Научная статья на тему 'Критериальная база диагностического обеспечения формирования культуры патриотизма педагога дополнительного образования'

Критериальная база диагностического обеспечения формирования культуры патриотизма педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПАТРИОТИЗМА / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИЙ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / CULTURE OF PATRIOTISM / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / CRITERIA / KEY COMPETENCES / INTEGRATIVE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мониава Лали Гурамовна

С позиций компетентностного подхода и с учетом квалификационных требований выделены интегративные характеристики ключевых компетенций и компонентов культуры патриотизма педагога дополнительного образования, выступающие в качестве критериев ее сформированности. Намечены основания выделения показателей, отражающих уровневые характеристики компонентов культуры патриотизма педагога на различных этапах ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the positions of the competence approach and taking into consideration the qualification requirements there are marked out the integrative characteristics of the key competences and the components of patriotic culture of additional education teacher, which are represented as the criteria of its formation. There are outlined the grounds for the signs that reflect the level characteristics of teacher’s patriotic culture at its various stages.

Текст научной работы на тему «Критериальная база диагностического обеспечения формирования культуры патриотизма педагога дополнительного образования»

Л.Г. МОНИАВА (Михайловка)

критериальная база диагностического обеспечения формирования культуры патриотизма педагога дополнительного образования

С позиций компетентностного подхода и с учетом квалификационных требований выделены интегративные характеристики ключевых компетенций и компонентов культуры патриотизма педагога дополнительного образования, выступающие в качестве критериев ее сформированности. Намечены основания выделения показателей, отражающих уров-невые характеристики компонентов культуры патриотизма педагога на различных этапах ее формирования.

Ключевые слова: культура патриотизма, педагог дополнительного образования, критерий, ключевые компетенции, интегративные характеристики.

Инновационное развитие современного российского общества и связанная с ним социокультурная модернизация образования требуют научного обоснования социокультурного базиса этого развития, в качестве которого выступает патриотизм как источник и духовный ориентир производимых преобразований. В частности, среди основных направлений развития российского общества, закрепленных в «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» [15], особое место занимают всестороннее улучшение системы работы по патриотическому воспитанию российских граждан, их готовности следовать своим конституционным обязанностям, формирование устойчивого патриотического самосознания и преданности своему Отечеству.

Однако патриотизм как составляющая общественной культуры не появляется сам по себе, а воспитывается в процессе трансляции культуры от старших поколений к младшим. Одним из основных институтов, обеспечивающих культурный обмен между поколениями, является образование, и в частности система дополнительного образования. Данная мысль отражена в тексте «Концепции духовно-нравственного развития и воспита-

ния личности гражданина России», где говорится - в контексте обеспечения оптимальных условий для духовно-нравственного воспитания личности - о необходимости «взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования (курсив наш. - Л.М.), культуры и спорта, средствами массовой информации» [6, с. 4].

Авторы «Концепции инновационного развития патриотического воспитания в волгоградском регионе» считают, что «важнейшей задачей становится раскрытие собственного пространства патриотизма в постиндустриальном обществе, что может быть обеспечено на основе инновационного подхода к воспитанию патриотизма, переосмыслению форм его современных проявлений, места и роли в российском обществе. ...И если в постиндустриальном обществе усиливается статус индивидуальности человека, роль его самостоятельного выбора, то именно патриотизм должен стать фундаментальной основой свободы и творчества, культуры как личности, так и коллективного субъекта» [7].

во всех институтах социального воспитания системообразующая роль принадлежит его субъектам, в учреждении дополнительного образования это педагог дополнительного образования. Именно он как ключевая фигура образовательно-воспитательного процесса осуществляет его планирование, организацию, регулирование и контроль. При этом он должен обладать необходимыми профессионально значимыми личностными качествами. в случае воспитания патриотизма у обучающихся в ходе образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования это должен быть не просто набор качеств. На наш взгляд, в данном случае необходима специфическая профессиональная культура, служащая духовной основой педагогической деятельности, в которой аккумулируются социокультурный, интеллектуальный, нравственный опыт личности - культура патриотизма.

