УДК 37
Мониава Лали Гурамовна
соискатель Волгоградского государственного педагогического университета [email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПАТРИОТИЗМА У ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Moniava Lali Guramovna
post-graduate student of Volgograd State Pedagogical University
IDENTIFY THE LEVEL OF FORMATION OF PATRIOTISM CULTURE OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION
Аннотация:
Автором рассмотрены возможности диагностики уровней сформированности культуры патриотизма в воспитательно-образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей, целью которой являлось получение объективной информации, а также создание условий для освоения ценностно-смысловой, социокультурной, проектировочной и исследовательской компетенций.
Ключевые слова:
критерии, ценностно-смысловые компетенции, социокультурные компетенции, проектировочные компетенции, исследовательские компетенции, культура патриотизма педагога дополнительного образования.
The summary:
The author considered the possibility of diagnostic levels of formation of culture of patriotism in the upbringing and educational process of the institutions of additional education for children, which aim was to obtain the objective information, as well as the creation of conditions for the development of value and semantic, social and cultural, design and research competences.
Keywords:
criteria, value and semantic competences, social and cultural competences, design competences, research competences, patriotism culture of teacher of additional education.
Динамика освоения ключевых профессионально-педагогических компетенций в условиях воспитательно-образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей предполагает разработку критериев и способов диагностики уровня сформированности культуры патриотизма у педагогов дополнительного образования.
При разработке критериев и показателей сформированности культуры патриотизма педагогов дополнительного образования были использованы выводы и рекомендации ряда ученых, исследовавших эту проблему (Л.С. Выготского, С.Б. Крылова, А.А. Смирнова, С.Г. Спасибенко) [1, т. 2; 2; 3; 4] .
С позиций личностно-деятельностного подхода рассмотрен возможный механизм формирования культуры патриотизма как основополагающего компонента профессионализма педагога и необходимое условие создания качественно новой модели профессиональной подготовки педагога дополнительного образования. В нашем исследовании одним из направлений было рассмотрение возможности диагностики уровней сформированности культуры патриотизма у педагогов дополнительного образования, целью которой являлось получение объективной информации, а также создание условий для освоения ключевых профессионально-педагогических компетенций, необходимых для решения задач патриотического воспитания обучающихся. Объектом диагностики являлись сами педагоги дополнительного образования и обучающиеся творческих объединений. В эксперименте участвовало 53 педагога учреждений дополнительного образования г. Михайловки.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что одним из основных компонентов диагностики формирования культуры патриотизма является изучение сформированности профессиональнопедагогических компетенций педагога дополнительного образования, ключевыми из которых являются ценностно-смысловая, социокультурная, проектировочная и исследовательская.
В соответствии с выделенными ключевыми компетенциями культуры патриотизма педагога в качестве критериев сформированности ценностно-смысловой компетенции были выбраны: уровень развития патриотического сознания педагога, степень сформированности установки на личную реализацию патриотического потенциала и повышение активной созидательной роли личности самого педагога, уровень развития ценностных ориентиров педагога.
В связи с необходимостью определения уровней сформированности ценностно-смысловой компетенции педагога дополнительного образования нами выявлены уровни проявления критериев ценностносмысловой компетенции.
Таблица 1 - Уровни проявления критериев ценностно-смысловой компетенции
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Ценностно-смысловая компетенция
Показатели: 1. Сформированность внутренней мотивации педагога на приобретение знаний для постоянного совершенствования своего профессионального уровня, личностного роста и патриотического самосознания. 2. Осознание педагогом своей роли и предназначения. 3. Ценностные ориентиры педагога, выражающиеся в бережном отношении к родной культуре, к традициям своей страны, ее природе.
- 1B3 -
Продолжение таблицы 1
- отсутствует устойчивый интерес на приобретение глубоких знаний содержания таких базисных понятий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», к ее истории и особенностям развития общества и государства;
- осознание педагогом своей роли и предназначения имеет слабо выраженный характер;
- педагог по инициативе администрации включен в коллективную деятельность по развитию патриотического сознания, в низкой степени проявляется бережное отношение педагога к родной культуре, к традициям своей страны, ее природе.
- осознается значимость приобретения глубоких знаний содержания таких базисных понятий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», однако внутренняя мотивация развита недостаточно;
- осознание педагогом своей роли и предназначения носит непостоянный характер;
- с помощью наставника конструирует деятельность по развитию собственного патриотического сознания, в средней степени проявляется потребность в бережном отношении к родной культуре, к традициям своей страны, ее природе.
- внутренняя мотивация педагога направлена на приобретение глубоких знаний содержания таких базисных понятий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной» и утверждение в их значимости;
- педагог осознает значимость своей роли и предназначения как профессионала и патриота;
- самостоятельно конструирует деятельность по совершенствованию своего уровня патриотического сознания, в высокой степени проявляется ориентация на благо людей, общества, страны, своей малой родины, ее культуры и традиций.
