Научная статья на тему 'Анализ конкурентоспособности предприятий розничной торговли Приморского края'

Анализ конкурентоспособности предприятий розничной торговли Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY KRAI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахова Екатерина Викторовна

Роль и место сферы услуг в современной экономике, ее неоценимый вклад и весомое воздействие на все стороны развития экономики и общества в целом определяют такой возрастающий интерес. Так, повышение роли сферы услуг в российской экономике, выполнение услугами одной из важнейших функций обеспечения эффективного использования ресурсов и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке предприятия определяют актуальность данного исследования. В связи с актуальностью темы, целью статьи является исследование конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Особенность оценки конкурентоспособности предприятий розничной торговли определяется специфичностью данного рынка, анализа тенденций его развития в Приморском крае. В вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложность состоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Наряду с исследованиями теоретических основ сущности конкуренции и конкурентоспособности, в статье представлен анализ современного состояния рынка розничной продуктовой торговой сети, динамика его развития за период нескольких лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS ANALYSIS OF THE PRIMORSKY KRAI RETAIL TRADE ENTERPRISES

The role and place of services in the modern economy, its invaluable contribution and real influence on all aspects of the economy and society as a whole is defined as growing interest. Thus, increasing the role of the service sector in the Russian economy is one of the most important functions to ensure efficient use of resources and enhancing the country's competitiveness on the global market. Due to the relevance of the topic, the purpose of the article is to study the competitiveness of the services enterprise. Feature assessing the retailer competitiveness, the development analysis, trends in the Primorsky Territory is defined by the market specificity. In matters the products competitiveness, progress has been made and developed quite reasonable methodology for assessing of the identical goods and services competitiveness. The difficulty is the competitiveness assessment of enterprises. Along with the research of theoretical bases of the essence of competition and competitiveness, the article presents an analysis of the current state of the retail grocery market sales network. the matter is of practical evaluation of the competitiveness.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентоспособности предприятий розничной торговли Приморского края»

УДК 338.45.01

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2016

Астахова Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного бизнеса и финансов»» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток (Россия) Аннотация. Роль и место сферы услуг в современной экономике, ее неоценимый вклад и весомое воздействие на все стороны развития экономики и общества в целом определяют такой возрастающий интерес. Так, повышение роли сферы услуг в российской экономике, выполнение услугами одной из важнейших функций обеспечения эффективного использования ресурсов и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке предприятия определяют актуальность данного исследования. В связи с актуальностью темы, целью статьи является исследование конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Особенность оценки конкурентоспособности предприятий розничной торговли определяется специфичностью данного рынка, анализа тенденций его развития в Приморском крае. В вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложность состоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Наряду с исследованиями теоретических основ сущности конкуренции и конкурентоспособности, в статье представлен анализ современного состояния рынка розничной продуктовой торговой сети, динамика его развития за период нескольких лет

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, розничная торговля, Приморский край

COMPETITIVENESS ANALYSIS OF THE PRIMORSKY KRAI RETAIL TRADE ENTERPRISES

© 2016

Astakhovа Ekaterina Victorovna, Ph.D. associate professor of « International Business and Finance Department Vladivostok State University of Economics and Servic, Vladivostok (Russia ) Annotation. The role and place of services in the modern economy, its invaluable contribution and real influence on all aspects of the economy and society as a whole is defined as growing interest. Thus, increasing the role of the service sector in the Russian economy is one of the most important functions to ensure efficient use of resources and enhancing the country's competitiveness on the global market. Due to the relevance of the topic, the purpose of the article is to study the competitiveness of the services enterprise. Feature assessing the retailer competitiveness, the development analysis, trends in the Primorsky Territory is defined by the market specificity. In matters the products competitiveness, progress has been made and developed quite reasonable methodology for assessing of the identical goods and services competitiveness. The difficulty is the competitiveness assessment of enterprises. Along with the research of theoretical bases of the essence of competition and competitiveness, the article presents an analysis of the current state of the retail grocery market sales network. the matter is of practical evaluation of the competitiveness. Keywords: competitiveness of enterprises, retail, Primorsky Krai

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития рыночной экономики одним из составляющих эффективного и успешного функционирования предприятий является учёт деятельности конкурентов, являющиеся звеньями одной большой цепи - экономики. Конкурентная борьба дает возможность из множества конкурирующих предприятий выделить безусловных лидеров, которые способных производить реально качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут удовлетворять потребности населения в полной мере. Вот почему, важно уделять особое внимание такому аспекту предпринимательской деятельности, как изучению деятельности конкурентов и, исходя из этого, принимать взвешенные и обдуманные решения по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность следует рассматривать как сложное и разностороннее понятие, включающее в себя важные составляющие жизнедеятельности предприятия такие, как товар (или услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, востребованность, технология производства и доступность для конечных потребителей. Конкурентоспособность - достаточно многоаспектное понятия. Это определяется тем, что товары и услуги, производимые предприятием, соответствуют требованиям рынка и конкурентного потребителя не только по таким факторам, как качество, эстетические и экономические характеристики, но и коммерческим характеристикам и условиям реализации, таких, как цена, сроки, каналы сбыта, популяризация, сервис.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. А. Смит [1] связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наи-