А.Н. Вырщиков справедливо отмечает: «Именно в контексте патриотизма культура представляет собой процесс и результат опредмечивания духа, который выражается в человеке в его умении воспроизводить достижения предыдущих поколений. Тем самым от-

О Мониава Л.Г., 2015

- ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИ

крывается проблема развития общества и личности через регулятивный потенциал патриотизма» [2, с. 27].

Культура патриотизма исследуется как феномен, созданный волей и интеллектом, душой и руками людей, представленный в форме духовных ценностей, общественных устоев, знаков и символов, а также всевозможных видов деятельности и форм общения. Она является в одно и то же время интра- и интерсубъектной и предстает как собрание достижений в сфере духовного производства, искусства, науки, морали, воспитания и, кроме того, орудий труда и творчества (А.В. Кузнецова, В.Н. Кузнецов, Т.С. Колябина).

Анализ исследований (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев) позволил выделить познавательную, побудительную, преобразовательную, аксиологическую функции культуры патриотизма педагога дополнительного образования [там же]. в соответствии с реализуемыми ею функциями, культура патриотизма педагога дополнительного образования предполагает наличие следующих компонентов: когнитивного, ценностно-мировоззренческого и мотивационно-деятельностного, которые, собственно, и обеспечивают реализацию упомянутых функций. определяя компонентный состав, следует четко выделить специфические характеристики каждого компонента именно культуры патриотизма.

Когнитивный компонент включает присутствие в сознании педагога определенным образом структурированной совокупности знаний о патриотизме, патриотически-ориентированной деятельности, владение определенными поведенческими моделями, характеризующими культуру патриотизма, а также набором профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения освоения обучающимися качественных характеристик, которые формируются в сфере патриотического воспитания молодого поколения.

Ценностно-мировоззренческий компонент выражает патриотические убеждения педагога, направленность его сознания и установок, его социальную и гражданскую позицию как гражданина России. При этом личность педагога проявляется как своего рода «проекция» общественных отношений, причем тех, которые связаны с целями и самосознанием общества, с предпочтениями и ожиданиями людей. Поэтому культура патриотизма педагога формируется через связь российской и международной культур и российского патриотизма,

[АЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

которая выражена в уровне реализации патриотических идей и ценностей в решении проблем общественной жизни.

Мотивационно-деятельностный компонент ориентирован на повышение активной созидательной роли личности педагога и формируется как развитие установок на личную реализацию патриотического опыта. В его основе находится развитие интеллектуальных, нравственных, духовно-творческих, гражданских качеств педагога, его патриотической и мировоззренческой позиции, которые раскрываются в проблемных ситуациях и разработке конкретных направлений методики патриотического воспитания обучающихся.

одним из наиболее значимых аспектов в процессе формирования культуры патриотизма педагога дополнительного образования является мониторинг его результативности на различных этапах. В основу данного мониторинга должны быть положены объективные критерии и средства диагностики, способные отражать степень сформированности компонентов культуры патриотизма.

В общем плане критерий (греч. кгкегюп -средство для суждения) означает правило, некий признак, который дает основания определять степень ценности или достоверности чего-либо. В «Философском словаре» такое определение термина «критерий»: «мерило для оценки чего-либо, средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения» [17, с. 221]. «Словарь иностранных слов» содержит такое определение критерия: «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило» [14, с. 343]. Аналогичным образом трактуется критерий и в «новом энциклопедическом словаре»: «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [10, с. 654]. Критерий, таким образом, отображает сущностные трансформации объекта, выступает как средство, необходимое в процессе оценки, но само оценкой при этом не являющееся.

Критерии сформированности культуры патриотизма определяются нами исходя из системного понимания культуры патриотизма, на основе выделения ключевых профессионально-педагогических компетенций и анализа их содержания на каждом этапе ее формирования.

