоятельность некоторых кредитных организаций;
- отзыв лицензий Банком России за имеющиеся нарушения в деятельности у ряда кредитных организаций.
По мнению многих экспертов, чтобы соответствовать новым требованиям, банки будут искать новый капитал или прибегнут к сделкам по слиянию и поглощению. Все это требует поиска новых стратегий, инновационных решений в финансовой политике как государства и бизнеса, так и самого
Таблица 1
Динамика снижения количества кредитных организаций по Российской Федерации в 2001-2014 гг., ед.
Год Количество банков, всего Количество филиалов Количество банков, головная организация которых Количество банков, головная организация которых находится
находится в данном регионе в другом регионе
2014 869 1 841 270 1 571
2013 947 2 128 364 1 764
2012 963 2 674 424 2 250
2011 993 2 824 474 2 350
2010 1 036 3 046 538 2 508
2009 1 078 3 291 611 2 680
2008 1 125 3 512 680 2 832
2007 1 153 3 403 738 2 665
2006 1 211 3 273 802 2 471
2005 1 270 3 283 838 2 445
2004 1 318 3 210 911 2 299
2003 1 332 3 246 982 2 264
2002 1 335 3 343 1 059 2 284
2001 1 322 3484 1171 2313
Источник: [14].
16 (640) - 2015
Таблица 2
Динамика снижения количества кредитных организаций в 2001-2014 гг. по федеральным округам, ед.
Продолжение табл. 2
Количество филиалов
Количество кредитных организаций в регионе в регионе
Фили- Кредитных организаций, Кредитных организаций,
Год алы, всего головная организация головная организация
которых нахо- которых нахо-
дится в данном регионе дится в другом регионе
Цент ральный федеральный округ
2014 517 366 65 301
2013 564 419 83 336
2012 565 547 110 437
2011 575 581 119 462
2010 596 638 139 499
2009 60S 720 164 556
2008 628 769 179 590
2009 643 754 193 561
2006 684 728 210 518
2005 724 728 220 508
2004 752 714 241 473
2003 743 724 259 465
2002 736 745 280 465
2001 711 823 345 478
Северо-Западный федеральный округ
2014 68 260 8 252
2013 70 295 9 286
2012 70 311 9 302
2011 70 330 15 315
2010 73 330 26 354
2009 77 390 29 361
2008 81 422 39 383
2007 80 415 50 365
2006 81 385 54 331
2005 84 374 54 320
2004 88 367 65 302
2003 86 374 71 303
2002 89 380 76 304
2001 93 392 79 313
Южный федеральный округ
2014 44 210 13 197
2013 46 228 16 212
2012 46 296 17 279
2011 46 303 20 283
2010 49 305 22 283
2009 114 484 98 386
2008 116 504 106 398
2007 120 480 125 355
2006 124 470 146 324
2005 128 470 152 318
2004 131 461 160 301
2003 138 465 168 297
2002 143 482 173 304
Год Количество кредитных организаций в регионе Филиалы, всего Количество филиалов в регионе
Кредитных организаций, головная организация которых находится в данном регионе Кредитных организаций, головная организация которых находится в другом регионе
2001 145 485 184 301
Северо-Кавказский федеральный округ
2014 32 131 49 82
2013 46 165 80 85
2012 54 166 86 80
2011 56 172 76 96
2010 58 170 73 97
Приволжский федеральный округ
2014 99 355 50 305
2013 106 422 73 349
2012 105 596 87 509
2011 115 618 103 515
2010 119 660 116 544
2009 125 724 133 591
2008 133 772 142 630
2007 134 732 146 586
2006 144 682 152 530
2005 150 662 154 508
2004 152 632 158 474
2003 156 642 169 473
2002 158 677 187 490
2001 158 711 199 512
Уральский федеральный округ
2014 39 199 58 141
2013 43 248 75 173
2012 53 330 23 307
2011 48 330 105 225
2010 53 352 116 236
2009 56 368 122 246.
2008 62 433 132 271
2007 63 390 136 254
2006 66 370 142 228
2005 61 335 146 239
2004 13 43? 179 228
2003 16 422 201 221
2002 19 426 210 216
2001 82 434 220 214
Сибирский федеральный округ
2014 46 207 20 187
2013 50 239 21 218
2012 53 330 23 307
2011 57 352 26 326
2010 59 387 31 356
2009 64 423 40 383
2008 68 444 47 397
2007 68 432 49 383
2006 69 428 50 378
Окончание табл. 2
Количество филиалов
Количество кредитных организаций в регионе в регионе
Фили- Кредитных организаций, Кредитных организаций,
Год алы, всего головная организация головная организация
которых нахо- которых нахо-
дится в данном регионе дится в другом регионе
2005 74 446. 55 391
2004 78 423 51 372
2003 82 414 52 362
2002 84 418 58 360
2001 87 431 73 358
Дальневосточный федеральный округ
2014 22 95 7 88
2013 22 112 7 105
2012 25 128 8 120
2011 26 138 10 128
2010 29 154 15 139
2009 34 182 25 157
2008 37 198 35 163
2007 40 200 39 161
2006 43 210 48 162
2005 43 218 57 161
2004 44 206 57 149
2003 46 205 62 143
2002 46 215 70 145
2001 46 208 71 137
Крымский федеральный округ
2014 2 18 - 18
Источник: [14].
банковского сектора. Рассмотрим сведения о кредитных организациях по федеральным округам (табл. 2).
Анализ динамики снижения количества кредитных организаций в 2001-2014 гг. по федеральным округам показывает, что число банков уменьшилось:
— в Центральном федеральном округе — на 194;
—в Северо-Западном федеральном округе—на 25;
— в Южном федеральном округе — на 33;
— в Северо-Кавказском федеральном округе — на 26;
— в Приволжском федеральном округе — на 59;
— в Уральском федеральном округе — на 43;
— в Сибирском федеральном округе — на 41;
—в Дальневосточном федеральном округе — на 24.
Следует отметить существенное снижение
филиалов банков в своих регионах. Для увеличения доходности множество филиалов было открыто в других регионах, но и этот показатель также снижается.
За 6 лет в Российской Федерации ликвидировано 256 кредитных организаций, в том числе за 2014 г. год — 78. Наибольшее снижение количества банков наблюдается в Центральном федеральном округе — 111. Причем, самый большой показатель снижения характерен для Московского региона: всего за 6 лет закрыто 95 организаций, за 2014 г. — 42. В Рязанской, Курской областях снижения нет, а в Костромской области зафиксировано увеличение количества банков.
