УДК 330.341
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10218
ОСТОВСКАЯ Анастасия Андреевна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат наук государственного управления, доцент; e-mail: [email protected] СМИРНОВА Елена Александровна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Институт экономики и управления (Симферополь, Респ. Крым, РФ); кандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Выявление стратегических приоритетов развития региональной инновационной системы в Республике Крым
Стабилизация и дальнейшее развитие экономики России зависит от эффективного развития её регионов. В условиях децентрализации экономического развития масштаб и направления изменений в региональных хозяйственных комплексах обусловлены приоритетами и стратегическими векторами инновационного развития регионов. В статье обобщены теоретические основы и обоснованы методологические подходы и практические рекомендации по разработке механизмов формирования региональных инновационных систем (РИС). В научных трудах РИС рассматриваются преимущественно в экономическом контексте, однако учитывая, что инновации являются результатом, прежде всего социального взаимодействия между экономическими субъектами, предлагается учитывать и социальные факторы. На основе методологического синтеза положений научных работ М. Гертлера, Ф. Кука, Н. Мигай, Дж. Нейсбита, Л. Федуловой, К. Фримена, и других учёных определено понятие РИС, которую предлагается понимать как сложную, открытую, динамичную, организованную социально-экономическую систему, состоящую из расположенных в пределах региона предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, целенаправленно взаимодействуют между собой в сфере создания, распространения, использование новых знаний и технологий, производства и реализации инновационной продукции и услуг. В работе раскрыта экономическая сущность механизма государственного управления инновационным развитием региона как упорядоченная совокупность институциональных установок, которые позволят обеспечить субъектам хозяйствования достижения стратегических ориентиров регионального развития на инновационной основе. Выделены основные принципы последовательной реализации концепции инновационного развития региона на основе разработки и реализации модели управления инновационным развитием региона, что позволяет в системном порядке определить функции и задачи государственных органов управления и частного сектора в реализации данной концепции. Инновационное развитие способству-
Ключевые слова:
инновации, инновационное развитие, регион, региональные инновационные системы, стратегические приоритеты, форсайт
ет повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке. Приоритетным направлением в управлении инновационным развитием региона является использование возможностей активного привлечение современных технологий управления развитием региона, наиболее распространённой среди которых в мировой практике является Форсайт.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00952.
Введение. Вопросы повышения конкурентоспособности национальной экономики, инновационного развития в условиях глобализации, информационных и технологических изменений надо решать благодаря разработке и внедрению эффективных инновационных стратегий. Последовательность внедрения продуманной инновационной стратегии способствует обеспечению высокого уровня научно-технического развития, качества жизни населения, благосостояния, национальной безопасности, охраны окружающей среды.
Стратегический характер инноваций подтверждается тем фактом, что их рассматривают как один из сверхважных компонентов в видении будущего, в частности целей, методов достижения этих целей. Инновационные стратегии не могут быть только функциональными стратегиями, поскольку в долгосрочной перспективе они должны обеспечить освоение новой стратегической позиции участников на рынке Выделение инновационной стратегии как приоритетной имеет значение для всех возможных уровней стратегий.
По нашему мнению, инновационная стратегия должна быть главной во время перехода на инновационную модель развития и основой в направлении формирования различных видов стратегий на всех уровнях управления.
Стратегическое управление региональным инновационным развитием должно охватывать два измерения интегрированно-сти, которые нужны для планирования стратегии инновационного развития:
- горизонтальная интегрированность: (сочетание элементов инновационного и эко-
номического, социального развития, совершенствования инновационной инфраструктуры и т.д.; интегрированность развития регионов, видов экономической деятельности, субъектов хозяйствования);
- вертикальная интегрированность: (установление соответствия планов инновационного развития с государственными, региональными (отраслевыми) инновационными стратегиями и программами, государственными целевыми программами, а также бюджетными программами) [1].
