Научная статья на тему 'Высшее педагогическое образование России её надежда или «Черная дыра» бюджета?'

Высшее педагогическое образование России её надежда или «Черная дыра» бюджета? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION / CONTEMPORARY EDUCATIONAL SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редлих С. М.

В статье поднимаются проблемы современной системы образования в России, в частности системы профессионального педагогического образования. Обсуждаются причины непопулярности высшего педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Pedagogical Education in Russia its Hope or Black Hole of the Budget?1

The paper raises contemporary problems of the educational system of Russia, in particular, the system of professional pedagogical education. Reasons of low popularity of the higher pedagogical education are discussed.

Текст научной работы на тему «Высшее педагогическое образование России её надежда или «Черная дыра» бюджета?»

нечном итоге сделать то, что не умеют другие. Полученное в вузе образование является базой для саморазвития, успешной миграции в широком пространстве профессиональной деятельности и правильном реагировании на его изменения, например, на изменение ролей, которые играют разные субъекты образовательного деятельности (школьник уже становится не учеником, а делателем самого себя, учитель из главного источника знаний становится навигатором в море знаний, директор роль начальника меняет на роль менеджера и т. д.).

«В информационную эпоху существует представление, что знания надо копить как деньги на кредитную карту. Чтобы было, что по-

том оттуда взять. Иначе скажут: «Ваша карточка не принимается» [1]. К этому, однако, следует добавить, что могут не принять не только пустую карточку, но и ту, на которой лежит никому не нужная, не конвертируемая валюта.

В заключение разговора о современном образовании можно напомнить хорошо известную истину - Ноев ковчег был построен до того, как наступил всемирный потоп.

1. Спиваковский В. Образовательный взрыв. - Киев; ИФ МУВЦ «Гранд-Экспо», 2011.

2. Фельтдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогиче-ских исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Педагогика. - 7. - 2010. - С. 3-11.

3. Бордовский Г. А. Педагогический университет XXI века. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 108 с.

4. Бордовский Г. А. Избранное. Т.2. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 302 с.

УДК / UDC 378 С. М. Редлих. доктор педагогических наук, профессор, ректор

Кузбасской государственной педагогической академии, г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, kuzspa@yandex.ru

Sergey Redlikh, Doctor of pedagogics, professor, rector of Kuzbass State Pedagogical Academy, Russia, Novokuznetsk, kuzspa@yandex.ru

ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ - ЕЁ НАДЕЖДА ИЛИ «ЧЕРНАЯ ДЫРА» БЮДЖЕТА? HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA - ITS HOPE OR BLACK HOLE OF THE BUDGET?

В статье поднимаются проблемы современной системы образования в России, в частности системы профессионального педагогического образования. Обсуждаются причины непопулярности высшего педагогического образования.

The paper raises contemporary problems of the educational system of Russia, in particular, the system of professional pedagogical education. Reasons of low popularity of the higher pedagogical education are discussed.

Ключевые слова: педагогическое образование, высшее педагогическое образование, современная система образования России.

Keywords: pedagogical education,

higher pedagogical education, contemporary educational system of Russia.

Давно известно, что у удачи, как правило, нет недостатка в родителях, а вот неудача

- всегда сирота. У России в последнее время как-то слабовато с экономическими дости-

жениями. Но, слава богу, причина наконец-то найдена - отечественная система образования. В чем основная причина трудностей тоже выявлено - это система подготовки педагогов, говоря проще, система педагогических вузов. Что же инкриминируется педагогическим вузам? На наш взгляд, основные претензии сводятся к следующим:

1. Педвузы - самые слабые вузы в России, которые не в состоянии обеспечить необходимое качество подготовки учителя.

2. В соответствии с пунктом первым педвузы не пользуются спросом у абитуриентов, поэтому абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ поступают в другие вузы, а педагогические специальности по причине отсутствия конкурса заполняются в основном людьми случайными, зачастую неспособными к обучению.

