Научная статья на тему 'Выявление резервов повышения скорости бега на коротких дистанциях'

Выявление резервов повышения скорости бега на коротких дистанциях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
197
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГ / КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Анисимова Е. А., Князев П. А.

Повышение скорости бега на короткие дистанции является одной из сложных проблем, привлекающих внимание многих специалистов в области легкой атлетики. В статье предлагается методика самоконтроля за положением головы во время бега на соревновательной дистанции, что определяет расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени. Эффективность данной методики доказана в ходе педагогического эксперимента. Путем тактильных ощущений, а также контроля за перемещением шайбочки, можно сохранять заданную позу, что определяет расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени, способствует совершенствованию индивидуальной техники бега спринтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление резервов повышения скорости бега на коротких дистанциях»

УДК 796.42

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ БЕГА НА КОРОТКИХ ДИСТАНЦИЯХ

Е.А. Анисимова - кандидат педагогических наук П.А. Князев - студент Ульяновский государственный педагогический университет,

Ульяновск

REVELATION OF RESERVES FOR RUNNING SPEED INCREASE ON

SHORT DISTANCES

E.A. Anisimova-candidate of Pedagogics

P.A. Knyazev - student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena_funina@mail .ru

Ключевые слова: бег, короткие дистанции, техническая подготовленность, педагогический эксперимент, методические приемы

Аннотация. Повышение скорости бега на короткие дистанции является одной из сложных проблем, привлекающих внимание многих специалистов в области легкой атлетики. В статье предлагается методика самоконтроля за положением головы во время бега на соревновательной дистанции, что определяет расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени. Эффективность данной методики доказана в ходе педагогического эксперимента. Путем тактильных ощущений, а также контроля за перемещением шайбоч-ки, можно сохранять заданную позу, что определяет расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени, способствует совершенствованию индивидуальной техники бега спринтера.

Keywords: running, short distances, technical readiness, pedagogical experiment, methodological techniques

Annotation. Increase of running speed on short distances is one of the difficult problems that attract the attention of many experts in the field of track and field. In this article the technique of self-control of the head position during the race, which determines the location of the body parts in space and time is depicted. The effectiveness of this technique is proved during the pedagogical experiment. By tactile sensations and control of the movement of washer, you can save the set position, which determines the location of the body parts in space and time, which helps to improve sprinter 's individual running technique.

Обострение конкуренции на крупнейших соревнованиях, внедрение новых технологий спортивной подготовки спринтеров детерминируют необходимость постоянного совершенствовании качества подготовки спортсменов путем выявления дополнительных резервов повышения скорости беговых шагов. Бег является одним из естественных видов ло-комоций, и для достижения максимальной скорости большое значение имеет рациональное соотношение длины и частоты беговых шагов. В спорте бегуны стремятся к проявлению индивидуального оптимума данных параметров. Однако максимальную скорость в беге на

отрезке любой длины могут показать атлеты, длина и частота беговых шагов которых находятся далеко не в лучшем соотношении. Это обусловлено тем, что рассматриваемые характеристики являются лишь внешним выражением скорости, в то время как ее максимальные показатели определяются специфическим циклом нейрофизиологических процессов [3, 5, 6].

Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование необходимости поиска дополнительных резервов увеличения скорости бега спринтеров на соревновательной дистанции.

Задачи: 1. Выявление физиологического механизма скорости бега на короткие дистанции.

2. Экспериментальная проверка целесообразности управления движениями бегуна путем достижения оптимального расположения частей и звеньев тела в пространстве.

Скорость бега на коротких дистанциях обеспечивается сложными центральными механизмами управления движениями, расположенными на различных уровнях центральной нервной системы. В структурное содержание центральных механизмов, наряду с двигательными центрами, входят также вегетативные и сенсорные. Вегетативные центры мобилизуются по механизму безусловных рефлексов. Благодаря этому происходит значительное усиление функций кровообращения и дыхания, сокращение количества крови, поступающей к неработающим органам. Данные особенности функций вегетативных органов составляют условнорефлекторные дыхательные, сердечно-сосудистые и другие компоненты бегового шага.

Сенсорные системы сообщают о расположении частей и звеньев тела в пространстве и времени, что обеспечивает обратную связь. Благодаря этому внешние сенсорные системы вместе с внутренними способствуют возникновению в нервной системе программ выполнения и коррекции движений. Следовательно, увеличение скорости беговых шагов является функцией всего организма. Бег на короткие дистанции имеет наиболее сложную технику. Совершенная техника спринтерского бега позволяет снизить энерготраты примерно на 27% (Н.В. Зимкин, 1975). Под воздействием регулярной тренировочной нагрузки формируются динамические стереотипы нервных процессов, лежащие в основе рациональной техники.

