ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРЕЖИТЫХ СТУДЕНТОМ СУБЪЕКТИВНО-ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ
Ю.И. Сова, Е.А. Уваров
Статья посвящена восприятию студентами повседневных ситуаций. Текст статьи содержит идею изучения жизненных событий с помощью созданной авторами анкеты. Описана структура анкеты, градации возможных вариантов ответов. Авторы представили результаты исследования, в котором приняли участие 90 студентов специальностей «психология» и «социальная педагогика». Статья иллюстрирована рисунками и таблицей - бланком анкеты для выявления пережитых повседневных ситуаций.
Ключевые слова: субъективно-значимые ситуации, способы саморегуляции, анкета для выявления пережитых студентом ситуаций.
С психологической точки зрения ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта, это внешние обстоятельства в интерпретации отдельным человеком. Понятие «ситуация» отражает индивидуальное восприятие человеком среды своего существования. Т. Шибутани указывает, что ситуация появляется тогда, когда «субъект придает значение объективным факторам среды» [1]. В отечественной психологии А.Н. Леонтьев определяет ситуацию как оценку жизненного значения объективных обстоятельств человеком для себя и своих действий в этих обстоятельствах. Сами обстоятельства, их восприятие и переживание образуют в совокупности жизненную ситуацию, причем именно восприятие и интерпретация тех или иных обстоятельств часто играют решающую роль в возникновении и развитии неблагоприятных ситуаций в жизни людей. В.Н. Мясищев предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув уязвимость личности к определенным факторам среды [2, 3].
Для определения пережитых студентами повседневных субъективно-значимых ситуаций мы провели глубокий теоретический анализ возможных обстоятельств и составили анкету. В ней указаны заранее отобранные ситуации, касающиеся внутреннего мира студента, которые необходимо было оценить по категориям «частота встречаемости», «степень значимости ситуации», «доминирующие переживания в данной ситуации», «длительность переживания ситуации», «способы саморегуляции».
В.И. Щедров в структуре саморегуляции выделяет следующие компоненты: активационно-энергетический, эмоциональный, когнитивный. Последний включает в себя оценку ситуаций, выбор способа произвольной саморегуляции [4]. В соответствии с этой схемой, в нашу анкету вошли все указанные компоненты. Активационно-энергетический компонент представлен шкалой «мобилизация сил и активности», эмоциональный - шкалами переживаний (тревога, беспокойство, страх; агрессия, гнев, раздражение; ощущение одиночества; апатия, безразличие; подавленность, депрессия). Когнитивный компонент, интересующий нас в большей степени, представлен шкалами «степень значимости», шкалами возможных способов саморегуляции (переключение внимания, расслабление, вовлечение в другие виды деятельности, рациональное обдумывание ситуации, активные действия по поиску выхода из нее и пр.).
Определение ситуации как трудной для человека происходит посредством придания субъективного значения объективной ситуации. Поэтому при составлении анкеты мы учитывали такой фактор, как степень важности данной ситуации, которая отражает субъективную значимость того или иного эпизода переживания, преломляемого индивидом через его смысловые установки, ценности, личностный смысл ситуации и жизненные цели.
Что касается способов преодоления кризисных ситуаций, то в процессе анализа литературы мы обнаружили, что они носят строго индивидуальный характер. Среди выделенных исследователями приемов саморегуляции (А.О. Прохоров, Р.М. Загайнов,
И.Х. Мирзиев и др.) можно отметить прослушивание музыки, сон, разговор с кем-либо, занятие любимым делом, самовнушение и т. д. [5-7]. В созданной нами анкете способы преодоления, приемы саморегуляции задавались в виде обобщенных категорий.
Напомним, что Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур выделяют два уровня саморегуляции: опереционально-технический и мотивационный [8]. Ими выделено две формы саморегуляции в рамках мотивационного уровня: саморегуляция как волевое поведение и саморегуляция как компонент деятельности переживания. Специфика саморегуляции в структуре ситуаций переживания заключается, по мнению Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогоровой, Е.С. Мазура, в направленности на гармонизацию мотивационной сферы, устранении внутренних конфликтов на основе сознательной перестройки и порождении новых смыслов. Согласно А.К. Ос-ницкому, переживание в качестве психического феномена рассматривается как проживание, чувствование, преодоление, претерпевание ситуации, пересмотр ее значения и др. Переживание связано с осознанием составляющих саморегуляции, попытками оценки возможностей и результатов использования способов и приемов саморегуляции. В своем исследовании мы рассмотрим окрашенные субъективным отношением ситуации переживаний, встречающиеся в повседневной жизни студента.
