Научная статья на тему 'Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи'

Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
900
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТЬ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / YOUTH / SOCIALIZATION / VALUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гневашева Вера Анатольевна, Сукталиева Эльмира Викторовна

В современных условиях развития общества, рыночных механизмов, глобализации экономики, а также формирования устойчивых взаимосвязей работодатель работник нового типа возникает необходимость иначе описывать и анализировать высшее профессиональное образование и высшие профессиональные учреждения, а именно как институты социализации молодежи сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Professional Education in the Value System of Contemporary Youth

Under modern conditions of social development, market mechanisms, economic globalization and the formation of stable employer-employee relationship of a new type, there is a need to describe and analyze higher vocational education and higher professional institutions in a different way, i.e. as institutions of socialization of young people today.

Текст научной работы на тему «Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи»

Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи

В. А. ГНЕНАШЕВА (Московский гуманитарный университет),

Э. В. Сукталиева (Астраханский государственный университет)*

В современных условиях развития общества, рыночных механизмов, глобализации экономики, а также формирования устойчивых взаимосвязей работодатель — работник нового типа возникает необходимость иначе описывать и анализировать высшее профессиональное образование и высшие профессиональные учреждения, а именно как институты социализации молодежи сегодня.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, молодежь, социализация, ценность.

Higher Professional Education in the Value System of Contemporary Youth

V. A. Gnevasheva

(Moscow University for the Humanities),

E. V. Suktalieva (Astrakhan State University)

Under modern conditions of social development, market mechanisms, economic globalization and the formation of stable employer-employee relationship of a new type, there is a need to describe and analyze higher vocational education and higher professional institutions in a different way, i.e. as institutions of socialization of young people today.

Keywords: higher professional education, youth, socialization, value.

С целью теоретико-методологической характеристики значимости высшего профессионального образования как социального блага в исследованиях, проведенных Центром социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета (МосГУ) совместно с кафедрой социологии МосГУ за период 2004-2010 гг., был рассмотрен вопрос трудовой социализации современной молодежи России.

Кафедра социологии МосГУ совместно с Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ по заказу Москов-

ского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» провели исследование «Особенности трудовой социализации подростков» (Трудовая социализация подростков, 2005). Цель — выявить особенности трудовой социализации несовершеннолетних подростков и разработать рекомендации для государственных органов и органов местного самоуправления города Москвы, ответственных за реализацию государственной молодежной политики.

В ходе исследования была собрана обширная эмпирическая база, состоящая из данных, полученных в результате анкетных

* Гневашева Вера Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-59-30 . Эл. адрес: [email protected]

Сукталиева Эльмира Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Астраханского государственного университета. Тел.: +7 (8512) 59-50-34. Эл. адрес: [email protected]

опросов несовершеннолетних подростков в возрасте от 14 до 18 лет, посетивших «Ярмарку вакансий» МЦТЗМ «Перспектива» (опрошено 835 респондентов), учащихся московской школы № 1903, опросов экспертов (руководителей и сотрудников ГУ МЦ «Дети улиц», префектуры СВАО и правоохранительных органов, всего опрошено 43 эксперта), наблюдения за трудом подростков на улицах, вокзалах, станциях метро, рынках, заправках города Москвы (всего собрано 59 бланков наблюдения), интервьюирования несовершеннолетних подростков (опрошено 32 респондента). В рамках исследования было проведено включенное наблюдение за деятельностью сотрудников ГУ МЦ «Дети улиц», приюта в Марьино.

По результатам исследования было определено, что на рассматриваемом этапе социализации подростков возникает противоречие во влиянии двух разных по сути институтов социализации на поведение подростов, а именно семьи и системы образования (вуза). Несмотря на стремление респондентов к получению квалификации, профессионального образования, понимание его значимости, важность сегодняшних доходов для подростков в силу их возраста и позитивного отношения института семьи к трудовой деятельности молодых людей зачастую демотивирует их учиться (получать профессиональное образование). Необходимость получения образования все же есть, но определяется она атрибутивной значимостью, т. е. получением диплома. Такая необходимость в образовании возникает в поведенческих установках молодежи несколько позже, наличие данного дополнительного атрибута — диплома — важно для повышения социального статуса молодых людей в процессе дальнейшей трудовой социализации. Все это есть итог современной ускоренной социализации подростков в силу значительных социальноэкономических трансформаций общества последних лет, частичной материализации системы ценностей молодежи.

