УДК 332.2 001: 10.24411/2587-6740-2017-16006
РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ФЕРМЕРСКОМ СЕКТОРЕ АПК ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Г.В. Ломакин, Л.П. Камов, М.В. Глухова
В статье рассматривается состояние развития земельных отношений в фермерском секторе Центрального федерального округа. Исследованы вопросы развития земельных отношений фермерского сектора АПК, однако целый ряд актуальных проблем развития фермерского движения, в том числе развитие земельных отношений в этом секторе, требует дальнейшего изучения и разработок по совершенствованию их решения. Авторами на основе изучения истории развития земельных отношений в фермерском секторе АПК было выделено три временных этапа, из которых последнему было отведено главное внимание, в котором темпы роста производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах превысили все намеченные планы и стали в 1,6 раза выше, чем по аграрной отрасли в целом. В целях более глубокого анализа развития фермерского сектора аграрной экономики была изучена многолетняя практика функционирования одного из фермерских хозяйств Рязанской области, как типичного для Центрального федерального округа. Проведенные исследования позволили сделать предложения, которые, на наш взгляд, позволят существенно улучшить условия и возможности развития фермерского сектора и социальной сферы российского села.
Ключевые слова: земельные отношения, крестьянское (фермерское) хозяйство, агропромышленный комплекс, кредитование, эффективность.
На протяжении практически всего XX века российская деревня и сельское хозяйство постоянно являлись ареной осуществления бесконечных крупномасштабных преобразований. Продразверстка, продналог, раскулачивание и сплошная коллективизация, укрупнение и разукрупнение колхозов и совхозов, реорганизация МТС, превращение колхозов в совхозы, межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция, реформа управления сельским хозяйством—таков далеко не полный перечень проводившихся на селе экспериментов. Однако беда заключалась в том, что в них не было места человеку-труженику, собственнику (хозяину). Нынешнее состояние сельского хозяйства страны (да и всей экономики в целом) убеждает в том, что возрождение хозяина — это не просто очередной лозунг, а настоятельная жизненная потребность. Современное представление о нем правомерно связывается с возрождением в России фермерства.
Будучи формой свободного предпринимательства, фермерство ведет к стабилизации и оздоровлению экономики: оно адекватно рынку и может работать по его законам. Крестьянское хозяйство функционирует на основе механизма саморегуляции, конкурируя с другими товаропроизводителями. Фермеры сами распоряжаются произведенной продукцией и сами устанавливают продажные цены, пользуются государственным и коммерческим кредитом, могут приобретать материально-технические ресурсы из любых источников. Крестьянские (фермерские) хозяйства гибки и мобильны, способны быстро перестраиваться, так как не зарегламентированы в своей деятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день существует много работ, посвященных вопросам развития земельных отношений фермерского сектора АПК, которые в той или иной степени отражены в трудах П.А. Столыпина, В.Ф. Башмачникова, В.А. Тихонова, В.Н. Хлыстуна, А.М. Емельянова, И. Посашкова, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Н.И. Вавилова, А.А. Никонова, В.Н. Плотникова, В.В. Телегина, О.В. Башмачниковой и др.
Однако целый ряд актуальных проблем развития фермерского движения, в том числе развитие земельных отношений в этом секторе, требует дальнейшего изучения.
26 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 / 2017
Изучение истории развития земельных отношений в фермерском секторе АПК позволило выделить три этапа:
• развитие земельных отношений в сфере семейных хозяйств в дореволюционный период;
• развитие земельных отношений в малых формах хозяйствования в советский период;
• развитие земельных отношений в фермерском секторе АПК в постсоветской России. Главное внимание отводится последнему
десятилетию, в котором темпы роста производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах превысили все намеченные планы и стали в 1,6 раза выше, чем по аграрной отрасли в целом. Тем не менее на съездах российских фермеров обсуждаются вопросы, связанные с дальнейшим увеличением сельскохозяйственного производства, регулированием земельных отношений, повышением эффективности использования государственных средств и доходности крестьянских хозяйств, современным состоянием и перспективами фермерского уклада. На последнем из них весьма остро
были поставлены вопросы, связанные с введением новых форм государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. С 2017 г. вместо 54 видов субсидий их будет всего 7. Так называемая «Единая субсидия» расширяет полномочия регионов с учетом специфики агарного производства. На сегодняшний день пока неясно, как она отразится на развитии фермерского сектора агропромышленного комплекса.
