Н.А. Яковлева, Н.В. Волженина, Г. В. Кравченко
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И ШКОЛ КРАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВНУТРИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Рассматриваются модели организации профильного обучения. Определены задачи профилизации во взаимодействии общеобразовательная школа - вуз. Создание образовательного кластера является необходимым условием развития качества профильного обучения. Определено направление деятельности вуза как создание условий для дистанционного обучения сельских школьников. Реализацию данного направления планируется осуществить с использованием системы дистанционного обучения МооШе. Акцент направлен на преемственность между системами общего и профессионального образования. Представлена модель сетевых образовательных отношений в довузовской подготовке школьников, и рассмотрены некоторые аспекты реализации данной модели. Дано авторское видение понятия «сетевая образовательная программа профильной подготовки обучающихся школы» и алгоритм разработки модулей этой программы. Говорится о смысловом содержании модуля. Содержание для дистанционного обучения требует определенной интерпретации. Предполагается, что развитие сети ресурсных образовательных центров университета, а также наличие квалифицированного кадрового потенциала станет основным условием организации дистанционной довузовской подготовки школьников.
Ключевые слова: профильное обучение; образовательный кластер; довузовская подготовка школьников; взаимодействие общеобразовательная школа - вуз; система дистанционного обучения МооШе; сетевые образовательные отношения.
Необходимость перехода старшей ступени российской школы на профильное обучение определена Правительством РФ в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». В документе отмечается, что профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяет наиболее полно учитывать интересы и склонности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями.
Задача профилизации - создание таких условий в школах, при которых каждый ученик мог бы найти себя, понять, к какой сфере деятельности он наиболее приспособлен. Совершенно ясно, что, сделав определенный выбор, ученик рассчитывает на то, что получит в школе такой уровень подготовки, который даст ему возможность поступить в соответствующее учебное заведение. Отсюда еще одна задача профилизации -обеспечение преемственности старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования, подготовка выпускников к поступлению в эти учебные заведения.
Выделяются следующие варианты (модели) организации профильного обучения.
1) Модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовывать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам в полной мере осуществлять свои индивидуальные образовательные программы.
2) Модель сетевой организации. В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного, которое
обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов [1, 2].
Реализация модели сетевой организации профильного обучения учащихся возможна с помощью создания образовательного кластера. Сегодня первый образовательный кластер формируется в столице Алтайского края. Он создается по инициативе губернатора края Александра Карлина. Образовательный кластер определяется как среда, в которой каждое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с другим образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмениваться идеями, консолидировать ресурсы, создавать инновационный интеллектуальный продукт и т.д.
Участники кластера взаимодействуют по целому ряду направлений. Это создание информационной сети и объединение ресурсов, системное использование современных образовательных технологий, выявление, поддержка и обучение одаренных детей, профильное обучение и предпрофессиональная подготовка, развитие профессиональных компетенций педагогов.
Включение общеобразовательных учреждений в образовательный кластер строится на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов.
Объединение ресурсов и усилий коллективов отдельных общеобразовательных учреждений в рамках кластера позволит расширить возможности получения детьми качественных образовательных услуг. А совместная деятельность коллективов общеобразовательных учреждений, имеющих уникальный опыт по отдельным направлениям работы, обеспечит повышение профессионального мастерства педагогов.
В связи с происходящими изменениями в обществе (демографический кризис, введение Единого государственного экзамена и др.) изменились и приоритеты во взаимодействии общеобразовательных школ с универ-
ситетом. В частности, остро назрела необходимость создания условий для дистанционного обучения сельских школьников. Организующим началом во взаимодействии общеобразовательных школ и университета, на наш взгляд, является создание образовательного кластера.
Учитывая, что в Алтайском крае более 50% учащихся проживает в сельской местности, это становится особо актуальным. Средством реализации дистанционного обучения в Алтайском государственном университете (АлтГУ) является использование системы Moodle и электронных обучающих ресурсов, разработанных преподавателями АлтГУ; развитие на этой основе сетевого дистанционного обучения. В целом деятельность направлена на удовлетворение спроса населения в подготовке по довузовским программам для будущих абитуриентов и создание условий для оперативного реагирования на запросы о повышении квали-
фикации педагогов края по конкретным заказам образовательных учреждений.
