ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
DOI: 10.17805/zpu.2015.3.28
«Российский вуз глазами студентов»
В. А. Гневашева, С. В. Луков (Московский гуманитарный университет)
*
В форме энциклопедической статьи излагаются основные этапы проведения всероссийского социологического исследования «Российский вуз глазами студентов» (2000-2012 гг.) и основные результаты, полученные в ходе этого исследования, которое проводилось по типу мониторинга.
Ключевые слова: социология молодежи, студенчество, мониторинговые исследования, социологическая школа Московского гуманитарного университета, «Российский вуз глазами студентов».
оссийский вуз глазами студентов» — мониторинговое социологическое ис-
следование российского студенчества, осуществленное в 2000-2012 гг. исследователями Московского гуманитарного университета (в 2000-2003 гг. носил название Московская гуманитарно-социальная академия) при поддержке Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области (этапы исследования 2000-2009 гг.), Национального союза негосударственных вузов (этапы исследования 2004-2009 гг.), Центра социологических исследований МГУ (этапы исследования 2000-2002 гг.). Исследование было осуществлено по инициативе И. М. Ильинского, который выступил его научным руководителем на этапах 2000-2009 гг.
В программе данного исследования его целью был определен «анализ экономического положения студенческой молодежи, ее социального настроения, жизненных ориентаций, отношения к социальной реальности и активности студентов в различных сферах деятельности» (Ильинский, Бабочкин, Ушакова, 2001: 4). В соответствии с этой целью ставились следующие задачи:
— оценка студентами негосударственных и государственных вузов степени удовлетворенности своей студенческой жизнью; выявление факторов, обусловливающих выбор профессии, целей обучения, конкретного вуза и престижности его диплома, формы оплаты обучения;
* Подготовлено в рамках работы над проектом «Социология молодежи: Электронная энциклопедия» (грант РГНФ №15-03-12019/14в).
The text was prepared as part of the project "Sociology of youth: An electronic encyclopedia" (with financial support from the Russian Foundation for the Humanities, Grant No. 15-03-12019/14в).
— оценка степени удовлетворенности студентов условиями обучения, отношениями между преподавателями и студентами;
— выявление ценностно-мировоззренческих ориентаций студентов различных типов вузов, их социальной активности внутри вуза и во внешней социокультурной среде;
— анализ жизненных планов студентов различных типов вузов после окончания вуза и их мнения по дальнейшему сосуществованию секторов государственного и негосударственного высшего образования (там же).
Общий замысел исследования отражал сложившееся к началу его проведения устойчивое представление в общественном мнении существенной разницы как в социальном облике обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов, так и в самой возможности эффективно готовить специалистов в рамках системы негосударственного высшего образования. В борьбе с этим тенденциозным обобщением места и роли негосударственных вузов в функционировании социального института образования, которого в то время придерживались и многие ответственные работники органов управления образованием, представители ректорского корпуса (Ильинский, 2004а: 51—54), необходимы были аргументы, основанные на результатах сравнительных исследований студенчества вузов, относящихся к двум системам высшей школы — государственной и негосударственной, что и определило подходы к организации данного исследования. Оно проводилось как анкетный опрос по единому инструментарию.
На первом — третьем этапах (2000-2002 гг., руководитель авторского коллектива П. И. Бабочкин) исследование проводилось в московских вузах (выборка целевая, квотная, на последнем этапе отбора опрашивалась студенческая группа, объем выборки составлял 1860 чел.). Среди государственных вузов опрашивались студенты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета сервиса; Московского государственного индустриального университета. Из числа негосударственных вузов опрос проводился среди студентов Московской гуманитарно-социальной академии; Национального института бизнеса; Университета Российской академии образования; Московского банковского института; Московского института экономики, политики и права. Выбор вузов и студентов определялся соответствием профилей подготовки специалистов в государственных и негосударственных вузах. Для опроса были отобраны студенты, обучающиеся по социально-гуманитарным специальностям и направлениям подготовки в вузах, поэтому в выборке более всего представлены студенты экономических и юридических факультетов (Ильинский, Бабочкин, Ушакова, 2001: 5).