В авторскую анкету включены следующие ситуации, их выбор основан на анализе литературных источников [3-5, 9] и предварительном опросе студентов:
1) ситуации, связанные с собственным здоровьем и телесными переживаниями;
2) ситуации, провоцирующие переживания по поводу своей внешности;
3) ситуации, порождающие чувство вины, муки совести;
4) ситуации крушения идеальных представлений о чем-либо;
5) ситуации, приводящие к убеждению в отсутствии или потери смысла жизни;
6) ситуации, приводящие к убеждению в собственной несостоятельности, никчемности;
7) ситуации нехватки времени;
8) ситуации унижения, позора;
9) ситуации несоответствия желаний возможностям осуществить их;
10) ситуации ограничений, лишений, запретов;
11) ситуации необузданной агрессии, потери контроля над собой;
12) ситуации переживания из-за проблем родственников;
13) ситуации незащищенности и беспомощности;
14) ситуация крушения планов, надежд, разрушения мечты;
15) ситуации, приводящие к пониманию несоответствия себя представлениям об идеальном человеке;
16) ситуации предательства;
17) ситуации, в которых вы были в роли «изгоя»;
18) ситуации несправедливости;
19) ситуации невостребованности ваших стараний.
При определении степени значимости ситуаций для студента использовалась следующая градация пятибалльной шкалы:
0 баллов - данная ситуация была абсолютно безразлична для меня;
1 балл - ситуация не важна, но о ней на тот момент я иногда разговаривал или думал;
2 балла - эта ситуация заняла все мои мысли на тот момент времени;
3 балла - на разрешение этой ситуации я направил всю активность, тратил все свое время;
4 балла - данная ситуация в некоторой степени поменяла мое поведение, характер, манеру общения и взаимодействия с людьми;
5 баллов - эта ситуация кардинально изменила мое мировоззрение и смысл жизни, направила мою жизнь в иное русло.
Комплекс переживаний студента в предложенных повседневных ситуациях включал следующие:
1) подавленность, депрессия;
2) апатия и безразличие к окружающему;
3) агрессия, гнев раздражение;
4) мобилизация сил и активности;
5) тревога, страх;
6) одиночество;
7) чувство вины, самообвинения;
8) другие переживания - переживания и эмоции, не указанные в анкете.
Переживания оценивались по пятибалльной шкале, где 0 баллов свидетельствует о том, что студент испытывал глубокие, ярко выраженные черты указанного пережи-
вания, 5 баллов - данное переживание абсолютно не свойственно студенту в описанной ситуации.
Студентам предлагалось также выбрать и оценить различные способы саморегуляции:
1) активные действия по преодолению ситуации;
2) рациональное обдумывание ситуации, изменение отношения к ней;
3) отвлечение, преднамеренное переключение внимания на другой объект;
4) вовлечение в другие события, перемена вида деятельности, занятие любимым делом;
5) уход от ситуации путем расслабления (сон, музыка, принятие ванны, душа и т. д.);
6) обращение за помощью к другим людям (совет подруги, беседа с кем-либо, консультации психолога и др.).
7) другие способы саморегуляции (в этом пункте можно отметить способы, не указанные в данной анкете);
Градация шкалы для предложенных способов саморегуляции такова: 0 баллов - совершенно неприемлемый способ саморегуляции; 5 баллов - единственно возможный способ саморегуляции на момент переживания ситуации.
При оценке длительности переживания испытуемому предлагались следующие варианты ответа:
0 баллов - этой ситуации не было в моей жизни;
1 балл - переживание длилось несколько мгновений;
2 балла - переживания длилось несколько дней;
3 балла - я переживал по поводу обозначенной ситуации более недели;
4 балла - месяц, несколько месяцев;
5 баллов - около года.
Частота встречаемости каждой из предложенных ситуаций оценивалась также по пятибалльной шкале. Возможные варианты ответов таковы:
0 баллов - я никогда не попадал в такую ситуацию,
1 балл - насколько я помню, я никогда не был в подобной ситуации,
2 балла - эта ситуация встречалась единожды в моей жизни,
3 балла - иногда со мной случалась такая ситуация,
4 балла - я часто попадаю в подобную ситуацию,
5 баллов - я всегда попадаю в такие жизненные обстоятельства.