Второе исследование — «Особенности социализации молодежи в современных ус-

ловиях». Объектом исследования являлась молодежь, принимавшая участие в выездных семинарах студенческого актива г. Москвы, проводимых Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы в рамках городской целевой программы «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.). Для сбора информации использовался анкетный опрос. Объем выборки составил 1100 респондентов.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы. Свой жизненный успех респонденты склонны определять через собственные способности, умения, знания. Мала надежда со стороны респондентов на помощь извне, хотя наличие ее в виде «собственных связей» не помешает достижению жизненного успеха. В ответах молодые люди не стремятся перекладывать ответственность за свой жизненный путь на других социальных агентов, а склонны к инициативности и самореализации.

В процессе социализации молодежи образование играет значимую роль, но степень его влияния во многом определяется ценностными установками, сформированными в семье как агенте социализации прямого воздействия. Респонденты, преследуя одну из целей успешной жизни — «иметь интересную, высокооплачиваемую работу», осознают необходимость образования для ее достижения скорее как значимого, а не достаточного фактора, тем самым определяя образование как атрибутивный фактор своей трудовой социализации.

В третьем исследовании-мониторинге «Студент Московского гуманитарного университета» (Гневашева, 2008), зафиксированы базовые характеристики трех этапов социализации студентов МосГУ под воздействием института социализации — высшего учебного заведения: первый, когда студенты, участвующие в опросе, были первокурсниками (2004 г.), второй, проведенный в 2006 г., когда те же студенты обучались уже на третьем курсе, и третий, проведенный в 2008 г., когда ранее опрашиваемые респонденты обучались на пятом курсе университета. К общим социокультурным факторам могут

быть отнесены половые и возрастные различия, которые порождают специфические со-циализационные траектории юношей и девушек, пришедших учиться в вуз в 2004 г. и проучившихся в данном учебном заведении вплоть до выпускного курса. Из многообразных институциональных факторов социализации наиболее существенным для данного исследования является учреждение высшего профессионального образования. Полученные данные следует рассматривать как материал для анализа социализационно-го воздействия университета на обучающихся в нем студентов. По мере социализации в рамках высшего учебного заведения ценностные ориентации студентов имеют тенденцию изменения, хотя значимость самого учебного заведения высшего профессионального образования как агента социализации в этом процессе крайне мала.

Трансформация социально-экономических ценностей в период реформирования российского общества существенно снизила значимость образования как экономического и социального блага, исказив некоторые его потребительские и социальные характеристики. Обсуждение вопросов образования в России сегодня в работах ученых отмечается ретрансляцией западных практик в становлении отечественной системы образования, определением образования как социальной ценности, чему способствует и процесс глобализации общественного развития. Образцы западного развития образовательных систем в совокупности с применением результатов образования для формирования качественной рабочей силы и информационно емкого производства предопределяют и государственную политику России через национальный проект «Образование» и через развитие системы инновационных и исследовательских университетов в частности, а также политику доступности образования и формирование корпоративных форм как возможности максимально приблизить предложения учебных заведений высшего профессионального образования к потребностям современного рынка труда, совре-

менной экономики. Современный сектор образовательных услуг высшего профессионального образования в мире, так же как и в РФ , вследствие повышенного спроса и законодательных возможностей формируется как система платного (за счет потребителей) и «бюджетного» высшего профессионального образования (за счет государственного бюджета в силу перераспределения налоговых поступлений, т. е. по принципу «фискальной иллюзии»). В этой связи благо «высшее профессиональное образование», реализуемое в данном рыночном секторе, может быть охарактеризовано как экономическое, включающее характеристики частного и общественного. Результаты оценки доступности высшего профессионального образования в федеральных округах РФ позволяют оценивать благо как доступное в современных экономических условиях и характеризовать спрос на благо как высокоэластичный по доходу. Стоит дополнительно отметить, что условия равновесия на рынке образовательных услуг на 50% определяются государственной системой образования, что накладывает ограничения на использование средств федерального бюджета в системе высшего образования, требует повышения эффективности государственных расходов в этом секторе, существенная доля которых — это расходы на обеспечение работников данной сферы.

В современных условиях развития инновационной экономики ключевым стал вопрос соответствия качественных характеристик рабочей силы потребностям экономики, и в частности требованиям, предъявляемым к рабочей силе на рынке труда. Рациональность поведения хозяйствующих субъектов приводит их к осознанию блага «высшее профессиональное образование» как инвестиционного инструмента с возможностью получения инвестиционного дохода.