В процессе соревновательной деятельности спортсмену необходимо контролировать действия противников, хорошо ориентироваться в атмосфере спортивного соперничества, четко управлять мышечными усилиями, что увеличивает значимость зрительной и проприо-цептивной рецепции. Скорость бега спринтера детерминирована морфофункциональным состоянием опорно-двигательного аппарата. Для мощного отталкивания от опоры необходима значительная мышечная сила, проявление «взрывных» качеств, быстрое сокращение и расслабление мышц.

Ведущими факторами, определяющими скорость бега на соревновательной дистанции, являются:

- частота шагов, показатели которой определяются параметрами постановки ноги на

опору;

- характер отталкивания, обеспечивающего длительность безопорной фазы;

- сочетание движений верхних и нижних конечностей.

Большое значение для развития, поддержания и увеличения быстроты перемещения имеет рациональное расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени, индивидуальное для каждого спортсмена, зависящее от росто-весовых показателей, длины верхних и нижних конечностей и их соотношения, степени выраженности двигательной асимметрии.

Данные наших исследований (Е.А. Анисимова, 2010, 2011) показали, что недостаточный наклон верхней части тела способствует усилению сопротивления встречного потока воздуха, закрепощению крупных мышечных групп, ограничению свободы и легкости движений, уменьшению длины бегового шага. При чрезмерном наклоне также не создаются условия для оптимального сочетания ведущих параметров беговых шагов.

Выявление необходимого для достижения максимальной индивидуальной скорости угла наклона верхней части туловища по отношению к вертикали осуществлялось экспериментальным путем. Однако для сохранения заданной позы требуется длительный контроль до момента сформированности устойчивого двигательного навыка.

Для осуществления самоконтроля за расположением частей тела спринтера нами разработана специальная методика (рис.1.).

3

1 - спортивная шапочка;

2 - коробочка (12х6 см);

3 - шайбочка (2х2 см);

4 - эластичная тесьма (6-8 см).

К спортивной шапочке крепится картонная или пластиковая коробочка, 8х12см, на дно которой нанесена разметка через каждый сантиметр. На дне коробки находится шайбочка 2х2 см, прикрепленная одной стороной с помощью эластичной тесьмы к задней части коробочки. Основание шайбочки окрашено яркой краской, оставляющей след при перемещении.

Во время бега по величине перемещения шайбочки в переднем направлении можно определить величину наклона тела спортсмена. Если информацию о характере расположения частей тела можно получить с помощью видеосъемки после окончания соревнований, то предлагаемая методика позволяет посредством тактильных ощущений на поверхности головы своевременно, по ходу бега корректировать величину наклона головы и туловища, а после финиша по величине амплитуды перемещения шайбочки получить информацию о динамике размера соответствующих углов.

Эффективность разработанной нами методики была проверена в ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участие 24 бегуна I разряда и КМС. Были организованы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), в каждой по 12 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено предварительное тестирование бегунов на 100, 200 и 400 м. Обработка материалов исследования не выявила существенных различий в результатах КГ и ЭГ (р>0,05).

Кроме того, оценивалась способность к сохранению устойчивой оптимальной позы, при которой достигается рациональное распределение частей и звеньев тела в пространстве и времени, свобода и легкость движений по следующим критериям:

5 баллов - в течение прохождения соревновательной дистанции устойчивое сохранение равновесия, отсутствие колебательных движений в передне-заднем направлении; рацио-

нальное распределение частей и звеньев в пространстве и времени; свобода и легкость движений;

4 балла - устойчивое положение тела, оптимальная динамическая осанка, сохранение заданной позы, некоторая мышечная напряженность;

3 балла - незначительные колебания головы в передне-заднем направлении, периодическое изменение величины углов между вертикалью и туловищем, недостаточная легкость и свобода движений;

2 балла - существенные колебания головы в передне-заднем направлении, слабо выраженная динамическая осанка, несоответствие величины угла между вертикалью и туловищем заданным параметрам;

1 балл - отсутствие навыков самоконтроля ведущих параметров беговых шагов.

