Сарсембаев Марат Алдангорович,
главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
выявление и решение проблем нормативно-правового регулирования экологии при строительстве и эксплуатации атомных электростанций
в странах еаэс
Из примерно 200 государств мира в 31 стране эксплуатируют 192 атомные электростанции с 441 энергоблоком, чья общая электрическая мощность составляет примерно 382 000 мегаватт. Еще 67 энергоблоков планируют ввести в строй, 157 энергоблоков по разным причинам закрыты. На территории стран-членов Евразийского экономического союза функционируют следующие атомные электростанции: в Армении - запущенная в строй в 2008 году Армянская АЭС, в Беларуси - Белорусская АЭС, которая была пущена в эксплуатацию в 2013 году, В Казахстане - Шевченковский атомный опреснитель, введенный в действие в 1973 году и закрытый в 1999 году, в России работают 14 атомных электростанций с 34 энергоблоками: Академик Ломоносов, Балаковская, Балтийская, Белоярская, Билибинская, Калининская, Кольская, Курская, Ленинградская, Ленин-градская-2, Нововоронежская, Новово-ронежская-2, Ростовская и Смоленская АЭС. В Кыргызстане атомных электростанций нет. На территории ЕАЭС находятся 16 атомных электростанций, что составляет примерно 0,8 процента от общего числа всех АЭС в мире.
На наш взгляд, в настоящее время атомная энергетика и связанная с ней урановая промышленность становится той реальной альтернативой, которая позволяет решать задачи развития и совершенствования энергетической базы в Казахстане, Кыргызстане, Беларуси, Армении и даже России как государств-членов Евразийского экономического союза. Атомный энергопромышленный комплекс каждой страны (атомных электростанций пока нет в Кыргызстане и Казахстане) состоит из собственно атомной энергетики и объектов урановой
промышленности, которые обеспечивают атомные станции топливом и также составляют наукоемкую, высокотехнологичную отрасль национальной экономики. Обе составляющие: атомная энергетика и урановая промышленность только при одновременном и гармоничном взаимодействии и развитии могут обеспечить получение экономически эффективной, безопасной и экологически чистой энергии от атомных энергетических источников. Казахстан имел атомный опреснитель, сегодня у него есть планы по строительству двух атомных электростанций. В Беларуси есть своя атомная электростанция. Поскольку Президент страны А. Лукашенко говорит, что строительство АЭС является реальной перспективой, стратегической задачей, «и отказываться от нее Беларусь не намерена», можно сделать вывод о том, что страна намерена строить новые атомные электростанции.
Республику Казахстан можно отнести к ведущим государствам мира по разведанным запасам урана. Исходя из того, что запасов урана в Казахстане хватит примерно на 100 лет, то до конца XXI века атомная энергетика будет наиболее эффективной среди всех других видов энергетики. Надо не столько экспортировать уран, сколько создавать на его основе собственную атомную энергетику, которая может развиться в нескольких направлениях, у которых могут быть свои несколько видоизмененные наименования. В частности, следует реализовать концепцию атомно-водородной энергетики, которая представляет собой крупномасштабное производство, вырабатывающее посредством реакторов не только электроэнергию и тепло, но и водород, который можно использовать еще
№2 (43) 2016 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
раз: использование водорода практически не приводит к вредным выбросам в атмосферу.
Можно строить атомную электростанцию (АЭС) с так называемым замкнутым топливным циклом. Представители науки ядерной энергетики предлагают формировать безопасную урано-ториевую энергетику. И это предложение строится на том, что у Казахстана имеются объемные собственные запасы тория. Запасов тория много и в недрах стран ЕАЭС и за его пределами. Поэтому у этого вида энергетики большое будущее. Нормативно-правовое обеспечение экологии и энергетики в совокупности должно вести к созданию институтов развития устойчивой энергетики.
Формирование институтов устойчивой энергетики предполагает в странах Евразийского экономического союза нормативно-правовое оформление и надлежащее функционирование института энергоэкологической экспертизы. В составе министерств энергетики стран-членов ЕАЭС было бы целесообразно создать комитет координации действий в сфере устойчивой энергетики. Такой комитет мог бы ведать и вопросами атомной энергетики. С помощью органов ЕАЭС и усилиями энергетических ведомств, ученых, экспертов в сфере различных видов энергетики, включая атомную, всех стран-участниц евразийской интеграции было бы целесообразно провести энергоэкологическую экспертизу всех существующих и планируемых к выгоду в ближайшие годы среднесрочных, долгосрочных национальных, государственных, отраслевых программ и крупных проектов в каждой стране с тем, чтобы они соответствовали целям, задачам устойчивой энергетики и экологического обеспечения энергетики в целом. Было бы неплохо провести энергоэкологическую экспертизу баланса энергоресурсов, которые необходимы как для внутреннего потребления, так и для удовлетворения потребностей внешнего рынка в рамках ЕАЭС на период до 2050 года.
