Научная статья на тему 'Вызовы современности и стратегия развития аграрного сектора Дальнего Востока и северных территорий'

Вызовы современности и стратегия развития аграрного сектора Дальнего Востока и северных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепа Алексей Семёнович

Обоснована необходимость разработки и реализации собственной стратегии развития аграрного сектора России на основе восстановления регулирующей роли государства, формирования организационно-экономического механизма, учитывающего федеративное устройство государства и функции, выполняемые аграрным сектором; совершенствования земельных отношений широкого использования арендных отношений, инноваций. Воплощение стратегии предполагается осуществлять путем разработки и реализации долгосрочных комплексных программ развития аграрного сектора на федеральном уровне, в субъектах федерации и муниципальных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы современности и стратегия развития аграрного сектора Дальнего Востока и северных территорий»

Агропромышленный комплекс Дальневосточного Федерального округа:

проблемы и перспективы

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПРОБЛЕМЫ Н ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 338.43.02. (571.6)

Шелепа А.С., д.э.н., чл.-корр. РАСХН, директор ДВ НИИ ЭОП АПК

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

(Продолжение. Начало в №1)

Обоснована необходимость разработки и реализации собственной стратегии развития аграрного сектора России на основе восстановления регулирующей роли государства, формирования организационно-экономического механизма, учитывающего федеративное устройство государстваи функции, выполняемые аграрным сектором; совершенствования земельных отношений широкого использования арендных отношений, инноваций. Воплощение стратегии предполагается осуществлять путем разработки и реализации долгосрочных комплексных программ развития аграрного сектора на федеральном уровне, в субъектах федерации и муниципальныхуровнях.

Вторым вопросом, требующим четкого решения на федеральном и региональном уровне, являются земельные отношения . За годы реформ здесь больше создали проблем, чем решили. Наделение работников и пенсионеров сельскохозяйственных предприятий, работников социальной сферы села земельными долями решало две задачи: снизить социальную напряженность созданием видимости со -циальной справедливости и разрушить экономическую базу для крупного производства. Проблема повышения эффек-тивности не рассматривалась. При убыточности сельскохозяйственного произ-водства основная часть земельных долей была передана в сельскохозяйственные предприятия, в которых имелись ресурсы для их обработки. В натуре эти участки не были выделены. Длительный период эти отношения регулировались указами Президента и постановлениями Правительства.

С большим опозданием принят Земельный Кодекс и закон об обороте сель -скохозяйственных земель, ориентирующие на преобладание частной собственности на землю и ее передачу как способа перехода к эффективному собственнику. Нормы этих законов не всегда примени-

мы. Так, оформление юридического права собственности на земельный участок требует значительных затрат и недоступно для большинства собственников земельных долей. При отсутствии юридических прав земля не может быть объек-том купли-продажи и не принимается в залог для получения кредита. Переход земли в частную собственность при отсутствии условий для ее обработки ведет к снижению эффективности и служит одним из факторов исключения земель из сельскохозяйственного оборота.

Миллионы мелких собственников из -за отсутствия доходов не могут применять в необходимых размерах средства интенсификации. Так, в крестьянских и личных подсобных хозяйствах применение минеральных удобрений на 1 га посева в 4-6 раз, а доля обрабатывавмых посевов от вредителей, болезней и сорня-ков в 3-4 раза ниже, чем в предприятиях.

Для тех, кто вступает в трудоспособный возраст или перемещается в аграр-ный сектор из других отраслей, преобладание частной собственности на землю ухудшает условия организации сельско-хозяйственного производства, так как требует большого стартового капитала.

23

Агропромышленный комплекс Дальневосточного Федерального округа:

проблемы и перспективы

Мировая практика показывает, что частная собственность на землю не га-р антиру ет эф ф ектив ность сель скохозя й-ственного производства. Государства с развитой рыночной экономикой, даже при преобладании частной собственности на землю, ужесточают контроль за использованием земель, запрещают обрабатывать деградирующие земли, ограничивают плотность поголовья на пастбищах, вырубки леса, проводят государственные программы сохранения земель.

И в нашей стране защита всех сель -скохозяйственных земель должна стать заботой федеральной власти. Стремление разделить земли на федеральные, региональные, муниципальные и за счет средств федерального бюджета поддер-живать плодородие, сохранять только земли, находящиеся в федеральной собственности, приведет к тому, что 90% сельскохозяйственных угодий будут деградировать из-за дефицитности боль -шинства региональных и муниципальных бюджетов. В итоге единый воспроизводимы й ресурсный комплекс, определяющий возможности сохранения суверенитета страны, будет разрушаться.