3. Выпускники педагогических вузов не хотят работать по специальности, как следствие

- подготовка педагогов не является эффективным вложением государственных средств.

4. Люди, получившие педагогическое об-

разование, впоследствии об этом очень сожалеют, поскольку оно недоброкачественное и невостребованное по самой своей сути. Своим существованием педагогические вузы реально только обманывают профессиональные ожидания молодежи.

5. Учителем может быть любой человек, прошедший минимальные психолого-педаго-гические курсы, или даже просто хороший специалист в какой-либо области.

Работы [1, 5] говорят о том, что это не совсем так, впереди в этом рейтинге сельскохозяйственные и инженерные вузы, а вот «рыжие» почему-то педагогические.

Когда говорят о плохом качестве подготовки выпускников педвузов, сразу возникает много вопросов. Одними безобразиями в подготовке учителя в педвузах этого не объяснишь, не генетическая же это особенность профессорско-преподавательского состава. Во-первых, сюда вносят лепту и другие вузы, тоже готовящие учителей, во-вторых, поскольку социально-экономический рейтинг учителя в России крайне низок, в отличие от стран с процветающими системами образования, на педагогические специальности идет не лучшая часть молодежи. А та, что идет, далеко не всегда связывает свое будущее с работой в образовании. К примеру, проведенные исследования в КузГПА показывают устойчивую высокую отрицательную корреляцию между академическими успехами студентов педагогов и желанием идти работать в систему образования. С некоторой долей юмора можно утверждать, что чем лучше готовят педвузы, тем хуже для российской системы образования. Министр советует вузам усилить профориентационную работу, и это правильно. Вот только действующая технология вступительных экзаменов не позволяет педвузам учитывать при поступлении педагогическую одаренность школьников. А пока школьники и родители нас благодарят: «Спасибо дорогие, что вы помогли нам подготовиться к сдаче ЕГЭ и поступить в другие вузы».

Когда о плохом качестве подготовки выпускников говорят официальные представители, они как минимум лукавят. Качество специалиста определяется содержанием образования, процессами и процедурой итоговых испытаний. Все эти параметры довольно строго регламентированы учредителем, и если студент в этих условиях получил диплом, сле-

довательно, уровень его подготовки отвечает заложенным требованиям. Таким образом, качество педагогического образования, как и любого другого, это системная характеристика российского профессионального образования. Поэтому, если мы хотим его изменить, необходимы системные изменения: усилить финансирование, изменить содержание образования, которое к тому же еще необходимо и разработать, апробировать, насытить современным оборудованием... и получить другого специалиста.

Безусловно, важным является и осознание того факта, что современному образованию нужен и иной учитель, и здесь должна сказать свое слово педагогическая наука, но наука серьезная, а не приложение к бухучету. Вызывают тревогу пути, которыми это предполагается достигнуть. Если отбросить риторику и реверансы, то это ликвидация педагогических вузов: либо преобразование их в центры (что это такое широкой общественности пока неведомо], либо превращение в факультеты университетов. При этом никто внятно не доказал, что выпускник университета - это лучший учитель. В лучшем случае идет ссылка на зарубежный опыт, но опять-таки нет объективных данных о том, что российский учитель плохо смотрится по сравнению со своими зарубежными коллегами, скорее, наоборот, о чем говорят проводимые профессиональные конкурсы среди учителей. Так, к примеру, совсем недавно выпускник педвуза - математик - оказался на международном конкурсе учителей математики вторым. «Оказывается, мы готовим лучших в мире учителей математики! Можно говорить, что педагогические вузы справляются со своей основной задачей». - прозревает наконец-то И. В. Абанкина [1]. Можно, конечно, согласиться, что университеты дают более фундаментальную подготовку и как специалисты, ориентирующиеся в научном направлении, выпускники университета посильнее, однако профессионалам известно, что в смысле знаний предмета к российскому учителю особых нареканий нет, есть вопросы к психолого-педагогической подготовке, но в университетах с этим еще проблематичнее. Точку зрения о том,что у выпускника физика и учителя физики разные задачи, к примеру, поддержал в одном из предвыборных выступлений и премьер-министр России В. В. Путин. Поэтому скорее всего в результате исчезновения педвузов ситуация с подготовкой учителей в России еще более ухудшится.

