ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 330.3
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИЙ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Е.В. ЕРОХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected] Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
В связи с необходимостью инновационного развития и совершенствования системы управления инновационной деятельностью в регионах Российской Федерации проблема корректировки инновационной политики приобрела особую актуальность. Однако имеющиеся в настоящее время теоретическая и методологическая базы недостаточны для эффективного управления региональными инновационными системами и подсистемами.
Статья подготовлена в целях разработки концепции управления региональными инновационными подсистемами на основе корректировки подходов и направлений, существующих инструментов и технологий управления.
В статье на основе экономических методов проанализированы различные аспекты инновационного развития и разработаны положения концепции управления региональными инновационными подсистемами, представляющие собой систему взглядов на развитие территории посредством повышения восприимчивости подсистем регионов к инновациям на основе принципов открытости и нелинейности.
Проведенный анализ показал отставание фактических целевых индикаторов реализации инновационных стратегий регионов от плановых. На примере Калужской области выявлены основные проблемы развития региональных инновационных подсистем. Аргументированы конкретные меры по развитию сети коммуникативных площадок для постоянного общения стейкхолдеров, подготовке инновационных
кадров с использованием новых форм, расширению государственно-частного партнерства.
Выводы и положения исследования доведены до уровня конкретных рекомендаций региональным органам государственной власти. Результаты работы могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации, субъектами хозяйствования в процессе формирования и развития региональных инновационных подсистем, а также в учебном процессе системы высшего образования, профессиональной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих и др.
В условиях регионализации и глобализации разработанные рекомендации по корректировке инновационной политики позволят развивать территории посредством повышения восприимчивости подсистем регионов к инновациям.
Ключевые слова: региональные инновационные подсистемы, инновационная стратегия региона, инновационная политика, инновационная открытость, знания, интеллектуальный потенциал управления, качество рабочей силы, образовательный уровень
Среди проблем, сдерживающих успешное развитие региональных инновационных подсистем, снижающих конкурентоспособность российской экономики, наиболее существенными являются низкое качество институциональной среды и инфраструктуры, недостаточная эффективность
ВНЕШНЯЯ СРЕДА РЕГИОНА
м
Е Т О Д о л о г и ч
Е С
к о
Е
О Б
Е С
п
Е Ч Е Н И Е
Миссия региона
г
Философия инновационного развития региона
Видение инновационного будущего региона
Ф
Идеология развития РИП (открытость - нелинейность)
г
Ж.
Открытая инновационная политика региона
Стратегия инновационной деятельности
Тактика инновационной деятельности
Ж
<—>
Система управления РИП
Стратегическое управление РИП
<=—>
Оперативное управление РИП
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА РЕГИОНА
Рис. 1. Схема реализации концепции управления инновационными подсистемами в регионе
и несбалансированность финансовой системы. Российская экономика, несмотря на принятые в последние годы усилия, еще остается в условиях недостаточно благоприятного бизнес-климата, существенного государственного вмешательства в экономику, высокого уровня коррупции1.
Во многих регионах уже реализованы идеи создания технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т.д. Были созданы десятки инновационных институциональных структур. Однако
1 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года: утверждены Председателем Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 г.
существенных качественных перемен, отразившихся на развитии региональных инновационных подсистем, пока не произошло. Следовательно, институциональные структуры начинают работать м на результат, только если они действуют в определенных условиях.
Одним из условий успешного формирования, развития и повышения эффективности региональных инновационных подсистем является создание новых и своевременная адаптация имеющихся концептуальных и методологических положений управления. В настоящее время необходима существенная корректировка подходов и направлений, существующих инструментов и технологий управления региональными инновационными процессами [1].
Одним из способов решения такой задачи является разработка концепции управления региональными инновационными подсистемами, представляющая собой <— ^ совокупность взглядов на развитие территории посредством повышения восприимчивости подсистем регионов к инновациям на основе принципов открытости и нелиней-ти (рис. 1).
Инновационная открытость рассматривается как особый режим развития региональных инновационных подсистем, ориентированный на позитивную динамику параметров качества жизни населения посредством развития интеллектуального потенциала управления, использования идей не только внутренних, но и внешних пользователей, потребителей и иных экономических агентов, непрерывный поиск и организацию результативных обратных связей, взаимодействие с внешним окружением прямого и косвенного воздействия в целях формирования спроса на инновации и удовлетворение потребностей в них.
