Научная статья на тему 'Выявление концептуальной сущности ключевых слов-образов при анализе художественного текста'

Выявление концептуальной сущности ключевых слов-образов при анализе художественного текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ARTISTIC DETAIL / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ / CONCEPTUAL ESSENCE / ПИСАТЕЛЬСКАЯ ИМПЛИКАЦИЯ / WRITER IMPLICATION / ЭКСПЛИКАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО КОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / EXPLICATION OF THE CULTURAL CODE OF A LITERARY TEXT / РЕАЛИЯ БЫТИЯ / OBJECTIVE REALITY / ТЕКСТОВАЯ НОМИНАЦИЯ / TEXT NOMINATION / КОНЦЕПТ / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шуралёв А. М.

В статье дается теоретическое и методическое обоснование использования при анализе художественного текста технологии выявления концептуальной сущности ключевых слов-образов, которая проиллюстрирована конкретным практическим примером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents theoretical and methodological basis for using the special technique of revealing conceptual essence of image key words, which is illustrated by a specific practical example.

Текст научной работы на тему «Выявление концептуальной сущности ключевых слов-образов при анализе художественного текста»

ВЫЯВЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ-ОБРАЗОВ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

А. М. Шуралёв

Аннотация. В статье дается теоретическое и методическое обоснование использования при анализе художественного текста технологии выявления концептуальной сущности ключевых слов-образов, которая проиллюстрирована конкретным практическим примером.

Ключевые слова: художественная деталь, концептуальная сущность, писатель-ская импликация, экспликация культурного кода художественного текста, реалия бытия, текстовая номинация, концепт.

Summary. The article presents theoretical and methodological basis for using the special technique of revealing conceptual essence of image key words, which is illustrated by a specific practical example.

Keywords: artistic detail, conceptual essence, writer implication, explication of the cultural code of a literary text, objective reality, text nomination, concept.

Словосочетание «анализ художественного текста» с незапамятных времен прочно вошло в литературоведение. По сути, урок литературы без анализа литературного произведения теряет свой сакральный смысл.

Но, с другой стороны, «Л. С. Выготский, ставя вопрос, "как следует применять анализ в науках, изучающих целостные образования", давал на него убедительный ответ: "Следует различать два типа анализа. Первый -разложение на элементы - представляет собой неудачный тип анализа, уничтожающий свойства целого, второй тип - ...изучение клеточки, сохраняющей все свойства целого" [1, с. 408]» [2]. Литературное произведение - это, безусловно, целостное образование. Какие же «клеточки» в нем

можно найти и вынести для анализа на урок литературы, чтобы сохранить «все свойства целого»? В этой связи небезосновательно предположить, что роль таких «клеточек» в художественном тексте, в первую очередь, возложена писателями на ключевые слова-образы (художественные детали). В. И. Тюпа, например, рассматривает детализацию как идентификацию творческой воли автора и дифференциацию эстетического субъекта: «. всякая детализация - это уже не объединяющее читателя с автором созерцание «непреложного» хода событий, каким выглядит сюжет в его, так сказать, чистом виде, но авторская характеристика детализируемого. В самом отборе деталей, конструирующем угол зрения очередной фразы, чита-

311

тель не может не ощущать творческую волю автора как другого (мне ведь никогда не удастся воссоздать в своем воображении облик описываемого предмета или лица именно таким, каким его пожелал увидеть автор) [2, с. 82].

Деталь (подробность) художественного текста функционально выполняет роль строительного материала сюжета и образной системы литературного произведения, находится в определенных ассоциативных и концептуальных полях и является «клеточкой» идейно-тематического содержания произведения. Будучи такой «клеточкой» художественного текста, деталь интегрирует свойства образа, понятия и символа в одной языковой единице. Поэтому если деталь диалектически реализует в динамическом художественном пространстве концептуальное содержание, то приобретает дидактический интерес как учебная единица уроков литературы.

По определению А. Ф. Лосева, «символ заключает в себе обобщенный принцип дальнейшего развертывания свернутого в нем смыслового содержания» [3].

Художественная деталь как объект лингвокультурологического исследования - это языковое (вербальное) выражение в литературном тексте элемента образа мира, имплицитно содержащее историко-культурный контекст его семантического, концептуального и ассоциативного полей.

В связи с этим целесообразно рассматривать творческий процесс создания литературного произведения автором как писательскую импликацию (кодирование в символической структуре текста) языковой картины мира, а осмысление такого текста его пользователями как читательскую

экспликацию (декодирование, расшифровку, обнаружение, раскрытие, развертывание) эйдетического (сущностного) потенциала этой картины.