Северо-Западный федеральный округ отличается в этом плане наибольшей стабильностью. Например, в Санкт-Петербурге на протяжении 14 лет не менялось количество банков — 42. Самое интенсивное снижение зафиксировано в Калининградской области: из 10 организаций остались 2.
В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (с 2009 г. они существуют раздельно) значительное снижение данного показателя произошло в Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае, Республике Дагестан и т.д. В Чеченской Республике банков не было, но количество филиалов за рассматриваемый год увеличилось до пяти.
В Приволжском федеральном округе за 6 лет закрылись 34 банка, за 2014 г. — 7. Стабильным оставалось число кредитных организаций в данный период в Республике Мордовия, Чувашской Республике.
В Уральском федеральном округе количество кредитных организаций уменьшилось на 23 ед., за 2014 г. — на 4.
В Сибирском федеральном округе произошло снижение на 22 ед.
Что касается Дальневосточного федерального округа, то в Еврейской АО и Чукотском АО работают только филиалы других банков.
В Крымском федеральном округе были открыты два банка и 18 филиалов кредитных организаций из других регионов.
Исследуя динамику снижения количества филиалов кредитных организаций на территории РФ, следует отметить, что за год их число уменьшилось в среднем в 1,5-2 раза. Передислокация банковских филиалов происходит очень быстро, так как дополнительные офисы и филиалы располагаются в основном в арендных помещениях. Филиалов на территориях, где работают головные офисы, открыто недостаточно. В связи с конкуренцией, стремлением к наилучшему обслуживанию
клиентов и быстрому увеличению доходности от потребительского кредитования банки обычно создают филиалы в густонаселенных районах. Однако Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ф3 «О потребительском кредите (займе)», вступивший в силу с 01.07.2014, сделал условия кредитования для заемщиков более прозрачными, а межбанковскую конкуренцию уровнял.
Сокращение банковской системы в Российской Федерации продолжается, исчезают банки регионального уровня. Это характерно, к примеру, для Брянской области, Забайкальского края. Концентрация банковского капитала в основном происходит в Москве и Московской области. Рейтинг региональных банков в сфере кредитования бизнеса недостаточно высок.
Основные итоги структурного и статистического исследования количества кредитных организаций по федеральным округам графически представлены на рис. 3, 4.
Исследования показали, что в регионах имеется незначительное количество собственных региональных банков и их филиалов, а также есть
большие резервы в этом плане. С точки зрения авторов, следует провести инвентаризацию банковской системы на региональном уровне, в том числе по содержанию активов, их ликвидности. Целесообразно поддержать региональную сеть банков инвестиционными, государственными, частными и другими активами. Наряду с капитализацией и переходом на новый расчет достаточности необходима структурная реформа по слиянию капитала мелких банков, чтобы не потерять доверие вкладчиков и инвесторов к банковской системе, определив приоритетную финансовую политику исходя из потребностей социально-экономического развития страны и новой промышленной политики государства.
Финансовая политика банковской
системы. Перспективы и реформы
Исследуя проблему состоятельности и определяя перспективы банковской деятельности, следует обратить внимание на то, что банки с государственным участием имеют более устойчивую финансовую платформу как в России, так и за рубежом.
Сибирский 41
Дальневос- ^ымс™ -
точный - 24
Уральский 43
Приволжский - 59
СевероКавказский -26
Центральный - 194
Южный - 33
СевероЗападный -25
Сибирский 224
Уральский -235
Приволжский - 356
Крымский - Централь-0 ный - 457
СевероКавказский -39
СевероЗападный -132
Южный -275
а б
Рис. 3. Количество ликвидированных кредитных организаций и их филиалов в 2001-2014 гг. по федеральным округам, ед.: а — кредитные организации; б — филиалы кредитных организаций
Уральский 39
Приволжский-99
СевероКавказский 32
Южный - 44
Дальневосточный - 22
Сибирский - ) Крымский -
2
Дальневосточный - 95
Сибирский -207
Уральский -199
СевероЗападный - 68
Центральный -517
Приволжский - 355
б
СевероКавказский -131
Рис. 4. Количество действующих кредитных организаций и их филиалов по состоянию на 01.09.2014 по федеральным округам, ед.: а — кредитные организации; б — филиалы кредитных организаций
Центральный - 366
СевероЗападный -260
Южный -210
а
В определении основных направлений финансовой политики государства многие экономисты проявляют единодушие. Например, М.Ю. Печалова указывает на очевидность того, «.. .что стимулировать развитие любого, в том числе и банковского, бизнеса следует на основе государственных приоритетов». Она уверена, что отсутствие, например, четко сформулированной государственной промышленной политики существенно затруднит, а в ряде случаев сделает невозможной разработку государственной инвестиционной политики. В банковской же сфере в ближайшее время усилия государства должны быть направлены на формирование четко выраженной политики государства по отношению к реальному сектору, что позволило бы банкам активно заняться его кредитованием [11]. Все это отражено в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов.
Проведем SWOT-анализ проекта денежно-кредитной политики Банка России, направленной на развитие экономики в среднесрочной перспективе (проект от 12.09.2014) (рис. 5).
Направить усилия на устранение экономической неопределенности и улучшение делового
климата — задача не только Банка России, но и всех деловых кругов. Начинать улучшение делового климата, ценовой и финансовой стабильности, восстановление инвестиционной активности, в том числе отдельных отраслей и рынков, рационально на региональном уровне. Вывод о том, что в регионах есть большие резервы, небезоснователен. Действительно, перспективы банковской деятельности в содействии развития экономики и внешнеэкономической деятельности заложены на региональном уровне. Сопоставляя разные точки зрения о перспективах банковской деятельности, правомерно заметить, что некоторые экономисты делят банковский сектор на уровни финансовой деятельности, выделяя «банки развития», «специализированные банки с государственным участием» и «универсальные банки, участвующие и не участвующие в реализации государственных программ». Определение уровней на основе авторского исследования произведено с учетом возможности вклада (каждого банка) в развитие экономики страны, ориентировано на приоритеты государства (табл. 3).