Программа развития атомной отрасли в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы с перспективой развития до 2020 года, Национальный план действий по охране окружающей среды Армении, долгосрочная «Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине ХХ! века», Стратегия защиты окружающей среды Беларуси на период до 2025 года, Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу определяют стратегические цели, главные
задачи, направления развития атомной энергетики и урановой промышленности всех стран-членов ЕАЭС, нацеливают на обеспечение радиационной чистоты вокруг атомных, ядерных объектов, на обеспечение нормативно-правового регулирования охраны окружающей природной среды у ядерных объектов.
Нормативно-правовая база, направленная на укрепление охраны и защиты окружающей среды в связи с функционированием атомно-энергетических объектов в странах ЕАЭС, должна формироваться примерно в следующих направлениях. Должны быть внесены поправки в действующее законодательство и нормативные акты исполнительной власти.
Нужно не только следовать предписаниям концептуальных документов о развитии атомной энергетики, об обеспечении чистоты окружающей объекты ядерной энергетики среды, но и разрабатывать концептуальные, стратегические документы по другим аспектам ядерной и иной энергетики, в которых также должны быть заложены предписания по становлению, развитию, совершенствованию нормативно-правовой базы устанавливаемых вех развития. К примеру, в наших странах было бы желательно разработать национальную программу по редким и редкоземельным металлам в целях обеспечения устойчивой энергетики, каковой станет, скорее всего, ядерная энергетика. Было бы желательно, чтобы в Казахстане и Кыргызстане как членах ЕАЭС были приняты развернутые Национальные программы по мониторингу окружающей среды в населенных пунктах, расположенных вблизи хвостохранилищ радиоактивных отходов. В Казахстане руководство страны планирует перечень мероприятий во исполнение пунктов Национального плана организации и проведения Международной специализированной выставки ЭКСП0-2017 на 2013-2018 годы. Одним из таких пунктов является пункт 49, который направлен на реализацию Комплексного плана развития энергии будущего на 2013 - 2017 годы. Пункт 52 предусматривает внесение казахстанских инициатив, связанных с тематикой выставки, куда входят энергоэкологическая стратегия, «Зеленый мост», стратегия перехода Казахстана на «зеленую» экономику», что должно обеспечить их комплексное продвижение на международных площадках. Было бы желательно включить в анализируемый Национальный план отдельный пункт по ядерной энергетике и ее разновидностям для демонстрации ее достижений на этой всемирной выставке.
Проблемы нормативно-правового регулирования при функционировании атомных электростанций в Казахстане и других государствах ЕАЭС в определенной мере могут быть решены также и с помощью международных стратегических документов. В этой связи есть смысл исследовать Глобальную энергоэкологическую стратегию и ее принципы. Это - интересный и полезный не только для Казахстана и стран ЕАЭС, но и для всего мира документ. На 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2007 года Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. внес предложение разработать совместными усилиями Глобальную энергоэкологическую стратегию и вынести на повестку дня Всемирного саммита по устойчивому развитию РИ0+20. Цель Глобальной энергоэкологической стратегии устойчивого развития в XXI веке заключается в необходимости разработать обширный и емкий механизм по формированию безопасного для всего человечества энергоэкологического состояния планеты. К глобальным задачам, поставленным данной Стратегией, следует отнести задачу соединения преимуществ возобновляемой, а также новой, в виде атомной, и традиционной энергетики. Другая задача состоит в решении проблемы сбалансированности в ближней перспективе энергоемкости развивающихся и развитых стран. Не менее важной Стратегия считает задачу по формулированию норм комплекса международных конвенций, призванных обеспечить энергоэкологическую безопасность всей планеты в целом и отдельных государств; в этой связи было бы целесообразным сформировать в рамках международного публичного права еще одну отрасль под названием международное энергоэкологическое право. По логике вещей было бы желательно соединить нормы международного энергоэкологического права и международного атомного права. Такое предложение созрело потому, что после ряда аварий ядерного характера страдала не только страна, где эти аварии случились (Украина, Япония), но и соседние с ними государства. Создание Всемирного энергоэкологического банка данных, предложений, рекомендаций по осуществлению постепенного и планомерного перехода к безопасному энергоэкологическому будущему нашей Земли Стратегия считает важной задачей, требующей своего решения. В этом же в Банке могли бы концентрироваться предложения и рекомендации по внедрению мероприятий
