УДК 336.225.2:352 (091) «19/20»
ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ВЗИМАНИЯ ГЕРБОВОГО СБОРА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
© Станислав Евгеньевич ВОРОДЮХИН
Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории государства и права, e-mail: [email protected]
Рассматривается эволюция, структура и специфика высших государственных учреждений в деле взимания гербового сбора в Российской империи во второй половине XIX - начале XX столетий. Дается общая характеристика Министерства финансов, состоящего из различных департаментов, казначейств и ведомств, которые непосредственно были связаны с механизмом реализации гербового сбора. Особое место уделено специальным структурам: Комиссии для пересмотра податей и сборов, Департаменту окладных сборов, Департаменту неокладных сборов, Главному управлению неокладных сборов и казенной продажи питей и т. д. Указанные учреждения являлись не только центральными исполнительными органами в системе взимания рассматриваемого сбора, но и оставались высшими государственными органами в развитии всей системы налогообложения Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. Отдельной категорией можно выделить Гербовое казначейство, которое представляло собой учреждение по руководству заготовлением, рассылкой и продажей гербовой бумаги, поступления от которых имело положительную динамику. Приведены биографические данные выдающихся деятелей, которые возглавляли как Департамент окладных сборов, так и Департамент неокладных сборов в XIX-XX вв. Также обзорно рассматриваются изменения в законодательстве о гербовом сборе, которые повлияли на передачу функций за контролем взимания гербового сбора из одной специальной структурной организации в другую.
Ключевые слова: гербовый сбор; Департамент неокладных сборов; Департамент окладных сборов; Комиссия для пересмотра податей и сборов; Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей; гербовое казначейство.
Система финансовых органов России в XIX - начале ХХ в. подвергалась изменениям как на центральном, так и на местном уровне. Эти преобразования попадали в спектр исследований отечественных историков [1-9]. Однако эти преобразования рассматривались без обращения к механизму взимания гербового сбора, который занимает особое место в налоговой системе государства.
Причины быстрого и повсеместного распространения гербовых пошлин состояли в том, что они затрагивали все случаи гражданской жизни, требующие письменного акта. Взимание гербового сбора происходило необыкновенно легко и обходилось казне дешево: со стороны правительства требовалась лишь заготовка марок и бумаги и забота о том, чтобы они были распространены по всему государству. На контроль же за взиманием сбора не требовалось никаких затрат, т. к. за этим следили те же самые учреждения, в которые обложенный сбором акт поступал. Гербовая бумага закрепляла значение частной сделки, обеспечивала ее, причем правительство как бы принимало ее под свое покровительство [10, с. 5-25].
К высшим и центральным государственным учреждениям Российской империи во второй половине XIX - начале XX в., которые занимались гербовым сбором, относились Министерство финансов, в котором находились различные департаменты, казначейства и ведомства, а также Министерство внутренних дел и Государственный контроль, т. к. необходим был контроль над деятельностью мест и лиц, продающих гербовую бумагу и марки [11, с. 70-71]. Безусловно, главенствующее место здесь принадлежало Министерству финансов, во главе которого стоял министр.
Главная же задача министра финансов должна была заключаться в охранении и усилении источников государственных доходов, а равно и в обеспечении верного и точного исполнения изданных в этой части законов. Министру финансов вменялось в обязанность не «осушать» источников внутреннего государственного богатства, распределять подати уравнительно, на все состояния и промыслы по мере выгод каждого, взимать их с чистого дохода и от одних сословий не требовать более, нежели от других; все классы народа должны соразмерно состоянию
их и выгодам участвовать в удовлетворении государственных потребностей. На местах главными представительствами Министерства финансов были Казенные палаты Казначейства, Контрольные палаты и т. д. [2, с. 44].
10 июля 1859 г. была создана Комиссия для пересмотра податей и сборов, прежде всего она была учреждена для изыскания мер к увеличению государственных доходов путем пересмотра системы податей и сборов и введения новых налогов [12, с. 142].
Комиссия для пересмотра податей и сборов состояла из 3 отделений. Весомое значение уделялось 2 отделению (для рассмотрения пошлин и разных сборов), которое занималось подготовкой и изданием Положения о пошлинах за право торговли и промыслов и Устава о гербовом сборе 1874 г., который в дальнейшем стал главным законом XIX в. о гербовых пошлинах [12, с. 142].
