Научная статья на тему 'Основные направления сотрудничества в атомной отрасли в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений с участием Российской Федерации'

Основные направления сотрудничества в атомной отрасли в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений с участием Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ЕАЭС / СНГ / БРИКС / ШОС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лизикова Марина Сергеевна

В статье на основе анализа положений международных договоров, принятых в рамках таких межгосударственных региональных интеграционных объединений, как СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и др. рассмотрены основные направления и формы сотрудничества государств в области использования атомной энергии. Отмечено, что несмотря на то, что в настоящее время наиболее приоритетной формой сотрудничества в атомной отрасли являются двусторонние отношения, более предпочтительным для развития регионального сотрудничества государств в области атомной энергетики является многостороннее сотрудничество. Кроме того, подчеркивается целесообразность усиления координации деятельности по ключевым направлениям сотрудничества в области использования атомной энергии не только в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений, в которых участвует Россия, но и между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of cooperation in the nuclear industry within the framework of international regional integration associations with the participation of the Russian Federation

Based on the analysis of the provisions of international treaties adopted within the framework of the CIS, EAEU, BRICS, SCO, the article considers the main directions and forms of cooperation of States in the field of nuclear energy. It is noted that despite the fact that currently the most priority form of cooperation in the nuclear industry is bilateral relations, multilateral cooperation is more preferable for the development of regional cooperation of States in the field of nuclear energy. In addition, it is emphasized that it is expedient to strengthen coordination of activities in key areas of cooperation in the field of nuclear energy not only within the framework of interstate regional integration associations, in which Russia participates, but also between them.

Текст научной работы на тему «Основные направления сотрудничества в атомной отрасли в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений с участием Российской Федерации»

9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

9.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В РАМКАХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лизикова Марина Сергеевна, канд. юрид. наук. Должность: научный сотрудник. Место работы: Институт государства и права РАН. Подразделение: сектор предпринимательского и корпоративного права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье на основе анализа положений международных договоров, принятых в рамках таких межгосударственных региональных интеграционных объединений, как СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и др. рассмотрены основные направления и формы сотрудничества государств в области использования атомной энергии. Отмечено, что несмотря на то, что в настоящее время наиболее приоритетной формой сотрудничества в атомной отрасли являются двусторонние отношения, более предпочтительным для развития регионального сотрудничества государств в области атомной энергетики является многостороннее сотрудничество. Кроме того, подчеркивается целесообразность усиления координации деятельности по ключевым направлениям сотрудничества в области использования атомной энергии не только в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений, в которых участвует Россия, но и между ними.

Ключевые слова: интеграция, использование атомной энергии, атомная энергетика, ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС.

MAIN DIRECTIONS OF COOPERATION IN THE NUCLEAR INDUSTRY WITHIN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL REGIONAL INTEGRATION ASSOCIATIONS WITH THE PARTICIPATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Lizikova Marina Sergeevna, PhD at law. Position: scientific researcher. Place of employment: Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences. Department: Business and Corporate Law sector. E-mail: [email protected]

Annotation: Based on the analysis of the provisions of international treaties adopted within the framework of the CIS, EAEU, BRICS, SCO, the article considers the main directions and forms of cooperation of States in the field of nuclear energy. It is noted that despite the fact that currently the most priority form of cooperation in the nuclear industry is bilateral relations, multilateral cooperation is more preferable for the development of regional cooperation of States in the field of nuclear energy. In addition, it is emphasized that it is expedient to strengthen coordination of activities in key areas of cooperation in the field of nuclear energy not only within the framework of interstate regional integration associations, in which Russia participates, but also between them.

Keywords: integration, the use of atomic energy, nuclear energy, EAEU, CIS, BRICS, SCO.

Отличительной чертой современных международных отношений является одновременное протекание тесно связанных процессов - глобализации, регионализации, интеграции. Эти, на первый взгляд, взаимоисключающие явления в действительности дополняют и даже стимулируют развитие друг друга. Так, глобализация, с одной стороны, ведет к взаимозависимости и объединению мирового сообщества, а, с другой, порождая опасения государств утратить контроль над экономическими и политическими процессами, происходящими в отдельных регионах, или же лишиться своего положения в сложной иерархической структуре мира, создает условия для международной регионализации. Последняя, будучи вызванной объективными причинами, обусловливает экономическое сближение государств по территориальному признаку, передачу части государственных функций на международный или на субнациональный уровень [1, с. 61; 4, с. 61; 1], и может проявляться в форме региональной экономической интеграции.