Разработка целей и действий формирования и воплощения инновационных стратегий развития государства и регионов базируется на следующих основных принципах [2]:
- принцип стратегической приоритетности инновационного развития (доминантность приоритета определяют как комплексностью решения проблем региона, так и значимости влияния инновационного фактора на оживление экономической ситуации региона);
- принцип экономического роста и устойчивого развития (предусматривает приоритет тех сфер, которые в настоящее время являются самыми прибыльными, привлекают и аккумулируют значительные инвестиции, и обеспечивает возможность получения быстрой отдачи);
- соответствие мировым стандартам в условиях усиления глобализационных процессов (важную роль играет внутренняя региональная интеграция, которая больше всего способствует, с одной стороны, межстраново-го сближения, с другой - более полной реализации синергетического эффекта от усиления международного сотрудничества)
- принцип целостности региональной стратегии инновационного развития, сочетание национальных и региональных интересов.
Инновационная стратегия не может рассматриваться в отрыве от других аспектов деятельности (социальной политики, управления региональными расходами, политики развития человеческих ресурсов и т.п.)1.
Главными признаками стратегии инновационного развития регионов должны быть [4]: комплексность - нацеленность на все стороны общественного развития регионов; нацеленность на долгосрочные результаты; согласованность с государственной стратегией общественного развития и её компонентами; сочетание рыночной само регуляции и государственного управления.
Анализ последних публикаций. Корма-новский И.Р. отмечает, что «... начало формирования концептуальных основ инновационных систем относится к 1980-м гг. Основоположниками теории формирования инновационных систем можно считать К. Фримена (Институт исследования научной политики Сас-секского университета, Великобритания), Б. Лундвалла (Университет г. Упсала, Швеция) и Р.Нельсон (Колумбийский университет, США), проанализировали развитие инновационной деятельности в различных странах и дали определение понятия «национальная инновационная система» [5].
Анализ определения национальной инновационной системы в интерпретации учёных показывает, что все они существенно различаются, выделяются различные признаки её функционирования. Это свидетельствует о том, что вопросы методологии формирования данной системы находятся в стадии исследований и обсуждений.
Однако, можно выделить два наиболее распространённых подходов:
1) По мнению К. Фримена (институциональный подход) «инновационная система
1 http://www.lnu.edu.ua/wp-content/uploads/2016/11/ dis_yurynets.pdf
рассматривается как совокупность институтов (от лат. ^Ши^о - образ действия, обычай), относящихся как к частному, так и в государственный секторов экономики, индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают разработку и распространение инноваций в пределах государства» [6].
2) Согласно Р. Нельсона, (факторный подход) под инновационной системой понимается «сочетание различных факторов (экономических, технологических, социальных, институциональных и других), которые на уровне экономики в целом поддерживают процессы приобретения, производства, диффузии и адаптации нового технологического знания» [7].
Основное содержание. Республика Крым обладает высоким потенциалом развития народного хозяйства, ведь данный регион аккумулирует значительные сырьевые ресурсы, имеет развитый топливно-энергетический комплекс и транспортную структуру, развитую производственную и научно-техническую базу, значительный кадровый потенциал и тому подобное. Поэтому действия по развитию инновационной деятельности данного региона следует направлять на решение задач обеспечения экономического и инновационного развития регионов в соответствии с целями государственной региональной политики.
На данном этапе времени в регионе инновационная деятельность регулируется и поддерживается со стороны государственных органов управления с помощью реализации мероприятий, предусмотренных в рамках государственных программ.
В принятой Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года уже заложены теоретические основы создания платформы инновационного развития на территории полуострова. Отмечается, что ключевой характеристикой развития Республики Крым в период реализации данной стратегии должна стать инновационность, предусматривающая следующие составляющие:
- Эффективная власть. Заключается в формировании новых подходов к государственному и муниципальному управлению, актуальных для нового «инновационного» времени, гибкого законодательства, быстро подстраивающегося под постоянные изменения. Прежде всего, отмечается необходимость работы «на результат», создание эффективной системы межведомственного взаимодействия, вовлечение бизнеса в управление экономикой, повышение ответственности. Немаловажным является борьба с коррупцией и «теневым сектором» экономики.