Определяя условные уровни деятельности банков, следует отметить важную подробность: первые два уровня деятельности российских бан-
Сильные стороны (Б) Слабые стороны (Щ)
Важный вклад в обеспечение устойчивого роста должно внести восстановление инвестиционной активности, которое создаст условия для повышения производительности экономики и увеличения эффективности на уровне отдельных отраслей и рынков. Ключевым условием для преодоления спада инвестиций является снижение экономической неопределенности и улучшение делового климата. В этих условиях задачей Банка России является обеспечение ценовой и финансовой стабильности, что будет способствовать формированию условий для экономического роста Условия развития российской экономики на предстоящий трехлетний период будут характеризоваться высокой неопределенностью. Прежде всего, она связана с внешними факторами, к которым относятся возможное изменение геополитической ситуации, неопределенность относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику. Помимо специфического фактора, существенная неопределенность сохраняется в отношении динамики традиционно значимых для России цен на нефть и другие энергоресурсы, а также дальнейшей политики денежных властей крупнейших развитых стран, определяющей внешние финансовые условия для России
Возможности (О) Угрозы (Т)
В рамках реализации режима таргетирования инфляции Банк России будет стремиться обеспечить создание четких ориентиров для экономики относительно уровня инфляции. Решения по денежно-кредитной политике, направленные на достижение цели по инфляции, будут приниматься на основе оценки текущего состояния экономики и среднесрочного прогноза ее дальнейшего развития с учетом существующих внешних и внутренних рисков, которые могут оказать значительное влияние на финансовую систему и экономику в целом Помимо внешних условий существуют и внутренние факторы неопределенности. Перспективы экономического роста в среднесрочном периоде будут определяться скоростью и последовательностью необходимых структурных преобразований и способностью экономики к преодолению внутренних инфраструктурных и ресурсных ограничений, связанных в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями
Рис. 5. SWOT-анализ денежно-кредитной политики Банка России на предстоящий трехлетний период
-16 (640) - 2015-
Финансы и кредит Finance and Credit
Таблица 3
Перспективы и предполагаемые уровни банковской деятельности
Уровень финансовой деятельности банков Назначение финансовой деятельности банков
Первый Банки с государственным участием, определяющие приоритеты России на международной арене
Второй Российские и отраслевые банки с государственной долей, участвующие в социально-экономическом развитии страны
Третий Региональные банки с участием государства (контрольного или блокирующего пакетов) и без участия, приоритеты которых на стороне укрепления экономики регионов
Четвертый Другие коммерческие банки, самостоятельные, без государственного участия, в том числе банки, испытывающие затруднения при переходе на новые стандарты деятельности, которым нужна реорганизация
Передвижение уровней Уровни деятельности передвигаются в более высокие уровни или группы (профессионализм, ликвидность активов, вклад в экономику страны), что является показателем финансовой устойчивости российских банков
Образование новых банков Создание и укрепление региональных и отраслевых банков за счет любых активов для подъема и модернизации промышленных отраслей. Предложение: создать Отраслевой промышленный банк (ОПБ): 1) для финансирования и развития региональной промышленности; 2) для интеграции с промышленными отраслями, предприятиями
ков — устойчивые и стабильные, третий же уровень целесообразно дополнить новыми банками и укреплением их активов.
Задачи реорганизации банковской деятельности «четвертого уровня» примерно таковы:
1) не оставить вкладчиков без их сбережений, а предложить им другую форму финансовых вложений;
2) с учетом региональных приоритетов найти прибыльное вложение свободных капиталов в промышленный комплекс (возможно, совместно с другими финансовыми организациями);
3) для этой категории банков как для финансово сильных, на взгляд авторов, целесообразна интеграция с промышленными отраслями. Особенность этой интеграции в том, чтобы, осуществив модернизацию с учетом новых технологий, нововведений и инноваций, новая форма интегрированных финансово-промышленных структур или объединений из «слабых» рывком превратилась в «сильные», высокоэффективные производства, с выпуском качественной, конкурентоспособной на международном рынке продукции. В этом случае (условно) «четвертый уровень» банков может перейти в «третий».
Рассмотрим общую структуру банковской сферы и покажем участки возможного реформирования (рис. 6).
Авторами на рис. 6 обозначена связь российской банковской системы с внешним миром. Далее дана
существующая сеть российских банков. Акцентировано внимание на региональных и отраслевых банках. Существуют региональные банки, которые находятся и работают в своих регионах (например, в Краснодарском крае — ОАО «Крайинвест»). Есть отраслевые банки с государственным участием, которые помогают развиваться другим регионам. Например, банк, главным акционером которого является ОАО «Роснефть», — Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) имеет филиалы (около 100) более чем в 40 городах Российской Федерации [4]. Широкую сеть сформировало ОАО «Газпромбанк». Как отраслевой банк он не только успешно действует в своей сфере, но и помогает развиваться другим регионам. Например, в Мордовии при строительстве завода по выпуску оптического волокна (инновационной продукции) стали инвесторами и вступили в договорные отношения Правительство Республики Мордовия, ОАО «Газпромбанк» и ОАО «РОСНАНО» [13].
Не вызывает сомнения целесообразность укрепления регионально-территориальных банков и концентрация капитала «слабых» коммерческих банков на уровне региона для участия в решении приоритетных задач. Какую бы финансовую политику они не вели, задача у них одна — финансирование (целевое, проектное или др.) предприятий, компаний, объединений данного конкретного региона и его развития [17]. С учетом изменения финансовой политики изменятся структура и финансовый менеджмент.
Международный Всемирный Всемирная торго-
валютный фонд Банк вая организация
(МВФ) (ВТО)
Банк международных расчетов (БМР)
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР)
Зарубежные банки
Членство Банка России
Выгодные кредиты
Структурные реформы
Сбербанк России
Банк развития
Банк России
Реформа финансовой и кадровой политики
Е
«-Г
ВТБ
Региональные банки - образование □□□□□□□
Российский экспортно-импортный банк
Другие банки с государственным участием □ □□
Отраслевые банки Газпромбанк
Россельхозбанк
ВБРР
и др. Создать
Другие коммерческие банки |—.
□ □ □ ш У
Самостоятельные Слияние Поглощение
(шУ
□ □ □ □
Филиалы банков Микрозаймы
Отраслевой промышленный банк
Мебельная промышленность (или др.)
Склад, магазин, экспорт
Рис. 6. Реформирование структуры и менеджмента банковской сферы
Также в схеме определено место интегрированной структуры «Национальное холдинговое объединение» (НХО) и Отраслевого промышленного банка (из разных активов) (рис. 7).
Следует отметить, что финансовая система отражает экономическую сущность государства и
ее финансовую политику. Подъем промышленного производства с помощью инноваций в настоящее время — первостепенная задача. Велика потребность в отраслевых промышленных банках, слиянии банковского и промышленного капиталов в финансовый капитал. Особенностью создания промышленного
Акции государства, юридических и физических лиц
Инвестиции: частные, иностранные
Финансовые организации, фонды
Государственные активы
Рис. 7. Концентрация капитала для создания Отраслевого промышленного банка
банка является концентрация капиталов, в том числе «слабых», в один «сильный» субъект.