Эта Комиссия просуществовала до 1882 г. и затем была закрыта с передачей неоконченных дел и собранных материалов в соответствующие департаменты Министерства финансов [12, с. 142].
При выдающихся министрах финансов, таких как Н.Х. Бунге (1881-1887), И.А. Выш-неградском (1887-1892) и С.Ю. Витте (18921903), в аппарате министерства происходили значительные изменения, связанные с возрастанием налогов, особенно это касалось гербового сбора, и в этой связи увеличивается роль фискальных органов, контролирующих их взимания [13, с. 212-213].
До 1863 г. Министерство финансов состояло из Департамента податей и сборов, который в указанном году разделили на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов.
Департамент неокладных сборов был создан 15 апреля 1863 г. для управления косвенными (неокладными) налогами. Главное предназначение Департамента неокладных сборов заключалось в управлении акцизными сборами, но в его компетенцию также входил гербовый сбор [12, с. 147-148].
Важным основополагающим законодательным актом для Департамента неокладных сборов по взиманию гербовых пошлин явились Устав о гербовом сборе 1874 г., а затем новый преобразованный Устав о гербовом сборе 1886 г.
За все время, которое гербовый сбор входил в компетенцию Департамента неокладных сборов, доход от гербовых пошлин многократно возрастал. Так, в 1874 г. общая сумма составила 8 млн 949 тыс. руб., а в 1890 г. - 20 млн 100 тыс. руб., т. е. за 16 лет рост составил почти 60 % [14, с. 656; 15, с. 632].
Директорами Департамента неокладных сборов в XIX в. были такие выдающиеся деятели, как барон Г.О. Розен (16.10.1870 -15.05.1883), АС. Ермолов (15.05.1883 -07.09.1892), С.В. Марков (14.09.1892 -01.06.1896) [12, с. 148].
Деятельность Департамента неокладных сборов оказалась двойственной: с одной стороны, она касалась взимания неокладных сборов, с другой - заведования винной монополией. Эта двойственность уже в 1893 г. послужила поводом к образованию при Департаменте Особого отдела по казенной продаже питей. Но такой мерой можно было удовлетворить потребности на первое время [16, с. 326].
Поэтому 6 мая 1896 г. было образовано в составе Министерства финансов центральное учреждение под названием «Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей» [16, с. 327]. Оно было учреждено для заведования неокладными сборами и казенной питейной торговлей взамен одновременно упраздненного Департамента неокладных сборов. В структуру управления входили Отдел неокладных сборов, Отдел казенной продажи и Канцелярия главного управления. Отдел неокладных сборов заведовал взиманием гербового сбора впредь до 8 июня 1901 г. [17, с. 163].
В это время наблюдалось увеличение поступлений от гербового сбора. Так, в 1895 г. доход от взимания гербового сбора составил 27 млн 355 тыс. руб., а в 1899 г. - 29 млн 20 тыс. руб. Причем в 1899 г. штрафы за нарушение правил о гербовом сборе составили 250 тыс. руб., а в 1901 г. - 600 тыс. руб. [18, с. 450; 19, с. 461; 20, с. 449].
С преобразованием в 1900 г. Департамента неокладных сборов в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей возник вопрос о передаче в Департамент окладных сборов заведования гербовым сбором и другими пошлинами. Оставление соответствующего делопроизводства в Главном управлении представлялось не-
удобным ввиду того, что прямые задачи названного управления по заведыванию казенной продажи питей и акцизными сборами имели мало общего с делами по гербовому сбору и пошлинами. В то же время новый Устав о гербовом сборе, утвержденный 10 июня 1900 г., значительно усложнил дело наблюдение за его взиманием и поступлением, причем обязанности эти были возложены на губернские казначейства, казенные палаты и податных инспекторов, подчиненных непосредственно Департаменту окладных сборов и руководствующихся в своей деятельности правилами и указаниями, исходящими по имуществу из того же Департамента [17, с. 183-184].
Казенные палаты являлись главнейшими финансовыми органами в каждой губернии. В гербовом деле функции палаты сводились преимущественно к канцелярскому делопроизводству: «Казенные палаты снабжают подведомственные им кассы гербовой бумагой, которую они получают от гербового казначейства...» [21, л. 6].