Периодом быстрого развития региональных интеграционных процессов стала вторая половина ХХ века, когда в короткие сроки они распространились по всему миру. На постсоветском пространстве на это время приходится создание СНГ, а также зарождение и развитие евразийской интеграции.

Вышеназванные процессы затрагивают все сферы экономики, ставят во главу угла необходимость их обновления, модернизации, ускорения темпа развития, внедрения инновационного подхода. Все это актуально и для такого стратегически важного направления в обеспечении устойчивого и безопасного развития экономики страны, как использование атомной энергии.

Определяющим фактором выбора основных направлений сотрудничества в данной области в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений, в которых принимает участие Россия, являются стратегические цели и задачи России в атомной отрасли. Так, цель государственной политики в области использования атомной энергии [10] заключается в развитии отечественного атомного энергопромышленного комплекса. Ключевой же задачей является достижение новых масштабов развития отрасли и повышение ее роли, эффективности и конкурентоспособности как в социально-экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Этому, согласно Энергетической стратегии [9], призваны способствовать в том числе и мероприятия, направленные, на непрерывный расширение участия России в формировании глобальной инфраструктуры ядерной энергетики, обеспечение эффективной международной кооперации в этой области.

В круг национальных интересов Российской Федерации, осуществляющей активную внешнюю политику, наряду с развитием атомной отрасли, входит также выстраивание интеграционных связей между государствами [23], где одним из ключевых направлений является развитие сотрудничества с государствами -участниками СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза, Союзного государства, БРИКС, РИК, Шанхайской организации сотрудничества, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» и др. В рамках ряда вышеназванных объединений одним из

векторов сотрудничества государств выступает взаимодействие в области энергетики, а том числе и атомной.

Как уже отмечалось, первым интеграционным объединением на постсоветском пространстве стало Содружество независимых государств. В круг задач, решение которых вызвало необходимость образования данного объединения государств, входят и те, что имеют непосредственное отношение к сфере использования атомной энергии. В первую очередь, это задачи по обеспечению международного мира и безопасности. Деятельность государств-участников по развитию стоящих перед ними задач привела к созданию рамках СНГ обширной международной правовой базы, регламентирующей отношения в атомной сфере. Принятые соглашения определяют важнейшие направления развития многостороннего сотрудничества в рассматриваемой области, включающие в себя сотрудничество в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности; сотрудничество, направленное на перспективное развитие атомной энергетики; сотрудничество в области информационного обеспечения деятельности государств-участников по вопросам использования атомной энергии, сотрудничество направленное на создание гармонизированного правового пространства в области использования атомной энергии и др.

Несмотря на значительный вклад государств-участников СНГ в развитие многостороннего сотрудничества в рассматриваемой области, достигнутый уровень интеграции оказался недостаточно высоким, что во многом связано с рекомендательным характером документов, регулирующих вопросы мирного использования атомной энергии.

Переход к более высокому уровню интеграции относительно достигнутого в рамках СНГ, в том числе и в сфере атомной энергетики, предполагало создание Евразийского экономического сообщества, а затем Евразийского экономического союза. Выработанная в рамках данного объединения международно-правовая база сотрудничества предусматривает осуществление скоординированной деятельности субъектов энергетической политики в соответствии с национальными законодательствами; формирование общей энергетической стратегии; создание общего электроэнергетического рынка при сохранении национальных энергетических систем; принятие Рамочной программы по сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии; разработку прогноза производства и потребления энергоресурсов на период до 2020 года; реализацию проекта создания Межгосударственного центра ЕАЭС по разработке энергосберегающих технологий, унификацию национального законодательства государств - членов ЕАЭС в области экспортного контроля, сотрудничество по созданию условий для инвестиций в ряд стратегических проектов, развитие цифровой экономики, а также расширение международного сотрудничества ЕАЭС.

