программы переподготовки, которые связаны с новыми рынками труда. Поэтому нам нужно быть готовыми к этому.
Таким образом, и система образования, и Россия выйдут, с точки зрения и общества, и экономики, совершенно в другом
состоянии из всех кризисных ситуаций, если процесс взаимодействия, на примере государственно-частного партнёрства и социальной ответственности будет реализован на практике, механизмы описаны и внедрены.
УДК^^ 001.5
В. Н. Алалыкин-Извеков,
кандидат педагогических наук, Представитель Международного Общества Сравнительного Изучения Цивилизации (|SCSC) в России и Европе, vlad_ai@yahoo.com
ЦИВИЛИЗАЦИОНИКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ
Публикация объясняет смену парадигмы в изучении цивилизации путем описания развивающейся глобальной междисциплинарной области - Цивилизационики.
Ключевые слова: цивилизационика
ВВЕДЕНИЕ
В течение столетий, особенно в период после Второй мировой войны, появлялась структура научных и образовательных дисциплин: 1. гуманитарных (история, философия, литература и т.д.) 2. социальных (социология, экономика и т.д.) 3. естественных (геология, биология, ботаника и т.д.) 4. точных наук (математика, физика и т.д.) 5. прикладных (архитектура, медицина и т.д.). В последнее время, вероятно, под влиянием процессов глобализации, эта система претерпевает значительную реструктуризацию. Появляется целая категория глобальных наук, например, наука о планете, о космосе, о компьютерах, о климате, о Земле, о военных, о полиции, о еде и т.д. И это, фактически, гигантские междисциплинарные области, которые могут включать в себя многие существовавшие до сих пор науки и учения, так же как и образовывать новые направления в них.
В середине 90-х мы представили
смену парадигмы в изучении цивилизации, предложив такое междисциплинарное направление как цивилизационика (АШук'т-^е^: 2008; А1а1уИп-^е^: 2009 а, Ь).
ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ О ЦИВИЛИЗАЦИИ
Используя как основу достижения выдающихся институтов цивилизации (Alalykin-Izvekov: 2008; Alalykin-Izvekov: 2009 a, Ь), мы разработали теоретическое и практическое содержание нового направления, представили его Модель (Alalykin-Izvekov: 2009 a), предложили Список цивилизационных дисциплин и наук (Alalykin-Izvekov: 2009 a), а также их Матрицу (Alalykin-Izvekov: 2009 a). В сфере науки о цивилизации мы предложили новую науку макрокультурологию, которую мы определили как науку о цивилизациях как глобальных культурах (Alalykin-Izvekov: 2009
a, Ь). В области науки макрокультурологии мы разработали Целостную теорию эволюции культур и цивилизаций, а также предложили структуры и динамику развития примитивной культуры, субкультуры, культуры, цивилизации и суперцивилизации. Мы далее представили эволюцию культур и цивилизаций в ряде компьютеризированных моделей и предложили предположения относительно алгоритма их развития (Alalykin-Izvekov: 2009 Ь). В настоящее время мы разрабатываем
Единую теорию эволюции обществ и цивилизаций, в рамках которой мы предлагаем Модель эволюции цивилизаций как глобальных и/или комплексных обществ. Продолжающееся развитие цивилизационных исследований подтверждает концепцию науки о цивилизации как на практике, так и в теории. Например, когда мы изначально выдвигали ее концепцию, помимо теоретических постулатов был предложен ряд практических направлений, таких как предложение создать хранилище величайших сокровищ цивилизации в безопасных подземных помещениях. Возможным последствием этого предложения в настоящее время становятся многочисленные инициативы по созданию подземных и цифровых хранилищ сокровищ цивилизации, например, при крупных национальных библиотеках по всему миру.