Создать Отраслевой промышленный банк (ОПБ) можно по ряду вариантов:
1) произойдет слияние двух и более банков, которые не выдерживают конкуренции и вынуждены покинуть финансовый рынок (причем, с другой финансовой политикой);
2) в такой банк могут войти региональные банки, банки с государственным участием и государственными программами, финансовые организации, фонды, иностранные и частные инвесторы, юридические и физические лица;
3) собрав акции, доли, целевые, проектные, финансовые вложения и другие активы, в том числе промышленные и отраслевые, можно создать отраслевой или многоотраслевой промышленный банк, в том числе российский, региональный или областной, краевой и т.д., как для самостоятельного функционирования и в целях инновационного переоснащения и модернизации промышленности, так и для интеграции с производством: от цеха, завода, фабрики до отраслей одной цепи или разнородных структур промышленного или сельскохозяйственного производства.
Итак, можно сделать следующий вывод: для устойчивого развития российской экономики и расширения внешнеторговых связей целесообразно решить проблемы институциональных преобразований, корректировки и реформирования финансовой системы как по степени необходимости, так по степени актуальности.
Создание интегрированных структур на примере Краснодарского края
Спрогнозируем и рассмотрим подобную модель интегрированной структуры на примере промышленности Краснодарского края как одного из перспективных и привлекательных в инвестиционном плане регионов России.
Промышленный комплекс Краснодарского края включает 5,5 тыс. предприятий металлургии, машиностроения, химического комплекса, легкой и стекольной промышленности, деревообрабатывающих и мебельных производств, производителей целлюлозно-бумажных изделий, с численностью работающих около 68 тыс. чел. Одним из существенных факторов, влияющих на темпы роста промышленного производства в крае, является износ основных производственных фондов (табл. 4).
Так, по итогам 2012 г. износ промышленного оборудования достиг 60-70%. Промышленным предприятиям не хватает собственных средств для модернизации производства. Банки предлагают высокую процентную ставку по кредитам и на краткосрочный период, что невыгодно предприятиям. Для малых и средних предприятий предоставляется дорогой лизинг, отсутствует сотрудничество с зарубежными банками. Таковы выводы научно-практической конференции «Приоритетные направления и механизмы реализации региональной промышленной политики», которая состоялась в Краснодаре [2].
Таблица 4
Количество предприятий промышленного комплекса Краснодарского края и показатели износа оборудования
Отрасль промышленности Предприятия, всего Численность работающих, чел. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. Износ оборудования, %
Металлургическое производство, производство готовых металлических изделий 985 10 200 18 100 29,2
Машиностроительный комплекс: производство машин, электрооборудования, транспортных средств 1 826 27 600 22 000 58,3; 69,8; 63,9
Химический комплекс: производство машин и оборудования, резиновое и пластмассовое производство 825 9 300 18 050 42,8; 54,0
Стекольная и фарфоровая промышленность 8 1 500 23 520 71
Легкая промышленность: швейное производство, обувное и кожевенное производство 511 5 900 10 918 72; 57
Деревообрабатывающая промышленность 754 4 205 9 508 68,5
Мебельная промышленность 699 5 734 10 809 37,6
Целлюлозно-бумажная промышленность 88 1 962 19 226 41,4
Источник: составлено авторами по итогам исследования.
Итак, допустимо и заслуживает особого внимания одновременное решение двух проблем — финансовой и промышленных сфер. Мировой опыт деятельности транснациональных корпораций и российский опыт создания нефтяных и оборонных конгломератов показывает их эффективность.
Наиболее оптимальным путем будет формирование национальных холдинговых объединений конкретного промышленного региона (по принципу ТНК): «банк — завод — магазин» или «банк — завод», или «фабрика — экспорт». В их рамках финансовые организации (Отраслевой промышленный банк) и производители товаров, организаторы сбыта на международном рынке будут действовать как единый финансово-хозяйственный субъект. Например, в Краснодарском крае увеличился износ промышленного производства в деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Выгодно пополнить капиталовложениями данное производство, довести выпуск качественной продукции до мировых стандартов, перерабатывая свой российский лес, а не отправляя его на экспорт как сырье. А затем можно экспортировать продукты переработки с «итальянским» качеством и соответствующими ценами на российские и зарубежные рынки (рис. 8, 9).
Схемы на рис. 8, 9 даны в общем объеме вариантов интеграции и инвестиций. Имеются варианты объединений только вертикальных или только горизонтальных цепочек промышленного производства. В начальной части проекта по созданию национальных холдинговых объединений (НХО)
возможна деятельность НИОКР. В финансовой части возможна интеграция частного и государственного капиталов.
Объединение финансовых и промышленных сфер в единую структуру (по выбору друг друга) даст российской экономике шанс для развития промышленности в отдельных регионах и в целом по Российской Федерации. Для этого особенно важно укрепить регионы промышленными банками и национальными холдинговыми объединениями на основе существующего законодательства.
Если рассматривать НХО как новую финансово-промышленную структуру, то требует объяснения сущность названия «национальные холдинговые объединения».
Холдинг — holding (по определению современных экономических терминов) — держательская компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний в целях управления и контроля за их деятельностью. Она имеет головное и дочерние подразделения. Эта часть определения берется за основу. Причем дочерние предприятия, возможно, могли бы расположиться в регионах, где есть сырье, в том числе и в свободных экономических зонах, и на территории других стран.
Холдинговые объединения — это соответствующие холдинговой структуре образования с функциями финансового инновационного менеджмента. Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банки уже несут в себе холдинговую структуру,
Отраслевой Интеграция
промышлен- —► в НХО
ный банк
Концентрация капитала
s
S
о
С
Щ
Я
Щ
а £
а <ц
m
Интеграция вертикальных и горизонтальных субъектов промышленности
Рис. 8. Схема интеграции финансовых и промышленных субъектов
имея головную кредитную организацию банковской группы и ее участников, еще больше расширяя свою сеть. Далее финансовый холдинг сливается с другой разнородной структурой. Например, с мебельной или пищевой промышленностью, которая также представляет собой другой отраслевой блок или многоотраслевой холдинг: закупка сырья, производство, сбыт, торговля, сервис, инфраструктура, логистика, экспорт и т.д. Итог — два или несколько холдингов образуют холдинговые объединения.
Холдинговые объединения — это не просто результат слияния финансовых и промышленных предприятий по принципу формирования финансово-промышленных групп (ФПГ) (Федеральный закон от 22.06.2007 № 115-ФЗ «О финансово-промышленных группах» утратил свою силу в связи с несоответствием нормам Гражданского, Таможенного и Налогового кодексов РФ), а итог слияния разнородных холдингов, т.е. объединение уже существующих холдингов или вновь образующихся при объединении (термин «объединение холдингов» — неточен, так как закон о холдингах не принят, «холдинговые объединения» — название более правильное, так как слияние разных и разнородных структур как объединений регулируется Гражданским кодексом РФ).
