СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ
УДК 371.487; 379.8.091.4; 371.217.3
М. А. Лаврентичева
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ
В статье раскрывается организация физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой работы в школьном летнем лагере с дневным пребыванием, в соответствии с требованием ФГОС характеризуются универсальные учебные действия, которые успешно формируются во время занятий с учащимися.
The article deals with the organization of sports and recreational tourist local lore work in the school summer camps with day stay, as required by the FGOS are characterized by universal educational actions that successfully formed during classes with students.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная и туристско-краевед-ческая работа, школьный летний лагерь, универсальные учебные действия.
Keywords: physical wellness and tourist local lore work, school summer camp, universal educational actions.
В системе непрерывного образования летние каникулы играют весьма важную роль в развитии, воспитании и оздоровлении учащихся [1], поскольку лишь незначительная часть школьников охвачена внеклассными и внешкольными формами физкультурных занятий в учебном году. Компенсировать недостаточную оздоровительную эффективность школьного образования призваны летние лагеря туристско-краеведческой и спортивной направленности.
Организация школьных оздоровительных лагерей, как отмечает С. В. Кривицкая, является одной из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Содержанием летнего досуга должен стать активно организо-
ванный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма, а также обеспечение активного взаимодействия с окружающим миром [2].
Перед педагогами стоит задача профилактики физического и психологического здоровья детей путем осуществления комплекса медицинских, физкультурно-спортивных и туристских мероприятий. Физическое воспитание детей в лагерях - это очень сложный и многогранный процесс. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований, туристско-краеведчес-ких мероприятий [3]. Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, походы - один из методов внеклассной работы
По мнению таких авторов, как Е. Е. Кумскова, Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко, С. И. Лобачева, Е. И. Гончарова, Ю. С. Паутова, летние оздоровительные лагеря являются важным звеном в общей системе физического воспитания школьников, а комплекс спортивно-оздоровительных и туристских мероприятий способствует улучшению физической подготовки и повышению спортивных достижений [4].
Физическое воспитание в летнем школьном лагере имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и туристских мероприятий. Эти особенности предопределены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности; более широкими возможностями, чем в учебном году, для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности.
Ежегодно на базе МОУ Яхромской СОШ № 1 для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания «Радость». В нем отдыхают 100 учащихся в возрасте от 6 до 15 лет. Обязательным является приглашение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Оздоровительные составляющие жизни летнего лагеря в нашей школе - это оптимальный двигательный режим, сбалансированное трехразовое питание, дневной
сон, гигиенические навыки, что обеспечивает здоровый образ жизни воспитанников.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере являются сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу обязательно включаются следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены (измерение массы тела, роста, жизненного объема легких, артериального давления);
- утренняя гимнастика (проводится ежедневно с музыкальным сопровождением в течение 10-15 минут: в хорошую погоду -на открытом воздухе, в непогоду - в спортивном зале);
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий (по примечательным местам нашего города);
- организация выездных экскурсий (в зоопарк, ботанический сад, краеведческие музеи);
- организация туристских мероприятий (спортивное ориентирование, контрольно-туристский маршрут, полоса препятствий);
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий (Спартакиада городских и загородных лагерей, первенство лагерей по пионерболу и футболу);
- спортивные игры и эстафеты (включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки, которые способствуют созданию хорошего настроения у детей, развитию таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость);
- занятия плаванием в бассейне 2 раза в неделю.
Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проводятся с учетом возраста детей (7-9 лет - младшая возрастная группа; 10-12 лет - средняя возрастная группа; 1315 лет - старшая возрастная группа), состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности и являются составной частью режима дня летнего оздоровительного лагеря школьников. Эти мероприятия отвечают запросам и интересам детей, способствуют развитию у них инициативы и самостоятельности.
Физкультурно-оздоровительная и туристско-краеведческая работа в летнем лагере является логическим продолжением внеурочной деятельности, организованной в школе в течение учебного года [5]. В процессе оздоровительной внеурочной работы обеспечивается развитие у учащихся умений ориентироваться в понятиях здорового образ жизни, характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию физических упражнений на самочувствие; характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; характеризовать значение бережного отношения к окружающему миру и памятникам природы.
В течение смены ведется подготовка к Спартакиаде городских и загородных оздоровительных лагерей Дмитровского района. В июне 2015 г. данное спортивное мероприятие было посвящено ознакомлению с физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО). Ребят тестировали по нескольким видам упражнений: прыжки в длину с разбега, метание теннисного мяча, бег на 100 метров, бег на 400 метров. В ходе мониторинга физических способностей учащихся, принимавших участие в данной Спартакиаде, улучшились спортивные результаты, были зафиксированы различные универсальные учебные действия, проявившиеся у воспитанников лагеря.
Большое значение в поисковой и оздоровительной работе школьного лагеря занимает туристско-краеведческая работа. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые так или иначе подпадают под категорию туризма [6].
Проблема развития детско-юношеского туризма очень актуальна. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России [7]. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны [8].
В настоящее время в специальной литературе можно найти большое количество разработок и статей по организации школьных туристских полигонов в спортивных залах и на пришкольных участках, на которых происходит обучение быстрому и безопасному преодолению препятствий различной сложности. Авторы этих статей описывают особенности технической и тактической подготовки
175
юных туристов, но, к сожалению, при этом не уделяют внимание решаемым средствами туризма воспитательным задачам [9].
По нашему мнению, именно туристско-краеведческая деятельность наряду с физкультурно-оздоровительной работой в общеобразовательных учреждениях помогает комплексно реализовать воспитательные, оздоровительные и социализирующие цели базового образования.