более выгодные условия продажи и покупки товаров. Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции развил Д. Рикардо [2]. В начале XX века особое распространение получила структурная трактовка конкуренции. Ее корни происходят из работ А. Курно, Дж. Робинсон, Ф. Эджуорта, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших основу современной западной теории конкуренции. Й. Шумпетер определяет сущность конкуренции как соперничество старого с новым [3].

В современной отечественной экономической науке вопросам изучения конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики уделялось большое внимание. В этом направлении работали многие российские ученые, например М. Гельвановский, А. Юданов [5], Р. Фатхутдинов, А. Хасанова, Г. Азоев, Е. Горбашко, А. Кутейников, Л. Сафиуллин, Д. Кузина [6] и др. Р.А. Фатхутдинова [6], в свою очередь рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. С. Г. Светуньков [7], определяет в теории конкуренции важный элемент — оценку конкурентоспособности не только в целом или предприятия, а непосредственно имеет в виду конкурентоспособность товара. И. Трофимова подчеркивают, что конкуренция представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем. Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг, Чайникова Л.Н [8], Сысоева Е.А[9], Воронов Д.С. [10]. Попов А.В. определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей

продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Формирование целей статьи (постановка задания). Конкуренция представляет собой процесс взаимодействия и взаимосвязи, а также борьбы между предприятиями - конкурентами за обеспечение лучших путей сбыта своей продукции, тем самым удовлетворяя нужды и потребности современного общества. Конкуренты являются одной из важных составляющих макросреды предприятия, без должного изучения которой невозможна разработка эффективной стратегии функционирования предприятия. Выбор общих стратегий конкуренции - это сложный и по своей значимости самый важный элемент всей финансово - экономической политики предприятия. В связи с актуальностью темы, целью данной статьи является анализ конкурентной среды предприятий розничной торговли Приморского края.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современное время в условиях жесткой конкуренции главная задача действующих предприятий - обеспечить завоевание и сохранение предприятием преимущественной и значительной доли рынка и добиться превосходства над предприятиями - конкурентами. Одной из особенностей последнего времени стало бурное развитие розничных сетей торговли в Российской Федерации. Россия является одним из крупнейших рынков розничной торговли в Европе с оборотом порядка 281 млрд. долл. США

1200

Китай Россия Турция Польша ЮАР

динамичным из отраслей экономики России [12-17]. Так согласно данным Росстата оборот розничной торговли в России в период 2010-2015 гг. показал положительную тенденцию. В структуре оборота розничной торговли России наблюдается значительное увеличение как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Так за анализируемый период с 2010 по 2015 гг. темпы роста статьи «Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия составили 67,8%, а статьи «Непродовольственные товары с исключением табачных изделий» - 65,8%. Доля непродовольственных товаров из года в год преобладает над долей производственных товаров. Таким образом, за 2015 год доля производственных товаров составила 48,8%.

В 2015 году доля розничных сетей в розничном товарообороте составила 25%, против 22,9% в 2014 году. Вдобавок, процесс интенсивного роста сетевой торговли еще далек от завершения, так как многие регионы России по-прежнему характеризуются крайне низким развитием сетевой розничной торговли. Среди регионов Российской Федерации лидирующие позиции по развитию розничных сетей является г. Санкт-Петербург. Так, по состоянию на 2015 год доля торговых сетей в Петербурге приходилось 52,8% оборота розничной торговли. Санкт-Петербург является единственным в России регионом с долей сетей более 50%. Во всех остальных регионах это показатель не превышает 40%. Отчасти лидирующие позиции Санкт-Петербурга объясняются тем, что ряд крупнейших российских торговых сетей были основаны именно в этом городе.

30000000,0 25000000,0

vo 20000000,0

5 15000000,0 а.

I 10000000,0

5000000,0 0,0

»Hill

■ Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия

■ Непродовольственные товары с исключением табачных изделий

Рисунок 2- Оборот розничной торговли в Российской Федерации, 2010-2015 гг.

Рисунок 1 - Ведущие рынки продуктовой розницы в мире, 2015 г.

Стоит отметить, что из ТОП-10 ведущих торговых сетей на рыке продуктового ритейла России более 20% доли объемов рынка занимают 5 крупных компаний: «Магнит», X5 Retail Group, «АШАН», «ДИКСИ». METRO [11].

