УДК 339.1.5 H. М. Герасименко
ББК 65.2/4 Доцент, кандидат экономических наук
Т. А. Торопова Кандидат экономических наук
ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ И УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Исследование показало, что для сферы розничной торговли Хабаровского края на современном этапе характерно значительное ужесточение конкуренции. В связи с этим сегодня для субъектов розничной торговли крайне важно оценивать и повышать свою конкурентоспособность. Изучение существующих методик оценки конкурентоспособности и возможностей их практического применения в современных условиях способствовало обоснованию авторской методики оценки конкурентоспособности организации розничной торговли товарами длительного пользования. Благодаря данной методике организации получают возможность регулярно оценивать конкурентоспособность участников рынка без больших временных и денежных затрат, используя только открытую информацию.
Ключевые слова: торговля, розница, конкуренция,
конкурентоспособность, мониторинг, товар, ассортимент товаров.
N. M. Gerasimenko Associate professor, Ph.D. in Economics
T. A. Toropova Ph.D. in Economics
IDENTIFICATION OF DEVELOPMENT TRENDS AND CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE ORGANIZATIONS OF RETAIL TRADE OF THE KHABAROVSK REGION
The study showed that, for the sphere of retail trade of the Khabarovsk Krai at the present stage is characterized by considerable toughening of the competition. In connection with this today for the subjects of the retail trade is extremely important to assess and improve their competitiveness. Study of existing methodologies for assessing the competitiveness and possibilities of their practical application in the modern conditions contributed to the substantiation of the author’s methods of evaluation of the competitiveness of the organization of retail trade in the goods of long using. Thanks to this method, organizations are able to regularly assess the competitiveness of the market participants without a lot of time and money, using only publicly available information.
Key words: trade, retail, competitiveness, monitoring, goods, assortment.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. В 2010 году она составляла около 27% [8] внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики. Сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и поставщикам, но и целым отраслям промышленности, регионам.
Современные тенденции развития российской розницы во многом схожи с тенденциями, наблюдаемыми на Западе: денежный оборот
продолжает концентрироваться в крупноформатных торговых организациях. В настоящее время в России представлены такие крупнейшие международные торговые операторы, как Metro Group, Auchan, Rewe, Spar, Migros. Однако наиболее выражено данная тенденция проявляется лишь в западных регионах России. В Дальневосточном же округе и в Хабаровском крае в частности, как показал анализ, формирование торговых сетей до настоящего времени происходит не достаточно активно. Рынок розничной торговли края характеризуется низкой концентрацией. Присутствие интернациональных игроков на данном рынке все еще ограничено в силу ряда объективных обстоятельств, например, ввиду недостаточного ресурса населения в городах края. Крупные международные ритейлеры нацелены в большинстве своем на города-миллионники. В результате торговые сети Хабаровского края в 2011 году были представлены преимущественно местными сетевыми компаниями (286 сетевых компаний, количество объектов торговли насчитывает 990 единиц). Их доля в общей торговой площади составляла в 2011 году 20 %, в товарообороте края - 23 % (29,6 млрд. рублей) [9].
В основном же на одного предпринимателя, осуществляющего свою деятельность в сфере торговли Хабаровского края, приходится 1 магазин. Поэтому можно говорить о том, что торговля в Хабаровском крае состоит в основном из автономных магазинов.
Тем не менее, в ходе экономических преобразований последних лет в розничной торговле Хабаровского края произошли кардинальные преобразования и, прежде всего, в формах собственности и формах предпринимательской деятельности, сформировалась рыночная
конкурентная среда.
Инфраструктура розничной торговли в крае в 2011 году была представлена 6 668 предприятиями стационарной торговли с торговой площадью 635,7 тыс. кв. метров, 3 184 единицами мелкорозничной сети, 25 рынками на 7 485 торговых мест и 48 ярмарками на 960 мест [9].
За последние десять лет стационарная сеть приросла на 2,5 тыс. объектов, торговая площадь на 373 тыс. кв. метров. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей увеличилась в 2,4 раза и составила 482,9 кв. метров.