В «Концепции патриотического воспитания граждан российской Федерации» патри-

отизм определяется как одна из сущностных черт национального российского характера, включающая соборность и законопослушание, а также общинность как устойчивую потребность россиян в коллективной жизни и особую любовь к своей родной природе. В исследованиях А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарце-ва анализируются такие характеристики российского патриотизма, как государственниче-ство, державность, беззаветное служение Отечеству, социальная солидарность, верность исторической памяти, а также историческим и культурным традициям своего народа и др. Данные особенности характеризуются исследователями (E.H. Попова) в качестве устойчивых установок общественного сознания на патриотические проявления в деятельности и поведении человека [11].

Исследуя результативность патриотического воспитания младших школьников, Т.В. Козлова предлагает следующие критерии: мотивационно-потребностный (проявляется в выраженности интереса, потребности, поисковой направленности), когнитивный (обнаруживается через полноту, прочность и осознанность), поведенческий (находит свое выражение в умениях и навыках, проявлении активности и самостоятельности) [5].

Коллектив исследователей под руководством В.И. Лутовинова применительно к оценке патриотического воспитания предлагает две группы критериев: первая объединяет критерии, характеризующие собственно процесс патриотического воспитания; вторая - критерии, отражающие наиболее существенные, с точки зрения достижения целей и задач патриотического воспитания, стороны, качества, свойства отдельной личности, конкретной социальной группы, определенной категории граждан, представляющие собой результаты работы, направленной на формирование и развитие у российских граждан патриотизма, патриотического сознания, а также способности и готовности к достойному служению отечеству. В контексте решения задач нашего исследования особый интерес представляет именно эта -вторая группа критериев. К критериям данной группы авторы относят:

- когнитивный (познавательный), который отражает уровень сформированности патриотических представлений, знаний, выступающих в качестве основы самоопределения отдельного человека или целой группы как субъекта общественно значимой деятельности, реализуемой на благо своего отечества;

- мировоззренчески-ценностный - позволяет определить уровень сформированно-сти системы принципов, взглядов, убеждений, предполагающей осознание основных приоритетов, интересов, ценностей общества и государства, позволяющих понять роль, место и значение конкретной личности и целой группы в их развитии;

- мотивационно-потребностный, отображающий характер патриотической ориентации личности или группы, ее цели, установки, обусловливаемые общественно значимыми и духовно-нравственными потребностями и интересами, высокими мотивами и устремлениями, иными компонентами, определяющими целеполагание человека как гражданина - патриота своего отечества;

- деятельностно-поведенческий, характеризующий готовность человека (группы) к полноценной реализации себя как гражданина - патриота своего отечества в какой-либо одной или нескольких областях значимой для общества деятельности, значимые результаты, полученные в ходе ее реализации, ключевые качества, выраженные на поведенческом уровне.

Авторами также определен интегратив-ный критерий патриотического воспитания, объединяющий основные признаки, показатели, охватывающие наиболее существенные характеристики данного процесса, а именно те условия, факторы, способы, посредством которых максимально полно реализуются возможности деятельности по патриотическому воспитанию [8].

Практика патриотического воспитания активизирует способности и навыки педагога, особенно в ситуации его творческого общения с детьми и коллегами в решении разных педагогических задач, разработке новых методик и др. одним из аспектов этого процесса является также развитие профессиональных компетенций педагога, которые раскрываются здесь на основе его культуры патриотизма как интегральной мировоззренческой системы (или позиции), определяющей направленность и специфику его профессиональной деятельности.

В этой связи мы считаем необходимым при определении критериев сформированно-сти культуры патриотизма педагога дополнительного образования обратиться к рассмотрению понятия «компетенция». Компетенция определяется исследователями как «комплекс операций, действий, знаний, способностей, активности, самостоятельности и других свойств

личности», необходимый для принятия решений [9, с. 239], как «наивысший уровень владения способами развития профессиональной деятельности» [16, с. 23]. Исходя из основных положений компетентностного подхода, а также из специфики педагогической деятельности в системе дополнительного образования, некоторые исследователи (О.А. Черепанова) уточняют понятие «ключевые компетенции педагогов дополнительного образования», к которым, прежде всего, можно отнести познавательную, исследовательскую, конструктивно-проектировочную, профессионально-технологическую, коммуникативную, информационно-коммуникационную, социально-профессиональную и рефлексивно-психологическую [18].