Каждому студенту предлагается заполнить бланк оценочной матрицы (табл. 1) по специальной инструкции. Полученные результаты пригодны для многомерного, факторного, кластерного и прочих видов анализа данных. Процедура опроса в среднем занимает 25 минут.
В настоящем исследовании приняли участие 90 студентов, обучающихся по специальностям «психология» и «социальная педагогика». Наиболее значимыми ситуациями переживаний для всей выборки студентов явились следующие жизненные обстоятельства (рис. 1): ситуации несправедливости; предательства; невозможность реализации планов на будущее; ситуации, связанные с собственным здоровьем и телесными переживаниями; крушение идеальных представлений о каком-либо аспекте действительности; ситуации нехватки времени. По ответам испытуемых, для разрешения ситуации несправедливости они прилагали много усилий, тратили свое свободное время. Наименее значимыми для студентов, участвующих в опросе, стали следующие ситуации: ситуации, в которой студент находился в роли «изгоя»; приводящие к осознанию несоответствия себя представлениям об идеальном человеке; приводящие к убеждению в отсутствии смысла жизни; ситуации унижения, позора; необузданной агрессии, потери контроля над собой.
Наиболее часто в жизни опрашиваемых студентов встречаются следующие ситуации переживаний: нехватка времени; ситуации несправедливость; ситуации, связанные с собственным здоровьем; порождающие чувство вины; ситуации несоответствия желаний своим возможностям; провоцирующие переживания по поводу своей внешности (рис. 1). Наименее распространенными среди студентов стали ситуации, в которых студент находился в роли изгоя, испытывал унижение и позор, несостоятельность и никчемность, потерю смысла жизни.
Бланк анкеты для выявления пережитых повседневных ситуаций (для студенческой выборки)
Анкета для выявления пережитых повседневных ситуаций студента ФИО О £ О о 2 ей 5 6 О И о н о 03 Степень значимости данной ситуации Ваши переживания и эмоции в данной ситуации и их глубина аний же р е п ьт с о н ь ельт Способ саморегуляции психического состояния и его приемлемость в данной ситуации
Подавленность, депрессия О ли з а р з е б ияат п < е не жеа & з а р ,в е гне, си с е р г < ти с оснв І и си аз ли би 1 Тревога, беспокойство Ощущение одиночества Чувство вины, самообвинения е р е п е еги у £ Активные действия по преодолению ситуации, поиск выхода из нее Рациональное обдумывание данной ситуации, изменение отношения к ней Отвлечение, преднамеренное переключение внимания на другой объект Перемена вида деятельности, занятие любимым делом Уход от ситуации путем расслабления (сон, музыка, принятие душа и т. д.) Обращение за помощью к другим людям (совет подруги, беседа с кем-либо, консультации психолога и др.) Другие способы (укажите и оцените)
Возраст Пол
Семейное положение
Институт/Академия
Курс Группа
Фиксируйте, пожалуйста, свои ответы в ячейках таблицы в виде цифр от 0 до 5 согласно инструкции. Результаты опроса не подлежат распространению и сугубо конфиденциальны
Ситуации, связанные с собственным здоровьем
Ситуации, провоцирующие переживания по поводу своей внешности
Ситуации, порождающие чувство вины, муки совести
Ситуации крушения идеальных представлений о чем-либо
Ситуации, приводящие к убеждению в отсутствии смысла жизни
Ситуации, убеждающие в собственной несостоятельности
Ситуации нехватки времени
Ситуации унижения, позора
Ситуации несоответствия желаний возможностям их осуществить
Ситуации ограничений, лишений, запретов
Ситуации необузданной агрессии, потери контроля над собой
Ситуации переживания из-за проблем родственников
Ситуации незащищенности и беспомощности
Ситуация крушения планов и надежд, разрушения мечты
Ситуации, приводящие к пониманию несоответствия себя представлениям об идеальном человеке
Ситуации предательства
Ситуация, в которой вы были в роли «изгоя»
Ситуации несправедливости
Ситуации невостребованности ваших стараний
11 10
Рис. 1. Степень значимости и частота встречаемости предложенных жизненных ситуаций
Для последующего анализа отбирались ситуации, степень значимости и частота встречаемости которых в числовом выражении выше 2 баллов. В итоге, дальнейшей интерпретации не подлежит ряд ситуаций из общего списка. Отметим, что предложенный список из жизненных обстоятельств по значимости и частоте встречаемости оценивался схожим образом как студентами, обучающимися по специальности «психология», так и студентами специальности «социальная педагогика», только у студентов-педагогов жизненные ситуации в числовом выражении получили более высокий балл.