Структура розничных каналов продаж изменилась в сторону современных форматов торговли. В течение 2008 - 2011 годов доля продаж на рынках сократилась на 6,3 процентных пункта и составила 8,1 %.
Основным показателем работы торговых предприятий является розничный товарооборот. За исследуемый период (2006 - 2011 гг.) наблюдается в целом положительная динамика роста оборота розничной торговли в крае (цены сопоставимые), что показано в таблице 1[3, С. 76].
Таблица 1
Динамика оборота розничной торговли в Хабаровском крае в 2006 - 2011 гг.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Оборот розничной торговли - всего, млн. руб. 74 000,5 91 000,4 110 977,2 128533,2 144975,1 167132,3
Темп роста оборота розничной торговли, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году 123,1 122,7 121,9 115,8 106,2 106,4
продовольственные товары, в процентах к обороту розничной торговли 53,3 53,3 53,1 53,1 56,4 57,7
непродовольственные товары, в процентах к обороту розничной торговли 46,7 46,7 46,9 46,9 43,6 42,3
По данным таблицы видно, что наблюдается рост оборота розничной торговли за последние шесть лет - произошло увеличение данного показателя в 2,3 раза. Стабильный рост оборота торговли края вызван, во-первых, ростом денежных доходов населения Хабаровского края за последние годы.
По данным Хабаровского краевого комитета государственной статистики реальные денежные доходы населения Хабаровского края за период с 2006 по 2011 год увеличились на 12,5%. По оценочным данным, в первом полугодии 2012 среднедушевые денежные доходы населения составили 22,6 тыс. руб. в месяц (на 7,3% выше, чем в январе-июне 2011 года) [10].
В структуре использования денежных доходов по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года отмечается рост доли потребительских расходов. На потребительские цели населением использовано почти три четверти доходов - 73,4% (рост на 0,8%).
Изменение в доходах населения в сторону их увеличения постепенно приводит к естественному изменению приоритетов при покупке товаров и услуг - растёт значимость таких критериев выбора торговой организации, как качество обслуживания и товаров, широта и полнота ассортимента товаров в магазинах и всё меньше потребителей ориентируются на цены при выборе товаров и торговой организации для совершения покупки. В конкурентной борьбе между продавцами на первый план выходит неценовая конкуренция - для них стало необходимым привлекать потребителей повышенным качеством, особыми свойствами товара или услуги, широким ассортиментом предлагаемых товаров.
Вторым фактором, способствующим росту покупательной способности населения в анализируемом периоде, является активизация кредитования банками покупок населения. За анализируемый период объём кредитования населения банками с учетом инфляции вырос более чем в 4,3 раза (см. табл.2).
Таблица 2
Динамка объема кредитов, предоставленных физическим лицам в 2006
- 2011 гг., млн. рублей [11]
Предоставленные кредиты - всего 2006 2007 2008 2009 2010 2011
8 005 477,7 9 300 013,9 12 007 193,0 14 026 117,5 15 597 721 22 538 184
в том числе:
физическим лицам 13 019 16 149,6 14 246,0 21 186,5 38 546 57 279
Оба названных фактора - рост уровня доходов населения края и увеличение объёма кредитования населения существенно повлияли как на отмеченный ранее рост оборота розничной торговли, так и на структуру расходов домохозяйств Хабаровского края в сторону увеличения объёма
потребления домохозяйствами края непродовольственных товаров. Динамика объёма продаж отдельных групп непродовольственных товаров в Хабаровском крае в 2006 - 2011 гг. представлена в таблице 3.
Данные таблицы 3 [3; С. 82] свидетельствуют о том, что
потребительский спрос на непродовольственные товары растёт высокими темпами, это привлекает в данную сферу новые торговые компании, что ведёт к увеличению предложения и, как следствие, к обострению конкуренции между субъектами рынка.
Таблица 3
Динамика объёма розничной продажи отдельных групп непродовольственных товаров в Хабаровском крае в 2006 - 2011 гг., млн.