Каждая из этих сфер деятельности предполагает, в том числе и развитие взаимодействия в области использования атомной энергии. Более того, в силу перспективности атомной отрасли налицо необходимость расширения сотрудничества по этому направлению при создании общего энергетического рынка ЕАЭС. Однако, несмотря на прямое отношение к правовому регулированию атомной отрасли, заявленных в рамках ЕАЭС целей и задач, вопросы сотрудничества государств-членов в области атомной энергетики не на-

шли должного внимания в положениях многосторонних нормативно-правовых актов этого объединения. Одним из возможных путей решения данной проблемы видится разработка и принятие в рамках ЕАЭС единого международно-правового акта, регулирующего отношения в области использования атомной энергии.

В то же время важной формой сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях в рамках ЕАЭС является взаимодействие на двустороннем уровне. Наиболее активно оно развивается между Россией и Казахстаном и предусматривает разработку комплексной программы сотрудничества этих государств в сфере атомной энергетики, принятие Программы стратегического партнёрства в области использования атомной энергии в мирных целях, создание Международного центра по обогащению урана на территории России, сотрудничество по сооружению, вводу в эксплуатацию, собственно эксплуатации и выводу из неё российской стороной АЭС на территории Казахстана.

Следует отметить, что двусторонние договорные отношения в области использования атомной энергии существуют и с другими государствами-членами ЕАЭС. В частности, Россией были подписаны соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных с Киргизией, Арменией и Беларусью. [14, 15, 16] Кроме указанных, подписаны Соглашение о сотрудничестве в строительстве на территории Белоруссии атомной электростанции [17] и Соглашение об обмене информацией в области ядерной и радиационной безопасности с Арменией [18].

Таким образом, в рамках ЕАЭС сотрудничество в области использования атомной энергии осуществляется в рамках совместных проектов на двустороннем уровне, в то время как, вопросам многостороннего сотрудничества уделяется крайне мало внимания. Это, не отвечает интересам как государства, так и бизнеса и, как отметил президент Российской Федерации В. Путин в обращении к главам стран ЕАЭС в связи с принятым Россией с 1 января 2018 года председательством в высших органах Союза, данной темой «стоило бы вплотную заняться ... в многостороннем, союзном формате» [8].

В качестве действенного механизма стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики Россией рассматривается неформальное межгосударственное объединение БРИКС. [4] Одним из направлений такого взаимодействия является энергетическая безопасность России и ее партнеров по БРИКС, а также развитие правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики. Формирование механизмов многостороннего сотрудничества государств БРИКС в энергетической сфере будет способствовать достижению поставленных целей.

Начиная с 2009 года, вопросы сотрудничества в области энергетики неизменно выносятся на повестку дня в ходе саммитов государств-членов БРИКС и рассматриваются как «важный ресурс для повышения уровня жизни». [12] При этом подчеркивается, что «важным элементом в будущем энергетическом балансе стран БРИКС» является атомная энергетика, и только «при условии строгого соблюдения соответствующих стандартов и требований безопасности, касающихся конструирования, сооружения и эксплуатации атомных электростанций» [1] возможно эффективное международное сотрудничество по ее развитию.

Однако, впервые предложение о необходимости более тесного сотрудничества с целью укрепления энергобезопасности стран было озвучено лишь в 2014 году. Эта инициатива России, а также инициатива по учреждению Энергетической ассоциации БРИКс, Резервного банка топлива и Института энергетической политики БРИКС получила развитие в Уфимской декларации 2015 года и Меморандуме о взаимопонимании в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Вопрос укрепления энергетического сотрудничества в рамках БРИКС в целом, и в области атомной энергетики в частности, вновь был поднят в 2017 году в ходе IX саммита БРИКС. В принятой по его итогам Сямэнь-ской декларации подчеркивается стратегическая значимость энергетики для развития экономики стран БРИКС, намерение более широкого использования ядерной энергии, а также «важность предсказуемости» доступа к технологиям и финансированию для повышения потенциала гражданской ядерной энергетики, что будет способствовать переходу к экономике с низким уровнем выбросов, расширению доступа к энергии и устойчивому развитию. С этой целью подчеркивается необходимость продолжения работы по созданию Платформы энергетических исследований БРИКС, деятельность которой будет направлена на осуществление информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в интересах стран БРИКС по вопросам развития энергетики и выработку предложений по скоординированной политике и стратегии в энергетической сфере.