по обеспечению экологической безопасности вокруг атомных электростанций и иных ядерных объектов, которые стали бы предметом периодического распространения, доведения до сведения энергетических министерств и ведомств всех стран планеты. Разработанные на основе этого документа международные энергоэкологические конвенции могут дать импульс разработке норм примерно таких законов и иных нормативных правовых актов в каждой стране, имеющей возможность строительства атомной энергетики, в том числе в каждой стране ЕАЭС, как: «Об особенностях строительства подземных атомных электростанций, иных ядерных объектов с многократным запасом прочности», «О конкурсной закупке и введении в строй атомных реакторов лучших мировых образцов высокого качества и многократной прочности», «Об особенностях перехода с компьютерного управления атомным реактором на ручное управление при хакерских атаках и иных чрезвычайных ситуациях», «Об организационных, естественно-природных, иных способах охраны и защиты окружающей среды вокруг ядерных энергетических установок и объектов», «Об утилизации, возможном вторичном использовании отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов».
Принципами Глобальной энергоэкологической стратегии можно считать принцип сохранения общемировых запасов доступных невозобновляемых энергоресурсов, в том числе ядерного топлива (уран, торий), а также принцип развития возобновляемых источников. Энергоэкологические научные экспертные заключения по программам, проектам, объектам, нормативно-правовым актам Казахстана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, по региональным и универсальным международно-правовым документам энергетического, ядерного, экологического характера выполняются на основе этих принципов и в целом положений Глобальной энергоэкологической стратегии.
Нормы, имеющие отношение к атомной энергетике и энергоэкологическим подходам, сконцентрированы в следующих нормативных правовых актах, которых мы называем законами, кодексами: Закон Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии», Закон Республики Казахстан от 23 апреля 1998 года «О радиационной безопасности населения», Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года,
№2 (43) 2016 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Закон Республики Беларусь от 30 июля 2008 года «Об использовании атомной энергии», Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 года «О радиационной безопасности населения», Закон Республики Армения от «О безопасном использовании атомной энергии», Закон Кыргызской Республики от 17 июня 1999 года (в редакции Законов Кыргызской Республики от 28 февраля 2003 года, от 1 августа 2003 года) «О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики», Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1995 года «Об использовании атомной энергии», Закон Российской Федерации от 5 декабря 1995 года «О радиационной безопасности населения». Приведя все эти нормативные правовые акты, призванные юридически обеспечивать процесс выработки электроэнергии посредством атома (нейтронов) с одной стороны, должны также юридически гарантировать безопасность функционирования этих атомных объектов. Эта задача трудоемкая с научно-технической, юридической, технологической и иных точек зрения. Мы здесь попробуем высветить эту проблему с правовой точки зрения. И лучше всего это можно будет сделать на основе сравнительно-правового анализа. Говоря другими словами, мы хотим сопоставить эти 3 казахстанских закона с аналогичными законами других государств-членов евразийской интеграции. Это значит, что мы сравниваем законодательно-нормативный опыт всех стран друг с другом. Новый Закон Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» принят 12 января 2016 года в целях приведения его в соответствие с другими казахстанскими законами, обеспечения гармонизации его норм с международными стандартами по радиационной безопасности, устранения устаревших норм, выведения системы регулирования правоотношений в сфере использования атомной энергии на уровень современных требований.