рублей
Товарная группа 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Телевизоры 1 237,5 1 272,2 1 298,5 1 301,0 1 303,7 2 001,0
Магнитофоны 499,3 504,1 505,4 503,2 456,0 495,0
Холодильники 1 895,9 2 031,9 2 110,0 2 113,9 2 201,1 3 101,1
Стиральные машины 593,9 650,5 654,1 658,0 678,1 1 111,5
Пылесосы 192,7 207,0 213,0 219,1 219,8 801,1
Мебель 395,8 486,7 502,3 503,3 504,9 1 390,0
За рассматриваемый период частный сектор занял в торговле края главенствующее место - доля оборота розничной торговли предприятий государственной (включая муниципальную) формы собственности упала с 10% до 7,5% [9]. На протяжении последних лет значительных изменений в структуре распределения оборота розничной торговли по формам собственности не наблюдалось, что позволяет сделать вывод о стабильности сложившейся структуры. Таким образом, говоря о развитии сферы розничной торговли в Хабаровском крае, мы говорим, в первую очередь, о развитии её частного сектора.
В частном секторе торговли края значительная доля приходится на субъекты малого предпринимательства. Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства в розничной торговле принято считать коммерческие организации, у которых средняя численность работников не превышает 30 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели всегда являются субъектами малого предпринимательства.
Учитывая вышесказанное, из общего числа организаций розничной торговли Хабаровского края 78% организаций в сфере торговли - это субъекты малого предпринимательства и только 21,5% (на 1 января 2012 -2 133 организации) можно отнести к крупным и средним [9]. Таким образом, о малом предпринимательстве в торговле в настоящее время можно говорить как о сформировавшемся секторе экономики края.
Субъектам малого предпринимательства в торговле в современных условиях принадлежит существенная роль в насыщении потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами и удовлетворении спроса населения. Малый бизнес является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета - именно поэтому в настоящее время государство на федеральном и региональном уровнях содействует развитию малого предпринимательства и формированию конкурентной рыночной среды.
Одним из основных инструментов формирования и развития конкурентной среды является законодательство страны, в частности антимонопольное регулирование экономики. В России в настоящее время оно осуществляется с помощью Федерального Закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального Закона от 26.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации». Данные законы предусматривают создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий для развития конкуренции в торговле путём запрещения субъектам рынка создавать дискриминационные условия деятельности для других его участников.
Таким образом, политико-правовые условия современного рынка в целом способствуют развитию конкуренции в крае.
Для оценки влияния других условий внешней среды на деятельность организаций в сфере розничной торговли Хабаровского края, использованы результаты выборочных обследований субъектов малого предпринимательства, проводимых специалистами Хабаровского краевого комитета государственной статистики. Такие обследования проводятся в крае с 1999 года, на их основе проводится оценка деловой активности и
деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли в разных районах края. Цель исследований -изучение состояния, проблем и перспектив развития малого предпринимательства в сфере торговли Хабаровского края.
Методика таких исследований основывается на обследовании субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) в форме формализованного интервьюирования их руководителей. Обследования проводятся ежеквартально. Каждый квартал руководителей организаций опрашивают работники статистических органов края. Количество СМП, включённых в выборку и подвергающихся обследованию варьируется от квартала к кварталу в пределах от 500 до 550 единиц. Такое количество является достаточным, т.к. составляет более 5% от генеральной совокупности, следовательно, результаты опросов репрезентативны.
Авторами публикации были проанализированы результаты данных обследований в той части, которая касалась условий, влияющих на функционирование СМП в сфере торговли края в течение анализируемого периода. Изучались результаты анализа ответов, полученные на вопрос: «Какие условия внешней среды в наибольшей степени повлияли на деятельность Вашей организации за истекший период?». Результаты опросов отражены в таблице 4.
По данным таблицы 4 видно, что на протяжении всего анализируемого периода наибольшее число респондентов (в среднем около 77%) отмечало высокий уровень конкуренции как условие, в наибольшей степени влияющее на их рыночную деятельность.