Об этом, кстати, говорит и российский опыт, и опыт стран ближнего зарубежья. После ликвидации педвузов у наших соседей (Хакассия, Тыва] к нам потоком пошли письма с заявками на учителей, а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после ликвидации педвузов был вынужден снова открыть несколько педагогических университетов, придав им статус национальных. Единственное известное широкой общественности внятное объяснение выбора данного пути развития педагогического образования дано О. Н. Смолиным. Это объяснение носит чисто экономический, точнее бухгалтерский характер, и заключается в цене вопроса. Выбран путь не только исключающий дополнительные затраты, но и обещающий заметную экономию.

Что же делать? На наш взгляд, необходимо вкладывать серьезные ресурсы в педагогическую науку, в учителя, в систему образования, в том числе и педагогического. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, жестко и справедливо критикуется недостаточная научная проработка содержания педагогического образования, с другой стороны, ресурсов на педагогическую науку не находится. К примеру, среди исследовательских университетов нет ни одного педагогического, зато четыре авиационных. И это притом, что вся авиапромышленность России выпустила в прошлом году около 15 гражданских самолетов. И дело здесь не в слабости педагогических вузов, а в позиции государства. Так, РПГУ в рейтинге Потанина вошел в пятерку лучших вузов страны, а, по мнению профессорского собрания г. Санкт Петербурга, пару лет назад обошел классический университет. Однако в статусе «исследовательский университет» ему было отказано. А ведь все самое лучшее должно быть в педвузах. На наш взгляд, пришла пора осознать, что педвузы конечно не готовят будущих лауреатов Нобелевских премий, но их готовят их выпускники - учителя.

В рамках повышения профессиональнопедагогической компетентности выпускников интересный путь предложен РПГУ им. А. И. Герцена - это создание распределенного университета, который позволил бы сконцентрировать лучшие педагогические силы России, а наработанные технологии распространить на всю систему высшего педагогического образования. Цели, стоящие перед сетевым университетом, могли бы выглядеть примерно так:

• обеспечение высокого качества подго-

товки педагогов;

• создание распределенной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и научно-методического сопровождения непрерывной системы педагогического образования с региональными зонами ответственности;

• создание консолидированной базы интеллектуальных ресурсов;

• анализ реального рынка педагогического труда и прогнозирование его развития в среднесрочной и дальнесрочной перспективе;

• формирование кадрового ресурса для обеспечения эффективной работы каждого из участников прежде всего по программам магистратуры, аспирантуры и докторантуры;

• создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей;

• создание единого (общего] образовательного пространства вузов путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», новых форм межвузовского сотрудничества;

• организация международного сотрудничества в области учебно-методической и научно-исследовательской деятельности, направленная на совершенствование педагогического образования и научных исследований;

• повышение роли педагогического образования и педагогической науки, превращение педвузов в крупные центры подготовки учителей;

• решение вопросов социального развития вузов-участников, улучшение социального положения студентов, преподавателей, аспирантов и других категорий сотрудников каждого вуза-участника; обмен методами и технологиями обучения, использование и развитие гибких методов обучения при реализации образовательных программ (современные информационные технологии, дистанционное обучение и т. д.]; развитие сотрудничества в области издательской деятельности, включая электронные публикации.

В результате - значительный прирост компетенций в области коммуникаций, студент хорошо представляет возможности и перспективы развития, реально видит, что нужно делать практически, растет его творческая активность. Студенты ощущают себя частицей профессионального сообщества и очень дорожат его репутацией, а вуз в их глазах становится

все более похожим на Alma mater.