Впечатляющие исследования, связанные с цивилизацией, и курсы, реализуемые в университетах и исследовательских центрах в России, Европе и США, соответствуют вышеизложенному и подтверждают валидность науки о цивилизации как развивающейся научной области. В России, где общество отвергло так называемый «формационный» (феодализм, капитализм, коммунизм и т.д.) философский взгляд, в последнее время возник всплеск интереса к цивилизационной парадигме. Библиотеки и книжные магазины полны новых изданий и публикаций. По всей стране открывается ряд научных центров, соотнесенных с цивилизацией. Например, Международный центр П. Сорокина и
Н. Кондратьевам (глава Ю. В. Яковец) в настоящее время разрабатывает свое виденье науки о цивилизации, которую называют Ци-вилиография. В марте 2009 г. был основан Центр изучения Сорокина в Сыктывкарском государственном университете, а в феврале 2010 г. открыта российско-американская научно-исследовательская лаборатория «Цивилизация. Культура. Образование» под руководством М. П. Пальянова в Кузбасской государственной педагогической академии.
В последнее время был представлены обязательные курсы по новой научной дисциплине культурологи в каждой российской школе, каждом техникуме и университете. Эти курсы основаны на работе цивили-
зационных классиков, таких как Ибн Халдун, Джамбаттиста Вико, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Мэри Шелли, А. де Гобино, Н. Данилевский, Фридрих Ницше, Освальд Шпенглер,
Н. А. Бердяев, Л. И. Мечников, Г. Дж. Уэллс, Арнольд Тоинби, Лесли Уайт, Альфред Кре-бер, Зигмунд Фрейд, Альберт Швейцер, Карл Юнг, Фернан Бродель, Питирим Сорокин, Ю. М. Лотман, Кэрролл Куигли и Самуэль Хантингтон, помимо прочих.
В Вильнюсе, Литва, Центр сравнительного изучения цивилизаций и культур (в составе Института культуры, философии и искусства) под руководством Йоланты Сиркайте и Антона Андрияускаса проводит обширное изучение эволюции и взаимодействия культур и цивилизаций.
В США Международное общество сравнительного изучения цивилизаций, основанное помимо прочих выдающихся ученых Питиримом Сорокиным и в настоящее время возглавляемое Эндрю Тарговски, является центром цивилизационных исследований в течение почти 50 лет. Мировая история (учебная дисциплина, появившаяся в 1980-х и основанная на последних достижениях цивилизационной теории) постепенно заменяют доминирующий курс о Западной цивилизации в программах школ, колледжей и университетов. Центр Фернана Броделя в Государственном университете Нью-Йорка под руководством профессора Ричарда Е. Ли продолжает развивать подходы выдающихся французских ученых к изучению цивилизаций как глобальных, сложных, долговременных социокультурных единств. Программа по еврейской цивилизации в Университете Джорджтауна в Вашингтоне по руководством Жака Берлинерблау представляет собой интересный пример направления по изучению и представлению культурных, религиозных, политических, философских, литературных и научных корней и сложностей еврейской, китайской, исламской, африканской и других древних цивилизаций в их тотальности и целостности.
Таким образом, порой под разными названиями наука о цивилизации быстро становится частью образовательного дискурса в России (цивилиография, исследования теории цивилизации, курсы культурологи), Евро-
пе (сравнительное изучение цивилизаций и культур) и США (изучение мировой истории, программы по еврейской, китайской, исламской, африканской и другим цивилизациям). В различных проявлениях продолжается развитие новой глобальной научной области, которая включает, как мы увидели в середине 90-х, макро-исторический, мета-историче-ский, макро-социологический, макро-футуро-логический, макро-культурологический, ма-кро-экономический и многие другие смежные подходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Появление новой междисциплинарной научной области отражает актуальную социальную потребность в многостороннем глубоком изучении глобальных социокультурных, а также естественных и абстрактных явлений и воспроизводит парадигму изменений в науке. Появление цивилизационики воспроизводит такое изменение в науках, относящихся к изучению цивилизаций.
2. В своих публикациях мы представили ряд положений теории цивилизациони-ки. Например, для выдающихся институтов цивилизации как глобальных культур мы предложили оригинальные теории и концепции, включая макро-культурологию, единую теорию эволюции культур и цивилизаций, список и матрицу цивилизационных наук и дисциплин, модели эволюции культур и цивилизаций; выдвинули структуру и динамику примитивной культуры, субкультуры, культуры, цивилизации и суперцивилизации, а также объяснили алгоритм их развития. Также были представлены другие релевантные теории и концепции.