В главе II (статьях 7-12) Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 года «Об использовании атомной энергии» достаточно подробно расписаны полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области использования атомной энергии. Примерно это же самое предусмотрено в статьях 4-8 Закона Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии». В Законе Республики Казахстан в статьях 5 и
6 закона об использовании атомной энергии сформулированы полномочия Правительства и уполномоченного органа. В этом вопросе положения статей 7-10 Закона Республики Армения от 1 марта 1999 года «О безопасном использовании атомной энергии в мирных целях» примерно соответствуют казахстанскому закону. Как видим, в законах Казахстана и Армении также дано определенное разграничение компетенции государственных органов. Но на фоне статей 7-12 российского закона, статей 4-8 белорусского закона приведенное разграничение в казахстанском, армянском законах нуждается в определенном усовершенствовании. Вопросам безопасности при использовании атомной энергии российский законодательный орган посвящает отдельную главу V анализируемого закона, куда входят статьи 23-27, в то время как аналогичный казахстанский закон уделяет вопросам безопасности отдельные положения в ряде статей. То, что оба закона уделяют внимание обращению с радиоактивными отходами (казахстанский закон - статья 17, армянский закон - статьи 21, 24, российский закон - статьи 44-48, белорусский закон - статьи 12-13), на наш взгляд не совсем правильно: вопросам утилизации радиоактивных отходов целесообразно посвятить отдельный закон. В статье 23 закона Республики Казахстан говорится об аварийной готовности и реагировании. Статьи 25-29 белорусского закона более подробно расписывают вопросы аварийного реагирования: он предусматривает внутренний и внешний аварийные планы. Таких отдельных статей в законах Республики Армения и Российской Федерации нет, хотя упоминания об авариях в ряде статей есть. Между тем это очень важные статьи, которые должны быть в законе каждого государства-члена ЕАЭС в развернутом виде, поскольку этот вид энергии представляет наибольшую опасность для населения. В российском законе вопросам экспертизы атомной безопасности уделено внимание практически в каждой главе. Вместе с тем, разработчики российского закона могли бы присмотреться к законодательному опыту Казахстана, в законе которого статьи 24-26 сконцентрированы в отдельной главе под номером 4 и следующим наименованием: «Экспертиза ядерной радиационной и ядерной физической безопасности. Аккредитация организаций, осуществляющих экспертизу ядерной радиационной и ядерной физической безопасности». В законах других государств-членов (Армения, Беларусь, Россия) практически
ничего не говорится об аккредитации таких организаций. Было бы желательно, чтобы в эти законы были вписаны положения об аккредитации. Следует отметить особо, что российский законодатель вопросам ответственности посвятил 2 главы, в составе которых находятся статьи 53-61, которая распространяется как за причиненный ущерб, так и за нарушение законодательства об атомной энергии. Белорусский законодатель также скрупулезно отнесся к вопросам ответственности, которым он уделил развернутое внимание в статьях 35-38 своего закона. Это же самое сделал и армянский законодательный орган в статьях 33-37 своего закона. Такой подход не менее важен, в связи с чем закон Казахстана в вопросах ответственности мог бы пополниться дополнительными нормами. Российский закон завершается статьями 65-68, которые обязывают страну вступать в международное сотрудничество по вопросам использования атомной энергии. Белорусский закон также завершен статьями 42-46 о разных направлениях международного сотрудничества по вопросам атомной энергии. Такое международное обязательство не зафиксировано в отдельных статьях аналогичных законов Республики Казахстан и Республики Армения.
Законы стран-членов ЕАЭС по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения представляют собой средство нормативно-правового регулирования экологической чистоты в связи с функционированием энергетических объектов, двигателем которых является ядерное топливо. В законах Республики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» есть немало общего. Вместе с тем, в них есть и отличительные особенности. Так, в казахстанском законе о радиационной безопасности населения есть разделение компетенции между Правительством Республики Казахстан, уполномоченным государственным органом в области использования атомной энергии, в белорусском законе о радиационной безопасности населения конкретизирована компетенция Президента по обеспечению радиационной безопасности, компетенция Национальной комиссии по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь, чего нет в российском законе о радиационной безопасности населения. Кыргызский законодатель предусмотрел две развернутые статьи 10-11 закона о Правительстве
и уполномоченном государственном органе, на которые возложена ответственность за обеспечение радиационной безопасности. Такое разграничение позволяет каждому государственному органу знать свои функции в случае возникновения угрозы радиоактивного заражения населения и четко их реализовывать. В законе Российской Федерации говорится об общих полномочиях государственных органов по управлению и контролю в области обеспечения радиационной безопасности, в связи с чем российский законодатель мог бы присмотреться к опыту казахстанского и белорусского законодателя в этом вопросе.