С.Б. Серякова выделяет такие значимые компетенции педагога дополнительного образования, как социально-личностные, общенаучные, организационно-управленческие и общепрофессиональные [12]. O.A. Сизова под компетентностью педагога дополнительного образования понимает совокупность профессиональных, коммуникативных и личностных свойств, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся. К профессионально-педагогическим умениям педагога дополнительного образования исследователь относит следующие: гностические, организационно-методические, конструктивные, проектировочные, специальные [13].

Обобщая исследования В.И. Байденко, И.А.Зимней, Г.А. Ларионовой, Дж. Равена, С.Б. Серяковой, O.A. Сизовой, O.A. Черепановой, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторского [1; 4; 12; 16] и основываясь на нормативных квалификационно-педагогических требованиях к педагогу дополнительного образования [3], мы выделяем следующие основные профессионально значимые компетенции педагога дополнительного образования: познавательную, ценностно-смысловую, социокультурную, проектировочную, коммуникативную, информационно-технологическую, предметно-методическую и исследовательскую.

С учетом задач нашего исследования нас, в первую очередь, интересует культура патриотизма как профессионально-личностное качество педагога. Поэтому мы полагаем, что именно во взаимосвязи ключевых компетенций педагога дополнительного образования и компонентов его культуры патриотизма отражаются целевая и смысловая направленность,

соотношение мировоззренческого и профессионального планов. Ведь если традиционно педагог действовал именно на основе профессиональных компетенций в контексте своего мировоззрения, то теперь именно компоненты культуры патриотизма, выраженные во многом в сознании и патриотически ориентированной деятельности в творческом объединении, определяют и направленность профессиональных педагогических компетенций. таким образом, единство мировоззрения, компетенций и деятельности в культуре патриотизма педагога отражает интеграцию личностных качеств и профессиональной деятельности, что крайне важно для формирования у обучающихся ценностных установок и решения актуальных проблем их жизни. Основываясь на вышесказанном, мы осуществили сопоставительный анализ содержания компонентов культуры патриотизма и ключевых компетенций педагога дополнительного образования и на этой основе сформулировали их ин-тегративные характеристики, показанные в таблице (см. с. 74-75).

Как видно из таблицы, нами выделены следующие интегративные характеристики ключевых компетенций и компонентов культуры патриотизма педагога: знания о составляющих патриотизма, мировоззрение и личностные установки, сопряженность личных и общественных интересов, готовность к моделированию целостного процесса патриотического воспитания обучающихся, применение современных средств информационных и компьютерных технологий, взаимодействие с социумом, включенность в исследовательскую деятельность, проекция общепедагогических представлений на конкретный процесс патриотического воспитания.

согласно нашему предположению, культура патриотизма является частью профессиональной компетентности педагога, выражая его мировоззрение и личностные установки, и таким образом трансформирует общественные запросы и требования к формированию социально востребованных качеств личности в конкретные педагогические действия и технологии. Как личностное качество педагога, она позволяет более конкретно определить логику формирования и развития значимых в патриотическом воспитании знаний и умений, соответствующих понятию компетентной личности в современном мире. Культура патриотизма также обусловливает уровень и пространство свободы творчества, а также специфику

Интегративные характеристики ключевых компетенций и компонентов культуры патриотизма педагога дополнительного образования

Ключевые компетенции Компоненты культуры патриотизма педагога дополнительного образования Интегративные характеристики ключевых компетенций и компонентов культуры патриотизма