3. В настоящее время мы разрабатываем объединенную теорию эволюции цивилизаций и обществ, в рамках которой мы предлагаем модель эволюции цивилизаций как глобальных или/и сложных обществ.
4. Эти теории и концепции могут объяснить ряд многолетних дилемм человечества, в том числе актуальных современных глобальных проблем.
5. Предложенные теории и концепции могут найти практическое применение, например, в анализе будущего, моделировании, прогнозировании, ролевых, имитацион-
ных и деловых играх, создании сценариев, анализе тенденций, экстраполяции, прогнозировании по аналогии и тестировании различных сициокультурных представлений о будущем.
6. Предложенные теории и концепции могут быть использованы на более продвинутом уровне высшего образования, например, в курсах макро-истории, макро-социологии, макро-политологии, макро-культурологии, макро-лингвистики, макро-этики, макро-теологии, макро-мифологии и т.д.
7. Исследования, дисциплины и практические направления, связанные с цивилизацией, во всем мире (например, в России, Европе и США) соответствуют сказанному выше и подтверждают валидность цивили-зационики как развивающейся глобальной междисциплинарной научной области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Alalykin-Izvekov, V. (2008) [with a coauthor] Civilization(s) Science and Its Practical Applications. Abstracts of the ISCSC 38th World Conference. Saint John, New Brunswick, Canada: University of New Brunswick.
2. Alalykin-Izvekov, V. (2009 a). Development of Macro-Approaches to the Studies of Civilizations and Their Applications in the 21 Century Higher Education. Professional Education in Russia and Abroad, 1 (1), 27-30.
3. Alalykin-Izvekov, V. (2009 b) From Sorokin to Huntington and Beyond - Civilizations in Times of Change, Transition and Crisis. - 2009 ISCSC Kalamazoo Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, ISCSC Press.
YflK/UDC 001.5
Vladimir N. Alalykin-Izvekov,
Philosophy Doctor (Ph.D.), Representative of the International Society for the Comparative Study of Civilization (ISCSC) in Russia and Europe. vlad_ai@yahoo.com
CIVILIZATION SCIENCE AS AN EMERGING INTERDISCIPLINARY FIELD
The publication explains a paradigm shift in civilization studies by describing an emerging global interdisciplinary field - Civilization Science.
Key Words: Civilization Science.
INTRODUCTION
Through the centuries and especially during the post-World War II period a certain familiar structure of the scientific and academic disciplines has emerged: 1. Humanities (History, Philosophy, Literature, etc.) 2. Social Sciences (Sociology, Economics, etc.) 3. Natural Sciences (Geology, Biology, Botany, etc.) 4. Formal Sciences (Mathematics, Physics, etc.) 5. Applied Sciences (Architecture, Medicine, etc.). Presently, most probably under the influence of globalization, this system is undergoing a major restructuring. The whole new category of global «sciences» is emerging, for example Planetary Science, Space Science, Computer Science, Climate Science, Earth Science, Military Science, Police Science, Food Science, and so forth. Those are, in fact, gigantic interdisciplinary fields, which may include many of the previously existed studies and sciences, as well as the brand new ones.
In the mid-90s we have introduced a paradigm shift in civilization studies by proposing such interdisciplinary field - Civilization Science or, in Russian, Цивилизационика (Alalykin-Izvekov: 2008; Alalykin-Izvekov: 2009 a, b).