Вопросам лицензирования видов
деятельности по использованию ядерной энергии в законодательстве Российской Федерации (статья 10 Закона о радиационной безопасности населения), Республики Беларусь (статья 9 Закона о радиационной безопасности населения) посвящают по развернутой статье, в то время как в казахстанском законе о радиационной безопасности населения лицензирование занимает лишь одну строчку в пункте 2 статьи 5 закона. В этом случае казахстанскому законодателю было бы полезно изучить статьи 9 и 10 законов Беларуси и России. В статье 12 российского закона и статье 22 белорусского закона есть положения об общественном контроле в отношении обеспечения радиационной безопасности, чего нет в казахстанском законе. Мы могли бы такую норму включить в свой закон о радиационной безопасности населения. Российский и казахстанский законы содержат в себе статью о требованиях, предъявляемых к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения. Но в них нет норм, призванных регулировать обеспечение радиационной безопасности при трансграничном перемещении источников ионизирующего излучения. А они содержатся в статье 8-1 белорусского закона о радиационной безопасности населения. Мы полагаем, что это - важная правовая норма, достойная внимания российского и казахстанского законодателей.
Разработчики белорусского закона сочли необходимым включить в свой закон достаточно важные нормы о необходимости обеспечения радиационной безопасности радона и гамма-излучений природных радионуклидов (статья 13) и о необходимости ограничения оборота источников ионизированного излучения (статья 15-1). Авторы разработки российского и казахстанского законов могли бы изучить эти
№2 (43) 2016 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
вопросы на предмет их возможного включения в свое законодательство. Во всех четырех законах в той или иной мере предусмотрены нормы об организации деятельности по обеспечению безопасности при радиационной аварии. Но при этом законодательные органы России, Кыргызстана и Беларуси могли бы внимательно присмотреться к статье 16 казахстанского закона о радиационной безопасности населения, которая предусматривает в целом профилактические действия по недопущению радиационной аварии и обеспечению готовности на случай возникновения такой аварии. Белорусский и казахстанский законы содержат в себе нормы о международном сотрудничестве в области обеспечения радиационной безопасности населения. В российском и кыргызском законах почему-то такой нормы нет. Было бы желательно этот пробел восполнить.
Статья 39 закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» является едва ли не единственной статьей в данной законе, имеющей отношение к ядерным объектам: «Размещение ядерных установок осуществляется при наличии по проектам и иным обосновывающим материалам положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных государственных экспертиз, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок». Экологического кодекса у Республики Беларусь нет. Примерно аналогичной представляется ситуация в Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», в статье 40 которого сформулированы требования «в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии». Вопрос о принятии Экологического кодекса Российской Федерации пока дискутируется. В Армении также нет Экологического кодекса или закона об охране окружающей среды: есть закон от 9 июня 1991 года «Основы законодательства Республики Армения об охране природы», во всех статьях которого нет упоминания об атомной энергии и ядерных объектах». Кыргызская Ре спублика, хотя и приняла Экологический кодекс от 1 марта 2009 года, но ни в одной из 232 статей кодекса она не предусмотрела нормы об экологической чистоте при функционировании атомных электростан-
ций и других ядерных объектов. В этом вопросе законодательные органы всех государств-членов ЕАЭС могли бы присмотреться к нормам Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года. В рамках Экологического кодекса Республики Казахстан, исходя из особенностей темы нашей научной статьи, для нас представляют интерес статья 205 кодекса под названием: «Экологические требования к размещению атомных, тепловых и гидроэлектростанций», а также статьи 270279, которые в совокупности составляют главу 39 кодекса под наименованием «Экологические требования к использованию радиационных материалов, атомной энергии и обеспечению радиационной безопасности». В этой главе заложены основы правоотношений, связанных с трансграничным перемещением радиоактивных отходов, с экологическими требованиями при использовании радиоактивных материалов, при хранении и захоронении таких материалов и отходов, при их перевозке, с экологическими требованиями, предъявляемыми к размещению, эксплуатации ядерных установок и объектов, которые предназначены для обращения с радиоактивными отходами, а также заложены требования по допустимым уровням радиоактивности строительных материалов, по организации контроля за радиационным фоном в населенных пунктах и зданиях, к определению радиоактивности металлолома, по обеспечению порядка проведения мероприятий в случае возникновения радиационных аварий, к проведению контроля и надзора по радиационной безопасности. К базовым законам Кыргызской Республики, регулирующим вопросы управления радиационными отходами, следует отнести Закон Кыргызской Республики от 17 июня 1999 года «О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики». Этот закон регулирует правовые вопросы радиационной безопасности, обеспечивает защиту населения от вредных радиоактивных источников. Второй закон Кыргызской Республики от 26 июня 2001 года «О хвостохранилищах и горных отвалах» регулирует общие вопросы управления хранилищами, содержащими радиоактивные отходы. Исходя из того, что Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ был принят модельный Экологический кодекс, было бы желательно, чтобы каждая страна-член ЕАЭС приняла Экологический кодекс с нормами, обеспечивающими безопасность и экологическую чистоту атомно-энегетических
объектов.