- Драйверы новаций. Данный аспект заключается в изучении потенциала научно-образовательных организаций и возможности его применения в инновационном развитии полуострова. Кроме того, анализ деятельности крупнейших промышленных предприятий Крыма, изучение препятствий их инновационного развития, разработка комплексе мер по их устранению, а также повышение уровня затрат на НИОКР.
- Выделение приоритетных отраслей инновационного развития и обоснование их потенциала: туризм и рекреация, агропромышленный комплекс, промышленность.
- Кластеры - синергия будущего. Согласно данному нормативно-правовому документу, на территории полуострова к 2030 году должна проводится активная кластерная политики и создание кластеров по следующим направлениям: судостроительный, химический, агропромышленный пищевой, медико-биологический, ИТ-кластер, кластер креативной индустрии, туристический кластер.
- Создание платформы SMART Крым -широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, повышение взаимодействия населения с органами государственной власти с учётом применения информационных технологий.
На формирование региональной инновационной системы большое влияние оказывает система государственного и региональ-
ного управления, включая налоги, кредиты, государственные инвестиции, систему страхования и т.п. [8].
Ядром региональной инновационной системы являются высшие учебные заведения, научные учреждения, ведущие предприятия региона, которые обладают знаниями, новыми технологиями, организационным опытом, инвестиционным капиталом. В этой модели подчёркивается опора на кластеры, предпринимательство, государственную поддержку и взаимодействие между предприятиями. Отображается влияние различных факторов и конечная цель региональной инновационной системы.
В настоящее время в науке широко используется институциональный подход. В рамках которого, инновационной система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих институтов формирования, сохранения и распространения знаний, информации, технологий.
Функционирования инновационной системы основывается на постоянном взаимодействии и взаимосвязи между государством, наукой и производством. Это в свою очередь способствует постоянному совершенствованию и обновлению технической и технологической базы развития общества.
Модель инновационной системы, построенная с позиций институционального подхода, описывает взаимосвязь и взаимодействие отдельных подсистем, а также определяет роль и место каждого компонента системы в инновационном процессе.
Например, роль частного сектора заключается в разработке новых технологий на базе собственных исследований, роль государства заключается в содействии процессу научно-технических разработок и их практическом внедрении, в создании условий для их коммерциализации.
Важным компонентом инновационной системы выступает подсистема «генерации знаний». Подсистема «генерации знаний» -это совокупность учреждений, исполняющих
фундаментальные и прикладные исследования.
Практически во всех научных исследованиях, посвящённых формированию и развитию инновационной системы, отмечается, что очень важным звеном выступают инструменты передачи знаний с целью их дальнейшей коммерциализации, а потоки технологий и информации между людьми, компаниями и институтами играют ключевую роль в инновационном процессе.
В научной литературе различают 4 типа таких потоков [9, 10]:
- совместная деятельность предприятий (совместная исследовательская деятельность, техническое сотрудничество);
- сотрудничество между предприятиями, вузами и государственными НИИ;
- распространение технологических разработок;
- мобильность человеческого капитала.
Региональные инновационные системы
(РИС) функционируют на базе совершенной инфраструктуры и в конкретном институциональном, экономическом и правовом контексте, что определяет их специфику и уникальность.
Для формирования эффективной региональной инновационной системы огромное значение имеет инновационная среда: совокупность материальных, социальных, политических, духовных ориентиров, которые реализуют и развивают человеческий потенциал.
Таким образом, можно сформулировать следующие основные организационные и методические принципы становления развития региональной инновационной системы:
- основным фактором формирования инновационной системы выступают знания, решающим условием развития которых является инновационная деятельность;
- формирование региональной инновационной системы происходит по отдельным этапам, которые различаются уровнем развития системы факторов;
- развитие региональной инновацион-
ной системы достигается на базе использования государственных и рыночных механизмов регулирования экономики;
- стратегия развития региональной инновационной системы разрабатывается с учётом положения научно-технического и промышленного потенциала страны или региона.
Стратегическое планирование формирования РИС направлено на обоснование и принятие важнейших решений по инновационного развития региона, определение желаемого будущего состояния территории и способа его достижения, основанного на анализе внутреннего потенциала и её внешнего окружения и заключается в формировании согласованных основными субъектами РОС действий, на реализации которых концентрируются их усилия и ресурсы.