Критериальным признаком сформированности социокультурной компетенции исследуемого феномена является: степень готовности педагога к работе в новых социокультурных условиях, способность педагога к преобразованию развивающейся социально-культурной среды и воспитание личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей.
В ходе исследования нами выявлены уровни проявления критериев социокультурной компетенции.
Таблица 2 - Уровни проявления критериев социокультурной компетенции
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Социокультурная компетенция
Показатели: 1. Глубина знаний о потенциале патриотического воспитания в новых социокультурных условиях. 2. Владение эффективными способами и приемами организации патриотического воспитания обучающихся. 3. Готовность к проявлению сопряженности личных интересов с потребностями конкретного обучающегося, образовательного учреждения, общества, что характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности.
- потребность в постоянном пополнении знаний о дидактических ресурсах патриотического воспитания в новых социокультурных условиях выражено слабо или не выражено; - слабо владеет знаниями об эффективных способах организации патриотического воспи-тания обучающихся; - в низкой степени выражена готовность к проявлению сопряженности личных интересов с потреб-ностями конкретного обучающегося, образовательного учреждения, общества, что характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности. - проявляет потребность в постоянном пополнения знаний о дидактических ресурсах патриотического воспитания в новых социокультурных; - обладает знаниями об эффективных способах организации патриотического воспитания обучающихся не в полном объеме; - в средней степени выражена готовность к проявлению сопряженности личных интересов с потребностями конкретного обучающегося, образовательного учреждения, общества, что характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности. - способность применять и конструировать знания о дидактических ресурсах патриотического воспитания в условиях влияния новых идей, ценностей, культурных форм, стилей, направлений; - грамотное применение знаний об эффективных способах и приемах организации патриотического воспитания обучающихся; - в высокой степени выражена готовность к проявлению сопряженности личных интересов с потребностями конкретного обучающегося, образовательного учреждения, общества, что характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности.
В качестве критериев сформированности проектировочной компетенции культуры патриотизма у педагогов дополнительного образования были выделены следующие: степень владения знаниями об основных типах планирования патриотического воспитания, способность педагога осознавать и четко формулировать цель и задачи патриотически ориентированной деятельности в творческом объединении, способность конструировать и реализовывать различные виды патриотической деятельности обучающихся.
В связи с необходимостью определения уровней сформированности проектировочной компетенции педагога дополнительного образования нами выявлены уровни проявления критериев проектировочной компетенции.
Таблица 3 - Уровни проявления критериев проектировочной компетенции
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Проектировочная компетенция
Показатели: 1. Владение знаниями о перспективном планировании стратегических, тактических, оперативных задач патриотического воспитания, а также способов их решения. 2. Умение четко формулировать цель и задачи патриоти-чески-ориентированной деятельности в творческом объединении. 3. Умение структурировать свою деятельность по патриотическому воспитанию обучающихся и предвидеть ее результат;
Продолжение таблицы 3
- знания о принципах, методах, инструментарии проектировочной деятельности по патриотическому воспитанию выражены слабо или не выражены;
- формулирование цели и задач патриотически ориентированной деятельности в творческом объединении с помощью администрации (методиста);
- сознает недостаток владения технологическими способами патриотического воспитания, имеет общее представление о результатах своей деятельности.
- знания о системном содержании всех процедур полного цикла проектировочной деятельности по патриотическому воспитанию, о принципах, методах, инструментарии проектирования требуют совершенствования;
- владеет умениями четко формулировать цель и задачи патриотически ориентированной деятельности в творческом объединении, но недостаточно осведомлен о стратегии их достижения;
- владеет технологическими способами патриотического воспитания и соотносит их с целями, методами, средствами и формами организации патриотического воспитания, анализирует результаты и процесс деятельности.
- наличие глубоких знаний о системном содержании всех процедур полного цикла проектировочной деятельности по патриотическому воспитанию, изучение и освоение логики педагогического проектирования;
- владеет умениями четко формулировать цель и задачи патриотически ориентированной деятельности в творческом объединении и способами их достижения в полном объеме;
- хорошо владеет умениями выделять возможные технологические способы патриотического воспитания и соотносить их с целями, методами, средствами и формами организации патриотического воспитания, проводит объективный анализ, делает выводы о значении результатов своей деятельности.
Исследовательская компетенция культуры патриотизма педагога включает следующие критерии: степень готовности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста патриотической деятельности от функционального к преобразовательному, включенность в инновационные решения, уровень развития умений педагога конструировать инновационные формы патриотического воспитания обучающихся.
В ходе исследования нами выявлены уровни проявления критериев исследовательской компетенции.