Когнитивный Ценностно-мировоззренческий Мотивационно-деятельностный

Познавательная Способность постоянно приобретать новые знания о феномене патриотизма Решение проблем включения патриотизма в воспитание личности обучающегося через освоение феномена патриотизма в нормативном, социокультурном и духовном аспектах Совершенствование опыта воспитания патриотизма в процессе освоения соответствующих методов и технологий на основе стремления к систематическому повышению образовательного уровня Знания о составляющих патриотизма

Ценностно-смысловая Глубокое знание содержания базисных понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «долг перед Родиной» Патриотические убеждения педагога, его сознание и установки, социальная и гражданская позиция, определяющие смысл и направленность люб ых дей с тв ий, направленных на решение разных проблем общественной жизни Реализация мировоззренческой и патриотической функций в различных аспектах профессиональной деятельности с опорой на активную созидательную позицию педагога Мировоззрение и личностные установки

Социокультурная Знания об историко-культурном опыте, своей истории, культурном росте общества Обычаи, культура и традиции своего народа или региона как содержание деятельности педагога, направленной на возрождение патриотизма и нравственности Преобразование своего внутреннего мира в конкретно-исторических условиях на основе установки на личную реализацию патриотического опыта Сопряженость личных и общественных интересов

Проектировочная Систематизация взглядов на патриотизм Осмысление и организация педагогом своей деятельности через ценности и смыслы патриотизма Анализ и прогнозирование результатов своей деятельности по патриотическому воспитанию на основе понимания и принятия целей и задач патриотического воспитания Готовность к моделированию целостного процесса патриотического воспитания обучающихся

Информационно-технологическая Владение информационными и компьютерными технологиями патриотического воспитания Отбор смыслового содержания информации для патриотического воспитания Поиск и переработка новой информации на основе готовности работать в информационной среде по патриотическому воспитанию Применение современных средств информационных и компьютерных технологий патриотического воспитания

Коммуникативная Владение технологиями общения патриотического воспитания Способность к совместной деятельности и соорганизации в патриотическом воспитании Четкое обозначение собственной позиции и умение ее отстаивать на основе патриотического мировоззрения Взаимодействие с социумом в патриотическом воспитании

Ключевые компетенции Компоненты культуры патриотизма педагога дополнительного образования Интегративные характеристики ключевых компетенций и компонентов культуры патриотизма

Когнитивный Ценностно-мировоззренческий Мотивационно-деятельностный

Предметно-методологическая Предметно-психологические и методологические знания, умения, навыки, касающиеся методов и средств патриотического воспитания Умения отбирать учебный материал, ориентируясь на ценности патриотизма Анализ и обобщение положений научно-методической литературы, передового педагогического опыта на основе готовности к освоению новых форм и методов патриотического воспитания Проекция общепедагогических представлений на конкретный процесс патриотического воспитания

Исследовательская Знания об основах исследовательской деятельности в патриотическом воспитании Научная обеспеченность и практическая ценность разработок в сфере патриотического воспитании Использование на практике комплекса исследовательских умений на основе стремления к самореализации через участие в исследовательской деятельности в патриотическом воспитанию Включенность в исследовательскую деятельность в сфере патриотического воспитания

профессиональной деятельности педагога, который уже самостоятельно встраивает ее компоненты в структуру своей профессиональной деятельности. Соответственно, чем более высока степень освоения педагогом культуры патриотизма, тем более четко и грамотно он способен определять цели и задачи своей профессиональной деятельности, прогнозировать ее конечный результат.

На основе сказанного выше мы можем сделать вывод о том, что наибольшая взаимосвязь исследуемого качества прослеживается с познавательной, ценностно-смысловой, социокультурной и проектировочной компетенциями. С учетом этого, а также мнений, высказанных различными исследователями по данной проблеме, мы определяем в качестве критериев сформированности культуры патриотизма у педагогов дополнительного образования выделенные нами выше интегративные характеристики: знания о составляющих патриотизма, мировоззрение и личностные установки, сопряженность личных и общественных интересов, готовность к моделированию целостного процесса патриотического воспитания обучающихся.