Уточнение «национальные» означает, что экономическая сущность холдинговых объединений призвана сначала поднять на новый инновационный уровень национальную экономику, поддержать сначала отечественный рынок (промышленных и продовольственных товаров, услуг) и выйти на зару-
бежные рынки стран: Таможенного союза, БРИКС, СНГ, Латинской Америки и т.д. [18]. Национальные холдинговые объединения — это интегрированные структуры, находящиеся на территории Российской Федерации (возможны дочерние предприятия на территории дружественных стран или единого экономического пространства).
Рассмотрим схему деятельности интегрированной структуры (рис. 9).
В схеме приведена интегрированная структура НХО на примере процессов подъема мебельной промышленности, что не исключает создание подобных национальных холдинговых объединений на любом участке реального сектора экономики.
Итак, подведем итог рассмотрения сущности названия.
Национальное холдинговое объединение (НХО) — это новая интегрированная структура, объединяющая в себе методом (способом) слияния предприятия разных сфер экономики (финансовая и промышленная; финансовая и агропромышленная и т.п.) по принципу вертикального (технологическая цепочка) и горизонтального (различных сфер) слияния, имеющая юридическую и хозяйственную самостоятельность. По характеру отношений она может быть частной или смешанной (частно-государственной). Эта структура оснащена новым технологическим оборудованием, инновационным менеджментом, НИОКР, поддерживает слабые отрасли до их устойчивого развития и полной модернизации с учетом выпуска конкурентоспособного и качественного товара, имеет головные и
Интегрированная структура
Промышленный банк
Мебельная промышленность (или др.)
Капиталовложения. Инновации
Возможно: инвестиции, ценные бумаги (доверительное управление)
Продукция. Склад. Экспорт
Магазин
Инфраструктура
Облигации, акции
Национальная платежная система НПС 2% Россия, ТС, БРИКС
Продажа
Покупатели: Россия, страны ТС, страны БРИКС
Дочерние предприятия НХО в России, в странах ТС, в странах БРИКС
(сырье - российский лес)
Российский рынок
Зарубежный рынок
Примечание. ТС — Таможенный союз.
Источник: разработана авторами по результатам исследования.
Рис. 9. Схема деятельности интегрированной структуры «Национальное холдинговое объединение» (НХО)
дочерние предприятия, общую производственную инфраструктуру, осуществляет свою деятельность на отечественном и зарубежном рынках [20].
В современной экономической литературе представлено многообразие точек зрения на сущность подобных объединений. Опираясь на множество альтернатив и обоснований, следует утвердительно сказать, что с точки зрения российского и зарубежного законодательства НХО дан «зеленый свет». Экономическая, бухгалтерская и юридическая основа для этого есть (рис. 10).
Авторами представлены предложения, с помощью которых в настоящее время можно создать национальные холдинговые объединения, в том числе на региональном уровне. Содействие в этом могут оказать комитеты (комиссии) «быстрого реагирования законов», созданные для регулирования внешнеэкономической деятельности [6].
Однако с учетом объединения структур антимонопольное законодательство указывает, что суммарная балансовая стоимость активов не должна превышать 150 млн МРОТ по месту нахождения
Источник: составлено авторами по результатам исследования.
Рис. 10. Юридическое, бухгалтерское и экономическое обеспечение формирования национальных холдинговых объединений (НХО
объединения. В связи с инновационным развитием и инвестиционной привлекательностью промышленного комплекса России, ее областей и регионов необходимо на законодательном уровне пересмотреть и увеличить базу МРОТ для таких объединений или принять специальное постановление Правительства РФ о создании крупных финансово-промышленных объединений, аналогичных тем, что сформированы в нефтегазовой сфере и оборонном комплексе.
С помощью методов исследований (научного познания, анализа и синтеза, систематизации, исторических аналогий) выработано объективное видение решения данных проблем. Финансово-промышленные группы в 1990-е гг. не получили широкого распространения. Сейчас пришло их время. Они необходимы, но с инновационными преобразованиями. Наступил критический момент в поддержке национальной промышленности не-
сырьевого назначения. Производство товаров народного потребления является важным и жизненно необходимым не только для обеспечения занятости населения страны и его благосостояния, но и для социально-экономического развития России, укрепления ее внешнеторговых связей. Финансовым институтам предложено включить свои капиталы в промышленный комплекс и поддержать его инновационное развитие. Предпосылки и перспективы этого отражены в PEST-анализе (рис. 11).
В PEST-анализе использованы данные Банка России, государственной статистики [5] и Межрегиональной конференции «Банки в экономике Юга России» [10], состоявшейся в октябре 2014 г. в Краснодаре.
Авторами предложена надежная и перспективная форма объединения: интеграция банков с индустрией, требующей инновационных преобразований.