При таком подходе чтение становится по-настоящему творческим, а не репродуктивным, и дидактическая задача - формирование ученика-читателя возвышается до уровня воспитания читателя-экспликатора, что, в сущности, и выражает приоритетные свойства языковой личности.

Алгоритм писательской импликации (воплощения) языковой картины мира в художественном тексте можно представить следующим образом.

1. Реалия бытия (ключ, цветок, слеза, овраг, лестница и т.п.) в процессе создания автором произведения обретает текстовую номинацию, слово, обозначающее некий конкретный предмет действительности, используется автором для создания лексической структуры текста. «Своеобразие национальной культуры, отраженной в языке, наиболее ярко проявляется в лексике, в системе номинаций. В словах русского языка живут не только чисто коммуникативно-информативные возможности форм и значений или правил соединения тех и других. В них живет прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.» [4, с. 71].

2. Текстовая номинация в результате контекстуальной актуализации, становясь элементом сюжетной, композиционной, семантической организации текста и взаимодействуя с другими словами, функционирует как художественная деталь.

3. Художественная деталь в процессе эстетической текстовой струк-

турализации, обнаруживая в тексте свою семантическую многоплановость как элемент историко-культурного контекста, реализует свойства образа-символа.

4. Сложная цепь ассоциаций, совмещающих контекстуальное значение образа-символа со всей суммой представлений народа об обозначаемом данным словом предмете, выявляет в художественной детали концептуальное содержание.

5. Соотношение всех задействованных в текстовом пространстве концептов бытия и культуры выражает языковую картину мира, имплицированную (воплощенную) в художественном тексте.

Таким образом, ключевое слово-образ (художественная деталь) -это специфический лингвокульту-рологический «мостик» между бытием и сознанием, миром в материальном, объективном его существовании и его «образом» - языковой картиной, выраженной в литературном произведении (художественном мире писателя).

Выявление концептуальной сущности ключевых слов-образов, на котором собственно и базируется экспликация культурного кода художественного текста, включает в себя несколько последовательных и взаимосвязанных видов работы.

Это прослеживание того, как реализуется лексическое значение слова и представления народа о предмете или явлении, названном данным словом, в контексте литературного произведения. При этом учитывается и этимология слова, и его персонажная коннотация, и фольклорная интерпретация, исследуются его ассоциативные и концептуальные поля

как внутри изучаемого текста, так и за его пределами.

Экспликация культурного кода литературного текста через выявление концептуальной сущности его ключевых слов-образов обеспечивает непреложное соблюдение основных принципов анализа художественного произведения: объективности, опоры на исторический контекст и сохранения целостности произведения [5, с. 7].

Такая сопоставительно-аналитическая работа позволяет охватить в рамках урока все три вида сопоставлений по классификации профессора С. А. Зинина: внутритекстовые, межтекстовые и интерпретационные сопоставления [6, с. 31].

Рассмотрим технологию выявления концептуальной сущности ключевых слов-образов на конкретном примере.

10 класс Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Жаворонок

Тут жаворонка малого, Застрявшего во льну, Роман распутал бережно, Поцеловал: «Лети!» И птичка ввысь помчалася, За нею умиленные Следили мужики...

(«Крестьянка», пролог)

В народном сознании жаворонок ассоциируется с приходом весны, с пробуждением природы от зимней спячки, освобождением от морозной скованности, теплыми лучами вешнего солнца, растапливающими снега и льды, высотой поднебесного свободного полета, радостной звонкой песней.

313

314

Ай, жавороночки, мои деточки, Прилетите к нам! Принесите вы нам Весну теплую! Унесите от нас Зимушку холодную!

Испокон веков существует народный кулинарный обычай выпечки из теста булочных изделий в форме жаворонков, знаменующий предвосхищение начала весны. «Они отступятся от весны, знать ее не захотят, если не испекут в начале ее жаворонка» (И. А. Гончаров. «Обломов»).

Пение жаворонка наравне с трелями соловья - неизменный символ многозвучной русской природы.

Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья, -Это русская сторонка, Это Родина моя!

(русская народная песня)

Значение слова «жаворонок» связано с концептами «родина», «природа», «поле», «небо», «песня», «свобода», «свет», «жизнь», «высота», «полет», «весна», «радость».