Стратегия формирования РИС должна обеспечить:
- выработка единой позиции и общего понимания всеми субъектами РИС изменений, происходящих в инновационной сфере региона, наладить их целенаправленное взаимо-
^ м л
действие и согласовать правила игры для их совместной работы;
- установление приоритетов развития инновационной деятельности в регионе и консолидировать усилия и потенциал всех субъектов РОС на реализации выбранных приоритетов развития;
- определение плана совместных действий субъектов РИС по развитию инновационной деятельности в регионе;
- учёт стратегии развития региона, стратегии инновационного развития государства и согласования со стратегиями развития отраслей и стратегиями инновационного развития субъектов РИС, функционирующих в регионе;
- создание и усиление имиджа региона как привлекательного для инвестиций в инновационное развитие.
Полученные результаты. Успешная разработка и реализация стратегии формирования РИС требует последовательного прохождения определенных этапов. В про-
цессе разработки стратегии важна организация процесса планирования с пошаговой детализацией каждого из них. Очевидно, содержание и наполнение этапов в разных ситуациях будет различаться, что зависит от степени развития РИС, в частности качества взаимосвязей между субъектами инноваци-
онного развития региона, а также от имеющихся возможностей субъектов регионального управления.
По нашему мнению, общий алгоритм разработки и реализации стратегии формирование РИС должна включать следующие этапы (табл. 1).
Таблица 1 - Алгоритм разработки и реализации стратегии формирование РИС
(сост. на основе [3])
Этап Характеристика этапа
1. Определение ресурсных и организационно-правовых возможностей субъектов регионального развития по формированию РИС На начальном этапе важно идентифицировать эти возможности субъектов регионального управления реализовывать научно-техническую и инновационную политику, а также ресурсные ограничения. Ведь разработка региональной инновационной политики должна происходить с учётом тех ресурсов, имеющихся в регионе в конкретный период времени, и которые могут быть направлены на формирование РИС
2. Формирование механизма разработки стратегии формирования РИС на основе многоуровневого участия Региональное управления в этой сфере будет эффективным при условии скоординированной деятельности органов публичной власти, бизнеса, научно-образовательного сообщества, общественности в процессе разработки и реализации стратегии формирования РИС. На этом этапе происходит начало регионального диалога по вопросам инноваций и инициирования разработки стратегии формирования РИС с последующим образованием рабочей группы из представителей организаций координационной, научно-образовательной, предпринимательской и инфраструктурной подсистем РИС. Рабочая группа должна стать главным координационным органом процесса стратегического планирования инновационного развития региона, создаётся для обсуждения и утверждения всех ключевых решений
3. Проведение анализа состояния сформированной РИС, в том числе качества взаимосвязей между её подсистемами и ключевыми субъектами Проведение анализа состояния сформированной РИС, в том числе качества её взаимосвязей, предполагает детальную диагностику текущего состояния инновационного развития региона и основательную оценку сильных и слабых сторон инновационной системы. Этот анализ предполагает определение состояния имеющейся научно-образовательной и инновационной инфраструктуры, сравнение статистических показателей, социологического и экспертного анализа по результатам опроса субъектов РОС об особенностях протекания инновационных процессов в регионе и уровня взаимодействия основных участников инновационной системы региона
4. Разработка совместно с заинтересованными сторонами альтернативных моделей РОС и определения среди этих моделей оптимальной модели РОС для региона и соответствующей стратегии формирования РИС исходя из ресурсных и организационно-правовых возможностей регионального управления Подготовка для рассмотрения и утверждения региональными органами публичной власти приоритетов инновационного развития региона, отбор мероприятий и проектов, рекомендуемых для первоочередной реализации; рассмотрение проекта плана действий субъектов регионального управления по реализации стратегии формирование РИС и др.
5. Определение в соответствии с выбранной моделью целей, задач и мероприятий стратегии формирования РИС, необходимой последовательности их выполнения и ответственных сторон, а также механизмов мониторинга их реализации и оценки Разработка стратегии происходит в процессе деятельности рабочих групп, во время форумов, прямых консультаций, открытых конференций, визитов и т.п.