Политические факторы (Р) Экономические факторы (Е)
Внесены изменения в законодательство: в Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле». Продолжается обсуждение законопроекта «О промышленной политике в РФ». Минфин России стремится законодательно обеспечить выполнение государственных программ («О развитии ВЭД»; «О развитии науки и технологий»). Заключены соглашения о внешнеторговом сотрудничестве со странами СНГ (ЕврАзЭС), БРИКС, определена единая экономическая политика со странами Таможенного союза Замедление экономического роста в первом полугодии 2014 г Тенденции в банковской сфере: - в первом полугодии 2014 г. продолжился рост структурного дефицита ликвидности банковского сектора; - международные резервы в сравнении с началом года уменьшились на 31,3 млрд долл. и на 01.07.2014 составили 473 млд долл.; - ставки по кредитам в 2014 г. росли быстрее, чем по депозитам. Среднемесячная цена нефти «Юралс» (июнь-август) снизилась со 109,6 до 101,4 долл. за баррель. Высок экспорт сырья и импорт продовольствия
Перспективы В связи с санкциями со стороны стран ЕС и США деловые круги ищут приоритеты развития экономики за счет внутренних резервов: 1) развитие промышленного производства (все виды); 2) развитие сельского хозяйства (все виды); 3) развитие туристического бизнеса в России (побережье Краснодарского края, Крым и др.); 4) развитие химической промышленности и переработка продукции нефтехимии — экспорт готовой продукции Перспективы Доходность от вложения средств — в кредитование малого, среднего бизнеса. Внедрение национальных холдинговых объединений (НХО) в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Концентрация, слияние банковского и промышленного капитала: образование новых банков — отраслевых, промышленных (ОПБ) для интеграции с промышленными отраслями в целях модернизации и внедрения инноваций, повышения эффективности производства, выпуска новых товаров на экспорт
Социально-культурные факторы Технологические факторы (Т)
Численность населения РФ -143,7 млн чел., из них городского населения — 106,6 млн, сельского — 37,1 млн чел. (74 и 26% соответственно). Прибыло в РФ 482 241чел., в том числе из СНГ — 422 738 чел. (без Украины). Показатель уровня жизни населения растет за счет заработной платы частных коммерческих фирм; произошло изменение содержания слоев населения: 1) бюджетная сфера: учителя, врачи, студенты, пенсионеры, безработные; 2) коммерческая сфера: владельцы и совладельцы крупных заводов, фирм, частных компаний, банков и т.д. Образованность населения растет, дефицит составляют рабочие и технические профессии В Краснодарском крае с начала года реализуется 225 крупных инвестиционных проектов (около 900 млрд руб.). За счет объединения объем кредитного портфеля банков, работающих на территории региона, за 9 мес. 2014 г. увеличился на 17% и достиг 1,2 трлн руб. Экономике Краснодарского края необходимы кредиты на модернизацию производства, поддержку предприятий агропромышленного комплекса. Президентом России и губернатором Кубани поставлены задачи по развитию импортозамещающих производств. И в первую очередь необходимо обеспечить кредитование импортозамещающих проектов в сельском хозяйстве края и всего Юга России. Целесообразно в полной мере использовать промышленный капитал края. Проблемы: - большой процент износа промышленного оборудования, необходима полная его модернизация; - переход на инновационную экономику требует внедрения новых технологий
Перспективы Результаты внедрения НХО: за счет открытия дочерних предприятий в странах ТС, СНГ, БРИКС в России будут решены следующие проблемы: -нехватка рабочих разной специальности; - уменьшение миграционных процессов; - увеличение заработной платы и социальных выплат за счет «индустриального рывка». Создание инфраструктуры в зонах экономической свободной торговли ТС Перспективы Участие НИОКР в образовании НХО. Перевод транспорта на более дешевые энергоносители, в том числе газовые. Насыщение внутреннего рынка для предприятий индустрии дешевыми продуктами нефтепереработки. Строительство станкостроительных, металлургических заводов (с участием НХО). Строительство железных дорог, скоростных РЖД, вагоност-роительство, возведение портов, причалов, складов, перевалочных баз, создание инфраструктуры для таможни
Рис. 11. PEST-анализ. Предпосылки и перспективы внедрения национальные холдинговых объединений (НХО).
Программа внедрения рассчитана на 3 года.
Внедрение подобных структур позволяет эффективно решать политические, экономические, социально-культурные и технологические проблемы.
Таким образом, результаты проведенного исследования выявили следующие важные задачи:
- целесообразно (в связи с последними событиями на международной арене) реформировать кадровую и финансовую политику российских банков не только в отношении внешнеэкономической деятельности, но и российской экономики в целом;
- в целях макроэкономической стабильности регионов следует провести некоторые структурные изменения, укрепить региональные банки для поддержки региональной экономики;
- необходимо учредить дополнительные отраслевые банки для поддержки конкретных отраслей промышленности — отраслевые промышленные банки. В том числе для интеграции с промышленной группой в национальные холдинговые объединения для сохранения и увеличения капитала;
- с учетом малого уставного капитала некоторых банков следует предложить им слияние капитала как с крупными промышленными объединениями, так и с малыми промышленными структурами (финансовая организация, цех, ферма и т.д.);
- микрозаймы — дорогостоящая и неэффективная форма для всех групп социально-экономического развития. Вполне вероятно, что спрос на потребительское кредитование физических лиц уменьшится. Поэтому целесообразно пересмотреть планирование доходности банков за счет вливания свободного капитала в российскую экономику;
- необходимо усилить кадровую политику, создав многоуровневый финансовый менеджмент в целях интенсивного внедрения инновационных систем.
Опираясь на многообразие точек зрения о функциях инновационного менеджмента [23, 23], авторы разработали методологию внедрения управленческих функций и методов при проведении реформ (рис. 12).
В данной методологии функции инновационного менеджмента по внедрению национальных холдинговых объединений в экономику делятся на четыре этапа. Каждый этап наделен «.. .определенным содержанием деятельности по управлению» данным проектом [15]. Первый этап — предварительная работа: идеи, цели, мониторинг рынка, инноваций, законодательной базы, диагностика
внутренней и внешней среды, выбор метода исследований и методологии внедрения. Второй этап — принятие стратегических решений. Он предусматривает большую целенаправленную работу: многообразие методов прогнозирования, экспертных оценок, экономических расчетов, сведения балансов, риски, доходность. Причем именно на данном этапе целесообразно участие НИОКР, чтобы на следующем этапе практического внедрения (интеграция, планирование, проектирование, финансирование) исключить возможные ошибки. Четвертый этап — организация и контроль. Он зависит от многоуровневого менеджмента, его функций, ответственности, профессионализма, мотивации коллективов и всех его участников [3].
Выводы
Внедрение в российскую экономику таких новых интегрированных структур, как национальные холдинговые объединения (НХО), в перспективе даст значительные результаты:
1) это положит начало модернизации отсталых отраслей, расширению производства, увеличению выпуска и качества продукции;
2) обеспечит стабильность и высокую доходность банковской сфере;
3) обеспечит новые рабочие места, достойную заработную плату, улучшение благосостояния населения,
4) повысится занятость квалифицированных работников, экономистов и финансовых менеджеров.
Также увеличится количество мелких и крупных внешнеторговых операций, произойдет наращивание экономических отношений со странами Таможенного союза и БРИКС, СНГ, Латинской Америки и др. В коммерческих банках повсеместно появится необходимость открывать международные счета. Укрепится макроэкономическая стабильность регионов Российской Федерации, улучшатся экономические показатели, появится неоценимая возможность решения многих социальных вопросов.