Принцип нелинейности инновационного развития носит эвристический характер и основан на реализации механизмов взаимного усиления
И
н ф
о р
м
А
ц
и о н н о
Е
И р
Е С
У р
с н о
Е
О Б
Е С
п
Е Ч Е Н И Е
результата от взаимодействия следующих факторов влияния:
- репутации, имиджа, культуры, доверия, которые могут трансформироваться в высокий рейтинг региона (и наоборот);
- процесса генерирования, получения и использования знаний в региональных инновационных подсистемах;
- постоянного анализа самых малозначимых факторов;
- непрерывных коммуникаций и др. Основное содержание предлагаемой новой
концепции подразумевает выработку механизмов взаимодействия заинтересованных подсистем, субъектов региональных инновационных подсистем, усиление взаимосвязей межрегиональных и внутрирегиональных потоков и процессов, апробацию новых механизмов поддержки субъектов инновационных подсистем, на основе принципов открытости и нелинейности. Концепция ориентирована на менее централизованную организацию инновационного развития в регионе, маркетинговый стиль мышления и большую ориентацию на внешнюю среду. Цель концепции - обеспечение конкурентных преимуществ региональных инновационных подсистем и региона в целом за счет творческого внедрения инноваций во все сферы деятельности,
доведение их до коммерческого использования и получение высоких результатов.
Проведем сравнительный анализ основных положений традиционной (линейной) и новой (нелинейной) концепций управления региональными инновационными подсистемами (табл. 1).
На основе данных, приведенных в табл. 1, сформулируем основные положения предлагаемой новой концепции управления региональными инновационными подсистемами:
- постоянный мониторинг, изучение запросов и взаимодействие с потребителями и клиентами, приглашение их в инновационные процессы в качестве партнеров или участников;
- обеспечение инновационного роста посредством создания новых ценностей, удовлетворяющих потребности экономических агентов;
- привлечение в региональные инновационные подсистемы талантливых людей, создание инновационной экосистемы, в которой каждый человек может реализовать свой потенциал;
- применение методов управления, отличных от традиционных (линейных) способов создания новшеств, посредством создания региональной цепи ценностей.
К нелинейным методам создания цепи ценностей можно отнести мобилизацию, использование
Таблица 1
Сравнение основных положений традиционной и новой концепций управления региональными инновационными подсистемами
Компоненты концепции Традиционная линейная концепция Новая нелинейная концепция
Основной конструктивный принцип инновационной деятельности Инновационная деятельность - линейная цепочка передачи знаний по стадиям инновационного цикла, начинается с исследований и разработок, заканчивается изменениями в экономической и социальной сферах Инновационная деятельность - нелинейный процесс со множеством обратных связей между элементами и звеньями региональной инновационной подсистемы, основанный на инновационной открытости
Основной приоритет Развитие научной подсистемы и технических инноваций Развитие спроса и стимулирование инноваций во всех региональных инновационных подсистемах
Объект инновационной политики Инновационный цикл Региональная инновационная подсистема как механизм, удовлетворяющий любую потребность общества
Главная функция управления Управление функционированием региона, ориентация на внутренние процессы и ресурсы. Оперативное управление региональной инновационной подсистемой, оптимизирующее структуру производственных факторов Управление развитием региона. Стратегический менеджмент и управление входными ресурсами. Балансирование интересов групп и укрепление позиций в обществе
Фактор успеха Эволюция технических возможностей, передача знаний по стадиям инновационного цикла Результативные обратные связи, скоординиро-ванность и гармонизация развития региональной инновационной подсистемы
Окончание табл. 1
Компоненты концепции Традиционная линейная концепция Новая нелинейная концепция
Сущность инноваций и инновационной деятельности Инновационная деятельность рассматривается преимущественно на технико-технологическом уровне с упором на фундаментальные исследования, предметные (продуктовые) инновации и развивающие их направления Инновационная деятельность - результат непрерывного улучшения во всех региональных инновационных подсистемах, база для формирования пространственного развития, обеспечивающая устойчивый рост ВРП. Формирование потребностей и спроса на инновации - возникает необходимость применения инноваций в малом бизнесе, в сфере услуг, в менеджменте, маркетинге, логистике, в образовании, туризме, в сфере финансов и др.