Таблица 3 - Уровни проявления критериев исследовательской компетенции
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Исследовательская компетенция
Показатели: 1. Владение, понимание и использование в практике инновационных форм патриотического воспитания обучающихся. 2. Умение осваивать и самостоятельно создавать новые методические подходы к патриотическому воспитанию и представлять их в методических разработках и рекомендациях. 3. Глубина, логичность, обоснованность суждений и выводов о направлениях совершенствования патриотически ориентированной деятельности.
- отсутствует интерес к постоянному пополнению знаний об инновационных формах патриотического воспитания обучающихся и применению их на практике; - умения и навыки проектной и инновационной деятельности проявляются неосознанно, в педагогической деятельности преобладают традиционные методы и подходы к патриотическому воспитанию; - в низкой степени выражена готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы, стремление к самореализации, совершенствованию деятельности патри-отической направленности и участию в ней. - значимость внедрения в практику инновационных форм патриотического воспитания обучающихся осознается не в полном объеме; - готовность и включенность в процесс освоения и реализации исследовательских знаний и умений в педагогической практике проявляется ситуативно; - суждения и умения отстаивать свои позиции остаются на уровне умозрительных представлений, участие в деятельности патриотической направленности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании. - глубокое осознание значимости внедрения в практику инновационных форм патриотического воспитания обучающихся; - хорошо владеет умениями и навыками проектной и инновационной деятельности, направленной на создание новых образцов педагогической практики и их научное осмысление; - высоко развита самостоятельность суждений, умение отстаивать свои позиции, стремление к самореализации через участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях патриотической направленности.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что соотношение педагогов по уровням развития исследуемого новообразования в экспериментальных группах в целом соответствует показателям в контрольных группах (максимальная разница - 1,3 %).
По данным проведенного анкетирования респондентов контрольной группы педагогов МОУ ДОД «Станции детского и юношеского туризма и экскурсий» около 41,5 % продемонстрировали средний уровень развития ценностно-смысловой компетенции. В то время как в экспериментальной группе (педагоги МОУ ЦДТ) этот показатель составил 40,8 %. Педагоги, которых по результатам анкеты можно отнести к низкому уровню, составили 35,1 %, в контрольной и 34,5 % в экспериментальной группах. Необходимо отметить, что процент педагогов, представляющих высокий уровень сформированности ценностносмысловой компетенции, достаточно небольшой: 23,4 % и соответственно - 24,7 %.
В ходе организации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы педагоги активно включались в инновационные процессы.
Формирующий этап предполагал изменение педагогических условий, способствующих формированию культуры патриотизма у педагогов дополнительного образования, необходимых для осуществления патриотического воспитания.
На основе анализа диагностического материала формирования культуры патриотизма мы получили следующие результаты: педагоги экспериментальной группы (МОУ дОд «Центр детского творчества г. Михайловки») проявляют устойчивую внутреннюю мотивацию, являющуюся основой постоянного совершенствования педагогами своего гражданского самосознания и патриотического мировоззрения. Возросла потребность в постоянном пополнении знаний о дидактических ресурсах патриотического воспитания обучающихся, способных ориентироваться в сложном социокультурном пространстве и умеющих обрести в нем собственную систему культурных ценностей. Сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности в сфере патриотического воспитания, о чем свидетельствует глубина, научная обоснованность, практическая значимость и последовательность изложения представленных педагогами методических разработок.
Полученные данные свидетельствуют том, что включенность педагогов экспериментальной группы в инновационные процессы способствовала актуализации и умелому применению ими знаний при решении задач патриотического воспитания, развитию самостоятельности суждений, умения отстаивать свои позиции, что проявилось:
- в систематизации и усовершенствовании имеющегося программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию;
- в стремлении педагогов к самореализации через участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях патриотической направленности;
- в готовности педагогов к диссеминации инновационного опыта патриотического воспитания в различных формах;
- в приобретении опыта проектирования дальнейшего процесса по освоению профессиональнопедагогических компетенций, составляющих формирование культуры патриотизма педагога.
Ссылки:
1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собр.соч.: в 6 т. М., 1982. С. 225-226.
2. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего пециа-листа. М., 1990.
3. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
4. Спасибенко С.Г. Человек, социосфера, социум // Социальногуманитарные знания. 1999. № 5. С. 67-79.
References (transliterated):
1. Vygotskiy L.S. Problemy obshchey psihologii // Sobr.soch.: in 6 vols. M., 1982. P. 225-226.
2. Krylova N.B. Formirovanie kul'tury budushchego petsialista. M., 1990.
3. Smirnov A.A. Problemy psihologii pamyati. M., 1966.
4. Spasibenko S.G. Chelovek, sotsiosfera, sotsium // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 1999. No. 5. P. 67-79.
- 1B6 -