Университет (АлтГУ) имеет высокий уровень информатизации и все необходимые условия для взаимодействия между образовательными учреждениями региона на различных уровнях. Несмотря на значительный уровень компьютеризации общеобразовательных учебных заведений, существует проблема интерактивного взаимодействия между школами края и университетом, поэтому изучение возможностей организации сетевых образовательных отношений является актуальным направлением работы. Практическим решением обозначенной проблемы является методологическая проработка вопроса, предполагающая разработку модели сетевых образовательных отношений в довузовской подготовке школьников и тиражирование полученного опыта на другие направления деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Модель сетевых образовательных отношений в довузовской подготовке школьников
Модель была разработана в процессе экспериментального исследования, организованного факультетом педагогического образования, с целью изучения возможностей организации сетевого обучения сельских школьников с использованием системы дистанционного обучения Мoodle. Средством реализации дистанцион-
ных образовательных технологий является модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). «Система реализует философию “педагогики социального конструкционизма” и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между
преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения» [3].
В модели отражены (см. рис. 1) основные теоретические положения функционирования единой информационной образовательной среды [4]. Как правило, реализация сетевых образовательных отношений предполагает наличие единой информационной образовательной среды (ЕИОС). Под информационной образовательной средой мы понимаем совокупность средств передачи данных, информационных образовательных ресурсов, программного и методического обеспечения, реализованных едиными технологическими средствами ведения сетевого учебного процесса, его информационной поддержки и документирования [5].
Сетевая образовательная программа рассматривается нами в двух позициях: либо это сетевая образовательная программа по направлению подготовки, либо по профильной подготовке обучающихся школы. Если мы рассматриваем второй вариант, то сетевая образовательная программа состоит из модулей, позволяющих углубить, расширить основные профили, реализуемые общеобразовательной школой. Если же речь идет о сетевой образовательной программе по направлению подготовки, то это прежде всего реализация принципа непрерывности образования (школа - колледж - вуз), и здесь вуз играет важную роль в реализации принципа преемственности образовательных программ различных ступеней получения профессионального образования. Сетевая программа в зависимости от профиля обучения может содержать научные, технические, инженерное, гуманитарные знания [6].
В любом варианте сетевой образовательной программы организация сетевых образовательных отношений строится при существенных изменениях во взаимодействии между участниками учебного процесса [7]. Объектом учебной деятельности обучающихся все так же выступают различные элементы содержания образования, как и для любой системы обучения, а вот отношение «преподавание - учение» будет носить субъект-субъектный характер при условии детальной содержательной проработки учебного материала, который «и по существу, а все чаще и по форме выражения должен являться организацией диалога» [8. С. 173].
В связи с пониманием этого меняется логика построения содержания сетевых образовательных программ для профильной школы (речь ведется о дистанционном обучении сельских старшеклассников). Содержание программ претерпевает существенные изменения, поскольку в них представлено не только и не столько количество новой информации, сколько способы оперирования ею в условиях самостоятельной работы. Педагог управляет учебной деятельностью опосредованно, его деятельность носит проектный характер, что, по нашему мнению, включает [7]:
- анализ систем дистанционного обучения, дающих возможность различных вариантов взаимосвязи педагога и обучающихся в процессе самостоятельного обучения;
- построение дерева целей как эталона достижения усвоения содержания сетевых программ (какие цели
(компетенции) должны быть достигнуты по завершении обучения);
- разработку критериев оценки качества достигнутых целей (компетенций) обучения;
- разработку пакета диагностических заданий, включающих не только тестовые задания, но и методику индивидуальной работы обучающихся по междисциплинарным, комплексным заданиям разного содержания и уровня сложности;
- окончательную коррекцию содержания модуля сетевой учебной программы.