В соответствии с данными Росреестра, на 1 января 2016 г. площадь земельного фонда Российской Федерации составила 1712,3 млн га, из них земли сельскохозяйственного назначения занимают 383,7 млн га (22,4%).
Распределение сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2016 г. представлено в таблице 1. Наибольшие площади сельскохозяйственных угодий находятся в Приволжском (26,1%), Сибирском (25,2%), Южном (15,2%) и Центральном (15,0%) федеральных округах, составляя в сумме 81,5% всей площади сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации.
Таблица 1
Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения федеральных округов Российской Федерации на 01.01.2016 г., тыс. га
№ п/п Наименование федерального округа Общая площадь сельскохозяйственных угодий В том числе
пашня пастбища сенокосы многолетние насаждения залежь
1 2 3 4 S 6 7 8
1 Центральный 29382,6 21994,4 4642,1 2003,4 351,0 391,1
г Северо-Западный 5579,0 2984,1 1003,1 1211,9 85,1 228,8
3 Южный 31379,2 lllSl,l 12511,3 196,3 226,1 21,8
4 Северо-Кавказский 11382,7 53lS,9 5356,4 520,1 103,7 23,0
5 Приволжский 51257,5 34l0S,0 12501,1 3068,1 212,4 161,3
б Уральский 13873,6 2859,1 2218,3 53,3 856,4
l Сибирский 49516,8 2295б,9 11184,5 1549,3 142,3 1683,8
S Дальневосточный 5407,7 2580,9 1129,2 1211,5 52,6 361,5
9 Итого 197749,1 116211,4 51199,4 18112,1 1226,5 4339,1
10 Крестьянские (фермерские) хозяйства 23901,7 16424,1 124,8 18,1 1074 6260,1
11 Индивидуальные предприниматели, не образовавшие К(Ф)Х 2737,1 2029 32,3 13,5 117,7 544,6
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Рис. 1. Динамика количества крестьянских (фермерских) хозяйств и занимаемой ими площади сельскохозяйственных земель
Период 1990-1994 гг. (период реорганизации сельскохозяйственных предприятий) характеризовался бурным ростом количества крестьянских (фермерских) хозяйств, но в последующие годы, в связи с тем что создание хозяйств было не всегда экономически обоснованным, наблюдался процесс их ликвидации и одновременно укрупнения оставшихся хозяйств (динамика представлена на рисунке 1). В период с 1992 по 1994 гг. число фермерских хозяйств выросло в 5,5 раза, а в абсолютном выражении — с 49 до 270 тыс.
Позднее, в 1996 г. было достигнуто пиковое значение в 279,1 тыс. фермерских хозяйств, которые располагали более чем 12 млн га сельскохозяйственных угодий. Эта статистика весьма красноречиво свидетельствует о том факте, что государственная поддержка в размере 1 млрд руб. (так называемый «силаевский миллиард») в период после 1991 г. оказала не последнее влияние на становление фермерского движения в России.
На динамику количества фермерских хозяйств в течение анализируемого периода определенное влияние оказала реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». В соответствии с данным Постановлением осуществлялась поддержка самозанятости сельского населения: безработным, изъявившим желание открыть собственное дело, предоставлялась единовременная субсидия в размере 58,8 тыс. руб. Получающие ее граждане реализовывали свою деятельность в сельском хозяйстве путем оформления фермерского хозяйства или индивидуального предпринимательства.
Благодаря этому и мерам по поддержке малых форм хозяйствования, осуществляемым в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства, число крестьянских (фермерских) хозяйств, включая ИП, в 2010 г. увеличилось в 1,7 раза и в 2011 г. достигло 308,1 тыс. Впоследствии число фермерских хозяйств пошло на убыль, так как доступ крестьянских хозяйств к льготным кредитным ресурсам недостаточен, как и масштабы их грантовой поддержки, реализуемой с 2012 г. На отрицательную динамику количества фермерских хозяйств влияет и изменение их юридического статуса при трансформации в личные подсобные хозяйства в целях ухода от налогообложения. По данным
МСХЖ — 60 лет!
Росстата, в 2015 г. число К(Ф)Х, включая ИП, составило только 70,6% к показателю 2010 г.
По сравнению с предшествующим в 2016 г. в России наблюдалось увеличение общей площади земельных участков, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам, на 448,8 тыс. га при увеличении их общего количества на 2,7 тыс. хозяйств. Средняя площадь земель, приходящаяся на одно крестьянское (фермерское) хозяйство, составила в 2015 г. более 69 га.