С позиций сохранения потенциала и эффективного использования земель целесообразно, чтобы более 60% сельскохозяйственных угодий находилось в го -су дарственной федеральной и регион ал ь -ной собственности. В регионах с наиболее ценными сельскохозяйственными землями, производящими основнуючасть стратегически важных продуктов, целесообразно выкупить земельные доли у их собственников.

В сфере использования земель необходимо шире применять арендные отно-шения. Аренда позволяет без значит ель -ных потерь вложенного капитала передавать земли более эффективным собственникам, с меньшим капиталом начать сельскохозяйственный бизнес, убедиться в возможности его эффективного ведения. Доля арендуемыхземель у фермеров США составляет 70%, в Германии и Франции — около 60%. Земля, находящаяся в государственной собственности,

в ряде стран передается в аренду на 25-30 лет, при этом законодательством преду-сматривается возможность наследования и пр одажи пр ава ар енды.

Земля может находиться и в собственности, и в аренде, но, главное, чтобы она эффективно использовалась и сохраняла свое плодородие. России необходим закон об аренде сельскохозяйственных земель и условиях наследования и продажи прав аренды. Широкое применение аренды позволит эволюционным путем совершенствовать земельные отношения, передавать земли эффективным пользователям, не ущемляя интересов живущих и последующих поколений россиян. В то же время формирование устойчивой правовой базы по аренде земель на срок менее 20-30 лет позволит привлекать в аграрный сектор иностранных инвесторов. За такие сроки инвестиции окупятся. При нарушении правил и хищническом использовании земли законом должна предусматриваться возможность досрочного расторжения договора.

Развитие арендных отношений позволит формировать механизмы рацио -нального использования сельскохозяйственных земель, ограничивать нелегаль-ный оборот и размеры частной собственности на сельскохозяйственные земли.

Названные вопросы должны полу -чить правовое оформление в виде соответствующих законодательных актов. Осуществление норм, преду смотр енных в законах, целесообразно обеспечивать принятием и реализацией федеральной программы развития сельского хозяйства. Программу целесообразно разрабатывать на 5-10 лет с последующим уточнением показателей. В ней определяются институциональные преобразования, формы, уровень и условия выделения средств из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства и его техническое переоснащение. В условиях определяются производственно-экономические показатели по основным сельскохозяйственным зонам и отраслям, при которых сельскохозяйственные товар опр оизводители могут получать средства из федерального

24

Агропромышленный комплекс Дальневосточного Федерального округа:

проблемы и перспективы

бюджета в виде субсидий на отдельные виды продукции, по субсидированию процентных ставок по долгосрочным и краткосрочным кредитам, по кредитованию под залог продукции, по возмещению части затрат на повышение плодородия. При этом участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в тех или иных программах должно быть добровольным и оформляться соответствующим соглашением.

Учитывая формы, уровень и условия поддержки аграрного сектора из федерального бюджета в субъектах федерации разрабатываются региональные программы стабилизации и развития сельского хозяйства на 5-10 лет. В них учитываются условия региона, отраслевая и социальная структура аграрного сектора, возможности регионального бюджета, определяются показатели и условия, при которых обеспечивается выделение средств поддержки. Эти программы служат основой для разработки индикативных планов отдельных пр едпр иятий.

Учитывая сезонность сельскохозяйственного производства, программы должны стимулировать развитие в сель -ской местности перерабатывающих про -изводств и производств, осваивающих местные природные ресурсы. Развитие других отраслей может служить дополнительным источником средств для модернизации земледелия, животноводства и социальной инфраструктуры. Все это должно способствовать созданию условий для жизни на селе не хуже, чем в городах.

Крестьянству присущ относительный консерватизм и настороженное отношение к переменам, недоверие к инициативам сверху и представителям власти, так как его в России систематически обманывали и за его счет решали общегосу-дарственные проблемы. Поэтому программы должны быть относительно долгосрочными, а условия стабильными и постоянными. У сельских жителей должна появиться уверенность в возможности обеспечить достойный уровень жизни при эффективной работе.

В последние годы предпринимаются шаги по стабилизации ситуации в аграр-ном секторе. Но мерами по финансовому оздоровлению и субсидированию про -центных ставок смогли воспользоваться только относительно благополучные пр едпр иятия. Националь ный пр пор итет-ный проект «Развития АПК» рассчитан всего на два года, направлен на решение частных задач и не сможет кардинально улучшить общую ситуацию в аграрном секторе.

При разработке и реализации региональных программ необходимо учиты-вать многоу кладность сельского хозяйства, роль и возможности каждого хозяйственного уклада, региональные условия. Аграрный сектор Дальнего Востока создает лишь 3,4% валового регионального продукта, а в Амурской области — 12 и Еврейской автономной области — 13%.