Следует понимать, что дополнительное профильное обучение углубляет, расширяет подготовку сельских школьников, а значит, содержание должно быть упаковано как модуль сетевой учебной программы с учетом вышепредставленного алгоритма разработки модуля. При разработке модулей сетевой учебной программы педагогу необходимо учитывать, что содержание модуля требует своего понимания и интерпретации. В данном случае термин «понимание» проявляется «как создание соответствующего чувственного образа, как привыкание к новой идее, как объяснение, как умение выразить знания на естественном языке, как нахождение общей идеи, как обнаружение и преодоление парадокса, как ответа на вопрос, как анализа ситуации “что было бы, если...”, как степени овладения знанием, как толкования, интерпретации, перевода и просто понимания другого человека» [8. С. 125]. И в этом смысле «рассказ или, иначе, нарратив, как важный способ мышления и создания знаний о мире» [9] вполне применим в методике дистанционного обучения, как методический прием.
Приобретение компетентности в области сетевого информационного взаимодействия педагогами края происходит в процессе получения магистерской степени на факультете педагогического образования АлтГУ. Факультет педагогического образования осуществляет обучение в магистратуре учителей общеобразовательных школ по программе «Информационные технологии в образовании» по направлениям подготовки: 010200.68 - Математика и компьютерные науки, 030600.68 - История, 020400.68 - Биология, 021000.68 - География.
Предполагается, что основой организационного обеспечения реализации модели станет не только создание на территории края сети ресурсных образовательных центров университета (в настоящее время таких центров четыре: два на территории Алтайского края и два на территории Казахстана, в дальнейшем планируется увеличить их число до 12), но и наличие квалифицированного кадрового потенциала, способного разрабатывать и реализовывать сетевые образовательные модули.
Ресурсные образовательные центры университета нами определяются как центры внутри кластера, распространяющие классическое высшее образование в регионе через расширение образовательного пространства АлтГУ.
Задачи, решаемые ресурсными образовательными центрами в рамках довузовской подготовки школьников, следующие [10]:
1. Формирование эффективной системы предоставления консультационных услуг высококвалифицированными преподавателями университета по ЕГЭ с целью содействия повышению качества образования учащихся в образовательных учреждениях края.
2. Выявление и поддержка одаренных детей.
3. Формирование системы раннего профориентиро-вания учащихся.
4. Расширение доступа к качественному образованию у детей, проживающих в отдаленных районах региона.
Таким образом, ресурсные образовательные центры на территории края и за его пределами (проект, направлен-
ный на создание базовых ресурсных образовательных центров, рассчитан на период до 2015 г.) станут узлами сети, которые будут выполнять координирующую и интегрирующую функции в системе взаимодействия общеобразовательная школа - вуз. Создание образовательного кластера позволит эффективно решать задачи по модернизации системы непрерывного образования в крае.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.02г. № 2783.) URL: http://www.ug.ru/02.42/t9.htm
2. Байбородова Л.В. Концепция профильного обучения сельских школьников / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников // Школьные технологии. 2003. № 5.
3. Белозубов А.В. Система дистанционного обучения Moodle / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. СПб., 2007. 108 с.
4. Лаврентьев Г.В. Перспективы внедрения технологий дистанционного обучения высшего и среднего профессионального образования в Алтайском крае / Г.В. Лаврентьев, Д.В. Папин, Н.В. Волженина // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2011. № 2/1. C. 21-26.
5. Волженина Н.В. Образовательная информационная среда сетевого обучения в АлтГУ / Н.В. Волженина, О.Ф. Кунгурова, Д.В. Папин // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы VIII Международной научно-практической конференции-выставки. Томск : Графика-Пресс, 2009. С. 97-99.
6. Сааков В. Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК. URL: http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smd-scheme MMC-vizualization 2011 1.htm
7. Волженина Н.В. Гуманитаризация дистанционного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные основы непрерывного образования». Барнаул : Графикс, 2007. 397 с.
8. СенькоЮ.В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
9. Klus-Stanska D. Narracje w szkole / D. Klus-Stanska // Narracje jako spocob rozumienia swiata. Pod redakcja Jerzego Trzebinskiego. Gdansk, 2002. S. 189-220.
10. Яковлева Н.А. Система непрерывного образования АлтГУ в звене школа - колледж - вуз // Довузовская подготовка в структуре непрерывного образования в условиях модернизации системы образования России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 2005. C. 19-26.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 26 февраля 2012 г.