Основными проблемами развития фермерских хозяйств являются:
1. Недоступность кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования. Это связано в основном с высокой стоимостью заемных средств в кредитно-финансовых учреждениях, долгим процессом сбора документов, а также с тем, что экономика страны с 2014 г. в целом стагнирует ввиду санкционного давления западных партнеров. Российские банки лишились источников долгосрочных кредитов, а зачастую и краткосрочных. И теперь в их пассивах в основном пребывают средства акционеров, населения и займы Центробанка.
2. Недостаточность государственной поддержки малых форм. Средства, предусмотренные Госпрограммой, не достаточны для удовлетворения потребностей малых форм хозяйствования. Кроме того, не в полном объеме они расходуются, например, по основному мероприятию Госпрограммы, связанному с оформлением земель в собственность, средства федерального бюджета в 2015 г. были снижены со 114 млн руб. до 44, 5 млн руб.
3. Отсутствие равного доступа всех форм хозяйствования к земельным ресурсам. Это связано с захватом земель крестьянских (фермерских) хозяйств крупными агрохолдингами, особенно ярко проблема проявляется в Южных регионах Российской Федерации.
4. Сложность процесса приобретения земельных участков для развития фермерского сектора. Порядок приобретения земельных участков установлен Земельным кодексом Российской Федерации, большинство случаев которого ориентировано на аукцион, что су-
Рис. 2. Динамика изменения площади земель сельскохозяйственного назначения, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, тыс. га
щественно ударяет по производству и финансовому обеспечению фермерского хозяйства.
5. Невозможность строительства жилого дома для фермера на землях сельскохозяйственного назначения.
6. Завершение мероприятия Госпрограммы «Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами».
Снижение объемов государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земель в собственность отразилось на динамике площади оформления земельных участков (рис. 2).
Всего за время реализации данного вида государственной поддержки, начиная с 2011 г., около 2200 крестьянских (фермерских) хозяйств оформили в собственность около 663 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, снижение числа фермерских хозяйств, заинтересованных в предоставлении субсидии, связано с недостатком у них денежных средств и сравнительно длительным процессом оформления документов, необходимых для предоставления указанного вида поддержки. Однако следует отметить, что площадь земель сельскохозяйственного назначения, не поставленных на кадастровый учет, по-прежнему составляет около 85%. Полагаем, что государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность земельных участков за счет средств федерального бюджета следует восстановить.
Вместе с тем в совокупности сектор малых форм хозяйствования обеспечивает более 50% объема производства валовой продукции сельского хозяйства. Значительная роль в нем принадлежит фермерам. С крестьянскими (фермерскими) хозяйствами конкурируют личные подсобные хозяйства, при этом в совокупности они составляют весомую конкуренцию крупным агрохолдингам.
Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод, что объемы производства в фермерском секторе увеличиваются, а его доля в общем производстве продукции сельского
Таблица 2
Доля продукции сельского хозяйства, произведенной в секторе малого бизнеса (в % КФХ И ЛПХ)
№ Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2015 г. в %
п/п Регионы КФХ+ЛПХ КФХ+ЛПХ КФХ+ЛПХ КФХ+ЛПХ КФХ+ЛПХ к 2010 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Российская Федерация 52,3 52,1 51,3 51,4 48,5 -3,8
2 Центральный ФО 42,8 39,7 39,2 38,9 35,7 -5,1
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 / 2017
хозяйства несколько уменьшается, а в ряде регионов, например в Орловской и Тамбовской областях, весьма существенно.
В целях более глубокого анализа развития фермерского сектора аграрной экономики нами была изучена многолетняя практика функционирования одного из фермерских хозяйств Рязанской области, как типичного для Центрального федерального округа.
Элитное семеноводческое хозяйство «Урожайное» расположено в деревне Зенино Михайловского района Рязанской области и специализируется на производстве животноводческой и растениеводческой продукции, прежде всего семян. За два десятилетия своего функционирования хозяйство пережило множество невзгод, характерных для всего фермерского сектора, но не только выжило, но и смогло занять достойное место в агропромышленном комплексе. Это говорит о высоком уровне гибкости стратегии развития и предприимчивости хозяйства, экономической устойчивости и быстрой адаптации к смене специализации хозяйства, а также о его перспективности как о важнейшем факторе развития фермерского сектора.