Наша позиция - в каждом деле студент что-то должен сделать сам, что-то добавить, оставить добрый след, концентрироваться не только на критике, но и на деятельности.

1. Абанкина И. В. Резких колебаний не будет // Ректор вуза. - 2G12. - № 1.

2. Гимпельсон В. Е. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников, Т. С. Карабчук, З. А. Рыжикова, Т. А. Беляк // Alma mater. - 2GG9. № - 1G.

3. Никандров Н. Д. От введения у нас бакалавриата и магистратуры больше всех выиграют США. Учительская газета. - 2GG9. - № 2З.

4. Образование и работа: работать ли по специальности? (по результатам интернет опроса) // Alma mater. - 2GG9. - № 1G.

5. Редлих С. М. Подготовка бакалавров и магистров в системе педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2GG9. - № 1.

UDC 008 Vladimir Alalykin-lzvekov, Philosophy Doctor (Ph.D.], Representative of

the International Society for the Comparative Study of Civilization (ISCSC] in Russia and Europe, vlad_ai@yahoo.com

civilizational science: from sorokin to huntington, and beyond

Keywords: Civilization Science,

Macroculturology, Microculturology,

Macrophilosophy, Macromythology,

Macrolinguistics, Macropolitology, Unified Theory of Evolution of Cultures and Civilizations, Supercivilization, Mechanism of Cultural Selection, Central Cultural System, Differential Cultural System, Adjusted Cultural System, Antagonistic Cultural System

ABSTRACT

The publication highlights the legacy of such eminent theorists of civilization as Pitirim Sorokin and Samuel Huntington and offers a number of new approaches to the studies of cultures and civilizations. For the first time the notions of macroculturology, microculturology, macrophilosophy, macromythology,

macrolinguistics, macropolitology, unified theory of evolution of cultures and civilizations, supercivilization, central cultural system, differential cultural system, adjusted cultural system, antagonistic cultural system, mechanism of cultural selection and other relevant concepts are introduced.

ACKNOWLEDGEMENTS

The author would like to express a sincere gratitude to Ms. Miroslava Vomela for her generous and timely help with the computer graphics design.

CIVILIZATION SCIENCE - AN OLD AND A NEW FIELD

The elusive phenomenon of civilization occupied minds of some of the most distinguished thinkers of all times. The

honorable list includes such illustrious names as Ibn Khaldun, Giambattista Vico, Voltaire, Jean-Jacques Rousseau, Mary Shelly, Comte August de Gobineau, Nikolai Danilevsky, Oswald Spengler, Nikolai Berdyaev, H.G. Wells, Arnold Toynbee, Sigmund Freud, Carl Jung, Fernand Braudel, Pitirim Sorokin, Carroll Quigley and Samuel Huntington among many others. An outstanding cohort of contemporary scholars is presently contributing immeasurably to the studies of civilization. Among them are Mathew Melko, David Wilkinson, Andrew Targowski, Laina Holzman-Farhat, Stephen Blaha, Lee Snyder, Joseph Drew, Walter Benesch and many others. Civilizations are perceived and analyzed as societies, "social organisms,” histories, economies, ways of thought, geographical areas, "waves” of progress, cultures, ideologies, "cycles,” cultural supersystems, networks, world-systems, ecumenes, congeries, etc.

Envisioning an extensive field of expertise dedicated to the multifaceted phenomenon of civilization and based on the scientific laws and principles, we proposed to differentiate between civilization studies and civilization science in 1998 (Alalykin-Izvekov 2008]]. The civilization studies could include, for instance, such descriptive disciplines as macrophilosophy, macrohistory, macromythology and

macrolinguistics, while civilization science would encompass macrosociology, macroculturology, macropolitology, macroeconomics and other global scientific fields. The idea seems to be successfully taking hold among other scholars of civilization. As recently as in 2009, for example, David Wilkinson noted that "the study of civilizations as macrosocial systems can be, and begins to be, a part of science, as well as of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.