6. Организация внедрения мероприятий стратегии и одновременный их мониторинг
7. Оценка эффективности реализации стратегии и её дальнейшая корректировка
Проведение анализа состояния сформированной РИС, в том числе качества её взаимосвязей, предполагает детальную диагностику текущего состояния инновационного развития региона и основательную оценку сильных и слабых сторон инновационной системы. Этот анализ предполагает определение состояния имеющейся научно-образовательной и инновационной инфраструктуры, сравнение статистических показателей, социологического и экспертного анализа по результатам опроса субъектов РОС об особенностях протекания инновационных процессов в регионе и уровня взаимодействия основных участников инновационной системы региона.
Анализ и оценка инновационного потенциала являются ключевыми процессами разработки стратегии формирования РИС. Необходимость анализа инновационного потенциала региона стала ключевым фактором истории инновационных стратегий Европы. В данном случае акцентируется внимание на анализе потребностей и барьеров МСП в инновациях, а также оценка содействие инфраструктуры региона внедрять данные инновации в производство.
Важным аспектом анализа является ис-
следование особенностей функционирования кластеров, имеет целью изучение связей в рамках данных образований, а также между определенным кластером и другими кластерами или отраслями для выявления связан-
<М> 1-»
ных различий региональной специализации. В данном случае анализируется генерация и трансфер знаний, возможности и барьеры, стимулирования предпринимательства,
управления рисками, формирование рынка, мобилизация ресурсов и правовое поле.
Современным методологическим инструментарием в разработке стратегии формирование РИС является форсайт. Именно форсайт способствует повышению эффективности процесса управления инновационным развитием регионов. Путём установление процедур форсайта (планирование, прогнозирование, мониторинга и контроля), последовательное использование которых в управлении инновационным развитием региона способствует получение релевантной информации для формирования возможной стратегий управления инновационным развитием региона на основе применение технологии форсайта. Структура форсайта в управлении инновационного развития региона представлены на рис. 1.
Структура форсайта в управлении инновационным развитием региона
У—
Контроль
I
информация о сравнении инновационного развития региона сейчас с желанным
Рис. 1 - Структура форсайта в управлении инновационным развитием региона
информация о результатах анализа инновационного потенциала региона
информация о перспективах инновационного развития региона в будущем
информация об оценке планирования и прогнозирования инновационного развития региона
Использование предложенных процедур форсайта в управлении инновационным развитием региона является результативным
только при условии учёта особенностей каждого из регионов, поиска нестандартных путей решения имеющихся проблем, активного об-
мена опытом между регионами, основанной на системе принципов управления инновационным развитием региона.
Анализ имеющихся стратегий и программ инновационного развития регионов показал, что имеющиеся технологии управления инновационным развитием региона не учитывают особенности инновационного развития при формировании стратегии, в частности, процедуру мониторинга. Поэтому в работе усовершенствован процесс стратегического управления инновационным развитием региона путём включения в процесс процедур технологии форсайта (мониторинга и контроля) и определения возможностей внесения изменений в стратегию инновационного развития региона.
Нами выделена последовательность мониторинга как процедуры форсайта при формировании стратегии инновационного развития региона:
1) анализ концепции инновационного развития региона;
2) определение целей и задач стратегии инновационного развития региона;
3) подбор инструментов реализации инновационного развития региона;
4) прогноз реализации стратегии инновационного развития региона;
5) мониторинг стратегии инновационного развития региона;
6) проверка адекватности стратегии инновационного развития региона к условиям внешней среды (при наличии отрицательного результата переходим к пункту 2);
7) реализация стратегии инновационного развития региона.
Заключение. В работе систематизированы принципы инновационного развития региона, на основе предложенной системы принципов инновационного развития региона формируется определенная система ценностей, определяются стратегические цели ин-
новационного развития региона, обобщаются взгляды власти, предпринимателей, населения по инновационному развитию региона, мобилизуется ресурсный инновационный, инвестиционный, трудовой потенциалы, формируется стратегия инновационного развития региона.