Итак, в статье представлены результаты исследования ситуаций, встречающихся в повседневной жизни студента, с помощью разработанной авторами анкеты. Статья содержит также описание структуры анкеты, обоснование необходимости ее использования. Опубликован бланк анкеты для выявления пережитых повседневных ситуаций, описана градация возможных вариантов ответа. В следующих работах мы отобразим специфику поведения студента в выявленных жизненных обстоятельствах, проследим зависимость оценки ситуации как значимой от его личностных особенностей.
2. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006.
3. Сборцева Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте: дис. ... канд. пси-хол. наук. Череповец, 2002.
4. Черняева В.В. Повышение психической устойчивости государственных служащих к экстремальным ситуациям акмеологическими методами: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. С. 68.
5. Мирзиев И.Х. Особенности саморегуляции отрицательных психических состояний в обыденной жизнедеятельности субъекта: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2002.
6. Прохоров А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психол. журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 68-81.
7. Уваров Е.А. Регуляция неблагоприятных психоэмоциональных состояний. Тамбов, 2001.
8. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психол. журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 121-132.
9. Бекетова И.И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2001.
Поступила в редакцию 1.04.2008 г.
1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции
развития человека: теория самоактуализации. Sova Yu.I., Uvarov E.A. Revealing of the subjective-
м., 2001. ly significant situations experienced by students. The ar-
ticle is devoted to students’ perception of everyday situa-
tions. The text of the article contains the idea of the studying life events by means of the questionnaire created by the authors. They presented the structure of the questionnaire, gradations of the possible variant answers. The authors have presented the results of the research, in which 90 students of the specialties “psychology” and “social pedago-
gy” have taken part. The article is illustrated with drawings and a table - a form of the questionnaire for revealing of the experienced everyday situations.
Key words: subjectively significant situations, ways of self-regulation, questionnaire for revelation of the situations experienced by a student.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
С.Ю. Татарова
Предложено и обосновано включение игровых методик в комплексную программу тренировок обучаемых, способствующих оздоровлению студенчества в системе высших учебных заведений профессионального образования. Разработаны условия и принципы духовно-нравственного развития студентов в культурно-образовательной среде вуза. Эффективность методики подтверждена результатами экспериментального обучения.
Ключевые слова: духовно-нравственные основы, здоровье формирующие методики укрепления здоровья, тестовые упражнения.
В настоящее время важнейшей задачей высшего профессионального образования, обусловленного тенденциями социальнокультурной модернизации, является интеллектуальное, духовно-нравственное воспитание, культурное, физическое развитие будущих специалистов. Министерство образования и науки, анализируя процесс реформирования системы, среди важнейших императивов указало, что в течение первых десятилетий нового века необходимо повышение воспитательного потенциала образования и восстановление духовно-нравственных норм жизни в обществе.
Особое значение в развитии духовнонравственных основ и здорового образа жизни студентов приобретает оптимизация их физического состояния, подготовка к жизненной практике, которые рассматриваются как существенный вклад в развитие культуры общества и как средство воспитания всесторонне развитой личности молодежи в условиях, когда все большее распространение получают исключительно материальные ценности (не стесненная моральными ограничениями ориентация на материальный достаток). Бездуховность и безнравственность, отсутствие высоких идеалов ведут к жестокости и преступности, алкоголизму, наркомании, игромании и суициду. Физическая культура должна более органично ин-
тегрироваться в образ жизни, стать показателем цивилизованности, явиться средством повышения адаптационных способностей студентов при условиях увеличения двигательной активности, создания в студенческом коллективе эмоционально положительной атмосферы, расширения сферы участия в общественно-полезной деятельности, выработки активной позиции студента при выполнении общественных поручений, формирования взаимопонимания преподавателя и студента.
Вот почему сегодня большое значение в культурно-образовательной среде вуза приобретает деятельность по обеспечению всестороннего развития студента, утверждению здорового образа жизни, по формированию у них потребности в физическом и нравственном совершенствовании, созданию условий для занятий любыми видами физической культуры, по организации профессиональноприкладной подготовки, профилактике заболеваний вредных привычек и правонарушений, деятельность по объединению студентов в физкультурно-оздоровительные организации, физкультурно-спортивные студенческие общества, ассоциации, клубы.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике профессионального образования противоречий, связанных с