Таблица 1 - Ведущие российские продовольственные сети России

На сегодняшний день розничная торговля, в частности продуктовый ритейла, — один из немногих секторов российской экономики, который остается самым

Стоит отметить, что из десятки регионов лидеров по доле розничных сетей 6 регионов представляют СевероЗападный федеральный округ, который занимает наибольшую долю торговых сетей в обороте розничной торговли РФ.

Рынок розничной торговли Дальнего Востока характеризуется низким уровнем платежеспособности, невысокой плотностью населения и, самым важным - сложной логистикой, поскольку удаленность дальневосточного региона от центральной части России зачастую доставляет немало проблем для перемещения товаров. Однако данные факторы не препятствуют активному развитию собственных сетей розничного ритейла в Приморском крае, в частности на рынке г. Владивостока. Бурному развитию рынка розничной торговли способствовал рост экономики страны. Так, согласно результатам оценке УФАС по Приморскому краю, рынок услуг торговли в Приморском крае оценивается как конкурентный. Препятствий для хозяйствующих субъектов по входу в него в крае нет [18].

Рынок продуктового ритейла Приморского края развивался довольно активно: открылся целый ряд новых супермаркетов и гипермаркетов, а уже действующие на рынке местные сети открыли новые магазины. Вместе с тем из года в год появляются новые участники, в частности открытие индивидуальными предпринимателями 2-х и более магазинов.

Так, на сегодняшний день в Приморском крае насчитывается более 300 розничных торговых сетей. Основная доля (67%) торговых сетей приходится на

Наименование компании Доля в объеме 10 ведущих компаний, %

«Магнит» 27,2

X5 Retail Group 23,2

«АШАН» 12,3

«ДИКСИ» 8,4

METRO 7,6

«Лента» 7,1

«О'КЕЙ» 5,5

SPAR 3,2

«Монетка» 2,7

«Седьмой континент» 2,7

Итого 100,0

рынок Владивостока. По состоянию на 2015 год в крае осуществляют деятельность 10272 организаций розничной торговли, в том числе 6 гипермаркетов, 73 супермаркета, 51 универсам, 13 универмагов, 27 торговых домов, 178 торговых центров, 31 торговых комплексов, 2757 продовольственных магазинов, 4482 непродовольственных магазинов, 2577 магазинов со смешанным ассортиментом товаров, 49 дискаунтеров и 29 комиссионных магазинов [19]._

■ Центральный федеральный округ

■ Северо-Западный федеральный округ

■ Южный федеральный округ

■ Северо -Кавказский федеральный округ

■ Приволжский федеральный округ

■ Уральский федеральный округ

■ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

Рисунок 3 - Доля розничных торговых сетей в обороте розничной торговли РФ, 2015 г.

Крупнейшими продовольственными сетями, осуществляющими свою деятельность на рынке продуктового ритейла Приморского края, являются: краевого значения: ООО «Мета», ООО «Три Кота», сеть супермаркетов «Фреш 25», ООО «Тихоокеанское», сеть гипермаркетов и универсамов «Реми», сеть супермаркетов «5+», ООО «Парус», сеть супермаркетов «ВЛ-Март», ООО «ДВ-Торг», ООО «Кашёлка»; регионального значения: ООО «Самбери» (Хабаровский край), ООО «Светофор» (Красноярский край).

В отношении сетей федерального значения, то приход крупных федеральных торговых сетей на рынок Дальнего Востока и Приморский край не предусматривается. Основными причинами, препятствующим входу на рынок края федеральными и международным игроками стали проблемы инфраструктурного и демографического характера: сложная логистика; удаленность региона от основных товаропроизводящих и распределительных центров Москвы и Новосибирска; недостаток качественных торговых площадей; ограниченный рынок сбыта товаров; низкая плотность населения края, следовательно, отсутствие необходимого покупательского потока для окупаемости сети и извлечения прибыли.

Несмотря на эти проблемы, власти края прилагают усилия для того, чтобы привлечь крупные торговые сети на территорию Приморского края, для которых будут предоставлены преференции в сфере логистики и инфраструктуры, в том числе будут построены помещения для дальнейшей сдачи в аренду федеральным сетям. Также, власти Приморского края оповестили, что в крае в скором времени будет создан институт регионального развития (возможно, в форме корпорации), который будет отвечать за создание и финансирование инфраструктуры индустриальных технопарков. [21]

Рисунок 4 - Оборот розничной торговли Приморского края, 2010-2015 гг.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, оборот

розничной торговли за 2015 год в сравнении с 2014 годом увеличился на 0,2% и составил 341,7 млрд. рублей. В целом, динамика оборота розничной торговли за период 2010-2015 гг. имеет положительную тенденцию и из года в год увеличивается. Продажа пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия занимает 46,3% в структуре оборота розничной торговли Приморского края и составила 155,5 млрд. рублей. Основную долю занимает торговля непродовольственными товарами, которую можно рассматривать как показатель качества жизни населения.