Авторами было рассмотрено два варианта дальнейшего развития крестьянского (фермерского) хозяйства. По первому варианту оно ориентировано на производство растениеводческой продукции, второй вариант предполагает ориентацию на производство животноводческой продукции. Оба варианта имеют достаточно высокую эффективность, однако уровень рентабельности выше на 3% оказался во втором варианте развития, связанным с животноводческой деятельностью, то есть данный вариант развития фермерского сектора наиболее эффективен по сравнению с первым. Растениеводство в данном случае будет играть второстепенную роль, большая часть которого будет служить кормовой базой для скота.
Рассмотрение основных показателей развития фермерского сектора позволяет отметить, что наибольший эффект дали меры государственной поддержки в области животноводства, а также в производстве молока. Особенно быстро росли поголовье птиц и производство мяса птицы. Для выравнивания темпов роста, видимо, следует несколько сократить поддержку этой отрасли, так как здесь фермерство уже достигло высоких результатов и увеличить выделение средств на разведение крупного рогатого скота, производство говядины, которое все еще отстает от производства мяса птицы и свиней. Кроме того, считаем возможным увеличить государственную поддержку в области растениеводства и овощеводства, которые будут направлены на получение качественных семян и соответственно высокого качества экологически чистой продукции, а также усовершенствовать поддержку в области молочной отрасли. При этом необходимо сделать несвязанную господдержку доступной для фермеров, упростить пакет документов, убрать из него документы, подтверждающие доходность, скорректировать ее в сторону большей поддержки неблагоприятных зон для ведения сельского хозяйства.
Помимо этого, необходимо реализовать механизм действия «Единой субсидии». Вместе с тем надо стимулировать коммерческие банки для более активного кредитования под
28 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 / 2017
залог земли. Полагаем целесообразным, в целях повышения регулирования земельных отношений, провести полный кадастровый учет за счет средств федерального бюджета всех земельных участков сельскохозяйственного назначения и возобновить реализацию мероприятия «Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами» Госпрограммы до 2020 г. с целью завершения фермерами оформления земли в собственность. При этом нужно внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты, обеспечивающие упрощение процедуры и снижение стоимости и сроков оформления земли в собственность крестьян. В сфере администрирования полагаем предложить Правительству Российской Федерации, Мин-сельхозу России разработать и внести в нормативно-правовые акты Российской Федерации отдельные ветеринарно-санитарные нормы по содержанию свиней, адаптированные к К(Ф)Х и другим субъектам малого предпринимательства, с учетом количества поголовья и специфики его содержания.
Выводы
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Несмотря на массу трудностей, фермерский сектор АПК России продолжает успешно развиваться. Крестьянские (фермерские) хозяйства заняли свое «прочное» место в развитии сельского хозяйства и расширяют площади земель для осуществления своей деятельности.
2. В хозяйствах этой категории с 2006 г. наблюдается устойчивый рост поголовья крупного рогатого скота, овец, коз, птицы, а также их доли в общем объеме производства продукции.
3. В развитии фермерского сектора существует ряд проблем, связанных с трудностями получения земель для осуществления своей деятельности. Пока лишь некоторые из них частично решены на законодательном уровне.
4. Объем финансирования мер государственной поддержки не в полной мере удовлетворяет потребности развития этого сектора.
5. Завершение мероприятия Госпрограммы «Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами», которым было предусмотрено возмещение затрат фермерам при проведении кадастровых работ, отрицательно сказавшихся на развитии фермерского землевладения.
6. Существует множество сложностей в получении фермерскими хозяйствами кредитов.
Для создания необходимых условий дальнейшего развития фермерского сектора необходимо реализовать систему мер, которая должна включить следующие блоки предложений:
A. В сфере государственной поддержки и кредитования.
Б. В сфере нормативно-правового регулирования.
B. В сфере администрирования. Г. В социальной сфере.
Они должны включать следующие меры.
А. Кредитование и государственная поддержка:
1. В первую очередь необходимо устранить перекосы инвестиционной политики государства в сторону финансирования мегакомплек-
сов, на которые в основном уходят средства госбюджета.
2. Сделать несвязанную господдержку доступной для фермеров, упростить пакет документов, убрать из него документы, подтверждающие доходность, скорректировать ее в сторону большей поддержки неблагоприятных зон для ведения сельского хозяйства.
3. Усовершенствовать поддержку в молочной отрасли.