Главный фактор экономического роста и социального прогресса Ориентация на собственные ресурсы и факторы производства, опираясь на которые власть разрабатывает мероприятия по развитию инфраструктуры региона Инновации возникают постоянно и носят регулируемый характер. Региональный ^ складывается из суммы накопленных знаний, свободного распространения информации и использования идей
Кадровое обеспечение инновационной деятельности Использование потенциала регионального рынка труда Привлечение в регион мыслящих людей, обладающих реальной способностью капитализировать явные и неявные знания, интеллект
Параметры эффективности Соотношение выпущенной продукции и затрат ресурсов. Уровень производительности труда Способность привлекать ресурсы из внешней среды. Сравнение результатов со стратегическими целями. Степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов
Целевой рынок Доминирует рынок продавца (предложения). Рынки регионов РФ, ориентация на рынок государственных заказов и межрегиональные связи Переход от рынка продавца к рынку покупателя. Рынки субъектов РФ, зарубежные рынки, рынки органов власти, малого бизнеса внутри и за пределами региона
Управление интеллектуальной собственностью Регион управляет интеллектуальной собственностью, сохраняет и контролирует идеи, не допускает других к их применению. Субъекты региональных инновационных подсистем не получают ценностей от внешних, заимствованных технологий Региональные инновационные подсистемы -. активные покупатели и продавцы интеллектуальной собственности. Управление интеллектуальной собственностью ориентируется на создание ценностей за счет доступа к внешней интеллектуальной собственности
творческих возможностей и знаний всех элементов региональной инновационной подсистемы, которые способны комбинироваться в зависимости от конкретных целей и задач, создавая и используя инновационные активы региона, включающие определенный уровень стабильности, репутацию, имидж, доверие, интеллектуальный потенциал управления, людей, культуру сотрудничества и принятия решений и др.
Концепция управления региональной инновационной подсистемой ориентирована на обеспечение непрерывного появления и реализацию нововведений, которые, «сознательно разрушая» старые производственные отношения и структуры, создают основу устойчивого инновационного роста. Положения новой концепции основаны на реализации системного подхода в управлении, интеграции и взаимодействии всех подсистем и новых требованиях к управлению; информационной открытости и
доступности; применении современных технологий воздействия, высоком уровне доверия общества; дебюрократизации в управлении и др.
Для создания в регионах инновационной культуры, основанной на доверии, стимулирования инновационной активности необходимы усилия и взаимодействие всех заинтересованных региональных инновационных подсистем, позиционирование инновационного предпринимательства как способа самореализации креативного населения, молодежи как инструмента социализации общества. Центром приложения усилий системы управления должен стать человек-инноватор (а не чиновник или менеджер).
В целях реализации предлагаемой новой концепции управления необходима корректировка региональной инновационной политики. В связи с этим автор предлагает рекомендации для администраций субъектов РФ по корректировке региональной
Таблица 2
Сравнение плановых и фактических целевых индикаторов реализации инновационных стратегий регионов Центрального федерального округа в 2011 г., %
Повышение Рост удельного веса
Регион инновационнои активности инновационнои продукции
По плану Фактическое Выполнение По плану Фактический Выполнение
Брянская область 18 9,6 53 15-17 6,0 40-35,3
Воронежская область 17,9 9,2 51,4 27 6,3 23,3
Калужская область 15-20 7,9 52,7-39,5 15 4,6 30,7
Тульская область 20-22 11,0 55-50 18 11,6 64,4
политики, использованию форсайта как инструмента стратегического мониторинга развития региональных инновационных подсистем. Многие программы форсайта фокусируются на инновациях, которые могут изменить траекторию развития в будущем [2].
Анализ статистических данных показывает, что в ходе реализации Стратегии развития науки и инноваций в регионах Центрального федерального округа на период до 2015 года по состоянию на 2013 г. не выполнен запланированный уровень индикаторов, связанный со спросом на инновации (табл. 2). При этом не удалось существенно ускорить процесс интеграции российской инновационной системы в мировую, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций, кардинально повысить инновационную активность и эффективность региональных инновационных подсистем.
Стабильно высокий уровень государственных вложений в научные региональные инновационные подсистемы в целях поддержки исследований в последние годы не сопровождался адекватным увеличением их результативности, что также свидетельствует о необходимости корректировки механизмов управления и финансирования.