Таким образом, можно констатировать, что в рамках БРИКС в формате многостороннего сотрудничества, целью которого является решение общих для всех стран-участников задач обеспечения энергетической безопасности [Подробнее см.: 11], наметился переход от декларативных заявлений к их практическому воплощению.

Тем не менее на данном этапе реализация важнейших направлений сотрудничества осуществляется на двустороннем уровне. Так, наиболее активно развивается сотрудничество в области атомной энергетики России, Индии и Китая, в рамках которого предусматривается участие в России в строительстве АЭС «Ку-данкулам» в Индии, а перспективе и в сооружении в стране до 2020 года по российским проектам не менее 12 энергоблоков, а также в строительстве энергоблоков на Тяньваньской АЭС в Китае. На новый уровень вышло сотрудничество России в рассматриваемой области с ЮАР, что проявилось в подписании ряда международных актов в области мирного использования атомной энергии и участия в тендере на строительство в ЮАР восьми атомных энергоблоков к 2023 г. К этому тендеру проявил интерес и Китай. В рамках двустороннего сотрудничества России с Бразилией в области мирного использования атомной энергии [7] предполагается развитие проекта по строительству новых АЭС в Бразилии и поддержке жизненного цикла станций, продление эксплуатации действующих АЭС, подготовка и обучение кадров.

Вопросы сотрудничества в энергетической сфере практически сразу также вошли в круг приоритетов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет, подписанной в 2003 году, энергетика выделена в качестве одной из областей сотрудничества государств-участников ШОС. Озвученная в 2006 году идея, о создании в рамках ШОС пло-

щадки для координации усилий всех участников энергетического рынка - производителей энергоносителей, транзитных стран и потребителей, нашла свое воплощение в создании Энергетического клуба ШОС.

Необходимость сотрудничества непосредственно в области использования атомной энергии нашла отражение в Стратегии развития ШОС до 2025 года [22]. Так, государства-участники призваны осуществлять взаимодействие в вопросах разоружения и контроля над вооружениями, нераспространения и мирного использования атомной энергии, политико-дипломатического урегулирования региональных вызовов режимам нераспространения, а также оказания содействия соответствующим усилиям мирового сообщества, а также содействию равноправному взаимовыгодному сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях.

Практическим воплощением указанных задач в области использования атомной энергии в мирных целях явилось предложение России о создании Международного центра по предоставлению услуг ядерного топливного цикла в рамках этого объединения, целью которого является предоставление возможности государствам-участникам ШОС принимать совместное участие в проектировании АЭС, производстве и поставках ядерного топлива.

Таким образом, на сегодняшний день в сфере атомной энергетики в рамках ШОС активно развивается многостороннее сотрудничество по вопросам ядерного нераспространения. Что касается сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях, то свое практическое воплощение оно нашло в формате двустороннего сотрудничества России и Китая, которое заключается, как отмечалось ранее, в программе строительства АЭС на территории Китая. Также осуществляется взаимодействие в этой сфере с Казахстаном и Индией, имеющей статус наблюдателя ШОС.

В повестке дня форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) вопросы энергетического сотрудничества и обеспечения энергетической безопасности названы приоритетными направлениями устойчивого экономического развития региона. Государства-участники АТЭС, выступающие «драйверами энергетики в мире» [3, с. 103], отстаивают доступность, чистоту и эффективность использования энергетических ресурсов, а также поддерживают безопасное и эффективное развитие атомной энергетики [13], рассматривая ее в качестве базового источника энергии в заинтересованных экономиках.

Приверженность данному принципу подтверждена в Совместном заявлении по итогам 27-го совещания министров иностранных дел и министров торговли АТЭС (Манила, 2015 г.), где атомная энергия рассматривается как вариант чистой, высококачественной и передовой современной энергии, а государства призываются к сотрудничеству путем осуществления обмена опытом и наилучшими практиками; расширения практического сотрудничества, включая повышение уровня ядерной безопасности; координации механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечения готовности к ним; наращивания потенциалов и проведение обучения в целях безопасного и мирного развития и использования атомной энергии при условии соблюдения принципов безопасности, надежности и нераспространения.