Анализ данных проводился по блокам: отношение студентов к платной форме образования; материальное положение студентов; факторы выбора вуза и профессии; отношение к учебному процессу; содержание учебного процесса и его обеспечение; условия обучения студентов; ценностный мир студента; воспитание и социальная активность студентов; взгляд в будущее. Полученные в исследовании данные позволили «осветить многие скрытые стороны вузовской и студенческой жизни, а также развеять сложившиеся мифы о секторе негосударственного образования. Например, миф о том, что там учатся только дети очень богатых родителей, знания там покупаются, так же как и дипломы, а поступают в эти вузы молодые люди с очень низким уровнем интеллекта. Все это далеко не так, поскольку многие из студентов негосударственных
вузов работают, чтобы оплатить свое обучение или заработать на жизнь. Они, как правило, более практично относятся к получению квалификации, зная о том, что для получения хорошей работы нужны хорошие знания. В то же время деньги для них не являются доминирующей ценностью, они более нацелены на самореализацию в сфере полученной специальности» (там же: 59). Подчеркивалось: «...в целом социальный облик студентов государственных и негосударственных вузов мало чем отличается, но несколько выделяются студенты государственных вузов, обучающиеся по платной форме. Они более прагматичны, имеют несколько завышенные претензии к системе образования и более других ориентированы на работу за рубежом» (там же).
Начиная с четвертого этапа (2004 г.) в организации исследования были произведены существенные изменения. Его практическое осуществление было поручено созданному в том же году в структуре Московского гуманитарного университета Институту гуманитарных исследований (с 2008 г. — Институт фундаментальных и прикладных исследований), руководителем исследования был назначен его директор Вал. А. Луков. Полностью изменился состав рабочей группы. В число организаций, оказывающих поддержку исследованию, вошел Национальный союз негосударственных вузов, созданный в 2003 г. (президент И. М. Ильинский). В этот период наметились и определенные изменения в отношениях государственной и негосударственной систем высшего образования, важнейшим свидетельством чему стало участие Российского союза ректоров в работе организационного комитета научной конференции «Высшее образование для XXI века», которая в апреле 2004 г. прошла в Московском гуманитарном университете (Ильинский, 2004Ь).
Эти обстоятельства повлекли за собой уточнение целей исследования, формулировка которых приобрела следующий вид: 1) выявить особенности мнения студентов негосударственных и государственных вузов о своих вузах и о своих послевузовских перспективах; 2) предложить для негосударственных вузов рекомендации по организации работы с учетом выявленных проблемных зон в оценках студентов (Ильинский, Луков, 2005: 14). Соответственно этому был произведен пересмотр инструментария исследования и уточнены принципы выборки, в частности указывалось: «Проведение исследования, в котором основное внимание сосредоточено на сопоставлении мнений студентов государственных и негосударственных вузов, не могло бы строиться на основе случайной выборки из генеральной совокупности студентов, обучающихся в Москве. Необходимо учитывать, во-первых, неравномерное распределение студентов в государственной и негосударственной подсистемах высшего образования; во-вторых, общую ориентацию негосударственных вузов на образовательные программы в сфере гуманитарного знания. Кроме того, необходимо вводить качественные параметры в отбор вузов. Известно, что и в государственной, и в негосударственной подсистемах высшего образования имеются свои флагманы и слабые вузы. Было бы ошибочным противопоставить сильные государственные вузы слабым негосударственным, и наоборот. Очевидно, что для прояснения реальных возможностей каждой из подсистем (в том числе и в аспекте студенческих оценок) следует обратиться к лучшим, наиболее авторитетным вузам» (там же: 14-15). Соответственно этому подходу выборка строилась как двухступенчатая, на первой ступени отобраны по пять авторитетных вузов из каждой подсистемы, а также по одному вузу из каждой подсистемы со специфической организацией образовательных программ. В выборке были представлены из числа негосударственных вузов Московский гуманитарный университет (МосГУ); Национальный институт бизнеса (НИБ); Международный юридический ин-
ститут при Минюсте РФ (МЮИ); Московская академия экономики и права (МАЭП); Институт современного искусства (ИСИ), а также Московский социально-гуманитарный институт (МСГИ), где более развита система заочного образования. В группе государственных вузов — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ); Государственный университет управления (ГУУ); Московский педагогический государственный университет (МПГУ); Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ); Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ), а также Государственный университет гуманитарных наук (при Институте США и Канады РАН) как типичный вуз при научной структуре, где есть параллель с негосударственными вузами, подобными МСГИ. На второй ступени опрос проводился в учебных группах этих вузов на очных отделениях факультетов, ведущих подготовку по гуманитарным специальностям, с исключением первых и выпускных курсов. В каждом из вузов опрашивалось примерно равное число студентов.
Общее число опрошенных студентов на четвертом этапе исследования составило 1129 человек, в том числе обучающихся в негосударственных вузах — 596, в государственных — 533.