На основании анализа инновационной и научно-производственной сфер Калужской области сделан вывод, что для эффективного развития региона необходимо усовершенствовать систему управления и прогнозирования, в которой будут учитываться не только недостатки региональной системы, но и ее потенциальные возможности. Экономика инновационного типа предполагает активизацию новых факторов развития региональных инновационных подсистем, не задействованных в настоящее время в полной мере (знания, интеллектуальный потенциал управления, нематериальные активы, коммуникации, уровень образования, научный и технологический потенциалы и др.) [3].
Несмотря на успехи, достигнутые регионом, прогнозирование научно-технологического разви-
тия Калужской области характеризуется неопределенностью последствий технологических изменений и разобщенностью действий региональных инновационных подсистем, в том числе науки, образования, бизнеса, особенно малого, власти и др.
В условиях декларирования инновационного пути как стратегического направления развития региона недопустимыми являются показатели, когда разработкой и внедрением технологических инноваций занято менее 9% предприятий и всего 3% продукции от общего объема производства является инновационной [4].
На фоне существенного роста финансовых средств, выделяемых на НИР, наблюдается заметное падение инновационной активности в региональных инновационных подсистемах и сокращение кадрового обеспечения в научной подсистеме. При этом число организаций, выполнявших исследования, относительно стабильно (рис. 2).
За последние 10 лет более чем в 20 раз выросли затраты на технологические инновации, а количество созданных передовых технологий в большинстве регионов снизилось, объем инновационных товаров, работ, услуг за тот же период сократился (рис. 3).
Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации к 2020 г.2 доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 20-25% (2011 г. -6%), а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40-50% (2011 г. - 10%).
Для обоснованного прогнозирования необходимо понимание особенностей инновационного и научно-технологического развития [5].
Во-первых, органы региональной власти -. необходимый, но недостаточный участник инновационных процессов, прогнозирования и управления региональными подсистемами, в том числе
2 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
Млрд руб. 16 14 12 10 8 6 4 2 О
-о—-
2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
—0—Внутренние затраты на НИР, млрд руб. 0,7 2,0 2,4 3,0 4,1 5,4 6,8 7,3 8,8
—11нн О Б [ШЛО НИ ЙЯ актнвость организаций, °/о 12,7 12,7 14 13,3 12 8,9 7,9 8,3 7,9
Рис. 2. Динамика внутренних затрат на НИР и инновационной активности организаций в Калужской области с 2000 по 2011 гг.
Рис. 3. Динамика затрат на технологические инновации и объема инновационных товаров в Калужской области с 2000 по 2011 гг
В-третьих, в результате активных инвестиционных процессов в регионе удалось установить положительную динамику развития экономики. Автомобильный кластер Калужской области становится крупнейшим в России, но при этом в его создании практически не приминают участия предприятия «традиционной промышленности». Что является тревожной тенденцией, так как большая часть старопромышленных объектов региона находится в неудовлетворительном состоянии и в худших условиях по сравнению с условиями, которые созданы для иностранных партнеров и инвесторов. Это приводит к сохранению периферийного, подчиненного положения региона в сфере технологического обмена [6].
Иностранные инвестиции, пришедшие в регион, прежде всего ориентированы на со-
и научной сферой. Несмотря на то, что власть устанавливает «правила игры», осуществляет финансовую поддержку научной деятельности, ее коммуникационные связи с другими игроками, с рынком ограничены.
Во-вторых, в настоящее время основу обеспечения устойчивого экономического роста регионов составляет качественное развитие региональной инновационной подсистемы, опирающейся на модернизацию, научный подход и техническое обеспечение, а не просто экстенсивное увеличение объема производств. Нынешнее состояние технологической структуры Калужской области остается неудовлетворительным. Если наука не будет востребована, то экономика потеряет перспективы стратегического развития.
здание промышленных зон, а не на полноценный цикл от разработки продукции до ее производства и реализации. В регионе практически нет примеров контрактации, создания совместных предприятий иностранных компаний с местными профильными товаропроизводителями. Интересы отечественных производителей ушли далеко на второстепенные позиции, их возможности практически не используются в развитии региональной инновационной подсистемы. Было бы логично рассматривать иностранные инвестиции как источник интеллектуальной собственности и управленческого опыта, передовой техники и технологий, которые могут стать основой отечественных разработок конкурентоспособной продукции, повышения качества менеджмента, культуры производства, а также источник капи-
тальных вложений, недостающих отечественным предприятиям традиционной промышленности в целях проведения необходимой модернизации.