Предприятия остаются системообразующим укладом даже в условиях кризиса. В них используется от 52 до 80% сельскохозяйственных угодий, 60-85%

пашни, размещается 74% всех посевов, зерновых — 73, сои — 72, кормовых культур — 95%, содержится крупного рогатого скота и коров — 27, птицы — 73%.

Среди сельскохозяйственных предприятий Дальнего Востока произошла дифференциация по их экономическому положению. Убыточные предприятия со -ставляют более 50%, в них используется 50% пашни, занято 44% работников сель -скогохозяйства, сосредоточено основных производственных фондов — 50%, крупного рогатого скота — 43, коров — 47, свиней — 73% от их наличия в предприятиях. Производственный потенциал в них разбалансирован, дефицит энергетических и рабочих машин усугубляется низкой обеспеченностью механизатор -скими кадр ами.

В среднем из 1642 га пашни на убыточное хозяйство посевами занято только 1041 га, или 63%. На одно хозяйство приходится 214 голов крупного рогатого скота, в том числе 100 коров, надой на корову составил 1618 кг. Доля этихпред-

25

Агропромышленный комплекс Дальневосточного Федерального округа:

проблемы и перспективы

приятий составляет в выручке 29,6%, в затратах — 36, а в кредиторской задолженности — 50%. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 5,4 раза. Выручка на убыточное хозяйство составила 7125 тыс. р., а кредиторская задолженность 10168 тыс. р.

Анализ состояния сельскохозяйственных предприятий показывает, что в более сложном положении оказались хозяйства глубинных районов, отдаленные от центров реализации продукции, выну -жденные нести дополнительные затраты на производство и реализацию.

Предприятия с рентабельностью до 25% составляют 28,4%, с рентабельностью от 25 до 50% — 7,4%, выше 50% — 11%. То есть только 18,4% предприятий могут обеспечить воспроизводство за счет собственных средств. Ликвидация убыточных предприятий приведет к дальнейшему сокращению производства, а также ускоренному исходу сельского населения из глубинных районов. Поэтому при разработке программ необходимо учитывать особенности местоположения сельских товаропроизводителей как природные, так и экономические условия хозяйствования .

При всех неблагоприятных условиях сельскохозяйственные предприятия яв-ляются основными источниками товар -ной продукции местного производства. Они реализуют 75-95% зерна, сои, яиц, поставляют более половины молока и мя-са. Их роль в реализации картофеля уменьшилась с 62 до 14% и овощей с 93 до 30%.

В целом сельскохозяйственное про -изводство предприятий остается убыточ-ным. Это ведет к потере оборотных средств, использованию амортизации для покрытия текущих затрат, нарушению технологических процессов, снижает мотивацию труда, ведет к разрушению производственного потенциала. Из убыточного производства уходит капитал, тру -довые ресурсы. Убыточные предприятия не могут воспользоваться в полной мере действующими мерами поддержки. В то же время предприятия выполняют важ-

нейшую функцию закрепления сельского населения на приграничных территориях региона.

За годы реформ численность сель -ского населения в регионе сократилась на 16,8%, численность занятых в сельском хозяйстве — вдвараза, ав сельскохозяйственных предприятиях — в три раза. Но и в этих условиях 64% всех занятых в сельском хозяйстве работают в предприятиях и организациях. Сокращение заня-тости в предприятиях стимулирует отток сельского населения. Так, сокращение на 85% рабочих мест в предприятиях Магаданской области является одним из фак-торов исхода 81% сельского населения. Аналогичные процессы происходят и в южных терр игор иях Дальнего Востока.

Сельскохозяйственные предприятия более 10 лет подтверждают свою жизнеспособность даже в условиях длительной убыточности и кредиторской задолженности. Меры по финансовому оздоровлению и субсидированию процентных ставок по кредитам, которыми смогли воспользоваться менее трети предприятий, привели к незначительному улучшению экономических условий. Это позволило за 2000-2004 гг. увеличить производство валовой продукции в сопоставимых ценах в предприятиях региона на 12,7%, мяса — на 15 и яиц на 46%. В то же время в личных подсобных хозяйствах населения производство мяса сократилось на 11 и яиц на 10%.

Состояние материально-технической базы сельского хозяйства делает его отзывчивым на инвестиции. Как показывает практика, использование прогрессив -ных энергонасыщенных тракторов и многооперационных рабочих машин позволяет снизить текущие затраты на 35-40% при одновременном росте урожайности. При применении современных технологий заготовки и использования кормов обеспечивается рост продуктивности и снижения себестоимости продукции животноводства. Поэтому важным направлением развития сельского хозяйства должно стать его техникотехнологическое переоснащение с широ-

26

Агропромышленный комплекс Дальневосточного Федерального округа:

проблемы и перспективы

ким использованием лизинговых кредитов , с субсидированием процентной став -ки за счет федерального и регионального бюджета.