4. В связи с эффективностью и хорошими результатами реализации ведомственной целевой программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х рекомендовать ведомственным структурам увеличить ежегодный объем финансирования данной программы с одновременным увеличением доли средств из федерального бюджета.
5. Осуществлять на государственном уровне стимулирование развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Для этого необходимо выделение дополнительных средств в государственной программе на реализацию Концепции развития кооперации на селе в размере не менее 10 млрд. руб. ежегодно.
6. Реализовать программу по обновлению техники.
7. Упростить процедуру льготного кредитования.
8. Начать реализовывать механизм «Единой субсидии».
9. Предусмотреть поддержку фермерства в производстве фруктов и ягод, особенно в южных регионах страны.
Б. Развитие законодательной и нормативной базы:
1. Стимулировать переход товарных личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства через введение патентной системы налогообложения и распространения существующих средств поддержки на вновь созданные хозяйства.
2. Повысить эффективность регулирования земельных отношений, в этих целях:
- провести полный кадастровый учет за счет средств федерального бюджета всех земельных участков сельскохозяйственного назначения. Создать специальное ведомство по типу комитета по земельным ресурсам, которое бы отвечало за эту работу. Стимулировать коммерческие банки для более активного кредитования под залог земли;
- возобновить реализацию мероприятия «Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами» Госпрограммы до 2020 г. с целью завершения фермерами оформления земли в собственность;
- увеличить государственные субсидии на оформление в собственность 1 га земли до реальных фактических затрат фермеров;
- внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты, обеспечивающие упрощение процедуры и снижение стоимости и сроков оформления земли в собственность крестьян.
В. В сфере администрирования: 1. Не допускать административного давления на К(Ф)Х и ЛПХ с целью уничтожения имеющегося у них поголовья свиней под предлогом их незащищенности от АЧС. Предложить Пра-
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
^txw
вительству РФ, Минсельхозу России разработать и внести в нормативно-правовые акты РФ отдельные ветеринарно-санитарные нормы по содержанию свиней, адаптированные к К(Ф)Х и другим субъектам малого предпринимательства, с учетом количества поголовья и специфики его содержания.
2. Установить мораторий на проведение проверок в период посевной и уборочной кампаний. Перенаправить усилия службы по контролю за использованием земли с действующих фермерских хозяйств на собственников земли, не использующих ее по прямому назначению. Г. В социальной сфере:
1. Увеличить основные показатели и ожидаемые результаты реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» к 2020 г.:
- повысить средний уровень зарплаты в сельскохозяйственном производстве;
- обеспечить проведение газификации домов (квартир) в сельской местности;
- обеспечить жителей сельского населения питьевой водой, соответствующей стандартам;
- повысить удельный вес сельского жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, включая автономные системы жизнеобеспечения не менее 80%;
- обеспечить развитие инфраструктуры, которая включает в себя строительство обще-
образовательных школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений культуры с целью полного обеспечения сельских жителей этими услугами;
- запретить закрытие в селах малокомплектных школ. Нет школы, не будет и деревни;
- совершенствовать механизм передачи на уровень нижестоящих бюджетов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов. На уровне сельских поселений должно оставаться 100% поступлений от налога на доходы физических лиц и значительная часть других налогов и поступлений;
- снять ограничения по людности сельских поселений, в которых граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут получить субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам;
- уделять особое внимание развитию местного самоуправления.
Предлагаемые меры позволят существенно улучшить условия и возможности развития фермерского сектора и социальной сферы российского села.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сы-
рья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями). Источник: Консультант Плюс.
2. Башмачников В.Ф. Возрождение фермерства в России / ООО «Престиж-Пресс», 2015. 415 л.
3. Стимулирование развития малого бизнеса на селе: доклад председателя Аграрной партии России О.В. Башмачниковой на Общероссийском съезде представителей сельских поселений и молодых аграриев России. Источник: http://100-edu.ru
4. Волков С.Н., Краснянская Е.В. Особенности рационального использования земель в условиях Центрально-Черноземного региона (на примере Белгородской и Воронежской областей) // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2016. № 3. С. 15-21.
5. Глухова М.В. О государственной поддержке развития фермерского сектора АПК // Студенческий форум: эл. научн. журнал. 2017. № 7 (7). URL: https:// nauchforum.ru/journal/stud/7/22271
6. Мурашева А.А., Вдовенко А.В. Экономические механизмы регулирования земельных отношений // Аграрная наука. 2008. № 2. С. 5-9.