Таким образом, нами определена взаимосвязь ключевых компетенций и компонентов культуры патриотизма педагога дополнительного образования. Полученные в результате интегративные характеристики могут выступать в качестве критериев сформирован-ности культуры патриотизма педагога допол-

нительного образования на различных этапах процесса ее формирования. При наличии показателей, через которые они могут проявляться и прослеживаться в деятельности педагога, а также в зависимости от того, в какой мере усвоение компонентов культуры патриотизма отвечает перечисленным выше критериям, могут быть обозначены и уровневые характеристики ее сформированности.

список литературы

1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода: лекция в слайдах (авторская версия). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Волгоград: Колибрис плюс, 2006.

3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Рос. газ. 2010. № 5316.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

5. Козлова Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 67-70.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в

сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. M.: Просвещение, 2009.

7. Концепция инновационного развития патриотического воспитания в Волгоградском регионе // Великая победа - духовный оплот современного патриотизма граждан России: сб. материалов в помощь организаторам патриотического воспитания детей и молодёжи [Электронный ресурс]. M.: Учитель, 2014. 1 эл. опт.диск (CD-ROM).

8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: науч.-исслед. работа / под общ. ред. Ю.П. Квятков-ского. M.: Армпресс, 2006.

9. Молокова А.В. Реализация компетентност-ного подхода в условиях информатизации образования // Философия образования. 2006. № 1. С. 239-243.

10. Новый энциклопедический словарь / Л.Е. Махов и др. М.: Большая рос. энцикл., 2005.

11. Попова Е.Н. Педагогический анализ и оценка качества патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2011.

12. Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2006.

13. Сизова O.A. Формирование профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования // Внешкольник. 2013. № 2. С. 20-25.

14. Словарь иностранных слов / гл. ред. Ф.Н. Петров. М.: Сов. энцикл., 1964.

15. Стратегия инновационного развития России до 2020 г.: утв. распоряжением правительства от 8 дек. 2011 г. № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. С. 424-495.

16. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 21-26.

17. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987.

18. Черепанова O.A. Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагога дополнительного образования: дис. ...

канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2007. * * *

1. Bajdenko V.I. Kompetencii: k osvoeniju kompetentnostnogo podhoda: lekcija v slajdah (avtorskaja versija). M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

2. Vyrshhikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodjozhi v sovremennom rossijskom obshhestve. Volgograd: Kolibris pljus, 2006.

3. Edinyj kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih. Razd. «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovanija» // Ros. gaz. 2010. № 5316.

4. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija // Internet-zhurnal «Jejdos». 2006. 5 maja. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

5. Kozlova T.V. Kriterii ocenki patrioticheskoj vospitannosti uchashhihsja nachal'nyh klassov v processe usvoenija rodinovedcheskih znanij // Integracija obrazovanija. 2012. № 1. S. 67-70.

6. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt/ A.Ja. Daniljuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov; Ros. akad. obrazovanija. M.: Prosveshhenie, 2009.

7. Koncepcija innovacionnogo razvitija patrioticheskogo vospitanija v Volgogradskom regione // Velikaja pobeda - duhovnyj oplot sovremennogo patriotizma grazhdan Rossii: sb. materialov v pomoshh' organizatoram patrioticheskogo vospitanija detej i molodjozhi [Jelektronnyj resurs]. M.: Uchitel', 2014. 1 jel. opt.disk (CD-ROM).

8. Kriterii i osnovy metodiki ocenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniju: nauch.-issled. rabota / pod obshh. red. Ju.P. Kvjatkovskogo. M.: Armpress, 2006.

9. Molokova A.V. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v uslovijah informatizacii obrazovanija // Filosofija obrazovanija. 2006. № 1. S. 239-243.

10. Novyj jenciklopedicheskij slovar' / L.E. Mahov i dr. M.: Bol'shaja ros. jencikl., 2005.

11. Popova E.N. Pedagogicheskij analiz i ocenka kachestva patrioticheskogo vospitanija podrostkov v obshheobrazovatel'noj shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Volgograd, 2011.