В течение лагерной смены проводились разнообразные по форме и содержанию туристско-краеведческие мероприятия: пешеходные экскурсии по памятным местам нашего города (знаменитый шлюз № 3 на канале имени Москвы с каравеллами Колумба, Перемиловская высота с расположенным на ней монументом «Памятник советскому воину». Ребятам особенно понравился вид на город Яхрому с оборудованной смотровой площадки рядом с памятником), выездные экскурсии в музей-заповедник Дмитровский кремль, зоопарк и ботанический сад (ребят более всего удивило разнообразие растительного и животного мира родного края), туристский слет, на котором учащиеся соревновались в спортивном ориентировании, проходили контрольно-туристский маршрут и полосу препятствий.
Находясь с детьми в неформальной обстановке во время проведения лагерных мероприятий, учитель узнает склонности и стремления учащихся и помогает реализовать их в достаточной степени, используя дифференцированный подход.
Реализация разработанной оздоровительной программы для лагерей с дневным пребыванием, а также специального комплекса учебных программ физического воспитания с оздоровительной и туристской направленностью позволила формировать у учащихся начальной школы универсальные учебные действия и развивать следующие умения [10]:
- умение планировать режим дня, обеспечивая оптимальное сочетание труда и отдыха. Режим работы лагеря - пример сочетания физической нагрузки и активного отдыха (экскурсии, творческие мероприятия, лекции, просмотр видеофильмов); сбалансированного питания; дневного сна;
- умение соблюдать технику безопасности на занятиях (с учащимися неоднократно проводился инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий, соревнований, экскурсий и т. п.);
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к спортивным и туристским мероприятиям (учащиеся самостоятельно приводили в порядок туристский инвентарь и спортивную одежду);
- добросовестное выполнение учебных заданий (подготовка и участие в Спартакиаде, посвященной освоению норм ГТО, является условием, повышающим качество усвоенных двигательных действий учащихся); показ презентации и видеофильмов об истории развития физической культуры, спорта и туризма, о выдающихся спортсменах, о формировании Олимпийского движения, способствовали развитию сознания и мышления, а также нравственных качеств учеников);
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения (адекватное восприятие высоких достижений и неудач при выступлении; уважение соперников и доброжелательное отношение к ним);
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой (проведение учащимися утренней гимнастики и подвижных игр, помощь учителю в судействе соревнований);
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности (обучение правилам измерения частоты сердечных сокращений до и после физической нагрузки, измерения мышечной силы рук, изучение состояния опорно-двигательного аппарата; измерения гибкости позвоночного столба; измерения антропометрических показателей; обучение исследованию своего организма помогли ребятам научиться грамотно организовать самостоятельные занятия физическими упражнениями);
- владение способами организации и проведения туристских походов и экскурсий (правильный выбор маршрута и необходимого оборудования; формирование ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, истории родного края; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту).
За время пребывания младших школьников в летнем лагере были получены результаты формирования следующих умений: ре-
бята научились планировать режим труда и отдыха, научились соблюдать технику безопасности на занятиях, воспринимать спортивные соревнования как культурно-массовое мероприятие. Удалось обнаружить, что примерно 40% учащихся смогут в дальнейшем осуществлять помощь в организации спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий, а также самостоятельно организовать физкультминутки на переменах и осуществлять проведение общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры (во время лагерной смены ребята помогали проводить подвижные игры и комплексы утренней гимнастики). Особенно ребятам понравилась подвижная игра «Знамя», где необходимо коллективно выстраивать тактику завоевания «Знамени» соперников.
Таким образом, оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления посредством физической активности и общения с природой. В условиях лагеря получена возможность для проведения организованной, ежедневной утренней гигиенической гимнастики, наиболее эффективного использования естественных сил природы для закаливания детей, а также организован и проведен комплекс спортивных соревнований и туристских мероприятий.
Инновационный методический подход к организации познания ребенком окружающего мира в процессе взаимодействия физкультурно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельности в школьном летнем лагере позволил обосновать и внедрить комплекс методических находок, а также внести новизну в систему непрерывного образования.
Примечания
1. Управление организацией работы школы в летний период: из опыта работы Людмилы Александровны Криванс - директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево». Биробиджан: ОблИУУ, 2008. 40 с.
2. Лето-2014 / сост. С. В. Кривицкая. Гродно: Учреждение образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодёжи», 2014. 80 с.
3. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 208 с.
4. Кумскова Е. Е. Организация физкультурно-оздоровительной работы в загородном детском центре в связи с внедрением всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса // Педагогическое образование в России. 2014. № 9; Летний лагерь на базе школы / авт.-сост. Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко, С. И. Лобачева, Е. И. Гончарова. М.: ВАКО, 2007. 336 с. (Мозаика детского отдыха); Паутов Ю. С. Физическое воспитание в оздоровительном лагере: учеб. пособие / АлтГТУ. Барнаул, 2008. 327 с.
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
6. Соколова М. В. История туризма: учеб. пособие. М.: Мастерство, 2002. 352 с.
7. Дрогов И. А., Смирнов Д. В. Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха // Теория и практика физической культуры. 2002. № 11. С. 56-60.
8. Паланская В. В., Матвеева К. О. Проблемы развития детского туризма в России // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения. Научно-методический журнал № 4 (105) 2012. - 198 с.
9. Махов И. И., Махов И. В. Роль средств спортивного туризма в воспитании навыков межличностного общения и коммуникативного взаимодействия школьников // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения. На-уч.-метод. журнал. 2015. № 4(117).
10. Журкина А. Я. Критерии оптимальности содержания образования по физической культуре в контексте современных целей, задач и тенденций развития общего образования: метод. рекомендации для общеобразовательных учреждений // Приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание». 2015. № 1(21).