В рамках АТЭС активно развивается и двустороннее сотрудничество в области использования атомной

энергии. Например, взаимодействие России и Кореи [19] охватывает проектирование, строительство, эксплуатацию, техническое обслуживание и продление срока службы ядерных реакторов; разработку и производство компонентов необходимых для использования в ядерных реакторах и ядерных топливных циклах и др. Исследования в области проектирования, строительства и эксплуатации АЭС; разведка и разработка урановых месторождений и др., являются направлениями, по которым осуществляется сотрудничество с Вьетнамом [20]. Сотрудничество с Японией [21] дает России возможность совместного участия в проектах в области разведки и разработки урановых месторождений; проектировании, строительстве и эксплуатации легководных реакторов; переработки и обращения с РАО и др.

Соглашения о мирном использовании атомной энергии заключены Россией и с другими государствами-участниками АТЭС - Индонезией, Канадой, Мексикой, Перу, Чили. Планируется развитие атомной энергетики Малайзии, Индонезии и Таиланде. Россия намерена участвовать в сотрудничестве в области сооружения реакторов поколения «3+» в рамках программ по строительству АЭС.

В то же время в условиях напряженной политической обстановки приостановлено действие ряда соглашений о сотрудничестве в области использования атомной энергии с США и Австралией.

Таким образом, международное сотрудничество в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений является ключевым инструментом реализации национальных интересов Российской Федерации в области атомной энергетики. Этот факт, а также позиция, которую страна занимает в мировой атомной энергетике, обусловливает роль России как инициатора развития сотрудничества государств в области атомной энергетики.

Национальные интересы России в данной сфере реализуются по линиям как многосторонних, так и двусторонних отношений. Первые вытекают преимущественно из международных обязательств государств в области использования атомной энергии, и охватывают широкий спектр направлений сотрудничества: выработка наиболее эффективной модели межгосударственного сотрудничества в сфере атомной энергетики, достижение качественно нового уровня межгосударственной интеграции в этой сфере, гармонизация и унификация правовой базы сотрудничества государств в области использования атомной энергии, формирование совместной политики в области развития мирных ядерных технологий, осуществление обмена опытом в сфере подготовки кадров и др. Вторые же направлены на укрепление уже сложившихся двусторонних связей России с государствам-партнерами и реализацию совместных проектов в сфере развития атомной энергетики.

Проведенный анализ показывает, что на сегодняшний день наиболее приоритетной формой сотрудничества в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений на постсоветском пространстве являются именно двусторонние отношения. Тем не менее, заметим, что все же многостороннее сотрудничество государств в атомной отрасли является более предпочтительным для развития регионального сотрудничества государств в области атомной энергетики. Отсюда представляется целесообразным усиление координации деятельности по ключевым направлениям взаимодействия в области использования

атомной энергии не только в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений, в которых участвует Россия, но и между ними.

Список литературы:

1. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) // http://www.kremlin.ru/supplement/907.

2. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Развитие евразийской интеграции в контексте процессов глобализации и регионализации // —7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/aгticle/14230.

3. Комаров К. Атомная энергетика после «Фукусимы» через призму АТЭС // Международная жизнь: Специальный выпуск. АТЭС Россия 2012. С. 103-114.

4. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утв. Президентом РФ), 15.03.2013 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Лабин Д.К. Международно-правовое обеспечение экономического регионализма // Государство и право. 2005. № 4. С. 61.

6. Леонова О.Г. Глобальная регионализация как феномен развития глобального мира // Век глобализации. 2013. № 1. С. 61.

7. Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и бразильскими компаниями Eletrobras и Е1е^опис1еаг по развитию сотрудничества в области мирного использования атомной энергии // http://www.rosatom.ru/ jouгnaNst/news/rosatolтн-gosudaгstvennye-eneгgetюl^es-kie-kompanii-bгazilii-podpisali-memoгandum-o-vzaimopo-nimanii-v/?sphгase_id=323442.