В итоге было показано, что при всем различии состава студентов государственных и негосударственных вузов их отношение к учебе, базовые ценности, удовлетворенность студенческой жизнью, включенность в жизнь вуза, уровень материальной обеспеченности, представление о перспективах и жизненных планах имеют сходную конфигурацию. Эта конфигурация определяется особенностями социально-экономического положения, социокультурными процессами, общественными настроениями в Москве. «Отсутствие разобщенности студентов Москвы из двух групп вузов по тому, как они смотрят на жизнь, на свои перспективы, — серьезный аргумент против противопоставления негосударственных и государственных вузов», — утверждалось в отчете по итогам исследования (там же: 55). В то же время было выявлено, что студенты негосударственных вузов в меньшей степени идентифицируют себя со своим вузом, чем студенты государственных вузов. В этой связи были сформулированы соответствующие рекомендации для негосударственных вузов.
С четвертого этапа исследование стало проводиться под общим названием «Российский вуз глазами студентов» и на следующих этапах по географии вузов вышло за пределы Москвы — впервые в исследовании 2005 г., когда исследование было проведено в вузах городов Альметьевск, Вологда, Казань, Люберцы, Петрозаводск, Рязань, Самара, Сыктывкар в режиме реализации разведывательного плана исследования (Ильинский, Луков, 2006: 15). Фактически с этого времени оно приобрело характер мониторинга, поскольку на последующих этапах инструментарий и общий принцип выборки почти не менялись.
С 2006 г. организацию полевой части этих исследований возглавила В. А. Гневашева. При расширении территории исследования (в 2006 г., например, анкетный опрос студентов государственных и негосударственных вузов проводился в Белгороде, Иркутске, Краснодаре, Новосибирске, Петрозаводске, Ростове, Рязани, Сочи, Сыктывкаре, городах Московской области и др. Общее число респондентов составляло 3262 человек) сохранялся подход, согласно которому в каждом из городов в выборку включались государственные и негосударственные вузы, примерно сопоставимые по установленным параметрам. При этом в Москве на всех этапах исследования сохранялся состав вузов и общий объем выборки — примерно 1100 ед. (Луков, 2007а: 6).
С образованием в составе Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета Центра социологии молодежи проведение исследования «Российский вуз глазами студентов» стал одним из основных его научных проектов, которые были продолжены с 2008 г. также в форме реализации при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда научных проектов «Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования регионов как ресурс построения инновационной экономики» (№08-02-05503 е/И) и «Патриотизм как фактор формирования социальной идентификации российских студентов» (№ 08-03-03207 е/Р). В этих проектах продолжен анализ обширной информации по вопросам, изучавшимся в рамках исследования «Российский вуз глазами студентов». Здесь также применена утвердившаяся группировка вузов — государственные вузы Москвы (ГВМ); негосударственные вузы Москвы (НВМ); государственные и негосударственные вузы регионов (ГВР и НВР соответственно).
Всего в 2004-2009 гг. в мониторинге «Российский вуз глазами студентов» приняли участие 13 643 студента вторых — четвертых курсов гуманитарного профиля обучения.
Материалы исследования представлены в серии брошюр (Ильинский и др., 2002; Гневашева, Луков, 2007; Луков, Гневашева, 2007, 2008, 2009; Луков С., Гневашева, 2009). Данные мониторинга и аналитические статьи публиковались в журнале «Знание. Понимание. Умение» (Намлинская, 2004; Луков, 2005Ь; Ситников, 2005; Гневаше-ва, Луков, Намлинская, 2006; Гневашева, 2010Ь) и других периодических изданиях (Гневашева, 2009, 2011; Ильинский, Луков, 2009; Луков, 2004а, 2005а). Они анализируются в монографических работах по социологии образования и социологии молодежи, статьях и выступлениях на научных конференциях И. М. Ильинского, С. И. Плак-сия, Вал. А. Лукова, В. А. Гневашевой (Ильинский, 2004а; Плаксий, 2014; Луков, 2005с, 2007Ь, 2008; Гневашева, 2010а), коллективных монографиях (Социальные и культурные . , 2008; Высшее образование . , 2009; Диалог . , 2010; Государственная молодежная политика ... , 2013), зарубежных публикациях (Луков, 2004Ь; Lukov, 2007аЬ), диссертационных исследованиях (Намлинская, 2007; Биченко, 2009; Курганская, 2012; Лапшин, 2013). В частности, собранные эмпирические данные были подвергнуты специальной математической обработке в кандидатской диссертации И. Г. Биченко, и это позволило ему сделать статистически обоснованный вывод о том, что большинство студентов, несмотря на аномию, имеющую место в современном российском обществе, обладают устойчивым во времени и пространстве ценностным ядром, в которые входят ценности здоровья, семьи и взаимной любви. Альтруистические и честолюбивые устремления характеризуют группы студентов с противостоящими ценностными системами, первая из которых ориентирована на ценности социальной солидарности, для второй характерны эгоистические установки. Мотивацию к получению высшего образования определяют три группы, характеризующие мотивационные комплексы, побуждающие к обучению в вузе в условиях социальной аномии: представляющая большинство студентов группа ориентированных на работу, определяющая обучение в вузе средством на пути к исполнению профессиональных ожиданий; значительно меньшая по объему группа ориентированных на знания, для которой обучение является самоценным; малочисленная группа не ориентированных на обучение, для которой получение высшего образования мотивировано такими факторами, как нежелание служить в армии, родительское давление и др. Выявлено также, что материальная обеспеченность, являясь доминирующей ценностной ориентацией студентов и определяющей мотивации к профессиональной и учебной деятельности, крайне слабо осо-
знана ими и представляет абстрактный предмет стремления вне зависимости от их материального положения в данный момент (Биченко, 2009).