В начале поэмы-эпопеи обитатели леса, переполошившегося из-за спора мужиков у костра, олицетворяют негативные качества, препятствующие подлинному освобождению народа. Зайчик серенький -трусость, галчата малые - паникерство, кукушка - пустословие, семь филинов - злорадство, ворон - зло-намерение, корова - глупость, сова -шарахание из крайности в крайность, непостоянство, лисица - нездоровое любопытство. Встречи мужиков-странников с Павлушей Веретенниковым, инициирующим в собравшихся на ярмарке людях ра-

дость радости другого человека (козловые башмачки), с Якимом Нагим, олицетворяющим способность народа понимать красоту и стремиться к прекрасному (картинки), услышанный ими рассказ о Ермиле Гирине, продемонстрировавшем несокрушимость силы народного единства (мельница) - вехи развития народного самосознания, преодолевающего просветлением темные его стороны. Если в начале своего пути мужики-странники отпускают птенчика пеночки за выкуп - скатерть самобранную, то в эпизоде с жаворонком, освобожденным от пут льна, их помощь птице бескорыстна и знаменательна. Умиление мужиков, наблюдающих за свободным полетом спасенного Романом жаворонка - символ духовной высоты, на которую поднимается народ.

В рабстве спасенное Сердце свободное -Золото, золото Сердце народное!

Удавшаяся народному заступнику Грише Добросклонову песня о матушке Руси - это песня взвившегося ввысь над родными просторами жаворонка. Художественные смыслы, имплицированные Н. А. Некрасовым в образе жаворонка, целесообразно сопоставить, например, с произведениями А. А. Дельвига, А. К. Толстого и В. Ф. Бокова.

А. А. Дельвиг Жаворонок

Люблю я задумываться, Внимая свирели, Но слаще мне вслушиваться В воздушные трели

Весеннего жаворонка! С какою он сладостию Зарю величает! Томлением, радостию Мне душу стесняет Больную, измученную!

Весною раскованная Земля оживает. И, им очарованная, Сильнее пылает Любовью живительною.

Как ловит растерзанная Душа его звуки! И, сладко утешенная, На миг забыв муки, На небо не жалуется!

«Воздушные трели весеннего жаворонка» целительно и вдохновляю-ще воздействуют и на пространство человеческого обитания - землю, и на душу человека, примиряя его с небом. Ключевые слова-образы стихотворения «воздушные трели», «заря», сначала «больная, измученная, растерзанная», а затем «сладко утешенная» «душа», «весною раскованная земля», «живительная любовь», «муки» «небо» концептуально соотносятся с пафосом поэмы-эпопеи Н. А. Некрасова. Это концептуальное соответствие (созвучие) медитирует образ жаворонка.

А. К. Толстой

***

Звонче жаворонка пенье, Ярче вешние цветы, Сердце полно вдохновенья, Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы, Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив.

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.

Сходные со стихотворением А. А. Дельвига и поэмой-эпопеей Н. А. Некрасова мотивы звучат и в стихотворении А. К. Толстого. Эти мотивы выражены ключевыми словами-образами «вешние цветы», «сердце», «небо», «вдохновение», «красота», «оковы тоски», «пошлые цепи», «новая жизнь», «новых сил могучий строй», «струны между небом и землей».

В. Ф. Боков Жаворонки

«Смешные рыжие придорожные жаворонки! Один из них доверчиво летает над солдатами, строящими дорогу. Кто-то пытается поймать его пилоткой. Жаворонок вовремя увертывается и опять дразнит. И опять взлетает пилотка за осмелевшей птицей.

Тщетно!

Если чем и можно накрыть жаворонка, то только небом!».

Во всех трех произведениях, как и в поэме-эпопее Н. А. Некрасова, жаворонок является символом взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания земли и неба, освобождения от оков зла и примером духовного роста, устремленности к возвышенному для человека.

Использование при анализе художественного текста на уроках литературы технологии выявления концеп-

315

туальной сущности ключевых слов-образов способствует формированию у учащихся умений:

- видеть в каждой художественной детали, обозначающей реалию окружающей действительности, отражение спрессованного веками народного миропонимания;

- постигать тайны образности и генезиса искусства;

- воспринимать и понимать представленную в литературном произведении художественную картину мира;

- «разворачивать» в своем языковом сознании опыт многовековой национальной культуры;

- выстраивать свою жизнедеятельность в соответствии с духовно-нравственным, морально-этическим и эстетико-креативным потенциалом художественно воплощенных национальной и мировой культур.

ведения в старших классах // Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Отв. ред. О. Ю. Богданова. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1997. -255 с. ■

316

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Собр. соч. - Т. 1. - М., 1928.

2. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. - Красноярск: Изд-во Красно-яр. ун-та, 1987. - 224 с.

3. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Форма - Стиль - Выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханько-ва. - М.: Мысль, 1995. - 994 с.

4. Денисова М. А. Народ и язык один без другого представлен быть не может. // Русский язык в школе.

- 1993. - № 5.'

5. Хупюрянская А. Д. Методология и методика анализа художественного текста.

- Новокузнецк: ИПК, 2002. - 104 с.

6. Зинин С. А. Использование сопоставительного анализа в работе над поэтикой художественного произ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.