Другим оказывающим влияние на деятельность субъектов рынка условием большинством предпринимателей названы «высокие тарифы на электроэнергию и тепло». Это отметили в среднем около 72,3% опрошенных. Влияние данного условия на деятельность торговых компаний можно оценивать как отрицательное, приводящее к повышению издержек ведения бизнеса.
Кроме того, на деятельность большинства опрошенных предпринимателей Хабаровского края оказывает влияние такое условие внешней среды, как частые изменения в законодательной базе. Это условие назвали около 70% респондентов в 2011 году. Такое условие внешней среды, как «высокий уровень налогов» отметили как влияющее на их деятельность 55% опрошенных предпринимателей в 2011 году. Данные условия сдерживают развитие розничной торговли в крае. Как результат совокупного влияния двух названных выше условий внешней среды - низкая дисциплина
отчётности торговых компаний (деление отчётности организаций на «белую» и «чёрную»), нежелание прозрачно, цивилизованно вести малыми фирмами свой бизнес, значительные объёмы теневого оборота торговых фирм.
Таблица 4
Условия внешней среды, в наибольшей степени, влияющие на рыночную
деятельность СМП в сфере торговли (доля, %) [2, С. 102] *
Условие внешней среды 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Высокий уровень конкуренции 74,8 76,0 77,1 81,0 75,9 79,9
Высокие тарифы на электроэнергию и тепло 72,5 72,9 72,7 71,9 73 72,7
Частые изменения в законодательной базе 73,0 72,5 70,1 70,2 70,7 69,8
Высокий уровень налогов 53,6 55,0 55,0 55,1 54,8 55,0
Отсутствие информации о законодательной базе 38,0 38,0 38,0 33,0 30,0 29,7
Отсутствие страхования предпринимательских рисков 32, 5 33,0 32,2 33,0 31,6 31,0
Недоступность кредитов 30,5 31,4 38,8 69,9 41,0 29,0
Высокие банковские проценты 27,0 28,5 24,5 25,5 23,9 24,0
Сложность взаимодействия с арбитражными судами 23,0 23,5 21,2 22,0 22,0 22,0
Высокая арендная плата 21,4 20,7 17,3 17,3 17,0 17,0
Низкий уровень платежеспособного спроса населения 15,4 15,0 17,0 17,2 16,6 14,0
Высокие темпы инфляции 12,0 12,0 12,8 11,1 11,9 10,4
Мало льгот начинающим предпринимателям 11,7 12,0 11,0 13,1 11,9 11,0
Сложность ведения бухгалтерского и налогового учета 10,1 19,1 19,0 19,0 19,0 18,1
* Анализировались данные, полученные по состоянию на конец каждого года. При составлении таблицы данные были представлены в виде долей предпринимателей, отметивших различные условия внешней среды как влияющие на их деятельность.
Другим оказывающим влияние на деятельность субъектов рынка условием большинством предпринимателей названы «высокие тарифы на электроэнергию и тепло». Это отметили в среднем около 72,3% опрошенных. Влияние данного условия на деятельность торговых компаний можно оценивать как отрицательное, приводящее к повышению издержек ведения бизнеса.
Кроме того, на деятельность большинства опрошенных предпринимателей Хабаровского края оказывает влияние такое условие внешней среды, как частые изменения в законодательной базе. Это условие назвали около 70% респондентов в 2011 году. Такое условие внешней среды, как «высокий уровень налогов» отметили как влияющее на их деятельность 55% опрошенных предпринимателей в 2011 году. Данные условия сдерживают развитие розничной торговли в крае. Как результат совокупного влияния двух названных выше условий внешней среды - низкая дисциплина отчётности торговых компаний (деление отчётности организаций на «белую» и «чёрную»), нежелание прозрачно, цивилизованно вести малыми фирмами свой бизнес, значительные объёмы теневого оборота торговых фирм.
Такие факторы, как «высокие тарифы на электроэнергию и тепло», «частые изменения в законодательной базе» и «высокий уровень налогов» находятся вне контроля предпринимателей. На состояние же конкуренции каждый из них имеет возможность в определенной степени влиять.