Мониторинговое исследование «Российский вуз глазами студентов» отразило основные черты научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета, оно реализовало гуманистическую концепцию молодежи, выдвинутую И. М. Ильинским (Ильинский, 2001), а также развиваемые в рамках этой научной школы теорию социализации (Ковалева, 2007, 2012) и методологический тезаурусный подход (Луков В., Луков Вл., 2013).
Лит.: Биченко, И. Г. (2009) Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 18 с.; Высшее образование и гуманитарное знание в XXI веке (2009) : монография-доклад Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета VI Международной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, МосГУ, 19-21 ноября 2009 г.) / В. А. Луков, Б. Г. Юдин, Вл. А. Луков и др. ; под общ. ред. В. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 480 с.; Гневашева, В. А. (2009) Социальный образ студенческой молодежи России // Труд и социальные отношения. № 1. С. 84-88; Гневашева, В. А. (2010а) Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 304 с.; Гневашева, В. А. (2010Ь) Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов») // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 237-241; Гневашева, В. А. (2011) Образовательный потенциал вуза — человеческий потенциал студента // Горный информационно-аналитический бюллетень. №7. С. 350-356; Гневашева, В. А., Луков, С. В. (2007) Российский вуз глазами студентов: Данные социологического исследования (этап мониторинга 2006 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 26 с.; Гневашева, В. А., Луков, С. В., Намлинская, О. О. (2006) Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189-198; Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. 714 с.; Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования (2010): Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (рук.), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева и др. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 260 с.; Ильинский, И. М. (2004а) Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 350 с.; Ильинский, И. М. (2004Ь) Вступительное слово // Высшее образование для XXI века : науч. конф., Москва, Моск. гуманит. ун-т, 22-24 апр. 2004 г. : пленарные заседания ; спец. заседание «Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы развития» (стенограмма). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 212 с. С. 12-15; Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.; Ильинский, И. М., Бабочкин, П. И., Ушакова М. В. (2001) Студенты московских вузов о системе высшего образования : по материалам социологического опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март 2001 г. М. : Социум. 61 с.; Ильинский, И. М. и др. (2002) Студенты о высшем образовании в московских вузах : по материалам третьего этапа социологического мониторинга студентов гос. и негос. вузов Москвы, март 2002 г. / И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, В. А. Черняева, М. В. Ушакова. М. : Изд-во Москов. гуманит. университета. 64 с.; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2005) Московский вуз глазами студентов : по материалам опроса студентов гос. и негос. вузов Москвы , март-апрель 2004 года. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 64 с.; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2006) Российский вуз глазами студентов : по материалам опроса студентов гос. и негос. вузов, май — июнь 2005 г. М. : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та. 88 с.; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2009) Российский вуз глазами студента // Аккредитация в образовании. Ноябрь, № 34. С. 75-77; Ковалева, А. И. (2007) Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе // Вестник Международной академии наук (Русская секция). №1. С. 73-77; Ковалева, А. И. (2012) Методологические
проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 19-24; Курганская, М. Я. (2012) Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 20 с.; Лапшин, В. А. (2013) Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М. 21 с.; Луков, В. А. (2004a) Негосударственные и государственные вузы в оценках студентов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. № 4. С. 119-127; Луков, В. А. (2004b) Ценностные ориентации студентов. Московские студенты и проблема «своего» вуза // Kry-lov А., Oberliesen R. (Hrsg.) Zukunft gestalten : Transnationaler Dialog zur Bildung und Gesellschaft. Bremen-Moskau : Verl. Nation. Business Inst. S. 131-142; Луков, В. А. (2005a) Молодежь России: в классы или на баррикады? : О состоянии и перспективах государственной молодежной политики // Вестник аналитики. № 4. С. 17-27; Луков, В. А. (2005b) Студенты Москвы: ожидание перемен? // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 183-188; Луков, В. А. (2005c) Вуз государственный vs вуз негосударственный: оценка студентов // Высшее образование для XXI века : научная конференция. Москва, 22-24 апреля 2004 г. / отв. ред. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та. С. 147-158; Луков, В. А. (2007a) Социальный облик, ценностные ориентации, мнение о своем вузе московских студентов: динамика изменений (по исследованиям, проведенным в государственных и негосударственных вузах в 2000-2007 гг.) / В. А. Луков при участии В. А. Гневашевой, С. В. Лукова, О. О. Намлинской. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 45 с.; Луков, В. А. (2007b) Студенты России: новые данные мониторинга // Высшее образование для XXI века : III Междунар. науч. конференция. Моск. гуманит. ун-т, 18-20 октября 2006 г. : доклады и материалы. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 90-95; Луков, В. А. (2008) Российский вуз глазами студентов: динамика мнений за пять лет мониторинга и выводы для негосударственных вузов // Высшее образование для XXI века : V междунар. науч. конференция. Москва, 13-15 ноября 2008 г. : доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд -во Моск. гуманит. ун-та. С. 54-58; Луков, В. А., Гневашева, В. А. (2007) Студент и вуз: российские реалии : по материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов (этап 2006 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 98 с.; Луков, В. А., Гневашева, В. А. (2008) Российский студент: социальный облик : по материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этап 2007 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 54 с.; Луков, В. А., Гне-вашева, В. А. (2009) Человеческий потенциал студента — образовательный потенциал вуза : по материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004-2008 годов). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 69 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.; Луков, С. В., Гневашева, В. А. (2009) Динамические оценки ценностных ориентаций студентов в системе высшего профессионального образования за период 2001-2009 гг. : по материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов». М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 24 с.; Намлинская, О. О. (2004) Вуз государственный vs. вуз негосударственный: московские студенты о своих вузах. Данные социологического исследования. Публикация подготовлена О. О. Намлинской // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 117-126; Намлинская, О. О. (2007) Особенности национальной идентификации молодых русских в современном российском обществе : автореф. дис. . канд. социол. наук. М. 18 с.; Плаксий, С. И. (2014) Высшее образование: вызовы и ответы. М. : Нац. ин-т бизнеса. 604 с.; Ситников, А. А. (2005) Российский вуз глазами студентов: новый этап исследования // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 170-179; Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования (2008) : Доклад Института гуманитарных исследований / В. А. Луков, В. А. Гневашева, Н. В. Захаров, Вл. А. Луков, С. В. Луков, О. О. Намлинская // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6-7 декабря 2007 г. / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 13-56; Lukov, Val. (ed.) (2007a) Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth: The Theoretical and Empirical Researches / Val. Lukov, Vl. Lukov, N. Zakharov, V. Gnevasheva, O. Namlinskaia; Ed. by Val. Lukov; Moscow Univ. for the Humanities. Institute of Humanitarian Researches. Intern. Academy of Science. — Moscow — Innsbruck: Moscow Univ. for the Humanities.
72 p.; Lukov, Val. (2007b) Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth / Val. Lukov, Vl. Lukov, N. Zakharov // Vanhala-Aniszewski M., Siilin L. (eds.). Voices and Values of Young People — Representations in Russian Media. Helsinki : University of Helsinki. P. 33-48.
/\ama nocmynMHun: 22.06.2015 г.
"RUSSIAN HEIS THROUGH STUDENTS' EYES" V. A. Gnevasheva, S. V. Lukov (Moscow University for the Humanities)
This encyclopedia article takes a second look at the national-level sociological study "Russian HEIs through students' eyes" (2000-2012), its main stages and major outcomes of this monitoring-type study.
Keywords: sociology of youth, students, monitoring studies, research school of sociology at Moscow University for the Humanities, "Russian HEIs through students' eyes".
