рошенные не будут советовать учиться в этом же вузе или вообще в России, - расизм и национализм, плохие бытовые условия в общежитиях, а также проблемы с качеством получаемой профессиональной подготовки.
Намерение остаться в России на некоторое время после окончания учебы высказали 22,6% опрошенных, а 7,7% хотели бы остаться в России жить и работать на постоянной основе.
Совокупные доходы, которые получила российская экономика от очного, а также заочного обучения китайских студентов, стажеров и аспирантов, в 2008/2009 акад. г. составили 3 741 млн. руб., или 124,7 млн. долл., из которых 44,2% - плата за обучение, а 55,8% - повседневные расходы китайских граждан на питание, проживание, транспорт, досуг и т.д. Иначе говоря, один китайский студент принёс экономике РФ доход в среднем в 7 тыс. долл. США.
AREFIEVA. CHINESE STUDENTS IN RUSSIA
Based on statistics and results of sociological research, the article provides analysis of the basic trends in training of the China citizens in the Russian higher education institutions in 2006/2007-2008/2009 academic years, including analysis of the basic training forms and specialties, various types of educational institutions, federal districts and cities of the Russian Federation. Opinions of Chinese students about quality of professional education in Russian higher school, perspectives of employment with Russians diplomas are presented. The generalizing data of incomes of the national economics giving by tuition and fees living expenses from China students are resulted also.
Keywords: Chinese students, Russian higher education institutions, statistical data, sociological research.
Н.Б. КИРИЛЛОВА, доцент Академия труда и социальных отношений
Высшее образование во Франции: смена институциональной парадигмы
Описывается стратегическая цель реформ высшего образования во Франции - увеличить число студентов вузов и повысить качество подготовки в них. Отмечена смена парадигмы в организации высшего образования.
Ключевые слова: высшие школы, система университетов, научно-образовательные кластеры, молодые университетские предприятия.
разуют 13 американских, 5 английских, по
Осенью 2010 г. французские СМИ запестрели сообщениями об инициативе министра высшего образования и науки Валери Пекресс, которая выразила давно зревшее недовольство системой рейтингования европейских университетов. По ее убеждению, тот факт, что в большинстве рейтингов на первые места выходят американские и английские вузы, заставляет усомниться в надежности основных показателей их деятельности. Так, в рейтинге специального приложения к газете «Таймс» в 2009 г. первую двадцатку из 200 вузов об-
одному австралийскому и канадскому университету; лишь Швейцарский федеральный технологический институт делит 20-е место с одним из английских вузов. Московский госуниверситет поднялся на 155-е место - большой прогресс по сравнению с 183-м местом в 2008 г.
Конечно, недовольство англо-американской системой рейтингования испытывают многие национальные университеты, но лишь французы рискнули бросить ей вызов и выступили с инициативой создания
континентальной системы рейтингования, позволяющей давать более адекватные оценки той же Сорбонне, Московскому или Берлинскому университетам. Они сделали это потому, что осуществляют цикл реформ высшего образования, ориентированных на повышение его качества, но проводят их не по англо-американским образцам. Вызов системе рейтингования - это одно из проявлений смены парадигмы высшего образования в стране, заложившей основы университетского образования еще в средние века и до сих пор придерживающейся его стандартов.
В одном из интервью Валери Пекресс отметила, что реформа в целом и Закон 2007 г. «О свободе и ответственности университетов » в частности затронули и высшее образование, и науку, приведя к появлению структур нового типа - научно-образовательных кластеров. В соответствии с законом об автономии университетов им было предоставлено право определять свою стратегию и завязывать сотрудничество как с научными организациями, так и с бизнес-структурами [1, с. 4].
На состоявшемся 7 октября 2010 г. Российско-французском форуме ректоров вузов ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий подчеркнул, что понятие «автономия» не чуждо и нашей системе образования, реформирование которой также ориентировано на интеграцию образования с наукой. «Сейчас "автономия" становится ключевым словом реформ. Только она меняет содержание, переходя из области академической - нематериальной - во вполне материальную - финансовую », - отметил ректор первого отечественного автономного вуза. Правда, он же предупредил, что если грубо приравнивать знание к товару, то можно потерять качество и того и другого. Именно поэтому столь настоятельна потребность в диалоге представителей двух систем образования и обобщении совокупного опыта [2].