С одной стороны - развитая конкуренция на рынке способствует расширению выбора товаров и услуг для покупателей - они могут оценивать предложение и комплекс услуг множества торговых фирм и выбирать в качестве источника покупки ту, которая удовлетворит его потребности наилучшим образом, предложение которой обладает наибольшей для него ценностью. С другой стороны - обостряющаяся с каждым годом конкуренция вынуждает субъекты рынка вести борьбу за выживание на нём, вкладывать средства в оценку конкурентоспособности и искать пути ее повышения. В сложившихся условиях организации имеют возможность, управляя уровнем своей конкурентоспособности, менять расстановку сил на рынке, оказывать воздействие на уровень конкуренции на нем, обеспечивать безопасность своего положения.
В связи с этим сегодня для субъектов розничной торговли важно обеспечивать и повышать свою конкурентоспособность. Начальной стадией разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности организации розничной торговли является ее оценка. Эта оценка необходима для определения места и роли предприятия на рынке, его рейтинге
8i
относительно конкурентов и определения эффективности выбранной конкурентной стратегии.
Авторами публикации проведен анализ существующих методов оценки конкурентоспособности [5, С. 19-27] и выявлено, что одни из них требуют использования данных о внутреннем потенциале организаций, что затрудняет их применение в связи со сложностью получения такой информации. Другие методы предполагают проведение всесторонних маркетинговых исследований рынка, что требует значительных временных и финансовых ресурсов. Кроме того, многие из существующих подходов к оценке конкурентоспособности организаций не универсальны - их авторы предлагают методики, позволяющие произвести оценку конкурентоспособности производственных предприятий.
Изучение методик оценки конкурентоспособности и возможностей их практического применения в современных условиях доступа к информации о ресурсах и результатах деятельности конкурентов, а также проведенное авторами исследование способствовало обоснованию авторской методики оценки конкурентоспособности организации розничной торговли товарами предварительного выбора (длительного пользования). Данная методика подробно рассмотрена в публикациях авторов [6; 7].
Авторами доказано, что конкурентоспособность организации розничной торговли товарами предварительного выбора в наибольшей степени зависит от уровня рациональности предлагаемого ею ассортимента товаров. Другие рыночные факторы - уровень цен, имидж магазина, рекламная активность, месторасположение магазина, интерьер, наличие автостоянки в значительно меньшей степени влияют на конкурентоспособность организации розничной торговли на данном рынке.
Уровень рациональности ассортимента товаров определяется посредством расчета одноименного коэффициента. Коэффициент рациональности ассортимента товаров - показатель относительный - чем выше его значение, тем точнее по сравнению с конкурентами, ассортимент товаров организации торговли отвечает покупательским предпочтениям и тем более выгодное положение по сравнению с конкурентами занимает в настоящее время такая организация.
Для получения информации, необходимой для расчётов указанного коэффициента, организуется мониторинг ассортимента товаров конкурентов организаций розничной торговли. В ходе мониторинга ассортимента товаров собирается информация о свойствах (широте, полноте, устойчивости, обновлении) ассортимента товаров конкурентов, рассчитываются показатели
ассортимента товаров, в том числе, коэффициент рациональности. Далее конкурентов ранжируют по значениям коэффициентов рациональности ассортимента их товаров и делают выводы об их конкурентоспособности. Чем выше значение коэффициента рациональности ассортимента товаров организации розничной торговли, тем более конкурентоспособной она является на данном рынке в данный момент времени.
Таким образом, организации розничной торговли получают возможность регулярно оценивать конкурентоспособность участников рынка товаров длительного пользования без больших временных и денежных затрат, используя только открытую информацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
2. О конъюнктуре и деловой активности в розничной торговле / Экономический обзор / Госкомстат РФ. - Хабаровск: Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г.
3. Основные показатели деятельности малых предприятий Хабаровского края за 2005
- 2011 гг. Статистический бюллетень № 106. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. - Хабаровск, 2012.
