Выстраивание стратегии
функционирования типографии с учетом мировых тенденций
И.В. Федосеева,
соискатель кафедры управления бизнес-процессами в медиаиндустрии
Сегодня для поддержания высокой конкурентоспособности полиграфического предприятия важно правильно оценивать ситуацию в развитии полиграфии во всем мире, а не только в стране и городе. И связано это, прежде всего, с мощным влиянием на рынок печати электронных средств массовых коммуникаций. Это влияние несет для всего мирового полиграфического рынка существенные изменения, которые, вероятно, приведут к тому, что типографии в своем современном представлении в недалеком будущем перестанут существовать. Выходом из создавшейся ситуации для типографий может быть:
1) реорганизация типографии в издательско-полиграфиче-ский комплекс (далее - ИПК);
2) диверсификация полиграфического производства.
Это вынужденная мера связана с тем, что воздействие коммуникационных технологий на рынок печати будет выражаться в замещении печатной продукции на информационном рынке на цифровые аналоги, сохраняющие визуальное представление верстки и дизайна печатных изданий. Вопрос лишь в масштабе замещения печатных изданий электронными. Эта тенденция не уничтожит рынок печати, так как изменения коснутся таких сегментов, как книжно-журнальный, газетный, рекламный; сегмент этикетки и упаковки эта ситуация не затронет. Но то, что доля рынка печати сократится, не вызывает сомнений, поэтому надо уже сегодня начинать изменять стратегию развития полиграфических предприятий с тем, чтобы под влиянием современных тенденций развития информационных технологий предприятие не было вытеснено с рынка. И начать можно с диверсификации производства. С предоставления клиентам кросс-медиа услуг, которые позволяют зна-
чительно расширить конечный продукт полиграфии и выйти на медиа-рынок. Это печатная продукция вкупе с медийным контентом. С точки зрения организации производственных процессов, это организация сквозного управления всем рабочим процессом: от работы над контентом до печатного издания и его цифровых версий. Это возможно в книжно-журнальном и рекламном сегменте, при печати «по требованию» и при изготовлении заказов с переменными данными.
Развитие предприятия, способного выпускать печатную продукцию совместно с медиаверсией позволит ему сохранить свои позиции на рынке в условиях увеличения угроз со стороны смежных информационных продуктов.
Создание кросс-медийной полиграфии составит достойную конкуренцию электронным средствам массовой информации. Причем, как упоминалось выше, возможно два варианта развития предприятия: как в качестве кросс-медийного полиграфического предприятия, так и целого ИПК.
В случае создания издательско-полиграфического комплекса нового типа (рис. 1) предприятие будет оказывать весь спектр услуг от создания контента и изготовления печатной продукции и ее электронного варианта на основе верстки и дизайна печатного аналога до распространения всех видов продукции по каналам коммуникации. В связи с тем, что издательств на сегодняшний день немало, дополнительным конкурентным преимуществом таких ИПК может быть их учреждение организацией, у которой есть поток издательско-полиграфических заказов, вузы, рекламные агентства, органы исполнительной или законодательной власти. При этом ИПК находятся на самофинансировании, в качестве самостоятельного юридического лица, учредителем которого являются эти крупные организации. Подобное слияние выгодно и для организации, при которой появляется ИПК, например, при коммерческом вузе, и для самого ИПК. Со стороны ИПК выгода очевидна - у ИПК есть постоянный поток заказов, который обеспечит если не прибыль, то оплату постоянных затрат. При этом ИПК вполне может и должен заниматься коммерческой деятельностью и привлекать заказчиков с внешнего рынка.
Преимуществами вуза могут быть:
- возможность изготовления срочного заказа без переплаты;
- гарантированное соблюдение сроков;
- уверенность в получении качественно выполненной продукции;
- более низкая цена по сравнению с рынком (такой вариант также можно рассматривать);
- исключение из бюджета вуза затрат на так называемые откаты;
- получение вузом дивидендов в случае получения ИПК прибыли.
Рис. 1. Стратегическая бизнес-модель ИПК. Акцент на слиянии издательства с типографией, функционирующих при вузе
При этом сквозной, основной бизнес-процесс ИПК, пронизывающий по горизонтали структуру ИПК и наглядно показывающий цепочку прохождения любого заказа, будет выглядеть так, как представлено на рис. 2.
В случае создания кросс-медийного полиграфического предприятия (рис. 3), процесс может быть организован следующим образом: создание контента и продажа рекламы остается за издательством, а полиграфическое предприятие нового типа сосредотачивается, помимо непосредственно печати, на допечатных и кросс-медийных издательских процессах, например, электронная верстка полос, цифровая цве-топроба, цветное сканирование, электронная ретушь изображений, электронный монтаж полос.
Рис. 3. Стратегическая бизнес-модель кросс-медийного полиграфического предприятия. Акцент на диверсификации производства
Рис. 2. Сквозной основной бизнес-процесс стратегической бизнес-модели ИПК
Далее представлен сквозной, основной бизнес-процесс модели кросс-медийного полиграфического предприятия, пронизывающий по горизонтали структуру предприятия и наглядно показывающий цепочку прохождения любого заказа (рис. 4).
бизнес-модели кросс-медийного полиграфического предприятия
Предложенные стратегические бизнес-модели организаций удачно встраиваются в сложившуюся ситуацию на рынке издательско-полиграфических услуг и дают возможность не только выжить типографиям и издательствам, но и экономически успешно осуществлять свою оперативную деятельность.