Думается, недостаточно для наших стран улучшать нормы существующих законов по вопросам атомной энергетики и радиационной безопасности путем взаимного обогащения законодательным опытом друг друга. Поэтому цель дополнительного нормативного урегулирования других аспектов и сторон функционирования атомных электростанций может быть достигнута путем предложения разработки, обсуждения и принятия новых законов нашими странами по тем или иным вопросам деятельности объектов атомной энергетики. Думается, есть смысл в том, чтобы каждая их 5 стран ЕАЭС, построившая и планирующая построить атомные электростанции, приняла закон «О принятии мер по обеспечению всеобъемлющей безопасности ядерно-энергетических объектов и установок».
За 60 лет функционирования ядерных технологий особенно в первые годы в России и других странах бывшего СССР от контактов с ионизирующим излучением пострадали и частью погибли несколько тысяч человек (Большов Л.А., Арутюнян Л.В., Линге И.И. Ядерные технологии и проблемы экологии. - http://nuclphys.sinp.msu. ru/ecology/nucltec. htm). Причем заражаться лучевой болезнью могут люди, работающие на ядерном объекте, необязательно в результате взрывов, но и в результате несовершенства тех или иных технологических участков, а также в связи с недоработками в спецодежде. В этой связи представляется необходимым в странах ЕАЭС разработать и принять закон «Об обеспечении экологической чистоты и радиационной безопасности внутри атомных электростанций и иных ядерных объектов», нормы которого были бы направлены на реализацию прав человека (специалистов, техников и рабочих ядерных установок и объектов) на здоровье, на получение необходимой достоверной информации, на обеспечение радиационной безопасности, на жизнь.
Чернобыльская трагедия в Украине и ядерная трагедия в Фукусиме в Японии, унесшие немало человеческих жизней, подорвавшие здоровье огромного числа людей, вынесли на повестку дня вопрос о компенсации пострадавшим людям за причиненный им вред. Поэтому государства-члены ЕАЭС, планирующие построить атомные электростанции и эксплуатирующие их, обязаны сегодня разработать и принять закон «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении».
В России наблюдаются попытки превратить законопроект «О компенсации за ядерный ущерб» в федеральный закон, но пока это не удается. Полагаем, что в Казахстане и других государствах-участниках вопросы ответственности и компенсации приобретут законодательное оформление без особого труда. Тем более, существуют аналоги данного закона в целом ряде развитых стран». Во избежание голословности приведем некоторые примеры: в июне 2006 года Францией были приняты 2 закона, имеющие отношение к ядерному сектору: Закон «О транспарентности и безопасности в ядерной сфере» и Закон «Об управлении радиоактивными отходами». В 1946 году Канадой был принят Закон «По контролю над атомной энергией».
Правовые нормы региональных договорных документов, подписанных нашими странами, входящими в Евразийский экономический союз, также оказывают содействие им в урегулировании вопросов развития ядерной энергетики и сопутствующей экологической защиты.
Нормы, обязательные для государства, возникают также и на основе двусторонних соглашений и конвенций, которые также являются международно-правовыми документами и, соответственно, имеют такие же нормативно-правовые последствия, что и многосторонние международные договоры. Примером двустороннего сотрудничества по вопросам атомной энергетики является Соглашение между правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации о сотрудничестве в области использованияатомной энергиивмирных целях, подписанное 28 ноября 2012 года в городе Бишкеке. Это Соглашение ратифицировано обеими сторонами. Для Кыргызстана это имеет особое правовое значение, поскольку в правовом пространстве этой республики нет закона об использовании атомной энергии. Не исключено, что это Соглашение послужит определенным импульсом для Кыргызстана к принятию такого закона и строительству атомной электростанции.