Для учета прихода, расхода остатков разного рода гербовых знаков в губернских казначействах велись книги, которые делились на две части: одна - для гербовой и актовой бумаги, другая - для гербовых марок и вексельной бумаги [22, л. 6].
Ввиду преобразований в 1900 г. министром финансов, статс-секретарем С. Витте было признано необходимым передать в за-ведывание Департамента окладных сборов все делопроизводство по гербовому сбору, а также Гербовое казначейство [17, с. 184].
Вместе с тем для правильной организации заведывания гербовым делом, помимо перевода из Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей в Департамент окладных сборов, личного состава Гербового казначейства и гербового отделения в составе 1 начальника отделения, 3 столоначальников и 3 помощников столоначальника, было предложено усилить состав названного Департамента учреждением одной новой должностью вице-директора, двух должностей ревизоров по податной части и по одной должности столоначальника и помощника столоначальника. Указанные предположения Министра финансов удостоились Высочайшего утверждения 8 июня 1901 г. [17, с. 184].
Крупное изменение в смете доходов Департамента окладных сборов произошло в
1908 г. Так, доходная смета Департамента в этом году возросла на 36 тыс. 757 руб., причем от всего этого увеличения гербовый сбор занимал 19,3 % , т. е. составил 7 тыс. 100 руб. от общей суммы. Однако значительную роль в смете доходов Департамента окладных сборов гербовый сбор играл в 1910 г. На этот год рост сметы Департамента окладных сборов составил 13 тыс. 866 руб., причем уже здесь гербовый сбор занимал 32 %, т. е. составил 4 тыс. 500 руб. от общей суммы [17, с. 237].
По доходной смете Департамента окладных сборов в 1913 г. поступление гербового сбора составило 100 млн руб., это было гораздо больше, по сравнению с такой же суммой в год передачи этого сбора из Главного Управления неокладных сборов и казенной продажи питей, в 185,1 % и составляли от общего дохода Департамента окладных сборов 23 % [6, с. 189, 233].
Директорами Департамента окладных сборов в XX в., когда заведование гербового сбора непосредственно относилось к этому Департаменту, были такие выдающиеся деятели той эпохи, как Н.Н. Кутлер (16.06.1899 -18.11.1904), Н.Н. Покровский (27.11.1904 -09.07.1906), А.А. Вишняков (21.07.1906 -13.03.1917) [12, с. 147].
Отдельной категорией можно выделить Гербовое казначейство, которое представляло собой учреждение по руководству заготовлением, рассылкой и продажей гербовой бумаги. Гербовое казначейство было образовано 25 июня 1811 г. Оно состояло при различных структурных частях Министерства финансов: 1863-1896 гг. - при Департаменте неокладных сборов, 1896-1901 гг. - при Главном управлении неокладных сборов, 1901-1917 гг. - при Департаменте окладных сборов [12, с. 119].
Гербовое казначейство осуществляло прием из Экспедиции заготовления государственных бумаг, хранение и отпуск гербовых знаков: бумаги, марок, бандеролей (акцизных и таможенных), промысловых документов и прочее, рассылку их в казенные палаты.
Гербовое казначейство было упразднено при преобразовании Департамента окладных сборов и казенной продажи питей в Центральное налоговое управление Наркомфина [12, с. 120].
Экспедиция заготовления государственных бумаг представляла своего рода техническое учреждение для изготовления денежной (ассигнационной) и вообще всех сортов
бумаги с государственным гербом. Эта Экспедиция была образована 21 августа 1818 г. [12, с. 119].
Гербовый сбор взимался даже в первые годы Октябрьской революции по Уставу 1900 г. В 1919 г. Департамент окладных сборов был преобразован в Главное налоговое управление Наркомфина РСФСР. Затем он был отменен вместе с другими пошлинными сборами декретом Совнаркома от 15 октября 1920 г. и вновь введен с 1 марта 1922 г. [23, с. 5].
Деятельность финансовых органов подвергалась контролю со стороны специального ведомства - Государственного контроля.
В губерниях и областях России во второй половине XIX в., а именно в 1864 г., были созданы местные органы Государственного контроля - контрольные палаты [3, с. 213]. Например, «Курская контрольная палата от 7 февраля 1911 г. за № 1272 сообщила Курской казенной палате, что она заметила нарушение требований гербового Устава по 2 документам...» [24, л. 2].