Если несколько лет назад торговые сети были представлены двумя основными форматами: «супермаркеты» и «магазин у дома», которые характеризуются высокий уровень наценок на товары, то в последнее время активно развиваются такие форматы торговли, как «ги-пермаркеты» и «дискаунтеры», которые можно охарактеризовать как категорию «экономичных супермаркетов». По прогнозам, к 2017 году 30-40% рынка продуктового ритейла займут гипермаркеты, 30% - дискаунте-ры, 10-15% - супермаркеты, 6-8% - «магазины у дома». В настоящее время крупные продовольственные торговые сети стремятся к одновременному развитию нескольких форматов торговли - мультиформатности. Сеть супермаркетов «5+» недавно открыла новый магазин в формате «дискаунтер» в г. Спасск-Дальний, а также магазин в формате «минимаркет» в г.Артеме. Такой формат торговли позволяет розничным сетям присутствовать одновременно на нескольких различных территориях: поселках, городах края. Так количество мультиформат-ных сетей в 2015 году выросло на 57,3% по сравнению с 2014 годом.

В целом рынок продуктового ритейла преодолевает настоящие кризисы, чему также способствует низкий уровень эластичности спроса на продукцию, тенденция развития розничного товарооборота носит позитивный характер. В разработке алгоритма формирования территориально-отраслевого кластера является необходимым в развитии предприятий Приморского края. Его представителями должны являться наиболее конкурентоспособные и эффективно функционирующие промышленные организации, являющиеся лидерами своего вида экономической деятельности. Именно от того, какие предприятия являются членами ядра кластера, зависит степень интегрированности участников, характер их взаимодействия [22].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа / А. Смит. - Петрозаводск: Петроком, 1993. 320 с.

2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. - Петрозаводск: Петроком, 1993. 159 с.

3. Шумпетер Й0 Теория экономического развития: монография / Й. Шумпетер. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 400 с.

4. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с.

5. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика: учеб. для студ. вузов / Т.В. Юрьев. - М: Дрофа, 2001. -220 с.

6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. / Р.А. Фатхутдинов. - Спб.: Питер, 2006.- 448 с.

7. Светуньков C, Круглый стол «Вопросы теории конкуренции» // Современная конкуренция. 2010.№1. 34-39с.

8. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. - 192 с.

9. Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие / Е.А. Сысоева // Экономические науки. - 2010. - № 12. - 283-287 с.

10. Воронов Д.С. Оценка и анализ конкурентоспособ-

ности предприятия [Электронный ресурс] / Д.С. Воронов // Интернет-проект «корпоративный менеджмент». -Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/ competit/analysis2.shtml

11. Торговые сети в розничной торговле РФ [Электронный ресурс] // РИА Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/20130926/965972854.html

12. Тямусев Д.И. Методические подходы формирования системы управленческого учета и контроля в организациях розничной торговли // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 80-82.

13. Кирилловых Е.О., Юрлова Н.С. Стандарты обслуживания клиентов в розничной торговле // Вестник НГИЭИ. 2014. № 11 (42). С. 52-54.

14. Салихова Р.Р. Влияние государственной политики на формирование конкурентоспособности розничной торговли в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 92-101.

15. Кириченко О.Н. Внешняя торговля как фактор экономического роста // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 87-91.

16. Боровицкая М.В. К вопросу о роли бюджетирования в организациях торговли // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 46-48.

17. Семенов С.В. Применение инновационных сервисов в кредитовании на потребительском рынке // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 86-91.

18. Развитие конкуренции в Приморском крае» на 2013-2017 годы государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 годы. [Электронный ресурс] // Администрация Приморского края: официал. сайт. - Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/ executive-agencies/departments/economics/smb-and-competition/

19. Попов А.В. Приморье ждет сети [Электронный ресурс] / А.В. Попов // Эксперт Онлайн. Деловой аналитический портал. - Режим доступа: http://expert. ru/2013/03/29/primore-zhdet-seti/

20. Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организации (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=142116&fld=134&dst=10000 00001,0&rnd=0.03617502064838213

21. Shkurkin D. V., Shestopal S.S., Gurieva L.K., Blaginin V.A., Gurianov P.A. Basic Characteristics of an Intensive Type of the Reproduction Process in the Regional Economy. International review of management and marketing. Vol 6, (S1), January 2016 - Special Issue, 95-100 pp.

22. Ворожбит О.Ю., Терентьева Т.В., Титова Н.Ю. формирование устойчивого развития рыбопромышленного комплекса приморского края на основе внедрения территориально-отраслевого кластера // АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.