Атомная энергетика представляет собой такую сферу, где Казахстан однозначно и четко исходит из принципа «уран в обмен на технологии и рынки». Говоря другими словами, мы говорим заинтересованным государствам в пределах и за пределами ЕАЭС о том, что мы готовы экспортировать к ним уран, но при этом мы хотели бы получить соответствующие ядерные технологии. Казахстан сотрудничает со страной ЕАЭС Россией, а также с Канадой,
А №2 (43) 2016 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Китаем, Францией, Японией, передает уран и получает технологический опыт по использованию атома в мирных целях. Для нас это очень важно, поскольку Казахстан планирует сам производить ядерное топливо для своих атомных реакторов. Атомные реакторы марки ВБЭР-300 планирует строить совместное казахстанско-российское инжиниринговое
предприятие ЗАО «Атомстройэкспорт». Финансировать будет казахстанская сторона. Согласно нормам соглашения россияне передают права на объекты интеллектуальной собственности. В будущем Казахстан и Россия на базе созданных ими в 2006 году 3 совместных предприятия «Атомные станции» имеют намерение строить энергетические установки с атомными реакторами как на территории ЕАЭС, так и на внешних рынках. Это предприятие сотрудничает с Беларусью, Арменией по вопросам строительства дополнительных атомных реакторов. Мы считаем, что расширять такое венчурное сотрудничество надо не только с Россией, но и другими государствами, которые задают тон в строительстве атомных электростанций и других ядерных объектов на мировой арене.
Было бы желательно в Программе развития атомной отрасли в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы с перспективой развития до 2020 года отдельным разделом определить правовые контуры регулирования атомной энергетики, функционирования атомных электростанций в виде законов, президентских указов, правительственных постановлений и ведомственных регламентов. Было бы целесообразно наукоемкие положения, предложения по нормативно-правовым актам включить в виде мероприятий в пункты Национального плана организации и проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 на 2013-2018 годы.
В казахстанском обществе должны обсуждаться вопросы строительства атомных электростанций, вопросы обеспечения их экологической безопасности для населения. Для этого необходимо определить принципиальные подходы для решения вопросов атомной энергетики, строительства ядерных объектов. В этой связи в программных документах по атомной энергетике желательно сформулировать принципы и связанные с ними механизмы их реализации на практике.
Принцип публичности мог бы войти в группу мер по развитию атомной энергетики.
Организационно-правовым механизмом
реализации этого принципа может стать платформа G-Global. Другим элементом такого механизма могла бы стать опубликование перечня тех программ, проектов, объектов атомной, ядерной направленности, которые успешно прошли энергоэкологическую экспертизу.
Принцип проектного подхода к развитию атомной энергетики мог бы стать полезным, поскольку при реализации этого принципа можно использовать механизм включения проектов и объектов атомной, ядерной энергетики в более обширные Дорожные карты индустриализации страны и ее регионов. Принцип учета природных энергетических ресурсов в целях планомерного развития и резервирования их для будущих поколений мог бы стать еще одним принципиальным подходом к ускоренному развитию атомных энергетики и ее объектов. В основу механизма осуществления данного принципаможно положить проведение грамотной энергоэкологической экспертизы наличия и расходования первичных энергоресурсов, которые необходимы для использования внутри страны и экспорта за ее пределы на период до 2050 года. Было бы желательно в этой связи Казахстану и другим государствам-членам ЕАЭС разработать и принять новый закон «О необходимости проведения обязательной научно-практической экспертизы всех аспектов развития ядерной и иных видов энергетики и экологии в совокупности».
В Дорожной карте развития атомной энергетики на предстоящих этапах атомное энергоэкологическое будущее Казахстана могло бы предстать в следующем виде. На первом завершающем в 2020 году этапе Казахстан предстанет как страна, имеющая достаточно высокий технологический уклад развития энергетики, где атомная (урано-радиевая) энергетика с ее экологической составляющей будет выходить на передний план. На втором этапе 2040 года население страны и весь мир увидят, что ядро энергетики в лице атомных объектов и установок как фундамент экономики придает ей интенсивное, ускоренное развитие и содействует благосостоянию народа. В 2050 году Казахстан войдет в число 30 лидирующих государств по качеству жизни и высоким социально-экономическим показателям,
обеспеченным экологически безопасной, безупречно функционирующей атомной и иными видами энергетики, приводящей в движение все отрасли национальной экономики страны.
Список литературы
1. Назарбаев Н.А. Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития в XXI веке.
- Москва-Астана: Экономика, 2011. - 194 с.
2. Шиловская И.А. Анализ перспектив развития атомной энергетики в первой половине XXI века. - Интернет-источник: http://oilgasjournal.ru/vol _2/articles/19.pdf
3. Энергетика и топливные ресурсы Казахстана: Сборник материалов по энергетической хартии.
- Алматы. - 1995. - 152 с.
4. Nuclear power generation in the APEC region. — Tokyo: Asia Pacific Energy Research Centre, Institute of Energy Economics, 2004. — Pр. 55-60.