Результаты мониторинга, провидимого Центром социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ с 2001 г. по настоящее время (Луков, 2009; Гневашева, 2011), позволяют опре-

делить характер инвестиционного поведения и отношения молодежи РФ к благу «высшее профессиональное образование» как инвестиционному ресурсу, а также определить общественное мнение потребителей блага в отношении конкретизации его как частного и общественного.

Несмотря на множественность позиций в отношении определения и оценки элитного и даже элитарного образования и значимости его в обществе как социального лифта формирования и предопределения социальных страт, процесс глобализации, в том числе и в образовательном пространстве, стирает явные дифференцированные признаки в доступности высшего профессионального образования, придавая образованию иные социально-экономические характеристики и снимая с него нагрузку социального лифта в стратификации общественных сетей.

В условиях глобализации система ценностей в тезаурусах молодых россиян приобретает все более автономный характер, выражающий стремление и возможность отстоять свою самоидентичность, а концепт «образование» в системе ценностных ориентаций молодежи несет нагрузку базовой ценности современного общества атрибутивного характера.

В поисках самого себя студенты отталкиваются от ценностных ориентаций, привитых семьей — базовым институтом социализации, и, как показывают исследования, влияющими на респондентов на очень длительном их жизненном отрезке. Семья остается для молодежи значимой ценностью, и в своей будущей жизни молодые люди стремятся к созданию собственной благополучной семьи. Не менее значимой, сформированной в процессе вторичной социализации является ценность материального благополучия, для реализации которой, как представляют сами респонденты, образование (в частности, диплом) играет не последнюю роль. Помимо диплома, респонденты видят в качестве сопутствующих факторов достижения материального благополучия поддержку родителей, наличие связей собственных и своей семьи с нужными

людьми. В ответах респондентов отношение к образованию определяется преимущественно с позиции потребительского поведения, образование воспринимается как атрибутивный фактор социального становления.

В научно-практическом аспекте типоло-гизация общества основывается на критериальном признаке, определяемом как основоположный. Поступательное движение развития общества по направлению к информационному принято рассматривать через призму знаний. По убеждениям западных ученых, «постиндустриальное общество по изначальной логике является мерито-кратией» (Белл, 1999), что определяет небольшую группу людей, которая занимает социальное положение, обусловленное не правом рождения или имущественным положением, а исключительно интеллектуальным потенциалом и способностью генерировать новое знание. Страны, наиболее активно использующие интеллектуальные ресурсы, достижения науки и техники, стимулирующие развитие инновационной деятельности, имеют дополнительный источник дохода. Глобализация современного мирового хозяйства во многом определяет интернационализацию знаний как продукт информационной сферы и образования как фактора нового типа общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белл, Д. (1999) Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. М. : Academia.

Гневашева, В. А. (2008) Студент МосГУ: со-циализационная динамика (сравнительный анализ материалов мониторинга). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Луков, Вал. А. (2006) Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2006 : по материалам социологического исследования (мониторинг, этап III). М.

Луков, С. В. (2009) Динамические оценки ценностных ориентаций студентов в системе высшего профессионального образования за

период 2001-2009 гг. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та.

Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (2005) Трудовая социализация подростков : по материалам социологического исследования : кол. монография / Д. Л. Агранат, Н. В. Васильева, В. А. Гневашева, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, Н. А. Селиверстова ; под общ. ред. А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bell, D. (1999) Griadushchee postindustrial’noe obshchestvo. Opyt sotsial’nogo prognozirovaniia / per. s angl. M. : Academia.

Gnevasheva, V. A. (2008) Student MosGU: sot-sializatsionnaia dinamika (sravnitel’nyi analiz ma-

terialov monitoringa). M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Lukov, Val. A. (2006) Pervokursnik Moskov-skogo gumanitar-nogo universiteta: god 2006 : po materialam sotsiologicheskogo is-sledovaniia (monitoring, etap III). M.

Lukov, S. V. (2009) Dinamicheskie otsenki tsen-nostnykh orien-tatsii studentov v sisteme vys-shego professional’nogo obrazovaniia za period 2001-2009 gg. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

Kovaleva, A. I., Lukov, Val. A. (2005) Trudovaia sotsializatsiia podrostkov : po materialam sotsio-logicheskogo issledovaniia : kol. monografiia / D. L. Agranat, N. V. Vasil’eva, V. A. Gnevasheva, A. I. Kovaleva, Val. A. Lukov, N. A. Seliverstova ; pod obshch. red. A. I. Kovalevoi, Val. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.