В-четвертых, в регионе слабо развиты кооперационные связи между региональными инновационными подсистемами: научной и образовательной (с фундаментальными исследованиями), с малым инновационным бизнесом, производственной подсистемой и опытно-конструкторскими разработками, промышленным производством и крупным бизнесом, с институциональной подсистемой. Процедура прогнозирования должна быть публичной, ориентированной на привлечение максимального количества заинтересованных участников.
В-пятых, чтобы интенсивно развивались региональные инновационные подсистемы, необходим соответствующий уровень инновационного управления, наличие у руководителей интеллектуального потенциала и системного понимания механизмов инновационных преобразований.
В развитии региональных инновационных подсистем можно выделить ключевые факторы успеха: 1) мотивированные кадры для инновационного развития, 2) спрос на идеи и инновационные разработки, 3) доступная инновационная инфраструктура. За период действия целевой программы по развитию инновационной деятельности в Калужской области были созданы основные элементы региональной инновационной инфраструктуры, однако первые две позиции никак нельзя назвать успешными, ситуация по ним близка к критической.
В целях согласования совместных взглядов и интересов, выработки комплексного видения будущего, достижения консенсуса и определения путей реализации стратегии в регионе необходимо вовлекать в инновационный форсайт и научное развитие все общественные силы, группы влияния и стейкхолдеров региона.
При планировании инновационного, научно-технологического развития Калужской области необходимо согласовать интересы всех вовлеченных в этот процесс субъектов, используя методологию форсайта, которая в отличие от прогнозирования позволяет комплексно исследовать будущее, понять природу изменений, новых проблем, возможностей и выявить институциональные структуры, способные разработать и реализовать стратегию развития. В отличие от форсайта прогнозирование -процесс пассивный, ориентированный на производство информации и знаний о будущем. Прогноз
представляет собой научно обоснованное суждение о возможных состояниях некоторого объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.
Инновационный форсайт представляет собой средство вовлечения всех субъектов в процесс разработки и реализации инновационной политики. При этом рассматривается площадка для формирования новых сетей, инструмент информирования населения о проблемах и решениях. В развитии региональных инновационных подсистем большинства субъектов Российской Федерации, включая Калужскую область, выявлены существенные проблемы.
Кадровая региональная подсистема не вполне справляется со своей главной функцией - обеспечивающей. В связи с этим дефицит инновационно ориентированных кадров необходимой квалификации в регионах остро ощущается во многих региональных информационных подсистемах и секторах экономики и является одним из основных препятствий для инновационного развития.
Обучение, профессиональная подготовка и переподготовка кадров для всех инновационных подсистем в современных условиях - задача сложная и наиболее важная. Практика управления инновационными процессами в региональных инновационных подсистемах показывает необходимость особого внимания к подсистеме кадрового обеспечения разработок, освоению и внедрению новой техники, технологий, развитию малого предпринимательства. Кадровое обеспечение должно быть адекватным воспроизводственным процессам в подсистемах: институциональной, образовательной, научной, производственной, логистической и др., в том числе в ходе проведения исследований, разработок, проектно-изыскательских и конструкторских работ, сервисного обслуживания и маркетинга, при реализации инвестиционных проектов и обновлении основных производственных фондов и др.
Среди наиболее значительных факторов, препятствующих развитию региональной инновационной подсистемы в Калужском регионе, более 26% обследованных организаций назвали недостаток хорошо подготовленных, адекватных требованиям рынка, высококвалифицированных кадров. Для решения проблем кадрового обеспечения региональные власти проводят различные мероприятия. В Калужской области в 2004 - 2007 гг. при государственной продержке был реализован проект по
развитию инфраструктуры малых инновационных предприятий («Гроу - Калуга»). За время проекта более 350 чел. прошли обучение и переподготовку по направлениям инновационного менеджмента и маркетинга. Однако данная программа не решила проблему нехватки инновационно ориентированных квалифицированных кадров в регионе. Подготовку необходимо продолжать, развивать и совершенствовать. Для этого следует находить и использовать новые методы управления и формы взаимодействия (семинары, практические тренинги, дистанционные программы обучения и др.), вовлечение в этот процесс представителей всех региональных инновационных подсистем, в том числе органов власти, образования, науки, малых, средних и крупных компаний и организаций Калужской области.