Система образования Франции на начало второго десятилетия XXI в. продолжает характеризоваться такими параметрами, как бесплатность (конечно же, не тоталь-
ная), идеологическая нейтральность(в сочетании с подчеркнуто светским характером обучения), централизация управления (при том, что доля частного сектора в начальном звене выросла до 16,9%, а в высшем - до 14% - цифры, еще за десятилетие до этого трудно представимые). В стране имеется около 80 университетов, 15 институтов вне университетов и высших школ, 4 высшие нормальные школы, Коллеж де Франс и два государственных вуза административного характера - Политехническая школа и Школа Лувра. Ежегодно на образование расходуется 6,1% ВВП [3].
Стратегическая цель реформы высшего образования - увеличить число студентов и повысить качество вузовской подготовки, о чем постоянно говорит президент Н. Саркози. Конечно, эта цель выглядит неким абстрактным благим пожеланием и признается любой страной. Важно учитывать, однако, средства и пути ее достижения, включая довольно непривычные меры по оптимизации учебного процесса, а именно: сокращение числа преподавателей, резкое увеличение доли научных исследований в вузах, коммерциализация академических разработок.
Надо отметить, что смена образовательной парадигмы во Франции происходит не в первый раз - и, как всегда, не безболезненно. Не следует забывать: большинство европейских университетов основывались по примеру Сорбонны, учрежденной сразу после северо-итальянских университетов в XII в. XVII век стал временем появления академий - сначала общенациональной (1630-1632), а затем провинциальных, и это новшество было в дальнейшем воспринято остальной Европой. Наконец, резкая смена образовательной парадигмы произошла во времена Великой французской революции, когда взамен университетов учреждалась система высших школ.
Что касается современности, то сообщения о студенческих протестах, об активности профсоюзов, объединяющих преподавателей высшей школы, об опасениях по поводу подчинения науки бизнесу, о «кра-
хе академических традиций Франции» не сходят со страниц газет. По призыву Национального координационного совета университетов Франции со 2 февраля 2009 г. большинство вузов начали бессрочную забастовку, выражая протест против изменения статуса преподавателей и введения новых форм контроля за их деятельностью, но правительство жестко придерживалось заявленного курса. «Образовательные структуры должны доказывать свою рентабельность, - заявил 22 января того же года Н. Саркози, - вы имеете право изучать античную литературу, но налогоплательщик не обязан вам за это платить». Такого рода аргументы звучат сегодня довольно часто, но, по мнению академического сообщества, неуместны.
Законом предполагается разделение преподавателей на «публикующихся»и «не-публикующихся»; для вторых учебная нагрузка увеличивается вдвое. Оценку эффективности университетов предполагается осуществлять по таким критериям, как количество выпускников, получивших дипломы (на некоторых факультетах ранее отсеивалась едва ли не половина поступивших, теперь их следует удерживать), количество успешно устроившихся на работу, число публикаций преподавателей в престижных изданиях. Чем ниже эти показатели, тем меньше дотаций будет получать вуз.
Малоприемлемой вузовскому сообществу представляется и реформа педагогического высшего образования, предполагающая постепенное закрытие специальных институтов подготовки и повышения квалификации учителей и форсированное введение магистерских программ по педагогике в университетах [4]. В целом реформы обвиняются в скороспелости и противоречивости. Так, автономия грозит снижением госфинансирования вузов - и это без гарантий от бизнес-структур. Ранее преподаватели вузов как госслужащие получали равную зарплату от министерства, автономия же предполагает, что вузы сами должны изыскивать себе средства для оплаты труда преподавателей. В итоге, говорят противники образо-
вательной политики Саркози, между университетами возникнет не столько конкуренция, сколько фиксируемое по финансовым параметрам неравенство, а ряд научных школ попросту вымрут.