Технология проведения форсайта по формированию РИС должна включать: анализ ключевых проблем и вызовов, актуальных задач инновационного развития региона;
- прогнозирования результатов научных исследований в избранных сферах и развития новых технологий;
- определения видения будущего региона и определение круга отраслей, которые смогут составить основу стратегического развития региона с учётом разумной специализации и тому подобное.
В конечном итоге применение форсайта позволит определить общую видение инновационного развития региона с учётом прогнозов предсказания будущего и определить перечень сплочённых стратегических действий всех ключевых участников системы, реализация которых будет способствовать формированию успешной РОС.
Результаты прогноза сопоставляются с известными или экспертно-установленными результатами развития исследований, разработок и инноваций в успешных РОС мира в целом, что позволяет оценить потенциальную для собственных субъектов инновационной системы региона и принять решение о поддержке наиболее перспективных направлений исследований и разработок.
Важной целью поиска, распространения и использования новых инновационных знаний в регионе является достижение уникальных конкурентных преимуществ, способность быстро выявлять изменения во внешней среде и своевременно реагировать на них.
Список источников:
1. Ильяшенко С.М., Шипулина Ю.С. Развитие теоретико-методологических основ перехода предприятий на инновационный путь развития // Маркетинг и менеджмент инноваций.
2011. №4. С. 103-113.
2. Буркинский Б.В., Лазарева Е.В. Инновационная стратегия в социально-экономическом развитии регионов. Одесса: ИПРЭЭИ НАН Укр., 2007. 140 с.
3. Горблюк С.А. Механизмы формирования региональных инновационных систем. Ди^. ... канд. наук по гос. упр.: 25.00.02 «Механизмы государственного управления». К.: Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, 2017.
4. Заркович А.В. Кластерный подход к формированию региональных инновационных систем (на примере Белгородской области) // Экономика, предпринимательство и право. 2012. №6(17). С. 9-22.
5. Кормановская И.Р. Методологические основы формирования и развития региональной инновационной системы // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. С.34-39.
6. Freeman С. Technological Infrastructure and International Competitiveness: Репринт оригинальной статьи для конференции ГЛОБЕЛИКС. URL: http://redesist.ie.ufrj.br/globelics/pdfs /GLOBELICS_0079_Freeman.pdf.
7. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. Oxford University Press. New York. USA. 1993. P. 4.
8. Донец Л.И. Базовые принципы современной парадигмы управления конкурентоспособностью предприятия // Бюллетень Международного Нобелевского экономического форума.
2012. №1(5). С. 101-107.
9. Лунева Я.Е. Принципы, особенности и концептуальные основы регионального инновационного развития // Известия ЮФУ. 2006. №17. С. 213-225.
10. Розум Г.М. Формування механiзмiв державного управлшня шновацмним розвитком реп-ошв УкраУни. Дис. ... канд. наук (д-ра фшософм) з держ. управлшня: 25.00.02 «Мехашзми державного управлшня». К.: МАУП, 2018.
Anastasiya A. OSTOVSKAYA a, a-b V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Elena A. SMIRNOVA b Institute of Economics and Management (Simferopol, Crimea);
a PhD in public administration, Associate Professor;
e-mail: [email protected] b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
DEFINING THE STRATEGIC PRIORITIES IN THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Sustainability and further development of Russia's economy depends on the efficient development of its regions. As the economic development is currently decentralized, the scale and direction of changes happening in regional economic complexes are defined by the priorities and strategic vectors of regional innovation development.
The article focuses on the theoretical basis, methodological approaches and practical recommendations on establishing regional innovation systems (RIS). Though researchers mostly consider RIS in the economic context, it is also reasonable to take into account social factors as innovation is primarily a result of social interaction among economic actors. The notion of RIS originates from the synthesis of the ideas suggested in the works by M. Gertler, F. Kook, N.
Keywords:
innovation,
innovation development, region, regional innovation systems, strategic priorities, Foresight
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Migay, J. Naysbit, L. Fedulova, K. Frimen and others and is defined as a complex, open, dynamic and organized socio-economic system comprised of the regional enterprises, institutions, organizations, governmental bodies and local authorities interacting with one another for the purpose of generation, dissemination and use of new knowledge and technology, manufacturing and selling of innovative products and services.