Субсидирование процентных ставок по лизинговым операциям и инвестиционным кредитам позволит наращивать поголовье скота и вести техническое переоснащение животноводства.

Данные механизмы в полной мере ориентированы на экономически устойчивые хозяйства. Сельскохозяйственные предприятия, сохранившие производственный и кадровый потенциал, могут, используя ограниченные ресурсы для поддержки аграрного сектора, обеспечить рост производства, одновременно вовлекать дополнительные ресурсы через различные формы кооперации и интеграции с близлежащими предприятиями и крестьянскими хозяйствами.

Таким образом, основные резервы стабилизации положения, увеличения производства и роста конкурентоспособности в современных условиях сохранены в сельскохозяйственных предприятиях различных организационно-правовых форм. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия способствуют сохранению сельской инфраструктуры, оказывают помощь владельцам крестьянских и личных подсобных хозяйств. Поэтому создание экономических и организационных условий для рентабельной работы боль -шинства предприятий является главным условием прекращения дальнейшего спада сельскохозяйственного производства, повышения занятости сельского населения и его закрепления в стратегически важном для всей экономики России регионе. В регионах с экстремальными условиями стратегическим инвестором, обеспечивающим стартовые инвестиции, должно выступать государство посредством разработки и реализации инвестиционных пр огр амм.

Формой активизации инвестиционных процессов в регионе должно стать создание фонда поддержки и развития аграрного сектора. Цель деятельности фонда — финансирование инвестицион-

ных программ, направленных на повышение технико-технологического уровня и эффективности аграрного производства. Фонд формируется из средств бюджета региона, предназначенных на инвестиции, выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, поступающей от хозяйств-у частников, пер ер абатывающих предприятий, доходов от инвестиционного кредитования. Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия в работе фонда участвуют на основе договоров . Средства фонда могут выступать в качестве залога при получении кредитов в банковских учреждениях.

В результате проведения аграрной реформы в регионе сформировался крестьянский у клад. В последние годы отмечается сокращение числа крестьянских хозяйств при одновременном их укрупнении. Процесс укрупнения активно идет в Амурской и Еврейской автономной областях. Средний размер участка по региону вырос с 42 до 54 га, в Амурской области с 113 до 146 га, в Еврейской автономной области с 33 до 194 га, площадь посевов на одно хозяйство составила в Амурской области 78 га, в Еврейской автономной области — 131 га

В целом по региону крестьянские хозяйства производят 7,5% валовой продукции сельского хозяйства, от 1,4% в Хабаровском крае до 18,5 в Республике Саха и 18,7% в Еврейской а. о.

Крестьянские хозяйства занимаются преимущественно производством рентабельных продуктов растениеводства. В валовой продукции крестьянских хозяйств на продукцию растениеводства приходится от 70 до 85%. При создании приемлемых экономических условий крестьянские хозяйства могут наращивать производство. Так, в Еврейской ав-тономной области в 2004 году крестьянские хозяйства произвели 62% зерна, 55 — сои, 9 — картофеля, 32% — овощей. В то же время они произвели молока лишь 10,1%, мяса — 9,7, яиц — 4,2%.

Фор мир ов ание кр естья неких хо-

зяйств при всех сложностях способствовало созданию на Дальнем Востоке 35

27

Агропромышленный комплекс Дальневосточного Федерального округа:

проблемы и перспективы

тыс. рабочих мест как в сельском хозяйстве, так и других видах деятельности. Это позволило снизить социальную напряженность и сдержало отток населения из сельской местности.

Состояние и место крестьянских хозяйств в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции зависит от политики, проводимой органами власти субъектов федерации. Так, выплата дотаций на молоко, создание возможностей для его реализации в Республике Саха привели к тому, что крестьянские хозяйства производят 15% молока и 17% мяса. При создании условий для рентабельной работы они могут наращивать производство и реализацию продукции. При этом должны формироваться хозяйства предпринимательского типа путем укрупнения действующих крестьянских хозяйств на основе аренды на длит ель -ный срок земельных участков, приобретения техники и племенного скота на условиях лизинга

Крестьянские хозяйства при реализации продукции перерабатывающим предприятиям и муниципальным учреждениям, при прозрачности товарных и финансовых потоков должны получать поддержку в таких же размерах, как в сельскохозяйственных предприятиях,

участвовать в инвестиционных программах.