После принятия в 2009 г. Федерального закона № 217-ФЗ3 проблема подготовки инновационно ориентированных кадров получила новый импульс развития. Согласно данному закону бюджетным научным и образовательным учреждениям в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности было разрешено создавать малые инновационные предприятия. Закон направлен на решение проблемы подготовки кадров для инновационного развития, совмещение процессов обучения и практической реализации бизнес-навыков при создании малых инновационных предприятий.
В настоящее время спрос на идеи и инновационные разработки в регионах формируется крайне медленно, уровень инновационной активности также невысокий [7].
В Калужской области показатели, характеризующие развитие региональной инновационной подсистемы, остаются низкими. По развитию научной деятельности область занимает 32-е, а по техновооруженности исследований - 33-е место в стране. В регионе основное внимание уделяется закупкам машин и оборудования и поддержке новых компаний, только появляющихся или планируемых к созданию (ИТ-стартапы), а пространственное развитие, создание в регионе инновационных
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 15.08.2009 № 217-ФЗ.
«точек роста» экономики, созданных, в том числе молодежью, новые идеи, технологии в образовании, управлении, логистике, малом бизнесе остаются на низком уровне.
Остается нерешенной проблема координации деятельности региональных инновационных подсистем. Далеко не все муниципальные образования участвуют в региональном пространственном инновационном развитии, отдача от инноваций остается невысокой. Созданная в регионе инновационная инфраструктура (агентства, бизнес-инкубаторы, сеть трансфера технологий, инновационно-технологические, образовательные центры и др.) не способна охватить все районы и поселения области, не позволяет в полной мере задействовать имеющийся интеллектуальный, образовательный, научно-технический потенциал, вузовские разработки, НИИ и др. Инновационные преобразования затронули преимущественно городские округа: «город Калуга» и «город Обнинск».
Во многих регионах России низкий уровень развития инновационного менеджмента, связанный с отсутствием у большинства руководителей системного понимания инновационного развития. В настоящее время не существует механизма, который бы позволил выстроить эффективную систему взаимодействия между региональными инновационными подсистемами [8].
В Калужской области продолжается формирование двух типов технологических платформ, которые:
- соответствуют приоритетным направлениям развития Российской Федерации до 2020 г. (биотехнология и фармацевтика, ядерные технологии и радиомедицина, производство новых материалов, нанотехнологии, информационно-телекоммуникационные системы);
- связаны с региональной спецификой (автомобильный, туристический, транспортно-логис-тичский кластер и др.).
Нанотехнологии перспективны для развития региона, они стимулируют развитие исследований во многих областях и сферах человеческой деятельности.
Одним из потенциалов развития области как «региона нового развития» является туризм. Обладая богатой историей, традициями, живописными природными ландшафтами, область имеет возможности развивать различные формы туризма: деловой, культурно-познавательный, религиозный,
агротуризм, спортивный с активными формами отдыха.
Для создания механизма согласования интересов региональных инновационных подсистем, различных слоев общества в рамках разработанной концепции управления предлагаются следующие рекомендации для администраций регионов.
Во-первых, инициировать работу по развитию сети. большего числа коммуникативных площадок для постоянного общения ученых, практиков, изобретателей, маркетологов, бизнесменов, чиновников; стимулировать вузы, НИИ; создавать малые инновационные компании, центры прототипирования и др.
Во-вторых, развивать и совершенствовать подготовку инновационно ориентированных кадров, находя для этого новые формы (дистанционное обучение, выездные сессии, тренинги и др.).
В-третьих, расширять государственно-частное партнерство, неформально объединяя усилия региональной власти и бизнес-структур в прогнозировании инновационного развития, подготовки кадров, создании малых предприятий и др.
В-четвертых, проводить постоянный мониторинг развития региональной инновационной подсистемы в регионе.
В-пятых, для повышения заинтересованности стейкхолдеров в целях оживления и взаимной заинтересованности субъектов предлагается программа «Региональная инновационная инициатива».