С момента создания органов государственного контроля и в ходе их деятельности как законодательством, так и особыми повелениями императора значительная часть учреждений и организаций изымалась из их ведения [12, с. 213].
Таким образом, в XIX - начале XX в. в российской налоговой системе, включая и фискальные органы, происходили важные изменения, которые выражались в передаче функций за контролем взимания гербового сбора специальными структурными организациями. При этом гербовые пошлины на протяжении всего этого времени, неважно к каким учреждениям относились, оставались одними из самых распространенных и доходных по способам взимания пошлин в Российской империи.
1. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.
2. Кравцова Е.С. Модернизация налоговой системы России: 1885-1917 гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Курск, 2011.
3. Кравцова Е.С. Особенности налоговой системы России на рубеже XIX-ХХ вв. // Преподавание истории в школе. 2008. № 3. С. 7-10.
4. Марискин О.И. Государево тягло. Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX - первой трети ХХ в. (по материалам Среднего Поволжья). Саранск, 2004.
5. Озеров И.К. Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX в. М., 1905.
6. Соловьев Я.В. Министерство финансов Российской империи в 1858-1903 гг.: организация и функционирование: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2003.
7. Толкушкин А.В. История налогов в России. М., 2001.
8. Юровский В.Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX в. // Вопросы истории. 2001. № 2. С. 32-45.
9. Цечоева М.И. Социально-экономические реформы С.Ю. Витте и их последствия (18921903): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1996.
10. Устав о гербовом сборе с разъяснениями в алфавитном порядке. К руководству приложен официальный текст устава о гербовом сборе с разъяснениями Правительственных учреждений и Сената / сост. К.Г. Абрамович. Спб., 1899.
11. Блиох И.С. Финансы России XIX столетия. История - статистика: в 4 т. Спб., 1882. Т. 1.
12. Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917: в 4 т. Т. 2: Центральные государственные учреждения. Министерство внутренних дел. Министерство юстиции. Министерство финансов. Министерство торговли и промышленности. Государственный контроль / сост. Б.М. Витенберг, Б.Ф. Додонова [и др.]. СПб., 2001.
13. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
14. ПСЗ РИ (Полное собрание Законов Российской империи): в 129 т. Собр. второе. Спб., 1876. Т. 69. Отд. III. Прил.
15. ПСЗ РИ. Собр. третье: в 48 т. Спб., 1893. Т. 10. Отд. II. Прил.
16. Министерство финансов 1802-1902: в 2 ч. / сост. П.П. Бельмовский. Спб., 1902. Ч. 2.
17. Департамент окладных сборов: 1863-1913. Спб., 1913.
18. ПСЗ РИ. Собр. третье. Спб., 1899. Т. 15. Отд. II. Прил.
19. ПСЗ РИ. Собр. второе. Спб., 1902. Т. 19. Отд. II. Прил.
20. ПСЗ РИ. Собр. третье. Спб., 1903. Т. 21. Отд. II. Прил.
21. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. 184. Оп. 1. Д. 5781. Л. 6.
22. ГАКО. Ф. 327. Оп. 1. Д. 238. Л. 1.
23. Устав о гербовом сборе. М., 1926.
24. ГАКО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 182. Л. 2.
1. Zakharov V.N., Petrov YuA., Shatsillo M.K. Is-toriya nalogov v Rossii. IX - nachalo XX v. M., 2006.
2. Kravtsova E.S. Modernizatsiya nalogovoy siste-my Rossii: 1885-1917 gg.: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. Kursk, 2011.
3. Kravtsova E.S. Osobennosti nalogovoy sistemy Rossii na rubezhe XIX-XX vv. // Prepodavanie istorii v shkole. 2008. № 3. S. 7-10.
4. Mariskin O.I. Gosudarevo tyaglo. Nalogooblozhenie krest'yanstva Rossii vo vtoroy polovine XIX - pervoy treti XX v. (po materialam Srednego Povolzh'ya). Saransk, 2004.
5. Ozerov IX. Ekonomicheskaya Rossiya i ee fi-nansovaya politika na iskhode XIX i v nachale XX v. M., 1905.
6. Solov'ev Ya.V. Ministerstvo finansov Rossiyskoy imperii v 1858-1903 gg.: organizatsiya i funktsionirovanie: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 2003.