Такие опасения, безусловно, правомерны - парадоксы развития любой национальной системы образования это демонстрируют. Студенческое протестное движение 1968 г. завершилось появлением в 1969 г. новой бюрократической структуры - министерства по делам университетов. Поистине, неплохая иллюстрация к знаменитому лозунгу тогдашних бунтарей: «Будьте реалистами - требуйте невозможного»... Вот и призывы к автономии университетов могут привести всего лишь к смене субъекта доминирования: государство уступит место структурам большого бизнеса. Поэтому опасения студентов и преподавателей в этом плане далеко не беспочвенны.
Один из ведущих социологов Франции Мишель Вьевьорка в своем анализе ключевых документов реформирования высшего образования страны подчеркивает, что установка на различие - в формах обучения, способах управления, средствах контактирования с социальными агентствами, включая бизнес-структуры, - в целом обладает более высокими показателями продуктивности, чем установка на централизацию [5].
В числе мер по оптимизации системы высшего образования страны он отмечает следующие:
• необходимость поддержки студентов, направляемых в технические вузы;
• упорядочение процесса профессионализации, для чего следует проверять не только теоретические знания, но и практические способности;
• укрепление у студентов мотивации к учёбе и развитие у них лидерских качеств;
• активное привлечение лицеистов к знакомству с университетами.
Необходимо также создание условий обучения для работающих студентов - выходцев из эмигрантов. Нужно индивидуализировать процесс обучения, оказывая
помощь студентам, испытывающим жизненные трудности. Нужна работа с родителями, которые должны участвовать в безболезненном переходе детей из лицея в вузы при реализации принципа непрерывности образования [5, р. 209].
Немного статистики. К концу первого десятилетия нового века во Франции насчитывалось около 15 млн. школьников и студентов, что близко к четверти ее населения. Если в начале 1980-х гг. здесь было 1,2 млн. студентов, то в начале 2000-х студенчество превысило 2 млн. человек. В системе образования (школьные педагоги и университетские преподаватели) занята примерно половина всех госслужащих. Однако в 19751995 гг. бакалаврами становились три четверти всех 18-летних французов, а к 2010 г. таковых насчитывается всего лишь две трети. Из этого числа только 85% пойдет в вузы для продолжения образования [6].
Может быть, поэтому курс на реформы принял столь жесткий характер: французское государство не может допустить утери высшей школой своей репутации авторитетного интеллектуального центра.
Президент Н. Саркози не только по-своему выразил недовольство многих французов сложившейся ситуацией в системе высшего образования и науки, но и резко ускорил процессы ее реорганизации, начавшиеся с 2005 г. Не исключено, что его цели - довести число бакалавров с 66 до 80% от всех выпускников, а число ученых, занятых в государственных структурах, до одной трети [7] - предполагались и его предшественником на президентском посту. Ведь именно тогда был принят к обсуждению Пакт о научных исследованиях, ориентированный на интеграцию науки в рыночную экономику и свертывавший фундаментальные исследования (ученые назвали его «антинаучным пактом » и выдвигали лозунги спасения науки). С тех пор все большее число ученых работают по контрактам, отходя от прочных государственных гарантий. Тогда же был запущен проект закона об автономии университетов, принятого два года спустя.
Заслугой Саркози считается осуществление подобных решений форсированными методами. Как раз при нем две трети вузов Франции получили автономию, а к 2020 г. таковыми станут все. Это значит, что с ними будет заключен контракт, в соответствии с которым одна пятая выделяемых средств будет напрямую зависеть от эффективности их работы как научных центров. Что касается преподавательского состава, то он будет сокращен вдвое - в основном за счет того, что не будут заниматься места уходящих на пенсию.
Что же взамен? - Научно-образовательные кластеры, объединяющие высшие учебные заведения и исследовательские центры в целях продуктивного сотрудничества и при поддержке бизнес-структур. Они будут выдавать дипломы магистров и докторов, а их объединения смогут вырабатывать свои научные стратегии. Именно такие кластеры выиграли высокие места в конкурсе проектов в рамках «Национальной научно-инновационной стратегии» (2009 г.) по направлениям биотехнологии, экологии, ИКТ.