Для снижения давления на бизнес, прежде всего малый и средний, необходим новый для Калужского региона подход в управлении региональными инновационными подсистемами - дебюрократизация. Установить обоснованную зависимость и привязку материального стимулирования (заработная плата, премии, поощрительные выплаты и др. бонусы) чиновников всех уровней, отвечающих за организацию, управление и развитие инновационных процессов в регионе, к конкретным результатам деятельности малого, среднего и крупного бизнеса на подведомственной им территории.
Внедрение технологии форсайта как эффективного механизма развития позволит оптимизировать систему научного прогнозирования и создать механизм согласования интересов различных слоев общества в регионе, используя при этом усилия потребителей, бизнеса, ученых и политиков.
Кроме того, в качестве рекомендаций для администраций субъектов Федерации предлагаем следующие меры:
- на основе принципов открытости переориентировать инновационную политику с традиционных наукоемких, высокотехнологичных направлений на все региональные инновационные подсистемы, учитывая особенности пространственного развития;
- применять в управлении региональными инновационными подсистемами механизмы активизации склонности субъектов к инновациям;
- поддерживать малые инновационные предприятия за счет новых факторов развития (интеллектуализация управления, обучение на протяжении всей трудовой деятельности, управление знаниями и др.). Обязательное условие инновационного успеха - это возможность получения качественного образования. В настоящее время все согласны с тем, что образование необходимо реформировать. Споры, связанные с пониманием сущности системы образования («школа знаний» или «школа компетенций»), т.е. так называемый знаниевый или компе-тентностный подход продолжаются. Но бесспорным остается факт, что необходимо развивать системы корпоративного образования и обеспечивать кадровую безопасность регионов. Знания, по мнгению П. Друкера, все чаще становятся ключевым фатко-ром экономического превосходства государства на международной арене [9].
В современной парадигме управления, нсмотря на разнообразие формулировок, взглядов, подходов, предпочтение отдается человеческой личности, акцентируется внимание на управлении знаниями, на сетевых партнерских принципах взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Важнейшая зона ответственности государства -. это подготовка профессиональных кадров [10]. Без соответствующих специалистов новые технологии работать не будут. Важнейшим фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводящее к более эффективному использованию ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность экономических агентов осуществлять собственные разработки, инициировать появление и продвижение новых идей.
В целях достижения инноваицонного развития необходимо создавать систему регионального
образовательного комплекса, ориентированного на спрос, как основной механизм инновационного прогресса. По мнению автора, следует внести в ежегодный сборник Росстата информацию по регионам о расходах на корпоративное образование и оценке эффективности обучения, разработав для этого современную методику. Кроме того, следует осуществлять мониторинг влияния и зависимости расходов на образование, в том числе корпоративное, на уровень инновационного развития региональных инновационных подсистем и регионов в целом.
Список литературы
1. Ерохина Е.В. Структура и особенности региональной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 2. С. 63-71.
2. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 239 с.
3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 550 с.
4. Ерохина Е.В. Анализ стартовых условий развития инновационной деятельности в федеральных
округах и регионах России (на материалах Калужской, Брянской, Воронежской и Тульской областей) // Региональная экономика. 2014. № 7. С. 20-27.
5. Чичканов В.П., Дульщиков Ю.С., Раевский С.В., ЯрлыкаповА.Б. Оценка вариантов прогнозирования развития регионов // Экономика региона. 2013. № 2. С. 164-167.
6. Крутиков В.К., Ерохина Е.В., Зайцев Ю.В. Инновационная активность региона и иностранный капитал: монография. Калуга: Типография Флагман, 2012. 198 с.
7. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011. 634 с.
8. Орешин В.П., ОмельченкоМ.Е. К концепции управления региональным развитием // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 1. С. 83-89.
9. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.
10. Ерохина Е.В. Кадровый потенциал региона: способы управления при переходе к инновационной экономике // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 9. С. 120-126.