4. О состоянии розничной торговли в Хабаровском крае в 2005-2010 годах: аналитическая записка / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. - Хабаровск, 2011.
5. Герасименко Н. М., Торопова Т. А. Оценка и повышение конкурентоспособности организации розничной торговли товарами предварительного выбора: монография.
- Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011.
6. Герасименко Н.М., Торопова Т.А. Рационализация ассортимента товаров организации розничной торговли в целях повышения ее конкурентоспособности. -Витязь. - 2011. - № 7 (12).
7. Торопова Т. А. Методика оценки конкурентоспособности организаций розничной торговли на основе расчета уровня рациональности ассортимента товаров конкурентов. - Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в Российском предпринимательстве: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза : РИО ПГСХА, 2008.
8. http://www.gks.ru - Сайт Госкомстата РФ.
9. http://www.mb.kht.ru - Сайт отдела малого предпринимательства министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края.
10. http://www.habstat.gks.ru - Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю.
11. http://www.cbr.ru - Сайт Центрального банка РФ, региональный раздел «Дальневосточный округ».
REFERENCES
1. The Federal law «On state support of small entrepreneurship in the Russian Federation».
2. About the state of Affairs and business activity in the retail trade / Economic overview / Goskomstat of the Russian Federation. Khabarovsk: Khabarovsk regional Committee of state statistics, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011. 2012.
3. Main indicators of activity of small enterprises of the Khabarovsk Krai in 2005-2011. Statistical Bulletin № 106. Territorial body of Federal service of state statistics of the Khabarovsky Krai. Khabarovsk, 2012.
4. On the state of retail trade in the Khabarovsk region in 2005-2010: analytical note / Territorial body of Federal service of state statistics of the Khabarovsky Krai. Khabarovsk, 2011.
5. Gerasimenko N.M., Toropova T.A. Otsenka i povyshenie konkurentosposobnosti organizatsii roznichnoi torgovli tovarami predvaritel'nogo vybora [Assessment and improvement of the competitiveness of the organization of retail trade in the goods of pre-selection]. Khabarovsk, RIC HGAEP., 2011.
6. Gerasimenko N. M., Toropova T. A. The rationalization of the product range of the organization of retail trade in order to increase its competitiveness. Vityaz. 2011. no. 7.
7. Toropova T. A. Methodology of evaluation of the competitiveness of the organizations of retail trade on the basis of calculation of the rationality of the assortment of the goods of competitors. Experience and problems of marketing activity in the Russian entrepreneurship: a collection of articles IX Russian sc.-pr. conf. Penza, 2008.
8. Goskomstat of the Russian Federation. Available at: http://www.gks.ru (accessed 25 April 2013).
9. Department of small entrepreneurship of the Ministry of economic development and foreign relations of Khabarovsky Krai. Available at: http://www.mb.kht.ru (accessed 25 April 2013).
10. Territorial body of Federal service of state statistics of the Khabarovsky Krai. Available at: http://www.habstat.gks.ru (accessed 25 April 2013).
11. Central Bank of the Russian Federation. Available at: http://www.cbr.ru (accessed 25 April 2013).
Информация об авторах
Герасименко Наталья Михайловна (Россия, г. Хабаровск) - Доцент, кандидат экономических наук. Заведующий кафедрой Маркетинга и рекламы. Хабаровская государственная академия экономики и права. E-mail: [email protected].
Торопова Татьяна Александровна (Россия, г. Хабаровск) - Кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и рекламы. Хабаровская государственная академия экономики и права. E-mail: [email protected].
Information about the authors
Gerasimenko Natal'ia Mikhailovna (Russian Federation, Khabarovsk) - Associate Professor, Ph.D. in Economics. Head of the Department of marketing and advertising. Khabarovsk state academy of economics and law. E-mail: [email protected].
Toropova Tat'iana Aleksandrovna (Russian Federation, Khabarovsk) - Ph.D. in Economics. Associate Professor of the Department of marketing and advertising. Khabarovsk state academy of economics and law. E-mail: [email protected].