EVOLUTION OF CIVILIZATION SCIENCE
Using achievements of the outstanding civilization scholars as a foundation (Alalykin-Izvekov: 2008; Alalykin-Izvekov: 2009 a, b), we have developed theoretic and practical applications of the new field, introduced its Model (Alalykin-Izvekov: 2009 a), proposed a List of the civilization studies and sciences
(Alalykin-Izvekov: 2009 a), as well as their Matrix (Alalykin-Izvekov: 2009 a). Within the realm of Civilization Science we proposed a new science of Macroculturology which we defined as a science of civilizations as global cultures (Alalykin-Izvekov: 2009 a, b). In the field of the science of Macroculturology we developed the Unified Theory of Evolution of Cultures and Civilizations, as well as offered structures and dynamics of a primitive culture, subculture, culture, civilization and a supercivilization. We further presented the evolution of cultures and civilizations in a number of computerized models and offered propositions regarding the pattern of their development (Alalykin-Izvekov: 2009 b). Presently, we are developing a Unified Theory of Evolution of Societies and Civilizations, within which we are proposing a Model of Evolution of Civilizations as Global and/or Complex Societies.
Ongoing developments in civilizational research and studies seem to affirm the concept of Civilization Science both in practice and theory. For example, when we initially proposed its concept, we have offered, in addition to theoretical postulates, a number of practical applications such as a proposal to create depositories of the greatest treasures of civilization in safe underground facilities. As a possible consequence of this proposition, multiple initiatives of underground and digital depositories of civilizational treasures are presently being advanced, for instance, by the great national libraries of the world.
The impressive civilization-related research and study efforts currently underway in universities and research centers in Russia, Europe, and the USA also appear to conform to thepremises and confirm the validity of Civilization Science as an emerging interdisciplinary field. In Russia, where the society has discarded the so called «formational» (feudalism, capitalism,
communism, etc.) philosophical outlook, there has been recently nothing less than a gigantic explosion of interest to the civilizational paradigm. The libraries and bookstores there are presently bursting with new publications and studies. A number of civilization-related academic centers have been opened throughout the country. For instance, the P. Sorokin - N. Kondratieff International Institute under the leadership of Yu.V. Yakovets is presently developing their own version of Civilization Science which they call ^BMnuorpa^MH. In March, 2009 the Sorokin Research Center has been established in the Syktyvkar State University, and in February, 2010 launching of the Russian-American Scientific and Research Laboratory "Civilization. Culture. Education” under the leadership of M.P. Palyanov is expected in the Kuzbass State Pedagogical Academy.
Lately, mandatory courses of a new scientific discipline - Culturology were introduced in every Russian school, every college and every university. The courses appear to be based on the works of civilization classics such as Ibn Khaldun, Giambattista Vico, Voltaire, Jean-Jacques Rousseau, Mary Shelly, Comte August de Gobineau, N.Y. Danilevsky, Friedrich Nietzsche, Oswald Spengler, N.A. Berdyaev, L.I. Mechnikov, H.G. Wells, Arnold Toynbee, Leslie White, Alfred Kroeber, Sigmund Freud, Albert Schweitzer, Carl Jung, Fernand Braudel, Pitirim Sorokin, Y M. Lotman, Carroll Quigley, and Samuel Huntington among many others.
In Vilnius, Lithuania The Center for Comparative Studies of Civilizations and Cultures (as a part of the Institute of Culture, Philosophy and Art) under the leadership of Jolanta Sirkaite and Anton Andrijauskas is conducting extensive research on the evolution and interaction of cultures and civilizations.
In the US, the International Society for the Comparative Study of Civilization (ISCSC), founded among other distinguished scholars by Pitirim Sorokin and presently under the leadership of Andrew Targowski, has been a hub of civilizational research for almost 50 years. The World History (an academic discipline which emerged in the 1980s and is based on the latest achievements of civilization theory) courses are gradually replacing once predominant courses on Western Civilization in
the school, college and university curricula. The Fernand Braudel Center of the State University of New York under the leadership of Professor Richard E. Lee is continuing development of the prominent French scholar’s approach to the studies of civilizations as global, complex, long-term sociocultural entities. The Program for Jewish Civilization (PJC) at the Georgetown University in Washington, D.C. under the tutelage of Jacques Berlinerblau represents an interesting example of a trend to explore and present the cultural, religious, political, philosophical, literary, and scientific roots and accomplishments of the Jewish, Chinese, Islamic, African, and other ancient civilizations in their totality and wholeness.