В контрольной группе тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции, рекомендованной Российской Федерацией по легкой атлетике. В ЭГ в учебно-тренировочном процессе использовалась разработанная нами методика контроля сохранения заданной позы бегуна.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей скорости бега на дистанциях 100, 200 и 400 м. Результаты педагогического эксперимента показали, что под воздействием систематической тренировочной нагрузки скорость преодоления соревновательных дистанций улучшилась в обеих группах, однако в ЭГ показатели оказались значительно выше. Так, в КГ в беге на 100 м при исходных данных 11,31±0,66 с к завершению педагогического эксперимента скорость улучшилась на 0,71% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 11,32±0,12 с показатели улучшились на 1,09% (р>0,05).

В беге на 200 м у спринтеров КГ при исходных данных 26,18±0,12 с скорость к окончанию педагогического эксперимента увеличилась на 1,10% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 23,19±0,11 с результаты возросли на 1,79% (р>0,05).

На дистанции 400 м в КГ при исходных данных 50,97±0,64 с показатели к окончанию педагогического эксперимента увеличились на 1,36% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 50,94±0,63 с, улучшение произошло на 1,83% (р>0,05).

Техника выполнения беговых шагов у спринтеров ЭГ отличалась большей устойчивостью динамической позы при рациональном расположении частей и звеньев тела в пространстве и времени; значительным снижением колебаний головы в передне-заднем направлении; оптимальной величиной угла между вертикалью и телом; легкостью и свободой движений. Так, в КГ при исходной оценке данных показателей 3,11±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента прирост составил 4,2% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,12± 0,14 балла улучшение произошло на 12,7% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что применение предложенной методики способствует формированию навыков самоконтроля за таким важным параметром беговых шагов, как расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени. Использование данной методики дает возможность выявить величину амплитуды колебаний головы в передне-заднем направлении. Величина наклона головы определяет размер угла между вертикалью и туловищем, поэтому с помощью разработанной нами методики контроля сохранения заданной позы бегуна обеспечивается самоконтроль за данными характеристиками беговых шагов. Это способствует большей устойчивости тела, увеличению свободы и легкости движений, удержанию заданной динамической позы.

Литература

1. Анисимова, Е.А. Инновационная методика спортивной подготовки бегунов на средние дистанции / Е. А. Анисимова // Теория и практика физической культуры. -2001 - № 2. - С. 69-71.

2. Анисимова, Е.А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции / Е.А. Анисимова, М.А.Козловский // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №9. - С. 76-78.

3. Бугаев, А.В. Кинематические характеристики и функциональное состояние спринтеров в беге на 100 м /А.В. Бугаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2. - С. 3-6.

4. Зимкин, Н.В. Физиология человека / Н.В. Зимкин. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.

5. Кряжев, В.Д. Совершенствование беговых движений / В.Д. Кряжев. - М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. -

191 с.

6. Максимов, А.С. Система комплексного контроля бегунов на средние дистанции ВЛГИФКа / А.С. Максимов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 5. - С. 28-30.

7. Приступа, Е.С. Некоторые вопросы механизма отталкивания и эффективность использования специального тренажера для воспитания скоростно-силовых качеств у юных бегунов : автореф. дис. ... канд.пед.наук / Е.С. Присутпа. - М., 1970. - 32 с.

Bibliography

1. Anisimova, E.A. Innovative methodology of sport training of the runners on average distances / Е.А. Anisimova // Theory and practice of physical culture. -2001 - № 2. - p. 69-71.

2. Anisimova, E.A. Improvement of sprinters' sportsmanship / E.A. Anisimova, M.A. Kozlovski // Theory and practice of physical culture. - 2010. - №9. - p. 76-78.

3. Bygaev, A.V. Kinematic characteristics and functional state of the sprinters on 100 metres distance / A.V. Bygaev // P.F. Lesgaft University proceedings. - 2009. - № 2.- p. 3-6.

4. Zimkin, N.V. Physiology of a man / N.V. Zimkin. - М. : Physical culture and sport, 1975. - 496 p.

5. Kryazhev, V.D. Improvement of the running motions / V.D. Kryazhev. - М. :publishing house VNIIFK, 2002. - 191 p.

6. Maksimov, A.S. The system of complex control of the average distance runners VLGIFK / A.S. Maksimov // Theory and practice of physical culture. - 2000. - № 5. - p. 28-30.

7. Pristupa, E.S. Some questions of the mechanism of repulsion and the effectiveness of a special training simulator for development of speed and power qualities of young runners: author's abstract of dissertation of the candidate of Pedagogics / E.S. Pristupa. - М., 1970. - 32 p

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011

Статья поступила в редакцию: 25.10.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.