The study reveals the economic nature of the governmental management mechanism in terms of regional innovation development as an orderly complex of institutional input which allows the economic actors to achieve strategic goals in regional development due to innovation. The elaborated and implemented model of managing innovation development in the regions provides for singling out the basic principles of the concept of regional innovation development, which allows systemic defining of the functions and objectives of the governmental bodies and private business in the implementation process of such concept. Innovation development contributes to the increased competitiveness of the country on the global market. Active involvement of modern technologies in the management of the region remains the prioritized trend in managing innovation development in the regions, in world practice Foresight is the most common among them.
The research has been financially supported by the Russian Foundation for Basic Research as a part of scientific project № 19-010-00952.
Ilyashenko, S. M., & Shipulina, Yu. S. (2011). Razvitie teoretiko-metodologicheskikh osnov perekhoda predpriyatiy na innovatsionnyi put' razvitiya [Development of theoretical and methodological ambushes for the transition of enterprises to an innovative development path. Marketing i menedzhment innovatsiy [Marketing and Innovation Management], 4(1), 103-113. (In Russ.).
Burkinsky, B. V., & Lazareva, E. V. (2007). Innovatsionnaya strategiya v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regionov [Innovative strategy in the socio-economic development of regions]. Odessa: IPREEI NAN Ukr. (In Russ.).
Gorblyuk, S. A. (2017). Mehanizmy formirovaniya regional'nyh innovatsionnyh system [Mechanisms of formation of regional innovation systems]. Candidate of Public administration thesis. National Academy of Public Administration under the President of Ukraine, Kiev. (In Russ.). Zarkovich, A. V. (2012). Klasternyi podhod k formirovaniyu regional'nyh innovatsionnyh system (na primere Belgorodskoy oblasti) [Cluster approach to the formation of regional innovation systems (using the example of the Belgorod region)]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i parvo [Economy, business and law], 6(17), 9-22. (In Russ.).
Kormanovskya, I. R. (2013). Metodologicheskiye osnovy formirovaniya i razvitiya regional'noy innovatsionnoy sistemy [Methodological basis for the formation and development of the regional innovation system]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 11, 34-39. (In Russ.).
Freeman, C. Technological Infrastructure and International Competitiveness. URL: http://redesist.ie.ufrj.br/globelics/pdfs /GLOBELICS_0079_Freeman.pdf.
Nelson, R. (1993). National Innovation Systems: A Comparative Analysis. Oxford University Press. New York, 4.
Donets, L. I. (2012). Bazovye printsipy sovremennoy paradigmy upravleniya konkuren-tosposobnostyu predpriyatiya [The basic principles of the modern paradigm of enterprise
References
competitiveness management]. Byulleten' Mezhdunarodnogo Nobelevskogo ekonomicheskogo foruma [Bulletin of the International Nobel Economic Forum], 1(5), 101-107. (In Russ.).
9. Luneva, Ya. E. (2006). Printsipy, osobennosti I kontseptual'nye osnovy regional'nogo inno-vatsionnogo razvitiya [Principles, features and conceptual foundations of regional innovative development]. Izvestiya YUFu [Izvestiya of SFU], 17, 213-225. (In Russ.).
10. Rozum, G. M. (2018). Formuvannya mekhanizmiv derzhavnogo upravlinnya innovatsiynym rozvytkom regioniv Ukrainy [Formation of mechanisms of state management of innovative development of regions of Ukraine]. Candidate of Public administration thesis. Kyiv: Interregional Academy of Personnel Management. (In Ukr.).
Остовская А.А., Смирнова Е.А. Выявление стратегических приоритетов развития региональной инновационной системы в Республике Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т.13. Вып.2. С. 190-200. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10218.
Ostovskaya, A. A., & Smirnova, E. A. (2019). Defining the strategic priorities in the regional innovation system development of the Republic of Crimea. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(2), 190200. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10218. (In Russ).