7. Столяров В.М. Организационно-экономический механизм консолидации и организации использования земельных долей (на примере Владимирской области): дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. С. 14.
8. Хлыстун В.Н. Состояние и тенденции развития земельных отношений в сельском хозяйстве России // Аналитический Вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2012. № 37 (480). С. 17-25.
9. Хлыстун В.Н. О государственной земельной политике // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 10.
10. Хлыстун В.Н. Земельные отношения в российском агросекторе. URL: http://www.strana-oz.ru/2012/6Z zemelnye-otnosheniya-v-rossiyskom-agrosektore.
Об авторах:
Ломакин Геннадий Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, [email protected] Камов Леонид Петрович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, [email protected] Глухова Мария Валерьевна, аспирантка, [email protected]
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15)
DEVELOPMENT OF LAND RELATIONS IN THE FARMER SECTOR OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT
G.V. Lomakin, L.P. Kamov, M.V. Glukhova
The article examines the state of development of land relations in the farm sector of the Central Federal District. We have investigated the development of land relations in the agricultural sector of the agro-industrial complex, but a number of urgent problems of the development of the farmer movement, including the development of land relations in this sector, require further study and developments to improve their solutions. The authors, based on the history of the development of land relations in the agricultural sector of the agro-industrial complex, identified three stages, of which the latter was given the main attention, in which the growth rates of production in peasant (farm) farms exceeded all plans and became 1.6 times higher than in agrarian sector as a whole. With a view to a deeper analysis of the development of the farming sector of the agrarian economy, we have studied the long-term practice of functioning one of the farms in the Ryazan Region, typical of the Central Federal District. The conducted researches made it possible to make proposals that, in our opinion, would significantly improve the conditions and opportunities for the development of the farming sector and the social sphere of the Russian village.
Keywords: land relations, peasant (farmer) economy, agro-industrial complex, lending, efficiency.
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation ofjuly 14, 2012, No. 717 "On the state program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and foodstuffs for 2013-2020" (as amended). Source: Consultant Plus.
2. Bashmachnikov V.F. "Revival of farming in Russia". Prestige Press LLC, 2015. 415 liters.
3. Stimulation of small business development in the countryside. Report of the chairman of the Agrarian party of Russia O.V. Bashmachnikova at the All-Russian congress of representatives of rural settlements and young agrarians of Russia. Source: http://100-edu.ru.
4. Volkov S.N., Krasnyanskaya E.V. Features of rational use of lands in the Central Black Earth region (on the ex-
About the authors:
ample of the Belgorod and Voronezh regions). Zemleustro-jstvo, kadastr i monitoring zemel = Land management, cadastre and land monitoring. 2016. No. 3. Pp. 15-21.
5. Glukhova M.V. About the state support of the development of the agricultural sector of the agroindustrial complex. Studencheskij forum = Student forum: electron. Scientific journal. 2017. No. 7 (7). URL: https://nauchfo-rum.ru/journal/ stud/7/22271
6. Murasheva A.A., Vdovenko AV. Economic mechanisms of regulation of land relations. Agrarnaya nauka = Agrarian science. 2008. No. 2. Pp. 5-9.
7. Stolyarov V.M. Organizational and economic mechanism of consolidation and organization of use of land shares (on the example of the Vladimir region): dis. ... cand. econ. Sciences. Moscow, 2013. P. 14.
8. Khlystun V.N. State and development trends of land relations in agriculture in Russia. Analiticheskij Vest-nik Soveta Federatsii Federalnogo Sobraniya RF = Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2012. No. 37 (480). Pp. 17-25.
9. Khlystun V.N. On the state land policy. Ekonomika selskokhozyajstvennykh i pererabatyvayuschikh predpri-yatij = Economics of agricultural and processing enterprises. 2011. No. 10.
10. Khlystun V.N. Land relations in the Russian agricultural sector. URL: http://www.strana-oz.ru/2012/6/ zemelnye-otnosheniya-v-rossiyskom-agrosektore.
Gennadiy V. Lomakin, candidate of economic sciences, associate professor, [email protected] Leonid P. Kamov, candidate of technical sciences, senior researcher, [email protected] Maria V. Glukhova, graduate student, [email protected] State university of land use planning (15 Kazakova str., Moscow, 105064 Russia)
МСХЖ — 60 лет!
- 29
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 / 2017