Резко усилила свои позиции сеть институтов Карно, включающая 33 исследова-тельско-учебные структуры со штатом 13 тыс. ученых и консолидированным бюджетом в 1,3 млрд. евро [8]. С опорой на них начала работу программа «Молодое университетское предприятие», в соответствии с которой специалисты - в основном молодые преподаватели и исследователи, а также студенты - занимаются предпринимательской деятельностью на правах «развивающегося инновационного предприятия».
Историческая справка: сеть университетов названа именем Карно (1753-1823) -великого французского ученого и государственного деятеля, организатора образования и военного дела на новых основаниях. Именно он вместе с другими великими учеными - Кондорсе и Лавуазье - стоял у истоков создания системы высших школ, в частности Нормальной и Политехнической школ, учрежденных соответственно в 1794 и 1795 гг. Высшие школы во многом обес-
печили славу французской науки и до сих пор являются наиболее престижными вузами страны.
Характерно, что в начале 1830-х гг. сенсимонисты планировали создать политехническую школу для рабочих, следуя идее А. Сен-Симона о ведущей роли науки в развитии общества и привлекая к работе в ней видных ученых. И хотя эта инициатива ограничилась сенсимонистскими чтениями для рабочих [9, с. 303-304], фактически она может считаться первым шагом к системе всеобщего высшего образования, проекты которого реализуются уже в начале XXI в.
«Нужно поддерживать исследование важных для страны технических дисциплин», «античную риторику следует изучать за собственные средства» - эти неоднократные заявления Н. Саркози вторят лозунгам университетоборцев времен Великой французской революции. Однако серьезные аналитики справедливо полагают, что у прикладной науки чаще всего «короткое дыхание», а если к тому же на нее оказывают давление бизнес-структуры, то научное исследование может превратиться в малопродуктивный алгоритм. Такова может быть плата за реформы, ориентированные на то, чтобы урезать расходы государства на высшее образование, стимулируя развитие в нем платных услуг.
Так будет ли принят европейским университетским сообществом вызов французского министра как своего рода внешнеполитическое проявление глубокого и сложного процесса смены парадигм в высшем образовании страны? На наш взгляд, будет - и новый рейтинг вузов появится. Суть дела в том, что массивное вбрасывание финансовых средств, включая мощные частные инвестиции, в высшее образование во
Франции осуществляется по американским лекалам. В то же время от централизованных методов управления, в рамках которого ранее всегда решались все сложные проблемы, страна также не отказывается - примеры соответствующих решений в деле регуляции миграции или пенсионной реформы демонстрируют это с достаточной уверенностью.
Есть основания поэтому полагать, что прокламируемая смена парадигм обернется скорее их наложением, как это уже было во времена Великой французской революции: высшие школы укрепляли свои позиции за счет университетов, но в первой половине XIX в. вернулась и запрещенная декретами университетская система. И если такое наложение удастся, то система высшего образования Франции выйдет на лидерские позиции, причем не только в Европе.
Литература
1. Пекресс В. Хороший амортизатор в пери-
од кризиса и трамплин для последующего развития // Коммерсант. 2010. 2 июня.
2. http://www.msu.ru/news/official/2010/ vasfrance.pdf
3. Institute national de la statistique et des etudes
économiques. Paris, 2010.
4. Семенова Ю.И. Профессиональная педа-
гогическая подготовка учителей во Франции // Высшее образование в России. 2009. №10. C. 126-132.
5. Wieviorka M. La diversite. Rapport a la Ministre de l'Enseignment superieur et de la Recherche sur la Diversite. Paris, 2008.
6. http://uni-versity. info/France
7. http://nanonewsnet.ru. 2010. 2 июня.
8. Поиск. 2006. 9 октября.
9. Кожокин Е.М. История бедного капита-
лизма. М.: РОССПЭН, 2005.
KIRILLOVA N. HIGHER EDUCATION IN FRANCE: CHANGING OF INSTITUTIONAL PARADIGM
The author analyzes the strategic aim of higher education current reform in France which consists in increasing the number of students and improving the education quality. Special attention is given to the paradigm change in higher education organization and the economic autonomy of higher education institutions.
Keywords: higher school, university system, education-research clusters, university enterprises, university autonomy.