В настоящее время хозяйства населения производят в действующих ценах две трети валовой продукции сельского хозяйства. С 1990 года площадь приусадебных участков на Дальнем Востоке увеличилась в 1,7 раза, коллективных садов — 1,4 раза, посадки картофеля и овощей в хозяйствах населения увеличились в 2 раза.

Хозяйства населения производят по территориям Дальнего Востока от 72 до 93% картофеля, от 52 до 89% овощей, от 29 до 84% молока, от 33 до 82% мяса. Они имеют низкую товарность: по кар -тофелю и овощам - 12 - 15%, мясу - 18 -25%, молоку - 20 - 22%. Более 70% владельцев личных подсобных хозяйств не имеют намерений расширить их.

В переходный период личные подсобные хозяйства выполнили важнейшую фу нкцию социал ь ного а мор тиз атор а, приняв около 100 тысяч трудоспособных, высвободившихся в сельскохозяйственных предприятиях. Применение ручных технологий делает их трудоемкими, низ -кодоходными, не обеспечивающими экономических условий для воспроизводства рабочей силы. Однако этот уклад сохраняет сельский образ жизни, сдерживает отток сельского населения и рост цен на отдельные виды сельскохозяйственной пр одукции.

Включение развития малых форм хозяйствования в приоритетный проект развития АПК представляет возможности для создания в стране и отдельных регионах системы кредитования владельцев личных подсобных хозяйств. Следует расширить выпуск и поставку для личных подсобных хозяйств механизации, племенного скота, развивать их кооперирование. Программы развития личных подсобных хозяйств целесообразно раз -рабатывать не только на уровне субъек-тов федерации, но и на уровне районов и поселений.

Только комплексный подход позволит со хр анить сель ско хозя йств ен ное

производство в Дальневосточном регионе и районах Крайнего Севера, решать вопросы закрепления населения в приграничных территориях. Включение развития АПК в число приоритетных национальных проектов должно рассматриваться как один из шагов по совершенствованию аграрной политики России, ее приведению в соответствие с интересами страны и, прежде всего, сельского населения .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аграрный сектор США в конце XX века (Под ред. д.э.н. Чернякова Б.А.). — М.: РАН, институт США и Канады,1997. — 394 с.

2. Алтухов А. Территориальное разделение труда в агропромышленном производстве страны // Экономист. — 2005, №8.

28

Агропромышленный комплекс Дальневосточного Федерального округа:

проблемы и перспективы

3. Гордеев А. Необходима комплексная долговременная программа развития сельского хозяйства // Экономика сель -ского хозяйства России. — 2004, №6.

4. Ким А.С. Транснациональность диаспор: междисциплинарный анализ // Пространственная экономика. — 2006, №1.

5. Кулик Г. Почему нужно приоритетно развивать российское село // АПК: экономика, управление. — 2006, №5.

6. Кучерявенко В.С. Проблема китайской миграции на территорию российско-го Дальнего Востока // Пространственная экономика. — 2006, №1.

7. Папцов А. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах // АПК: экономика, управление. — 2005, №11.

8. Петриков А.В. Политика сельского развития России: проблемы и приоритеты // В кн. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший

фактор социально-экономической стабильности России. — М., 2006.

9. Серова Е.В. Агропродовольственная политика России и ее влияние на эф -фективность сектора // В кн. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социальноэкономической стабильности России (Доклады пленарного заседания второго Всероссийского конгресса экономистов -аграрников). — М., 2006.

10. Социально-экономические преобразования в АПК Дальнего Востока и их последствия. — Хабаровск, 2001. — 74 с.

11. Ушачев И. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление. — 2006, №4.

12. Эйсен Н. Формирование стратегии развития народного хозяйства в условиях глобализации // Экономист. — 2004, №2.

УДК 631.145 (571.61)

Пашина Л.Л., к.э.н., доцент, ДальГАУ О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В общегосу дар ств енной стр атеги и формирования многоукладного агропромышленного производства развитие крестьянского сектора есть одно из направ-лений хозяйственных и структурных преобразований в системе АПК. Речь идет о малых формах хозяйствования в агропромышленном комплексе.

В Амурской области в настоящее время функционирует 1323 крестьянских

(фермерских) хозяйства, из них товарным производством занимаются около 700 хозяйств . Площадь земли, предоставляемой фермерским хозяйствам, составляет

240,5 тыс.га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 225,1 тыс.га, из них 197,7 тыс.га пашни. Они играют большую роль в экономическом и социаль-ном развитии села. В этом секторе за 2001-2005годы в среднем произведено

29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.