References: Bichenko, I. G. (2009) Tsennostnye orientatsii studentov rossiiskikh vuzov v uslovi-iakh sotsial'noi anomii [Value orientations of students at Russian universities under social anomy]: Abstract, Diss... Candidate of Sociology]. Moscow. 18 p. (In Russ.).; Vysshee obrazovanie i gumani-tarnoe znanie v XXI veke (2009) : monografiia-doklad Instituta fundamental'nykh i prikladnykh issledovanii Moskovskogo gumanitarnogo universiteta VI Mezhdunarodnoi konferentsii «Vysshee obrazovanie dlia XXI veka» (Moskva, MosGU, 19-21 noiabria 2009 g.) [Higher education and humanitarian knowledge in 21st century: a monographic report of the Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities, 6th International Conference "Higher education for the 21st century" (Moscow University for the Humanities, November 19-21, 2009)] / V. A. Lukov, B. G. Iudin, Vl. A. Lukov et al.; ed. by V. A. Lukov i Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities. 480 p. (In Russ.); Gnevasheva, V. A. (2009) Sotsial'nyi obraz studen-cheskoi molodezhi Rossii [Social portrait of Russia's student youth]. Trud i sotsial'nye otnosheniia, no. 1, pp. 84-88 (In Russ.); Gnevasheva, V. A. (2010a) Sotsial'nye i kul'turnye tsennostnye orientat-sii rossiiskoi molodezhi [Social and cultural value orientations of Russia's youth]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 304 p. (In Russ.); Gnevasheva, V. A. (2010b) Tipologiia obraztsov inves-titsionnogo povedeniia molodezhi Rossii (po rezul'tatam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov») [The typology of patterns of investment behavior in Russia's youth (outcomes of a monitoring study "Russian HEI through students' eyes"). Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 237-241 (In Russ.); Gnevasheva, V. A. (2011) Obrazovatel'nyi potentsial vuza — chelovecheskii potentsial studen-ta [Educational potential of a HEI - a student's human potential]. Gornyi informatsionno-analiti-cheskii biulleten', no. 7, pp. 350-356 (In Russ.); Gnevasheva, V. A. and Lukov, S. V. (2007) Rossiiskii vuz glazami studentov: Dannye sotsiologicheskogo issledovaniia (etap monitoringa 2006 goda) [Russian HEIs through students' eyes: Outcomes of a sociological study (the 2006 monitoring)]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 26 p. (In Russ.); Gnevasheva, V. A., Lukov, S. V. and Namlinskaia, O. O. (2006) Rossiiskii vuz glazami studentov: dannye VI etapa (2006 g.) [Russian HEIs through students' eyes: outcomes of stage 6 (2006)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 189-198 (In Russ.); Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii [State youth policy: Russian and global implementation practices in innovation potential society of the new generations] (2013) / ed. by Val.
A. Lukov. Moscow. 714 p. (In Russ.); Dialog organizatsionnykh kul'tur v sozdanii obshcheevropei-skogo prostranstva vysshego obrazovaniia: Realizatsiia printsipov Bolonskogo protsessa v mezh-dunarodnykh obrazovatel'nykh programmakh s uchastiem Rossii [The dialogue of organization cultures in building a common European space of higher education: Implementing the Bologna process principles in international educational programs with Russia's participation] (2010) / S. V. Lukov,
B. N. Gaidin, V. A. Gnevasheva et al. Moscow, Moscow University for the Humanities. 260 p. (In Russ.); Il'inskii, I. M. (2004a) Negosudarstvennye vuzy Rossii: opyt samoidentifikatsii [Non-state HEIs in Russia: an experience of self-identification]. Moscow, Moscow University for the Humanities.
350 p. (In Russ.); Il'inskii, I. M. (2004b) Vstupitel'noe slovo [Introduction]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : nauch. konf, Moskva, Mosk. gumanit. un-t, 22-24 apr. 2004 g. : plenarnye zase-daniia; spetp. zasedanie «Negosudarstvennoe vysshee obrazovanie v Rossii: sostoianie i perspektivy razvitiia» (stenogramma) [Higher education for the 21st century: Conference at the Moscow University for the Humanities, April 22-24, 2004: Plenary session, Special session "Non-state higher education in Russia: current state and development prospects" (transcript)]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 212 p. Pp. 12-15 (In Russ.); Il'inskii, I. M. (2001) Molodezh' i molo-dezhnaia politika [Youth and youth policy]. Moscow, Golos. 694 p. (In Russ.); Il'inskii, I. M., Ba-bochkin, P. I. and Ushakova M. V. (2001) Studenty moskovskikh vuzov o sisteme vysshego obrazo-vaniia : po materialam sotsiologicheskogo oprosa studentov gosudarstvennykh i negosudarstven-nykh vuzov Moskvy, mart 2001 g. [Students at Moscow HEIs on the system of higher education: an opinion poll of students at state and non-state Moscow HEIs]. Moscow, Sotsium. 61 p. (In Russ.); Il'inskii, I. M. et al. (2002) Studenty o vysshem obrazovanii v moskovskikh vuzakh : po materialam tret'ego etapa sotsiologicheskogo monitoringa studentov gos. i negos. vuzov Moskvy, mart 2002 g. [Students on higher education at Moscow HEIs: Stage 3 of sociological monitoring of students at state and non-state Moscow HEIs, March 2002] / I. M. Il'inskii, P. I. Babochkin, V. A. Cherniaeva and M. V. Ushakova. Moscow, Moscow State University for the Humanities. 