12. Serjakova S.B. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. M., 2006.

13. Sizova O.A. Formirovanie professional'no znachimyh kachestv pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija // Vneshkol'nik. 2013. № 2. S. 20-25.

14. Slovar' inostrannyh slov / gl. red. F.N. Petrov. M.: Sov. jencikl., 1964.

15. Strategija innovacionnogo razvitija Rossii do 2020 g.: Utv. rasporjazheniem pravitel'stva ot 8 dek. 2011 g. № 2227-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 1. S. 424-495.

16. Tatur Ju.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialista // Vysshee obrazovanie segodnja. 2004. № 3. S. 21-26.

17. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. 5-e izd. M.: Politizdat, 1987.

18. Cherepanova O.A. Aktualizacija kljuchevyh kompetencij v soderzhanii povyshenija kvalifikacii pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Ekaterinburg, 2007.

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Criteria basis of the diagnostic means of patriotic culture development of additional education teacher

From the positions of the competence approach and taking into consideration the qualification requirements there are marked out the integrative characteristics of the key competences and the components of patriotic culture of additional education teacher, which are represented as the criteria of its formation. There are outlined the grounds for the signs that reflect the level characteristics of teacher's patriotic culture at its various stages.

Key words: culture of patriotism, teacher of additional education, criteria, key competences, integrative characteristics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Статья поступила в редакцию 11.09.2015)

л.А. корнилова, т.и. кондаурова

(Волгоград)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ» КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОй ДЕЯТЕЛьНОСТИ СТуДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВуЗА

Учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору «Формирование глобального экологического мировоззрения у старшеклассников в процессе экологического обучения и воспитания» представлен как средство активизации эколого-педагогической деятельности студентов педагогического вуза. Описаны цель, задачи, содержание комплекса и результаты по итогам проведения данного курса.

Ключевые слова: подготовка будущих учителей, технологии обучения, учебно-методический комплекс по дисциплине по выбору, эколого-педагогическая деятельность.

На протяжении всей истории своего существования человеческая цивилизация сталкивается с экологическими проблемами, но они не имели такого масштаба, как в современ-

ную эпоху, названную В.И. Вернадским эпохой эволюции биосферы в ноосферу. Человечество, представляя собой мощную геологическую силу, способно необратимо нарушить устойчивые связи в биосфере, в результате чего условия на планете Земля могут оказаться несовместимыми с возможностью жизни человека. В целях предотвращения экологической катастрофы и решения экологических проблем очень важно, чтобы действия каждого человека и общества в целом способствовали закономерному ходу природных процессов. Каждый человек должен не только знать законы развития природы, но и понимать важность соотнесения с ними своих поступков и действий.

Система образования является тем важнейшим социальным институтом, который способен в условиях глобального экологического кризиса обеспечить функции самосохранения и самоподдержания общества. Ведущая роль принадлежит учителю - носителю и транслятору социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, подрастающим поколениям.

Преодолеть глобальный экологический кризис только техническими средствами невозможно, требуется и систематическая работа учителя по экологическому образованию и воспитанию учащихся - формированию у них системы взглядов, убеждений и ценностей, основанных на экологических представлениях и знаниях, позволяющих им ориентироваться в мире; на чувстве нравственной ответственности за со-бытие с природой, определяющем их поведение в окружающем мире; осознании своей роли в сохранении природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы, т.е. глобальном экологическом мировоззрении.

Внедрение в системе высшего педагогического образования федеральных государственных образовательных стандартов позволяет в содержании подготовки выпускника отразить потребности студентов и работодателей в формировании компетентного специалиста. Современному учителю необходимо проникнуть в сущность актуальных проблем взаимодействия природы и человека, общества, увидеть их социальную основу, конкретно представить, какими средствами и способами решать задачи воспитания ответственного отношения учащихся к природной среде [1; 3].

© Корнилова Л.А., Кондаурова Т.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.