Thus, sometimes under different names, Civilizational Science is quickly becoming a part of the academic discourse in Russia (Цивили-ография, Research in Civilizational Theory, Courses on Culturology), Europe (Comparative Studies of Civilizations and Cultures), and the USA (World-Historic Studies, Programs of Jewish, Chinese, Islamic, African, and other civilizations). In its various manifestations it presently constitutes an emerging global scientific field which includes within its boundaries, as we have envisioned in the mid-90s, the macro-historical, meta-historical, macro-sociological, macro-futurological, macro-culturological, macro-economical, world-systemic and many other related approaches.
CONCLUSIONS
1. Emergence of the new multidisciplinary scientific fields reflects an urgent social need for a comprehensive, in-depth study of global sociocultural as well as natural and abstract phenomena and represents a paradigm shift in science. The emergence of Civilization Science (Цивилизационика) represents such a paradigm shift in the civilization-related research.
2. In our publications we have developed a number of the Civilization Science’s theoretic premises. For example, to advance scholarship of civilizations as global cultures, we proposed original theories and concepts, including the science of Macroculturology, the Unified Theory of Evolution of Cultures and Civilizations, a List and a Matrix of the Civilization studies and sciences, Models of the civilizations-cultures
evolution; suggested structures and dynamics of a primitive culture, subculture, culture,
civilization and a supercivilization, as well as explained the pattern of their development. Other relevant new concepts and theories have been introduced as well.
3. Presently, we are developing a Unified Theory of Evolution of Civilizations-Societies, within which we are proposing a Model of Evolution of Civilizations as Global and/or Complex Societies.
4. Those theories and concepts could provide explanations to a number of perennial dilemmas of humanity, including the urgent global problems of today.
5. Proposed theories and concepts may
find multiple practical applications, for example, in futures analysis, modeling, forecasting, role-, simulation-, and business-games, scenario creation, trend analysis, extrapolation, forecasting by analogy and testing of various socio-cultural designs of the future.
6. Offered concepts and theories may
be also applicable on the advanced levels of higher education, for example in the courses of Macrohistory, Macrosociology, Macropolitology, Macroculturology, Macrolinguistics, Macroethics, Macrotheology, Macromythology, etc.
7. Civilization-related research, studies and practical applications elsewhere in the world (for example, in Russia, Europe, and the USA) conform to the premises and confirm the validity of Civilization Science as an emerging global interdisciplinary scientific field.
REFERENCES
1. Alalykin-Izvekov, V. (2008) [with a coauthor] Civilization(s) Science and Its Practical Applications. Abstracts of the ISCSC 38th World Conference. Saint John, New Brunswick, Canada: University of New Brunswick.
2. Alalykin-Izvekov, V. (2009 a). Development of Macro-Approaches to the Studies of Civilizations and Their Applications in the 21 Century Higher Education. Professional Education in Russia and Abroad, 1 (1), 27-30.
3. Alalykin-Izvekov, V. (2009 b) From Sorokin to Huntington and Beyond - Civilizations in Times of Change, Transition and Crisis. - 2009 ISCSC Kalamazoo Conference Proceedings, International Society for the Comparative Study of Civilizations, ISCSC Press.
УДК/UDC 377:378(470) И.П. Смирнов,
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник НИИ развития профессионального образования (г.Москва), ips@list.ru
Smirnov Igor,
Doctor of Philosophy, Professor, Corresponding Member of RAE, Senior Scientific Officer Scientific Research Institute of Vocational Education Development (Moscow), ips@list.ru
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: (2000-2010 ГОДЫ)
SOCIAL TRENDS OF VOCATIONAL EDUCATION (2000-2010)
В статье дан сравнительный анализ социальных тенденций в среде обучающихся системы начального и среднего профессионального образования за период с 2000 до 2010 года.
The article provides comparative analysis of social tendencies in the system of primary and secondary vocational education from 2000 till 2010.
Ключевые слова: профессиональное образование, системность, социологические исследования, образование, сословность, социальный портрет.
Keywords: vocational education,
systematization, sociological researches, education, class society, social portrait.