8. Путин призвал ускорить развитие цифровой экономики в рамках ЕАЭС // http://tass.ru/ekonomika/ 4882537.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период 2030 г.» // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

10. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в ред. от 08.08.2009 «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

11. Рязанова М.О. Экономические аспекты энергетической безопасности стран БРИКС. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. э. н. М., 2017 // https://mgimo.ru/science/ dissZRyazanova_autoref.pdf.

12. Совместное заявление стран БРИК. 16.06.2009 // http://news.kremlin.ru/ref_notes/209; Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц Второго саммита БРИК. 15.04.2010 // http://www.krem-lin.ru/supplement/524.

13. Согласованные принципы АТЭС по содействию инновационному прогрессу, структурным реформам и росту экономики (22.12.2014) // http://www.mid.ru/web/ guest/foгum-aziatsko-tihookeanskoe-ekonomiceskoe-sotгudnicestvo-ates-/-/asset_publisheг/0vP3hQoCPRg5/ content/id/940100.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области использования атомной

энергии в мирных целях (г. Бишкек, 28.11.2012) // www.pravo.gov.ru.

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (г. Москва, 25.09.2000) // Бюллетень международных договоров. № 4. Апрель, 2005.

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях (г. Минск, 28.05.2009) // Бюллетень международных договоров. № 3. Март, 2010.

17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции (с изменениями на 23 декабря 2014 года) (г. Минск, 15.03. 2011) // http://docs.cntd.ru/document/902270705.

18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об оперативном оповещении о ядерной аварии и обмене информацией в области ядерной и радиационной безопасности (с изменениями на 9 ноября 2015 года) (г. Ереван, 7 октября 2015) // http://docs.cntd.ru/docu-тепМ420319790.

19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (г. Москва, 28.05.1999) // Бюллетень международных договоров. № 4. 2005.

20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (г. Ханой, 27.03.2002) // Бюллетень международных договоров. № 12. Декабрь, 2002.

21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии (г. Токио, 12.05.2009) // Бюллетень международных договоров. № 4. Апрель, 2013.

22. Стратегия развития ШОС до 2025 года // http://rus.sectsco.org/documents/.

23. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

Рецензия

на статью научного сотрудника сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук к.ю.н. Ли-зиковой М.С. на тему «Основные направления сотрудничества в атомной отрасли в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений с участием Российской Федерации»

В представленной статье автором исследуются основные направления и формы сотрудничества государств в области использования атомной энергии в рамках таких интеграционных объединений, как СНГ, ЕАЭС, БРИКС, шОс и др. В современных реалиях стремительного развития интеграционных процессов во всем мире исследование опыта сотрудничества государств в области использования атомной энергии представляет несомненную актуальность.

Основываясь на анализе соглашений, заключенных странами-участницами вышеназванных интеграционных объединений в сфере атомной энергетики, автор приходит к выводу о предпочтительности многостороннего сотрудничества для развития региональной интеграции государств в области атомной энергетики. В статье подчеркивается целесообразность усиления координации деятельности по ключевым направлениям сотрудничества в области использования атомной энергии не только в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений, в которых участвует Россия, но и между ними. Кроме того, заслуживает внимания предложение о принятии под эгидой ЕАЭС единого международно-правового акта в области использования атомной энергии, что послужит своего рода ступенью для перехода интеграции в рамках ЕАЭС на качественно иной уровень, учитывающий большой потенциал развития атомной отрасли.

Статья снабжена необходимыми ссылками на современные работы как отечественных, так и зарубежных юристов, которые создают научную платформу для дальнейшей разработки данной темы.

Рецензируемая работа имеет необходимую научную новизну, поднимает недостаточно разработанные вопросы и потому, несомненно, представляет собой вклад в юридическую науку.

С учетом вышеизложенного, считаю, что статья М.С. Лизиковой «Основные направления сотрудничества в атомной отрасли в рамках межгосударственных региональных интеграционных объединений с участием Российской Федерации» может быть допущена к публикации в периодических изданиях, входящих в перечень ВАК.

И.о. зав. сектором предпринимательского и корпоративного права, главный научный сотрудник, д.ю.н., профессор С.С.Занковский

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 79,65%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.