Значимость данного предложения, его актуальность и государственная приоритетность подтверждена в речи Президента России В.В. Путина на VI Инвестиционном форуме «Россия зовет», прошедшего 02.10.2014 в Москве: «Наряду с развитием внешней торговли, стимулированием экспорта, участием в интеграционных проектах мы намерены в полной мере использовать одно
Функции инновационного менеджмента (по внедрению НХО)
I
1. Этап предварительной работы
Определение цели:
- создание интегрированной структуры НХО (по принципу ТНК);
- развитие промышленности и сохранение стабильности экономики
Мониторинг рынка и инноваций; изучение опыта мировых ТНК; наличие законодательной базы НХО; диагностика внутренней и внешней среды
Выбор методов исследований и методологии внедрения НХО
2. Этап принятия стратегических решений
Прогнозирование (методы) Экономические расчеты
Количественные: — экстраполяция тенденций; - моделирование Качественные: сетевые; сценариев развития; исторической аналогии; экспертных оценок; морфологического анализа Экономические и бухгалтерские расчеты; сведение балансов; доходность; риски; выбор финансирования предприятия НИОКР
3. Этап практического внедрения НХО
Планирование:
- подготовка планов, бизнес-планов;
- разработка программ нововведений;
- определение ресурсов, сроков;
- подготовка плана по реализации нововведения (с учетом возможностей отрасли или предприятия, финансовой организации, рисков и законодательства)
Проектирование: совместный проект (интеграция субъектов) или несколько портфелей инновационных проектов:
- по уровню доходности;
- по уровню риска;
- по межрегиональным
и международным связям
Финансирование инновационных программ; инвестиции, выпуск
и продажа акций отрасли или предприятия; капиталовложения; объединение капиталов
4. Этап организации и контроля
Организация Формирование коллективов и многоуровневого менеджмента материнских и дочерних структур. Распределение функций и полномочий, закреплений функций и ресурсов, определение форм и видов ответственности на всех участках объединенного холдинга. Льготы, налоговые и таможенные пошлины и др. Мотивация Совместное творчество, методы правовой защиты разработчиков нововведений и т.д.
Аназиз, контроль, регулирование Выполнение планов, выявление противоречий, внесение изменений
Рис. 12. Функциональная структура инновационного менеджмента
из конкурентных преимуществ России — емкий внутренний рынок. По объему он занимает шестое место в мире. Наша задача в ближайшие годы осуществить индустриальный рывок, создать сильные национальные компании в обрабатывающих секторах, способные производить конкурентоспособную продукцию» [9].
Проявление ответственности у руководителей высшего и среднего звена — от топ-менеджера отрасли, предприятия, фирмы до рядового сотруд-
ника, будет способствовать принятию выгодных для страны и населения решений, в том числе в сфере экономики.
Список литературы
1. Адрианов В. Актуальные проблемы развития банковской системы России: основные проблемы внедрения международных стандартов достаточности капитала. URL: http://viperson.ru/wind. php?ID=669465.
2. Бекетов В.А. Приоритетные направления и механизмы реализации региональной промышленной политики. 2013. URL: http://www.kubzsk. ru/deputiesPlace/commitee/comm5/comm5_eko/ ?detail=1&SECTION_ID=391&ID=28805.
3. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент. М.: Проспект, 2014. 483 с.
4. Государственные банки России. Группа ВБРР. URL: http://www.vbrr.ru/contacts/#m.
5. Демография. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/#.
6. Егорова Л.И., Коробейникова М.С. Инструменты совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов на примере Краснодарского края // Экономика устойчивого развития. 2013. № 15. С. 50-56.
7. Ендовицкий Д.А., Щербакова Н.Ф., Исаен-ко А.Н. Финансовый менеджмент. М.: Рид Групп, 2012. 800 с.
8 . Минфин Ро ссии. Программа развития внешнеэкономической деятельности РФ. URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/04/main/ Rash_kolleg_2014.pdf.
9. Путин В.В. Развитие России: в поисках новых возможностей. URL: http://www.kremlin. ru/news/46713.
10. Перонко И.А. Банки в экономике Юга России. URL: http://finmaret.kubangov.ru/about/info/ news/558/.
11. Печалова М.Ю. О перспективах развития российских банков с государственным участием. URL: http://www.bankmib.ru/3155.
12. Себекин Д. Базель III: перспективы и возможности. URL: http://www.universitys.ru/
storage/2014/05/12/3857-sbornik_innovatcii_2013_
ch.2.pdf.
13. Первый в России завод по производству оптического волокна. URL: http://www.rusfiber. ru/main.html.
14. Сведения о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе по состоянию на 01.09.2014. URL: http://www. cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/cr_inst_ branch_010914 .htm&pid=pdko_sub&sid=sprav_cdko.
15. Управление проектами / под ред. И.И. Ма-зура и В.Д. Шапиро. М.: Омега-Л, 2013. 960 с.
16. Чеботарь Ю.М. Финансы и финансовые рынки. М.: Рид Групп, 2011. 368 с.
17. ШевченкоИ.В., СтанкевичА.С. Банковское проектное финансирование в РФ — объективное наличие или субъективное отсутствие? // Финансы и кредит. 2007. № 32. С. 53-56.
18. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Оценка инновационного потенциала национальной экономики // Финансы и кредит. 2005. № 33. С. 6-16.
19. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. № 14. С. 7-16.
20. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика // Экономика: теория и практика. 2014. № 3. С. 13-22.
21. Visa и MasterCard: дешевле уйти из России, чем остаться. URL: http://itar-tass.com/ ekonomika/1187312.
22. Weber O., Remer S. Social Banks and the Future of Sustainable Finance. London. UK: Routledge. 2011.
23. Woelfel Ch. J. Encyclopedia of Banking and Finance. Tenth Ed. Chicago. IL. Probus Publishing. 1994.
Finance and Credit Banking
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
COMMERCIAL BANKS AND INNOVATION PROSPECTS FOR FINANCIAL AND INDUSTRIAL POLICY OF THE STATE TO ASSIST RUSSIA'S EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY: THEORY AND PRACTICE
Igor' V. SHEVCHENKO, Mariya S. KOROBEINIKOVA
Abstract
Subject The economic sanctions imposed by the European Union and the USA on Russia made the financial and industrial policy of our State a subject of in-depth study for representatives of academic community, the State, and business. Innovation priorities of economic development, interest in long-term foreign trade relations with the Customs Union, the CIS and the BRICS countries have become particularly important nowadays.
Objectives The objective of the study is to identify reserves and innovation prospects for joint activity of commercial banks and industrial spheres of economy, including the regional level. The study designates the role of banks in assisting the foreign economic activity of Russia. It also defines the joint problems of developing and reforming the financial and industrial policy of the State on the Krasnodar Krai case as one of the territories that are attractive for long-term investment. Methods We identified banks' reserves uninvolved in financing the regional industry by using the methods of analysis and synthesis, systematization and comparison, and expert evaluation. To enhance the role of financial structures at the regional level, we propose to establish industry-specific corporate banks. We developed concentration models for financial and industrial capitals consolidation for the purpose of integration with production industries (with possible participation of research and development). The paper offers a four-stage methodology and functional structure of innovation management to introduce the new integrated model.