Regional economics: theory and practice Innovation activities
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR THE RF SUBJECTS' AUTHORITIES
ON INNOVATION POLICY ADJUSTMENT
Elena V. EROKHINA
Abstract
Importance Because of the necessity of innovation development and improvement of the system of innovation activities management in the regions of the Russian Federation a problem of the adjustment of innovation policy has acquired a special urgency. However, the currently available theoretical and methodological foundations are insufficient for the effective management of regional innovation systems and subsystems Objectives The article was prepared to develop the concept of management of regional innovation subsystems based on the correction of approaches and trends, existing tools and management technologies. Methods Based on the economic methods, I have analyzed various aspects of the innovation development
and developed a concept of management of the regional innovation subsystems, which represents a system of views on the development of the territory through an increased susceptibility of the subsystems of regions to innovation based on the principles of transparency and nonlinearity
Results The analysis showed that the actual target indicators of innovation strategies of the regions lag behind from the planned ones Using the case of the Kaluga region, I have identified the basic problems of the regional innovation systems development and set forth forcibly the specific measures for the development of a network of communication platforms for regular communication between stakeholders, training of innovative manpower using the new forms and expanding
public-private partnership. Based on the findings and key provisions of the study, I consider the concrete recommendations to the State regional authorities . The results of the paper can be used by the administrations of constituent entities of the Russian Federation, subjects of management in the process of formation and development of regional innovation subsystems, as well as in the educational process of the higher education system, professional training and retraining of the State and municipal officials and for other purposes Conclusions and Relevance In the conclusion, I emphasize that in the conditions of regionalization and globalization the developed recommendations on the adjustment of innovation policy enable to develop the territory by means of enhancing the susceptibility of subsystems of regions to innovation .
Keywords: regional, innovation, sub-system, strategy, policy, openness, knowledge, intellectual management potential, workforce quality, educational level
References
1. Erokhina E.V. Struktura i osobennosti regional'noi innovatsionnoi sistemy [A structure and the specifics of the regional innovation system]. Problemy teorii i praktiki upravleniya - Problems of theory and practice of management, 2013, no. 2, pp. 63-71.
2. Gaponenko N.V. Forsait. Teoriya. Metodologi-ya. Opyt [Foresight. Theory. Methodology. Experience]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2008, 239 p.
3. Gaponenko A.L., Orlova T.M. Upravlenie znaniyami. Kakprevratit' znaniya v capital [Knowledge management. How to turn knowledge into capital]. Moscow, Eksmo Publ., 2008, 550 p.
4. Erokhina E.V. Analiz startovykh uslovii razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti v federal'nykh okrugakh i regionakh Rossii (na materialakh Kaluzhskoi, Bryan-skoi, Voronezhskoi i Tul'skoi oblastei) [An analysis of the starting conditions for the development of innova-
tion activities in the federal districts and regions of Russia (the Kaluga, Bryansk, Voronezh and Tula regions)]. Regional 'naya ekonomika - Regional economics, 2014, no. 7, pp. 63-71.
5. Chichkanov V.P., Dul'shchikov Yu.S., Raevskii S.V., Yarlykapov A.B. Otsenka variantov prognozi-rovaniya razvitiya regionov [An assessment of options of prediction of the development of regions]. Ekonomika regiona - Region's economy, 2013, no. 2, pp.164-167.
6. Krutikov V.K., Erokhina E.V., Zaitsev Yu.V. In-novatsionnaya aktivnost' regiona i inostrannyi capital [The innovation activities of a region and foreign capital]. Kaluga, Tipografiya Flagman Publ., 2012, 198 p.
7. Golichenko O.G. Osnovnye faktory razvitiya natsional 'noi innovatsionnoi sistemy: uroki dlya Rossii [The main factors of the national innovation system's development: the lessons for Russia]. Moscow, Nauka Publ., 2011, 634 p.
8. Oreshin V.P., Omel'chenko M.E. K kontsept-sii upravleniya regional'nym razvitiem [Towards the concept of the regional development management]. Menedzhment i biznes-administrirovanie - Management and business administration, 2010, no. 1, pp. 83-89.
9. Druker P. Biznes i innovatsii [Business and Innovation]. Moscow, Vil'yams Publ., 2007, 432 p.
10. Erokhina E.V. Kadrovyi potentsial regiona: sposoby upravleniya pri perekhode k innovatsionnoi ekonomike [The human resource potential of a region: a managerial method while transiting to the innovation economy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya -Problems of theory and practice ofmanagement, 2011, no. 9, pp. 120-126.
Elena V. EROKHINA
Bauman Moscow State Technical University, Kaluga Branch, Kaluga, Russian Federation [email protected]