7. Tolkushkin A.V. Istoriya nalogov v Rossii. M., 2001.
8. Yurovskiy V.E. Krizisy finansovoy sistemy Rossiyskoy imperii v XIX v. // Voprosy istorii. 2001. № 2. S. 32-45.
9. Tsechoeva M.I. Sotsial'no-ekonomicheskie re-formy S.Yu. Vitte i ikh posledstviya (18921903): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1996.
10. Ustav o gerbovom sbore s raz"yasneniyami v alfavitnom poryadke. K rukovodstvu prilozhen ofitsial'nyy tekst ustava o gerbovom sbore s raz"yasneniyami Pravitel'stvennykh uchrezhdeniy i Senata / sost. K.G. Abramovich. Spb., 1899.
11. Bliokh I.S. Finansy Rossii XIX stoletiya. Istoriya -statistika: v 4 t. Spb., 1882. T. 1.
12. Vysshie i tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya Rossii 1801-1917: v 4 t. T. 2: Tsentral'nye gosudarstvennye uchrezhdeniya. Ministerstvo vnutrennikh del. Ministerstvo yustitsii. Ministerstvo finansov. Ministerstvo torgovli i promyshlennosti. Gosudarstvennyy kontrol' / sost. B.M. Vitenberg, B.F. Dodonova [i dr.]. SPb., 2001.
13. Eroshkin N.P. Istoriya gosudarstvennykh uchrezhdeniy dorevolyutsionnoy Rossii. M., 1983.
14. PSZ RI (Polnoe sobranie Zakonov Rossiyskoy imperii): v 129 t. Sobr. vtoroe. Spb., 1876. T. 69. Otd. III. Pril.
15. PSZ RI. Sobr. tret'e: v 48 t. Spb., 1893. T. 10. Otd. II. Pril.
16. Ministerstvo finansov 1802-1902: v 2 ch. / sost. P.P. Bel'movskiy. Spb., 1902. Ch. 2.
17. Departament okladnykh sborov: 1863-1913. Spb., 1913.
18. PSZ RI. Sobr. tret'e. Spb., 1899. T. 15. Otd. II. Pril.
19. PSZ RI. Sobr. vtoroe. Spb., 1902. T. 19. Otd. II. Pril.
20. PSZ RI. Sobr. tret'e. Spb., 1903. T. 21. Otd. II. Pril.
21. GAKO (Gosudarstvennyy arkhiv Kurskoy oblasti). F. 184. Op. 1. D. 5781. L. 6.
22. GAKO. F. 327. Op. 1. D. 238. L. 1.
23. Ustav o gerbovom sbore. M., 1926.
24. GAKO. F. 125. Op. 1. D. 182. L. 2.
Поступила в редакцию 24.12.2014 г.
UDC 336.225.2:352 (091) "19/20"
HIGHEST AUTHORITIES IN COLLECTION OF STAMP DUTY IN RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF 19th - EARLY 20th CENTURIES
Stanislav Evgenyevich VORODYUKHIN, Southwestern State University, Kursk, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and History of State and Law Department, e-mail: [email protected]
The evolution, structure and specificity of the highest state institutions in the collection of stamp duty in the Russian empire in the second half of 19th - early 20th centuries is considered. The research provides an overview of the Ministry of Finance, which consists of various departments, the Treasury and departments that were directly related to the mechanism of realization of stamp duty. Particular attention is paid to the special structure: the Commission to review the taxes and fees, the Department of the accountant fees, Department of indirect fees, General Directorate of indirect fees and State sales of beverages etc. These institutions are not only central executive bodies in the system of collection of data collection under review, but remained the highest state authorities in the development of the whole tax system of the Russian empire in the second half of 19th - early 20th centuries. Separate categories can be distinguished Stamp Treasury, which is an institution for the management of the hunting, delivery and sale of stamped paper, the proceeds of which had a positive trend. Biographical data given prominent figures who led the Department as the accountant fees and charges Department of indirect fees in 19th-20th centuries. The article also discusses the changes in surveillance law on stamp duty, which affected the transfer of functions for the control of levying stamp duty of one special structural organization to another.
Key words: stamp duty; Department of indirect fees; Department of the accountant fees; commission for the revision of taxes and fees; the General Directorate of indirect fees and State sales of beverages; stamp treasury.