64 p. (In Russ.); Il'inskii, I. M. and Lukov, V. A. (2005) Moskovskii vuz glazami studentov : po materialam oprosa studentov gos. i negos. vuzov Moskvy , mart-aprel' 2004 goda [Moscow HEIs through students' eyes: an opinion poll of students at state and non-state Moscow HEIs, March - April 2004] Moscow, Moscow University for the Humanities. 64 p. (In Russ.); Il'inskii, I. M. and Lukov, V. A. (2006) Rossiiskii vuz glazami studentov : po materialam oprosa studentov gos. i negos. vuzov, mai — iiun' 2005 g. [Russian HEIs through students' eyes: an opinion poll of students at state and non-state HEIs, May-June 2005]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 88 p. (In Russ.); Il'inskii, I. M. and Lukov, V. A. (2009) Rossiiskii vuz glazami studenta [Russian HEIs through students' eyes]. Akkreditatsiia v obrazovanii. November, no. 34, pp. 75-77; Kovaleva, A. I. (2007) Problemy rezul'tativnosti sotsializatsii molodezhi v izmeniaiushchemsia obshchestve [Problems of efficiency of socialization of youth in transforming society]. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia), no. 1, pp. 73-77; Kovaleva, A. I. (2012) Metodologicheskie problemy issledovaniia sotsializatsii [Methodological issues of socialization studies]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 19-24; Kurganskaia, M. Ia. (2012) Patrioticheskie tsennostnye orientatsii rossiiskoi studencheskoi molodezhi [Patriotic value orientations of student youth] : Abstract of Diss... Candidate of Sociology]. Moscow. 20 p. (In Russ.); Lap-shin, V. A. (2013) Chelovecheskii potentsial molodezhi kak istochnik sotsiokul'turnykh izmenenii [Human potential of youth as a source of sociocultural transformation] : Abstract of Diss. Candidate of Sociology. Moscow. 21 p. (In Russ.); Lukov, V. A. (2004a) Negosudarstvennye i gosudarstvennye vuzy v otsenkakh studentov [Non-state and state HEIs in students' assessments]. Vestnik Moskov-skogo universiteta, ser. 18. Sotsiologiia i politologiia, no. 4, pp. 119-127; Lukov, V. A. (2004b) Tsennostnye orientatsii studentov. Moskovskie studenty i problema «svoego» vuza [Students' value orientations. Moscow students and the problems of 'home' university]. In: Krylov A., Oberliesen R. (Hrsg.) Zukunft gestalten : Transnationaler Dialog zur Bildung und Gesellschaft. Bremen-Moskau, Verl. National Institute of Business. Pp. 131-142; Lukov, V. A. (2005a) Molodezh' Rossii: v klassy ili na barrikady? : O sostoianii i perspektivakh gosudarstvennoi molodezhnoi politiki [Russia's youth: schoolrooms or barricades? On the current state and prospects of state youth policy]. Vestnik anali-tiki, no. 4, pp. 17-27; Lukov, V. A. (2005b) Studenty Moskvy: ozhidanie peremen? [Moscow students: Waiting for change?]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 183-188 (In Russ.); Lukov, V. A. (2005c) Vuz gosudarstvennyi vs vuz negosudarstvennyi: otsenka studentov [State vs. non-state HEIs: student evaluations]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : nauchnaia konferentsiia. Moskva, 22-24 ap-relia 2004 g. [Higher education for the 21st century: conference. Moscow, 22-24 April, 2004] / ed. by I. M. Il'inskii. Moscow, Moscow University for the Humanities. Pp. 147-158 (In Russ.); Lukov, V. A. (2007a) Sotsial'nyi oblik, tsennostnye orientatsii, mnenie o svoem vuze moskovskikh studentov: dinamika izmenenii (po issledovaniiam, provedennym v gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzakh v 2000-2007 gg.) [Social portrait, value orientations, and opinions on 'home' university by Mos-
cow students: the dynamics of change (opinion polls held at state and non-state HEIs in 2000-2007)] / V. A. Lukov, V. A. Gnevasheva, S. V. Lukov, O. O. Namlinskaia. Moscow, Moscow University for the Humanities. 45 p. (In Russ.); Lukov, V. A. (2007b) Studenty Rossii: novye dannye monitoringa [Russian students: new monitoring data]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : III Mezhdunar. nauch. konferentsiia. Mosk. gumanit. un-t, 18-20 oktiabria 2006 g. : doklady i materialy [Higher education for 21st century. 3rd international conference. Moscow University for the Humanities, 18-20 October 2006: Papers and proceedings]. Moscow, Moscow University for the Humanities. Pp. 90-95 (In Russ.); Lukov, V. A. (2008) Rossiiskii vuz glazami studentov: dinamika mnenii za piat' let monitoringa i vyvody dlia negosudarstvennykh vuzov [Russian HEIs through students' eyes: opinion change through 5 years of monitoring and the conclusions for non-state HEIs]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : V mezhdunar. nauch. konferentsiia. Moskva, 13-15 noiabria 2008 g. : doklady i materialy [Higher education for 21st century: 5th international conference, Moscow, November 13-15, 2008: Papers and proceedings] / ed. by I. M. Il'inskii, Val. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities. Pp. 54-58 (In Russ.); Lukov, V. A. and Gnevasheva, V. A. (2007) Student i vuz: rossii-skie realii : po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov" (etap 2006 goda) [Students and the university: Russian realities (monitoring study "Russian HEIs through students' eyes, the 2006 stage)]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 98 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Gnevasheva, V. A. (2008) Rossiiskii student: sotsial'nyi oblik : po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov » (etap 2007 goda) [Russian students: a social portrait: monitoring study "Russian HEIs through students' eyes (the 2007 stage)]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 54 p.; Lukov, V. A. and Gnevasheva, V. A. (2009) Chelovecheskii potentsial studenta — obrazo-vatel'nyi potentsial vuza : po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov » (etapy 2004-2008 godov) [Students' human potential and the university's educational capabilities: monitoring study 'Russian HEIs through students' eyes" (the 2004-2008 stages)]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 69 p.; Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurus-nyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: Thesaurus approach to conceptualization of man and his/her world]. Moscow, National Institute of Business. 640 p.; Lukov, S. V. and Gnevasheva, V. A. (2009) Dinamicheskie otsenki tsennostnykh orientatsii studentov v sisteme vys-shego professional'nogo obrazovaniia za period 2001-2009 gg. : po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov» [Dynamic nuances of students' value orientations in the system of higher education in 2001-2009: monitoring study "Russian HEIs through students' eyes"]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 24 p. (In Russ.); Namlinskaia, O. O. (2004) Vuz gosudarstven-nyi vs. vuz negosudarstvennyi: moskovskie studenty o svoikh vuzakh. Dannye sotsiologicheskogo issle-dovaniia [State vs. non-state HEIs: Moscow students on 'home' universities: Sociological study data]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 117-126; Namlinskaia, O. O. (2007) Osobennosti natsion-al'noi identifikatsii molodykh russkikh v sovremennom rossiiskom obshchestve [National identification of Russian youth in contemporary Russian society] : Abstract of Diss... Candidate of Sociology. Moscow. 18 p. (In Russ.); Plaksii, S. I. (2014) Vysshee obrazovanie: vyzovy i otvety [Higher education: challenges and responses]. Moscow, National Institute of Business. 604 p.; Sitnikov, A. A. (2005) Ros-siiskii vuz glazami studentov: novyi etap issledovaniia [Russian HEIs through students' eyes: a new stage of the study]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 170-179; Sotsial'nye i kul'turnye tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi: teoreticheskie i empiricheskie issledovaniia (2008) : Do-klad Instituta gumanitarnykh issledovanii [Social and cultural value orientations of Russian youth: theoretical and empirical studies: A report by the Institute of Humanitarian Studies] / V. A. Lukov,
V. A. Gnevasheva, N. V. Zakharov, Vl. A. Lukov, S. V. Lukov, O. O. Namlinskaia. In: Obraz rossiiskoi molodezhi v sovremennom mire: ee samosoznanie i sotsiokul'turnye orientiry : doklady i materialy Vseros. nauch. konferentsii, Moskva, 6-7 dekabria 2007 g. [Russian youth in contemporary world: their self-consciousness and sociocultural reference points] / ed. by Val. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities. Pp. 13-56 (In Russ.); Lukov, Val. (ed.) (2007a) Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth: The Theoretical and Empirical Researches / Val. Lukov,
VI. Lukov, N. Zakharov, V. Gnevasheva and O. Namlinskaia; ed. by Val. Lukov; Moscow Univ. for the Humanities, Institute of Humanitarian Researches, Intern. Academy of Science. Moscow, Innsbruck,
Moscow Univ. for the Humanities. 72 p.; Lukov, Val. (2007b) Social and Cultural Value Orientations of Russian Youth / Val. Lukov, Vl. Lukov, N. Zakharov. In: Vanhala-Aniszewski M., Siilin L. (eds.) Voices and Values of Young People — Representations in Russian Media. Helsinki, University of Helsinki. Pp. 33-48.
Submission date: 22.06.2015.
Гневашева Вера Анатольевна — доктор экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: vera_cos@rambler.ru
Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, магистр социальной работы (Германия), заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: sv-lukov@rambler.ru
Gnevasheva Vera Anatolievna, Doctor of Economics, Associate Professor, Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: vera_cos@rambler.ru
Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Sociology, Master of Social Work (Germany), Deputy director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: sv-lukov@rambler.ru