Results We have proposed creating the new financial and industrial integrated structures (forms), i.e. national holding associations, to assist in surging, expanding, and modernizing the industry of regions. In addition, the national holding associations will support innovation and manufacture hi-tech and high quality product to be able to compete in the international markets. We give a
definition to the new structure and emphasize that it is expedient that the regulators and organizations would use the solution as a protection against reduction in the rates of production, inefficiency, and bankruptcy. Conclusions and Relevance The use of the offered model (form) will enable to involve reserve capacities of industrial production, restore momentum to the renovation of the Russian industrial sector, and provide financial stability and efficiency of foreign economic activity.
Keywords: innovation, commercial banks, financial system, financial policy, reforming, industrial policy, integration, national holding associations, foreign economic activity, innovation management
References
1. Adrianov V. Aktual 'nye problemy razvitiya bank-ovskoi sistemy Rossii: osnovnye problemy vnedreniya mezhdunarodnykh standartov dostatochnosti kapitala [Actual development problems of the Russian banking system: the main problems of implementing the international standards of capital adequacy]. Available at: http://viperson.ru/wind.php?ID=669465. (In Russ.)
2. Beketov V.A. Prioritetnye napravleniya i mekhanizmy realizatsii regional 'noi promyshlen-noi politiki. 2013 [Priorities and mechanisms of implementing the regional industrial policy. 2013]. Available at: http://www.kubzsk.ru/deputiesPlace/ commitee/comm5/comm5_eko/?detail= 1 &SECTION_ ID=391&ID=28805. (In Russ.)
3. Gorfinkel' V.Ya., Popadyuk T.G. Innovatsion-nyi menedzhment [Innovation management]. Moscow, Prospekt Publ., 2014, 483 p.
4. Gosudarstvennye bank Rossii. Gruppa VBRR [State banks of Russia. The RRDB group]. Available at: http://www.vbrr.ru/contacts/#m. (In Russ.)
5. Demografiya. Federal 'naya sluzhba gosudarst-vennoi statistiki [Demography. Federal State Statistics
Service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/#. (In Russ.)
6. Egorova L.I., Korobeinikova M.S. Instrumenty sovershenstvovaniya regulirovaniya vneshneekonom-icheskoi deyatel'nosti khozyaistvuyushchikh sub"ektov na primere Krasnodarskogo kraya [The tools to improve the regulation of foreign economic activity of economic entities on the Krasnodar Krai case]. Ekonomika us-toichivogo razvitiya = The Economics of Sustainable Development, 2013, no. 15, pp. 50-56.
7. Endovitskii D.A., Shcherbakova N.F., Isaenko A. N. Finansovyi menedzhment [Financial management]. Moscow, Rid Grupp Publ., 2012, 800 p.
8. Minfin Rossii. Programma razvitiya vneshneeko-nomicheskoi deyatel 'nosti RF [Ministry of Finance of the Russian Federation. Program for development of foreign economic activity of the Russian Federation]. Available at: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/04/ main/Rash_kolleg_2014.pdf. (In Russ.)
9. Putin V.V. Razvitie Rossii: v poiskakh novykh vozmozhnostei [Development of Russia: in search of new opportunities]. Available at: http://www.kremlin. ru/news/46713. (In Russ.)
10. Peronko I.A. Banki v ekonomike Yuga Rossii [Banks in the economy of the South of Russia]. Available at: http://finmaret.kubangov.ru/about/info/ news/558/. (In Russ.)
11. Pechalova M.Yu. O perspektivakh razvitiya ros-siiskikh bankov s gosudarstvennym uchastiem [On development prospects for the Russian State-owned banks]. Available at: http://www.bankmib.ru/3155. (In Russ.)
12. Sebekin D. Bazel'III: perspektivy i vozmozh-nosti [Basel III: prospects and opportunities]. Available at: http://www.universitys.ru/storage/2014/05/12/3857-sbornik_innovatcii_2013_ch.2.pdf. (In Russ.)
13. Pervyi v Rossii zavod po proizvodstvu op-ticheskogo volokna [The first optic fiber plant in Russia]. Available at: http://www.rusfiber.ru/main.html. (In Russ.)
14. Svedeniya o kolichestve deistvuyushchikh kreditnykh organizatsii i ikh filialov v territorial'nom razreze po sostoyaniyu na 01.09.2014 [Information on the number of operating credit organizations and their branches broken down by territories as of September 01, 2014]. Available at: http://www.cbr.ru/statistics/ print.aspx?file=bank_system/cr_inst_branch_010914. htm&pid=pdko_sub&sid=sprav_cdko. (In Russ.)
15. Upravlenieproektami [Project management]. Moscow, Omega-L Publ., 2013, 960 p.
16. Chebotar' Yu.M. Finansy i finansovye rynki [Finance and financial markets]. Moscow, Rid Grupp Publ., 2011, 368 p.
17. Shevchenko I.V., Stankevich A.S. Bankovskoe proektnoe finansirovanie v RF — ob"ektivnoe nalichie ili sub"ektivnoe otsutstvie? [Banking project finance in the Russian Federation: is it objectively available or subjectively non-available?]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2007, no. 32, pp. 53-56.
18. Shevchenko I.V., Aleksandrova E.N. Otsenka innovatsionnogo potentsiala natsional'noi ekonomiki [Assessing the innovation potential of the national economy]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2005, no. 33, pp. 6-16.
19. Shevchenko I.V., Aleksandrova E.N. Inno-vatsionnaya ekonomika: voprosy teorii i osnovnye tendentsii razvitiya [Innovation economy: issues of the theory and main development trends]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2005, no. 14, pp. 7-16.
20. Shevchenko I.V., Korobeinikova M.S. Novye integrirovannye struktury kak innovatsionnye formy razvitiya rossiiskoi ekonomiki: teoriya i praktika [New integrated structures as innovative forms of the Russian economy's development: theory and practice]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory and Practice, 2014, no. 3, pp. 13-22.
21. Visa i MasterCard: deshevle uiti iz Rossii, chem ostat'sya [Visa and MasterCard: to leave Russia is cheaper than to stay]. Available at: http://itar-tass. com/ekonomika/1187312. (In Russ.)
22. Weber O., Remer S. Social Banks and the Future of Sustainable Finance. London, UK, Routledge, 2011.
23. Woelfel Ch.J. Encyclopedia of Banking and Finance. Tenth Ed. Chicago, IL, Probus Publishing, 1994.
Igor' V. SHEVCHENKO
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
Mariya S. KOROBEINIKOVA
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article is supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Kuban State University.