5. Иойрыш А.И. Атомная энергия и международно-правовая охрана окружающей среды. -Москва: Знание, 1975. - 326 с.
6. Иойрыш А.И., Чопорняк А.Б. Атомное законодательство капиталистических стран (сравнительно-правовой анализ). - Москва: Наука, 1990. - 320 с.
7. Агапов А.М., Новиков Г.А. О ядерной и радиационной безопасности: современные представления, состояние, задачи и методы обеспечения. - Обнинск. - 2007. - 267 с.
8. Амелина М.Е., Иойрыш А.И., Молчанов А.С. Страхование гражданской ответственности за ущерб. - Москва: ИздАТ, 2000. - 152 с.
9. Ядерная энергетика, топливные ресурсы и окружающая среда. - Минск. - 1983. - 48 с.
10. Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсическими веществами.
- Москва: Наука, 1990. - 213 с.
11. Валеев Р.М. Международное атомное право. - Казань. - 2003. - 234 с.
12. Алибекова Р. Постигать азы атомной энергетики. - В газете: Казахстанская правда. - Астана.
- 2015. - 4 декабря. - С. 14.
13. World Nuclear Association. «World Nuclear Power Reactors & Uranium Requirements», November 3, 2015. - http://www.world-nuclear.org/info/Facts-and-Figures/World-Nuclear-Power-Reactors-and-Uranium-Requirements.
14. Holt M. Nuclear Energy: Overview of Congressional Issues. - Washington D.C. (US). - 2015.
- 15 p.
15. Биданова А. Большие научные планы. В Национальном ядерном центре РК открыт новый лабораторный корпус. - В газете: Казахстанская правда. - Астана. - 2016. - 6 января. - С. 7.
Мацала Еуразия экономикалъщ одац елдергнде атомдъщ электр станцияларын салу жэне пайдалану кез1нде цоршаган ортанъщ тазалыгын цамтамасыз ету мэселелерт нормативт1к-цуцъщтъщ реттеу проблемаларын тужырымдауга жэне тшст1 тYрде шешуге арналган. Автор ЕАЭО барлыц елдерШц атомдыц энергиясын пайдалану жэне радиациялыц тазалыцты цамтамасыз ету мэселелер1 бойынша атомдыц энергиясын вндгрудегг зацнамалъщ нормаларын квздейд1, сонымен б1рге салыстырмалы-цуцыцтыц талдау етюзед1.
ТYйiн свздер: экология, атом электр станциясы, радиациялыц тазалыц, атомдыц энергетика, энергиялы-экологиялы сараптау, уран, «жасыл» экономика, торий, атом-сутект1 энергетика.
Статья посвящена тому, чтобы сформулировать проблемы нормативного правового регулирования вопросов обеспечения чистоты окружающей среды в условиях строительства и эксплуатации атомных электростанций в странах Евразийского экономического союза и решить их надлежащим образом. Автор статьи приводит законодательные нормы всех государств ЕАЭС по вопросам использования атомной энергии и обеспечения радиационной чистоты в процессе производства этой энергии и проводит их сравнительно-правовой анализ.
Ключевые слова: экология, атомная электростанция, радиационная чистота, атомная энергетика, энергоэкологическая экспертиза, уран, «зеленая» экономика, торий, атомно-водородная энергетика.
'2
№2 (43) 2016 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
The article is dedicated to formulate the problem of the normative legal regulation of ensuring a clean environment in the conditions of construction and operation of nuclear power stations in the countries of the Eurasian Economic Union and to solve them properly. The author shows all legislation of the EAEU in the use of nuclear energy and ensuring radiation safety during production of this energy, and makes their comparative legal analysis.
Keywords: ecology, nuclear power station, radiation safety, nuclear power, energy and environmental expertise, uranium, «green» economy, thorium, atomic hydrogen energy.
Марат Алдоцгарулы Сэрсембаев,
КР Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлiмiнiц бас гылыми цыi3MemKepi, з.г.д., профессор
ЕАЭО елдершде атомдыц электр станцияларын салу жэне оны пайдалану кезтде экологияны нормативтж-цуцьщтьщ реттеу проблемаларын айцындау мен шешу
Сарсембаев Марат Алдангорович,
главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор
Выявление и решение проблем нормативно-правового регулирования экологии при строительстве и эксплуатации атомных электростанций в странах ЕАЭС
Sarsembayev Marat Aldangorovich,
Chief research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor
Revealing and solving of the problems of legal regulation of ecology during construction and operation of nuclear power stations in the countries of the EAEU